Libmonster ID: RU-16598
Автор(ы) публикации: Г. М. ШМЕЛЕВ

Церковь до октябрьского переворота. Роль церкви, и, прежде всего, Русской православной (РПЦ), в экономической и социальной жизни страны была значительной на всем протяжении истории страны, вплоть до октября 1917 года. Деловая жизнь монастырей была достаточно ярким примером российского предпринимательства.

Это, в частности, относиться к Кирилло-Белозерскому, Троице-Сергиевому, Соловецкому монастырям. Основанные еще в XIV-XV веках они были крупными землевладельцами с мощным хозяйством, обладали многочисленными вотчинами. Их хозяйства нередко отличались образцовой для своего времени организацией сельскохозяйственного производства. Так, в Кирилло-Белозерском монастыре в XVI в. было налажено орошение огородных культур, прорывались специальные канавы на огородах, укладывались водопроводные трубы и т. д. Некоторые монастыри (Волоколамский и др.) содержали немало ремесленников, обеспечивавших монахов своими изделиями (бочаров, сапожников, портных, плотников и т. д.).

В середине XVI в. примерно треть угодий, удобных для сельскохозяйственного производства, принадлежала духовенству. Вотчины отдельных монастырей достигали огромных размеров. В 60-х годах XVI в. у Иосифо-Волоколамского монастыря было более 30 тысяч десятин пахотной земли. Кирилло-Белозерский монастырь имел от 13 до 19,6 тысяч десятин пахотной земли с 23 селами, 3 приселками и сотнями деревень. Богатые вотчинники обычно дарили монастырям землю под условием моления за них после смерти, мелкие же и средние землевладельцы часто делали земельный вклад под обеспечение себе пожизненного содержания. Располагая значительными средствами, монастыри прикупали окрестные и более отдаленные земли. Расширялась их территория и за счет княжеских пожалований, в результате которых к монастырям переходили не только большие площади земли с лесами, реками и пашнями, но и села и деревни с живущими в них крестьянами 1 .

В церковных кругах в конце XV в. происходило противоборство иосифлян и нестяжателей, главным образом по поводу монастырского землевладения. Нестяжатели, возглавляемые Нилом Сорским, выступали против монастырского землевладения и стяжательства. Их сторонниками были значительные массы крестьянства. Иосифляне же во главе с Иосифом Волоцким,


Шмелев Гелий Иванович - член-корреспондент РАН.

стр. 36


игуменом Волоколамского монастыря отстаивали сохранение и приумножение монастырских земель и богатств. Великокняжеская власть не сразу, но в конечном счете, поддержала иосифлян, а церковные соборы 1488 и 1490 гг. осудили нестяжателей как еретиков.

Чрезвычайно разросшееся монастырское землевладение вызывало попытки феодальной знати и царской власти отобрать у церкви хотя бы часть земель. Правительство Ивана Грозного, стремясь обеспечить поместьями дворянское войско, поставило вопрос о секуляризации монастырских земель, что было отвергнуто на соборе 1551 г. иерархами- иосифлянами. Тем не менее была введена обязательная регистрация всех земельных сделок в Поместном приказе. Земли, отобранные монастырями за долги детей боярских и крестьян, решено было возвратить их владельцам. На церковном соборе в 1580 г. было постановлено: архиереям и монастырям вотчин у служивых людей не покупать, в заклад и "по душе" не брать и никакими способами своих владений не увеличивать; вотчины же, купленные или взятые в заклад у служивых людей архиереями и монастырями до этого приговора, отобрать на государя, который за них заплатит или нет - его воля.

Петр I своим указом отнял у монастырей право распоряжения их вотчинными доходами, поскольку, мол, монахи не следуют принципу древних и своему обету, не питают нищих своими трудами, а, напротив, проедают результаты чужих трудов. Сбором доходов с монастырских вотчин и их распределением стал ведать Монастырский приказ (особое государственное судебно-административное учреждение, существовавшее уже при царе Алексее Михайловиче, закрытое при Федоре Алексеевиче и вновь открытое в 1701 г. при Петре I). При нем было принято постановление - не строить без разрешения государя и Синода, новых монастырей, а старые сводить вместе. Строгие меры Петра I объясняются тем, что царь встретил со стороны монашества сопротивление своим реформам. Петр I и Екатерина II отторгли у монастырей часть земельных владений.

Тем не менее у церкви вплоть до 1917 г. оставались обширные земельные угодья. Согласно данным статистики, по 50 губерниям, к 1905 г. церковь располагала 1,9 млн. десятин земли, а еще 0,3 млн. десятин находилось в частной собственности духовных лиц. Ей принадлежало немало промышленных предприятий и торговых заведений, доходных домов. Она обладала значительным имуществом и денежными средствами. В конце XIX в. Синод ежегодно отпускал на содержание православного духовенства 7 млн. рублей в год, а государственное казначейство - 18 млн. рублей. Церковь получала также пожертвования, доходы от церковных земель, имуществ и проценты с капитала. В. И. Ленин отмечал, ссылаясь на данные статистики, что самым крупным вкладчиком в сберегательные кассы являлось духовенство: 46 миллионов рублей 2 .

Высшее духовенство, руководящие органы РПЦ и часть монастырей поддерживались за счет бюджетного финансирования (смета Синода рассматривалась в Государственной думе), имея и иные источники доходов. Однако основная масса священнослужителей содержалась в основном за счет оплаты прихожанами треб, добровольных пожертвований, а сельские священники и от ведения сельского хозяйства на выделенной церковному приходу земле своими силами или с помощью наемных работников. Еще И. Т. Посошков в XVIII в. писал: "О сем я неизвестен, как деется в прочих христианских землях, чем питаются сельские попы, а о сем весьма известен, что у нас в Руси сельские попы питаются своей работой и ничем они пахотных мужиков не отмечены (не отличны) мужик за соху, и поп за соху... Жалования государева им нет, от миру подаянию никакого нет же, и чем им питаться, Бог весть" 3 . И в последующем земля продолжала оставаться для сельских приходских священников основным источником средств к существованию.

После реформы 1861 г. права храмов на церковную землю были признаны. У церковных приходов появилась возможность отдавать часть угодий в аренду. Земли у приходов, в отличие от монастырей, было обычно немного.

стр. 37


Еще в середине XVIII в. норма земли, по закону выделяемой храмам, не имевшим ее ранее, была установлена в 33 десятины. Размер же земельного надела вотчинных церквей, отводимого помещиками, в течение долгого времени зависел от размеров помещичьего владения.

Располагая немалыми доходами, церковь вела благотворительную деятельность, хотя и скромную, если исходить из ее возможностей. В конце XIX в. при монастырях и церквах существовало 480 больниц и 729 богаделен, в том числе при православных монастырях 134 больницы примерно на 1600 коек и 84 богадельни более чем на 1200 мест. Успешнее действовала церковь в борьбе с пьянством. Всероссийское Александро-Невское братство трезвости, объединяло 1800 церковных обществ трезвости. За десять лет перед первой мировой войной было израсходовано на борьбу с пьянством полмиллиона рублей, и более миллиона алкоголиков, нуждавшихся в лечении и опеке, были охвачены братством 4 .

Духовенство активно участвовало в общественной жизни, в частности, в органах местного самоуправления. Так, по 29 губерниям в 1865 - 1867 гг. в уездных земских собраниях 6,5% гласных составляли священнослужители 5 . Священники работали и в земских организациях; зачастую (9%) они были инициаторами создания сельскохозяйственных обществ и избирались их председателями в 1912 г. в 12% обществ. В 3% обществ секретарями были дьяконы и псаломщики 6 . Число этих обществ особенно быстро росло в годы столыпинского реформирования. На съездах мелких землевладельцев и настоятелей церквей в 1912 г. в 46 губерниях Европейской России были выбраны из 7990 уполномоченных 6516 (или 82%) священников (уполномоченные избирались от мелких землевладельцев и от приходов) 7 .

Поскольку духовенство представляло собой значительную общественную прослойку (только в РПЦ насчитывалось в 1912 г. 300 тыс. лиц, принадлежавших к белому и черному духовенству), оно существенно влияло на массы, прежде всего, крестьянские, что сказывалось на процессах, происходящих в обществе. (Известно, какую роль сыграл священник Гапон и созданное им Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт- Петербурга.)

В период столыпинщины, в связи с выходом сотен тысяч крестьян на хутора и переселением миллионов крестьян на свободные земли на востоке страны, возникла необходимость в удовлетворении религиозных потребностей населения на новых местах их расселения, что привело к строительству там храмов, наряду со школами, лечебными учреждениями.

Отношение церкви и духовенства к политической и общественной жизни нередко было разнополярным. И у каждой группы был свой резон. Вот, например, каково было мнение священнослужителей об общине (на основе обследования, проведенного в Смоленской губернии по предложению губернской земской управы в 1902 г.). Одни представители духовенства высказывались за общину. "Общинное землевладение чуждо эгоизма, при нем соблюдается большой порядок и пробуждается соревнование к труду" (Гжатский уезд). "Общинное владение благотворно влияет на хозяйство крестьян - бедные и богатые равняются в работе. При подворном их владении более сильный и богатый возьмет в руки малосемейного и бедного. Более состоятельные еще более выдвинутся, а менее состоятельные обеднеют, не будет той солидарности между соседями. Бедные станут тяготиться землею и бросать ее. В настоящее время общинное владение равняет всех приблизительно одинаково" (Вяземский уезд). "Пока крестьянин в темноте - вредно общинное владение как организация. Бывают случаи несправедливости сильных над слабыми. Неудобств масса, но распустить всех на подворные участки - не время. Можно, по-моему, только разрешить выделиться некоторым сильным, трудолюбивым семьям" (Поречский уезд).

А вот высказывания других священнослужителей - против общины. "Распорядиться без общества своей землей хозяин не вправе: желает ли он сдать свою землю в аренду, желает ли принять к себе зятя и т. п., он непременно должен спросить согласия общества и издержать немало водки на

стр. 38


угощение" (Краснинский уезд). "Общинное владение убивает всякую личную предприимчивость и охоту к самообразованию, потому что при общинном владении землей личное знание не дает почти никаких выгод" (Рославльский уезд). "При общинном праве никогда не может выработаться самостоятельный характер у земледельца. Поэтому наши деревни сохраняют тот тип и то устройство, которое было 300 лет тому назад" (Краснинский уезд). "Сельское хозяйство страдает от общинного управления, во главе которого стоит мужик - богатей. Из боязни его, мироеда и старостой избирают и всяким началом. И происходит то, что в деревне один-два богача, а 38 на точке замерзания горькой бедности" (Гжатский уезд). "Так как при общинном владении землей все дела ведает мир, то за всякими пустяками нужно собирать сходку, а это очень много убивает напрасно времени. Да и что представляет собой эта сходка в настоящее время? Хороший хозяин на сходку, пожалуй, и не пойдет, ибо кроме ругани, там ничего не услышишь" (Ельнинский уезд). "Общинное владение землей отражается на крестьянском хозяйстве весьма вредно, ибо богачи заедают бедняков" (Ельнинский уезд). "При пятнадцати согласных на травосеяние Иванах три несогласных на него Петрака, и в результате полезное дело не получает осуществления" (Поречский уезд). Из всех категорических ответов представителей духовенства (59) за общину высказалось 24, против - 35 8 .

В III Государственной думе из 442 депутатов 49 (более 10%) были лицами духовного звания 9 , которые также занимали разные позиции. Депутат второй Государственной думы священник Ф. В. Тихвинский выступал против частной собственности на землю и за то, чтобы земля принадлежала всему народу. "Земля божья и трудящийся крестьянин имеет право на нее также, как каждый из нас имеет право на воду и воздух. Было бы странно, если кто-либо стал продавать или покупать, или торговать водой и воздухом; также странно звучит для нас всякий торг продажи и покупки земли". С другой стороны епископ Митрофан (от Могилевской губернии) выступал в защиту частной собственности на землю и "устройство нового быта крестьян наших по образцу западноевропейских фермеров, прочно обсевших на своих отдельных участках... Полюбя свое, он (крестьянин. - Г. Ш.) научится ценить и чужое, и того поразительно безразличного отношения к чужой собственности, которое наблюдается в настоящее время и которое не может не возмущать людей с маломальским развитым нравственным чувством, у нас не будет" 10 .

В 1905 г. Ленин писал, что основные положения революционно-демократической программы признаются "в принципе всеми сознательными элементами всех решительно классов и слоев населения, вплоть даже до православных священников". Он был не против принятия в партию священнослужителей: "Если священник идет к нам для совместной политической работы и выполняет добросовестно партийную работу, не выступает против программы партии, то мы можем принять его в ряды социал- демократов", хотя и отмечал, что подобный случай маловероятен. Ленин предлагал активизировать работу по привлечению верующих рабочих в социал-демократическую партию. "Мы должны не только допускать, но и сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в Бога, в социал-демократическую партию, мы безусловно против малейшего оскорбления их религиозных убеждений" 11 .

В предреволюционные годы большевики выступали за активное участие духовенства в политической жизни и критиковали либералов, выступавших против такого участия. В 1912 г. Ленин писал: "Демократия никогда не может стоять на той точке зрения, что духовенству не следует участвовать в политической жизни. Это - точка зрения архиреакционная... Либералы рассуждают по этому вопросу неправильно, не демократически. Например, кн. Трубецкой ... писал недавно: "Превращение церкви в политическое орудие достигается ценой ее внутреннего разрушения". Проект наводнения Думы духовенством он назвал "антихристианским и антицерковным". Это неправда. Это лицемерие. Это - глубоко реакционная точка зрения... Рабочая де-

стр. 39


мократия - за свободу политической борьбы для всех, в том числе и для духовенства... Духовенство всегда участвовало в политике прикровенно; ничего кроме пользы для народа, и большой пользы, не будет от того, если духовенство станет участвовать в политике откровенно" 12 . В статье "Духовенство и политика" в том же 1912 г. году Ленин писал: "Демократ безусловно враждебен самомалейшей подделке избирательного права и выборов, но он безусловно за прямое и открытое вовлечение самых широких масс всякого духовенства в политику" 13 .

Ленин обращал внимание и на позицию сельских священников. "Почему деревенский священник... оказался больше на стороне мирянина, чем буржуазный либерал? Потому что деревенскому священнику приходится жить бок о бок с мужиком, зависеть от него в тысяче случаев, даже иногда - при мелком крестьянском земледелии попов на церковной земле - бывать в настоящей шкуре крестьянина. Деревенскому священнику из самой что ни на есть зубатовской думы придется вернуться в деревню... нельзя вернуться тому, кто встал на сторону помещиков" 14 .

Однако такая позиция имела чисто тактические причины. Большевики стремились использовать временных "попутчиков", не забывая при этом о своей стратегической цели - борьбе с "религиозным дурманом" 15 .

Положение церкви после 1917 года. После Октябрьской революции отношение к церкви и ее участию в общественных делах изменилось коренным образом. Церковь отделяется от государства. В декрете СНК от 20 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" провозглашалась свобода совести и одновременно религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, что фактически означало национализацию их имущества, лишение их прав юридического лица. (Декрет был признан утратившим силу лишь в связи с принятием в октябре 1990 г. Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий".) Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. наделяли граждан правом на свободу как религиозной, так и антирелигиозной пропаганды, что, однако, в конечном счете со временем дело свелось исключительно к безграничной и безраздельной свободе именно антирелигиозной пропаганды.

Советская власть национализировала церковное имущество. У монастырей и церквей изъяли не только землю, но и хозяйственный инвентарь. Отбирались монастырские помещения, а монахи в административном порядке выселялись из своих обителей. В ряде московских монастырей устраивались рабочие общежития, в одном - разместился артдивизион, в самых древних - Андрониковском, Ивановском и Новоспасском были устроены концлагеря.

Согласно Декрету о земле, "помещичьи земли, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов, вплоть до Учредительного собрания". Во включенном в декрет Крестьянском наказе говорилось, что вся земля, включая монастырскую и церковную, "отчуждается безвозмездно, обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней". На I-ом Всероссийском съезде земельных отделов, комитетов бедноты и коммун (декабрь 1918 г.) в "Положении о коммунах" было записано: "при отводе земли коммунам на площади бывших частновладельческих, монастырских и церковных хозяйств коммунам передается в пользование и инвентарь этих хозяйств" 16 . Согласно отчету Наркомата юстиции уже к осени 1920 г. у церкви было изъято 7150 млн. рублей, 828 тыс. десятин монастырской земли, 1112 доходных домов. До 1921 г. были национализированы 722 монастырских комплекса - более половины имевшихся в России 17 . Церковь была лишена и социальных объектов - приютов, больниц и т. д. С национализацией частных банков духовенство утратило свои денежные вклады.

На священников обрушились репрессии, о масштабах которых можно судить по сообщениям и сводкам губернских и уездных карательных орга-

стр. 40


нов. Согласно, например, отчета Пензенского губчека, на 1 сентября 1924 г. со времени организации ЧК было арестовано 125 священнослужителей и 14 из них расстреляно. Кроме того, нескольких священников заключили в лагерь для принудительных работ. По сообщению Череповецкой уездной ЧК: "В уезде убит организатор комитетов бедноты. В ответ на это в г. Череповце расстреляны заложники: кирилловский епископ Варсонофий, игуменья Ферапонтиевского монастыря Серафима и еще 8 человек" 18 .

Ленин ставил теперь священников в один ряд с белогвардейцами и помещиками и требовал беспощадного террора в отношении их. Так в телеграмме в Пензу 9 августа 1918 г. он предписывал: "...Провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев". В секретных записках он наставлял на вероломные провокации в отношении граждан ставшей независимой Прибалтики, в том числе и на убийство священнослужителей, деловито назначая цену за каждого повешенного на чужой территории: "Под видом "зеленых" (мы потом на них свалим) пройдем на 10 - 20 верст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100 000 за повешенного" 19 .

Священнослужители зачастую ставились вне закона и в отношении их выносились просто нелепые приговоры. Так на одном из процессов было постановлено держать священников в тюрьме "до полной победы коммунизма во всемирном масштабе". Репрессиям подвергались и те священнослужители, что организовывали среди крестьян кредитные товарищества, приюты для беспризорных детей, общества трезвости, вносили личные средства в строительство земских школ, занимались общественно-полезной деятельностью. Причем даже в том случае, если имелись ходатайства крестьян, выступавших в защиту своих пастырей. В июле 1920 г. Совнарком утвердил предложения Наркомюста "О ликвидации мощей во всероссийском масштабе". Вскрытие мощей было начато еще до этого (к лету 1920 г. в стране было произведено 58 вскрытий мощей) 20 .

В феврале 1922 г., в связи с голодом в Поволжье, ВЦИК издал декрет "О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в использовании групп верующих". Конфискация местными советами церковных ценностей "изъятие которых не может существенно затронуть интересы самого культа", согласно декрету, объяснялась потребностями помощи голодающим, хотя церковь одной из первых откликнулась на начавшийся голод, создав комитеты оказания помощи голодающим и в короткие сроки собрав для этой цели значительные средства. В связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей священников и верующих в городе Шуе Ленин 19 марта 1922 г. направляет В. М. Молотову для членов политбюро ЦК РКП (б) строго секретное письмо о необходимости решительного подавления сопротивления духовенства этому декрету. Голод рассматривался как удобный повод для расправы с духовенством, натравливания крестьян против священнослужителей. С циничной откровенностью он пишет: "Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах люди едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой большой и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления... Нам во что бы то ни стало необходимо произвести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом... Сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс... Я прихожу к безусловному выводу, что мы должны дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий".

Ленин предлагает послать в Шую представителя центральной власти, "снабдив его словесной инструкцией, которая должна сводиться к тому, что-

стр. 41


бы он арестовал как можно больше, не меньше чем несколько десятков представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами политбюро. На основании этого доклада политбюро дает детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности, также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других церковных центров... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не могли и думать" 21 .

Протесты против изъятия церковного имущества жестоко наказывались. Был арестован патриарх Тихон и ряд других видных деятелей православной церкви, многие священники были расстреляны, подверглись заключению и административной высылке 22 .

Невероятно жестко ущемлялись политические права духовенства. По Конституции РСФСР 1924 г. к лишенцам были отнесены "духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи". Гонения распространялись и на верующих коммунистов и комсомольцев. "Я за исключение из партии участвующих в обрядах", сообщил Ленин в ответ на запрос членов Оргбюро ЦК РКП(б) в мае 1919 г. - возможно ли оставление в партии лиц, участвующих в религиозных обрядах 23 . А ведь всего за десять лет до этого, в 1909 г., он выступал за активную работу по вовлечению в партию трудящихся, сохраняющих веру в Бога, и против любых оскорблений их религиозных чувств и убеждений.

В 1922 г. при непосредственном участии ГПУ для борьбы с высшими церковными иерархами и для раскола в церковном движении была образована так называемая обновленческая "живая церковь", состоявшая в основном из "белого" духовенства и возглавляемая митрополитом А. И. Введенским, прекратившая существование только после 1945 года.

В апреле 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях", вытеснявшая религию и церковь из всех сфер общественной жизни. Им запрещалось организовывать детские, юношеские и женские молитвенные собрания, открывать библиотеки и читальни, устраивать экскурсии и детские площадки, оказывать лечебную помощь, а внесенные в 1929 г. изменения в Конституцию РСФСР исключили всякую свободу религиозной пропаганды 24 . Тем не менее в 1929 г. в СССР еще действовали 30 тыс. церквей.

Между тем по отдельным направлениям социальных преобразований, настойчиво пропагандируемых коммунистической партией, деятельность религиозных организаций могла служить известным образцом. Религиозные общины в XX веке были вдохновляющим примером для организации сельскохозяйственного производства, хотя и на других идейных началах, чем коммуны и артели. Многие ученые тогда сомневались в устойчивости и трудовом энтузиазме членов коллективов, объединенных не на религиозных, а иных идеологических началах. "За океаном наши духоборы, - писал в 1917 г. известный ученый-аграрник Н. А. Огановский, - расселившись небольшими группами, в несколько десятков дворов, обобществили все производство, поставив его по последнему слову науки. Но духоборческие общины основаны на специфических религиозных верованиях, которые нечего ожидать у серой обыденной народной массы" 25 .

стр. 42


Отмечая, что в земледельческих артелях относительно низки стимулы к труду, А. В. Чаянов также делал исключение, в частности, для религиозных объединений: "в небольших артелях духовно спаянных или воодушевленных какой-либо религиозной идеей стимуляция работы может быть выше, чем где-либо в иных формах хозяйственной организации". Он же отмечал, что идейный или религиозный энтузиазм часто погашает недостатки артельного производства, "но вряд ли можно конструировать коллективное движение в земледелии, как длительное и массовое, строя его на фундаменте энтузиазма" 26 .

Религиозные сельскохозяйственные объединения продолжали существовать в России и после октября 1917 года. Закрывающимся монастырям продлевали существование при условии преобразования их в трудовые артели и коммуны. Более того на XIII съезде ВКП(б) в мае 1921 г., по предложению М. И. Калинина, было принято решение оказать материальную помощь религиозным сельскохозяйственным кооперативам. Позднее на июльском пленуме ЦК партии 1928 г., Калинин говорил: "Когда мы коммунизм строим, к религиозным коммунам надо внимательнее отнестись, надо иногда их изучать: почему они держатся, почему не рассыпаются, почему наши коммуны рассыпаются? Надо изучать религиозные коммуны, использовать полезное, изучать ту дисциплину, тот организационный опыт, который у них есть". На этом же пленуме было отмечено, что в стране имеется больше 500 церковных, монастырских колхозов, у которых десятки тысяч гектаров земли. Приводились выдержки из устава одного такого колхоза (колхоза- коммуны "Бич" Ленинградской области, владевшего 725 га земли): "Все декреты, издаваемые правительством РСФСР, подлежат беспрекословному выполнению, за исключением того, что противно заповеди божьей". Однако уже тогда в связи с разжиганием классовой борьбы в деревне было предпринято наступление на монашеские коммуны и артели, предрешившее их участь. Поводом для этого, в частности, послужила в марте 1928 г посылка ОГПУ в Ленинградское земельное управление документов, тенденциозно, негативно характеризовавших хозяйственную и общественную деятельность монастырских сельскохозяйственных коммун в области и требовавших их ликвидации 27 .

С 1930 по 1934 гг. число храмов сократилось на 30%, были фактически закрыты все монастыри, многие священники репрессированы. Под предлогом наличия в руководящих органах религиозных объединений кулаков, "лишенцев" и других лиц, враждебных советской власти, этим объединениям отказывали в государственной регистрации и распускали их. В деревне активизировалась антирелигиозная пропаганда. Крестьян вынуждали отказываться от проведения религиозных праздников. Религиозным обрядам, связанным с крестинами, противопоставлялись "октябрины", свадьбам со священником - свадьбы без венчания в церкви и т. д. Организуются так называемые "безбожные" колхозы: в 1930 г. их было 100, а в 1932 г. почти 400. В массовом порядке печаталась "разоблачительная" литература о церковниках.

Религия рассматривалась как пережиток капитализма в сознании людей. Создаются общества "борцов" с религией (Союз воинствующих безбожников, располагавший значительными средствами, издававший журналы и газеты), открываются специальные музеи (Центральный антирелигиозный музей в Москве), лектории, кружки и т. д. Если Ленин был до революции не против приема верующих в партию, то Сталин считал уже, что коммунистам, примирительно относящимся к религии, "не место в нашей партии". Началась волна переименований: Богородск в Московской области после 1930 г. был переименован в Ногинск, Сергиев Посад в Загорск, Патриарший переулок в Москве - в Безбожный и т. д.

В начале 1930-х годов во многих городах и селах запрещается колокольный звон, разворачивается кампания по снятию с церквей колоколов и их переплавке. Так, в Кирилло-Белозерском и Горицком монастырях за счет этой компании Рудметаллторг получил более 36,3 тонн колокольной бронзы и 3,4 т железа (колокольные языки). В переплавку пошли колокола, имею-

стр. 43


щие историко-художественную ценность, в том числе XVIII века. Всего, по данным Рудметаллторга, за 1929 - 1930 гг. государство получило 11 тысяч тонн колокольного лома 28 .

К 1939 г. православная церковь оказалась по существу разгромленной. В стране не осталось ни одного действующего монастыря. Оставались незакрытыми лишь 8,3 тыс. храмов, из которых большинство не действовало, поскольку ощущался острый недостаток священнослужителей. К началу Великой Отечественной войны на территории СССР число храмов составляло примерно 5% от уровня конца 1920 года. В РСФСР в 25 областях не имелось ни одной действующей православной церкви 29 . Уничтожается значительная часть церковных архивов, а с ними и немало ценных исторических документов. За церковью устанавливался жесткий государственный контроль. Неприязнь, возникшая между атеистами и верующими, отсутствие взаимопонимания и отчуждение на религиозной основе распространились и на семьи.

Некоторая "оттепель" в отношении православной церкви наступила в период Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Сталин умело использовал в годы войны церковь и религиозные чувства верующих в патриотических целях. Православная церковь активно участвовала в сборе средств на нужды войны. По подсчетам Московской Патриархии к лету 1945 г., верующими и церковью было собрано более 300 млн. рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов. Открылись некоторые ранее закрытые храмы, монастыри. В конце 1945 г. действовало 75 монастырей, значительная часть которых находилась на территории, присоединенной к СССР перед войной - в Западной Украине, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтике. Однако "потепление" продолжалось недолго. Уже в 1948 г. началось новое наступление на церковь. Происходит массовое изъятие церковных зданий под клубы, склады и для других целей.

В 1949 г. постепенно прекращаются службы вне стен храмов, отменяются крестные ходы, кроме пасхальных; несмотря на нехватку священнослужителей не допускается обслуживание одним священником нескольких храмов. Усиливается экономическое давление на церковь. Растут налоги, с 1951 г. ими облагаются причтовые отчисления в пользу епархии и подарки духовенству 30 . Многие монастыри должны были делать обязательные поставки государству продуктов животноводства.

После смерти Сталина церковь опять почувствовала некоторое облегчение. Возвращаются из ссылок и лагерей духовные лица. К 1957 г. число зарегистрированных храмов в СССР увеличилось до 13,5 тыс., а духовенство в них до 12,3 тысяч. Однако с 1958 г. и до конца 1964 г. церковь и особенно монастыри, вступили в новую полосу ограничений. Из 47 действующих монастырей в 1959 г. к середине 1960-х годов осталось 16. Монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось значительное уменьшение у них земельных наделов, сокращалось число самих обителей. Вводились отмененные в 1945 г. налог со строений и земельная рента, резко повышались ставки налога с земельных участков. При сокращении монастырского землепользования Псково-Печерскому монастырю из 26,5 га земли оставили только 4,4 га и обложили налогом в 40 рублей с сотки (чрезвычайно высокий налог по тем временам!). На Украине монастырям было оставлено из 357 га всего лишь 60, а Мукачевскому монастырю было отказано даже в 2-х гектарах огорода и сада. Повышение налога на свечное производство негативно сказывалось на материальном положении церкви и доходах священников. Московской свечной мастерской налог на свечи был увеличен более чем в 10 раз, а в целом для Патриархии он стал обходиться в 12 млн. рублей в месяц, тогда как на содержание духовных учреждений и выплату пенсий вместе тратилось 2,75 млн. рублей. В поисках выхода из сложившегося положения многие приходы вынуждены были распустить платные церковные хоры и прибегнуть к другим ограничительным мерам 31 .

В ноябре 1959 г ЦК КПСС принял постановление "О мерах по прекращению паломничества к так называемым "святым местам". Вновь активизи-

стр. 44


руется компания по закрытию храмов, ущемлению прав верующих, издается указ об ограничении треб в домах верующих. Во многих городах начали препятствовать проведению крестных ходов и не только вне, но и в пределах церковной ограды, запрещать колокольный звон и т. д.

В 1961 г. Совет Министров СССР принял закрытое постановление "Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах", по которому в таком контроле в обязательном порядке должны были участвовать местные органы власти, весьма усердствовавшие в этом отношении. Для усиления контроля за уплатой налогов с 1962 г. стали требовать, чтобы все требы - крещение, венчание, отпевание - заносились в специальные книги, с указанием паспортных данных и адресов участников. Деньги за требы поступали исполнительным органам, которые сдавали излишки в Фонд мира, а информация об участии населения в церковных обрядах могла использоваться для преследования верующих по месту их работы или учебы. В 1962 г. все православное духовенство было переведено на твердые оклады, а получавших деньги непосредственно от верующих снимали с регистрации.

В результате преследования церкви в годы правления Хрущева ей был нанесен существенный урон. К концу 1966 г. она имела всего 7,5 тыс. храмов, 16 монастырей, а общая численность зарегистрированного духовенства в 1967 г. сократилась до 7,4 тыс. человек 32 . Сами церкви, в том числе и древние исторические памятники, являли собой удручающую картину разорения, запустения.

В 1970-е - 1990-е годы начинается постепенное восстановление храмов и возвращение церкви ее прав. Уменьшается налоговый пресс. В 1980-е годы церковные деятели получили доступ к средствам информации. К 1990 г. в России действовало более 11 тыс. православных приходов, в том числе 3,1 тыс. на территории РСФСР. Восстановление храмов, возвращение их церкви происходило и в последующие годы. К 1997 г. церкви было возвращено около 400 монастырей и 50 подворий. К началу этого года общее число приходов составило 18 тысяч, тогда как в 1988 г. было всего 6,8 тысяч. В 1999 г. РПЦ имела 77 религиозных центров и управлений, 42 духовных учебных заведения.

Начинается новый этап "либерального" законодательства в области государственно церковных отношений. В августе 1990 г. был ликвидирован Совет по делам религии при Совете Министров РСФСР. В том же году принимается Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях" и Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий". Признаны утратившими силу Декрет 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" и постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. "О религиозных объединениях".

Гонения на церковь как будто ушли в прошлое. Однако остались разрушенные храмы, нравственное опустошение людей, сохранилась память о многочисленных жертвах, понесенных верующими и церковнослужителями. В 1995 г. председатель Комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий А. Яковлев привел данные о том, что за годы советской власти было уничтожено 200 тыс. священнослужителей. Еще полмиллиона подверглись репрессиям (в эти цифры включены представители всех конфессий, не только православные, а также, вероятно, и миряне, проходившие по церковным делам). По данным Комиссии, всего к 1941 г. за веру было репрессировано 350 тыс. человек (в том числе не менее 140 тыс. священнослужителей). Из них 150 тыс. было арестовано в 1937 г. (расстреляно 80 тысяч) 33 . Как отметил еще С. Булгаков, гонения на христианство в СССР "превзошли по свирепости и размерам все предыдущие, которые только знает история" 34 .

В результате гонений на церковь и ее служителей, к 1990 г. в приходах ощущалась острая нехватка кадров духовенства. 40% священнослужителей в 1989 г. не имели духовного образования, а функционирующие в системе РПЦ в то время семь духовных образовательных учреждений не могли обеспечить в относительно короткие сроки приходы подготовленными в их стенах пастырями.

стр. 45


Возникает вопрос, чем объясняется то неприятие, переходящее в ненависть, которое большевистская власть испытывала к церкви и ее служителям. Дело здесь не только в том, что основоположники марксизма и большевики считали, что религия затемняет сознание масс, но и в том, что христианская мораль оказалась несовместимой с моралью марксизма-ленинизма, поскольку проповедовала непротивление злу насилием, человеколюбие, то есть по существу социальный мир, не могла поддерживать революционный путь изменения общественного строя, связанный с насилием и жертвами, насильственной экспроприацией собственности, репрессиями в отношении интеллигенции и народных масс.

Церковь в современных условиях. Сейчас никто не знает, сколько собственно земли находится в распоряжении церковных организаций. Возникает вопрос о возвращении земли церквам, монастырям, различным церковным общинам. Поскольку большинство приходов находится в сельской местности, возникает вопрос об обеспечении сельских священнослужителей землей. Между тем в Земельном кодексе Российской Федерации по существу оказались забытыми религиозные организации. Не прописаны место и режим земель религиозных организаций, они лишь упомянуты в ст. 82, где говорится, что эти земли могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства и в иных, связанных с сельскохозяйственным производством целях. Но такое понимание назначения земель, находящихся в ведении религиозных организаций (монастырей, церковных приходов, религиозных общин и т. д.), - неполное и чрезвычайно узкое, поскольку на их территории находятся культовые сооружения, кладбища, хозяйственные и бытовые строения, часть территорий используется для совершения обрядов и проведения праздников, связанных с массовыми посещениями паломников и т. д. Определенную часть земель занятых монастырями и другими религиозными организациями следует отнести к объектам соцкультбыта, а также к особо охраняемым территориям и объектам, имеющим историко-культурное и духовное значение, как, например, Псково-Печорский монастырь, Оптина пустынь, культовые сооружения и прилегающие к ним территории на Соловецких островах, Кирилло-Белозерский и Троице- Сергиевский монастыри и многие другие.

Интересно отношение самой церкви к различным формам собственности, которое выражено в "Основах социальной концепции Русской Православной церкви": "Церковь признает существование многообразных форм собственности... Церковь не отдает предпочтение ни одной из этих форм". Церковь не ставит вопрос о полной реституции земель, принадлежавших ей до 1917 года. Однако какое-то количество земли ей следовало бы выделить дополнительно - в собственность и в аренду. Особенно это касается тех святых мест, куда стекается большое количество паломников и просто сирых и убогих. Кстати говоря, немало монастырей, занимающихся сельскохозяйственным производством, достигают весьма высоких результатов (Оптина пустынь в Калужской области, скит Сергия Радонежского в Рязанской области).

В Совете федерации И. В. Стариков заявил о необходимости возвращения церкви земель. Это вызвало широкий резонанс в средствах массовой информации и в обществе. Встал вопрос и о наделении землей впервые возникающих церквей и религиозных организаций. До введения в действие нового Земельного кодекса земли церковных приходов и монастырей находились в безвозмездном и бессрочном пользовании церкви. Теперь эту землю предлагается брать в аренду или собственность. Но приобретение этой земли в собственность, по мнению Алексия II, нереально, если речь идет об участках, на которых находятся церковные сооружения, представляющие памятники архитектуры и находящихся в собственности государства.

Но земля не является единственным владением церкви. Религиозные организации содержат культовые здания, сооружения и объекты производственного, социального и иного назначения, различные предметы религиозного характера, денежные средства и иное имущество, необходимое для их

стр. 46


деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры, охраняемым государством.

Большинство вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций, регламентируется вошедшим в силу в октябре 1997 г. федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях", "Уставом Русской Православной Церкви", принятым Собором РПЦ в августе 2000 г., где содержатся положения о приходских собраниях и советах, ревизионных комиссиях приходов и т. д.

Приходским священнослужителям приходится сталкиваться с различными хозяйственными вопросами, связанными со строительством, реставрацией и ремонтом храмов, приходских помещений, благоустройством территорий, их оградой, изготовлением оборудования, различными столярными работами, приобретением церковной утвари и убранства. Приходы платят установленные налоги и делают отчисления в пользу вышестоящих религиозных органов. Через епархию отчисляются средства на общецерковные нужды, в размере, определенном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти.

Приход - первичная ячейка и основа хозяйственной деятельности религиозных организаций. Поэтому знание некоторых вопросов экономики и права для служителей прихода не только желательно, но и необходимо. В последнее время будущие священнослужители стали получать в стенах религиозных учебных заведений основы экономических знаний, относящихся к той сфере, где им придется служить. Так, в Московской духовной семинарии введен курс "Экономика прихода", читается факультатив, в котором рассматриваются возможные решения ситуаций в приходе, требующих определенных правовых знаний. С 2002 г. выходит ежемесячный православный экономический вестник "Приход", в котором публикуются материалы, связанные с имущественными отношениями и финансово-хозяйственной деятельностью приходов РПЦ, создано предприятие религиозных объединений "Юридическая служба".

Развитие рыночных отношений не могло не отразиться на положении церкви, ее хозяйственных функциях, взаимодействии церкви с частными и государственными коммерческими структурами. Усиливаются предпринимательская деятельность самой церкви и ее экономические связи. Но, как отметил патриарх Алексий II, "отдельные отрасли современной "экономики", приносящие колоссальный доход, категорически закрыты для церкви и ее чад". Очевидно, к таким отраслям относятся те, что подрывают нравственное и физическое здоровье народа и, в частности, водочное производство, табачные изделия, игорный бизнес, наркотики и т. д. 35 .

Гражданский кодекс РФ относит религиозные организации (объединения) к некоммерческим организациям. Однако определенные хозяйственные, частично и предпринимательские функции у религиозных организаций могут быть. К такой деятельности относятся, в частности, сельскохозяйственное производство на землях, переданных религиозным организациям, свечное производство, издание и реализация религиозной литературы, организация паломничества по святым местам и обслуживание паломников, производство и сбыт крестиков, икон и других предметов религиозного содержания, а также различных сувениров, выпуск кассет с духовной музыкой и пением, и т. д. Некоторые приходы и монастыри занимаются хлебопечением, производят безалкогольные напитки. Очевидно, такую деятельность необходимо поддерживать и развивать. Однако нельзя не отметить, что наряду с подобным предпринимательством в сферу экономической деятельности церкви включалось и то, что противно ее духу и целям, например, использование в течение относительно длительного времени льгот на ввоз в страну табака и спиртных напитков, установленных государством.

При некоторых приходах в последнее время создаются общества с ограниченной ответственностью, занимающиеся отвечающей целям религиозной организации предпринимательской деятельностью. Определенные виды иму-

стр. 47


щества церковные организации могут сдавать в аренду. Прибыль, получаемая приходом в результате предпринимательства, должна направляться на решение уставных задач.

Не обходит православная церковь и вопросы труда и его оплаты. "Церковь учит, - говорится в Основах социальной концепции РПЦ, - что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом против Бога... Каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем церковь предостерегает от чрезвычайного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщался заботами, богатством и наслаждением житейским" 36 .

Ныне возвращаются и передаются религиозным организациям принадлежавшие им когда- то храмовые здания и другое имущество. За последние 10 лет только в Ярославской области РПЦ возвращено более 200 церквей и 18 монастырей. Этот процесс регулируется утвержденным Правительством РФ от 30 июня 2001 г. "Положением о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения".

Согласно отчетам уполномоченных Совета по делам религии, в 1989 г. только на территории РСФСР насчитывалось 9574 культовых здания, не использовавшихся по назначению; 3984 из них пустовали и разрушались, 3656 было приспособлено под различные хозяйственные цели, 1934 - под социально-культурные 37 . Многие из них так и остаются в введении различных ведомств и разрушаются. Пока не решен вопрос об участии государства в восстановлении храмов, возвращенных церкви, а ведь многие из них имеют историческую ценность и относятся к памятникам культуры и архитектуры, охраняемых государством. Между тем деятельность по восстановлению храмов государство за некоторыми исключениями возложило на церковь. В частности, в 2002 г. заявку на помощь в восстановлении 12 храмов Новгородской епархии государство удовлетворило лишь по одному из них (Софийский собор).

В более широких масштабах мог бы проводится с целью реставрации возвращенных церкви бывших храмовых зданий, находящихся ныне в полуразрушенном состоянии, сбор средств путем благотворительных концертов, телемостов и других акций. Таким образом, например, собираются средства на восстановление в Одессе взорванного в 1936 г. Спасо- Преображенского храма.

Очевидно, будет расширяться церковная благотворительность, особенно в условиях возрастающей имущественной дифференциации общества, наличия круга граждан, остающихся за чертой бедности, роста детской беспризорности, распространения наркомании, суицида. В этом отношении имеются достойные примеры. Так, в конце 2001 г. сообщалось, что в Москве при Подворье Патриарха храмов Николо-Перервинского монастыря откроется приют для детей-сирот. Под приют отводится трехэтажный особняк, находящийся в аварийном состоянии. Средства на восстановления выделяются городскими властями. А на содержание детей пойдут деньги, полученные в качестве пожертвований от прихожан. Однако реставрацию зданий и содержание сирых и убогих в приютных домах могут себе позволить за счет местных средств и пожертвований власти и жители городских районов с относительно большими доходами, а не местное самоуправление, церковь и миряне отдаленных сельских приходов, где часть населения еле сводит концы с концами. Поэтому участие государства в благотворительной деятельности церкви было бы не только желательным, но и необходимым.

В ряде регионов в сотрудничестве с местной властью, епархиями начата такая работа. В Костромской области в 1996 г. был открыт Ковалевский детский дом для детей-сирот, учредителями которого стали епархиальное управление Костромской области, приходской совет Преображенской церкви г. Нерехты, "Конгресс русских американцев" (США), департамент образования Костромской области и отдел образования Нерехтского района, а директором дома стал настоятель Преображенского храма, протоиерей А. Воро-

стр. 48


нин. Государство взяло на себя 30% расходов, связанных с этим детским домом. В Белгородской области епархия и местная администрация, совместно восстанавливают и строят храмы, финансируют и проводят мероприятия но оказанию помощи больным, инвалидам, людям, находящимся в местах лишения свободы. Их общими усилиями открыт территориальный центр обслуживания престарелых и инвалидов. В Московской области губернатором Б. В. Громовым рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области распространить тарифы на коммунальные услуги, применяемые в отношении бюджетных организаций, на православные монастыри и приходы. Существенная работа в сфере благотворительной деятельности проводится Ивановской епархией. При Свято-Успенском женском монастыре в селе Дунилово Шуйского района функционирует приют-гимназия для девочек-сирот из неблагополучных семей. При Никольско-Иверском монастыре г. Приволжска также работает православная гимназия. В Иванове и Кинешме действуют общеобразовательные православные школы. Воскресенским приходом г. Вичуги открыт детский сад. Церковь помогает беженцам, погорельцам, больным, беспризорным детям. Только в 2001 г. в этой области по линии Московской патриархии и ее благотворительных структур среди беднейших граждан было распределено 1,5 тысяч тонн гуманитарной продовольственной помощи. В области работает епархиальная тюремная комиссия, которая занимается нравственным воспитанием и духовным возрождением осужденных. Во всех колониях и следственных изоляторах области действуют храмы и часовни, содержатся православные библиотеки и уголки, заключенным раздаются церковные пожертвования, в том числе медикаменты, иконы 38 .

В Москве в 1995 г. возрождена указом Патриарха Марфо-Марьинская обитель милосердия, уже восстановлено несколько строений, в том числе корпус, где располагается поликлиника с аптекой. Обителью организованы приют-пансионат для девочек, учебный центр на базе медицинского колледжа, где девушки получают профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" (отделение сестер милосердия). По договорам сестры работают в больнице им. Н. В. Склифосовского, в Главном военном клиническом госпитале МВД России, осуществляют патронаж, работая на дому у одиноких и престарелых людей. При приходах могут создаваться прихожанами, с согласия и благословения епархиального архиерея, братства и сестричества, в задачи которых входит, прежде всего, помощь приходу в его деятельности по осуществлению социальных программ, главным образом, в области милосердия и благотворительности, в том числе поддержка многодетных семей, детей-сирот, больных и престарелых, оказание ритуальных услуг и т. д. Благотворительная деятельность церковных организаций совершается на основе и в рамках действующего с августа 1995 г. федерального закона "О благотворительных организациях".

Религиозная деятельность сопряжена с разоблачением и борьбой против тех, кто, прикрываясь авторитетом церкви, стремится использовать веру прихожан и их трудовые сбережения в своих корыстных целях. Появились облаченные в рясы личности, отнюдь не священнослужители, собирающие якобы от имени церкви пожертвования на строительство и восстановление храмов. Возникло много подпольных свечных мастерских, которые производят дешевые чадящие свечи не из воска, а из церезина и парафина, и во множестве сбывают их церковным старостам и настоятелям.

Постановление Священного Синода запрещает духовенству заниматься политической деятельностью За это в свое время был наказан Г. Якунин, которому было запрещено священнослужение и он даже был отлучен от церкви. Оказался на поверку аферистом А. Огородников, в прошлом известный диссидент, пытавшийся еще при советской власти основать независимое христианское движение и выступавший с критикой церковных иерархов, а ныне разбазаривающий поступающую для приюта беспризорников "Остров надежды", где он является директором, через христианские фонды гуманитарную

стр. 49


помощь. Но речь идет не об этих скандально известных деятелях, не о единичных негативных примерах, а об общем принципе 39 .

Церковь должна активнее участвовать в общественной жизни, что в интересах и самой церкви, и мирян. Опосредованное воздействие на общественную жизнь страны только через верующих, представленных в исполнительных и законодательных органах, явно недостаточно. Кстати, сам будущий патриарх Алексий II, являясь митрополитом и возглавляя Ленинградскую и Новгородскую кафедру, избирался в 1989 году народным депутатом СССР. За активизацию участия православной церкви в общественной жизни выступает А. И. Солженицын: "Православная церковь должна занять достойное место в общественной жизни России" 40 .

Церковь оказалась сторонним наблюдателем нарушений прав граждан чинимых центральной и местной властью, руководителями отдельных предприятий и ведомств. Как уже отмечено в "Основах социальной политики РПЦ", отказ в оплате труда рассматривается как грех перед Богом, однако церковь не выступила активно против тех, кто многими месяцами не выплачивает рабочим и служащим зарплату, отключает свет в домах населения и т. д. Церкви не следует угодничать перед власть имущими и равнодушно наблюдать, как ограничиваются гражданские свободы и права граждан.

Должна возрасти общественная роль православной церкви в современной России, как и ее воздействие на социально-экономические процессы и нравственность граждан.

В положении церкви в обществе еще немало неясного, и неопределенного. Поскольку никто не отменял положение об отделении церкви от государства, при его сохранении государству надо четко определить, что собственно под этим понимается, устранив в понимании его дискриминационные для церкви ограничения и толкования. Церковно- государственные отношения нуждаются в большей четкости, дальнейшем совершенствовании и регулировании в соответствии с духом времени и интересам верующих.

Примечания

1. Очерки истории СССР XIV-XV вв. Ч. II. М. 1953, с. 39 - 40.

2. ЛЕНИН В. И. ПСС. Т. 6, с. 282.

3. ПОСОШКОВ И. Т. Книга о скудости и богатстве. М. 1951, с. 34, 37 - 38.

4. Приход, 2002, N 5, с. 6.

5. БСЭ. Т. 9, М. 1972, с. 509.

6. Сельскохозяйственный промысел в России. Пг. 1914, с. 227.

7. ЛЕНИН В. И. ПСС. Т. 22, с. 129.

8. ЧЕРНЫШЕВ И. В. Аграрно-крестьянская политика России за 150 лет. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 года. М. 1997, с. 335. 412 - 421.

9. ЛЕНИН В. И. ПСС. Т. 16, с. 533.

10. Дебаты о земле в Государственной думе (1906 - 1917 гг. ). М. 1995, с. 117 - 118.

11. ЛЕНИН В. И. ПСС. Т. 12, с. 67; т. 17, с. 422.

12. Там же. Т. 21, с. 469 - 470.

13. Там же. Т. 22, с. 80 - 81.

14. Там же. Т. 17, с. 12.

15. Там же, с. 438, 423.

16. Кооперативно-колхозное строительство в СССР 1917 - 1922 гг. М. 1990, с. 23 - 24, 47.

17. ШКАРОВСКИЙ М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М. 1999, с 77, 79.

18. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Т. I. M. 1988, с. 315, 85.

19. ЛЕНИН В. И. ПСС. Т. 50. с. 143; ЛЕНИН В. И. Неизвестные документы 1891 - 1922. М. 1999, с. 246.

20. ШКАРОВСКИЙ М. В. ук. соч., с. 78 - 79.

21. ЛЕНИН В. И. Неизвестные документы, с. 516 - 521.

22. В 1922 - 1923 гг. было уничтожено 8,1 тысяч священников и монахов, в том числе 1962 монаха и 3447 монахинь.

23. ЛЕНИН В. И ПСС. Т. 50, с. 330.

стр. 50


24. Приход, 2002, N 3, с. 7.

25. ОРГАНОВСКИЙ Н. Закономерность аграрной эволюции. М. 1917, с. 20.

26. ЧАЯНОВ А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М. 1991, с. 383, 304.

27. ШКАРОВСКИЙ М. В. ук. соч., с. 84, 88.

28. Приход, 2000, N 9, с. 57.

29. ОДИНЦОВ М. И. Государство и церковь в России. XX век М. 1994, с 101.

30. ШКАРОВСКИЙ М. В. ук. соч., с. 345.

31. Приход, 2000, N 9, с. 60, 363 - 364.

32. История Русской церкви. 1917 - 1997. Книга девятая. М. 1997, с. 526 - 534.

33. ШКАРОВСКИЙ М. В. ук. соч., с. 93.

34. БУЛГАКОВ С. Христианство и еврейский вопрос. Париж. 1991, с. 76.

35. Приход. М. 2001, (б. н.), с. 7.

36. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, с. 79, 82, 83.

37. Приход, 2002, N 5, с. 9.

38. Приход, 2002, N 5, с. 15 - 16.

39. СОЛЖЕНИЦЫН А. И. Россия в обвале. М. 1998, с. 183.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКАЯ-ПРАВОСЛАВНАЯ-ЦЕРКОВЬ-ЕЕ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-И-ЭКОНОМИКА-ДО-И-ПОСЛЕ-1917-ГОДА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. М. ШМЕЛЕВ, РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКА ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 19.03.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУССКАЯ-ПРАВОСЛАВНАЯ-ЦЕРКОВЬ-ЕЕ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-И-ЭКОНОМИКА-ДО-И-ПОСЛЕ-1917-ГОДА (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - Г. М. ШМЕЛЕВ:

Г. М. ШМЕЛЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
326 просмотров рейтинг
19.03.2021 (1105 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
4 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЭКОНОМИКА ДО И ПОСЛЕ 1917 ГОДА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android