Libmonster ID: RU-13841
Author(s) of the publication: Б. Кузак

Польский народ хранит благодарную память о братской помощи Советского Союза в возрождении своей родины после второй мировой войны. Освобождение Польши Красной Армией от гитлеровской оккупации, поддержка, оказанная СССР польскому народу и созданной им демократической государственности на международной арене, в борьбе за возвращение исконных польских земель по Одеру и Нейсе, материальная и экономическая помощь в период, когда народное хозяйство страны было разрушено и дезорганизовано, - все это навсегда вошло в летопись польско-советской дружбы.

Помощь СССР Польше на заключительном этапе войны, как и вопросы дальнейшего их сотрудничества, имеет уже свою историографию, она отражена как в советской, так и в польской литературе1 . Тем не менее эта широкая проблема вновь и вновь приковывает к себе внимание, ибо имеет жизненно важное значение для социалистического строительства, для укрепления нового типа международных отношений, характерного для социалистических стран.

Оценивая польско-советские отношения 1944 - 1945 гг., следует прежде всего подчеркнуть факт бескорыстной интернациональной помощи со стороны первой социалистической державы народной Польше во всех областях - как военной и политико-дипломатической, так и экономической. Кстати, экономическая помощь изучена еще недостаточно, а между тем она имела тем большее значение, что была оказана непосредственно в период освобождения Польши Красной Армией и сразу же после окончания войны, когда Советский Союз сам развертывал работу по восстановлению своей экономики.

С началом освобождения Красной Армией польской территории наступил принципиально новый этап как в истории Польши, так и в истории польско-советских отношений. 21 июля 1944 г. Крайова Рада Народова (КРН), возглавившая патриотические силы страны, издала


1 См. "Очерки истории народной Польши". М., 1965; И. А. Хренов. Борьба ПНР за национальное и социальное освобождение польского народа (1942 - 1944 гг.); Н. А. Брызгалов. Борьба Польской рабочей партии за единство рабочего класса и образование Польской объединенной рабочей партии (1944 - 1948 гг.). В кн. "Борьба польского народа за социализм". М. 1955; А. Д. Багреев. Освобождение советскими войсками Польши в 1944 - 1945 гг. "Вопросы истории", 1955, N 7; В. С. Парсаданова. Утверждение народной власти в Польше (К 20-летию ПНР). "Вопросы истории", 1965, N 7; И. Костюшко. К вопросу об экономическом сотрудничестве Советского Союза и народной Польши в период борьбы с фашистскими захватчиками (июль 1944 - май 1945 г.). "Советское славяноведение", 1974, N 3. Данная проблематика отражена и в работах польских историков: J. Plaszek. Polska - ZSRR, wspólpraca gospodarcza. Warszawa. 1972; "Z dziejów Polski Ludowep. Warszawa. 1966.

стр. 74


указ об образовании Польского комитета национального освобождения, первого польского рабоче-крестьянского правительства. 22 июля ПКНО принял исторический "Манифест к польскому народу", который определил основы строительства новой Польши и сформулировал программу действий народной власти. В одном из пунктов "Манифеста" говорилось: "400 лет между поляками и украинцами, поляками и белорусами, поляками и русскими существовали конфликты, вредящие обеим сторонам. Сейчас в этих отношениях произошел исторический поворот. Конфликты уступают место дружбе и .сотрудничеству, продиктованным общими жизненными интересами. Дружба и боевое сотрудничество, начатые братством по оружию Войска Польского и Красной Армии, должны превратиться в длительный союз и добрососедское сотрудничество после войны"2 . Одновременно с созданием ПКНО вышел указ Крайовой Рады Народовой о слиянии организованной в Польше Армии Людовой с созданным на территории СССР Войском Польским в единое народное Войско Польское3 .

Через несколько дней после образования ПКНО Советское правительство выступило с заявлением, в котором указывалось: "Советское правительство не намерено устанавливать на территории Польши органов своей администрации, считая это делом польского народа... Советские войска вступили в пределы Польши, преисполненные одной решимостью - разгромить вражеские германские армии и помочь польскому народу в деле его освобождения от ига немецких захватчиков и восстановления независимой, сильной и демократической Польши"4 . Уже самое присутствие Красной Армии имело большое значение для укрепления народной власти. Оно лишило внутреннюю и внешнюю контрреволюцию возможности открыто выступить против демократических, антифашистских сил польского народа. Нельзя не отметить и роль политической работы, которая велась с первых дней на освобожденных территориях политработниками как Красной Армии, так и Войска Польского. В своих воспоминаниях З. Кротко, руководитель промышленной оперативной группы в Люблине в 1944 г., пишет: "В организации жизни польской администрации на территории Люблинского воеводства представительства Красной Армии не принимали непосредственного участия. Чувствовалась, однако, их поддержка уже в том, что они здесь были. Наличие советских частей и гарнизонов в городах создавало благоприятную ситуацию для наших властей, помогало нашим людям в политическом и моральном отношениях"5 .

Неоценимую помощь и поддержку молодой, только что возникшей польской демократической администрации оказало командование Красной Армии, Советское правительство в снабжении населения продовольствием. Экономическое положение на освобожденных землях Польши в 1944 - 1945 гг. и в первое время после окончания войны было очень тяжелым. На польских землях гитлеровцами было выведено из строя 19 тыс. промышленных предприятий и угольных шахт (из общего количества 30 тыс.). 1/3 энергетических предприятий, 3/4 транспорта, леса были сведены на 28%, поголовье скота уменьшилось на 2/3, четвертая часть жилого фонда в селах была разрушена. Многие города, в том числе Варшава, были превращены в развалины. Были уничтожены многие культурно-художественные ценности. В руинах лежали национальные музеи, библиотеки, университеты. От рук оккупантов погибло около 6 млн. поляков. Общий ущерб, нанесенный Польше, составил 38% националь-


2 "Dziennik Ustaw RP", N 1, lipiec 1944.

3 "Правда", 26.VII.1944.

4 "Правда", 26.VII.1944; "Внешняя политика Советского Союза в период Великой Отечественной войны". М. 1946, стр. 154.

5 "Takie byly poczatki". Warszawa. 1965, s. 48.

стр. 75


ного богатства6 . Населению угрожал голод. Тем более ценной была помощь, оказанная стране в то время Советским Союзом. Без этой помощи польский народ не мог бы наладить производство и создать основу для последующего восстановления страны. Со своей стороны ПКНО оказывал содействие в снабжении продовольствием и фуражом частей Красной Армии. Для ее нужд использовалась и продукция промышленных предприятий.

Помощь Красной Армии польскому населению началась сразу же после вступления ее на польскую землю, еще в ходе военных действий. Ее размеры зачастую трудно выразить в конкретных цифрах, в большинстве случаев она даже не была оформлена документально и о ней можно судить только по скупым сообщениям, содержащимся в отчетах, рапортах, воспоминаниях и т. д.: "От коменданта части Советской Армии мы получили мясо для заводской столовой", "Командование фронта... передало для мирного населения муку, сахар, мясо", "Представители Советской Армии передали нам следующие промышленные предприятия...". Встречаются и другие сообщения из городов и сел освобожденной части Польши: "План поставок хлеба для армии выполнен", "Приступают к ремонту механического оборудования в расположении Советской Армии", "Совместно с советскими солдатами введены в строй электростанция и водопровод". Сотрудничество и помощь СССР и его Вооруженных Сил польскому населению были лучшим ответом на антисоветскую пропаганду лондонского эмигрантского правительства и командования подчиненной ему Армии Краевой (АК), пропаганду, нацеленную против боевого советско-польского содружества.

В условиях войны командирам отдельных частей Красной Армии нередко по собственной инициативе приходилось принимать решения об оказании помощи польскому населению. Расквартированные в Польше части Красной Армии помогали в восстановлении и пуске промышленных предприятий, нормализации жизни в городах, уборке урожая, а также освоении оставленных немцами земель в западных и северных районах страны. Советские солдаты еще во время военных действий приступили к засеву помещичьих земель, брошенных немцами на восток от Одера и Нисы Лужицкой, то есть земель, которые затем вошли в состав Польского государства. Ранней весной 1945 г. на этих землях было засеяно яровыми культурами более 200 тыс. га7 .

Проблема обеспечения мирного населения продовольствием была постоянно в центре внимания как ПКНО, так и командования Красной Армии. В начале февраля жители Лодзи получили от командования 2-го Белорусского фронта 2 000 т хлеба, 500 т муки, 100 т мяса, 90 т сахара, 8031 т картофеля. Неоценимое значение для снабжения продовольствием жителей города имела передача Красной Армией польским властям 600 грузовиков, которые тотчас же были использованы для транспортировки хлеба из Люблинского воеводства. Помощь транспортными средствами оказала местным польским властям также советская военная комендатура Лодзи, которая предоставляла грузовики и солдат для перевозки и конвоирования хлеба, собранного рабочими бригадами на территории Лодзинского воеводства. Вновь организованная польская администрация Лодзи, а также представители созданного в конце 1944 г. на базе ПКНО Временного правительства со своей стороны оказали помощь в снабжении Красной Армии обмундированием и перевязочными материалами8 . Лодзь была освобождена в январе 1945 г. в результате военной операции советских войск. Гитлеровцы, захвачен-


6 O. Lange. Rozwój gospodarczy PRL w latach 1945 - 1954. "Ekonomista", III kwartal 1954.

7 H. А. Антипенко. От капитуляции Германии до Потсдама (Из записок начальника тыла фронта). "Вопросы истории", 1966, N 9, стр. 109.

8 Archivum Urzgdu Rady Panstwa. Cabinet prezydenta. 1944 - 1945 (далее - AURP).

стр. 76


ные врасплох, не успели разрушить заводы, которые практически работали до самого момента освобождения. Однако оставшихся запасов сырья хватило только на несколько дней. Несмотря на напряженное состояние на транспорте, связанное с развивавшимся весенним наступлением Красной Армии, уже в марте 1945 г: в Лодзь прибыл первый транспорт с 15 тыс. т хлопка из Советского Союза9 .

Сплошь и рядом командование советских войск использовало для помощи польскому населению те продовольственные запасы, которые хранились в захваченных в восточных районах Германии (в границах 1937 г.) складах. В середине марта 1945 г. жители Домбровского бассейна и Верхней Силезии получили оттуда 2 тыс. т хлеба и 36 вагонов сахара. В Опольской Силезии Красная Армия передала польским властям склады со следующими запасами продовольствия: 4618 т ржи, 1012 т пшеницы, 1184 т овса, 852 т ячменя. В апреле Центральное управление угольной промышленности получило от командования 1-го Белорусского фронта для снабжения шахтеров 907 т ржаной муки, 60 т пшенной муки, 120 т сахара, 55 т жира, 253 т мяса. Сразу же после освобождения жители Кракова получили 12939 т зерна и муки, 1970 т сахара, 178 т сливочного масла. Жители Познани и Быдгощи с трофейных складов получили 5 800 т муки, 180 т сахара, 330 т мяса10 . 10 мая 1945 г. председателем Экономического комитета Совета Министров ПНР Х. Минцем и начальником Управления снабжения Красной Армии в Польше генерал-майором Г. И. Шевченко было подписано соглашение о порядке передачи Временному правительству Польской республики хлеба и мяса11 . В его первом пункте говорилось: "Весь хлеб, являющийся собственностью Красной Армии и находящийся на хранении в складах (торговых. - Б. К .) кооперативов или районных властей, передается на месте кооперативам, а там, где они не существуют, районным властям согласно подписанному соглашению".

Приведенные примеры касаются крупных городов или промышленных районов (о помощи населению Варшавы речь пойдет ниже), однако такого рода сотрудничество устанавливалось почти в каждом освобожденном от врага районе страны. Представитель Польской рабочей партии (ППР) из Жирадова Ф. Беджицкий пишет о пуске текстильной фабрики: "Фабрика начала работать благодаря поставкам хлопка из Советского Союза. Со своей стороны мы делали все возможное, чтобы прийти на помощь сражающейся армии. До того как мы начали производить перевязочные материалы для госпиталей, мы производили постельное белье из отходов, которые в нормальных условиях были непригодны для производства. Однажды к нам обратился комендант советской ремонтной базы автомашин и танков. Ему нужна была фрезерная головка. Хотя она была и нам очень нужна, мы передали ее военным, понимая, что их оборудование не может ждать ремонта, что оно необходимо для фронта"12 .

Помощь и сотрудничество, осуществлявшиеся в ходе войны, получили развитие после ее окончания. Красная Армия спасла от разграбления и разрушения много промышленных предприятий, складов, пищевых предприятий, а также имения и хутора, оставленные немцами на западных и северных землях. Па этих территориях помещичьи имения и промышленные предприятия там, где это было возможно, были немедленно переданы польской администрации. Однако органы народной власти не всегда были в состоянии обеспечить охрану этих предприятий и имений. Поэтому было принято единственно правильное в тех условиях решение о передаче некоторой части имений во временное пользование


9 Ibid.

10 Ibid.

11 Archiwum Akt Nowych. Centralny Urzed Planowania, sygn. 3799 (далее - AAN).

12 "Takie byly poczatki", s. 414.

стр. 77


Красной Армии. Соглашение о частичной передаче земельных владений Красной Армии было подписано командованием Северной группы советских войск и Временным правительством 8 августа 1945 года13 . Постепенно, по мере укрепления местных органов власти на западных и северных землях, помещичьи имения и промышленные предприятия возвращались польской администрации. Начиная с мая 1945 г. ей были переданы промышленные предприятия на территории Опольской Силезии, Вроцлава и Вроцлавского воеводства. В сентябре было передано несколько сот предприятий, расположенных в зоне Северной группы советских войск14 .

Везде, где польские власти могли возобновить производство, промышленные предприятия передавались им. Одним из многочисленных примеров может служить передача промышленных предприятий в Валбжихском бассейне Нижней Силезии. 19 августа 1945 г. газета "Nowe Zycie" писала: "Польские власти, принимая промышленный район в Валбжихе от советских военных властей, получили 7 больших шахт, с которыми связаны 4 коксохимических завода. Кроме них, там имеется широко разветвленная перерабатывающая промышленность, а также предприятия "Фибига", которые с незапамятных времен снабжали машинами не только всю Нижнюю Силезию, но и весь польский угольный бассейн. 14 июня текущего года 7 шахт, которые входили в состав больших немецких объединений, завод по переработке газа "Карлшитте", предприятия, производящие синтетический бензин и серную кислоту, а также 2 завода горнодобывающего оборудования "Фибига" были приняты Главным управлением угольной промышленности. Официально они были переданы польским властям 22 июня...".

Шахты и промышленные предприятия, как заявил директор Главного управления угольной промышленности Ю. Куртинский, находились в полном порядке. Части Красной Армии восстановили ряд разрушенных железнодорожных мостов и путей, и 2 июля 1945 г. первые поезда с углем пошли из Валбжиха. В мае польским властям было передано одно из самых больших металлургических предприятий Силезии - завод "Юлия" в Бобрке, возле Бытома. Директор Главного управления металлургической промышленности так охарактеризовал это предприятие: "Советские военные власти передали 19 мая в наши руки завод в почти неповрежденном виде, с большими запасами сырья, в том числе импортной руды, лома и большим количеством вспомогательных материалов"15 . Польским властям были переданы также немецкие металлургические предприятия "Забже", огромное авторемонтное предприятие в Гливице, территория которого занимала около 30 тыс. га. Запасы цветных металлов (бронзы, меди и алюминия), переданных советскими властями, оценивались более чем в 1 млрд. злотых16 . 12 декабря 1946 г. Совет Министров ПНР назначил своего представителя при командовании Северной группы советских войск. В его функции входило решение вопросов, связанных с использованием Красной Армией промышленных предприятий, земельных угодий, имений, садов и огородов, лесных и рыбных хозяйств; с поставками Красной Армии товаров, снабжением электроэнергией, водой, газом и т. д.; выполнением соглашений и контрактов, заключенных с Красной Армией; использованием ею транспорта, связи, речного и морского пароходства; расквартированием отдельных советских воинских частей и военнослужащих и т. п.17 .

Важная помощь была оказана Советским Союзом Польше в создании администрации на западных и северных польских землях.


13 AAN. Ministerstwo Przemyslu i Handlu, sygn. 62.

14 "Очерки истории народной Польши", стр. 87.

15 Archiwum KC PZPR, IV, s. 404.

16 Ibid.

17 AAN. Centralny Urzgd Planowania, sygn. 1928 A.

стр. 78


Советские военные комендатуры были созданы здесь непосредственно после освобождения этих территорий, то есть в феврале-марте 1945 года18 . Обстановка на этой территории требовала продолжения работы советских военных властей в течение некоторого времени после окончания войны. Им приходилось решать важные задачи, связанные с передвижением большого количества советских войск, а также мирного населения. Советские военные власти помогали, кроме того, в обеспечении безопасности и налаживании порядка, особенно в обезвреживании гитлеровского подполья. Понятно, что польские власти, которые здесь только что начали организовываться, не могли сами справиться с этими задачами. На остальной территории Польши советские военные комендатуры были ликвидированы сразу после того, как фронт продвинулся на Запад и власть была передана новой польской администрации.

Большую роль советские военные комендатуры сыграли в оказании помощи польским оперативным группам, которые после окончания войны организовывали на западных и северных землях местную администрацию. Основываясь на архивных документах, Г. Доминичак пишет об отношении советских военных комендантов к польским оперативным группам: "В апреле (1945 г. - Б. К. ) оперативные группы прибыли в г. Хожув и Всхову; в остальные районы воеводства (Зеленогорского. - Б. К .) они прибыли в мае. Их задачей являлось принятие гражданской власти от военных комендантов... Военный комендант г. Жепин сразу оказал помощь прибывшей из Познани группе ППР, помог организовать райисполком (староство). Уже 26 марта представитель воеводской военной комендатуры прибыл в Познань, встретился с представителем облисполкома Виды- Вирским и просил о скорейшем прибытии группы поляков с целью организации администрации, которая помогла бы обеспечить контроль над оставленным немцами имуществом"19 . Военные коменданты оказывали польской администрации содействие и обеспечении населения продовольствием, в устройстве столовых, гостиниц, учреждений. Помощь советских военных властей имела большое значение для укрепления польской администрации, начинавшей выполнять стоявшие перед нею задачи в очень трудных условиях.

Таким образом, Красная Армия не только освободила польский народ от гитлеровской оккупации, но и во многом помогла установлению дружественных польско-советских отношений, а узы боевого товарищества, соединившие советского и польского солдата в совместных боях против фашистской Германии, в мирных условиях превратились в нерушимую дружбу между польским и советским народами. Помощь Красной Армии являлась одной из форм содействия Советского Союза молодой народной власти с первых дней освобождения Польши.

Важное значение для развития польско-советских экономических отношений имело соглашение о взаимных поставках товаров и условиях расчетов от 10 августа 1944 г., подписанное ПКНО и Правительством СССР. Это было первое после войны международное торговое соглашение Польши. СССР обязывался поставить на условиях низкопроцентного кредита в течение октября и ноября 1944 г. следующие товары: 45 тыс. т угля, 6 тыс. т керосина, 2 тыс. т моторной нефти, 12,5 тыс. т ржаной муки, 12,5 тыс. т пшеничной муки, 100 т хлопка, 2 тыс. т 50-про-


18 T. Frackowiak-Skrobala, T. Liliewska, G. Wroblewska. Gorzów Wielkopolski-przeszlosci terazniejszosc. Poznan. 1964, s. 145. Военные комендатуры были созданы согласно договору между ПКНО и Правительством СССР от 26 июля 1944 г. ("Известия", 27.VII.1944). К. Gotebiowski. Pomorze Zachodnie na przelomie dwu epok 1944 - 1946. Poznan. 1964, s. 81; H. Dominiczak. Poczatki wtadzy ludowej na obszarach obecnego województwa zielonogórskiego w 1945 roku. In; "Polska Ludowa". Materialy i studia. T. 7. Warszawa. 1968.

19 H. Dominiczak. Op. cit., s. 164.

стр. 79


центного хозяйственного мыла, 6 тыс. т соли, 15 тыс. ящ. спичек, 60 т чая, 600 тыс. катушек ниток, 400 автомашин ГАЗ. Польская сторона предложила следующие товары в оплату поставок из СССР в течение 1945 года: 5 тыс. т сахара, 1,5 тыс. т 96% спирта, 12,5 тыс. т ржаной муки,, 12,5 тыс. т пшеничной муки, 15 тыс. т пивоваренного ячменя, 4,6 тыс. т ржи, 200 т льна, 20 тыс. т портландского цемента, 100 штук прессооборудования, 10 тыс. т легированной стали20 .

Со стороны Советского Союза соглашение было выполнено целиком - в установленные сроки. Вследствие больших трудностей в обеспечении продовольствием населения с польской стороны не были осуществлены ответные поставки, касавшиеся продовольственных товаров; обязательства же в отношении остальных пунктов договора были выполнены до конца 1945 года. В связи с этим Временное правительство обратилось с просьбой к Правительству СССР о подписании дополнительного протокола к существующему соглашению. Такой протокол был подписан 7 июля 1945 года. Советское правительство согласилось на оплату Польшей поставок продовольственных товаров из СССР другими товарами и сырьем21 . Следовательно, уже на первом этапе экономических отношений между двумя странами СССР, несмотря на испытываемые им в то время экономические трудности, не искал для себя материальных выгод и оказывал польскому народу бескорыстную помощь. Следует подчеркнуть, что вплоть до середины 1945 г. Советский Союз был единственной страной, поставлявшей товары, жизненно необходимые для возрождения хозяйственной жизни Польши.

На протяжении 1945 г. польско-советские экономические отношения значительно расширились. 9 апреля 1945 г. в Москве было подписано соглашение о предоставлении Советским Союзом Польше беспроцентной ссуды в 50 млн. руб. и 6,5 млн. долларов. Оплата ссуды должна была начаться через 5 лет после окончания войны, равными частями в течение 10 лет. Далее, в соответствии со статьей 7-й подписанного 21 апреля 1945 г. в Москве Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве 7 июля было подписано торговое соглашение22 , которое имело большое значение для Польши прежде всего потому, что предусматривало поставки крайне необходимого сырья: руды (железной, марганцевой, хромовой); цветных и редких металлов (вольфрам, молибден, титан); апатитов, бензина, горюче-смазочных материалов, целлюлозы, синтетического каучука, бумаги, а также 1 350 грузовиков. Польша, в свою очередь, обязалась поставить в СССР: уголь, кокс, сталь, чугун, цинк, цемент, кальцинированную соду, хлопчатобумажные, шерстяные, стеклянные, кожаные и резиновые изделия и др. товары23 .

Большое значение в деле передачи Польше бывшего немецкого имущества имело соглашение от 16 августа 1945 г. между Советским правительством и Временным правительством Польши по вопросу о возмещении ущерба, причиненного германской оккупацией. В нем было записано: "...руководимые стремлением оказать друг другу всяческое содействие в осуществлении задач, связанных с ликвидацией указанных


20 "Stosunki polsko-radzieckie w latach 1917 - 1945. Dokumenty i materiaty". Warszawa. 1967, s. 404 - 405; AAN. Centralny Urzed Planowania, sygn. 1927. Если в 1934 - 1938 гг. доля СССР в польском импорте в среднем составляла 1,1%, а в экспорте - только 0,4%, то после войны ситуация радикально изменилась. В 1945 г. поставки товаров из СССР составляли 90,6% всего импорта Польши. Общий польско-советский торговый оборот в 1945 г. в 30 раз превысил уровень оборота последних лет перед второй мировой войной."Rocznik Statystyczny za 1947 i 1948 lata". Warszawa. 1949.

21 Польская сторона должна была в обмен на продовольственные товары поставить в СССР следующие материалы и сырье: уголь, высококачественную сталь, электролизный цинк, олово, портландский цемент. AN. Centralny Urzed Planowania, svgn. 1927.

22 "Stosunki polsko-radzieckie w latach 1917 - 1945", s. 437 - 438; J. Ptaszek. Op. cit., s. 38.

23 AAN. Centralny Urzed Planowania, sygn. 1927.

стр. 80


тяжелых последствий германской оккупации, стороны согласились о нижеследующем. В соответствии со своим заявлением на Берлинской конференции Советское правительство отказывается в пользу Польши от всех претензий на германское имущество и другие активы, а также на акции германских промышленных и транспортных предприятий на всей территории Польши, включая ту часть территории Германии, которая переходит к Польше24 . В 1945 г. между СССР и Польшей был подписан ряд соглашений в таких отраслях, как транспорт и другие. 23 ноября 1945 г. было подписано соглашение о провозе через Польшу товаров и пассажиров. Было открыто железнодорожное сообщение между СССР и Польшей. Кроме того, Советский Союз передал Польше подвижной вагонный состав стоимостью в 22 млн. долл., а также около 2 тыс. локомотивов из числа военных трофеев25 .

Для развития внешней торговли, а также восстановления народного хозяйства Польши большое значение имело быстрейшее восстановление морских портов на Балтийском море. Как и в остальных частях Польши, гитлеровцы разрушили на морском побережье все промышленные объекты. "Порты в дельте реки Вислы - Гданьск и Гдыня - были не только полностью разрушены, но и отсечены как от континента, так и от моря. Были разрушены все склады, перегрузочное оборудование, зернохранилища, холодильные помещения, все железные дороги, электрическая, газовая и канализационная сеть. На территории Гданьского порта взорвано 14 железнодорожных мостов, заминированы причалы, бассейны и портовые каналы. В центре портовых вод Гданьска затоплено несколько больших судов, чтобы преградить выход в море... По предварительной оценке... ущерб только в портах Гданьска и Гдыни исчислялся в 260 млн. долл."26 . В решении этой важной для народного хозяйства проблемы на помощь Польше пришел Советский Союз. 29 октября 1945 г. в Москве было подписано соглашение между Министерством морского транспорта и внешней торговли Польской Республики и Народным комиссариатом Военно-Морского Флота СССР о восстановлении польских портов27 . В то время в Польше не хватало рабочей силы, не было нужного оборудования и страна своими силами не смогла бы в короткий срок успешно завершить эти работы. Это было сделано при содействии Советского Союза.

При анализе экономических контактов между народной Польшей и Советским Союзом на заключительном этапе войны мы не касаемся вопросов снабжения Советским Союзом Войска Польского оружием, боеприпасами и другими материалами, а также помощи в подготовке военных кадров. Хотя эта проблематика и не является предметом настоящего исследования, необходимо отметить, что все ссуды Советского Союза, связанные со снабжением Войска Польского, были низкопроцентными, а их оплата производилась на выгодных для Польши условиях.

Яркой страницей в истории польско-советских отношений 1944 - 1945 гг. является помощь СССР в восстановлении Варшавы. После освобождения польской столицы советские республики Украина, Белоруссия, Литва и РСФСР выделили из своих запасов хлеб для ее населения. Как сообщали "Известия", "в знак дружбы с польским народом, в целях оказания немедленной продовольственной помощи населению освобожденной Варшавы советские республики направляют в г. Варшаву из своих ресурсов 60 тыс. т хлеба, в том числе Украинская ССР выделила 15 тыс. т хлеба, Белорусская ССР - 10 тыс. т, Литовская ССР -


24 "Правда", 17.VIII.1945.

25 AAN. Ministerstwo Przemyslu i Handlu, sygn. 64.

26 E. Kwiatkowski. Odbudowa wybrzeza morskiego. In: "Polska Ludowa". Materialy i studia. T. 7, s. 45 - 46.

27 AAN. Ministerstwo Przemyslu i Handlu, sygn. 66.

стр. 81


5 тыс. т и РСФСР - 30 тыс. т хлеба. Весь этот хлеб передается для населения Варшавы безвозмездно"28 .

Помощь населению Варшавы, а также задачи восстановления польской столицы обсуждались на проходивших в Москве в январе 1945 г. переговорах польской правительственной делегации с главой Советского правительства29 . В феврале 1945 г. правительство народной Польши направило Совнаркому СССР просьбу о том, "чтобы Советское правительство помогло своими экспертами в деле выработки плана восстановления г. Варшавы и приняло на себя часть материальных расходов для восстановления основных районов г. Варшавы. Совнарком СССР, посоветовавшись с представителями союзных республик, граничащих с Польшей (Украинская ССР, Белорусская ССР, Литовская ССР), принял следующее решение: 1. Направить в Польшу необходимое количество экспертов для оказания помощи по составлению плана восстановления г. Варшавы. 2. Удовлетворить просьбу Польского правительства

Об оказании материально-технической помощи в размере 50 проц. расходов, предусматриваемых планом восстановления основных районов г. Варшавы"30 .

В конце января 1945 г. на заседании КРН было принято решение о переносе столицы из Люблина в Варшаву. 1 февраля 1945 г. Временное правительство. Президиум КРН и ЦК ППР переехали в Варшаву, а 6 марта 1945 г. в Варшаву прибыла советская правительственная комиссия экспертов, которая согласовала с польскими властями меры по организации помощи городу, а также представила предложения, касающиеся очередности работ по его восстановлению31 . В письме советской правительственной комиссии польским руководителям от 11 марта 1945 г. говорится: "Мы считаем своим долгом выразить вам нашу сердечную благодарность за исключительно теплый прием и гостеприимство, оказанное нам в Варшаве. Мы обсудили основные вопросы восстановления разрушенной немцами Варшавы и определили пути, ведущие к возрождению и полному восстановлению столицы Польской Республики"32 . Действительно, комиссия изучила основные вопросы восстановления и развития города, в особенности вопросы планирования восстановительных работ, расчистки магистралей и всего города от руин, восстановления энергетического оборудования, водопровода и канализации, восстановления жилых домов и общественных зданий, трамвайной сети и других городских коммуникаций, строительства троллейбусных линий. Одновременно рассматривались вопросы доставки необходимых для этого строительных материалов. Была определена также наиболее целесообразная форма организации восстановительных работ.

Непосредственно по окончании работы комиссии в Варшаву приехали советские бригады с необходимым оборудованием, которые совместно с польскими специалистами приступили к восстановлению города. Одновременно главе Временного правительства Э. Осубке-Моравскому Совнаркомом СССР был направлен документ, в котором определялся план поставок материалов, лекарств, оборудования, а также помо-


28 "Известия", 27.I.1945. Как явствует из письма представителей Советской Украины президенту Крайовой Рады Народовой Б. Беруту и премьер-министру Временного правительства Польши Э. Осубке-Моравскому, Украинская ССР передала в дар населению Варшавы дополнительно 9 тыс. пудов масла, 6 тыс. пудов сахара, 300 пудов сушеных фруктов. "Gtos Ludu", 27.I.1945.

29 См. "Внешняя политика СССР", Сборник документов. Т. V (июнь 1941 - сентябрь 1945 г.). М. 1947, стр. 530.

30 "Правда", 18.II.1945; M. Spychalski. Wyzwolenie i odbudowa Warszawy. "Kwartalnik Historyczny", 1966, N 1, s. 61.

31 AURP. Cabinet prezydenta. 1944 - 1945.

32 AURP. Cabinet prezydenta. 1944 - 1945.

стр. 82


щи специалистами при восстановлении Варшавы33 . Поскольку в большинстве случаев в литературе говорится обычно о поставке 500 финских домиков, троллейбусов и других средств транспорта, а также о лекарствах, представляется целесообразным привести здесь полный список советских поставок Варшаве. Как следует из упомянутого документа, Советское правительство решило: передать для Варшавы 500 грузовых автомобилей отечественного производства; 5 одноковшовых экскаваторов, а также 30 троллейбусных вагонов; 500 штук лопат саперных больших и 3 тыс. кирко-мотыг саперных; 5 подъемных кранов; 500 стандартных деревянных домов, поступающих из Финляндии; 500 тонн бумаги; медикаменты, перевязочные материалы, медицинские инструменты и оборудование, предметы ухода за больными, дезинфекционные средства на сумму 0,6 млн. рублей; передать для установления в Варшаве радиовещательную станцию мощностью 50 киловатт, оказать помощь в ее монтаже и вводе в действие; направить 6 батальонов связи для оказания помощи в деле восстановления связи; оказать техническую помощь в восстановлении автоматической телефонной станции в Варшаве на 5000 телефонов; поставить в феврале-марте 1945 г. радиостанционные устройства на 300 ватт - 10 штук, на 100 ватт - 15 штук, репродукторы-10 тыс. штук, уличные громкоговорители - 50 штук, оборудование для телефонных станций, автомобильные аккумуляторы типа ЭСТП 80 - 240 штук; гальванические батареи БАС - 200 штук; поставить вагоны для отгрузки оборудования и товаров.

Советский народ отдавал разрушенной столице братской страны многое из того, в чем остро нуждался сам. Однако помощь Варшаве не исчерпывалась поставками товаров и оборудования. Город, лишенный мостов, получил от советских саперов деревянный и понтонный мосты. Группы советских специалистов работали над восстановлением водопровода. Благодаря поставкам насосов из СССР население польской столицы в сравнительно короткое время смогло получить воду. Группа из 50 советских инженеров, техников, монтеров, сварщиков руководила работами по пуску электростанции. Советская помощь, которая оказывалась сразу же после освобождения Варшавы, была решающим фактором в возвращении города к жизни. Именно в расчете на нее было принято решение о перенесении столицы из Люблина в Варшаву сразу же после ее освобождения. Советская помощь в восстановлении Варшавы наилучшим образом доказывала нелепость измышлений лондонского эмигрантского правительства и реакционного подполья, кричавших о "второй оккупации" и "советизации" жизни в Польше.

Большую роль в осуществлении конкретной помощи Польше сыграли также советские делегации, направленные в Варшаву в эти годы, и особенно экономическая миссия СССР. Ее деятельность, как и оценка разработанных ею совместно с польскими специалистами документов, до настоящего времени не была предметом исследования. Образование экономической миссии СССР можно рассматривать как прямое продолжение деятельности комиссии экспертов, которая работала в марте 1945 г. над планом восстановления Варшавы. Перечень работ, которыми экономическая миссия СССР предполагала заниматься вместе с польскими специалистами с мая до конца июня 1945 г., насчитывает 33 пункта, охватывавших все основные области хозяйственной жизни Польши34 . Специалисты экономической миссии СССР сотрудничали с работниками Министерства промышленности и Главного управления металлургической промышленности, а также со множеством специалистов других отраслей хозяйства Польши. В Архиве новых актов, а также Архиве ЦК ПОРП в Варшаве сохранились материалы, разрабо-


33 Ibid.

34 Archiwum KC PZPR. Rzqd Tymczasowy. 293/VII-225.

стр. 83


танные экономической миссией СССР и польскими специалистами. Это следующие проекты: проект постановления Временного правительства о первоочередных мерах по улучшению работы промышленности Краковского воеводства; проект мероприятий по восстановлению польских железных дорог; проект постановления Временного правительства о первоочередных мерах по. улучшению работы промышленности Познаньского воеводства; проект мероприятий по увеличению производства продукции металлургической и цинковой промышленности, добычи железных и цинковых руд и оказанию материально- технической помощи металлургической, цинковой и горнорудной промышленности. В этих документах довольно тщательно (для тех условий) охарактеризованы отрасли промышленности, названо количество предприятий, определены размеры производства и наличие рабочей силы (до 1939 г., во время войны и после освобождения), представлен приблизительный перечень военных потерь и разрушений. На основе этих данных принимались решения, касающиеся размеров производства продукции на больших предприятиях, и намечались срочные меры по его увеличению. Одновременно в проектах были определены контуры плана реализации продукции до конца 1945 года. Следует подчеркнуть также тот факт, что предприятия должны были представить свои соображения о сроках выполнения планов на 1945 год. Советская экономическая миссия, работая совместно с польскими специалистами, располагала хорошей информацией и полностью ориентировалась в сложившейся ситуации. Это давало ей возможность правильно определить условия, необходимые для начала производства продукции и его последующего увеличения. Об этом же свидетельствует и большая забота миссии об обеспечении рабочих всем необходимым. Проекты миссии определяли порядок финансирования промышленных предприятий и другие вопросы финансовых отношений между предприятиями и государством. Это имело существенное значение, так как вся промышленность в довоенной Польше была в частной собственности и у польских специалистов не было еще опыта организации финансирования государственных предприятий.

Проект постановления Временного правительства "О мерах по увеличению производства продукции металлургической и цинковой промышленности, добычи железных и цинковых руд и оказанию материально-технической помощи металлургической, цинковой и горнорудной промышленности Польской Республики" представлял собой план производства продукции на 1945 г. с указанием необходимых условий его реализации. Буквально через несколько дней после окончания войны, когда в стране царил хозяйственный хаос, советские экономисты намечали не только восстановление, но и значительное расширение ее металлургической промышленности. В одном из пунктов постановления говорилось: "...в двухмесячный срок разработать и представить на утверждение Совета Министров план восстановления и развития польских металлургических заводов..."35 . Советские специалисты предложили:

"Организовать во II квартале 1945 г. научно- исследовательский институт по разработке проблемы использования отечественной руды, улучшения технологии производства чугуна, стали, проката, кокса, цинка, огнеупоров, обогащения руд, использования отходов и пр. Организовать во II квартале 1945 г. институт по проектированию металлургических коксовых, огнеупорных и горных предприятий"36 . Речь шла об организации производства на строго научной основе, о научно обоснованном планировании и необходимых для этого государственных и научно-исследовательских учреждениях.

Помощь советских специалистов имела большое значение для раз-


35 AAN. Centralny Urzgd Planowania, sygn. 62.

36 Ibid.

стр. 84


вертывания работ по восстановлению народного хозяйства Польши, в связи с чем возникли возможности для более быстрого пуска промышленных предприятий, увеличения объема продукции, а это, в свою очередь, позволило увеличить объем экономического сотрудничества между СССР и Польшей в последующие годы.

Сегодня, когда Польская Народная Республика отмечает 30- летие своего освобождения от фашистских захватчиков, польский народ с благодарностью вспоминает о том, что с первых дней освобождения на помощь ему пришел Советский Союз. На VI съезде ПОРП Первый секретарь ЦК ПОРП Э. Герек отмечал: "В нашей внешней политике основную роль играют братские отношения с Советским Союзом. Они создали историческую возможность возрождения польского государства в справедливых и выгодных границах, прочные гарантии независимости и безопасности польского народа. Будущее Польши мы связываем с укреплением дружбы, союза и сотрудничества с СССР"37 . Сегодня особенно отчетливо видно, сколь дальновидной была политическая линия, которая навсегда связала судьбу Польши с социализмом и таким образом обеспечила ей достойное место среди народов мира.

На пороге возрождения своего государства после второй мировой войны в польском народе нарастало сознание того, что за экономическую отсталость и классовый эгоизм польских имущих классов, за отсутствие перспективы развития и застой ему пришлось расплачиваться чрезвычайно дорогой ценой. Народная власть разработала программу борьбы с этим тяжелым наследием прошлого, открыла перед страной новые горизонты. Строительство социализма в Польше началось в условиях не только экономической и культурной отсталости, но и невиданной разрухи. Поэтому польский народ никогда не забудет дружескую помощь, оказанную ему Советским Союзом в трудные послевоенные годы, помощь, которая имела огромное значение для восстановления страны и построения в ней основ социалистической экономики.


37 "VI съезд Польской объединенной рабочей партии 6 - 11 декабря 1971 г. Основные документы и материалы". Варшава. 1972, стр. 192.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКАЯ-ПОМОЩЬ-ПОЛЬШЕ-НА-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ-ЭТАПЕ-ВЕЛИКОЙ-ОТЕЧЕСТВЕННОЙ-ВОЙНЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Alexander PetrovContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Petrov

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Б. Кузак, СОВЕТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОЛЬШЕ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 08.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТСКАЯ-ПОМОЩЬ-ПОЛЬШЕ-НА-ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ-ЭТАПЕ-ВЕЛИКОЙ-ОТЕЧЕСТВЕННОЙ-ВОЙНЫ (date of access: 28.11.2022).

Publication author(s) - Б. Кузак:

Б. Кузак → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Alexander Petrov
Volgodonsk, Russia
2024 views rating
08.05.2017 (2030 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Профессия - спасатель. Оранжевые береты
54 minutes ago · From Россия Онлайн
Россия в 1997-м. В долг - зато с размахом
Catalog: Экономика 
59 minutes ago · From Россия Онлайн
Оглавление. Глава 1. Понятия и определения 4 Глава 2. Коммерческое предприятие. 7 2.1. Активные и пассивные средства. 7 2.2. Обеспеченность долгов. 12 Глава 3. Виды хозяйственных операций. 14 3.1. Внешние и внутренние операции. 14 3.2. Простые и зависимые операции. 15 Глава 4. Прибыль предприятия. 16 Глава 5. Аналитическая карта предприятия. 18 5.1. Сопоставимость ресурсов. 18 5.2. Соотносимость ресурсов. 19 Глава 6. Вид средств с учётом соотнесения. 22 6.1. Виды соотносимой Кассы. 23 6.2. Условно – собственные средства (в т.ч. услуги). 24 6.3. Условно – несобственные средства (в т.ч. услуги). 24 Глава 7. Виды соотнесённых долгов. 25 7.1. Основной хороший Долг. Хороший Долг. 25 7.2. Основной равновесный Долг. Равновесный Долг. 25 7.3. Условно – плохой Долг 26 7.4. Основной плохой Долг. Плохой Долг. 27
Catalog: Экономика 
6 hours ago · From Дмитрий Швецов
THE METHOD OF «MATCHING RESURCES» IN DETERMINIHG THE PROFIT AND VALUE OF A COMMERCIAL ENTERPRISE. Швецов, В.Д. Метод «соотнесения» при описании взаимосвязей между стоимостными ресурсами коммерческого предприятия / В.Д. Швецов . - DOI 10.52957/22213260_2022_9_42. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2022 - №9. - С.42-56. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.09.2022) DOI: 10.52957/22213260_2022_9_49
Catalog: Экономика 
6 hours ago · From Дмитрий Швецов
БЕЛЫЙ ДИВАН В ЧЕРНОМ ИНТЕРЬЕРЕ, НА КРАСНОМ ПОЛОВИКЕ
Yesterday · From Россия Онлайн
В юбилейной болтовне буржуазной России вновь появились «протухшие» тезисы: 1. Пилот Р. Андерсон - единственная боевая жертва Карибского кризиса (42:25); 2. Ф. Кастро призвал Н. Хрущева нанести превентивный ядерный удар по территории США (33:59). Это Высочайшая Низость, Подлость в отношении памяти об участниках ВСО «Анадырь».
Радио Спутник. Рассказы из русской истории. Карибский кризис 60 лет спустя. Авторская программа Владимира Мединского, помощника Президента РФ, председателя Российского военно-исторического общества. Гости: Михаил Мягков, доктор исторических наук, профессор МГИМО, научный директор Российского военно-исторического общества; Игорь Пермяков, директор Госархива новейшей истории
Автор видео Синельников А.Н. (он же автор поэмы «Запустить ежа в штаны»), при содействии Лысенкова В.А., Петрова Г.В. Спасибо «Кубашу» Гаврилову М.В., опубликовавшему материалы о ВСО «Анадырь» на сайте cubanos.ru
Прежде всего, это не мой праздник. Я отмечаю Юбилей Военной стратегической операции Вооруженных сил СССР «Анадырь» и героических действий в ней Советских Воинов-интернационалистов «Кубинцев». Успешно выполнивших боевые задачи «по принуждению агрессора к миру». О тех событиях - вижу повторы старой информации, выгодной нашим врагам – Поджигателям Мировой войны, во главе с США, и современным фашистам-буржуям-либералам. Закрыт доступ к документам ГСВК в Архивах Министерства Обороны РФ и прочих.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СОВЕТСКАЯ ПОМОЩЬ ПОЛЬШЕ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2022, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones