Libmonster ID: RU-15536
Автор(ы) публикации: С. П. ТЮХТЕНЕВА

Многие исследователи, писавшие о бурханизме у алтайцев, по следам событий и позже, отмечали несколько причин возникновения этого движения и его составных частей. Суммируя мнения, можно выделить следующие причины: 1) политико-социально-экономическая, в том числе земельный вопрос и национально-освободительное движение (например, А. В. Анохин, Л. П. Мамет, Л. П. Потапов); 2) объективная необходимость религиозной реформы в условиях политической и социально-экономической модернизации в России начала XX в. (в частности, Д. А. Клеменц, А. Г. Данилин, Л. П. Потапов); 3) этноконсолидационная - как конфессиональная форма осознания и позиционирования этнической общности "алтай кижи" (А. Г. Данилин, Л. И. Шерстова).

Для основных "фигурантов" в деле обвинения бурханистов со стороны деятелей Алтайской православной миссии причиной ареста и процесса была "прояпонская шпионская" направленность движения. Именно этим деятелям принадлежит появление "нового" персонажа в фольклоре бурханистов "Япон-хан" и "нового" же топонима "Токио", своеобразного перевода названия местности "Бурул-Токой".

Судя по имеющейся литературе, в столице России на эту "причину", после наведения соответствующих справок в губернском центре, просто не обратили внимания, восприняв ее как естественную реакцию на русско-японскую войну. Однако, для алтайских миссионеров и полицейских "японский" след послужил основанием для предпринятых ими решительных действий.

На протяжении последующих ста лет ни один из исследователей, изучавших бурханистское движение, не обратил должного внимания на вопрос о действительном наличии или отсутствии "руки Токио". Вместе с тем, все, кто писал о бурханизме, непременно упоминают о том, что русско-японская война 1904 - 1905 гг. наложила на него отпечаток. Каков был характер японского воздействия - политико-дипломатический или финансовый, никто не упоминает. Судя по литературе, посвященной дипломатическим взаимоотношениям России со странами Дальнего Востока и Центральной Азии, соперничество России с Англией за влияние на этой территории продолжалось и в начале XX в. (Романов 1947; Павлов, Петров 1993).

Нельзя не сказать о том, что проблема "прояпонского шпионажа" в ходе подготовки японцев к войне и во время войны неоднократно рассматривалась как отечественными, так и зарубежными исследователями.

Для того, чтобы ответить на вопрос, были ли на самом деле лидеры алтайского бурханизма ангажированы японской стороной, я обратилась к документам и исследованиям, посвященным истории русско-японской войны 1904 - 1905 гг.

Позицию Японии при финансировании антицарского революционного движения России наилучшим образом иллюстрирует высказывание генерала М. Тераучи: "Во время войны все средства вредить врагу - хороши" (Павлов, Петров 1993: 67). Япония выделила за годы войны не менее 1 млн. йен для финансирования революционных и оппозиционных партий России (Там же: 67). В ходе подготовки к войне особо активно, как следует из документов охранного отделения российской полиции, Де-


Светлана Петровна Тюхтенева - кандидат исторических наук, докторант Института этнологии и антропологии РАН.

стр. 65


партамента полиции, министерства иностранных дел, на территории России и стран Западной Европы действовал полковник Мотодзиро Акаси (Акасихи/Акаши), служивший в 1902 - 1904 гг. военным атташе в России. Департамент полиции еще в ноябре 1904 г. завел особое дело "О предосудительной деятельности против России японского полковника Акаши и его сотрудников Деканози, Зельякуса и др." В 1906 г. вышла в свет брошюра "Изнанка революции. Вооруженное восстание в России на японские средства", содержащая фотокопии писем Акаси, К. Циллиакуса - организатора и руководителя Финляндской партии активного сопротивления и Г. Г. Деканозова - лидера Грузинской партии социалистов-федералистов-революционеров. Речь в письмах шла о закупке и нелегальной отправке в Россию большой партии оружия (Там же: 7).

Историки (Д. Б. Павлов и С. А. Петров), изучавшие соответствующие документы, пришли к выводу: "правительство Японии стремилось воздействовать на внутриполитическое положение России с тем, чтобы .. .настолько накалить внутриполитическую обстановку в России, чтобы царизм уже не мог более вести войну на два фронта - с врагом внешним и внутренним" (Там же: 67). Конфликт между Россией и Японией был основан на стремлении каждой стороны установить свой контроль над Маньчжурией и Кореей (Романов 1947: 6 - 54). Кроме того, для царской дипломатии номером один в интересах самодержавия на Дальнем Востоке был Китай, "за спиной которого отчетливо выступала тень Англии", а Японию недооценивали как "маленькую" страну, в которой живут, по словам Александра III, "обезьяны, играющие в европейцев"1 .

Политические и экономические перспективы России, которые предусматривались завершением строительства Сибирской железной дороги, затмили факт опасности подобного строительства, вытекавшей из планов "континентальной" Японии, вынашивавшихся с 1879 г. (Там же: 21). Задолго до русско-японской войны противная сторона имела широко разветвленную шпионскую сеть на территории Маньчжурии, северного Китая, Кореи и южных хошунов (районов) Монголии. Готовясь к войне с Россией, Япония израсходовала на подготовку военной агентуры 12 млн. руб. золотом (Павлов, Петров 1993: 319).

Следующий, немаловажный факт, освещающий вопрос о "прояпонской" деятельности бурханистов, - это вопрос, воздействовало ли на бурханистское движение бегство Тринадцатого Далай-Ламы в 1904 г. из Лхасы в Ургу (современный г. Улан-Батор) после вторжения английских войск в Тибет. Далай-Лама рассчитывал на помощь России, это подтверждают его слова: "Все тибетцы и монголы должны держаться только одного народа, именно русских и ни в коем случае не китайцев, англичан и японцев" (Там же: 218). Имея сведения о том, что Далай-Лама был готов перейти под покровительство России и переселиться в один из дацанов Забайкалья, командование российской армии хотело использовать эту ситуацию "для установления более тесных отношений с монголами и для усиления нашего авторитета в их глазах". Для реализации этого проекта планировали привлечь "тайного советника Позднеева, известного в России знатока Монголии и Дальнего Востока". Однако, проект не состоялся: был получен отказ министра иностранных дел и наместника его величества на Дальнем Востоке. Таким образом, по словам главнокомандующего генерала от инфантерии Ливаневича, был упущен "может быть, навсегда случай получить возможность влиять в наших политических целях на весь религиозный мир Монголии, и, напротив того, восстанавливая религиозный центр в Лхассе, находящийся под непосредственным влиянием англичан, передаем это оружие в их руки" (Там же: 219).

стр. 66


По свидетельству самих военных, прояпонским шпионажем, помимо самих японцев, промышляли в основном безработные китайцы, в том числе неграмотные крестьяне. Немало было и европейцев, находившихся на фронте и в российском тылу. Так, в докладе военного следователя 3-й Маньчжурской армии от 5 сентября 1905 г. сказано, что в Екатеринославле были задержаны двое австрийских подданных, получавших при помощи подкупа писарей воинского начальника данные о ходе мобилизации. Японские агенты также были задержаны на многих станциях Сибирской железной дороги (Там же: 266). В документах говорится о разного рода людях, "ищущих приключений в ожидании легкой наживы" и наводнивших прифронтовые районы и район боевых действий армии в Маньчжурии: "Тут были и бывшие сахалинцы..., беглые каторжники..., евреи, кавказцы, греки, турки, армяне, немцы, французы, англичане..., и не удивительно, что среди этих иностранцев-авантюристов было и немало японских шпионов" (Там же: 236).

Разумеется, и Россия пользовалась услугами иностранцев - европейцев и китайцев - за немалое вознаграждение поставлявших сведения о противнике как в самой Японии, так и на территории военных действий. Самую главную проблему российской армии в годы войны составляло отсутствие переводчиков, знающих не только устную японскую, корейскую, китайскую, монгольскую речи, но и письмо.

Ни в одном официальном документе я не нашла сведений о том, что территория Русского Алтая представляла геополитический интерес для Японии. Даже в планах Японии речь шла только (как уже было сказано выше) о территории Кореи, Маньчжурии, северного Китая и южной Монголии. Возможно предположить, что и сейчас Западная Монголия и Алтай не столь интересны для Японии. Исследователи "страны восходящего солнца" пытливо изучают Крайний Север и Дальний Восток России. Об этом можно судить по публикациям японцев в отечественных и международных изданиях, посвященных языкам, культурам народов указанных регионов, в том числе касающиеся такой стратегической темы, как традиционная система жизнеобеспечения в специфических природных условиях.

У обозначенной проблемы есть и другая сторона: если не было внешнего, японского, интереса к Алтаю, то, может быть, имелся внутренний, алтайский интерес к Японии. Для рассмотрения этого аспекта я обратилась к обширной статье Л. Я. Штернберга, авторитет которого во многих вопросах сибирской этнографии по сей день непререкаем. Приведу цитату из его очерка "Инородцы. Общий обзор", опубликованного в сборнике "Формы национального движения в современных государствах" (Кастелянский 1910: 531 - 624). Задачей этого очерка Штернберг называет обзор национального пробуждения в среде инородческих племен, "которые в период освободительного движения вступили или, по крайней мере, в той или другой степени двинуты были на путь национального самоопределения" (Там же: 532 - 533). Для характеристики того процесса, что происходил на территории великой Российской империи в то время, автор выбрал наиболее верный лозунг - свобода, самоопределение, автономия и возрождение. В 1904 г., пишет Л. Я. Штернберг, "произошло событие, одинаково подготовившее и эру свободы, и взрыв национального пробуждения - это японская война. Беспримерные поражения русской армии и флота ни на кого не производили такого потрясающего впечатления, как на инородцев. Каждое из инородческих племен испытало на себе в той или иной степени мощь русского оружия... Никто так не идеализировал военной мощи России, как инородцы... Поражения русских принимались суеверными инородцами, как кара Божия за нанесенные им обиды, а мощное возрождение маленькой Японии казалось символом их собственного национального возрождения. Инстинктивно чувствовалось ими, что за неудачной войной, в конец дискредитировавшей старые порядки, должна наступить новая эра новых отноше-

стр. 67


ний к власти. События оправдали эти предчувствия... Замечательный факт: в этот бурный момент не раздалось ни одного сепаратистского голоса, все народы были охвачены одним чувством, все жаждали только свободы, все жаждали национального самоопределения!" (Там же: 535 - 536) (Курсив мой. - С. Т.).

Лидеры национальных движений провозгласили борьбу за так называемое "внутреннее" самоопределение, подразумевающее самоуправление, доступность участия в управлении своим развитием и контроль над ресурсами, в отличие от сецессии, или "внешнего" самоопределения, т.е. права на отделение от того государства, в политической системе которого нарушаются базовые права индивида и коллектива, происходит процесс дискриминации и лишения права на свободное развитие и управление ресурсами. Интересы каждого из народов, о которых ведет речь исследователь, были в целом аналогичны общерусским политическим требованиям. Но были и особенные, характерные для инородцев, проживавших на окраинах империи. Так было у казахов, калмыков, бурят и якутов - их ожидали не только "потеря последних остатков самоуправления, ...исконных земельных владений и, как неизбежное последство, разрушение хозяйственного строя и разорение". Подобные проблемы стояли и перед алтайцами. Но у них, помимо прочего, решающими в национальном вопросе стали проблемы религиозные (как и у мордвы, удмуртов, чувашей). Л. Я. Штернберг ссылался на миссионера Н. И. Ильминского, который говорил, что "по взгляду шаманствующих инородцев христианская вера - есть русская вера; священник тот же шаман; молитвы - те же шаманские заклинания. Поэтому шаманствующие инородцы не отрицают христианства, а только признают его верой не своей, а русской, посему вопрос об обращении ограничивается для них переменой народности" (Там же: 540). (Курсив автора)2 .

И еще одно, весьма важное замечание Л. Я. Штернберга о религии: "Наконец, источником вечного национального раздражения является агрессивная деятельность миссионеров, вызывающая необходимость в постоянных мерах самообороны и самодеятельности, в конечном итоге только укрепляющих и углубляющих чувство религиозно-национального самосознания... И вечная опасность потери своего религиозного достояния, постоянная необходимость самообороны не могли, понятно, не содействовать национальному цементированию и самосознанию" (Там же: 542 - 543).

Таким образом, исследователи, описывавшие бурханизм и по горячим следам, и впоследствии, обрисовали целостную многокомпонентную ситуацию, вызвавшую движение.

Религиозная реформа, сопротивление проводимым с 1899 г. землеустроительным работам, процесс этнической консолидации южных алтайцев не могли возникнуть одномоментно. По описанию Г. Н. Потанина "В 1893 г. в Алтае началось религиозное движение в пользу нового учения, которое начал проповедывать алтаец Чет Челпанов, житель долины Чарыша (выше Кана)." (Сапожников 1926: 21 - 22)3 . Принимая во внимание эту дату, можно уверенно говорить о том, что за 11 лет в общественном сознании могли произойти такие фундаментальные трансформации, которые привели к осознанию молодым алтайским этносом своей общности и в сфере политико-социальных интересов, и в религиозной.

Логично также, что пик развития событий пришелся на начало лета 1904 г., в период, когда поражения российской армии следовали одно за другим. Представляется неслучайным сообщение некоего Оксенова томскому прокурору, цитируемое А. Г. Данилиным, о том, что "...калмыки ему говорили, ...что по окончании войны, которую теперь ведет русский царь, они будут отданы другому царю" (Данилин 1993: 91). В разгар русско-японской войны было очень удобно с тактической точки зрения выступить с требованием своих прав на землю, самоуправление и свободу вероиспове-

стр. 68


дания. Этим обстоятельством не преминули воспользоваться лидеры бурханистов. Алтай был частью Российской империи и все, что происходило в ней, отражалось и здесь. Также вполне логично, что мифологические и реальные персонажи были в народном сознании объединены в один образ Бурхан-Ойрот-Япон-хан. Такой персонаж мог сложиться в бурханистском фольклоре алтайцев как единый образ, включивший в себя императора Японии как противника императора России, наказывающего последнего за учиненные инородцам обиды; легендарного "царя Ойрота", пробуждавшего воспоминания о джунгарском "золотом веке"; Бурхана - божества "освободителя" от притеснений.

У нас нет оснований утверждать, что Япония могла бы иметь своих агентов в среде алтайцев, ибо у нее не было ни притязаний, ни геополитического интереса к территории Алтая. Но вполне возможно говорить о "внутреннем факторе" - интересах алтайцев: Япония, как выразился Л. Я. Штернберг, стала символом победы маленькой, слабой страны над большой, могущественной империей.

Примечания

1 См. ссылку 2 на дневник В. Н. Ламсдорфа 1891 - 1892 годов, С. 215 - 216 (Романов 1947: 22).

2 В качестве примера, подтверждающего эту мысль, могу привести такой факт: результатом более чем столетней деятельности Алтайской духовной миссии на территории села Улалы, впоследствии г. Горно-Алтайска, стало не только принятие христианства жившими здесь алтайцами, но и обрусение их детей и внуков.

3 Очерк Потанина Г. Н. использован в работе проф. Сапожникова "Пути по Русскому Алтаю" (Сапожников 1926: 21 - 22).

Литература

Данилин 1993 - Данилин А. Г. Бурханизм. (Из истории национально-освободительного движения в Горном Алтае). Горно-Алтайск, 1993.

Кастелянский 1910 - Формы национального движения в современных государствах. Сб. ст. под редакцией А. Кастелянского. СПб., 1910.

Павлов, Петров 1993 - Тайны русско-японской войны. Павлов Д. Б., Петров С. А. Японские деньги и русская революция; Русская разведка и контрразведка в войне 1904 - 1905 гг. Документы / Сост. И. В. Деревянко. М., 1993.

Романов 1947 - Романов В. А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895 - 1907. М., 1947.

Сапожников 1926 - Сапожников В. В. Пути по Русскому Алтаю. Новосибирск, 1926.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ЯПОНСКИЙ-СЛЕД-В-АЛТАЙСКОМ-БУРХАНИЗМЕ-ВЫМЫСЕЛ-ИЛИ-РЕАЛЬНОСТЬ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

С. П. ТЮХТЕНЕВА, "ЯПОНСКИЙ СЛЕД" В АЛТАЙСКОМ БУРХАНИЗМЕ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.11.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ЯПОНСКИЙ-СЛЕД-В-АЛТАЙСКОМ-БУРХАНИЗМЕ-ВЫМЫСЕЛ-ИЛИ-РЕАЛЬНОСТЬ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - С. П. ТЮХТЕНЕВА:

С. П. ТЮХТЕНЕВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
433 просмотров рейтинг
26.11.2019 (1584 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
22 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
"ЯПОНСКИЙ СЛЕД" В АЛТАЙСКОМ БУРХАНИЗМЕ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android