Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8112

Share with friends in SM

1

Бессмертная работа Ленина "Великий почин" была написана в июне и издана отдельной брошюрой в июле 1919 года.

Непосредственным поводом к написанию этой брошюры явились так называемые коммунистические субботники, начавшиеся по инициативе рабочих Московско-Казанской железной дороги. История возникновения коммунистически субботников вкратце такова.

12 апреля 1919 года в "Правде" были опубликованы написанные Лениным "Тезисы ЦК РКП(б) в связи с положением Восточного фронта". В этих тезисах, представлявших обращение ЦК РКП(б) к рабочему классу о немедленной помощи восточному фронту, ввиду угрожающего наступления Колчака был дан мобилизующий лозунг "взяться за работу по-революционному".

Рабочий класс горячо откликнулся на призыв Центрального Комитета партии, с одной стороны, посылкой лучших, отборных отрядов на восточный фронт и, с другой - большим революционным под'емом в тылу. Первыми по-революционному откликнулись на обращение ЦК и перешли от слов к делу рабочие-железнодорожники Московско-Казанской дороги. 7 мая на собрании коммунистов и сочувствующих подрайона этой дороги было принято следующее решение:

"Ввиду тяжелого внутреннего и внешнего положения, для перевеса над классовым врагом коммунисты и сочувствующие вновь должны пришпорить себя и вырвать из своего отдыха еще час работы, т. е. увеличить свой рабочий день на час, суммировать его и в субботу сразу отработать 6 часов физическим трудом, дабы произвести немедленно реальную ценность. Считая, что коммунисты не должны щадить своего здоровья и жизни для завоевания революции - работу производить бесплатно. Коммунистическую субботу ввесть во всем подрайоне до полной победы над Колчаком".

Замечательный почин железнодорожников Московско-Казанской дороги вскоре был подхвачен рабочими других отраслей народного хозяйства, и коммунистические субботники стали массовым явлением. Через год (1 мая 1920 года) уже был проведен знаменитый всероссийский субботник, в котором принял непосредственное участие В. И. Ленин.

Участие в коммунистических субботниках Ленин считал героизмом рабочих в тылу. Это был действительно героизм и героизм немалый! Достаточно припомнить обстановку, в которой передовые рабочие самоотверженно работали на дело обороны Советской республики.

Страна была охвачена огненным кольцом фронтов. Колчак, развернувший по указке Антанты наступление своей огромной армии весной 1919 года, захватил Урал и подходил к Волге. Необходимо было, как указывалось в тезисах ЦК РКП(б), "самое

стр. 15
крайнее напряжение сил, чтобы разбить Колчака".

Советская республика была блокирована империалистическими государствами. Промышленность и транспорт находились на грани полного истощения. Голод по-прежнему терзал рабочих, несмотря на некоторое увеличение хлебозаготовок по сравнению с 1918 годом1 . Ленин неустанно призывал рабочий класс в борьбе с голодом. Он беспощадно разоблачал злейших врагов народа: меньшевиков, эсеров и других, спекулировавших на голоде, пытавшихся сорвать государственные заготовки хлеба и восстановить крестьян против рабочего класса.

Правда, сравнивая положение 1919 года и предыдущим годом, Ленин неоднократно подчеркивал, что дело пролетарской революции в России улучшается. Обострялись противоречия внутри империалистического лагеря. Росло международное коммунистическое движение. В марте 1919 года был основан III, Коммунистический Интернационал. Укреплялся военно-политический союз рабочего класса, и крестьянства. Тем не менее положение оставалось крайне тяжелым, в особенности в первой половине 1919 года, до начала сбора нового урожая.

Преодолевая огромные трудности в борьбе с голодом, советское правительство вынуждено было пойти на такую исключительную меру, как полное прекращение движения пассажирских поездов по всей России с 18 марта по 10 апреля, чтобы использовать паровозы для перевозки хлеба.

В этих условиях поистине нужна была титаническая энергия рабочего класса, чтобы отстоять и укрепить завоевания Октябрьской социалистической революции.

Этот героизм рабочего класса России обгоняется той замечательной школой революционной борьбы, которую он прошел под руководством партии большевиков. Именно наиболее сознательная и дисциплинированная часть рабочих представляла собой опорную базу советской власти. В самые опасные для революции моменты партия взывала к выдержке и организованности, к революционному самопожертвованию передовых рабочих, - и каждый раз они проявляли чудеса героизма, увлекая за собой остальную массу рабочего класса и трудящихся.

Коммунистические субботники явились самым ярким выражением творческого под'ема масс, "низов" народа, впервые получивших возможность работать не на господ, а на себя. Именно поэтому Ленин рассматривал субботники как факт всемирно-исторического значения.

2

В работе "Великий почин" Ленин подвергает глубокому теоретическому анализу важнейший вопрос диктатуры пролетариата - вопрос о новом, более высоком по сравнению с капитализмом типе организации общественного труда как основы социалистического способа производства.

Ленин развивает и конкретизирует основные теоретические положения марксизма о сущности и задачах диктатуры пролетариата, о классах и классовой борьбе в переходный период от капитализма к коммунизму, с точки зрения коренного экономического вопроса о "новой организации труда, соединяющей последнее слово науки и капиталистической техники с массовым об'единением сознательных работников, творящих крупное социалистическое производство" (Соч. Т. XXIV, стр. 339).

Рассматривая новое, едва только начавшееся массовое трудовое движение - коммунистические субботники, - Ленин гениально вскрывает в них зачатки коммунистического труда, делая отсюда все необходимые теоретические и практические выводы.

Громадное историческое значение коммунистических субботников Ленин видел в том, что в них проявлялся "сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни" (Соч. Т. XXIV, стр. 339).

Социализм, указывал Ленин, рождается не из добрых пожеланий, а из условий материального производства, на основе более высокой производительности труда и более высокой организации его чем при капитализме.

Вот почему сразу же к наступлением мирной передышки, полученной благодаря заключению брестского мира, развивая свой гениальный план социалистического строительства, Ленин поставил перед партией и рабочим классом как одну из главных задач повышение производительности труда.

"Во всякой социалистической революции, - писал Ленин, - после того как решена задача завоевания власти пролетариатом и по мере того, как решается в главном и основном задача: - экспроприировать экспроприаторов, выдвигается необходимо на первый план коренная задача создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда, а в связи с этим

1 Хлебозаготовки в 1919 году увеличились в три раза. Так, если за весь 1918 год было собрано 30 миллионов пудов хлеба, то в 1919 году сумма заготовок возросла до 110 миллионов пудов. - Автор .

стр. 16


В. И. Ленин на субботнике.

Рисунок П. Васильева.

(и для этого) его высшая организация" (Соч. Т. XXII, стр. 453).

В замечательной, вдохновенней статье "Главная задача наших дней" Ленин указывал, что при тех естественных богатствах, которыми обладает наша страна, и при том размах творческого почина, который революция вызвала из глубины народных масс, мы можем и должны превратить Россию из страны убогой и бессильной в страну могучую и обильную. Для этого требуется только работать не покладая рук над созданием дисциплины, организованности и порядка, обеспечивающих стройное сотрудничество "всенародных сил".

Ленин неоднократно подчеркивал - и к этому он вновь возвращается в работе "Великий почин", - что диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплоататорами и даже не главным образом насилие. Главное в ней то, что пролетариат в состоянии осуществить более высокий тип организации общественного труда. Именно это является экономической основой революционного насилия пролетариата над буржуазией.

Производительность труда, указывал Ленин, в конечном счете, является самым главным, самым важным для победы социализма над капитализмом. Эту гениальную мысль Ленина глубоко обосновал и предельно ясно выразил товарищ Сталин в своей исторической речи на I Всесоюзном совещании стахановцев в 1935 году: "Почему капитализм разбил и преодолел феодализм? Потому, что он создал более высокие нормы производительности труда, он дал возможность обществу получать несравненно больше продуктов, чем это имело место при феодальных порядках. Потому, что он сделал общество более богатым. Почему может, должен и обязательно победит социализм капиталистическую систему хозяйства? Потому, что он может дать более высокие образцы труда, более высокую производительность труда, чем капиталистическая система хозяйства. Потому, что он может дать обществу больше продуктов и может сделать общество более богатым, чем капиталистическая система хозяйства" (И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 494).

Пришедший на смену феодальному обществу капитализм сделал гигантские шаги вперед в развитии производительных сил общества.

В "Манифесте коммунистической партии" Маркс и Энгельс писали, что буржуазия менее чем за сто лет своего господства создала более грандиозные производительные силы чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые.

Капитализм развивайся на основе более высокой организации общественного труда (кооперация, машинная техника, разделение труда), а значит, и более высокой производительности его. Подсчитано, напри-

стр. 17
мер, что в России яри господстве феодально-крепостнического строя более чем за полтораста лет (с XVII века по 1861 год) уровень производительности труда на транспорте, в промышленности и земледелии поднялся всего на 10 процентов. После же отмены крепостного права производительность труда в этих отраслях народного хозяйства развивалась во много раз быстрее. Нельзя забывать при этом, что царская Россия отнюдь не может служить образцом высокого роста производительности труда при капитализме. Напротив, темпы этого роста здесь были крайне замедлены вследствие многочисленных остатков крепостничества как в промышленности, так и в особенности и сельском хозяйстве.

Однако и для капитализма повышение производительности труда не является безусловным законом. Оно имеет свои исторические пределы.

Как показано в "Капитале" К. Маркса, для капитала повышение производительности труда необходимо лишь постольку, поскольку оно дает возможность сократить необходимое рабочее время и увеличить прибавочную стоимость.

"Его (капитала. - С. Т. ) историческое призвание - безудержное, подгоняемое вперед в геометрической прогрессии развитие производительности человеческого труда. Он изменяет этому призванию, поскольку он... препятствует развитию производительности. Этим он только снова доказывает, что он дряхлеет и все более и более переживает себя" (К. Маркс "Капитал". Т. III, стр. 236 - 237).

Производительные силы капиталистического общества находятся в резком несоответствии с производственными отношениями. Общественный характер процесса производства все более приходит в столкновение с частнокапиталистической собственностью на средства производства. Эта находит свое яркое выражение в периодических кризисах перепроизводства, потрясающих до основания всю систему капиталистического хозяйства и ведущих к разрушению производительных сил. Известно, например, что во время мирового экономического кризиса 1929 - 1932 годов капиталисты применяли в массовом масштабе такие варварские методы уничтожения материальных ценностей, как сжигание, а также выбрасывание в море огромного количества продуктов питания, поломка машин и т. д.

С другой стороны, увеличение производительности труда при капитализме неизбежно влечет за собой рост безработицы, ибо чем больше может произвести один рабочий за одно и то же рабочее время, тем меньше капиталисту потребуется людской рабочей силы. А безработица, в свою очередь, выталкивает десяти миллионов людей из производительного труда.

Только социалистическая система хозяйства, упраздняющая частнокапиталистическую собственность на средства производства и приводящая, таким образом, в соответствие производительные силы с производственными отношениями, создает предпосылки для неограниченного роста производительности труда.

Уже коммунистические субботники, несмотря на неслыханно тяжелые условия, в которых они проходили, являлись убедительным примером того преимущества, которое дает свободный от эксплоатации труд:

"...эти голодные рабочие, - писал Ленин, - окруженные злостной контрреволюционной агитацией буржуазии, меньшевиков и эсеров, устраивают "коммунистические субботники", работают сверхурочно без всякой платы и достигают громадного повышения производительности труда, несмотря на то, что они устали, измучены, истощены недоеданием. Разве это не величайший героизм? Разве это не начало поворота, имеющего всемирно-историческое значение?" (Соч. Т. XXIV, стр. 341).

А когда в СССР по-настоящему развернулось социалистическое строительство, когда поднялся уровень благосостояния масс, превосходство социалистической организации общественного труда проявилось во всей своей силе.

Достаточно сравнить темпы роста производительности труда в капиталистических странах и в СССР, чтобы наглядно убедиться в этом.

За весь XIX век производительность труда во всей мировой капиталистической промышленности выросла на 100 процентов. В среднем за каждый год производительность труда повышалась на 1 процент, а в лучшие годы - на 4 - 6 процентов.

В СССР за время существования советской власти производительность всего общественного труда возросла в 4 раза. При этом необходимо учитывать, что в нашей стране пришлось пережить целую полосу восстановления народного хозяйства, чтобы достигнуть довоенного уровня. Ни одна страна в мире не знала такого катастрофического падения производительных сил, какое имело место у нас в результате империалистической, а затем гражданской войны. Следовательно, о высоких темпах роста производительности труда можно говорить только со времени вступления нашей страны в реконструктивный период. Первая сталинская пятилетка дала увеличение производительности труда в промыш-

стр. 18


Обложка брошюры В. И. Ленина "Великий почин". 1919 год.

ленности на 41 процент, а вторая - на 82 процента.

Приведем еще один характерный пример.

Принимая 1929 год за 100, мы видам следующую картину роста производительности труда в СССР и капиталистических странах:

В США годовая производительность труда в важнейших отраслях промышленности в 1934 году составляла 84, в 1935 - 92, в 1936 - 100, в 1937 году - 97. Производительность труда в Англии за этот же период поднялась на 17 процентов, в Германии - на 18 процентов, а во Франции понизилась на 5 процентов. Между тем в СССР только за 1933 - 1937 годы производительность труда выросла почти на 60 процентов.

Рост годовой выработки в СССР в 1937 году по сравнению с 1913 годом увеличился в 3 с лишнем раза, а по сравнению с 1928 годом - в 2 1/2 раза. Таких темпов роста производительности труда не знала и не может знать ни одна капиталистическая страна. В этом состоит реальная гарантия того, что социализм безусловно и обязательно победит в своем историческом соревновании с капитализмом.

На XVIII с'езде ВКП(б) товарищ Сталин поставил перед партией величайшую программную задачу: в течение 10 - 15 лет догнать и перегнать наиболее передовые капиталистические страны также и в экономическом отношении.

Выполнение этой задачи товарищ Сталин непосредственно связывает с подготовкой материальных условий для перехода от первой фазы коммунизма ко второй, высшей его фазе.

Товарищ Сталин указал при этом, что по темпам роста и по технике производства нашей промышленности мы уже стоим на первом месте в мире. Но в экономическом отношении, то есть в отношении размеров примышленного производства на душу населения, мы еще серьезно отстаем от таких стран, как США, Германия, Англия, Франция.

Наша отсталость в этом отношении об'ясняется, во-первых, той страшной отсталостью в области развития промышленности, которая досталась нам от бывшей царской России; во-вторых, численностью населения в отношении его к об'ему промышленной продукции. Экономическая мощность промышленности, указывал товарищ Сталин, выражается не вообще об'емом промышленной продукции, а взятым в прямой связи с размерами потребления на душу населения.

Главным условием успешного решения поставленной товарищем Сталиным великой задачи является дальнейший рост производительности труда. Как уже было сказано, по темпам роста производительность труда в СССР стоит впереди капиталистических стран, но по уровню производительности труда мы еще отстаем. Так например часовая выработка рабочего в СССР составляет лишь около половины часовой выработки рабочего Соединенных штатов Америки.

Сейчас, когда страна наша вступила в период завершения строительства социализма и постепенном перехода к коммунизму, решение основной экономической задачи является делом первостепенной важности, тем более что у нас имеются все условия для выполнения этой задачи.

Товарищ Молотов в своем докладе на XVIII с'езде партии о третьем пятилетнем плане развития (вредного хозяйства говорил, что наличие у нас накопленной громадной техники и возможности ее дальнейшего быстрого развития, наличие многочисленных кадров, овладевших техникой, наконец, наличие уже окончательно сложившегося социалистического общества - вот все необходимое для того, чтобы преодолеть экономическое отставание нашей страны от главных капиталистических стран.

стр. 19
3

Поднятый в работе Ленина "Великий почин" на громадную принципиальную и теоретическую высоту вопрос о производительности труда в условиях диктатуры пролетариата сыграл исключительно важную историческую роль.

Ленину принадлежит заслуга в обосновании замечательной идеи трудового соревнования масс как основного метода строительства социализма.

Еще в январе 1918 года в статье "Как организовать соревнование?" Ленин показал, что социализм впервые создает возможность для действительного трудового соревнования в массовом масштабе, для проявления способностей и талантов, "которых в народе непочатый родник". Тогда же Ленин поставил перед партией задачу - организовать соревнование.

В статье "Великий почин", учитывая имеющийся уже живой опыт масс - коммунистические субботники, - усматривая в них ростки нового, ростки коммунизма, Ленин указывал на необходимость всемерного ухаживания за ними, призывал к самой энергичной работе по воспитанию трудящихся в духе социалистического (отношения к труду: "Образцовое производство, образцовые коммунистические субботники, образцовая заботливость и добросовестность при добыче и распределении каждого пуда хлеба, образцовые столовые, образцовая чистота такого-то рабочего дома, такого-то квартала, - все это должно составить вдесятеро больше, чем теперь, предмет внимания и заботы как нашей прессы, так и каждой рабочей и крестьянской организации. Все это - ростки коммунизма, и уход за этими ростками наша общая и первейшая обязанность" (Соч. Т. XXIV, стр. 344 - 345).

Следуя указаниям Ленива о значении трудового соревнования масс в строительстве социализма, IX с'езд партии (1920 год) впервые в истории принял специальное постановление об организация трудового соревнования. В этом постановлении было сказано, что любой социальный строй - рабский, феодальный, капиталистический - "имел свои методы и приемы трудового принуждения и трудового воспитания в интересах эксплуататорских верхов". Перед советским строем стоит задача - развить свои собственные методы воздействия для повышения производительности труда в интересах всего народа. В постановлении далее было сказано:

"Наряду с агитационно-идейным воздействием на трудящиеся массы и с репрессиями по отношению к заведомым бездельникам, паразитам, дезорганизаторам могущественной силой под'ема производительности труда является соревнование" ("ВКП(б) в резолюциях". Ч. 1-я, стр. 339).

Самоотверженная работа рабочих и крестьян под руководством партии Ленина - Сталина довольно быстро дала свои результаты. Уже в 1924 - 1925 годах были налицо хозяйственный под'ем страны и улучшение материального положения трудящихся масс.

Величайшая заслуга в деле под'ема трудового энтузиазма масс принадлежит товарищу Сталину, который является вдохновителем и организатором социалистического строительства.

Решающую роль в этом под'еме сыграло обоснование и дальнейшее развитие товарищем Сталиным ленинской теории социалистической революции. Ясная и четкая сталинская перспектива безусловной возможности построения социализма в СССР воодушевила миллионы трудящихся нашей страны на трудовые подвиги и массовый героизм.

И когда страна вступила в период развернутого наступления социализма по всему фронту, начавшееся по почину комсомола социалистическое соревнование превратилось в могучее массовое движение. В это время (1929 год) XVI партийная конференция выступила с историческим обращением к рабочим и трудящиеся Советского Союза. В обращении подчеркивалась та мысль, что соревнование должно стать постоянным методом вовлечения трудящихся в социалистическое строительство и что развертывание социалистического соревнования является одной из лучших гарантий того, что рабочие вместе с трудящимся крестьянством выполнят на основе генеральной линии партии план первой пятилетки, "вопреки оппортунистическим колебаниям маловеров и паникеров", вопреки бешеному сопротивлению врагов.

В это же время товарищ Сталин в одной из своих статей ("Соревнование и трудовой под'ем масс") отметил, что развертывание социалистического соревнования является одним из самых важных фактов социалистического строительства. Он указал, что "соревнование есть коммунистический метод строительства социализма на основе максимальной активности миллионных масс трудящихся" (Сборник "В. И. Ленин и И. В. Сталин о социалистическом соревновании", стр. 113. Партиздат. 1938).

Развивая мысль Ленина о коренном различии между социалистическим соревнованием и капиталистической конкуренцией, товарищ Сталин писал: "Принцип конку-

стр. 20


Последняя страница рукописи В. И. Ленина "Великий почин". 1919 год.

ренции: поражение и смерть одних, победа и господство других. Принцип социалистического соревнования: товарищеская помощь отставшим со стороны передовых, с тем, чтобы добиться общего под'ема".

Социалистическое соревнование и ударничество сыграли огромную роль в успешном: выполнении первого пятилетнего плана в четыре года. Вторая сталинская пятилетка дала новую, высшую форму социалистического соревнования - стахановское движение.

Неразрывная, органическая связь и преемственность между коммунистическими субботниками, социалистическим соревнованием и высшей формой его - стахановским движением - совершенно ясны.

Коммунистические субботники были вызваны сознанием того, что без самопожертвования, без величайшего напряжения сил пролетарского авангарда рабочим не спасет себя от голода, страна не будет возрождена и завоевания Октябрьский социалистической революции удержаться не смогут. Коммунистические субботники, указывал Ленин, явились результатом крутого перелома в настроении передовых рабочих, осознавших значение тех благ социализма, которые они своим трудом могут и должны завоевать.

Социалистическое соревнование возникло и развилось уже в иных условиях. Революция к этому времени уже показала свои первые плоды в области коренного повышения жизненного уровня рабочего класса и всех трудящихся. Выросла заработная плата, увеличились затраты на со-

стр. 21
циальное страхование и культурные нужды. В 1927 году в связи с 10-летием Октябрьской социалистической революции был утвержден исторический декрет о переходе на 7-часовой рабочий день в ряде отраслей народного хозяйства.

Новую, высшую ступень социалистического соревнования представляет стахановское движение. Корни стахановского движения гениально вскрыл товарищ Сталин в речи на Первом всесоюзном совещании стахановцев в 1935 году. Он указал на четыре основные причины, вызвавшие это движение:

Это, - во-первых, коренное улучшение материального положения рабочих и крестьян. "Характерная особенность нашей революции, - говорил товарищ Сталин, - состоит в том, что она дала народу не только свободу, но и материальные блага, но и возможность зажиточной и культурной жизни! (И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 499).

Во-вторых, отсутствие эксплоатации в нашей стране, сознание рабочими того, что они работают на себя, на свое советское общество.

В-третьих, наличие новой техники, созданной на основе индустриализации страны.

И, наконец, наличие новых, культурных кадров, способных овладеть этой техникой и оседлать ее для дела социалистического строительства.

Мы видим, таким образом, что все эти три формы трудового движения народных масс являются проявлением: неиссякаемой энергия и творчества масс, которые вызвала, к жизни Великая Октябрьская социалистическая революция, поставившая своей целью ликвидацию всех и всяких форм эксплоатации человека человеком и успешно разрешившая эту грандиозную задачу. Освобожденный от эксплоатации труд - вот корень всех форм движения, начиная от коммунистических субботников и кончая стахановским движением.

Ленин и Сталин всегда придавали решающее значение героизму, инициативе и творчеству масс в решении важнейших задач революции.

И не случайно коммунистические субботники Ленин рассматривал "как фактическое начало коммунизма", ибо здесь проявлялась сознательная забота рядовых рабочих о поднятии производительности труда.

Ленин беспощадно бичевал ученых лакеев капитализма типа Каутского, а также русских меньшевиков и эсеров, которые любили болтать о "трудовой демократии", "о народовластии", "свободе, равенстве, братстве" и в то же время делали все, чтобы подавить инициативу, трудовой под'ем масс. Настоящий коммунизм, указывал Ленин, тем: и отличается от пышного фразерства Каутских и Ко , что он все сводит к условиям труда.

Забота о пуде хлеба, о пуде угля, добытого не торгашескими сделками, не капиталистически, а сознательно и добровольной работой простых тружеников, - именно в этом состоит действительное, а не словесное признание коммунизма.

В своем докладе на Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) об итогах первой пятилетки, говоря о тех силах, которые обеспечили выполнение великого плана построения фундамента социализма в СССР, товарищ Сталин прежде всего указал на самоотверженность, энтузиазм и инициативу миллионных масс рабочих и колхозников, развивших вместе с инженерно-техническими работниками огромную энергию по развертыванию социалистического соревнования и ударничества.

"Не может быть сомнения, - говорил товарищ Сталин, - что без этого обстоятельства мы не могли бы добиться цели, не могли бы двинуться вперед ни на шаг" (И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 396). В факте трудового героизма масс коренится причина того бурного роста производительности труда, который ускоряет выполнение наших великих планов социалистического строительства.

Товарищ Молотов на XVIII с'езде партии в своем докладе указал на следующий знаменательный факт: производственный план по промышленности как в первой, так и во второй пятилетке был перевыполнен несмотря на невыполнение плана по строительству в обеих пятилетках. Это произошло потому, что производительность труда в обеих пятилетках оказалась выше, чем было запроектировано в планах. Планом второй пятилетки было намечено увеличить под'ем производительности труда в промышленности на 63 процента, а фактически она увеличилась на 82 процента. Точно так же произошло с ростом производительности труда в области строительства: по плану намечено было 75 процентов, а фактически она возросла до 83 процентов.

"Ударники и стахановцы, - сказал товарищ Молотов, - не посчитались с этими наметками пятилеток. За их хорошую работу, за перевыполнение ими планов по производительности труда - честь им и слава!"

Для идеологов буржуазии, для господствующих классов капиталистического мира совершенно непонятна суть социалистического соревнования масс вообще и стахановского движения в особенности. Одни из

стр. 22


И. В. Сталин среди стахановцев. Рисунок П. Васильева.

них говорят, что борьба за высокие нормы производительности труда, которую дают стахановцы, - это не более чем система тэйлоризма и фордизма; другие пытаются доказывать, что стахановские методы труда - это единичные случаи, не могущие иметь места в массовом масштабе, и т. д.

Защитники капиталистической системы никогда не понимали того, что является продуктом творчества трудящихся масс. Подобно тому как злостные наемники капитализма пренебрежительно относились к коммунистическим субботникам:, пытаясь опорочить "попытки введения коммунистического труда" (Ленин), точно так же идеологи буржуазии отнеслись к социалистическому соревнованию и стахановскому движению. В понятия буржуа укладывается только одна форма труда - это наемный, труд, основанный на "свободной" купле рабочей силы.

Ленин писал:

"Свобода торговли, свобода обмена была сотни лет для миллионов людей величайшим заветом экономической мудрости, была самой прочной привычкой сотен и сотен миллионов людей. Эта свобода так же лжива насквозь, так же служит прикрытием капиталистического обмана, насилия, эксплуатации, как другие свободы, провозглашенные и осуществленные буржуазией, вроде свободы труда (читай - свободы умирать с голоду) и т. п." (Соч. Т. XXV, стр. 255).

Каким путем капиталистические методы, например система тэйлоризма или фордизма, способствуют повышению производительности труда?

С одной стороны, используя достижения науки (тейлоризм), буржуазия добивается того, что рабочий доводит до максимального напряжения свою мускульную и нервную силу в единицу рабочего времени; все ненужные движения рабочего в процессе труда сокращаются до минимума, и рабочий трудится "...вчетверо интенсивнее, выматывая свои нервы и мускулы вчетверо быстрее" (Ленин). В то же время заработная плата рабочего остается на прежнем низком уровне. Таким образом, от увеличения производительности труда растет прибыль капиталиста. Далее, подобные методы, совершенствуя организацию труда внутри фабрики, не устраняют хаоса капиталистического хозяйства вообще, приводящего к кризисам, "когда накопленные богатства не находят покупателя, а миллионы рабочих гибнут и голодают, не находя работы" (Ленин).

Или взять, например, фордизм, который доводит до кульминационного пункта интенсивность труда путем конвейерной системы, превращающей рабочего в простой придаток машины. Вся губительность системы Форда состоит в том, что здесь ради безграничного увеличения прибыли капиталиста разделение труда принимает уродливые формы, истощающие физически и духовно рабочих.

стр. 23
Писатели Ильф и Петров в своей книге "Одноэтажная Америка" дают меткое изображение главного конвейера фордовского автомобильного завода, на котором труд рабочих расчленен так, что каждый рабочий в отдельности ничего не умеет делать, ни у одного из них нет никакой профессии. "Рабочие здесь не управляют машиной, а прислуживают ей". В любое время рабочего здесь могут выставить и взять другого, который за двадцать минут научится делать автомобили.

Ничего подобного нет и не может быть в социалистическом соревновании, в стахановском движении.

Здесь прежде всего с увеличением нормы выработки соответственно увеличивается и заработная плата рабочего.

Тов. Стаханов в своей речи на I Всесоюзном совещании стахановцев говорил, что если раньше, до перестройки своей работы по новому методу, он зарабатывал 500 - 600 рублей в месяц, то потом, за 14 выходов в месяц, он уже заработал 1008 рублей.

Далее, при стахановских методах рабочий достигает высокой производительности труда путем овладения техникой своего дела, правильной организацией своего труда, дающей экономию рабочего времени. Стахановский метод требует не большей затраты мускульной силы рабочего, а хорошей организации, высокого знания техники. Так, знатный стахановец, депутат Верховного Совета ССОР тов. Гудов в честь 60-летия товарища Сталина, работая на 2 фрезерных станках, выполнил норму на 8500 процентов.

Тов. Гудов в своем письме товарищу Сталину указывает, что такой высокой нормы он достиг благодаря высокорациональной организации своего труда. В частности, при помощи инженера Шабанова тов. Гудов сумел сократить на 7 операций обработку детали.

Стахановский труд есть труд свободного от эксплоатации работника, отдающего себе отчет в том, что каждый лишний пуд угля, железа, метр ситца произведенный им, увеличивает благосостояние социалистического общества, а следовательно, и благосостояние каждого из его членов.

4

Коммунистические субботники Ленин рассматривал как могучее орудие воспитания новой, социалистической дисциплины труда.

Он неоднократно говорил, что свергнуть и прогнать помещика и капиталистов - дело гораздо более легкое, чем преодолеть в среда самих трудящихся старые традиции, навыки и привычки, веками унаследованные от эксплоататорского строя.

Как известно, сознание людей в его развитии отстает от их экономического положения. Вот почему и после победы пролетарской революции, после свержения господства помещиков и капиталистов, над умами людей еще долгое время, подобно кошмару, тяготеет старое, отживающее. Пережитки прошлого в сознании людей Маркс очень метко и образно охарактеризовал "родимыми пятнами" капитализма. Эти "родимые пятна" сильнее всего обнаруживаются в отношении людей к труду. И это вполне понятно. Труд при капитализме является тяжелым и зазорным бременем. В капиталистическом обществе трудящийся не может не питать отвращения к своему труду, основанному на дисциплине голода. В условиях капитализма человек совершенно лишен возможности испытывать наслаждение в труде как в творческой игре физических и духовных сил.

"В капиталистическом обществе, - писал Маркс, - свободное время одного класса создается посредством превращения всей жизни масс в рабочее время" ("Капитал". Т. I, стр. 496. 1937).

В капиталистическом обществе, основанном на присвоении капиталистами неоплаченного рабочего времени, трудящийся смотрит на труд как на наказание, в лучшем случае, как на неизбежное зло. Он знает, что плодами его труда пользуются нетрудящиеся слои общества. Там, как говорил Ленин, общественная мораль зиждется на принципе: либо ты грабишь другого либо другой грабит тебя. Либо ты рабовладелец, либо - раб.

Естественно, что при таких отношениях психология многих людей, в том числе и части рабочих, насквозь проникается этим индивидуалистическим принципом и мешает им по-другому взглянуть на вещи даже после того, как бремя капитализма оказывается уже уничтоженным.

Вот почему воспитание новой дисциплины, нового отношения к труду приобретает решающее значение в условиях диктатуры рабочего класса.

Ленин давал необычайно высокую оценку коммунистическим субботникам именно потому, что они ломали косность, рутину старых взглядов, привычек, распущенности и разгильдяйства, оставленных капитализмом в наследство рабочему классу и крестьянству.

В коммунистических субботниках Ленин видел начало коренного переворота во взглядах людей на самое важное для победы нового общественного строя - на труд. Поэтому он предлагал проверять и членов

стр. 24
партии, их преданность делу рабочего класса по тому, как они относятся к коммунистическим субботникам и какое непосредственное участие принимают в них.

Ленин указывал, что воспитание повой дисциплины труда - дело очень трудное, долгое, но зато отель благодарное и благородное. Он призывал к неустанной работе по перевоспитанию трудящихся масс, к решимости, к уменью "сотни раз испробовать, сотни раз исправить и во что бы то ни стало добиться цели..." (Соч. Т. XXV, стр. 151).

Исходя из учения Маркса и Энгельса о двух фазах коммунизма и учитывая опыт коммунистических субботников, Ленин конкретизировал и развил дальше вопрос о социалистическом и коммунистическом труде.

Социализм - это низшая фаза коммунизма. Здесь решающую роль играет строжайший учет и контроль над мерой труда и мерой потребления. При социализме распределение производится по труду. Ленин блестяще выразил этот принцип социализма в знаменитой фразе: "кто не работает, тот не ест". Этот же принцип законодательно закреплен в Сталинской Конституции, в которой дан точный отпечаток социалистического общества в СССР.

Нормированный труд - основное условие развития и укрепления социалистической дисциплины труда, воспитания всех трудящихся в духе коммунистической сознательности. Нормированный труд на низшей фазе коммунизма является основным условием всемерного роста производительности труда.

Переход к ненормированному бесплатному коммунистическому труду будет совершен через твердое нормирование и сокращение рабочего дня. На высшей фазе коммунизма люди будут достаточно сознательными, чтобы трудиться без всяких норм, без какого бы то ни было принуждения со стороны государства.

"Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне норм, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости трута на общую пользу, - труд, как потребность здорового организма" (Ленин. Соч. Т. XXV, стр. 151).

Такой труд возможен в обществе, где распределение производится уже не по количеству и качеству затраченного труда, а по потребностям членов общества. Однако уже и в начальный период строительства социализма постепенно вырабатывается коммунистическое отношение людей в труду.

Инициаторы и участники коммунистических субботников, бесплатно работавшие на пользу советского государства, уже олицетворяли собой прообраз тружеников коммунистического общества. Еще в большей мере это можно сказать про ударников, стахановцев, самоотверженно борющихся за высокую производительность труда и достигающих невиданных успехов в этом деле. Товарищ Сталин, характеризуя значение социалистического соревнования, указывал, что самое главное в нем заключается в том, что оно вкорне меняет взгляды людей на труд, превращает труд из зазорного бремени, каким он является при капитализме, в дело чести, славы, доблести и геройства. В наше время, в период социализма, имеется уже большое количество людей, для которых стимулом к труду становится стремление проявить свои способности, таланты, бескорыстию служить своей социалистической родине. Причем самое важное заключается в том, что коммунистическое отношение к труду проявляют не одиночки, а массы людей. Замечательным примером в этом отношении является постройка колхозниками Узбекистана Большого Ферганского канала. Канал, длиною в 270 километров, с выполнением земляных работ об'емом в 16 миллионов кубометров, был прорыт в течение полутора месяцев.

160 тысяч колхозников, воодушевленных великой идеей коммунизма, проявили невиданный трудовой энтузиазм: за 45 дней они выполнили такие работы, которые при обычных, старых темпах должны были бы продолжаться 6 - 7 лет.

Это наглядно показывает, какую мощную трудовую энергию вызывает социализм, как безгранично велики возможности свободного социалистического труда.

5

В "Великом почине" Ленин дает гениальную постановку вопроса о классах и о ликвидация классов в процессе строительства социализма и коммунизма. Ленин подчеркивает прежде всего, что диктатура пролетариата есть период острой классовой борьбы, которая в различных формах продолжается вплоть до полного уничтожения классов.

В плане предполагаемой брошюры "О диктатуре пролетариата" (см. Соч. Т. XXV) Ленин указывает на пять основных форм классовой борьбы в переходный период от

стр. 25
капитализма к коммунизму. В числе этих пятя форм важнейшее значение имеет борьба за воспитание новой дисциплины труда, где особое место Левин отводит коммунистическим субботникам.

Чтобы полностью уничтожить классы, указывал Ленин, недостаточно свергнуть помещиков и капиталистов и отменить их собственность. Для этого требуется отменить всякую частную собственность на средства, производства, уничтожить различие между городом и деревней, а равно между людьми умственного и физического труда. Чтобы совершить переход к бесклассовому обществу, "...нужен громадный шаг вперед в развитии производительных сил, надо преодолеть сопротивление (часто пассивное, которое особенно упорно и особенно трудно поддается преодолению) многочисленных остатков мелкого производства, надо преодолеть громадную силу привычки и косности, связанной с этими остатками" (Соч. Т. XXIV, стр. 337).

Выполнение этой задачи посильно только пролетариату, представляющему самый передовой, самый организованный и сильный класс общества.

Эта постановка вопроса Лениным об уничтожении классов нашла свое блестящее решение в ходе строительства социализма в СССР под гениальным руководством товарища Сталина. Индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства, ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации, культурная революция, развитие социалистического соревнования и стахановского движения - таковы конкретные пути и средства уничтожения классов и постепенного стирания классовых различий в СССР.

Товарищ Сталин в своем историческом докладе на VIII Чрезвычайном с'езде Советов (1936 год) о проекте Конституции ССОР гениально вскрыл процесс ликвидации эксплоататорских классов в СССР и показал диалектику перехода рабочего класса и крестьянства, а также родственной им интеллигенции в новое качественное состояние.

В связи с проведением коллективизации и ликвидацией на этой основе самого многочисленного и последнего класса капиталистов - кулачества - советское Общество претерпело коренные изменения в своей социальной структуре. В СССР стало два дружественных класса (и примыкающая к ним новая социалистическая интеллигенция), которые общими усилиями строят коммунизм.

Ликвидация эксплоататорских классов и коренные изменения, происшедшие в рабочем классе и крестьянстве, привели к тому, что "...грани между рабочим классом и крестьянством, равно как между этими классами и интеллигенцией - стираются, а старая классовая исключительность - исчезает. Это значит, что расстояние между этими социальными группами все более и более сокращается" (И. Сталин "Вопросы ленинизма", стр. 512).

Различие, которое существует сейчас между рабочим классом и крестьянством и которое еще будет оставаться известное время, связано с различием форм социалистической собственности. Между тем как рабочий класс имеет дело с государственной, общенародной формой социалистической собственности на средства производства, крестьяне (колхозники) - с кооперативно-колхозной, т. е. менее развитой формой социалистической собственности.

Для окончательного уничтожения классового деления общества, для исчезновения всех различий между рабочим классом и крестьянством, равно как между этими классами и интеллигенцией, необходимо, во-первых, перерастание сельскохозяйственной артели в коммуну и, во-вторых, уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом.

Товарищ Сталин указал конкретные пути решения этих важнейших проблем.

Укрепление сельскохозяйственной артели, укрепление и расширение общественной собственности в колхозах, дальнейшее насыщение колхозов техникой, укрепление социалистической дисциплины труда и всемерный под'ем его производительности - таков реальный путь постепенного движения от колхозов к коммуне.

В отношении проблемы ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом товарищ Сталин показал, что именно стахановское движение содержит в себе зародыш того повышения культурно-технического уровня рабочего класса, который необходим для того, чтобы в дальнейшем исчезло противоречие между умственным и физическим трудом. Именно поэтому оно представляет собой новый шаг к коммунизму.

Возникшее в этом году знаменитое движение многостаночников, а также совмещение профессий, представляющие высшую ступень стахановского движения, являются лучшим подтверждением гениального предвидения товарища Сталина о роли стахановского движения, призванного поднять культурно-технический уровень рабочего класса до уровня инженерно-технических работников и подготовить условия для ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом.

XVIII с'езд партии, исходя из особенностей исторической полосы развития, в которую вступил Советский Союз, полосы

стр. 26
завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму, поставил задачу коммунистического воспитания трудящихся как основное условие нашего движения вперед, к коммунизму.

На современном этапе в области наших внутренних задач центр тяжести переносится на коммунистическое воспитание всех без исключения трудящихся. Преодолеть пережитки капитализма в сознании людей, сделать всех граждан нашей страны сознательными и активными строителями коммунизма - такова задача коммунистического воспитания трудящихся. Об этой задаче говорил еще Ленин в 1920 году:

"После свержения цари, помещиков и капиталистов впервые только очищается поле для настоящей стройки социализма, для выработки йотой общественной связи, новой дисциплины общего труда, нового всемирно-исторического уклада всего народного, а затем и международного хозяйства. Это дело переработки самих нравов, надолго загаженных, испорченных проклятой частной собственностью на средства производства...

Мы будем работать, чтобы вытравить прошитое правиле "каждый за себя, один бог за всех", чтобы вытравить привычку считать труд только повинностью и правомерным только оплаченный по известной норме труд. Мы будем работать, чтобы внедрять в сознание привычку, во вседневный обиход масс правило: "все за одного и один за всех", правило: "каждый по своим способностям, каждому по его потребностям" (Соч. Т. XXV, стр. 255, 256).

* * *

Работа Ленина "Великий почин" сыграла огромную историческую роль. Она явилась программой борьбы партии за социалистическую организацию труда, за развертывание и мобилизацию творческой энергии масс в строительстве социалистического общества. От коммунистических субботников к социалистическому соревнованию и ударничеству, а затем к стахановскому движению - таков путь творческой самодеятельности масс в борьбе за построение социализма в нашей стране.

В своей работе "Великий почин" Ленин дал образец гениальной способности распознавать ростки нового, предвидеть тенденцию ж развития. Ростки коммунизма, которые с такой великой прозорливостью Ленин увидел в коммунистических субботниках, пышным цветом расцвели в последующее время, когда социалистическое общество в СССР стало совершившимся фактом. У нас уже выросли миллионы сознательных и активных строителей социализма, которые по-новому, по-коммунистически относятся к труду, к своим обязанностям перед государством. В этом - залог полной победы коммунизма в нашей стране.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-РАБОТЕ-В-И-ЛЕНИНА-ВЕЛИКИЙ-ПОЧИН

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

О РАБОТЕ В. И. ЛЕНИНА "ВЕЛИКИЙ ПОЧИН" // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-РАБОТЕ-В-И-ЛЕНИНА-ВЕЛИКИЙ-ПОЧИН (date of access: 16.12.2019).

Found source (search robot):


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
1836 views rating
29.08.2015 (1569 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes

Related Articles
СПРАВКА О НАРОДАХ СССР, СОХРАНЯВШИХ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПЕРЕЖИТКИ РОДОПЛЕМЕННОГО БЫТА
2 days ago · From Россия Онлайн
ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ ЗАКАМСКИХ УДМУРТОВ: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
2 days ago · From Россия Онлайн
УЧЕНИЕ КУНТА-ХАДЖИ В ЗАПИСИ ЕГО МЮРИДА
2 days ago · From Россия Онлайн
ВИРДОВЫЕ БРАТСТВА В ИНГУШЕТИИ
2 days ago · From Россия Онлайн
КУЛЬТ МУСУЛЬМАНСКИХ СВЯТЫХ В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ
2 days ago · From Россия Онлайн
ТАРИКАТ, ЭТНИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА В ДАГЕСТАНЕ
2 days ago · From Россия Онлайн
РАИЛЬ ГУМЕРОВИЧ КУЗЕЕВ (1929 - 2005)
2 days ago · From Россия Онлайн
ФЕНОМЕН УСТОЙЧИВОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ УЙЛЬТА В КОНТЕКСТЕ ЭТНОНИМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ НАРОДОВ СЕВЕРА (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XXI В.)
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЕ АРМЯНЕ И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
2 days ago · From Россия Онлайн
КРАСНОДАР - КАРАБАХ - МОСКВА: ОПЫТ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ АВТОЭТНОГРАФИИ
2 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О РАБОТЕ В. И. ЛЕНИНА "ВЕЛИКИЙ ПОЧИН"
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones