Libmonster ID: RU-10989
Автор(ы) публикации: Е. Н. ГОРОДЕЦКИЙ

Изучение истории борьбы народных масс за создание и развитие советской культуры - одна из значительных задач нашей исторической науки.

Реакционная буржуазная историография, проникнутая ненавистью и презрением к непосредственным производителям материальных благ, утверждала и утверждает, что творцами культуры являются избранные представители рода человеческого, люди, отмеченные печатью гения. Такие "избранники духа", принадлежащие к расе господ, по мнению этих историков, стоят над "слепой толпой", и именно они создают все ценности в области науки и техники, литературы и искусства. Более осторожные проповедники подобных идеалистических взглядов соглашаются, что народ, конечно, участвует в созидании культуры, но только пассивно: занятый производством материальных благ, он освобождает своим трудом деятелей науки и культуры для развития и накопления ценностей духовной культуры.

Антинаучность подобных "теорий" давно уже вскрыта и разоблачена классиками марксизма-ленинизма. Такого рода взгляды порождены эксплуататорским обществом со свойственным ему антагонизмом между физическим и умственным трудом. Отрицание решающей роли народных масс в строительстве и развитии культуры имеет своей целью закрепить навечно отчуждение народа от культуры.

Марксизм вскрыл порочность этих "теорий" и показал, что научные и технические открытия, произведения искусства, все развитие культуры глубокими корнями уходит в опыт и творчество народных масс.

А. М. Горький вдохновенно писал: "Народ - не только сила, создающая все материальные ценности, он - единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них - историю всемирной культуры"1 . Великий писатель не случайно назвал историю культуры трагедией. Это трагедия антагонистического общества, в котором каждый шаг в развитии культуры делается за счет лишения трудящихся материальных и духовных благ культуры. К. Маркс показал, что в условиях капитализма "машина, обладающая чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приводит к голоду и истощению. Новоизобретенные источники богатства благодаря каким-то роковым чарам становятся источниками лишений... Даже чистый свет науки не может, по-видимому, сиять иначе, как только на темном фоне невежества"2 .

Буржуазия даже в тот период, когда она испытывала нужду в грамотному рабочем, была кровно заинтересована в удушении широкого народного образования, в духовном ограблении народных масс. Этот


1 М. Горький. Соч. Т. 24. М. 1953, стр. 26.

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. XI, ч. I, стр. 5.

стр. 18

процесс особенно обостряется в эпоху империализма, когда реакция проявляется по всем линиям. В этих условиях и возникает кризис буржуазной культуры, начинается распад ее национальной формы, а содержанием становятся человеконенавистнические идеи расизма и шовинизма, проповедь покорности "железной пяте" монополий, воспевание гангстеров и духовного растления. Господствующая реакционная клика подавляет демократические и социалистические элементы культуры, насаждает идеи космополитизма и национального нигилизма и этим углубляет кризис буржуазной культуры. Преодолеть этот кризис возможно только путем революционного переустройства общества, в ходе которого народные массы втягиваются в непосредственное строительство новой, социалистической культуры.

Великая Октябрьская социалистическая революция знаменовала собой коренной перелом в развитии культуры. В нашей стране потерял силу закон буржуазного общества, по которому каждый шаг к прогрессу делается за счет регресса в материальном и культурном положении трудящихся масс. Вместе с возникновением и развитием социалистических производственных отношений происходит огромный рост культурных потребностей масс и создаются условия для удовлетворения этих потребностей. Материальной основой культуры становится социалистическое производство, идейной основой - марксизм-ленинизм. Сама культура, национальная по форме и социалистическая по содержанию, служит в руках рабочего класса орудием борьбы против его классовых врагов, орудием строительства социализма. Победа социалистической революции выявила объективную необходимость активного и сознательного участия народных масс в культурном строительстве.

Известно, что в буржуазных революциях главная задача трудящихся масс состояла в выполнении разрушительной работы по ликвидации старых общественных форм. Созидательную работу организации нового общества выполняло имущее, буржуазное меньшинство населения. В отличие от буржуазной революции главной задачей народных масс в социалистической революции является положительная, созидательная работа. "Такая революция, - писал В. И. Ленин весной 1918 г., - может быть успешно осуществлена только при самостоятельном историческом творчестве большинства населения, прежде всего большинства трудящихся. Лишь в том случае, если пролетариат и беднейшее крестьянство сумеют найти в себе достаточно сознательности, идейности, самоотверженности, настойчивости, - победа социалистической революции будет обеспечена"4 .

В этой связи особый интерес представляет изучение роли народных масс в развитии социалистической культуры в первые годы Советской власти. Уже тогда, в тяжелых условиях гражданской войны и интервенции, несмотря на саботаж значительной части старой интеллигенции, развернулась борьба народных масс за создание новой советской культуры. На последующих этапах истории СССР наиболее полно проявляется действие законов социалистического общества, совершается культурная революция, неизмеримо вырастает роль народных масс в культурном строительстве. Однако уже в первый период диктатуры пролетариата Коммунистическая партия и Советское государство при самом активном участии народных масс решали задачи всемирно-исторического значения в области культурного строительства.

Прежде всего рабочие, крестьяне, солдаты должны были овладеть культурой управления государством, создать и совершенствовать новый центральный и местный государственный советский аппарат, в том числе аппарат для управления всем делом культурного строительства. Интересы социалистической революции требовали перестройки школы, всей


4 В. И. Ленин. Соч. Т. 27, стр. 213.

стр. 19

системы массового народного образования и просвещения, высшей школы, с тем чтобы, как говорилось в программе РКП(б), принятой VIII партийным съездом, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие социалистического строительства.

Сложные задачи в области культурного строительства могли быть решены и были решены Коммунистической партией и Советским государством благодаря вовлечению самых глубоких низов в историческое творчество, в создание социалистической культуры.

Советские историки создали ряд работ, посвященных истории социалистической культуры5 . Однако вопросы истории борьбы народных масс за развитие социалистической культуры недостаточно разработаны в советской историографии.

В настоящей статье мы ограничимся рассмотрением только некоторых вопросов развития русской советской культуры с тем, чтобы выяснить значение творчества трудящихся масс в области культуры, характер и степень их влияния на направление, размах, темпы строительства новой, советской культуры в первые годы Советской власти.

*

Уже в первые дни социалистической революции В. И. Ленин раскрыл взаимозависимость государственного и культурного строительства.

Ленин неоднократно подчеркивал, что Советское государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно6 . Чем шире культурное строительство, чем больше культура распространяется в массах, тем сильнее политическая сознательность масс, тем сильнее советское общество и Советское государство.

Исторический опыт народных масс нашей страны и обобщение этого опыта в трудах великого Ленина показали, что завоевание диктатуры пролетариата является решающей предпосылкой и основным условием строительства советской социалистической культуры. Вместе с тем развитие новой, советской культуры целиком подчинено решению задач социалистического строительства. В первые месяцы существования Советской власти все силы рабочего класса и трудящегося крестьянства, руководимые Коммунистической партией, были направлены на слом старого и организацию нового государственного аппарата, на создание основ социалистического общества. Позднее, с лета 1918 и кончая 1920 г., когда полчища иностранных интервентов и русских белогвардейцев ринулись на молодую Советскую республику, на первый план выдвинулись задачи защиты завоеваний социалистической революции, разгрома внешних и внутренних врагов. Этим задачам главным образом было подчинено и строительство советской культуры.

Как и во всех других отраслях, Советское государство образовало новые органы также и в области культурного строительства. Структура и направление деятельности этих органов определялись огромной тягой разбуженных революцией глубочайших низов народа к знаниям, свету, культуре. При местных Советах были созданы специальные отделы народного образования, а в центре - Народный комиссариат просвещения.

Народное просвещение не могло ограничиться рамками школьного образования. Активное стремление миллионов взрослых людей к знаниям вызвало к жизни новые формы и направление, новое содержание во всем деле просвещения.


5 См. И. С. Смирнов. Из истории строительства социалистической культуры в первый период советской власти. М. 1952; Е. Н. Медынский. Народное образование в СССР. М. 1952; П. И. Лебедев. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. М. 1949 и другие.

6 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 26, стр. 224.

стр. 20

Несколько дней спустя после Октябрьской революции в Народном комиссариате просвещения были созданы отделы, существование которых было совершенно немыслимо в старой России, как немыслимы они в любом современном буржуазном государстве. Таковы были отделы: введения всеобщей грамотности, внешкольного образования, народных университетов7 . Коммунистическая партия и Советская власть через Народный комиссариат просвещения и его отделы - мобилизации науки, высшей школы, искусства, школьного строительства - и через местные отделы народного образования развернули огромную работу по освобождению культуры от пут старого общества, чтобы сделать доступными образование и науку, искусство и школу самым широким слоям народа. Впервые в истории пропаганда и распространение революционной теории марксизма-ленинизма сделались государственной задачей и стали проводиться в масштабе целой страны.

Народные массы поднимались к культурному строительству, так как необходимость их участия в этом строительстве была продиктована новым состоянием общества, объективными условиями, кровными интересами самих трудящихся. "Нигде народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас"8 , - писал В. И. Ленин.

Эта неодолимая тяга народных масс к культуре и активному участию в ее строительстве направлялась и оформлялась органами диктатуры пролетариата, государственной властью и проходила под руководством большевистской партии. Происходило слияние двух процессов: бьющая ключом творческая инициатива народных масс, тяга к знаниям, к культуре, просвещению - снизу и направляющая, организующая деятельность государственных органов диктатуры пролетариата - сверху.

Задачи культурного строительства не могли быть решены без ликвидации саботажа, организованного свергнутой буржуазией. Значительная часть чиновничества и буржуазной интеллигенции враждебно встретила социалистическую революцию. От работы с Советской властью отказывались служащие министерств, верхушка учительства, врачей, инженеров. Тесно связанные с капиталистическим строем и не мыслившие себе существования в других общественных условиях, они пытались использовать свою монополию на знания для борьбы с Советским государством.

Решающую роль в разгроме саботажа сыграла деятельность органов диктатуры пролетариата, со всей последовательностью ликвидировавших саботажнические центры. Вместе с тем огромное значение в преодолении сопротивления саботажников имело активное участие широких рабочих масс в борьбе с саботажем и в создании нового государственного аппарата. Советы рабочих и солдатских депутатов, фабрично-заводские комитеты, профсоюзы, молодежные организации, разоблачая саботажников, выделяли кадры для всех отраслей культурного и экономического строительства. Стал работать новый, советский аппарат, созданный творчеством масс. Это казалось великим чудом для значительной части интеллигенции, обманутой своими руководителями и со страхом ждавшей распада и крушения общества, из которого революция изгнала капиталистов и помещиков.

Активная деятельность трудящихся масс, созидавших новое общество, оказывала огромное влияние на размежевание среди интеллигенции. Революционный энтузиазм рабочих и крестьян увлекал те группы интеллигенции, которые по своему положению, образу жизни и характеру работы близко стояли к народу, - народных учителей, агрономов, сельских врачей. Но и эти группы интеллигенции далеко не сразу поняли смысл и значение совершившихся событий. В. И. Ленин отмечал:


7 Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства (ЦГАОР и СС), ф. 2306, оп. 19, ед. хр. 3, л. 44.

8 В. И. Ленин. Соч. Т. 33, стр. 423.

стр. 21

"Не умеют понять исторической перспективы те, кто придавлен рутиной капитализма, оглушен могучим крахом старого, треском, шумом, "хаосом" (кажущимся хаосом) разваливающихся и проваливающихся вековых построек царизма и буржуазии, запуган доведением классовой борьбы до крайнего обострения, ее превращением в гражданскую войну..."9 .

Саботаж в школе или больнице непосредственно ударил по жизненным интересам народа и вызвал гнев и возмущение масс. В этом свете действия Всероссийского учительского союза, руководившего саботажем в школе, как и диверсии меньшевиков и эсеров в школах и больницах, предстали перед самим учительством и врачами как деяния антинародные, контрреволюционные, грубо нарушавшие лучшие традиции демократической русской интеллигенции.

Решительные действия органов диктатуры пролетариата, творчество народных масс в строительстве широкой системы народного образования оказали огромное влияние на учительство.

Ломая старый государственный аппарат, Советская власть уничтожила и такие его части, как инспекции учебных округов, весь полицейский аппарат слежки за учительством. Отделение церкви от государства и школы от церкви освободило школу от церковного мракобесия и создало большую возможность демократизировать все дело народного образования. По инициативе родителей в школах был введен принцип выборности учителей с участием советской общественности. Эта временная мера способствовала очищению школы от реакционных элементов среди учительства. Постановления Совета народных комиссаров в январе и марте 1918 г. о повышении заработной платы учителям улучшили положение подавляющего большинства педагогов и ликвидировали разрыв, существовавший между уровнем оплаты учителя народной школы и учителя гимназии.

Огромным было влияние, которое оказывали на учителей рабочие и крестьяне. Это отмечают документы того времени. "Нередко население оказывает давление на местную интеллигенцию и в особенности на учителей, требует, чтобы они приняли участие в просветительной работе - сообщал в июле 1918 г. Бронницкий уездный отдел народного образования. - Любопытно, что некоторые учителя, взявшись неохотно за дело, затем увлекаются им и отдают ему много сил"10 . Родители школьников активно поддерживали и ободряли учителей, ставших на сторону пролетарской революции. "Да здравствует молодое учительство!... - писал рабочий-железнодорожник. - Пусть ваши первые шаги будут неудачны, пусть вы еще неопытны, - не бойтесь, товарищи! В ваших душах самый лучший руководитель - пламя свободы. Мы, родители, поддержим вас всегда нашими силами. Идите вперед без страха: за вами - рабочие, благодарные, верящие вам"11 .

О сдвигах, происходивших в среде учительства под влиянием борьбы народных масс, свидетельствовал собравшийся в начале июня 1918 г. Всероссийский съезд учителей-интернационалистов. В. И. Ленин, приветствовавший съезд от имени Совета народных комиссаров, говорил в своей речи, что "учительство, которое раньше медленно переходило на работу с Советской властью, теперь все больше убеждается в том, что эта совместная работа необходима. Подобные превращения из противников в сторонников Советской власти очень многочисленны и в других слоях общества"12 .

Съезд рассмотрел вопросы, связанные с реформой школы, проводи-


9 В. И. Ленин. Соч. Т. 26, стр. 361 - 362.

10 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 15, ед. хр. 28, л. 218.

11 "Известия Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов гор, Москвы и Московской области", 21 февраля 1918 года.

12 В. И. Ленин. Соч. Т. 27, стр. 409.

стр. 22

мой Советской властью, и осудил саботажников из так называемого Все российского учительского союза. Материалы съезда и сведения с мест13 показали, что революционная часть учительства стала играть серьезную роль в культурно-просветительной работе среди трудящихся. Становясь под воздействием народных масс на службу революции, учительство, в свою очередь, само влияло на них, просвещая и обучая трудящиеся массы. Учительская армия все больше превращалась в главную армию социалистического просвещения, сливалась со всей массой трудящихся, борющихся за социалистическое переустройство общества.

Советская власть открыла доступ к образованию широчайшим народным массам. Она ликвидировала все сословные и прочие перегородки в школьной системе, установленные царизмом и буржуазией.

Огромный рост потребностей масс в знаниях, в образовании продиктовал новые принципы школьного строительства, которые были провозглашены в "Положении о единой трудовой школе РСФСР", принятом ВЦИК 16 октября 1918 года14 . Несмотря на некоторые ошибки левацкого характера в отдельных пунктах "Положения", в целом оно имело важное значение для превращения школы в орудие диктатуры пролетариата и социалистического строительства. "Положение" вводило единую систему народного образования, бесплатность обучения для всех детей школьного возраста, ликвидировало преподавание в школе каких бы то ни было вероучений, устанавливало общие принципы политехнического обучения. Закладывая реальные основы для строящейся советской школы, "Положение" было обращено и в будущее. Оно устанавливало обязательное обучение для всех детей школьного возраста - требование, которое для того времени носило программный характер, - и решительно освобождало народное образование от всех пут старого общества. "Положение" было проникнуто социалистическим гуманизмом, любовью к ребенку, доверием к учителю, стремлением превратить школу в средство социалистического строительства. Массы народных учителей приветствовали реформу школы и, как писали делегаты съезда учителей Грязовецкого уезда, выражали "готовность вложить свою энергию и умение в дело просвещения народа в обновленной школе"15 .

Но новая школа строилась не только учительством и органами народного образования. Советская власть исходила из необходимости широкого привлечения народных масс к строительству новой школы. Участие населения в работе школ обеспечивалось тем, что в школьные советы входили, кроме учителей и работников отделов народного образования, представители трудящегося населения.

Деятельность органов народного образования и широкое участие народных масс в школьном строительстве способствовали значительному увеличению школьной сети.

Особенно быстро росло число начальных школ и учащихся в них. Вот данные, характеризующие этот рост по 34 губерниям РСФСР.

Число учащихся в начальных школах выросло с 3060418 чел. (по данным 1911 г.) до 4796284 в 1918/19 учебном году, а числе учителей - с 73040 до 14979716 . Таким образом, за два года революции число учащихся в начальной школе увеличилось более чем на 1 миллион, а школьных работников - более чем вдвое! Если же взять данные по 46 губерниям РСФСР, то окажется, что в 1918/19 учебном году школ I ступени было 79280, учащихся в них - 6081446, а школьных работни-


13 См. Л. Иванова. Борьба партии и советского правительства за учительство в 1917 - 1918 г". Дипломная работа. Исторический факультет МГУ М. 1952, стр. 81 - 82.

14 Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (г, дальнейшем СУР), 1918, N 74, ст. 812.

15 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 152, л. 170.

16 "Народный комиссариат по просвещению". 1917 - октябрь - 1920. Краткий отчет. М. 1920, стр. 32.

стр. 23

ков - 18607117 . Такой размах могла придать школьному строительству только народная революция, только самодеятельность миллионов рабочих и крестьян.

Силами населения при помощи советских органов были построены сотни новых школьных зданий в Московской, Вятской, Воронежской и других губерниях. В 1918 г. в РСФСР было построено 357 новых школьных зданий, в 1919/20 г. - 492 здания18 . Значительная часть этих новых школ была построена в деревне силами самих крестьян.

То, что строительство школ происходило в труднейших условиях гражданской войны и экономической разрухи, свидетельствовало о глубокой жизненности и силе нового общественного строя, вызвавшего могучую самодеятельность трудящихся. Блокада и интервенция, голод и война ограничивали созидательный труд народных масс в школьном деле. Но и в таком объеме он оказывал огромное влияние на учителей.

Население через Советы, через отделы народного образования помогало школе и тем самым приближало к себе, к своим интересам и нуждам учителей. Работникам просвещения легче всего было понять социалистическую революцию через те коренные перемены, которые произошли в их области, в их деле. Активное участие населения в школьном строительстве, вся борьба рабочих, городской и деревенской бедноты за созидание новой жизни убеждали учительство в том, что нет иного пути для тех, кто любит школу и верен народу, кроме того, на который зовет Советская власть.

Советская власть открыла трудящимся массам дорогу к знаниям. Однако на этой дороге еще стояло множество препятствий. Когда в первые месяцы после победы Октябрьской революции сотни и тысячи молодых рабочих сделали попытку поступить в высшую школу, они наткнулись прежде всего на формальные препятствия. 2 августа 1918 г. Совет народных комиссаров утвердил написанный В. И. Лениным проект постановления "О правилах приема в высшие учебные заведения"19 . Этим постановлением Советское правительство поддержало стремления рабочих и крестьян к науке. Правительство РСФСР устранило все формальные препятствия для поступления в высшие учебные заведения лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства и установило для них стипендии.

Однако этого было недостаточно. Для обучения в высшей школе требовались знания. Нужно было подготовить рабочую и крестьянскую молодежь для прохождения курса в высшей школе. Рабочие часто обращались в Наркомпрос, требуя возможность обучения трудящихся в высшей школе превратить в реальное дело, пролетаризировать вузы.

По указанию Коммунистической партии Народный комиссариат просвещения принял 24 сентября 1918 г. постановление об условиях приема учащихся в высшие учебные заведения и об организации подготовительных курсов20 . В начале 1919 г. коллегия Наркомпроса вынесла решение об открытии в Москве 45 таких подготовительных курсов. Теперь, когда рабочие факультеты стали в нашей стране уже историей, когда опыт пролетаризации высшей школы получил признание в странах народной демократии, "изобретение" рабочих факультетов кажется очень простым, само собой разумеющимся. Однако в живой действительности первых месяцев советской эпохи, при отсутствии какого бы то ни было опыта строительства высшей школы нового типа, это было делом исканий, борьбы и творчества народных масс.


17 Там же.

18 См. "Народное просвещение в РСФСР в цифрах за 15 лет Советской власти". М. -Л. 1932, табл. 18, стр. 27

19 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 28. стр. 31. СУР, 1918, N 57, ст. 632.

20 СУР, 1918, N 71, ст. 771.

стр. 24

К началу 1919 г. уже были налицо условия, подготовившие создание рабочих факультетов: массовая тяга рабочих и крестьянской бедноты к образованию; ликвидация всех формальных преград для поступления трудящихся в высшую школу; материальные возможности, обеспечивающие трудящимся условия для занятий в высших учебных заведениях; возникновение курсов по подготовке в высшую школу.

Творчество народных масс, сила социалистического государства создали, таким образом, все необходимое для возникновения рабочих факультетов. Однако необходимо было еще найти определенное место для подготовительных курсов в системе высших учебных заведений, определить их положение как равноправных факультетов высшей школы и тем самым использовать новый социальный контингент учащихся на курсах для изменения всей атмосферы работы университетов и других высших учебных заведений. Это место было определено в ходе острой классовой борьбы внутри самих высших учебных заведений. Рабочие - слушатели курсов оказались необходимой и весьма важной силой для борьбы с реакционными элементами внутри вузов. Сама обстановка требовала превращения курсантов в полноправных студентов, в слушателей одного из факультетов. На этой основе и возникли первые рабочие факультеты.

В литературе отображена история создания рабочего факультета при коммерческом институте имени Карла Маркса. В начале 1919 г. в этом институте должны были состояться выборы руководящих органов студенческих организаций. Засилие буржуазного студенчества в институте могло дать большинство антисоветским партиям. Коммунисты института, опираясь на декрет Совнаркома от 2 августа 1918 г., обратились с призывом к рабочим Замоскворечья использовать свое право поступления в высшую школу и оказать решающее влияние на пролетаризацию института. Рабочие охотно откликнулись на призыв коммунистов. Аудитории института стали заполняться рабочей молодежью. Во время выборов студенческих организаций эсеры и меньшевики потерпели поражение, новые студенты-рабочие вместе с демократическим студенчеством отдали свои голоса коммунистам. Придя в институт для борьбы с буржуазным студенчеством, рабочая молодежь выразила горячее желание овладеть высотами науки. В этих целях молодые рабочие предложили создать в институте новый, рабочий факультет, подготовляющий рабочих для учебы на основных факультетах и имеющий такие же права, как и остальные факультеты.

Так сами массы, руководимые коммунистами, нашли необходимые формы пролетаризации высшей школы, формы подготовки кадров из рядов рабочего класса и крестьянства для народного хозяйства, для государственной работы и культурного строительства.

Рабочий факультет при институте имени Карла Маркса можно назвать первым рабочим факультетом только условно. В то время такие же организации возникали и при других высших школах21 . Правда, они назывались подготовительными курсами, но завоевали себе права и положение, которые в сентябре 1919 г. были определены государственным актом о рабочих факультетах22 .

Уже через месяц после принятия декрета о рабочих факультетах, по данным Наркомпроса, на этих факультетах обучалось 1 837 студентов, в декабре 1919 г. - 2149, а к концу 1920 г. - 17 тыс. рабфаковцев23 . По нынешним масштабам это величина небольшая. Но такой быстрый рост рабочего ядра в высших учебных заведениях свидетельствовал, что уже тогда, в разгар гражданской войны, началось массовое пролетар-


21 См., например, архив Московского университета. Организация рабочего факультета. 1919, д. 12, л. 50 и др., а также журнал "Знамя рабфаковца". М. 1923, N 1, стр. 91 - 97.

22 СУР, 1919, N 45, ст. 443.

23 См. "Вестник рабфака". 1921, N 2 - 6, стр. 77; "Народный комиссариат по просвещению". 1917 - октябрь - 1920 (Краткий отчет), стр. 59.

стр. 25

ское движение за овладение высшим образованием. Это движение выражало стремление трудящихся добиться выполнения важной задачи социалистического строительства - создать новую, советскую интеллигенцию, сделать всех трудящихся образованными и культурными.

Острое противоречие первых лет развития советского общества заключалось в том, что социалистическая революция победила в стране, в которой насчитывалось более 30 миллионов неграмотных взрослых и подростков. Советская власть поставила перед собой грандиозную задачу: в кратчайшие сроки ликвидировать неграмотность населения. Однако средства для решения этой задачи в условиях гражданской войны, голода, эпидемий были крайне незначительны. Неодолимое стремление масс к знаниям, к образованию вызвало могучее народное движение за овладение грамотой. Но это движение само по себе не могло решить задачу ликвидации неграмотности. Только организованность пролетарских элементов, государственная помощь и руководство в деле борьбы за ликвидацию неграмотности могли обеспечить ее решение.

В декабре 1918 г. Совет народных комиссаров принял декрет "О мобилизации грамотных и организации пропаганды Советского строя"24 . Правительство предписало советским органам произвести учет грамотных граждан с тем, чтобы привлечь их для чтения населению декретов Советской власти и газет. Каждый грамотный должен был обучить несколько неграмотных. Вся эта работа должна была проводиться под контролем местных организаций Коммунистической партии. В декабре 1919 г. Совет народных комиссаров издал декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР"25 . Ликвидация безграмотности была подчинена задаче предоставления всему населению возможности сознательно участвовать в политической жизни страны. Декрет обязывал население республики в возрасте от 8 до 50 лет обучиться грамоте на русском или родном языке по желанию. Правительство предусматривало необходимость обеспечения учащихся помещениями для занятий, сокращения рабочего дня для учащихся школ неграмотных с сохранением заработной платы.

Этот смелый революционный акт будил инициативу народных масс, расширял массовое движение за ликвидацию неграмотности. Весной 1920 г., то есть вскоре же после издания декрета, в Череповецкой губернии было открыто 10 тыс. школ, в Тамбовской - 6 тыс., в Симбирской - 6 тыс., в Казанской - 5 тыс., в Саратовской - 5 тысяч26 . В июне была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. На ликвидацию неграмотности выделялись большие средства и значительные силы Коммунистической партии. Однако по сравнению с теми огромными задачами, которые стояли в области ликвидации неграмотности, объем и темпы работы были недостаточными27 .

Точных подсчетов количества обученных грамоте в 1917 - 1920 гг. в нашей литературе нет. Перепись 1920 г. позволяет сделать вывод, что за первые три года Советской власти было обучено грамоте приблизительно 7 млн. человек, из них более 4 млн. женщин.

В ходе острой классовой борьбы рабочие и крестьяне России под руководством Коммунистической партии приступили к строительству культурных учреждений нового типа. К таким организациям, созданным революционным творчеством масс, можно отнести народные университеты, массовые съезды-курсы, избы-читальни, рабочие и красноармейские клубы, передвижные библиотеки и т. п.


24 СУР, 1918, N 93, ст. 932

25 СУР, 1919, N 67, ст. 592.

26 "Народный комиссариат по просвещению". 1917 - октябрь - 1920 (Краткий отчет), стр. 77.

27 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 33, стр. 422.

стр. 26

В ряде районов по инициативе трудящихся возникли народные университеты. В Костроме был организован пролетарско-крестьянский университет, преобразованный в октябре 1918 г. в государственный университет. Народные университеты были открыты в Смоленске, Астрахани, Ярославле28 . В Воронеже, Витебске, Смоленске в конце 1918 г. открылись народные консерватории, занявшиеся пропагандой и распространением народной музыкальной культуры. В Саратове была создана народная школа изящных искусств, где преподавались музыка, живопись, скульптура, драматическое искусство. В Тамбове открылся университет в составе агрономического и педагогического факультетов, в Борисоглебске - сельскохозяйственный институт29 .

В 1919 г. в Советской республике насчитывалось более ста народных университетов30 . Одни из них превратились затем в культурно-просветительные учреждения, другие - в педагогические институты и университеты.

Показательна история народного университета в Нижнем Новгороде, открытого 28 марта 1918 г. по предложению трудящихся города и по решению Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Уже к концу 1918 г. он стал крупным учебным заведением. При нем были созданы курсы для учителей народных училищ, проводились лекции для рабочих, организована работа по изучению производительных сил края31 , открыты курсы статистиков, машинистов речных пароходов, техников-строителей, электротехников, курсы изящных искусств32 . В 1919 г. университет открыл свое отделение в Сормове. Как отмечал отчет о деятельности биологического факультета за 1918 - 1919 г., "ежедневно, несмотря на чрезвычайно иногда тяжелые условия, преподаватели ездили для чтения курсов и ведения занятий, благодаря чему все студенты, живущие в Сормове, могли пройти все курсы, не тратя времени на переезды в Н. -Новгород"33 .

Так в результате инициативы и самодеятельности самих трудящихся и лучших представителей интеллигенции возникла новая форма приобщения народных масс к знаниям.

Народное творчество создало и основной центр политической и культурно-просветительной работы в деревне - избу-читальню. Библиотека, клуб, курсы, агитпункт, книжная лавка, школа ликвидации неграмотности - все это сочеталось в избе-читальне. Трудно установить, когда и где появились первые избы-читальни, но ясно, что они стали создаваться во многих местах партийными организациями, Советами, населением вскоре после Октябрьской революции. К середине 1919 г. в Российской федерации насчитывалось около 14 тыс. изб-читален34 . VIII съезд РКП(б) указал на необходимость развертывания политической пропаганды и культурно-просветительной работы в деревне, используя для этого избы-читальни35 . После съезда сеть изб-читален стала еще больше расширяться. К апрелю 1920 г. их число в РСФСР увеличилось до 20 тысяч36 . Избы-читальни стали опорными пунктами Советской власти в деревне.

Речь шла не только о поддержке творчества народных масс, создавших новые формы культурного строительства, а о новом направлении, новом содержании в развитии культуры в деревне. Все культурные очаги


28 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 1, ед. хр. 40, лл. 280, 295 и др.

29 Там же, ед. хр. 152, лл. 17, 40, 77, 116, 139, 156.

30 Там же, оп 15, ед. хр 563, л. 2.

31 Там же, оп. 1, ед. хр. 128, л. 90 - оборот.

32 Там же, оп. 18, ед. хр. 119, л. 153.

33 Там же, л. 83.

34 Там же, оп. 15, ед. хр. 440, л. 41.

35 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1, стр. 450.

36 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 15, ед. хр. 491, л. 2.

стр. 27

в деревне постепенно становились проводниками идейного и организационного влияния пролетариата на крестьянские массы, они подготовляли переход крестьян на новый, социалистический путь. VIII партийный съезд подчеркнул в своих решениях, что все виды культурной работы, сельскохозяйственное образование и т. д. должны служить "опорой общему стремлению партии к перерождению частного крестьянского хозяйства в организованное социалистическое"37 .

Политический опыт широких народных масс подсказал и такую форму политико-просветительной работы среди трудящихся, как агитпоезда и агитпароходы. Их предшественниками были группы рабочих и солдаты-фронтовики, проводившие агитационную работу в теплушках, на железнодорожных станциях и полустанках, в деревнях, летучие отряды агитаторов и эмиссаров ВЦИК и Военно-революционного комитета, снабженные литературой и декретами Советской власти. Опираясь на опыт этой армии агитаторов, Коммунистическая партия и Советское правительство создали агитпоезда и агитпароходы имени В. И. Ленина, имени Октябрьской революции, имени III Интернационала, "Красная звезда" и другие. Как говорил М. И. Калинин, цель агитаторов таких подвижных центров политико-просветительной работы заключалась в том, чтобы "непосредственно подойти к уезду и волости, к трудящемуся народу, отдаленному от центра, и узнать его нужды, подслушать голос самой жизни"38 .

С мая по октябрь 1918 г. работники только двух агитпоездов провели более 800 митингов и лекций, на которых присутствовало около полумиллиона человек, обследовали и проинструктировали около 840 советских учреждений39 . Агитпоезд "Октябрьская Революция" под руководством М. И. Калинина в 1919 г. посетил сотни населенных пунктов. Работники агитпоезда провели 369 митингов, охвативших почти 1 млн. человек, обследовали более тысячи советских и партийных учреждений. М. И. Калинин выступал во время этих поездок 270 раз40. Эта новая форма политической и культурно-просветительной работы, рожденная опытом самих масс, оказывала большое влияние на организацию, сплочение, политическую сознательность и культурность широких слоев рабочих и крестьян.

Революционное творчество масс нашло яркое проявление в работах многочисленных съездов учителей, учащихся, работников просвещения национальных меньшинств, работников профтехнического внешкольного образования, деятелей искусств и др. Старая Россия знала съезды учителей, врачей, естествоиспытателей. Съезды работников культуры после победы Октябрьской социалистической революции коренным образом отличались от профессиональных съездов прошлого. Они собирали десятки тысяч трудящихся. В 1918 г. таких съездов всероссийского масштаба было 7, в 1919 г. - 25, в 1920 г. - 2141 . На съездах представители народа приобщались к культурному строительству, обучались, как строить советскую культуру. Некоторые из этих съездов работали по месяцу и более. Так, Всероссийский съезд-курсы учителей работал с 9 июля по 9 сентября 1918 года. В том же 1918 г. состоялись съезды-курсы инструкторов внешкольного образования, библиотекарей, учителей школ для неграмотных42 .


37 "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1, стр. 452.

38 "Красный архив". 1938, N 1 (86), стр. 97.

39 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 15, ед. хр. 257, л. 15.

40 См. "Красный архив". 1938. N 1 (86), стр. 99, 114, 124, 135, 147.

41 "Народный комиссариат по просвещению". 1917 - октябрь - 1920. Краткий отчет, стр. 6.

42 См. Н. Шапошников. Пять лет работы Дома съездов Наркомпроса. М. 1923, стр. 22.

стр. 28

Огромное значение имели выступления В. И. Ленина на съездах учителей, съездах по внешкольному образованию и др. Ленин формулировал перед работниками советской культуры важнейшие требования, обобщал их опыт, связывал их борьбу с общими задачами социалистического строительства.

Значение съездов работников просвещения станет более ясным, если учесть, что они проходили не только в центре, но и в губерниях, уездах, даже волостях43 . В 1918 г., например, состоялось 164 съезда учителей и около 100 съездов других работников культурного фронта44 . У нас нет точных данных о составе этих съездов по всей Российской федерации, но материалы по Курской, Самарской, Саратовской и другим губерниям позволяют сделать вывод, что съезды на местах выполняли великое дело политического просвещения, служили для Коммунистической партии средством мобилизации народных масс на решение основных задач социалистической революции, сборными пунктами революционной армии работников просвещения.

Победа социалистической революции вызвала бурный расцвет художественной самодеятельности масс. Энтузиазм революционных масс нашел свое выражение в создании многих тысяч драматических коллективов, оркестров, хоровых кружков, студий, в организации массовых представлений и инсценировок на площадях. Впервые организуются массовые издания произведений русской и мировой классической драматургии. Сотни тысяч участников художественной самодеятельности своим творчеством служили делу рождения культуры нового социалистического общества.

В тяжелые годы интервенции и гражданской войны Советское государство принимало все меры к сохранению и правильному использованию культурных ценностей, оставшихся в наследство победившему народу.

И здесь ярко проявилась огромная сила творчества и разума народных масс.

После поражения первой русской революции идеологи буржуазии кричали об опасности, якобы угрожающей культуре со стороны народных низов, о необходимости защитить культурные ценности от "бунтующих" рабочих и крестьян. Это же знамя "защитников культуры" пытались поднять в 1917 г. ярые враги русского народа и его национальной культуры - буржуазные меценаты, юнкера, белогвардейцы, контрреволюционные заговорщики. В огне революции отчетливо выявилось, какие классы, слои, группы являются врагами культуры и кто может взять на себя историческую задачу сохранения и дальнейшего развития великих ценностей многовековой русской культуры.

Потеряв политическую власть и собственность на средства производства, эксплуататорские классы стали на путь уничтожения культурных ценностей. Капиталисты и помещики распродавали ценности русской культуры за границу, прилагали все усилия, чтобы творения мастеров русской культуры не стали достоянием трудящихся. Летом 1917 г. Россию наводнили иностранные спекулянты - скупщики художественных ценностей45 .

Требования передовых деятелей русской культуры о запрещении вывоза культурных ценностей за границу не принимались во внимание Временным правительством. Ведь это было посягательством на священную для него частную собственность!

Только пролетарская революция и установление нового общественного строя могли, спасти ценности русской культуры от гибели, расхищения, распродажи за границу. Только активное участие народных масс в государственном и культурном строительстве могло превратить эти цен-


43 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 15, ед. хр. 339, л. 6; ед. хр. 28, л. 217.

44 "Народное просвещение". М. 1919. N 30, стр. 21 - 23.

45 См. "Аполлон". 1917. N 6 - 7, стр. 74.

стр. 29

ности в достояние народа и придать им наиболее соответствующее их содержанию действенное значение.

Советское государство, трудовой народ взяли на себя охрану культурных ценностей в Петрограде, Москве и других центрах страны. Из рабочих и солдат-красногвардейцев, штурмовавших Зимний дворец, были созданы первые группы по охране ценностей дворца и Эрмитажа. Народный комиссар просвещения А. В. Луначарский от имени народа выразил глубокую благодарность Красной гвардии "за то, что в деле бережения народных сокровищ она являет пример, достойный преклонения"46 .

В течение многих веков народ копил ненависть к царским дворцам, к помещичьим усадьбам и барским особнякам, ко всему тому великолепию, которое в глазах миллионов крестьян, солдат, городской бедноты являлось символом зверского угнетения, бесправия трудового люда, надругательства над его человеческим достоинством. В этих условиях только Коммунистическая партия могла дать правильное направление ненависти народа, просветить массы с тем, чтобы сохранить дворцы и имения, имеющие культурно-историческую и художественную ценность. Дворцы Петрограда, Петергофа, Царского села, дворцы-музеи Шувалова, Бобринского, Строганова, подмосковные усадьбы Архангельское, Останкино, Кусково и другие с их художественными коллекциями стали достоянием народа.

До революции Ясная Поляна, место всенародного паломничества, поддерживалась только за счет маленькой пенсии вдовы Льва Толстого. Победивший народ оказал должное памяти великого писателя земли русской. Яснополянские крестьяне вынесли постановление о передаче усадьбы Ясная Поляна в пожизненное пользование С. А. Толстой. Совет народных комиссаров 30 марта 1918 г. утвердил это решение крестьян и указал местному Совету на его государственную обязанность охранять имение Ясная Поляна со всеми историческими памятниками, которые с ним связаны. В мае 1918 г. дом и усадьба Толстого были объявлены национальным достоянием47 .

Ивановский волостной совет организовал охрану дворца Барятинского, в котором находились ценные картины и художественные предметы. В письме, посланном в июле 1918 г. Народному комиссариату просвещения, крестьяне писали, что, "охраняя эти ценности, имеем в виду использовать их для целей культурно-просветительных"48 . Кузнецкий совет вынес постановление приобрести дом, в котором жил Достоевский, для открытия в нем библиотеки-читальни, а перед домом поставить памятник писателю49 .

Миллионы хозяйских глаз следили за тем, чтобы культурные ценности не расхищались, не уплывали за границу. Правительство поручило Народному комиссариату просвещения разработать проект декрета о запрещении вывоза из пределов Советской республики картин и других художественных ценностей50 . Такой декрет был утвержден Совнаркомом в сентябре 1918 года. Несколько позже, в октябре, Совнарком принял декрет "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений"51 . В конце 1918 г. Совет народных комиссаров постановил национализировать художественные галереи Щукина, Морозовых и Остроухова52 .

Быстро стала расти сеть музеев в Москве, Петрограде, в губернских и уездных городах. Трудящиеся требовали не только сохранения культур-


46 "Известия ВЦИК", 10 ноября 1917 года.

47 "Ясная поляна". М. 1942, стр. 112.

48 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 2, ед. хр. 181, л. 6.

49 Там же, оп. 1, ед. хр. 130, л. 64.

50 "Известия ВЦИК", 7 июля 1918 года.

51 СУР, 1918. N 73, ст. 794.

52 Там же. N 81, ст. 851; N 99, ст. 1011.

стр. 30

ных ценностей, но и широкого доступа к ним. В этом отношении рабочему классу пришлось преодолевать ограниченность той части интеллигенции, которая зачастую стремилась лишь сохранить музейные экспонаты, не понимая задачи превращения музеев в центры культурно-просветительной и политической работы в массах. Не менее важной была борьба с ограниченностью и темнотой крестьянина, который не всегда ясно понимал значение культурных ценностей, хранящихся в помещичьих имениях53 .

Социалистическая революция положила начало возрождению народного художественного творчества, которое в условиях капитализма пришло в упадок и умирало. Волостной отдел народного образования в Мстерах возбудил вопрос об организации художественных мастерских живописи, вышивки, эмалевого творчества. В записке, составленной отделом, отмечалось стремление художников из народа "видеть свое искусство широко и правильно развитым"54 . В июне 1918 г. Советское правительство решило открыть 12 художественных школ: в Уфе, Вятке, Туле, Самаре, Ярославле, Вологде, Владимире, Костроме, Иваново-Вознесенске, Сергиевом посаде, Богородске, Павловском посаде и кроме того 30 художественно-ремесленных школ. В докладной записке Наркомпроса отмечалось: "Означенные районы имеют сильно развитое народное творчество. Теперь же, при демократизации искусства, необходимо придти на помощь кустарной промышленности и дать возможность народным силам выявить свои творческие возможности"55 .

Таким образом, учет и охрана культурных ценностей самим народом, развитие народного творчества при поддержке Советской власти и под ее руководством становились общенациональным делом.

Революция разбудила в массах огромную жажду в знаниях. Никогда раньше спрос на книгу не был столь велик. Это вызвало к жизни широкую сеть библиотек, возникавших не только в губернских и уездных центрах, но и в деревнях. К 1 января 1919 г. в 32 губерниях РСФСР было 13506, а в 1920 г. - 26278 библиотек56 .

В. И Ленин, призвавший работников просвещения "приняться за создание организованной сети библиотек, которые помогли бы народу использовать каждую имеющуюся у нас книжку", подчеркнул, что "в этом малом деле отражается основная задача нашей революции"57 .

Советская власть превратила издание литературы в государственное дело, придав ему большой размах. Несмотря на резкое уменьшение запасов бумаги и разруху в типографском хозяйстве, в 1919 г. было выпущено 68,2 млн. экземпляров книг, что составляло около 80% книг, выпущенных в 1913 году58 . Вместо мутного потока псевдонародных книг с проповедью религии и покорности царю, помещику, хозяину, с реакционными идеями шовинизма и вражды к нерусским народам социалистическое государство стало выпускать большими тиражами подлинно народную литературу, способствовавшую росту политического сознания и культурности трудящихся, воспитывавшую в массах социалистическое отношение к труду и общественной собственности, чувства пролетарского интернационализма, коллективизма и взаимопомощи, равноправия и братского содружества народов, литературу, содействующую революционному творчеству народа.

В этом же направлении развивалась периодическая печать. Революция породила новые типы газет - крестьянские, красноармейские, моло-


53 См. В И. Ленин. Соч. Т. 29, стр. 308.

54 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 23, ед. хр. 24, л. 38.

55 Там же, оп. 1, ед. хр. 140, л. 21.

56 "Народный комиссариат по просвещению". 1917 - октябрь - 1920, Краткий отчет, стр. 72.

57 В. И. Ленин. Соч. Т. 29, стр. 310

58 См. А. И. Назаров. Очерки истории советского книгоиздательства. М. 1952, стр. 103.

стр. 31

дежные, вызванные к жизни политическим и культурным подъемом масс и оказывавшие огромное влияние на их сознание. По образцу большевистской "Правды" они становились коллективными пропагандистами, агитаторами и организаторами трудящихся масс, поднимали их на борьбу за упрочение советского строя, на строительство социалистического общества.

Широкие массы трудящихся охватила "благородная страсть печататься". Все большее число рабочих и крестьян становилось активными участниками печати. Возникало массовое движение рабочих и крестьянских корреспондентов, возможное только в условиях нового общественного строя и выражающее народный характер советской культуры.

На пути народного творчества в области культуры стояло и такое препятствие, на которое указал В. И. Ленин, как "обилие выходцев из буржуазной интеллигенции, которая сплошь и рядом образовательные учреждения крестьян и рабочих, создаваемые по-новому, рассматривала как самое удобное поприще для своих личных выдумок в области философии или в области культуры, когда сплошь и рядом самое нелепейшее кривляние выдавалось за нечто новое, и под видом чисто пролетарского искусства и пролетарской культуры преподносилось нечто сверхъестественное и несуразное"59 .

Глубоко чуждыми народу и вредными для дела социалистического переустройства общества были требования некоторых буржуазных интеллигентов о ликвидации школ и создании "школ-коммун", о ликвидации университетского образования и создании "совершенно новой", "чисто пролетарской" высшей школы, в которой и наука будет "новой", "пролетарской", о ликвидации старых научных учреждений, как якобы пережитков средневековья, о сломе профессионального театра и создании театра, в котором будут играть сами зрители, и т. п. Если в первые годы Советской власти подобные "теории" имели известное распространение, то это объяснялось отсутствием опыта культурного строительства в широких массах, ненавистью ко всему старому. В мелкобуржуазных слоях населения эта ненависть выражалась в отрицании культурного наследства.

Враждебные Коммунистической партии элементы стремились в своих целях эксплуатировать отсталость и темноту народных масс, протаскивать буржуазную идеологию под видом пролетарской культуры. Наиболее последовательным выразителем этих антинародных стремлений и тенденций явилась руководящая верхушка Пролеткульта, получившая поддержку некоторых работников Наркомпроса, в том числе А. В. Луначарского, М. Н. Покровского, П. И. Лебедева-Полянского. Пролеткульт с его нигилистическим отношением к культурному наследству, с его теорией лабораторной выработки "новой" культуры исключал из культурного строительства широкие массы рабочего класса и многомиллионного крестьянства.

В начале 1919 г. Пролеткульт открыл "Московский пролетарский университет", в котором предполагал готовить свои кадры независимо от органов Советской власти. Руководители Пролеткульта широко рекламировали участие в этом университете лекторов, выступавших в свое время в заграничных фракционных школах60 . Рабочие Москвы отвергли пролеткультовский "университет"; он хирел и через шесть недель после торжественного открытия был закрыт. Руководители Пролеткульта вынуждены были признать, что рабочие не проявили интереса к его деятельности и не желали принимать в ней участия61 .


59 В. И. Ленин. Соч. Т. 29, стр. 308.

60 "Внешкольное образование". 1919, N 1, стр. 22.

61 См. С. Мицкевич. К вопросу о "Пролеткульте". "Известия ВЦИК", 22 марта 1919 года.

стр. 32

Окончательный разгром идеологии и политики Пролеткульта произошел в 1920 году. Выход в свет второго издания книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" был важным событием в идейной жизни партии. В предисловии к этому изданию Владимир Ильич, отмечая прямую связь махистских взглядов Богданова с новейшими "теориями" пролетарской культуры, указывал, что под видом "пролетарской культуры" Богданов проводит буржуазные и реакционные воззрения62 . В речи В. И. Ленина на III съезде комсомола была дана развернутая критика "специалистов по пролетарской культуре" и их антинародных "теорий".

В октябре 1920 г. В. И. Ленин написал знаменитый проект резолюции "О пролетарской культуре", имевшей большое принципиальное значение и определявшей политику Коммунистической партии в вопросах культурного строительства. "В Советской рабоче-крестьянской республике, - гласил первый пункт резолюции, - вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком"63 .

Резолюция решительно осуждала линию Пролеткульта на автономию и обязывала его организации работать под руководством органов Советской власти и Коммунистической партии. Письмо ЦК РКП (б) о пролет-культах, опубликованное 1 декабря 1920 г., завершило политический и идейный разгром руководства Пролеткульта. Партия вырвала из-под влияния главарей Пролеткульта рабочих, входивших в пролетарские культурно-просветительные организации.

В борьбе с Пролеткультом ярко проявилась руководящая роль Коммунистической партии. Строительство новой, социалистической культуры шло не стихийно, а под руководством Коммунистической партии и Советского государства.

Влияние народных масс на характер, направление, размах, темпы развития советской культуры в значительной степени определялось вовлечением в общественную жизнь трудящихся женщин. В. И. Ленин писал в 1920 г.: "Говорят, уровень культуры всего более характеризуется юридическим положением женщины. В этом изречении есть зерно глубокой истины. И с этой точки зрения только диктатура пролетариата, только социалистическое государство могло осуществить и осуществило высший культурный уровень"64 .

Отделы по работе среди женщин при партийных комитетах и делегатские собрания работниц и крестьянок явились живой связью массы работниц с партией и Советами. Быстро росло число женщин, работавших в секциях работниц при Советах. Делегатки-работницы выделялись для работы в государственном аппарате, в органах культурного строительства. Они учились управлению, одновременно контролируя работу служащих65 .

Девятый съезд РКП (б) отметил огромную роль работниц и крестьянок в партийной работе, во всей хозяйственной жизни и в деле строительства Советской республики, в борьбе с производственной и продовольственной разрухой, в организации общественного питания, в ликвидации безграмотности, в коммунистическом воспитании трудящихся66 .


62 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 14, стр. 9.

63 В. И. Ленин. Соч. Т. 31, стр. 291.

64 В. И. Ленин. Соч. Т. 30, стр. 382.

65 См. Н. К. Крупская. Женщина страны Советов - равноправный гражданин. М. 1938, стр. 10.

66 См. "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК". Ч. 1, стр. 503.

стр. 33

Активными строителями советской культуры были трудящиеся, сражавшиеся в рядах Красной Армии против интервентов и белогвардейцев.

Фашиствующие буржуазные философы и историки утверждают, что военная сила государства обратно пропорциональна культурности и образованности солдата. Церковь, школа, буржуазная печать одурманивают солдат религиозно-мистическими бреднями, расовой и шовинистической пропагандой.

Ни царская, ни современные буржуазные армии не могли и не хотели заниматься просвещением солдат. Задачу повышения культурного уровня солдатских масс поставило государство пролетарской диктатуры и решало эту задачу с первых дней существования рабоче-крестьянской Красной Армии. Тяга бойцов Красной Армии к знаниям, культуре была еще сильнее, чем в других организациях трудящихся, ибо именно в армии была собрана наиболее активная часть рабочего класса и беднейшего крестьянства. В Красную Армию приходило много неграмотных людей. В некоторых частях процент неграмотных бойцов достигал 50. В армии была создана широкая сеть школ ликвидации неграмотности. В конце 1918 г. в армии было уже около 500 таких школ, в середине 1920 г. - 362567 . Красноармейцы приобщались к книге, газете, театру, росли культурно, развивались политически. Каждый красноармеец, уезжавший из части в отпуск, получал памятку, в которой говорилось, что воин, идя домой, не должен забывать грамоту, которой он обучился в армии, что он должен в деревне агитировать народ за обучение, пробуждать сознательность68 .

Политическим просвещением армии занимались лучшие деятели большевистской партии. Коммунисты обогащали миллионную массу красноармейцев высоким революционным сознанием. Военные комиссары цементировали армию. Организаторами политической и просветительной работы среди красноармейцев были политические отделы.

Высокая сознательность, понимание целей войны против интервентов и белогвардейцев укрепляли дисциплину в армии, ее боеспособность и моральный дух. В армии постоянно росло количество коммунистов. В августе 1919 г. в Красной Армии насчитывалось 120 тыс., а к началу 1920 г. - 300 тыс. коммунистов, то есть больше половины всей партии69 . Красная Армия уже тогда была не только грозой для интервентов и белогвардейцев, но и огромной культурной силой. Осенью 1919 г. М. И. Калинин в речи на первом выпуске курсов пехотных командиров в Тамбове говорил: "Вы будете воевать не только штыками, ваш штык грозен врагам. Но вы являетесь и просветителями тех мест, где не слыхали голоса свободы, не знают, что такое социализм"70 .

Красная Армия была для широких масс настоящей школой государственного и культурного строительства.

Приобщение миллионов новых людей к знаниям повышало культурные запросы масс, создавало широкую основу для выращивания кадров новой, народной интеллигенции.

К 1 мая 1920 г. только для ведения внешкольной работы была подготовлена огромная армия в 267 тыс. человек. К этому нужно добавить еще 50 тыс. человек, проходивших в это время подготовку на различных курсах политико-просветительной работы71 .


67 См. Ю. П. Петров. Строительство партийно-политического аппарата Советской Армии (1918 - 1920 гг.). М. 1952, стр. 30.

68 ЦГАОР и СС, ф. 2306, т. 1, ед. хр. 21, л. 39.

69 См. К Е. Ворошилов. XX лет рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-морского флота. М. 1938, стр. 10.

70 "Красный архив". 1938, N 1 (86), стр. 134.

71 См. С. Тарасова. Внешкольное образование в Советской республике (1917 - 1920), Дипломная работа. Исторический факультет МГУ. 1952, стр. 42.

стр. 34

Быстро увеличивалось количество библиотек. Участие в строительстве библиотек самого населения ускоряло их развитие. По 180 уездам 33 губерний РСФСР на 1 января 1919 г. количество библиотек увеличилось вдвое72 .

Поход трудящихся за знания, их активное участие в культурном строительстве оказали огромное влияние на многих мастеров старой культуры - современников Октябрьской революции - и способствовали их вовлечению в социалистическое строительство.

Даже в условиях тяжелого кризиса, охватившего науку, образование, искусство в период империализма, русская культура выдвинула великих мастеров, которыми всегда гордился и будет гордиться народ. А. М. Горький и К. С. Станиславский, И. П. Павлов и Н. Е. Жуковский, К. А. Тимирязев и И. В. Мичурин прокладывали новые пути развития русской и мировой культуры. За ними шли сотни и тысячи представителей науки и искусства, десятки тысяч учителей, врачей, агрономов.

До Октябрьской революции значительная часть интеллигенции переживала серьезный внутренний кризис. Многие мастера русской культуры, представлявшие ее демократические элементы, не были непосредственно связаны с народом, были далеки от его революционной борьбы.

Победа Октябрьской революции создала огромные возможности для общения мастеров культуры с народными массами. Лучшие представители старой интеллигенции увидели в движении народных масс тот животворный источник, который должен был возродить культуру, поднять ее на огромную высоту, удесятерить ее могущество.

Больной и престарелый К. А. Тимирязев участвовал в организации новых научных центров, в просвещении народа, издании популярной научной литературы, в реформе высшей школы, работе Государственного Ученого совета. На всю Россию прозвучал его голос: "Работать, работать, работать!"73 .

Далеко не все мастера культуры поняли сразу значение и смысл развернувшихся революционных событий. Даже такой гигант русской и мировой литературы, как А. М. Горький, первоначально увидел в социалистической революции только силу разрушительную. Однако связь Горького с народными массами, могучее влияние, какое оказывал на него великий вождь революций В. И. Ленин, помогли писателю избавиться от ошибок, и он развернул кипучую деятельность по изданию литературы для трудящихся, собиранию и использованию научных сил, развитию искусства, подготовке новой, советской интеллигенции.

Переход старой интеллигенции на сторону Советской власти произошел под непосредственным влиянием революционной борьбы и созидательной деятельности широких народных масс.

Во время Октябрьского восстания в Москве Е. Б. Вахтангов занес в дневник слова о непонятных для него сражениях на улицах, завершив запись тоскливым восклицанием: "Когда это кончится?". Тонкий и чуткий художник, он вскоре увидел, что пролетарская революция создала самую благоприятную атмосферу для подлинного подъема искусства. В 1919 г. Вахтангов уже осуждает тех, кто грубо и эгоистично, недальновидно и малодушно "отворачивается, бежит, прячется, уходит от народа, от тех, кто строит жизнь, от тех, чьи руки создают ценности и выращивают хлеб насущный... У человечества нет ни одного истинного великого произведения искусства, которое не было бы олицетворенным завершением творческих сил самого народа, ибо истинно великое всегда подслушано художником в душе народной"74 .

К. С. Станиславский в своих записках отмечал растерянность, охватившую артистов Художественного театра в первый период после Ок-


72 Там же, стр. 66.

73 К. А. Тимирязев. Соч. Т. IX, стр. 433.

74 Е. Б. Вахтангов. Записки, письма, статьи. М. -Л; 1939, стр. 98, 196, 200 - 201.

стр. 35

тябрьской революции. Растерянность уступила место творческому подъему, наступившему под воздействием трудящегося зрителя, огромной массой хлынувшего в театр. "С наступлением революции, - вспоминал К. С. Станиславский, - прошло через театр много слоев населения: был период военных депутатов, съезжавшихся со всех концов России, потом - молодежи и, наконец, рабочих и вообще зрителя, еще не приобщившегося к культуре... Этот зритель оказался чрезвычайно театральным: он приходил в театр не мимоходом, а с трепетом и ожиданием чего-то важного, невиданного. Он относился к актеру с каким-то трогательным чувством"75 .

Живое, непосредственное реагирование нового зрителя, его жадное внимание, искренняя любовь к искусству заставляли актеров по-новому почувствовать уже давно сыгранные пьесы, по-новому прочитать классический репертуар, проникнуться чувством ответственности перед народом, совершившим величайшую революцию.

Отвечая на требования рабочего зрителя, театры ставили пьесы Островского, Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова, Горького, Шекспира, Шиллера, Байрона, Лопе де Вега, Роллана. Никогда еще до этого за всю историю театра классический репертуар не занимал в нем такого места, как в первые годы революции. Гневный протест против "темного царства", против лжи и фальши старого общества, демократический я революционный пафос лучших произведений русской и мировой драматургии нашли горячий отклик в отзывчивой народной аудитории.

В феврале 1919 г. известный музыковед и композитор Б. В. Асафьев выступил в защиту идеи создания нового театра, построенного на лучших традициях русской музыкальной классики и народной песни. Сохранилась записка Б. В. Асафьева "Опера в рабоче-крестьянском театре", которая свидетельствует, что революционная эпоха, борьба народных масс подсказали композитору необходимость соединения лучших традиций русской музыкальной культуры с рождающимся новым направлением в театральном искусстве76 .

Энергия народных масс, их сила, их вера в победу были источником вдохновенного творчества Демьяна Бедного, Владимира Маяковского и многих других поэтов и писателей.

Такой же процесс происходил и среди работников науки и техники. Движение миллионов людей, вчера еще приниженных и, казалось, безмолвных, а сегодня властно заявивших свое право разрушить старую, и строить новую жизнь, оглушило многих деятелей науки и техники. Это состояние хорошо отражено в записках нынешнего вице-президента Академии наук СССР И. П. Бардина "Жизнь инженера". В феврале 1918. г. он, тогда инженер Енакиевского завода, был направлен с рабочей делегацией из Донбасса в Петроград. Бардина поразил революционный Петроград. Делегация прибыла в столицу в тяжелые дни, когда немецкие полчища вышли к Пскову и Нарве, угрожали Петрограду. Рабочие и солдаты направлялись на фронт защищать революцию. Именно в эти дни И. П. Бардину предложили участвовать в обсуждении проекта перестройки тяжелой промышленности в связи с предстоящей ее национализацией. Участие в этой работе изменило представления инженера о революции, как силе, способной только на разрушение. Он писал впоследствии, вспоминая пережитое. - "...оказывается, что люди, охваченные идеями разрушения, далекие от созидательной практики, люди, над головой которых проносятся угрожающие бури, под ногами которых содрогается земля, в такое неслыханное время эти люди находят возможным заниматься строительными проектами и планами"77 .


75 К. С. Станиславский. Моя жизнь в искусство М. 1941 стр. 482.

76 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 24, ед. хр. 5, л. 35 - 36.

77 И. П. Бардин. Жизнь инженера. М. 1938, стр. 62 - 63.

стр. 36

Животворное влияние социалистической революции испытали многие крупные деятели русской науки. Весной 1918 г. В. И. Ленин разработал знаменитый план научно-технических работ, оказавший огромное влияние на все развитие науки и научной интеллигенции в нашей стране. Тогда же группа профессоров и академиков - В. Стеклов, А. Крылов, П. Лазарев, В. Комаров, А. Фаворский, Б. Галеркин, Н. Курнаков, А. Ферсман, Ю. Шокальский и др. - обратилась к Советскому правительству с предложением расширить научные исследования в стране, создать ряд новых научных институтов. Особо ученые указали на необходимость распространения научных знаний в массах, популяризации достижений русской и мировой науки, устройства специальных музеев для наглядного обучения широких масс78 .

Характеризуя влияние победившего пролетариата на деятелей науки, техники, искусства, В. И. Ленин писал, что переход старых специалистов на сторону социалистической революции определяется способностью пролетариата поднять самодеятельность масс. Когда старые специалисты увидят на практике, что пролетариат вовлекает в строительство все более широкие массы, "они будут побеждены морально, а не только политически отсечены от буржуазии"79 .

Мы рассмотрели некоторые вопросы истории борьбы народных масс за создание советской культуры в первый период диктатуры пролетариата. Естественно, что в то время - время ожесточенной борьбы Советской республики с контрреволюционными саботажниками и заговорщиками, с интервентами и белогвардейцами, время блокады и экономической разрухи - не могли полностью раскрыться преимущества нового строя, сила и возможности влияния народных масс на развитие культуры. Низкий уровень элементарной грамотности, мобилизация лучших сил народа на фронты гражданской войны, широкое распространение в массах привычек, навыков, традиций капиталистической эпохи, почти полное отсутствие кадров интеллигенции из народа - все это ограничивало темпы и размах культурного строительства.

Вместе с тем уже тогда проявилась решающая роль народных масс в создании и развитии новых очагов и центров культуры, в сохранении и использовании культурных ценностей, во всемерном развитии социалистических элементов русской культуры и культуры народов России, в рождении новой, социалистической культуры. Активное участие народных масс в культурном строительстве способствовало огромному росту новых культурных сил из низов народа, формированию нового типа культурного работника, учителя, деятеля искусства и науки, служащего интересам революции.

Участием народных масс в культурном строительстве определяются и темпы развития культуры. "Культура только тогда прочна и способна к безграничному, бесперебойному росту, когда в дело культурного строительства включена вся масса населения..."80 , - писал А. М. Горький. Чем больше объем масс, втягиваемых под руководством Коммунистической партии в культурное строительство, тем выше темпы этого развития, тем выше темпы роста социалистического общества.

Руководимые и направляемые Коммунистической партией и Советской властью, народные массы нашей страны превратили культуру в боевое оружие борьбы за укрепление диктатуры пролетариата и строительство социалистического общества.


78 ЦГАОР и СС, ф. 2306, оп. 19, ел. хр. 2, л. 121.

79 В. И. Ленин. Соч. Т. 29, стр. 158.

80 М. Горький. О науке. См. "Комсомольская правда", 17 июня 1951 года.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-БОРЬБА-НАРОДНЫХ-МАСС-ЗА-СОЗДАНИЕ-СОВЕТСКОЙ-КУЛЬТУРЫ-1917-1920-ГОДЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Алекс КарамзинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Karamzin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. Н. ГОРОДЕЦКИЙ, БОРЬБА НАРОДНЫХ МАСС ЗА СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ (1917-1920 ГОДЫ) // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.12.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-БОРЬБА-НАРОДНЫХ-МАСС-ЗА-СОЗДАНИЕ-СОВЕТСКОЙ-КУЛЬТУРЫ-1917-1920-ГОДЫ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. Н. ГОРОДЕЦКИЙ:

Е. Н. ГОРОДЕЦКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Алекс Карамзин
Петрозаводск, Россия
1975 просмотров рейтинг
31.12.2015 (3033 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
БОРЬБА НАРОДНЫХ МАСС ЗА СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ (1917-1920 ГОДЫ)
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android