Libmonster ID: RU-8698
Author(s) of the publication: С. П. ЦЕСАРСКАЯ

Тема тотальности ("тотальный опыт человечества") - слишком велика для исследования, писал историк Марк Блок (школа "Анналов"), это не под силу одному ученому. Поэтому лучше выбрать предметом исследования отдельную конкретную проблему. Это значит - начать с анализа, за которым последует синтез (если мы пожелаем раскрыть связи и взаимовлияния), и лишь с позиции целого (тотальности) можно познать отдельные фрагменты. И далее, подчеркивая значение понятия тотальности, авторы "Анналов" полагают, что в нем - смысл и оправдание, пульс вещей и событий.

Мы выбираем за исходную - проблему, т. е. ряд проблем, возникших в сфере образования в связи с перестройкой содержания курса преподавания философии (как и других общественных наук) в вузах в 90-е годы XX в. Эту ситуацию перестройки мы называем кризисной. Она проявилась в уходе от "единственно научной" марксистской ориентации, в плюрализме направлений, тем, их интерпретаций, концепций, учебников, "курсов по выбору" и т. п. Ряд проблем, возникших здесь: отношение к марксизму; толкование истории ("историцизм", или "историзм", или "актуализм"?); проблема материи (бытия или реальности?); плюрализм и единство; отношение к религии, науке, культуре, определение их соотношения; проблема ценностей; толкование основного вопроса философии, диалектики и т. п.

Рассмотрение этих проблем требует привлечения мировоззренческих, методологических и социальных оснований, т. е. обращения к теме тотальности: понятию тотальности (целостности, всесторонности) или (и) принципу тотальности как учету всех связей и опосредовании (в исследовании кризисной ситуации, проблемы).

Обращение к теме тотальности не ведет к защите тоталитаризма и не сводится к ностальгии по философскому толкованию тотальности Платоном, Аристотелем и другими представителями истории философии. Сегодня это понятие - тотальность - порождается современной атмосферой, которую мы характеризуем как противостояние классической и неклассической философии, модерна и постмодерна, различных ти-

стр. 121


пов диалектик в культуре. В этом противостоянии явным является отказ от тотальности (всесторонности исследования, целостности и единства) в теории и на практике и преобладает постмодернистское различие и разнообразие. Вместе с тем, как видится, назревает потребность в тотальности (возрождение классики, модификация классики), идет поиск "новой" тотальности. Такого рода потребность мы усматриваем в работах ряда отечественных и зарубежных авторов 1 .

Предлагаемая здесь концепция формирования новой тотальности: 1) наследует классическое прошлое (проект модерна французского Просвещения и период классической немецкой философии "от Канта до Маркса включительно"); 2) модифицирует это прошлое; 3) говорит о назначении новой тотальности. Положения 1) и 2) обозначают начало и прогнозируемое завершение определенного исторического цикла движения тотальности, цикла, разрешающего противостояние между классикой и современностью, модерном и постмодерном. Иначе, мы предлагаем предельно общего характера парадигму, способствующую рассмотрению всех конкретных вопросов тотальности:

модерн -> постмодерн -> поиск новой целостности (тотальности).

Утверждение данной парадигмы, насыщение ее конкретным содержанием включает в себя анализ работ авторов определенного исторического периода (приведенного выше цикла), определение тотальности посредством рассмотрения ее свойств, функций и т. п.

Определение тотальности посредством ее свойств включает характеристику таких свойств, как: 1) тотальность как принцип исследования и 2) тотальность как тенденция (изменения, развития).

Тотальность как принцип исследования

Исходная позиция здесь характеризуется кризисной ситуацией или проблемой. Сегодня это проблемы в сфере экологии, социальной политике, морали, образовании (изменение мировоззренческой и методологической ориентации), разных областях культуры.

Для исследования таких проблем предлагается принцип (или подход, метод) целостности (всесторонности или тотальности), что ассоциируется в первом приближении с выходом в более широкий контекст исследуемой проблемы.

стр. 122


Понятия целостности, всесторонности и тотальности являются однопорядковыми, близкими по смыслу. В то же время можно указать различающие их оттенки. Понятие "целостность" несет в себе момент связи вопреки разрывам, оттенок замкнутости, завершенности (исторический цикл, единство противоположностей, системность, междисциплинарность). Целостность гегелевской логики подвергается сегодня критике за "предетерминизм", "телеологию", "историцизм", "тотальность" (единство теории и практики в теории). Понятие "всесторонность" обладает, как представляется, большей степенью свободы: учесть "все стороны, связи и опосредования". Тотальность же в современном ее толковании (не отождествляющем ее с целостностью и всесторонностью, что было характерно, скорее, для прежних употреблений тотальности) содержит в себе исторически, "снимает" два предыдущих значения. Тотальность включает в себя открытость процесса движения или усложнения тотальности, выход за границы отдельных областей, выход за границы целостности [В качестве примеров: это открытость цикла; ностальгия - повсюду быть дома (по Новалису), т. е. совершать трансцензус (выход за границы), что может быть уподоблено постоянному озадачиванию, вопрошанию в поиске единого бытия (Хайдеггер); единство теории и практики в практике (Бхаскар) и др.] Однако не всегда (в зависимости от контекста) мы будем строго различать эти понятия, а иногда будем употреблять их как синонимы.

На пути историко-философского формирования понятия тотальности мы особо выделяем период "от Канта до Маркса", что приводит далее к принципам диалектической логики. По Ленину (по Гегелю) логика диалектическая требует: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении" (как говорит иногда Гегель), изменении... В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что "абстрактной истины нет, истина всегда конкретна", как любил говорить вслед за Гегелем покойный Плеханов" 2 .

стр. 123


Что касается истины, то принцип тотальности сегодня должен включать в себя или быть соразмерен таким моментам: 1) "истина есть процесс" (Гегель); 2) истину нужно искать на границах отдельных областей культуры, она (истина) не принадлежит той или иной отдельной области, не составляет ее внутреннего свойства (М. М. Бахтин). Синтез обоих моментов означает синтез временного (асинхронного) и пространственного (синхронного) подходов к исследованию. Иначе, это есть синтез историзма и междисциплинарности (как непременных свойств тотальности, согласно авторам критического исторического направления школы "Анналов"). Диалектика такого рода противостоит взглядам и позициям, вырывающим актуальность из истории (из связи: прошлое - настоящее - будущее), отрывающим теорию от истории, поощряющим узкий профессионализм (в современном образовании, кстати).

Принцип использования целостного подхода мы находим в античности (Платон, "энциклопедический ум" Аристотеля), у "титанов" эпохи Возрождения ("Единое" Н. Кузанца и Дж. Бруно). Наиболее развитая, богатая содержанием целостность (единство историзма и междисциплинарности) формируется немецкой классической философией: период от Канта до Маркса. Ленин следует марксизму в теории и социальной практике. Но каждый раз, вообще говоря, за целостностью следует разрыв: Сократ и софисты, Гегель и романтики. За классической философией идет неклассическая, модернизму сегодня противостоит постмодернизм, наследующий такие направления, как философия жизни, психоанализ, экзистенциализм, герменевтика и др.

Аргументация за целостный подход дается анализом работ И. Фихте и О. Шпенглера, М. Блока и Ф. Броделя (школа "Анналов"), М. М. Бахтина и Г. С. Кнабе 3 .

Работа И. Фихте "Основные черты современной эпохи" дает нам яркий пример такого подхода. Свою эпоху Фихте вписывает в историческую схему, используя как конкретно- исторический материал, включающий вопросы теории познания, социальной политики, морали, науки, искусства, религии, так и философскую парадигму, оперирующую понятиями "свобода" и "разум". Основной чертой своей эпохи Фихте называет свободу. Именно к свободе от деспотии и стремились буржуазные идеологи и политики XVIII-XIX вв. Но тенденция в творческом развитии самого Фихте - это переход от "свободы" к "разуму". Это тоска по разуму в эпоху, где есть свобода и активная деятельность субъек-

стр. 124


та, но нет разума. Представляется, что за понятиями "свобода" и "разум" у И. Фихте стоят однопорядковые с ними: человек и закон; индивид и род; свобода и необходимость; опыт и идея; преходящее, неистинное и подлинное настоящее, вечное; существование и сущность. Современную ему свободу И. Фихте называет "пустой", всячески разоблачая и высмеивая существующие отношения и нравы. В этом мире господствует индивид, пишет И. Фихте, который не любит ничего, кроме себя и собственного благополучия. С точки зрения добродетели и порока, это лишь "пошлый, маленький, дурной и вдобавок несчастный человек". Опыт провозглашается здесь единственно возможным источником всякого познания. Признается существующим лишь то, что понятно и ясно усматривается. Такая наука - "хилая и слабая", здесь нет идеи. Есть готовое мерило бытия, но отсутствует процесс подлинно научной работы, требующей большого труда. Характерным является то, что человек боится остаться наедине с собой и задуматься о серьезных проблемах, он уходит от них (и себя) в суету, игру, смех и остроты. Такая эпоха интересуется материально полезным, дающим одежду, жилище и пищу. В области политики - отсутствие твердой и непреклонной власти, управление посредством высокопарных фраз. Если признается религия, то лишь как потребность в узде для разнузданной черни.

Осмыслению эпохи помогает исторический подход, диалектика "свободы" и "разума". Цель земной жизни человечества, согласно И. Фихте, - свободное устроение всех его отношений сообразно с разумом 4 . Далее описываются пять основных эпох земной жизни: "1) эпоха безусловного господства разума через посредство инстинкта - состояние невинности человеческого рода; 2) эпоха, когда разумный инстинкт превращается во внешний принудительный авторитет; это - время положительных систем мировоззрения и жизнепонимания, систем, которые никогда не доходят до последних оснований и поэтому не могут убеждать, но зато стремятся к принуждению и требуют слепой веры и безусловного повиновения - состояние начинающейся греховности; 3) эпоха освобождения, непосредственно - от повелевающего авторитета, косвенно - от господства разумного инстинкта и разума вообще во всякой форме, - время безусловного равнодушия ко всякой истине и лишенной какой бы то ни было руководящей нити, совершенной разнузданности - состояние завершенной греховности; 4) эпоха разумной науки, время, когда истина признается высшим и любимым более всего нача-

стр. 125


лом, - состояние начинающегося оправдания; 5) эпоха разумного искусства, когда человечество уверенной и твердой рукой созидает из себя точный отпечаток разума - состояние завершенного оправдания и освящения" 5 . Третью эпоху в этом ряду И. Фихте называет современной, она представляет переход от "слепого господства разума" к "зрячему господству разума".

Это произведение Фихте 1813г. представляется (согласно герменевтическому циклу) прошлым прообразом настоящего целостного подхода, обращение к которому в ряде современных работ 6приобретает, на наш взгляд, некую особенность. Это - целостный подход к проблеме. Исходная проблема, как правило, является не философской, она относится к области специальных наук (В. Метлов), либо сфере образования (Дж. Серль или К. Пейдж), социально-политической области (Ф. Фукуяма) или экономике (В. Л. Иноземцев). Э. Ласло исходит из экологической проблемы, Г. Кнабе - из проблем культуры. Используются и исторический, и междисциплинарный подходы. Философия здесь также принимает участие наряду с другими дисциплинами, участвует в рассмотрении и осмыслении поставленной проблемы. Дж. Серль привлекает философское противостояние: эпистемология - герменевтика, категории истины, реальности, рациональности для объяснения новшеств современного университетского образования. Принцип развития, противоречие, субъект-объектное отношение включаются В. Метловым в обоснование проблем и парадоксов, возникающих в естествознании, математике, лингвистике и др. Г. Кнабе считает философию наиболее глубокой из всех наук, она участвует в объяснении проблем постмодернизма посредством основного вопроса философии (общее и индивидуальное, теория и практика, ценности культуры и жизненный мир). Э. Ласло выдвигает задачу создания целостного "холистического" альянса между наукой, искусством, религией и образованием (а также требования к специалистам в развитии каждой из этих сфер), руководствуясь философским соотношением необходимости и сознательной деятельности людей в определении путей эволюции социальных систем (если люди допускали ошибки, то разве не могут эти ошибки исправляться людьми?).

Названные здесь классические философские категории и их соотношения (истина, реальность, рациональность, основной вопрос философии, объективная необходимость и сознательная

стр. 126


деятельность людей, целостность) остаются в силе (вопреки неклассической философии), но приобретают сегодня новое содержание или модификации.

Модерн и постмодерн. Рорти и Хабермас. Тотальность как тенденция

Здесь показана возможность разрешения противостояния модерна и постмодерна. Рассмотренный выше принцип целостности (всесторонности, тотальности) был характерен для модернистской ориентации в культуре, классической ориентации в философии. Постмодернизм выдвигает принцип различия, заявляя разрывы былых форм тотальности. Противостояние модерна и постмодерна представляется нам центральной проблемой современной культуры. Обращаясь к категориальному аппарату гегелевской логики, можно увидеть, что разрывы тотальности, предпринимаемые авторами постмодерна, проходят по оси между общим и единичным, сущностью и явлением, необходимым и случайным, законом и фактами, возможным и действительным и т. д.

Используя работы Ницше (родоначальника постмодернизма), больше внимания мы уделяем Рорти ("прагматический постмодернизм"), а также экзистенциальному направлению в философии и культуре.

Первые выступления Рорти идут под флагом противопоставления необходимого и случайного, эпистемологии и герменевтики, познания и образования ("наставления") человеческого индивида. Предпочтение отдается герменевтике: в условиях синтеза обоих планов "проект" человека содержит в себе как частный случай познавательные его способности (тема истины, реальности, объективности, отражения уходит с авансцены).

Прагматическая ориентация Рорти "убирает" и философию (в ее классическом непрагматическом прочтении): философия должна поступиться своей автономией и спуститься с Неба на Землю. Здесь мы имеем контекст основного вопроса философии: традиционные ценности (Разум, Бог, Закон) и "жизненный мир". Соглашаясь с Рорти в усилении современного внимания к "жизненному миру" и практическим формам философии (философия науки и техники, философия экономики, философия политики, морали, искусства), мы не можем согласиться с "отказом" от традиционных ценностей, от автономии философии.

стр. 127


В последних работах Рорти выдвигаются "новые" ценности (цель, солидарность), которые формируются жизненным миром не "сверху", а "снизу" (что сродни, на наш взгляд, идее коммуникативной рациональности Хабермаса). Нравственные и эстетические ценности, как "дефицит" либерально-демократического общества, за которое ратует Рорти, будут вырабатываться постепенно (в рамках либеральной демократии) воспитанием посредством литературных источников.

Критики могут обвинить Рорти в уходе от научной истины, материализма и диалектики, т. е. в ограниченности его философской позиции, порожденной именно либерально- демократическим обществом и защищающей его интересы. Используются концепции Дж. Дьюи и М. Бунге, Г. С. Кнабе и Ю. Хабермаса для критической оценки позиции Рорти.

Мы согласны, в частности с Кнабе, что истинный постмодернизм не просто уходит от целостности, но переживает ее утрату 7 . Более того, скажем мы, наблюдается стремление к возврату "утраченного", возврату целостности (в новой форме). Анализ, проведенный автором данной работы, говорит не об единичных случаях, но приводит к утверждению такой тенденции как исторической закономерности. Истоки этой позиции мы находим в работах Ницше и Рорти, определенное обоснование ее дается Ю. Хабермасом (концепция коммуникативной рациональности). Представители философии жизни и психоанализа, экзистенциализма и постмодернизма оказываются причастными к такой тенденции.

В соответствии с развитием концепции Хабермаса 8 можно выделить наиболее зрелый период в развитии классической философии - это период немецкой классической философии "от Канта до Маркса". Приверженность идеям этого периода (всеобщность, рациональность, социальность, диалектика и практика) сменяется экзистенциальным поворотом (согласно изначальной версии Франкфуртской школы) к индивидуализму и плюрализму (неклассическая философия). Новый поворот (в согласии с триадой) представляет собой возврат к "социальной ориентации" первого периода (на новом уровне). Это - движение от "абстрактной" рациональности Просвещения к "инструментальной" рациональности капитализма и к "коммуникативной рациональности" как современной тенденции, ведущей к демократическому социализму. Можно предвидеть, по Хабермасу, что "плюрализм жизненных форм и индивидуализм жизнен-

стр. 128


ных стилей будут расти по экспоненциальному закону в обществе, которое достойно называться социалистическим" 9 .

Рассмотрение работ авторов таких направлений, как философия жизни, экзистенциализм, психоанализ (вызвавших критическое отношение Хабермаса), показывает, что "экзистенция" не выдерживает испытания на самодостаточность. Как правило, авторы экзистенциализма совершают трансцензус (или тотализацию), выход за границы экзистенции. В отличие от тотальности рационального свойства (Хабермас) у разных авторов она (тотальность) приобретает и разные формы. Так, К. Ясперс совершает ход "от экзистенции к трансценденции", о чем красноречиво свидетельствует раздел "Разум и коммуникация" в "Философской вере" Ясперса 10 . А. Камю "уходит" от абсурдного человека к бунтующему: "я бунтую, следовательно, мы существуем", т. е. я действую во имя лучшей, неабсурдной жизни для всех 11 . У Ницше мы обнаруживаем тотальность "философского" типа, у Адорно она (тотальность) приобретает ценностный характер ("колебательный процесс" между жизненным миром и ценностями). В психоанализе происходит развитие от "индивидуального бессознательного" (3. Фрейд) к "социальному бессознательному" (Э. Фромм, К. Юнг, Ж. Лакан). Мы говорили ранее о том, что Рорти в последних работах выходит к концепции солидарности (разум жизненного мира), подобную (синтезирующую) значимость имеет его "эстетическое воображение".

Уход от единого Бытия к различию, пишет Ж. Деррида, должен восприниматься со смехом и танцем. Эта известная посылка постмодерна имеет, однако, неожиданное продолжение. "После того смеха и танца, после приема, который чужд любой диалектике, появляется ... и становится проблемой то, что я бы хотел назвать хайдеггеровской надеждой. Я понимаю, насколько шокирующим может оказаться этот термин. Тем не менее я рискую его предложить, не исключая никаких возможных значений, и соотнести его с тем, что представляется мне сохраненным от метафизики (курсив мой - С. Ц. ) в "DerSpmchdesAnaximander", а именно поисками истинного, или единственного имени". Цитируя далее Хайдеггера, Ж. Деррида акцентирует внимание на "обращение к бытию", которое "говорит о себе посредством любого языка; везде и всегда" 12 .

Обобщение представленного выше материала позволяет нам ввести такую (исторически и теоретически обусловленную) парадигму:

стр. 129


модерн -> постмодерн -> поиск новой целостности (тотальности).

Эта парадигма удовлетворяет принципам актуальности (противостояние модерна и постмодерна) и историзма (исторический цикл), принципу тотальности в исследовании, познании (модерн несет в себе целостность) и тотальности как тенденции (модерн - незавершенный проект) 13 .

Тотальность как свойство модерна. Критическая функция тотальности

Здесь продолжается тема: тотальность как тенденция, уточняется и дополняется понятие модерна, показана видимость той позиции постмодернистов, что модерн устарел, и провозглашается Хабермасом: "модерн - незавершенный проект" 14 ; тогда как противники модерна критикуются как консерваторы.

Модерн (новое) характеризуется следующим образом: постоянно обновляющаяся актуальность в духе времени, но это не просто модное, которое может устареть; модерное сохраняет скрытую связь с классическим (которое неподвластно времени), с подлинностью (истинностью), ее затребованностью (от "есть" к "должно"), прогрессивным ходом развития от менее полной тотальности к более полной. Такую характеристику модерна мы даем, учитывая позиции Ю. Хабермаса (проект модерна), Э. Ласло (эволюция систем), авторов из Баффало (эстетический модерн), Р. Бхаскара (этический натурализм), К. Геделя (о неполноте систем), идеи синергетики (самоорганизация систем) и др. Ход модерна есть путь классической ориентации (традиционные ценности) в культуре и философии, есть путь к новому, ход набирающей силу тотальности, т. е. тотальность есть свойство модерна.

XVIII в. (эпоха Просвещения) сознательно вписывает в эту тотальность практическую составляющую ("просвещение голов для приближающейся революции"), что определяет "проект модерна". Проект модерна гласит: "...Неуклонно развивать объективирующие науки, универсальные основы морали и права и автономное искусство с сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, т. е. для разумной организации жизненных условий" 15 .

стр. 130


Различаются (Хабермасом) три вида модерна: эстетический модерн, культурный модерн и проект модерна (им соответствуют виды целостности). Эстетический модерн (авангард) - это бунт искусства против неподлинного мира, нежизненных, устаревших буржуазных отношений и соответствующей культуры. Буржуазное искусство как "обещание счастья" в эпоху авангарда оборачивается своей противоположностью - "самоубийством искусства" (Адорно). Неоконсерваторы (к примеру, Д. Белл) "спасают" положение (призыв к "распущенности", подрыв дисциплины и трудовой морали) предложением религиозного обновления, подключения к "естественным традициям". Иначе, эстетический модерн ведет к разрыву устаревшей целостности, сохранению же ее способствуют консервативные средства.

Вместе с Беллом мы уже вошли в культурный модерн. Кризисные явления в промышленно развитых странах Белл объясняет разрывом между культурой и обществом, между "культурным модерном" и "требованиями как экономической, так и административной систем".

Односторонность капиталистической модернизации, считает Хабермас, проявляет себя наступлением буржуазной экономики, рационализации и государственных структур на экологическую, жизненную сферу, формы гуманного общежития, тогда как достижение модерной целостности не может не учитывать требований жизненных условий. За культурный модерн - программы социальной защиты, вмешательство государства в экономику, критика затрат на оборону, левые движения; противники же культурного модерна подают вышеназванные программы как тот или иной вид экстремизма, как то: нигилизм, расхищение казны, тоталитаризм, коммунизм и т. п. 16

Центральная проблема, усматриваемая проектом модерна, - увеличение разрыва между культурами экспертов и широкой публики. Это и фиксируется постмодерном. Подобное объяснение прихода постмодернистского "умонастроения" дает Г. С. Кнабе: противоречивое единство культуры и реальной действительности, сохранявшееся до сих пор, имеет тенденцию к распаду. (Поиск оснований такого "взрыва" Кнабе связывает с проблемой обострения социального отчуждения в современном капитализме.) Расхождение науки, морали и искусства (автономизация отдельных секторов) говорит о "своеобразном расщеплении" проекта модерна, что приводит к попыткам "снять", упразднить культуру экспертов. И хотя XX в. "не пощадил оптимизма про-

стр. 131


светителей", проблема реализации проекта модерна остается открытой.

Нельзя навязать высокую культуру далекому от нее жизненному миру; но нельзя и разорвать это единство, полагает Хабермас, посредством "снятия" культуры, философии и т. п. Попытки оторвать, упразднить "фикцию", "утопию", "агонию", "трансценденцию", свойственные автономному ("мешающему" жизни или украшающему ее) искусству, оказались ложными (как показал крах сюрреалистического бунта). Двойная ошибка допущена при ложном "снятии" искусства. Во-первых, если разбить сосуд (искусство как форма), то "растечется и содержание, ничего не останется". А, во-вторых, в "повседневной коммуникативной практике" переплетены и мораль, и художественный вкус, и познавательные интересы, "потребна передача ценностей культурыво всей ее широте".

Подключение культуры к решению практических проблем жизненных миров, оскудевших от голого житейского традиционализма, возможно, считает Хабермас, лишь при условии социального преобразования этих миров, "когда можно будет направить также и социальную модернизацию в другое, некапиталистическое русло, когда жизненный мир сможет выработать в себе соответствующие "институты"" 17 .

Таким образом, дается наиболее полная характеристика модерна (имеющего свойством развивающуюся целостность - тотальность), называются его виды, в частности, проект модерна, включающий практическую составляющую. Тотальный подход (учет всех связей и опосредовании) способствует объяснению (рефлексия) и критике ограниченных позиций (ложное "снятие" культуры, утопии, трансценденции ...), а также критике синтезов по принципу дополнительности, предпринимаемых постмодернизмом. Показана актуальность постмодернизма, фиксирующего разрывы целостности. Центральной проблемой в этом плане является противоречие между ценностями культуры и жизненным миром (модификация основного вопроса философии). Позиция постмодернизма оценивается (Хабермасом) как консервативная (препятствующая ходу модерна). Указываются возможности модернистского решения проблем.

стр. 132


* * *

Приведем некоторые заключительные положения.

1. Важнейшей функцией тотального подхода является критическая (что в сочетании с рефлексией называется "критическим объяснением" кризисной ситуации или концепции). Мы уже говорили о критике постмодернистских "консервативных" умонастроений (Хабермас, Ласло, Кнабе и др.). Подобную позицию (в критике постмодернизма) занимает Р. Бхаскар (представитель англоязычной школы современного реалистического направления). Он говорит о многих кризисах, "осаждающих человечество, рациональность, социальные (и естественные) науки, марксизм и социализм". Односторонними, т. е. неадекватными (не охватывающими Реальность), т. е. идеологически ограниченными называются концепции: актуализм, антропологизм, описательная социология, герменевтика, лингвистическая философия. Такая "детотализация" ведет к разрывам, расколам, либо искусственным, эклектическим формированиям, где нет гармонического единства тотальности. Р. Бхаскар называет свое учение "диалектический критический реализм", предлагая своеобразный синтез "Реальности" и "Тотальности" (как синтез мировоззренческого и методологического подходов).

2. Согласно метакритической функции тотальности, мы предлагаем ряд положений, которые фиксируют возможности модернистской ориентации в современной философии и культуре (и преподавании соответствующих дисциплин). Это - аспекты тотальности, ее опорные точки. Современные (философские) проблемы здесь читаются и толкуются через "очки" тотальности.

а) Значимостью обладает философская концепция, участвующая в рассмотрении актуальных социальных проблем. Исходной здесь является постановка именно социальной проблемы, а не философской (что важно также в курсе преподавания). Последняя используется далее как средство.

б) Это значит, что философия должна поступиться своей автономией и "спуститься с Неба на Землю". В современных работах и учебниках употребляется термин "практическая философия" и вводятся соответственно разделы: философия экономики, политическая философия, философия науки и техники, философия морали и т. д.

в) Вместе с тем, вышесказанное о практической философии не отрицает признания "иерархии уровней" (вопреки постмодер-

стр. 133


низму). Исторически на место изначального и внешнего Бога "приходит" трансцендентальный уровень или теория ценностей, имеющих земную, человеческую основу. Ценности трансцендентального уровня остаются ориентирами, целями человеческой деятельности.

г) Полагаем [в связи с п. в)], что известный закон трех стадий О. Конта, будучи "выведен" в нашу современность, может быть дополнен и представлен схемой: теология - метафизика - наука - история - культура. Каждая из предшествующих стадий "снимается" и преобразуется последующими. В частности, стремление современных "культурных" постмодернистов отказаться от теологии, истории или науки во имя современной "культуры" представляется нам неприемлемым (так, к понятию ценностей мы приходим в результате "пересечения" метафизики и науки: наука призвана объяснить корни метафизики, как произведения "Несчастного Сознания"). Философия и наука помогают исследовать и оценивать происходящее в современной культуре. Философия вписывается в культурно-исторический контекст. А наука (в ряду форм культуры) представляется нам важнейшей, основной в исследовании (объяснении) современной социальной проблематики.

д) Рассмотрение соотношений: свобода и разум, экзистенция и трансценденция, теория и практика - обнаруживает слабость и зыбкость экзистенциальной философии, надежной, казалось бы, опоры постмодернизма в философии.

е) В различных сферах (культуры) возможным становится переход от понятия "дополнительность" (областей знания, дисциплин, методов, форм деятельности) к понятию "пересечения",наложения, взаимодействия, взаимосвязи [см., например, пп.: г), д)]. Такой переход противостоит реалиям и языку постмодернизма с его разрывами и эклектикой.

ж) Современная ситуация усугубления кризисных явлений меняет ориентацию многих авторов от выявления потребностей, возможностей, тенденций перехода к будущему до выдвижения "императивов", требований нужного и должного.

3. Адекватно представленной в работе парадигме мы предлагаем новый подход к построению курса преподавания современной философии в вузе. В основе его - принципы историзма (прошлое - настоящее - будущее) и междисциплинарности (религия - философия - наука - история - культура). В основе курса - тотальность как принцип исследования (учет всех

стр. 134


связей и опосредовании) и тотальность как тенденция. Последнее означает, что курс строится исторически согласно триаде: модерн (классическая философия) -> проект модерна эпохи Просвещения, немецкая классическая философия "от Канта до Маркса") -> постмодерн (неклассическая философия: позитивизм, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм и др.) -> поиск новой тотальности как разрешение противостояния между модерном и постмодерном (критика и преобразование неклассических направлений).

-----

1 См., например: Барботько Л. М., Войтов В. А., Мирский Э. М. Тотальная идеология против тоталитарного государства // Вопросы философии. 2000. N 11. С. 12 - 26; Цесарская С. П. Нужна ли философия современной России? // Россия сегодня: общество, культура, государство, человек. М., 1998. С. 57 - 59; Колесников А. С. Постмодерн и кризис буржуазного рационализма // Философия в духовной жизни общества (Матер. I Рос. Конгр.: Человек - Философия - Гуманизм). Т. 1. СПб., 1997. С. 180 - 183; Лекторский -В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. N 4. С. 3 - 9; Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995; Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996; Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. N 7. С. 3 - 129; Habermas J. Aphilosophico-political profile // New Left review. London. N 151. May/June 1985. P. 75 - 105; Research and society. A Journal of the Graduate Group in Marxist studies. Buffalo, N.Y., 1993. N 6; Bhaskar R. Dialectic. The pulse of freedom. Verso. London, New York, 1993 и др.

2 Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 290.

3 Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 2; Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993; Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М., 1986; Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М., 1977; Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986; Кнабе Г. С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя "Брюхо архитектора" // Вопросы философии. 1997. N 5. С. 80 - 95.

4 Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 2. С. 366.

5 Там же. С. 370.

6 Метлов В. И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. М., 1987; Серль Д. Рациональность и реализм: что поставлено на карту // Путь. 1994. N 6. С. 192 - 218; Page С. Education for change. Preston, Lancashire, 1993; Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. N 3. С. 134 - 148; Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1995. N 7. С. 3 - 129; Кнабе Г. С. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя "Брюхо архитектора" // Вопросы философии.

стр. 135


1997. N 5. С. 80 - 95; Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. N 10. С. 29 - 44.

7 См., например: Ницше Ф. Надгробная песнь // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. С. 79 - 81.

8 Habermas J. Aphilosophico-political profile. P. 75 - 105.

9 Ibid. P. 96.

10 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 440 - 442.

11 Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990. С. 134.

12 Цит. по: Гурко Е. Тексты де-конструкции. Жак Деррида. Difference. Томск, 1999. С. 157.

13 Свойство тотальности быть тенденцией (развития) получает также подтверждение в результатах эволюции позитивистского направления неклассической философии. Это может быть конкретизировано рассмотрением вопросов: соотношение научного и гуманистического подходов к исследованию реальности, критика структурализма, понятие трансцендентального реализма и др.

14 Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. N 4. С. 40 - 52.

15 Там же. С. 45.

16 Там же. С. 43.

17 Там же. С. 50.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ТОТАЛЬНОСТИ-ЕЕ-СВОЙСТВАХ-И-НАЗНАЧЕНИИ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Tatiana SvechinaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Svechina

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. П. ЦЕСАРСКАЯ, О ТОТАЛЬНОСТИ, ЕЕ СВОЙСТВАХ И НАЗНАЧЕНИИ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/О-ТОТАЛЬНОСТИ-ЕЕ-СВОЙСТВАХ-И-НАЗНАЧЕНИИ (date of access: 15.06.2021).

Publication author(s) - С. П. ЦЕСАРСКАЯ:

С. П. ЦЕСАРСКАЯ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Tatiana Svechina
Yamal, Russia
1449 views rating
10.09.2015 (2106 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Начальник Пулеметной команды (с 12.05.1915) 10-го Кубанского пластунского батальона, прапорщик Дмитриев И.С. Послужной список: участвовал в боях против Австро-Германцев с-по: 1915: мая 12-25, июня 8-12, июля 2-3, авг. 25, сент. 28, окт. 25-28; 1916: января 24, ранен (31.01.1916 умер от ран на ногах). Соответствие с записями в Журнале военных действий 10-го КПБт
5 hours ago · From Анатолий Дмитриев
БЕСЕДА ПРОФЕССОРА Г. А. КУМАНЕВА С М. Г. ПЕРВУХИНЫМ (из магнитофонной записи 4 мая 1975 г.)
Yesterday · From Россия Онлайн
ОПЕРАЦИЯ "ТОЛСТОЙ". ВИЗИТ У. ЧЕРЧИЛЛЯ В МОСКВУ В ОКТЯБРЕ 1944 г.
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
НОВЫЕ ДАННЫЕ О КАРИБСКОМ КРИЗИСЕ 1962 г.
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
ЛЕГЕНДА О НАУМАНЕ
Catalog: История 
Yesterday · From Россия Онлайн
Между тем, ларчик просто открывался. Загадка электрического тока объясняется, во-первых, тем что, токи бегут не внутри проводников, а вокруг них, в прилегающем к проводнику эфире. А, во-вторых, тем, что квантами электрической энергии являются не только электроны, но и плюсовые электроны. И в третьих тем, что если минусовые электроны могут распространяться внутри проводников в качестве свободных электронов, то плюсовые электроны могут существовать только как эфирные токи, которые способны генерировать плюсовые электроны в качестве античастицы минусовым электронов.
Catalog: Физика 
Потенциалы взаимодействия всех масс Вселенной, образуют энергетическую структуру Вселенной во всей сфере Вселенной однородным физическим потенциалом взаимодействия всех масс Вселенной Ф
Catalog: Физика 
3 days ago · From Владимир Груздов
РУССКОЕ ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ. СБОРНИК СТАТЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 70-ЛЕТИЮ АКАДЕМИКА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА БОЛХОВИТИНОВА. М., 2002
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
Б. Н. КОМИССАРОВ, С. Г. БОЖКОВА. ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПОСЛАННИК В БРАЗИЛИИ Ф. Ф. БОРЕЛЬ. СПб., 2000
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн
РОССИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ Р. Р. РОЗЕН
Catalog: История 
4 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
О ТОТАЛЬНОСТИ, ЕЕ СВОЙСТВАХ И НАЗНАЧЕНИИ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones