Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!

Libmonster ID: RU-8191

Share with friends in SM

(Историческая справка)

1 мая 1940 года английское правительство отдалю распоряжение о том, чтобы английские торговые суда шли на восток старой дорогой Васко-де-Гама, вокруг африканского континента, минуя Суэц. 10 июня 1940 года "Муссолини объявил о вступлении Италии в войну против англо-французского блока. На Средиземном море усиливаются военные действия. Нормальное пользование Суэцким каналом стало невозможным для той самой Англии, которая считала в свое время захват контроля над Суэцким каналом величайшим торжеством британской внешней политики.

В условиях вое более развертывающейся на наших глазах второй империалистической войны история борьбы за Суэцкий канал приобретает особенный интерес.

1

История соединения Средиземного моря с Красным в зоне Суэцкого перешейка уходит в глубокую древность. Фараоны древнего Египта, начиная со II тысячелетия до вашей эры, предпринимали работы по соединению Нила с Красным морем через бассейн Горьких озер. Наиболее известное и грандиозное по размаху предприятие такого рода было начато при Нехо I, в VII веке до нашей эры, и закончено на рубеже VI и V веков до вашей эры персидским царем Дарием, владевшим в то время Египтом. В эпоху эллинистического Египта Птолемей II Филадельф (III век до нашей эры), а при римском господстве - император Траян (в 98 году вашей эры) восстанавливали и расширяли это строительство. Как видно из прилагаемой карты, древние каналы проходили приблизительно по той же трассе, что нынешний пресноводный канал Измаилие1 . После нескольких веков запустения канал был восстановлен арабским правителем Египта Аиром в середине VII века нашей эры и получил у арабов название Канала повелителя правоверных. Но с VIII века судоходство по капоту прекратилось, и он начал разрушаться.

Идея соединить Средиземное море с Красным и создать таким образом кратчайший путь в Индию возникает вновь после великих графических открытий конца XV - начала XVI века.

Проекты соединения Нила с Красным морем возникали в средиземноморских странах, прежде всего в итальянских торговых республиках, а также и во Франции. Предложения такого рода делались и в Оттоманской (Турецкой) империи, которой принадлежал Египет.

Так например в 1571 году турецкий капудан-паша2 Эль Ульдж Али, по происхождению итальянец, предложил султану восстановишь старый канал. Но ему не удалось добиться осуществления своего замысла. В 1584 году француз Дюплесси-Морне обратился к королю Генриху III с таким же предложением, но безуспешно. Ту же судьбу разделил и проект одного анонимного автора, представленный министру Ришелье в следующем столетии, "Можно было бы прорыть канал от Суэца до Каира, так, как это было сделано при древних царях Египта, - писал этот автор. - Тогда турки могут надеяться обогатить свою страну, Венеции восстановит свое благосостояние, Марсель станет могущественным, старинная торговля с Абиссинией возрастет. Благодаря этому соединению морей Испания будет ослаблена в Средиземном море, а все другие государи усилятся"3 (цит. по Charles-Roux "L'isthme et le canal de Suez", p. 53. Paris. 1901).

Таким образом, еще во времена Ришелье было ясно огромное значение прорытия Суэцкого канала. Этот вопрос подымался вновь и вновь на протяжении XVII и XVIII веков. Некоторые французские авторы (Савари) считали, что канал: должен быть чисто французским предприятием, другие (д'Аржансон) выдвигали уже идею интернационального контроля над каналом. Решением вопроса о преимуществах сухопутной или водной дороги через Суэцкий пе-

1 Пелузский рукав Нила, от которого начинался Канал фараонов, теперь не существует.

2 Капудан-паша - адмирал.

3 Под "другими государями" автор проекта подразумевает правителей средиземноморских стран.

стр. 52
решеек занимается ряд просветителей (особенно Вольней).

Наполеон Бонапарт во время своей египетской кампании 1798 - 1799 годов тщательно изучат вопрос о Суэцком канале. Од поручил исследование этой проблемы комиссии из ученых и инженеров во главе с архитектором Жаном-Батистом Ле Пером. Большое участие в работах комиссии принимали такие выдающиеся ученые, как Гаспар Монж, Клод-Луи Бертолле и другие. Комиссия пришла к тому же выводу, что и большинство авторов проектов XVI-XVIII веков, а именно: к необходимости восстановить старинный Канал фараонов, технически усовершенствовав его (снабдив шлюзами и т. д.). Мысль о непосредственном соединении обоих морей отвергалась комиссией, как и некоторыми предыдущими авторами, по причине будто бы существующей большой разницы уровней Средиземного и Красного морей, равной, по Ле Перу, почти 9 метрам1 . Члены комиссии не могли убедиться в неправильности этого мнения, так как военная обстановка помешала им произвести все необходимые вычисления на месте. Ле Пер оценивал необходимые расходы по сооружению канала в 25 - 30 миллионов франков.

Несмотря на неудачу египетской кампании Наполеон не оставил мысли о Суэцком канале, так как видел в нем средство для закрепления французского контроля над Египтом. Он пытался заинтересовать в строительстве канала русского царя. "В интересах всех держав, как средиземноморских, так и черноморских, - писал он Александру I 27 февраля 1801 года, - чтобы Египет оставался французским. Суэцкий канал, который должен соединить Индийское мире с Средиземным, уже намечен направлением: (trace). Это - легкое и быстрое дело, которое может принести неисчислимые выгоды русской торговле. Если Вы, Ваше величество, по-прежнему придерживаетесь того, неоднократно высказывавшегося Вами, мнения, что часть северной торговли следует производить через Юг, то Вы жжете присоединить свое имя к столь великому предприятию... оказав воздействие на Порту2 в египетском вопросе" (Charles - Roux. Цит. соч., стр. 152).

Ничего, однако, из всех этих попыток не вышло. За спиною "Блистательной Порты" стояла Англия - непримиримый противник всяких попыток усиления французского влияния в Египте.

Между тем английская торговля с Востоком, шедшая сухопутным путем через Суэцкий перешеек, все время росла. В первой трети XIX века целый ряд англичан - среди них особенно выделялся своей энергией лейтенант Уэгхорн - настаивал перед лондонским правительством на установлении постоянного, хорошо охраняемого сухопутного сообщения - торгового, пассажирского и почтового - через перешеек между Александрией и Суэцом. Английское правительство очень слабо помогало Уэгхорну и его единомышленникам, предоставляя им действовать на свой страх и риск. Но зато оно с исключительной последовательностью мешало любой другой стране проникнуть в Египет. При этом Англия поддерживала сопротивление султанского правительства всяким новшествам. Правитель (вице-король) Египта Мехмед-Али, стремившийся сделать Египет независимым от турецкого владычества, благожелательно относился к идее строительства канала, но он не решался серьезно ставить вопрос об этом, так как Англия, причинившая ему множество неприятностей и заставившая признать турецкий суверенитет, грозила Мехмеду-Али тяжелыми осложнениями в том случае, если он разрешит другой державе строить Суэцкий канал. Сама же Англия ограничилась установлением регулярного пароходного сообщения между Индией и Суэцом.

1 Некоторые ученые, вроде знаменитого Лапласа, уже тогда, указывали, что уровень открытых морей не может быть различен в сколько-нибудь значительной степени.

2 "Блистательная Порт" ("Порта" буквально означает "Ворота" султанского дворца) - торжественное название правительства Оттоманской империи.

стр. 53
Лондонские капиталисты не решалась вкладывать деньги в строительство Суэцкого канала тем более, что в 1843 году английский военный инженер Джон Веч вновь пришел к ошибочному выводу у разнице уровней морей, равной якобы 10 метрам.

Но вопрос о канале в этот период вообще отошел на задний план в связи с возникшими среди держав непримиримыми раздорами по поводу судьбы султанской Турции и ее владений в Европе, Азии и Африке.

2

В 30-х годах XIX века вопрос о прорытии Суэцкого канала был поднят вновь, на этот раз не в дипломатических, а совсем в иных кругах. Инициаторами оказались французские сенсимонисты во главе с Проспером Анфантеном (1796 - 1864). Сенсимонизм, как одно из течений утопического социализма, считал, что буржуазный порядок "так же неразумен и несправедлив и должен быть отброшен с таким же презрением, как феодализм и все прежние, общественные, формы" (Маркс и Энгельс. Соч. Т. XIV, стр. 19). Но при этом Сен-Симон и его последователи полагали, что переход от капитализма к "всеобщей ассоциации, основанной на любви", должен совершиться посредством доброй воли самих капиталистов, просвещенных светом их учения.

К 30-м годам XIX века, особенно после смерти выдающегося сенсимониста Базара, сенсимонизм сильно выродился по сравнению с первоначальной формой - это лишний раз иллюстрирует слова Маркса и Энгельса о том, что если основатели утопического социализма "были во многих отношениях революционерами, то их ученики образуют всегда реакционные секты. Они неизменно держатся образа мысли своих учителей, игнорируя весь дальнейший ход развития пролетариата. Вследствие этого они постоянно стараются притупить борьбу классов и смягчить противоречия" (Маркс и Энгельс. Соч. Т. V, стр. 511). Будучи лично человеком честным, Анфантен стремился привлекать к своим предприятиям возможно больше капиталистов "доброй воли". Он дружил с различными сомнительными дельцами и спекулянтами, надеясь привлечь их капиталы и "таланты" к осуществлению грандиозных общественно-полезных сооружений. Разумеется, "деловые друзья" Анфантена не дремали. Энгельс упоминает о "приверженцах" сенсимонизма, которые "сидели у ног отца Анфантена и при своем практическом опыте имели смелость разглядеть за социализмом биржевую игру за Сен-Симоном - Джона Лоу"1 (Маркс и Энгельс. Соч. Т. XI. Ч. 1-я, стр. 27).

Сенсимонисты считали прорытие Суэцкого канала делом, которое должно принести огромные блага человечеству, вознести учение Сен-Симона на небывалую высоту и увеличить могущество их организации.

"Это нам надлежит, - писал Анфантен в 1833 году, - проложить между древним Египтом и старой Иудеей один из двух новых путей из Европы к Индии и Китаю. Позднее мы пророем также и другой, в Панаме. Итак, мы встанем одной ногой на Ниле, а другой в Иерусалиме. Наша правая рука будет простерта к Мекке, наша левая рука покроет Рим и обопрется также на Париж. Суэц - это средоточие нашей трудовой жизни" (Charles-Roux. Цит. соч., стр. 199).

О том, как далеки были сенсимонисты от понимания действительных интересов трудящихся, свидетельствуют надежды Антфантена на то, что сооружение канала вызовет огромный спрос на рабочую силу в Европе и тем самим сократит европейскую армию безработных. Но даже лейпцигский банкир Дюфур, с которым Анфантен поделился этими соображениями, вынужден был заметить ему, что тяжкие земляные работы в египетском климате - не слишком соблазнительная перспектива для европейских безработных.

Анфантен с учениками отправился в Египет. Но Мехмед-Али, боявшийся Англии, не стал рассматривать проектов сенсимонистов. Несмотря на первую неудачу, настойчивый Анфантен продолжал в течение нескольких лет работать над созданием инициативной группы да прорытию канала. Он сумел заинтересовать несколько крупных инженеров разных национальностей (исходя из универсальных принципов своего учения, он с самого начала стремился придать предприятию международный характер), влиятельных журналистов и, наконец, некоторые капиталистические организации и отдельных дельцов, надеявшихся прежде всего поживиться правительственными субсидиями.

27 ноября 1846 года образовалось "Исследовательское общество Суэцкого канала" ("Societe d'etudes pour le canal de Suez"), куда наряду с представителями капиталистического мира входили видные инженеры. Среди них были англичанин Роберт Стефенсон, сын знаменитого создателя первой железной дороги, мостостроитель и парово-

1 Анфантен именовался в сенсимонистском обществе "верховным отцом". Джон Лоу - известный финансист и спекулянт первой половины XVIII века.

стр. 54
зостроитель; австриец Алоиз Негрелли, строитель многочисленных железнодорожных линий в своей стране; французский инженер путей сообщения Полем Талабо и другие. По настоянию сенсимонистов, для того чтобы подчеркнуть, что результаты предприятия "должны направляться, скорее к общей, чем к личной пользе", представителями трех групп: английских, германских и французских участников - были избраны не капиталисты, а инженеры Стефенсон, Негрелли и Талабо".

"Исследовательское общество" начало с новых нивеллировочных изысканий под руководством Талабо. Было, наконец, установлено, что разницы уровней морей не существует. Однако Талабо вместо пересечения перешейка по кратчайшей линии опять-таки предложил вести канат по древней трассе - до Нила, а затем вдоль Розеттского рукава реки, еще более отклоняя канал на запад, чтобы он вышел прямо к Александрии.. При таком варианте протяжение канала должно было составить 400 километров, причем возникала необходимость преградить Нил плотиной. В анфангеновском обществе к этому технически несостоятельному проекту отнеслись в общем благосклонно, протестовал один лишь Негрелли, выдвигавший предложение о непосредственном соединении обоих морей по кратчайшей линии. Но все предприятие вскоре замерло, так как, Мехмед-Али из боязни международных осложнений не разрешал приступать к работам.

Между тем как раз в это же время английские агенты упорно добивались от Мехмеда-Али концессии на постройку железной дороги от Александрии до Суэца (проект, не раз подымавшийся в 30 и 40-х годах), подчеркивая, что тогда канал станет ненужным. Роберт Стефенсон, которого Анфантен считал одним из главных поборников Суэцкого канала, играл в этом деле весьма своеобразную роль: будучи одним из доверенных лиц "Исследовательского существа", он в то же время вел по поручению Англии переговоры с преемником Мухамеда-Али о железной дороге и возглавил строительную компанию, получившую концессию на линию Александрия - Каир.

Анфантен, узнав об измене Стефенсона, писал в 1851 году по этому поводу: "Новый урок, как, вести дела, который дали нам господа англичане не удивит никого из нас".

Французская, русская и отчасти австрийская дипломатия была крайне обеспокоена английским железнодорожным строительстве через перешеек и тщетно протестовала. Английским агентам удалось бы окончательно похоронить проект Суэцкого канала, если бы не новая смена власти в Египте. Вице-королем Египта стал Саид-паша - сторонник французской ориентации. Это сразу изменило обстановку и дало возможность Фердинанду Лессепсу завершить дело, начатой "Исследовательским обществом".

3

О Ф. Лессепсе нам уже приходилось говорить в связи с панамским строительством (см. N 2 "Исторического журнала" за 1940 год). Ряд французских авторов рисует образ Лессепса в духе жизнеописаний святых подвижников; в германской же литературе нередки резко отрицательные характеристики Лессепса, как авантюриста, присвоившего себе лавры Негрелли и других подлинных строителей канала.

Лессепс был, действительно, человеком несколько авантюристической складки, крайне честолюбивым, а порой и тщеславным. У него не было наивных идеалов служения человечеству, подобных идеалам Анфантена, но ни в расцвете своей жизненной карьеры, когда он организовал сооружение Суэцкого канала, ни в старости, когда ему пришлось стать марионеткой спекулянтов в панамской афере, Лессепс не был ни мошенником, ни беспринципным карьеристом. Он любил большие и трудные предприятия и хотел славы за действительно добросовестное и удачное выполнение их.

Во время своей дипломатической деятельности на Востоке Лессепе ознакомился с различными проектами проведения Суэцкого канала, в том числе и с начинаниями анфантеновского общества. В этот же период он сдружился с принцем Саидом. Как только Лессепс узнал в 1854 году о приходе к власти Саида, он поспешил в Египет. 30 ноября того же года в Каире вице-король издал фирман (указ), предоставивший Лессепсу (которого вице-король именовал "нашим другом") право организовать "компанию из капиталистов всех наций" для прорытия морского канала через Суэцкий перешеек. В фирмане было оговорено (из боязни международных осложнений), что работы начнутся лишь после санкций "Блистательной Порты". Доходы от канала должны были делиться в такой пропорции: 15% - египетскому правительству, 75% - компании, 10 % - учредителям.

В ответ на фирман Саида-паши Англия начала ожесточенную борьбу против строительства канала, выделяющуюся даже в анналах британской политики упорной я яростной злобностью, хитроумием и откровенным цинизмом. Кампанию против предприятия Лессепса возглавляли премьер Пальмерстон ("Пам", как его ввали в оппозиционной прессе), министр иностранных дел Кларендон и английский посланник в Турции, фактически британский инспектор

стр. 55

План Суэцкого канала в современном состоянии.

всей политики '"Блистательной Порты", - Статфорд да Редклифф. Кампания началась с того, что английский генеральный консул в Египте Брюс заявил протает против фирмана Саида-паши, подчеркивая, что Порта не давала своего согласия на это предприятие. Кстати, концессию на железную дорогу Александрия - Каир Англия получила, даже не спрашивая согласия Порты.

Но вскоре "Пам" и его друзья убедились, что в лице Лессепса они имеют серьезного противника. Лессепс сам поехал, в Константинополь. Там несмотря на огромные усилия он ничего не добился. Тогда, неутомимый француз отправился в Лондон (июнь 1855 года). Он говорил и с Кларендоном и с Пальмерстоном, одновременно ведя усиленную пропаганду строительства в кругах либеральной буржуазии и интеллигенции. Но Сентджемский кабинет1 не изменил своей позиции. Кларендон откровенно заявил Лессепсу, что "постоянное сопротивление проведению канала через Суэцкий перешеек, является традиционным для Сентджемского кабинета", что для Англии "было бы самоубийством согласиться на постройку канала". Пальмерстон же заявил, что, во-первых, канал, по его мнению, неосуществим, во-вторых, если он и будет осуществлен, то его завершение причинит затруднения постройке английских железных дорог через перешеек, в-третьих, этот проект основан на желании отрезать Египет от Оттоманской империи и тем самым нарушить связь Англии с Индией. Отсюда, по словам Пальмерстона, и возник этот проект "физического барьера между Сирией и Египтом" в виде "широкого и глубокого канала, защищенного военными укреплениями", и в то же время "политического барьера в виде полосы земли от Средиземного моря до Красного, отчужденного и занятого иностранной компанией" (Hallbery "The Suez canal", p. 132- 133. New-Jork. 1931).

Напрасно Лессепс резонно возражал Пальмерстону, что канал, наоборот, облегчит сношения Англии с Индией. Британский премьер думал (хотя и умалчивал об этом) не об Индии, а об Египте. Захватить эту страну мешал бы канал, усиливающий в ней французское влияние и охраняющий ее восточную границу. По-видимому, Лассепс продолжал настаивать, и тогда "Пам" в ответ на выдержанные в анфантеновском духе рассуждения Лессепса о благе мировой торговли заявил вызывающе и цинично, что канал, "предоставив путь мореплаванию всех стран, отнимет преимущества, которыми мы располагаем в настоящее время" (там же, стр. 134).

Но Лессепс и на этот раз не смирился. Он стал действовать через французское правительство, через Наполеона III и его жену, императрицу Евгению, которая была дальней родственницей Лессепса, и через дипломатические круги, среди которых у него были большие связи. Но Наполеон III, запутавшийся в своей авантюристической внешней политике, участвуя вместе с Англией в Крымской войне, боялся портить отношения с Сентджемским кабинетом и дал инструкции министру иностранных дел Валевскому официально Лессепса не поддерживать. В то же время французской дипломатии было поручено оказывать предприятию Лессепса тайную поддержку и в Каире и в Константинополе. Саид-паша поручил двум французским: инженерам на турецкой службе", Ливану и Мугелю, принимавшим участие еще в работах анфантеновского общества, произвести предварительные изыскания. Лессепс организовал "Международную ученую комиссию" из

1 Официальное название английского кабинета министров.

стр. 56
видных инженеров для решающих изысканий. Туда вошли упоминавшийся выше А. Негрелли, главный инспектор мостов и дорог во Франции Рено, французский гидрограф Льесу, английские инженеры Мак Клин и Рендель и еще рад австрийских, итальянских, немецких, голландских и испанских инженеров.

2 января 1856 года комиссия пришла, к единодушному заключению, что план Талабо о 400-километровом канале следует отвергнуть и принять кратчайший вариант соединения двух морей. Протяжение будущего канала определялось комиссией в 147 километров при 8 метрах глубины и 80 метрах ширины.

"Прямой канал от Суэца к Пелузскому заливу является, следовательно, единственным решением проблемы соединения Краевого моря со Средиземным; сооружение такого капала легко, и успех обеспечен", - гласило заключение комиссии (Charles-Roux. Цит. соч., стр. 445 (приложение).

5 января 1856 года Саид-паша дал концессию на основе фирмана 1854 года. Компания должна была строить "на свой счет, риск и страх" морской канал и три пресноводных канала к нему от Нила. Продолжительность работ намечалась в шесть лет. Вице-король обязывался ежемесячно доставлять на строительство феллахов (египетских крестьян) в качестве даровой рабочей силы. Капитал компании устанавливался в 200 миллионов франков и делился на 400 тысяч акций. Административный совет должен был состоять из 32 членов, "представляющих наиболее заинтересованные в предприятии, нации".

В апреле 1857 года Лессепс вновь поедал в Англию. Среди некоторой части английской торгово-промышленной буржуазии начинало в это время крепнуть убеждение, выраженное в палате общин Гладстоном, лидером либералов, что если канал будет открыт, то Англия им юсе равно завладеет, а потому его постройку иностранцами нужно лишь приветствовать: этим английский капитал избавляется от лишних расходов и от беспокойства. Но "Пам", который заявлял, что "последние 15 лет" и делал все для срыва строительства канала, не сдавал позиций. Его главным советником был не кто иной, как Роберт Стефенсон (теперь член парламента), боявшийся за участь английских железных дорог в Египте.

В феврале 1858 года министерство Пальмерстона пало. В июне в палате общин состоялись горячие прения, посвященные специально вопросу о Суэцком канале. Стефенсон утверждал, позоря свое звание инженера, что канал заболотится, станет грязным рвом и т. д. Но либеральные депутаты так энергично нападали на правительство, что оно дало заверения, будто не станет противодействовать строительству.

В октябре того же года образовалась, наконец, "Компания Суэцкого канала" и была произведена подписка на акции. Из 400 тысяч акций 207 тысяч приобрела Франция, получившая таким образом "контрольный пакет" и преобладающее влияние в административном совете. 64 тысячи акций приобрел Саид-паша; известное количество акций распределилось между другими странами.

В 1859 году к власти возвратился Пальмерстон; Австрия из-за войны с Францией и Италией тоже стала врагом строительства. Тогда Лессепс решил начать работы без разрешения Турции. Пальмерстон и его единомышленники назвали демонстративное открытие работ 25 апреля 1859 года "политическим и частным мошенничеством" (частным потому, что якобы это делалось также для обмана акционеров).

С 1859 по 1863 год строительство основного морского канала и пресноводных каналов к нему велось контрабандой. Саид-паша смотрел на дело сквозь пальцы и рабочих давал (число их в 1863 году достигло 36 тысяч). Наряду с феллахами работали и европейцы - с Балкан, из Италии и т. д. На строительстве царила самая жестокая эксплуатация; механизации труда почти не было.

Саид-паша благосклонно относился к делу, хотя рисковал вызвать осложнения в своих отношениях с Портой (последнюю от энергичных мер удерживала лишь Фракция), а значит и с Англией. Мало того он даже скупил в 1860 году все запасные акции1 и стал владельцем 177 тысяч акций. В 1863 году Саид, именем которого был назван новый порт у северной оконечности канала, умер. Вице-королем стал Измаил-паша, известный как англофил. Не удивительно, что строительство приостановилось вплоть до 1866 года.

Между тем французское правительство, желавшее вытеснить Англию из Египта, чувствовало себя все более заинтересованным в суэцком предприятии. Франция развернула активную дипломатическую деятельность и после трехлетних усилий добилась (с запозданием на 12 лет!) издания султанского фирмана от 19 марта 1866 года, разрешающего строительство канала. На строительство были привезены новые землечерпательные машины и собраны новые рабочие.

К осени 1869 года грандиозный канал был завершен. 29 ноября состоялось это открытие, отпразднованное с небывалым

1 Англия, Австрия, Россия и США ничего не приобрели. Для них была оставлена в запасе примерно четверть всего количества акций.

стр. 57

Вид на Суэцкий канал. Порт-Саид.

великолепием. Хедив (новый титул Измаила), не слишком рьяно способствовавший окончанию канала, теперь был в центре торжеств. Он специально заказал композитору Верди оперу на древнеегипетский сюжет для празднества, и Верди написал "Аиду". Присутствовало множество коронованных особ во главе с императрицей Евгенией.

Протяжение, канала составило 164 километра, ширина по дну - 22 метра, глубина - 8 метров. Открытие его имело далеко идущие экономические последствия. "Со времени последнего всеобщего кризиса 1867 г., - писал Энгельс в примечании к III тому "Капитала" Маркса, - наступили крупные изменения. Колоссальный рост средств сообщения - океанические пароходы, железные дороги, электрические телеграфы, Суэцкий канал - впервые создал действительно мировой рынок" (Маркс "Капитал". Т. III, стр. 434. 1938).

4

Английское правительство так яростно сопротивлялось сооружению Суэцкого канала по двум главным причинам: во-первых, это было французское предприятие, мешавшее осуществлению английских захватнических планов в Египте; во-вторых, возможности, которые возникали в связи с появлением кратчайшего пути в Азию для морской торговли всех стран, лишали Англию ее привилегированного положения.

Но поскольку канал был уже построен, среди английских правящих кругов усилилась тенденция к захвату канала. Это было лишним поводом к давно подготовлявшейся английским империализмом оккупации Египта. Случай представился очень скоро. Хедив Измаил привел страну к банкротству. У власти в Англии стоял в то время Дизраели - один из рьяных поборников новой английской колониальной империалистической политики. Используя тяжелое положение египетской казны, Дизраели навязая хедиву кабальную сделку: в 1875 году он купил у него за ничтожную цену все акции. Суэцкого канала и право получения 15% доходов. Понимая, что покупка акций канала Англией будет первым шагом к установлению английского владычества в стране, Измаил, несмотря на былое англофильство, попытался прежде продать свои акции Франции - менее сильной стране, но Третья республика, не оправившаяся от поражения во франко-прусской войне, отказалась.

В результате этого маневра Англия оказалась державой, лишь немного уступающей Франции по влиянию в административном совете компании (177 тысяч акций против 207 тысяч).

Теперь Англия лишь ждала предлога, чтобы занять зону канала военной силой.

Несмотря на многолетнее соперничество Англия и Франция действовали солидарно в финансовом грабеже Египта. В эти годы над Египтом был установлен англо-французский финансовый контроль. Измаил попытался противиться хищнической политике Англии и Франции, но под нажимом этих стран турецкий султан лишил египетского хедива его трона.

В 1882 году в Египте вспыхнуло национально-освободительное восстание (Араби-паши), и это дало державам повод организовать интервенцию. Но Франция не могла принять в ней серьезного участия, и фактически Англия начала подавление Араби-паши одна. 2 августа 1882 года английские войска заняли Суэц, а к 24

стр. 58
августа Порт-Саид и вся зона канала были в английских руках. Эвакуация английских войск из Египта так и не была проведена. С тех пор Англии никому не уступала своего владычества над этой страной. Но для прикрытия факта своего господства над Суэцким каналом Англия сохранила фикцию международного, нейтрального, частного предприятия, с правлением в Париже и с преобладанием французов в административном совете (сейчас в совете 19 французских и 10 английских директоров).

29 октября 1888 года была заключена конвенция о Суэцком канале с участием - кроме Англии и Франции - Германии, Австро-Венгрии, Испании, Италии, Нидерландов, России и Турции.

"Суэцкий канал, - гласила конвенция, - будет всегда свободен и открыт во время войны, так же как и во время мира, для всякого торгового или военного судна, без различия флага".

В 1887 - 1898 годах каната был углублен до 8,5 - 9 метров и расширен до 37 метров. В 1908 году углубление было доведено до 10 метров, а в 1912 году приступили к дальнейшему уступленною до 12 метров и расширению до 60 метров.

Ход этих работ прервала первая мировая империалистическая война, во время которой германо-турецкие войска производили серьезные атаки на зону канала. После войны работы по реконструкции катала, были завершены, к 1924 году длина канала была доведена до 171 километра, а глубина - до 12 метров. В эти же годы выдвинулся новый претендент на контроль над каналом - Италия, вышедшая в конце XIX века на путь империалистической экспансии.

5

В последние годы вопрос о Суэцком канале был объектом все более острых разногласий между британским и итальянским империализмом. Великодержавные планы Италии включали в качестве непременного условия приобретение преобладающего влияния в зоне канала. Однако до настоящего времени Италия не имеет аи одного представителя в административном совете - формально потому, что в 1858 году мелкие итальянские государства купили слишком мало акций, а свои акции ни Франция, ни Англия не желают уступать Италии.

В 1935 году Италия захватила Абиссинию. "Это был удар не только по Абиссинии. Удар был направлен также против Англии, прошв морских путей Англия из Европы в Индию, в Азию", - указывается в "Кратком курсе истории ВКП(б)" (стр. 317).

Обеспокоенная укреплением позиций Италии в Африке, Англия развила усиленную деятельность. Договор с Египтом от 1936 года дал ей право содержать в зоне Суэцкого канала 10-тысячную армию (на самом деле это количество было превышено). От Атбара (место слияния реки Атбары с Нилом) до Суакина на побережье Красного моря быта построена железная дорога. К северу от Суэцкого канала, между Египтом и Палестиной, по пустынной местности была проложена шоссейная дорога протяжением в 220 километров. Английские авиационные базы на всем Ближнем Востоке и, в частности, в зоне канала были усилены, были построены укрепленные пункты (в Генеффе и других местах). Наряду с этим Англия пыталась обезвредить своего соперника дипломатическим путем. Пресловутое англо-итальянское соглашение от 16 апреля 1938 года включало специальную декларацию относительно Суэцкого канала, подтверждавшую конвенцию 1888 года.

О том, какое слабое сдерживающее влияние оказала эта декларация (как и англо-итальянское соглашение в целом) на Италию, свидетельствовали и речи итальянских политических деятелей и статьи итальянской прессы в последующие годы. Сначала речь шла в них о равном участии в управлении каналом, а позднее - о полном переходе канала в итальянские руки.

После вступления Англии в войну с Германией в 1939 году и выявления резко враждебной Англии позиции, занятой в этой войне Италией, подготовка британского империализма к вооруженной защите, зоны канала усилилась. Стратегическая обстановка для Англии в Средиземном море после вступления Италии в войну имеет много отрицательных моментов. Развитие авиации и подводного флота делает такие базы, как укрепленная зона Суэцкого канала, значительно более уязвимыми чем прежде.

Такова в условиях империализма судьба одного из замечательных технических сооружений, которое, по мысли Анфантена и его друзей, должно было принести благо человечеству и укрепить всеобщий мир.

Orphus

© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/СУЭЦКИЙ-КАНАЛ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

В. ВИРГИНСКИЙ, СУЭЦКИЙ КАНАЛ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 30.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/СУЭЦКИЙ-КАНАЛ (date of access: 23.09.2019).

Found source (search robot):


Publication author(s) - В. ВИРГИНСКИЙ:

В. ВИРГИНСКИЙ → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Rating
0 votes

Related Articles
Преграды к созданью Единой Теории Поля и путь одоления их. Barriers to the creation of the Unified Field Theory and the path of overcoming them.
Catalog: Философия 
3 days ago · From Олег Ермаков
ЯНТАРНЫЙ ПУТЬ
Catalog: География 
5 days ago · From Россия Онлайн
ПЕРВАЯ В РОССИИ КНИГА О ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА XVIII ВЕКА
5 days ago · From Россия Онлайн
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БРУСИЛОВ
5 days ago · From Россия Онлайн
ЕГИПЕТ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
5 days ago · From Россия Онлайн
А. Т. БОЛОТОВ - УЧЕНЫЙ, ПИСАТЕЛЬ ЭНЦИКЛОПЕДИСТ
5 days ago · From Россия Онлайн
Несмотря на недолгое существование казино Crystal Casino на онлайн-рынке, сейчас оно является одним из самых развитых и уважаемых онлайн-казино. Это российское онлайн-казино предлагает несколько сотен различных игр, доступных на настольных компьютерах, а также на смартфонах и планшетах.
Catalog: Лайфстайл 
5 days ago · From Россия Онлайн
МОСКОВСКИЕ ОХОТНИКИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ЯСТРЕБОВ И СЕТТЕРОВ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн
НЕНУЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Catalog: Лайфстайл 
10 days ago · From Россия Онлайн

Libmonster, International Network:

Actual publications:

LATEST FILES FRESH UPLOADS!
 

Actual publications:

Загрузка...

Latest ARTICLES:

Latest BOOKS:

Actual publications:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
СУЭЦКИЙ КАНАЛ
 

Contacts
Watch out for new publications:

About · News · For Advertisers · Donate $ to Libmonster ($)

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2019, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Germany China India Sweden Portugal Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Uzbekistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones