Первая конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 года. Она возвела в закон признание равенства и суверенности всех наций и стала образцом для конституций других национальных советских республик. "Совершенно добровольно, без лжи и железа, будет расти эта федерация, и она несокрушима"1 - так гениально предопределил В. И. Ленин, в 3918 г. развитие Российской Федерации.
Успешная работа по строительству советского государства, по оформлению и созданию на территории бывшей России национальных советских республик, последовательное осуществление большевистской национальной политики обеспечили русскому пролетариату поддержку и помощь трудящихся национальных окраин в борьбе против белогвардейцев и интервентов. В огне гражданской войны закалился и окреп союз народов России, перед которым оказались бессильными объединённые полчища внешней и внутренней контрреволюции. В процессе государственного оформления национальных республик и областей были найдены многообразные эластичные формы советской федерации, отражавшие разнообразие ступеней экономического, политического и культурного развития отдельных народов, населявших территорию бывшей царской России. Так была разработана структура государственных взаимоотношений национальных автономных областей и национальных автономных республик в пределах Российской Федерации. Новая форма объединения равноправных советских национальных республик, сохраняющая их независимость и самостоятельность, была намечена в Закавказской федерации, в союзных договорах Украины, Белоруссии и других республик с РСФСР. В них были определены области хозяйственной, политической и военной деятельности. Предстояло завершить многообразие федеративных связей и форм, найденных в процессе становления советских республик, созданием союзного государства советских социалистических республик, в котором бы сочеталась в неразрывное целое задача укрепления могущества и силы союзного государства с задачей хозяйственного, экономического, политического и культурного развития отдельных республик.
В 1922 г., после окончания гражданской войны и освобождения всей советской территории от белогвардейцев и интервентов, в народных массах советских республик особенно усилилось движение за создание более тесного объединения советских республик, за объединение их в единое союзное государство. На многолюдных собраниях рабочих, крестьян, интеллигенции в Закавказье, на Украине, в Белоруссии с небывалым энтузиазмом поддерживалась идея объединения советских республик в единое союзное государство.
Состоявшееся летом 1922 г. совещание ответственных работников договорных советских республик (Украины, Белоруссии, Закавказской федерации) в соответствии с широким народным движением за их объе-
1 Ленин. Соч. Т. XXII, стр. 224.
динение высказалось за переход к созданию Союза Республик2 . Для разработки этого вопроса была образована комиссия ЦК РКП(б), в которую вошли представители всех союзных советских республик. Комиссию возглавил И. В. Сталин.
Самое близкое участие в работах комиссии, несмотря на болезнь, принимал В. И. Ленин. Вместе с И. В. Сталиным он разрабатывал план и основные принципы объединения республик, беседовал с И. В. Сталиным о работах комиссии.
23 - 24 сентября в Москве комиссия обсудила предложенный И. В. Сталиным проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками3 . В окончательной редакции, за подписями членов комиссии И. В. Сталина, Г. К. Орджоникидзе, А. Ф. Мясникова и В. М, Молотов а, проект был внесён на обсуждение пленума ЦК РКП(б)4 . В I § проекта был чётко сформулирован принцип равенства объединяющихся республик, добровольный характер объединения и предлагалось название Союза - "Союз Социалистических Советских Республик". Проект в общих чертах намечал основы конституции будущего Союза Республик, исходя из основной идеи создания единого союзного государства с центральными союзными органами, способными осуществить это единство на деле. В нём был разработан план построения союзного многонационального государства на основе равенства объединяющихся национальных советских социалистических республик, который открывал новую ступень в развитии советской федерации.
6 октября проект И. В. Сталина, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотова и Мясникова обсуждался пленумом ЦК РКП(б). Ленин на заседании пленума отсутствовал по болезни, но сохранилась его записка, написанная в день заседания. Она показывает, какое большое значение придавал Владимир Ильич объединению республик и формированию решений в духе равноправия и дружбы народов, которое исключало бы малейшую возможность проявления в создаваемом союзе великодержавного великорусского шовинизма. "Великорусскому шовинизму объявляю бой не на жизнь, а на смерть, - писал Ленин. - ...Надо абсолютно настоять, чтобы в союзном ВЦИКе председательствовали по очереди русский, украинец, грузин и т. д. Абсолютно!". Внизу на записке Ленина И. В. Сталин приписал: "Правильно"5 .
Пленум ЦК РКП(б) заслушал доклад И. В. Сталина от комиссии по вопросу о взаимоотношениях между РСФСР и независимыми республиками, утвердил проект резолюции, представленный И. В. Сталиным, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотовым и А. Ф. Мясниковым, и создал комиссию во главе с И. В. Сталиным для руководства подготовительной работой по объединению советских республик в единое союзное государство и по созыву I съезда Советов СССР6 .
Идея созыва съезда встретила горячую поддержку трудящихся масс всех советских республик.
18 ноября в "Правде" была опубликована беседа корреспондента "Правды" с И. В. Сталиным по вопросу об объединении независимых национальных республик. Впервые на страницах центральной печати был конкретно поставлен вопрос о форме объединения и структуре высших органов власти и управления Союза Республик. И. В. Сталин показал, что инициатива движения за объединение принадлежит самим республикам, что оно прошло в своём развитии уже две фазы. Первая (1918 - 1921),
2 2-я партконференция коммунистических организаций Закавказья. Доклад Г. К. Орджоникидзе "Об образовании Союза республик". Тифлис. 1922.
3 И. Сталин. Соч. Т. 5. стр. 433.
4 Берия Л. К вопросу об истории большевистских организации в Закавказье, стр. 182, 6-е изд. 1941.
5 Ленин (В. И. Ульянов). ОГИЗ. 1939.
6 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 433.
когда республикам угрожала смертельная опасность, и они вынуждены были объединиться по военной линии, чтобы отстоять своё существование; вторая (конец 1921 - начало 1922 г.), когда единый дипломатический фронт советских республик явился неизбежным средством, без которого невозможно было устоять против натиска империалистических держав. Теперь объединительное движение вступило в третью фазу, в фазу хозяйственного объединения. Хозяйственное объединение республик - единственный путь действительного восстановления промышленности и сельского хозяйства.
И. В. Сталин осветил также вопрос о характере и форме объединения, раскрыл содержание проекта организации центральных органов - Союза и общие установки о пределах их компетенции. И. В. Сталин указал, что договор об объединении заключают: РСФСР (как целостное федеральное образование), Закавказская федерация (тоже как целостное федеральное образование), Украина и Белоруссия. Высшие органы Союза - Центральный Исполнительный Комитет, избираемый пропорционально представляемому им населению, и Совет Народных Комиссаров, выбираемый Центральным Исполнительным Комитетом как его исполнительный орган. Союзный ЦИК вырабатывает основные руководящие начала политической и хозяйственной жизни республик и федераций, входящих в Союз. Союзом объединяются военные, иностранные, внешнеторговые, железнодорожные и почтово-телеграфные дела, которыми непосредственно и безраздельно должен ведать союзный Совнарком.
К функциям Совнаркома Союза относится также руководство деятельностью Народных комиссариатов финансов, продовольствия, труда, РКИ и Высшего Совета народного хозяйства, комиссариатов республик и федераций, входящих в Союз. Комиссариаты: внутренних дел, земледелия, просвещения, юстиции, социального обеспечения и здравоохранения остаются в непосредственном и безраздельном ведении союзных республик.
С особенной силой подчеркнул И. В. Сталин добровольный характер объединения. "Характер объединения должен быть добровольным, исключительно добровольным, с оставлением за каждой национальной республикой права "выхода из состава Союза"7 .
21 ноября 1922 г. состоялось первое заседание комиссии под председательством И. В. Сталина. Комиссия наметила порядок подготовки съезда Советов СССР и приняла решение о разработке "Основных пунктов конституции СССР". 30 ноября, на заседании Политбюро ЦК, И. В. Сталин выступил с докладом о Союзе Республик, в котором сообщил о результатах работы комиссии. Разработанные комиссией "Основные пункты конституции" состояли из 16 параграфов (вошедших впоследствии с некоторыми изменениями в союзный договор) о составе и характере Союза Республик, высших органах власти и управления Союза, о ведении ЦИК Союза и др.8 . "Основные пункты конституции" затем поступили на обсуждение республиканских съездов Советов и легли в основу наказов делегациям I съезда Советов СССР.
13 декабря 1922 г. I Закавказский съезд Советов по докладу Г. К. Орджоникидзе принял постановление, в котором признал необходимость созыва общего съезда Советов СССР и избрал делегацию на этот съезд, снабдив её мандатами на право подписания договора об организации Союза Республик. Одновременно в Киеве происходил VII Всеукраинский съезд Советов. 13 декабря съезд по докладу М. В. Фрунзе принял декларацию об образовании СССР, постановление об основах конституции СССР и избрал полномочную делегацию на учредительный съезд Советов союзных республик.
7 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 142.
8 Архив ИМЭЛ, д. N 2479, л. 109 - 111.
16 декабря вопрос об образовании СССР обсуждался на IV съезде Советов Белоруссии. Съезд полностью присоединился к предложению Всеукраинского съезда о неотложном оформлении СССР и избрал делегацию на предстоящий съезд Советов республик. Основные принципы объединения республик, изложенные в "Основных пунктах конституция", получили полное одобрение на съездах Советов всех республик. С 5 по 16 декабря комиссия под председательством И. В, Сталина разрабатывала проект союзного договора и декларацию об образовании СССР.
16 декабря комиссия заслушала и единогласно с небольшими поправками приняла представленный подкомиссией проект договора об образовании СССР. Комиссия рассмотрела также написанный И. В. Сталиным проект Декларации об образовании СССР и единогласно приняла его. Одновременно она признала, что Декларация и Договор об образовании СССР составляют единый основной закон Союза ССР.
18 декабря И. В. Сталин выступил на пленуме ЦК партии с сообщением о проекте договора с союзными советскими республиками. Пленум назначил комиссию во главе с И. В. Сталиным для руководства работой союзного съезда Советов и для окончательной разработки проекта Договора и Декларации. В состав комиссии вошли: М. В. Фрунзе, Г. К. Орджоникидзе, М. И. Калинин, Г. И. Петровский и др.9 .
Правительство РСФСР не высказывало официально своего отношения к вопросу об образовании СССР до получения предложения союзных республик. 17 декабря 1922 г. М. И. Калинин в статье "К X съезду советов" писал: "Многих интересует вопрос об объединении советских республик. Вопрос этот поднят союзными с нами республиками. Там он дебатируется и обсуждается на их съездах Советов; от них идёт инициатива. Мне кажется, в РСФСР она встретит живой отклик, и съезд Советов, вероятнее всего, это предложение примет с восторгом, но, по вполне понятным причинам, правительство РСФСР до решающего момента официально не высказывается, пока не поступит конкретное предложение от союзных с нами республик"10 . После того как съездами Советов Закавказья, Украины и Белоруссии были приняты постановления о необходимости немедленно оформить СССР, 22 декабря 1922 г. совещание представителей губерний, областей и республик (сеньорен-конвент) приняло решение об изменении порядка дня X Всероссийского съезда Советов. В повестку дня был включён вопрос об образовании СССР.
26 декабря, на X Всероссийском съезде Советов, где присутствовало 2215 делегатов, в том числе 448 от договорных республик (ЗСФСР; УССР, БССР), приглашённых на съезд в качестве почётных гостей, с докладом "Об объединении советских республик" выступил И. В. Сталин. В своём докладе И. В. Сталин показал, что смысл движения за объединение советских республик состоит в том, чтобы от старых договорных отношений перейти к отношениям более тесного объединения, к отношениям, предполагающим создание единого союзного государства с соответствующими союзными органами исполнительного и законодательного характера. И. В. Сталин раскрыл причины, толкавшие республики на путь объединения, и определил принципы объединения, которые должны быть положены в основу Договора между республиками. В резолюции, предложенной И. В. Сталиным и принятой X Всероссийским съездом Советов, объединение республик в СССР было признано своевременным. X Всероссийский съезд Советов избрал делегацию на I съезд Советов СССР, обязав её при рассмотрении союзного Договора отстаивать общие положения, указанные в резолюции и определённые
9 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 434.
10 "Известия" от 17 декабря 1922 года.
"Основными пунктами конституции СССР": образование союзных законодательных и исполнительных органов; слияние комиссариатов: военно-морского, путей сообщения, иностранных дел, внешней торговли, почт и телеграфов; отнесение к разряду директивных комиссариатов по финансам, продовольствию, народному хозяйству, труду и рабоче-крестьянской инспекции; обеспечение интересов национального развития народов договаривающихся республик.
Съезд уполномочил делегацию заключить Договор об образовании СССР с социалистическими советскими республиками Украины, Закавказья и Белоруссии11 .
Работа над окончательной редакцией проекта союзного Договора велась под непосредственным руководством И. В. Сталина, с участием делегаций республик, в комиссии, которая заседала 20 и 28 декабря. Были подготовлены проекты Договора, Декларации и постановления съезда Советов СССР.
29 декабря под председательством М. И. Калинина открылась конференция полномочных делегаций. Конференция рассмотрела и приняла Декларацию и Договор об образовании СССР и проект постановления съезда. С сообщением о порядке работы съезда на конференции выступил И. В. Сталин. Конференция поручила И. В. Сталину выступить на I съезде Советов СССР с докладом об образовании СССР12 .
*
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял по докладу И. В. Сталина Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация и Договор определили основные принципы строительства нового союзного государства. СССР учреждался как добровольное объединение равноправных советских республик, как единое союзное государство, в котором объединялись важнейшие экономические и политические области: военные и морские дела, иностранные дела, внешняя торговля, пути сообщения, почта и телеграф. Верховным органом власти союзного государства, по Договору, был признан съезд Советов Союза, который избирал Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально количеству населения каждой.
Предварительное обсуждение проекта союзного Договора в республиках и на конференции полномочных делегаций показало, что некоторые положения его требуют дополнительного рассмотрения и уточнения. I съезд Советов СССР по предложению И. В. Сталина постановил передать Декларацию и Договор на дополнительное обсуждение центральных исполнительных комитетов союзных республик с тем, чтобы отзывы последних были представлены ЦИК Союза ССР к ближайшей очередной сессии, созвать которую предполагалось в апреле. Сессия ЦИК СССР должна была рассмотреть полученные отзывы, утвердить текст Декларации и Договора и немедленно ввести его в действие. Но окончательное утверждение принятой на сессии конституции предоставлялось только следующему, II съезду Советов СССР13 .
Таким образом, программа разработки конституции была рассчитана на период между I и II съездами Советов, что полностью отвечало стремлению партии и советского правительства создать в конституции прочную основу для дружеских взаимоотношений объединяющихся народов и обеспечить проявление их инициативы и самодеятельности. Съезд избрал ЦИК СССР в составе 371 человека.
11 X Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчёт.
12 Архив ИМЭЛ, д. N 45146, л. 2 - 12.
13 I съезд Советов Союза ССР. Стенографический отчёт. М. 1922.
Вечером 30 декабря, после закрытия съезда, состоялась I сессия ЦИК. Был избран президиум в составе 19 членов и 4 председателей, по одному от каждой объединяющейся в Союз республики. ЦИК поручил своему президиуму детально разработать и подготовить ко второй сессии "положения" по отдельным разделам конституции. До созыва второй сессии ЦИК Союза все полномочия по изданию обязательных для всего СССР декретов передавались ВЦИК и его президиуму14 .
Во исполнение решения сессии, президиум ЦИК на первом заседании 10 января образовал комиссии по подготовке проектов положений: о СНК, СТО и наркоматах, о ЦИК Союза и членах ЦИК; об организации наркоматов и их персональном составе, о верховном суде и государственном политическом управлении (ГПУ), о флаге и гербе. Была также образована бюджетная комиссия и комиссия по разработке проекта Дворца СССР15 . В процессе работы первая комиссия определилась как основная; ею была выделена подкомиссия, разрабатывавшая отдельные главы конституции. В основу работы был положен проект конституции, разработанный ВЦИК, обсуждавшийся на заседаниях подкомиссии 31 января, 3, 7, 9 и 12 февраля 1923 года. Этот проект был, по сравнению с первоначальным договором, значительно расширен - вместо 26 он уже включал 63 статьи. Проект включал восемь глав: I - Предметы ведения верховной власти СССР; II - О съезде Советов СССР; III - О ЦИК СССР; IV - О президиуме ЦИК СССР, V - О СНК СССР, VI - О народных комиссариатах СССР; VII - О союзных республиках; VIII - О гербе, флаге, государственной печати и столице Союза ССР16 .
Проект конституции, значительно расширенный и дополненный, был готов примерно в середине февраля.
Одновременно с обсуждением конституции в комиссиях ЦИК сформировались и приступили к работе конституционные комиссии в союзных республиках.
Разработка первой конституции Советского Союза проходила в обстановке непримиримой борьбы, которую партия под руководством И. В. Сталина вела против уклонов от большевистской национальной политики. В области государственного строительства эти уклоны проявились в попытках подвергнуть ревизии и пересмотру принятые I съездом Советов СССР ленинско-сталинские организационные принципы в строительстве союзного государства.
Некоторая часть шовинистически настроенных партийных и советских работников в центре и на местах пыталась рассматривать Союз Республик не как союз равных государственных единиц, призванный обеспечить свободное развитие национальных республик, а как начало образования "единой, неделимой" России. Идея объединения республик использовалась шовинистическими элементами для прикрытия своей тенденции к бюрократической централизации. Великодержавно-шовинистические "веяния" в строительстве союзного государства проявились в стремлении ряда руководящих советских работников узаконить временное, переходное положение, при котором наркоматы РСФСР до окончательного учреждения союзных органов выполняли функции союзного значения, в попытках подменить вопрос о создании союзных органов управления вопросом о создании при наркоматах РСФСР секретариатов для управления соответствующими областями хозяйства союзных республик.
Тенденция к бюрократической централизации в проектах организации центральных органов Союза была, как показал И. В. Сталин
14 1-я сессия ЦИК Союза ССР М. Изд. ЦИК СССР. 1923.
15 Генкина Э. "Образование СССР", стр. 123. 1947.
16 Там же, стр. 124 - 125.
в докладе на XII съезде партии, "знамением времени" - результатом роста великорусского шовинизма в обстановке новой экономической политики. Она создавала опасность потери доверия рабочих и крестьян ранее угнетённых народов к русскому пролетариату.
Но наряду с великорусским шовинизмом проведение в жизнь решения об объединении республик тормозилось также уклоном к национализму ряда ответственных партийных и советских работников национальных республик. Уклон к национализму в области конституционного строительства выразился прежде всего в формальном, буржуазно-правовом толковании вопроса о суверенитете объединяющихся республик. Национал-уклонисты добивались пересмотра решения I съезда Советов по вопросу о компетенции верховных органов Союза и пытались в конституционных комиссиях протащить идею конфедерации, нарушая тем самым волю съезда, единодушно принявшего положение союзного договора об объединении республик "в единое союзное государство - СССР".
В докладе по национальному вопросу на XII съезде партии И. В. Сталин указал, что постановка национал-уклонистами вопроса о несуверенности республик, входящих в СССР, являлась, по существу, неверной и схоластической. С особой силой он подчеркнул, что основа Союза - добровольность и правовое равенство членов Союза. Решение об объединении в Союз было добровольно принято народами четырёх советских республик. Союзный договор закрепил правовое равенство объединившихся республик, выразившееся в том, что все республики, входившие в состав Союза, в одинаковой степени пользовались его благами и одновременно в одинаковой степени отказывались от некоторых своих прав независимости в пользу Союза. Упразднение внешторгов, наркоминделов и т. д. в республиках явилось таким ограничением независимости в пользу Союза, "ибо всякое объединение есть некое ограничение ранее имевшихся прав у тех, которые объединялись". Но из этого не следовало, что республики теряли независимость. Основные элементы независимости, безусловно, оставались хотя бы потому, что каждая республика имела право одностороннего выхода из Союза.
Национал-уклонисты выражали настроения национальной буржуазии, поднявшей голову в условиях нэпа и ориентировавшейся на союз с буржуазными государствами. Без преодоления уклона к национализму среди советских и партийных работников национальных республик невозможно было завершение разработки конституции СССР.
Процесс разработки проекта конституции СССР в период между I съездом Советов и 2-й сессией ЦИК СССР можно разделить на три основных этапа, непосредственно связанных с выступлениями И. В. Сталина, сыгравшими решающую роль в определении направления работы конституционных комиссий: от I съезда СССР да февральского пленума ЦК РКП(б); от февральского пленума до XII съезда партии; от XII съезда партии до 2-й сессии ЦИК СССР.
Одним из основных вопросов обсуждения в конституционных комиссиях в этот период был вопрос о структуре центральных органов Союза. Предстояло найти такую форму организации центрального аппарата власти и управления Союза, которая наряду с представительством трудящихся масс всего Союза, независимо от национальности, обеспечивала бы правовое равенство всех народов, объединённых в едином многонациональном советском государстве.
Конституции буржуазных федеративных государств, наиболее характерными из которых для буржуазного строя являются швейцарская и американская федерации, не могли дать ответа на этот вопрос.
В 1918 г. в беседе с сотрудником "Правды" И. В. Сталин указал, что буржуазные федеративные государства не представляют добровольных государственных объединений. Процесс их возникновения связан с насилиями, угнетениями, войнами; их развитие сопровождалось ростом прав федеративных органов за счёт прав членов федерации и привело к тому, что "на деле они превратились в унитарные государства, сохранив лишь форму федерализма"17 . В XX в. в США штаты-члены федерации - превратились фактически в единицы местного самоуправления; в Швейцарии также, в результате развития нейтралистских тенденций, кантоны почти полностью утратили свои права. Буржуазные государственные федеративные объединения строились не по национальному признаку, а "в силу случайного захвата тех или иных территорий эмигрантами-колонистами или сельскими общинами"18 .
Конструкция центральных органов буржуазных федераций не могла быть воспринята Советским Союзом, ибо она противоречила духу советского многонационального государства, основанного на добровольном объединении равноправных народов.
Принятый I съездом союзный Договор лишь в общих чертах разрешал вопросы государственного устройства СССР. Создание проекта организации центральных органов Союза и их взаимоотношений с республиканскими органами требовало большой дополнительной работы. Рост великодержавно-шовинистских и националистических тенденций в кругах советских и партийных работников, опасность отражения этих тенденций в работах конституционных комиссий поставили перед партией задачу всестороннего обсуждения конституции СССР.
В ходе работы над проектом конституции встал также имеющий крупное принципиальное значение вопрос о создании второй палаты и о разделении ЦИК на Совет Союза и Совет национальностей, с тем, чтобы обеспечить в ЦИК представительство не только пропорционально населению, но и на равных основаниях для всех национальных республик и областей.
В период I съезда Советов СССР и на первой стадии разработки конституции этот вопрос ещё не был поставлен. Идея представительства национальностей в верховном органе союзного государства, в целях обеспечения наилучших условий укрепления его как государства многонационального, возникла уже в самом процессе разработки конституции, между I и II съездами Советов Союза ССР. Она всецело принадлежит И. В. Сталину.
Вопрос о национальном моменте в партийном и государственном строительстве был поставлен в повестку дня XII съезда партии. Написать тезисы и выступить на съезде с докладом по этому вопросу Центральный Комитет партии поручил И. В. Сталину.
4 февраля 1923 г. И. В. Сталин внёс в Политбюро ЦК РКП(б) предложение о создании в составе ЦИК СССР второй палаты - органа, представляющего интересы всех народов СССР. Идея двухпалатной конструкции ЦИК СССР явилась новым вкладом в ленинско-сталинское учение о советском многонациональном государственном строе; она давала ключ к разрешению сложнейшей проблемы построения центральных органов многонационального советского государства. Эта идея особой конструкции центральных органов советского многонационального государства в дальнейшем была более детально развита и обоснована И. В. Сталиным при разработке тезисов к XII съезду партии о национальных моментах в партийном и государственном строительстве.
При решении вопроса о структуре центральных органов Союза И. В. Сталин в тезисах исходил из анализа задач, стоявших перед Союзом.
17 И. Сталин. Соч. Т. 4, стр. 66.
18 Там же, стр. 67.
И. В. Сталин показал в тезисах, что советская форма сожительства народов в едином многонациональном государстве принципиально отличается от формы взаимоотношений народов в рамках многонациональных буржуазных государств. Пока у власти стоит капитал, национальная вражда и национальные столкновения неизбежны - такой вывод делает И. В. Сталин из анализа истории буржуазных многонациональных государств. В то время как победа Советов и утверждение диктатуры пролетариата являются тем фундаментом, на основе которого может быть построено братское сотрудничество народов в едином государственном Союзе. Подход И. В. Сталина к разрешению вопроса о структуре центрального государственного аппарата Союза исключал возможность заимствовать образцы из предшествующей истории как России, так и других многонациональных государств и наносил решительный удар бюрократически централизаторским тенденциям в конституционном строительстве.
21 февраля тезисы И. В. Сталина обсуждались пленумом ЦК РКП(б)19 . Пленум высказался за предложение И. В. Сталина о создании второй палаты и подтвердил, что во вторую палату на началах равенства должны входить представители всех национальностей. Одобрив в целом идею двухпалатной конструкции ЦИК СССР, пленум, однако, принял решение ограничиться в тезисах лишь общим предложением о создании специального органа, представляющего интересы национальностей, не конкретизируя вопрос о его структуре.
Позднее, на XII съезде РКП(б), И. В. Сталин пояснил, почему в тезисах, утверждённых ЦК, о второй палате говорится в более общей форме, чем в его выступлении по этому вопросу на февральском пленуме: "В тезисах говорится в более прикрытой форме, чтобы дать возможность, товарищам самим, может быть, наметить другую, более гибкую форму, другой, более подходящий орган, могущий отражать интересы национальностей"20 .
Февральский пленум ЦК РКП(б) создал комиссию во главе с И. В. Сталиным для руководства разработкой проекта конституции. Решения пленума поставили перед конституционными комиссиями ЦИК задачу по-новому подойти к конструкции центральных органов союзного государства и пересмотреть уже составленные проекты в свете сталинских указаний.
28 февраля на заседании подкомиссии по выработке предварительного проекта конституции и положения о наркоматах СССР было принято решение: ввиду появления новых вопросов, выдвинутых в связи с конституцией Союза ССР, просить комиссию продлить срок представления проектов ещё на две недели. Созыв сессии ЦИК СССР, в конечном счёте, был отложен на два месяца.
24 марта 1923 г. в "Правде" были опубликованы тезисы И. В. Сталина "Национальные моменты в партийном и государственном строительстве"21 . Опубликование этих тезисов имело очень большое значение для определения дальнейшего развития конституционных работ и для направления предсъездовской дискуссии по конституционным проблемам в определённое русло. Строительство советского многонационального государства рассматривалось в тезисах в непосредственной связи с задачей преодоления пережитков великодержавного шовинизма и местного национализма и с ликвидацией фактического неравенства республик. И. В. Сталин показал, что пролетариат нашёл в советском строе ключ к правильному разрешению национального вопроса, но это не означает, что национальный вопрос уже разрешён. "Найти ключ к правильному решению национального вопроса ещё не значит разрешить его полностью и окончательно,
19 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 436.
20 Там же, стр. 262 - 263.
21 См. там же, стр. 181 - 194.
исчерпать это решение в его конкретно-практическом осуществлении"22 . Для этого необходимо преодолеть препятствия, которые остались советскому государству в наследство от прошлого: великорусский шовинизм, фактическое неравенство национальных республик и местный национализм.
Борьба с пережитками великодержавного шовинизма и с проявлениями этого шовинизма в практике государственных учреждений выдвигалась И. В. Сталиным как первоочередная задача партии. В § 8 тезисов бюрократическая централизаторская тенденция в строительстве центральных органов Союза осуждалась как антипролетарская и реакционная.
В качестве практических мер, обеспечивающих отражение национального момента в государственном строительстве, в тезисах предлагалось учредить в системе высших органов Союза специальный орган представительства всех без исключения национальных республик и национальных областей на началах равенства, сконструировать народные комиссариаты Союза так, чтобы они обеспечивали удовлетворение нужд и потребностей народов Союза; органы национальных республик и областей создавать из людей местных, знающих язык, быт, нравы и обычаи соответствующих народов.
*
Предложение И. В. Сталина о внесении поправки к союзному Договору, о двухпалатной конструкции ЦИК стало одним из центральных вопросов предсъездовской дискуссии. Во время этой дискуссии была всесторонне обоснована принципиальная допустимость двухпалатной системы и было доказано, что здесь не может быть никакого сравнения с буржуазным парламентаризмом, что речь идёт о создании двух совершенно равноправных палат, представляющих интересы трудящихся всех национальностей.
Вопрос о национальном моменте в государственном строительстве в период между февральским пленумом ЦК РКП(б) и XII съездом партии обсуждался на партийных конференциях в Белоруссии23 и на Украине24 , на II съезде компартии Грузии25 , на II общекавказском партийном съезде26 , в центральной и местной печати.
В предсъездовской партийной дискуссии отчётливо определились вопросы, по которым съезд должен был сказать своё слово, для того чтобы положить предел ревизионистским настроениям в конституционном строительстве; это прежде всего вопросы о составе Союза, о компетенции его верховных органов, о правовом равенстве всех национальностей Союза, об единстве внешней и внутренней экономической политики Союза.
Идея создания органа, представляющего интересы национальностей, была единодушно поддержана как на губернских конференциях Украины, так и на VII Всеукраинской конференции КП(б)У. В резолюции по докладу о задачах XII съезда партии конференция записала: "Конференция приветствует инициативу ЦК РКП(б) в области постановки национального вопроса в направлении укрепления жизненности и прочности Социалистического Союза Советских Республик не только путём полных гарантий всех особых интересов, но и путём активной политики пролетарского авангарда, направленной на то, чтобы учесть все нужды и старые обиды угнетавшихся ранее национальностей во всех областях их существования и всеми возможными средствами прийти им на помощь в устранении всяких пережитков и причин недоверия с их стороны к органам государственного союза"27 .
22 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 186 - 187.
23 "Звезда" от 25 марта 1923 года.
24 "Коммунист" от 13 апреля 1923 года.
25 "Заря Востока" от 16 и 20 марта 1923 года.
26 "Второй съезд Коммунистических организаций Закавказья", 19 - 23 марта 1923 года. Полный стенографический отчёт. Тифлис. 1923.
27 "Коммунист" от 6 апреля 1923 года.
Вопрос о второй палате обсуждался также на 2-й сессии ВУЦИК. 11 апреля сессия заслушала доклад правительства о ходе работы по рассмотрению проекта союзного договора и о предложенной поправке к конструкции центральных органов Союза28 . В прениях вопрос о второй палате занимал центральное место. Сессия одобрила продление срока разработки конституции и высказалась за создание второй палаты.
Сталинская идея двухпалатной конструкции ЦИК СССР - создание специального органа, представляющего интересы национальностей, - была единодушно поддержана народными массами. Но она встретила возражения и нападки со стороны отдельных шовинистически настроенных работников центральных и местных партийных и советских учреждений.
Обсуждение вопросов государственного строительства в партийных и советских кругах Украины выявило наличие там уклона к национализму у некоторых партийных и советских работников. Украинские национал-уклонисты и националисты, разоблачённые позднее как враги народа, в 1923 г. искусно прикрывали свою враждебную партии и советскому государству позицию рассуждениями о "гарантиях независимости" национальных республик, за которыми скрывалось стремление разрушить хозяйственный, военный и политический союз республик, добиться невмешательства пролетарского центра в эксплоатацию украинской буржуазией природных богатств Украины. Под предлогом борьбы с централизаторской бюрократической тенденцией украинские национал-уклонисты требовали сокращения компетенции центральных органов и пересмотра союзной конституции в этом направлении. На XII съезде партии троцкистский шпион Раковский заявил о необходимости отобрать у союзных наркоматов девять десятых их прав, т. е., по сути дела, требовал ликвидации союзного государства.
Как показала история последующих лет, позиция национал-уклонистов в вопросах конституционного строительства СССР определялась их звериной ненавистью к делу социалистического строительства, их стремлением свергнуть существующий в СССР общественный и государственный строй и восстановить власть буржуазии. Для достижения этой цели они вступили в союз с иностранными агрессорами, обещавшими им помощь на условиях расчленения СССР, отторжения Приморья, Белоруссии, Украины, Армении, Азербайджана, Грузии, среднеазиатских республик.
Однако подлинное лицо этих врагов народа было разоблачено советским судом значительно позднее. В 1923 г., занимая ответственные партийные и советские посты, они пытались протащить свои взгляды, враждебные советскому народу, под видом "поправок", "дополнений" и т. д. к союзной конституции, с целью ослабления военной, хозяйственной и политической мощи Советского Союза. Поэтому и предложение товарища Сталина о создании палаты национальностей, служившее делу обеспечения союза народов в рамках единого государства, врагами народа было встречено враждебно.
В Закавказье, в период подготовки XII съезда партии, вопросы государственного строительства СССР также широко обсуждались партийными и советскими организациями. Против большинства партийных организаций здесь выступили грузинские национал-уклонисты. Игнорируя неоднократные решения центральных советских органов о Закавказской федерации, они продолжали борьбу против неё, прикрываясь в этот период рассуждениями о необходимости пересмотра структуры Союза ССР. В печати, на собраниях и съездах они выступали с требованием ликвидировать существующие федеральные образования ЗСФСР и РСФСР в целях, якобы "упрощения государственного строя", устранения "лишнего этапа" и т. д.
28 "Коммунист" от 12 апреля.
Состоявшееся в 1922 г. объединение закавказских республик в единую федерацию было продиктовано тяжёлым наследием трёхлетнего господства буржуазных националистов, усиленно разжигавших национальную рознь, окраинным положением этих республик и не изжитой ещё опасностью новой интервенции. Объединение их вооружённых сил было необходимо в целях самообороны.
Но в то время как идея установления прочного мира и дружбы между народами была горячо поддержана широкими массами трудящихся Закавказья, грузинские национал-уклонисты добивались ликвидации созданной по инициативе Ленина и Сталина Закавказской федерации. Они прикрывались заявлениями, что создание СССР якобы требует ликвидации федераций и непосредственного вхождения всех республик в Союз. Позиция грузинских национал-уклонистов была осуждена мартовским пленумом ЦК РКП(б)29 и встретила решительный отпор на II общезакавказском партийном съезде30 .
Второй общезакавказский партийный съезд, заслушав доклад о национальном вопросе в партийном и государственном строительстве, единодушно высказался за сохранение Закавказской федерации. Съезд обсудил предложение о создании второй палаты и принял резолюцию, в которой полностью присоединялся к тезисам И. В. Сталина: "2) Съезд считает необходимым при организации Союза правильно учесть нужды и потребности, общие для всех народов Союза, а также правильно учесть особенности, свойственные лишь отдельным народам. 3) В этих целях съезд считает необходимым, наряду с Союзным ЦИКом организовать 2-ю палату на основе равного представительства всех наций: 2-я палата могла бы отразить специальные нужды и потребности отдельных национальностей"31 .
Вопреки решениям съезда вопрос о федеральных образованиях был превращен грузинскими национал-уклонистами в предмет дискуссии, которая целиком заполнила два предсъездовских дискуссионных листка "Правды", отвлекая внимание партии от обсуждения других вопросов конституционного строительства.
Национальный момент в государственном строительстве обсуждался также XII Всебелорусской партконференцией32 и 2-й сессией Центрального Исполнительного Комитета Белоруссии33 , которая заслушала 31 марта доклад правительства по вопросам конституции в связи с образованием СССР. В своих решениях XII Всебелорусская конференция по вопросу о государственном строительстве указала, что "необходимо стремиться к созданию такой системы отношений между советскими государствами, при которой все советские государства должны иметь единое руководство в вопросах внешней и внутренней политики", с привлечением в то же время каждого национального советского государства к активному участию в едином руководстве.
Итоги обсуждения вопроса о национальном моменте в государственном строительстве были подведены XII съездом РКП(б), происходившим 17 - 25 апреля 1923 года. XII съезд мобилизовал партию на борьбу с уклонами в национальном вопросе и с конкретными формами проявления этих уклонов в области государственного строительства. Вопросы государственного строительства занимали центральное место в докладе И. В. Сталина "Национальные моменты в партийном и государственном строительстве", в прениях по докладу и в работе национальной секции съезда.
29 "Известия ЦК РКП(б)" N 4(52) за апрель 1923 года.
30 "Второй съезд Коммунистических организаций Закавказья". 19 - 23 марта 1923 года. - Полный стенографический отчёт.
31 Там же, стр. 350.
32 "Звезда" от 30 марта 1923 года.
33 Там же от 1 апреля 1923 года.
В своём докладе И. В. Сталин показал, что конкретная форма национального вопроса в условиях 1923 г. сводится к установлению сотрудничества народов в области хозяйственного, внешнеполитического и военного строительства и что вопросы союзной конституции должны разрешаться партией с учётом многонационального характера советского государства. И. В. Сталин поставил перед партией задачу в самом государственном строе, в структуре центральных органов Союза создать условия, которые способствовали бы объединению народов, обеспечивали бы их свободное развитие и помогали бы преодолению факторов, тормозящих объединение.
Чтобы советская власть стала родной и понятной в национальных республиках, говорил И. В. Сталин, необходимо прежде всего, чтобы "все учреждения, все органы, как партийные, так и советские, шаг за шагом национализировались, чтобы они действовали на языке, понятном для масс, чтобы они функционировали в условиях, соответствующих быту данного народа"34 . Этому же требованию должна соответствовать и структура органов государственной власти и государственного управления. "Второе средство, - говорил И. В. Сталин, - могущее облегчить нам дело безболезненного изживания наследия, полученного от царизма и от буржуазии, - это такая конструкция комиссариатов в Союзе Республик, которая бы дала возможность по крайней мере основным национальностям иметь своих людей в составе коллегий я которая создала бы такую обстановку, когда нужды и потребности отдельных республик безусловно удовлетворялись бы.
Третье средство: необходимо, чтобы в составе наших высших центральных органов был такой орган, который служил бы отражением нужд и потребностей всех без исключения республик и национальностей"35 .
На последнем положении И. В. Сталин остановился особенно подробно. Он показал, что нельзя управлять в государстве, которое объединяет не менее 140 миллионов людей, из которых 65 миллионов нерусских, не имея в высшем органе посланников этих национальностей, которые отражали бы не только общие для всех трудящихся интересы, но и особые, специальные, специфические интересы национальностей.
*
И. В. Сталин отверг несостоятельные доводы некоторых противников идеи создания второй палаты, утверждавших, что это будет усложнять систему государственного управления. Он показал, что существует два способа управления страной: один способ, когда аппарат "упрощён", во главе его сидит группа или один человек, а на местах губернаторы. К чему ведёт эта система управления? К неизбежным трениям, конфликтам, восстаниям. С таким способом управления советская система не имеет ничего общего. "Мы в Советской стране осуществляем другую систему управления, ту систему управления, которая даёт возможность предугадывать все изменения до точности, все обстоятельства и среди крестьян, и среди националов, и среди так называемых "инородцев", и среди русских, чтобы в системе высших органов был ряд барометров, угадывающих всякое изменение, учитывающих и предупреждающих и басмаческое движение, и бандитское, и Кронштадт, и всякую возможную бурю и невзгоды. Это есть советская система управления"36 .
И. В. Сталин ещё раз подтвердил, что вторая палата должна быть представительством не только четырёх республик, которые объединяют-
34 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 257 - 258.
35 Там же, стр. 258.
36 Там же, стр. 259 - 260.
ся, но всех национальностей, "ибо речь идёт не только о республиках, формально объединившихся (их четыре), но и обо всех народах и народностях Союза Республик. Поэтому нам необходимо иметь такую форму, которая давала бы отражение запросов всех без исключения народностей и республик"37 .
В прениях по докладу И. В. Сталина и особенно в национальной секции XII съезда вопрос о государственном строительстве СССР, и в частности о центральных органах Союза, был подвергнут широкому обсуждению. Особенно большой интерес вызвали вопросы о создании второй палаты, о принципе представительства во вторую палату, о взаимоотношениях и соподчинённости проектируемых двух палат, кому будет принадлежать юридическое регулирование прохождения законоположений через 2 палаты, о судьбе Наркомнаца при создании второй палаты и т. д.
Грузинские и украинские национал-уклонисты единым фронтом выступили на съезде за пересмотр основных решений I съезда Советов СССР. Национал-уклонисты требовали ликвидации существующих федераций (ЗСФСР и РСФСР), ограничения прав центральных органов Союза, отказа от слияния наркоминделов и внешторгов и предлагали ввести в состав второй палаты представителей не всех республик и национальных областей, а только четырёх республик (РСФСР, ЗСФСР, Белоруссии и Украины).
Серьёзная борьба с национал-уклонистами но вопросу о федеральных образованиях и о второй палате развернулась в национальной секции съезда. Национальная секция съезда работала под непосредственным руководством И. В. Сталина. Настойчиво и терпеливо разъяснял он принципы, которые должны лечь в основу конституции СССР, и сущность предложения о создании в составе ЦИК палаты, представляющей интересы национальностей. В докладе на съезде и в выступлениях на секции И. В. Сталин разоблачил националистический характер предложений грузинских национал-уклонистов о ликвидации существующих федеральных образований. Он показал, что за фразами национал-уклонистов о желательности большей близости к Союзу, о ликвидации "средостения" и т. д. скрывается стремление сбросить во что бы то ни стало Закавказскую федерацию для того, чтобы выгодно использовать привилегированное положение по отношению к другим республикам Закавказья, которое могла бы иметь Грузия по своему географическому расположению. Исходя из анализа обстановки и текущего момента, И. В. Сталин сделал вывод о безусловной необходимости сохранения РСФСР и ЗСФСР.
Разоблачая буржуазно-националистический характер выступлений украинских национал-уклонистов в вопросах союзного строительства, И. В. Сталин показал, что они проглядели вопрос социальный, вопрос о власти рабочего класса. Следует помнить, указывал И. В. Сталин, что право на самоопределение должно быть подчинено праву рабочего класса на укрепление своей власти. "Следует помнить, что сфера действия национального вопроса и пределы, так сказать, его компетенции ограничиваются при наших внешних и внутренних условиях сферой действия и компетенции "рабочего вопроса", как основного из всех вопросов"38 .
В секции развернулась также ожесточённая борьба по вопросу о составе второй палаты. Большинством голосов секция поддержала предложение И. В. Сталина о создании второй палаты на основе представительства на началах равенства всех республик и национальных областей и отвергла предложение троцкиста Раковского создать вторую
37 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 261.
38 Там же, стр. 265 - 266.
палату на началах представительства только четырёх республик: РСФСР" ЗСФСР, Белоруссии и Украины. Не удовлетворившись провалом своих предложений на секции, Раковский требовал указать в резолюции, что во вторую палату входят не национальности, а государственные объединения. И. В. Сталин разбил и эту попытку Раковского во что бы то ни стало навязать своё мнение съезду. В речи по поводу поправки Раковского И. В. Сталин показал, что она противоречит всему духу тезисов: "Я эту поправку считаю кардинальной по своему значению. Если её примет съезд, то я должен сказать, что тезисы будут опрокинуты вверх дном. Раковский предлагает построить вторую палату так, чтобы туда входили представители государственных объединений. Он считает, что Украина есть государственное объединение, а Башкирия нет. Почему?.. мы не можем сойти с точки зрения равенства республик и национальностей во второй палате, особенно в отношении восточных национальностей.
Раковский, видимо, увлекается прусской системой постройки федерации. Германская федерация построена так, что равенства между государствами нет совершенно. Я предлагаю поставить дело так, чтобы наряду с представительством классовым, - это первая палата, которая выбирается на общесоюзном съезде Советов, - у нас было представительство национальностей на началах равенства"39 .
Съезд единодушно отверг поправку Раковского и принял по национальному вопросу резолюцию, предложенную секцией. В эту резолюцию полностью вошли все предложения И. В. Сталина по вопросам конституционного строительства советского союзного многонационального государства. В параграфе 10-м резолюции в качестве практических мероприятий съезд рекомендовал членам партии добиться того, чтобы: а) при построении центральных органов Союза было обеспечено равенство прав и обязанностей отдельных республик как во взаимных между ними отношениях, так и в отношении центральной власти Союза, б) в системе высших органов Союза был учреждён специальный орган представительства всех без исключения национальных республик и национальных областей на началах равенства, с возможным учётом представительства всех национальностей, входящих в состав этих республик, в) исполнительные органы Союза были сконструированы на началах, обеспечивающих реальное участие в них представителей республик и удовлетворение нужд и потребностей народов Союза..."40
*
Резолюция XII съезда партии по национальному вопросу указала, в каком направлении должно идти строительство советского многонационального государства, определила пути и средства обеспечения правильного разрешения классовых и национальных интересов в конституции единого союзного государства. Воплощённые в резолюции съезда сталинские предложения легли в основу дальнейшей деятельности конституционных комиссий.
27 апреля президиум ЦИК СССР заслушал доклады всех комиссий, работавших над отдельными разделами конституции, постановил считать их работу законченной. Было принято решение для дальнейшего обсуждения и доработки проекта конституции образовать расширенную комиссию в составе 25 человек с включением в неё представителей от всех союзных республик. В эту комиссию было решено передать все материалы предшествующих комиссий. В расширенную комиссию ЦИК, кроме материалов комиссии ЦИК, были представлены также проекты,
39 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 277.
40 XII съезд РКП(б). Стенографический отчёт, стр. 649, М. 1923.
разработанные в союзных республиках: украинской, белорусской, проект, разработанный частью делегации от РСФСР, и поправки к нему, представленные ЗСФСР. Украинский проект был составлен под влиянием национал-уклонистов и сохранял конфедералистские ошибки последних, осуждённые XII съездом партии. Авторы проекта вычеркнули из вводной части Договора указание, что республики "объединяются в одно союзное государство". Единое союзное гражданство они заменили гражданством союзных республик. Значительные отступления от союзного договора были допущены и в других статьях украинского проекта. По украинскому проекту, из предметов ведения СССР и союзных органов исключалось установление общего плана всего народного хозяйства, компетенция СССР ограничивалась установлением только основ общего плана народного хозяйства. Урезывались права СССР также в области внешней торговли. За союзными республиками сохранялось право руководства внешней торговлей. СССР предоставлялось право не руководства, а только регулирования таможенной политики, установление не системы, а только основ внешней торговли. Из определения компетенции СССР в лице его верховных органов вытекала и выдвинутая авторами украинского проекта конструкция комиссариатов. В украинском проекте народные комиссариаты по иностранным делам и внешней торговле переводились из разряда слитных в разряд директивных, т. е. параллельно с Наркоминделом и Внешторгом Союза в республиках сохранялись одноимённые комиссариаты, подчинённые директивам союзных комиссариатов.
Стремление ограничить роль центральных органов Союза нашло отражение также и в предложении о создании двух президиумов ЦИК с законодательными функциями (по числу палат), что привело бы к раздвоению верховной власти и, безусловно, затруднило бы работу центральных органов Союза. В целом украинский проект не удовлетворял требованиям, предъявленным к конституции Союза I съездом Советов СССР.
Ошибки принципиального характера были допущены также и в представленном в комиссию белорусском проекте союзной конституции. Белорусский проект предусматривал однопалатную конструкцию ЦИК с представительством, пропорциональным количеству населения республик. Так же, как и в украинском проекте, из союзного договора исключались слова об объединении республик в единое союзное государство и значительно суживались права союзных органов в вопросах бюджета, торговли, транспортного и почтово-телеграфного хозяйства, концессий. Президиум ЦИК, по белорусскому проекту, обладал законодательными правами только по вопросам, отнесённым к компетенции общесоюзных и объединённых комиссариатов. Вопросы, относящиеся к ведению самостоятельных наркоматов, могли рассматриваться ЦИК Союза при обязательном условии предварительного рассмотрения их ЦИК союзных республик. Такие положения ограничивали законодательные права ЦИК СССР и сферу его компетенции, Президиум ЦИК СССР, согласно проекту, не мог самостоятельно отменять постановления ЦИК и СНК союзных республик: он мог только войти с соответствующим предложением в президиум ЦИК союзной республики.
Белорусский и украинский проекты показали, что некоторые вопросы конституционного строительства СССР, несмотря на имеющиеся по ним советские и партийные решения, не являются ещё достаточно ясными и способны затормозить работу расширенной комиссии ЦИК. В связи с этим на IV совещании работников национальных республик и областей, происходившем в Москве 9 - 12 июня 1923 г., И. В. Сталин значительную часть своего доклада "Практические мероприятия по проведению в жизнь резолюции XII съезда партии по национальному вопросу" посвятил вопросам союзной конституции.
К совещанию И. В. Сталиным был написан проект платформы по национальному вопросу41 . Во втором разделе платформы он обобщал основные вопросы, возникшие в процессе разработки структуры центральных органов Союза и показал наиболее целесообразные способы их разрешения. В проекте платформы И. В. Сталин разбирал вопросы о составе, правах и компетенции второй палаты, о президиуме ЦИК СССР, о количестве слитных комиссариатов, о конструкции наркоматов СССР, о бюджетных правах республик. Структура центральных органов рассматривалась здесь И. В. Сталиным более детально, чем в предыдущих выступлениях.
Первые три параграфа 2-го раздела платформы были посвящены вопросу о второй палате (И. В. Сталин называл её здесь уже Советом Национальностей). Указывалось, что вторая палата - Совет Национальностей - должна состоять из представителей автономных и "независимых республик и национальных областей, утверждаемых съездом Советов СССР, Обе палаты равны в правах, за каждой сохраняется право законодательной инициативы, ни один внесённый на рассмотрение первой или второй палаты законопроект не может быть превращен в закон без согласия на то обеих палат, голосующих раздельно.
На случай конфликтов предусматривалась передача спорных вопросов в согласительную комиссию. Платформа устанавливала также полное равенство в компетенции обеих палат; ведению второй, так же как и первой, палаты подлежали вопросы, предусмотренные пунктом первым конституции СССР.
И. В. Сталин рассматривал далее вопрос о президиуме ЦИК СССР и предложение украинцев о создании двух президиумов с законодательными функциями. "Президиум есть верховная власть Союза, действующая постоянно, непрерывно от сессии до сессии, - писал в платформе И. В. Сталин. Образование двух президиумов с законодательными функциями есть раздвоение верховной власти, что неминуемо создаст большие затруднения в работе. У палат должны быть свои президиумы, не обладающие, однако, законодательными функциями"42 . И. В. Сталин подверг критике предложенную в украинском проекте схему построения наркоматов. Исходя из конкретных условий обстановки, в которой приходилось действовать советским республикам, он показал, что требование украинцев об оставлении комиссариатов иностранных дел и внешней торговли в республиках (т. е. перевод их из разряда слитных наркоматов в разряд директивных) неприемлемо, "если считать, что мы действительно образуем одно Союзное государство, могущее выступать перед внешним миром, как объединённое целое"43 . Точно так же, указывал И. В. Сталин, должен решиться и вопрос о концессионных договорах; заключение концессионных договоров должно быть сосредоточено в руках Союзных органов.
Пленарные заседания расширенной комиссии ЦИК СССР открылись 8 июня и продолжались до 16 июня. В комиссию входило 25 человек (от РСФСР - 14, от УССР - 5, от ЗСФСР - 3, от БССР - 3). И. В. Сталин входил в комиссию от РСФСР. Председателем комиссии ЦИК был М. И. Калинин.
Расширенная комиссия ЦИК СССР занялась окончательным уточнением всех глав и статей конституции. Наряду с другими вопросами комиссия уделила большое внимание вопросу об обеспечении суверенных прав союзных республик. 14 июня было принято специальное решение о выделении новой, самостоятельно!), 2-й главы конституции - "О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве". Было установлено
41 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 293 - 300.
42 Там же, стр. 296.
43 Там же.
союзное гражданство, чётко определены пределы суверенитета союзных республик и зафиксировано, что территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия.
Комиссия приняла решение, что Совет Национальностей должен утверждаться съездом Советов, что должен быть создан один законодательный орган - президиум ЦИК СССР.
Проект конституции обсуждался постатейно.
Украинские и грузинские уклонисты выступали против остальных членов комиссии по основным вопросам конституции: о предметах ведения верховных органов власти Союза (гл. 1-я), о компетенции ЦИК СССР и его президиума (гл. 4 и 5-я), о верховном суде СССР, о союзных республиках и особенно о бюджетных правах СССР. Комиссия большинством голосов отвергла попытки национал-уклонистов сузить компетенцию центральных органов Союза. В основном проект конституции был принят в редакции, соответствовавшей указаниям комиссии И. В. Сталина44 .
Одновременно с пленарными заседаниями комиссии ЦИК 9 - 12 июня в Москве происходило IV совещание ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей. Вторым пунктом порядка дня совещания стоял доклад И. В. Сталина "Практические мероприятия по проведению в жизнь резолюции XII съезда партии по национальному вопросу". В основу доклада была положена утверждённая Политбюро платформа по национальному вопросу. В заключительном слове по докладу И. В. Сталин специально остановился на существе разногласий с украинскими уклонистами и показал, что вопрос о конфедерации и федерации является вопросом, имеющим большое значение, и что из требований национал-уклонистов естественно вытекает учреждение конфедерации. "Разве это случайность, - говорил И. В. Сталин, - что тт. украинцы, рассматривая известный проект Конституции, принятый на съезде Союза Республик, вычеркнули из него фразу о том, что республики "объединяются в одно союзное государство"? Разве это случайность и разве они этого не сделали? Почему они вычеркнули эту фразу? Разве это случайность, что тт. украинцы в своём контрпроекте предложили НКВТ и НКИД не сливать, а перевести в разряд директивных? Где же тут единое союзное государство, если у каждой республики остаётся свой НКИД и НКВТ? Разве это случайность, что украинцы в своём контрпроекте власть Президиума ЦИК свели к нулю, разделив её между двумя президиумами двух палат? Все эти поправки Раковского зафиксированы и разобраны комиссией пленума ЦК и отвергнуты. Так зачем же здесь ещё повторять их? Я усматриваю в этой настойчивости некоторых товарищей украинцев желание добиться в смысле определения характера Союза чего-то среднего между конфедерацией и федерацией с перевесом в сторону конфедерации. А между тем ясно, что мы создаём не конфедерацию, а федерацию республик, одно союзное государство, объединяющее военные, иностранные, внешнеторговые и прочие дела, государство, наличие которого не умаляет суверенности отдельных республик" 45 .
Совещание полностью присоединилось к платформе по национальному вопросу и с небольшими дополнениями приняло её, как резолюцию по 2-му пункту порядка дня.
Итак, разработанная товарищем Сталиным, принятая комиссией ЦИК СССР и комиссией ЦК РКП(б) конструкция центральных органов Союза и определение характера Союза получили полное одобрение IV партийного совещания, в котором участвовали представители почти всех национальных республик и областей.
44 Архив ИМЭЛ, д. N 2479.
45 И. Сталин. Соч. Т. 5, стр. 335 - 336.
Текст Конституции, состоявший из 11 глав (72 статьи), по утверждению его комиссией ЦИК СССР был передан на рассмотрение сессии ЦИК союзных республик.
Открывшаяся 29 июня в Москве 2-я сессия ВЦИК РСФСР X созыва, заслушав доклад о работе комиссии ЦИК Союза, единогласно ратифицировала Декларацию и Договор, составлявшие Основной закон (Конституцию) СССР и приняла специальное решение "О народном комиссариате по делам национальностей", в котором говорилось:
"Принимая во внимание, что народный комиссариат по делам национальностей РСФСР закончил свою основную миссию по подготовке дела образования национальных республик и областей и объединения их в Союз республик, вторая сессия ВЦИК считает своевременной ликвидацию Наркомнаца и поручает президиуму ВЦИК установить порядок ликвидации и передачи дел в соответствующие учреждения РСФСР к ближайшей сессии ЦИК или съезда Советов Союза ССР"46 . Теперь вместо выполнившего свою историческую миссию по строительству советского многонационального государства Наркомнаца, согласно Конституции, в составе ЦИК СССР создавался Совет Национальностей. Позднее, после начала работы утверждённого на II съезде Советов Союза Национальностей, 9 апреля 1924 г., был издан декрет ВЦИК и СНК о ликвидации Наркомнаца, организации представительства автономных республик и областей и о создании отдела национальностей при Президиуме ВЦИК.
В конце июня дополненный и уточнённый текст Конституции Союза ССР был утверждён на 2-й сессии Закавказского ЦИК. 1 - 2 июля его рассматривала и одобрила 3-я сессия Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета.
В то время как ничтожные группки троцкистов и буржуазных националистов всемерно старались в процессе разработки проекта исказить и извратить основные принципы Конституции и противопоставляли ведущей объединительной тенденции свою линию на разъединение, широкие народные массы и их представители единодушно одобряли текст новой Конституции.
6 июля 1923 г. в Москве началась 2-я сессия ЦИК СССР. На повестке дня стояли следующие вопросы: 1) Основной закон (Конституция) СССР; 2) выборы председателя СНК СССР; 3) выборы народных комиссаров Союза ССР.
Конституция СССР с огромным единодушием и воодушевлением была утверждена сессией. По вопросу о Конституции СССР сессия приняла следующее решение:
"1) Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие.
2) Принятый настоящей сессией ЦИКа Союза ССР текст Основного закона (Конституции) СССР внести на окончательное утверждение II съезда Советов СССР.
3) До образования президиума ЦИК СССР на основе глав 4 и 5 Конституции Союза ССР все полномочия, представляемые ЦИК Союза Конституцией, возложить на президиум ЦИК Союза, выбранный на первой сессии ЦИК Союза ССР 30 декабря 1922 г. в составе 19 членов"47 .
Сессия приняла также постановления об образовании Совета Труда и Обороны, о реорганизации Государственного банка РСФСР в Государственный банк СССР, поручила президиуму ЦИК СССР разработать
46 2-я сессия ВЦИК 10-го созыва. Стенографический отчёт и постановления, стр. 44. Изд. ВЦИК. М. 1923.
47 2-я сессия ЦИК СССР. Стенографический отчёт, стр. 20. М. 1923
положение о ЦИК и СНК СССР, наркоматах Союза и Верховном суде СССР и представить их на утверждение очередной сессии ЦИК - Сессия утвердила первый состав Совета Народных Комиссаров СССР во главе с В. И. Лениным. 13 июля президиум ЦИК СССР принял историческое обращение "Ко всем народам и правительствам мира", извещавшее об образовании Союза ССР, о создании общесоюзных органов власти и излагавшее общие принципы внешней политики Советского Союза. 6 - 12 ноября 1923 г. состоялась 3-я сессия ЦИК СССР, которая утвердила положение о ЦИК и Совнаркоме СССР, общее положение о наркоматах, положение об общесоюзных наркоматах, объединённых наркоматах и Верховном суде СССР.
26 января 1924 г. открылся II съезд Советов СССР. Он происходил в траурные дни, после смерти основателя советского государства великого В. И. Ленина. На заседании съезда 26 января И. В. Сталин от имени партии дал историческую клятву свято хранить и выполнять все ленинские заветы. 31 января II съезд Советов СССР обсуждал конституцию СССР. После внесения небольших дополнений была единогласно принята резолюция: "II съезд Советов СССР постановляет: Конституцию (Основной закон) Союза ССР, представленную во исполнение резолюции I съезда Советов на окончательное утверждение II съезда Советов СССР, утвердить".
Съезд избрал 414 членов Союзного Совета и утвердил 100 членов Совета Национальностей.
*
Разработанная под руководством И. В. Сталина, Конституция 1924 г: служила Основным законом СССР до 1936 года. Руководствуясь этим законом, Советская страна успешно разрешила великие задачи восстановления народного хозяйства советских республик, объединила вооружённые силы, обеспечила условия для развёртывания социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства и ликвидации экономической и культурной отсталости национальных районов. Создание СССР способствовало развитию творческих сил всех советских народов. В национальных республиках развилась и окрепла советская государственность на родном языке и советская культура, национальная по форме, социалистическая по содержанию, а Союз Советских Социалистических Республик превратился в непобедимое социалистическое государство, основанное на нерушимой дружбе народов.
New publications: |
Popular with readers: |
News from other countries: |
![]() |
Editorial Contacts |
About · News · For Advertisers |
Libmonster Russia ® All rights reserved.
2014-2023, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map) Keeping the heritage of Russia |