Libmonster ID: RU-12697

В начале 20-х годов нашего века в крупнейшей британской колонии Индии под непосредственным влиянием Великой Октябрьской социалистической революции зародилось коммунистическое движение. В 1918 - 1922 гг. возникли первые коммунистические группы в таких промышленных центрах, как Бомбей и Калькутта, а также среди индийской революционной эмиграции за пределами страны. Основание Коммунистической партии Индии (КПИ) относится к 1925 году.

Рассматривая условия, в которых происходило зарождение коммунистического движения в Индии, один из видных руководителей КПИ, С. Г. Сардесаи, писал, что "становление коммунизма и Коммунистической партии Индии в политической жизни Индии было естественным результатом а) расширения и углубления послевоенного национально- освободительного движения; б) выступлений рабочих и крестьян, потрясших страну; в) роли конгрессовского руководства в развитии национального движения при одновременной попытке ограничить его буржуазными целями и методами борьбы; г) влияния русской революции..."1 . Индийские коммунисты были тесно связаны с международным коммунистическим и рабочим движением. Формирование их взглядов происходило под влиянием ленинского учения, под воздействием теории и практики работы Коминтерна. В то же время на мировоззрение индийских марксистов оказывали непосредственное воздействие растущая активность пролетариата в их стране и усиление индийского национально-освободительного движения. Воспринимая призывы лидера национально-освободительного движения Индии Махатмы Ганди к массовому сопротивлению колониальному господству, индийские патриоты, прежде всего представители радикально настроенной молодежи, отнюдь не удовлетворялись методами ненасильственных действий, проповедовавшимися Ганди. Они искали другой, более эффективный путь борьбы, хотя социалистические идеи, оказывавшие на них все большее влияние, нередко воспринимались еще сквозь призму национализма. Но какие бы трудности ни встречались на пути коммунистов Индии, они всегда были наиболее последовательными борцами против колониализма и любых форм угнетения трудящихся. Одним из лучших сынов Индии стал уже тогда Аджой Кумар Гхош.

Впервые он появился на арене политической борьбы Индии в середине 20-х годов. Это было время, когда британским колонизаторам на какой-то срок удалось подавить освободительное движение. М. Ганди объявил о прекращении массовой кампании гражданского неповиновения, возглавленной крупнейшей политической партией того времени - Индийским национальным конгрессом. Это решение было вызвано тем, что он не смог, с одной стороны, заставить британские власти пойти на предоставление самоуправления Индии, а с другой - удержать народные массы на пути ненасильственных действий. Среди рабочих росло стремление к активной борьбе, к укреплению собственной организации. Крестьянство и полупролетарские слои города все чаще стихийно поднимались на антианглийские восстания. Часть революционно настроенной молодежи надеялась добиться независимости с помощью создания подпольных заговорщических центров и методов индивидуального террора. Немало индийских патриотов отдали в те дни свою жизнь за свободу родины. Имена многих из них с уважением и гордостью вспоминают на Индостанском полуострове и поныне. Их примеру стремились последовать тогда сотни и сотни сынов Индии. В эти тревожные, полные сомнений, исканий и напряженной борьбы дни А. Гхош начинал свою революционную деятельность.

Аджой Кумар Гхош родился 20 февраля 1909 г. в семье врача в местечке Михиджам (ныне известно в Индии как центр паровозостроения Читтаранджан), расположенном на берегу стремительной и глубокой реки Аджой. В честь этой реки дед и назвал мальчика Аджой - "непобедимый". "Имя было хорошо выбрано, - писал впоследствии двоюродный брат А. Гхоша, участник коммунистического движения в Индии, Шинмохан Сеханавис, - так как стремительность и глубина этой горной реки гармонически сочетались в характере Аджоя"2 . Детство Аджой провел в доме деда среди многочисленных родственников. Он был, как вспоминали его родные, первым за-


1 S. G. Sardesai. India and the Russian Revolution. New Delhi. 1967, p. 42.

2 "New Age", 13.I.1963.

стр. 149

водилой всех детских игр и вместе с тем обладал удивительной способностью углубляться в чтение, забывая в тот момент обо всем. Он мог часами сидеть, раздумывая о прочитанном, не отвечая на призывы к играм и вызывая тем самым досаду у своих товарищей, любивших его за неистощимые выдумки.

Вскоре родители Аджоя переехали в Канпур, крупный промышленный город, имевший давние славные традиции борьбы за свободу. Здесь маленький Аджой впервые услышал о великом освободительном восстании индийского народа 1857 г., одним из важнейших центров которого был Канпур. Население города, среди которого все больший удельный вес приобретали рабочие строившихся там фабрик и заводов, хранило легенды о героях восстания 1857 г., вождях канпурских повстанцев Нана Сахибе, Тантия Топи, Тикка Синхе и других.

Со школьной скамьи А. Гхош и его сверстники мечтали об изгнании британских колонизаторов из Индии. Чтобы быть подготовленными к этой борьбе и суметь перенести ее тяготы, вспоминал впоследствии Гхош, учащиеся канпурских школ специально занимались боксом и физическим закаливанием. Окончив среднюю школу, Гхош в 1926 г. поступил в Аллахабадский университет, один из лучших университетов Индии в то время, известный не только высоким уровнем преподавания в нем общественных и естественных наук, но и активностью студенчества в просветительской деятельности и политической борьбе. Среди аллахабадских студентов имелось немало членов Индийского национального конгресса. Однако после прекращения в 1922 г. кампании гражданского неповиновения среди студенчества возникло известное разочарование деятельностью Конгресса. Характеризуя настроения, царившие среди радикально настроенной молодежи во второй половине 20-х годов, А. Гхош писал, что она потеряла веру в прежних руководителей национально-освободительного движения, а поддерживаемые Индийским национальным конгрессом методы ненасильственного сопротивления вызывали у нее отвращение. После поражения массового движения 1921 - 1922 гг. Конгресс разделился на две фракции - сторонников и противников перемен, писал А. Гхош. Поле действия осталось тогда за противниками решительных политических перемен. Никакие политические действия за пределами законодательного собрания не предпринимались. Массовые митинги созывались крайне редко, но и те посещались неохотно. Страна как бы застыла на время в неподвижности... Чтобы нарушить эту "могильную тишину", некоторые слои революционно настроенной молодежи решили, что нужно прибегнуть к террору. Каким же путем пойдет массовое движение, разбуженное террором? Как следует им руководить? Какое правительство должно прийти на смену британскому владычеству? Эти вопросы, заключал Гхош, волновали наиболее революционно настроенных студентов, искавших новых, эффективных методов борьбы.

Именно в то время в Соединенных провинциях (ныне штат Уттар-Прадеш), одним из промышленных центров которых и был Канпур, появились представители созданной в Индии подпольной террористической организации - "Социалистической республиканской армии Хиндустана".

В 1927 г. Аджой Гхош встретился в доме отца в Канпуре с представителем этой организации Шив Вармой, отличавшимся "особенной вдумчивостью, серьезным подходом к событиям... стремлением осмыслить проблемы революционного движения". Эта встреча оказалась для Гхоша решающей, и он стал основателем отделения новой подпольной организации в Аллахабадском университете. Его комната в студенческом общежитии была местом явки лидеров организации: студента Пенджабского университета Бхагата Сингха, Чандра Секхара и других молодых патриотов. Здесь долгими вечерами обсуждались социалистические идеалы и возможные пути их осуществлении в Индии. Нынешние руководители Коммунистической партии Индии - Шрипад Амрит Данге и его товарищи, бывшие уже в те годы членами Коммунистической партии Индии, писали в своих воспоминаниях, что они знали о революционной активности молодых патриотов, об их социалистических устремлениях, об их жажде немедленных действий и об их заблуждениях. Они стремились оказать им помощь, но репрессии и начавшиеся вскоре аресты помешали установить непосредственные контакты. Контакты эти возникли уже позднее, после ареста индийских патриотов, в британских застенках.

В колониальной Индии, где легальная деятельность коммунистов была крайне; затруднена, а распространение марксистской литературы ограничено властями, не все революционно настроенные представители индийской молодежи могли с первых шагов своей революционной деятельности осознать необходимость создания массовой политической партии и кропотливой работы по организации рабочих и крестьян как обязательного условия успешной освободительной борьбы.

Народ можно вырвать из когтей страха, полагали некоторые ее представители, только вооруженными действиями, "нанесенными в нужных местах и в должное время наиболее ненавистным государственным чиновникам; в результате начнется массовое движение, мы свяжемся с этим движением, превратимся в его вооруженный отряд и направим его по социалистическому пути"3. В 1928 г. на основе местных отделений "Социалистической республиканской армии Хиндустана" была создана новая террористическая организация - "Социалистическая республиканская ассоциация Ин-


3 А. К. Гхош. Статьи и речи. М. 1962, стр. 16 - 19.

стр. 150

дии". 8 апреля 1929 г. Бхагат Сингх, которого, по словам А. Гхоша, отличали "значительность интеллекта и огромное воздействие его речей на окружающих", и Бхатешвар Датт проникли в здание Индийского законодательного собрания. Они бросили в зал заседания бомбы как раз в то время, когда один из членов правительства начал зачитывать текст новых реакционных законов о "промышленных конфликтах" и об общественной безопасности. Одна из бомб разорвалась перед правительственными скамьями. Вслед за бомбами посыпались листовки. Поднявшийся шум, суматоху и пронзительные свистки полицейских покрывал голос Бхагата Сингха: "Да здравствует революция!" Бомбометчики не пытались скрыться, воспользовавшись поднявшейся паникой: с гордо поднятой головой они дали себя арестовать, надеясь, что их пример вдохновит массы на борьбу, а дерзкая акция послужит сигналом к всеобщему восстанию. Но молодые патриоты переоценили эффективность своих действий. Как только смолкли антианглийские призывы в стенах законодательного собрания, начались повсеместные аресты молодежи. Среди арестованных оказался и Аджой Гхош. Незадолго до этого были арестованы руководители первых коммунистических групп Индии. Их бросили в тюрьму в Мируте, где начался так называемый Мирутский процесс. А заключенные по делу "Социалистической республиканской ассоциации Индии" были помещены в Лахорскую тюрьму. Среди лахорских узников тоже имелись коммунисты. Они стремились оказать всяческую помощь своим молодым товарищам, много беседовали с ними, поддерживали в трудную минуту, организовали передачу в Лахорскую тюрьму марксистской литературы.

Вскоре после ареста А. Гхоша политические узники Лахора объявили голодовку в знак протеста против бесчеловечных условий содержания заключенных. Впоследствии один из участников голодовки, Шив Варма, вспоминал, какое высокое чувство товарищества, стойкость и мужество проявил тогда А. Гхош. Хорошая физическая закалка (в университете он продолжал заниматься спортом) позволила ему продержаться дольше, чем многим из его товарищей, и он самоотверженно ухаживал за теми, кто уже слег. Позднее он так вспоминал об этих мучительных днях: "В течение десяти дней не произошло ничего особенного. Голод стал сильнее, и вслед за ним пришла слабость. Некоторым уже через неделю пришлось слечь в постель, и, так как судебные заседания продолжались, им было очень тяжело сидеть в зале суда... Через десять дней нас начали насильно кормить. В то время все мы находились в одиночках. Врачи приходили в каждую камеру в сопровождении нескольких сильных и здоровых намбардаров [тюремных надзирателей], швыряли голодающего на койку, насильно вставляли ему в рот резиновую трубку и вливали через нее молоко... Твердо решив сломить нас, тюремное начальство приказало убрать из камер все сосуды с водой и вместо них поставить кувшины с молоком. Это была самая ужасная пытка. К концу дня жажда становилась невыносимой. Из последних сил я добирался до кувшина, надеясь всякий раз, что в нем вода, и отшатывался, увидев, что там молоко. Это сводило меня с ума. Если бы человек, который додумался до этой пытки, оказался рядом, я бы, наверно, его убил. За дверью камеры сидел часовой; безмолвный, бесстрастный, он следил за каждым моим движением"4 . Один из участников голодной стачки умер в тюремном госпитале.

Среди демонстрантов, приходивших в те дни к тюрьме с антианглийскими лозунгами и призывами освободить заключенных, был двоюродный брат А. Гхоша, свидетельствовавший, что далеко не все близкие и друзья Аджоя знали ранее об этих сторонах его деятельности в Аллахабадском университете. Они могли лишь догадываться, к чему призывал своих товарищей один из лучших студентов и прославленных спортсменов университета.

Голодовка членов подпольного антианглийского террористического центра и смерть одного из заключенных вызвали широкий отклик в стране. Все честные люди Индии подняли свой голос в защиту молодых патриотов.

В тюрьме А. Гхош и его товарищи прошли суровую политическую школу. Беседы с коммунистами и чтение марксистской литературы открыли им глаза на многое, способствуя формированию их революционных взглядов. В горячих спорах они постепенно пришли к убеждению в бесполезности, тщетности террористических методов борьбы. Их мировоззрение приобрело новую политическую направленность. "Когда мы подвели итог нашим дискуссиям, - говорил впоследствии Шив Варма, - то Бхагат Сингх, Аджой и многие из нас решили вступить в Коммунистическую партию, как только мы выйдем из тюрьмы"5 . А Сингх писал из тюрьмы: "Нация может вести организованную борьбу только силами организованных рабочих, крестьян и трудового народа. Я твердо убежден, что мы ничего не добьемся бомбами и пистолетами. Это ясно из судьбы, постигшей Республиканскую социалистическую ассоциацию Хиндустана... Нашей главной задачей должна быть организация рабочих и крестьян" 6 .

В 1930 г. был оглашен приговор по делу лахорских революционеров. Бхагат Сингх и два его товарища были приговорены к смертной казни, многие отправлены на каторгу. Гхоша и других политических заключенных, причастность которых к взрыву бомбы доказать не удалось, выпустили из тюрьмы.


4 Там же, стр. 23 - 25.

5 "New Age", 21.I.1962.

6 "New Age", 20.III.1950.

стр. 151

Гхош тотчас вернулся в Канпур и активно включился в работу профессионального "Рабочего союза" ("Маздур сабха"). В 1931 г. он вступил в Коммунистическую партию и стал одним из тех, кто еще тогда, до принятия КПИ в Коминтерн и до исторических решений Коминтерна и ЦК КПИ о создании единого антиимпериалистического фронта, горячо ратовал за единство действий рабочих и всех левых сил в национально- освободительном движении. Вскоре после освобождения мирутских узников, в 1933 г., был создан ЦК КПИ, в состав которого избрали и А. Гхоша, завоевавшего авторитет своей революционной борьбой в составе "Социалистической республиканской ассоциации Индии" и успешной работой по организации канпурских рабочих. Однако в колониальных условиях коммунисты не могли работать легально. Летом 1934 г. вновь начались аресты коммунистов. КПИ была объявлена вне закона, оставшимся на свободе товарищам пришлось уйти в подполье.

В те годы А. Гхош принимал активное участие в деятельности подпольного коммунистического центра в Бомбее. Члены этой организации жили вместе, по очереди готовили еду, занимались изучением марксистской литературы и много спорили по вопросам стратегии и тактики коммунистического движения в условиях колониальной Индии. Гхош, вспоминали его товарищи, был самым оптимистическим и жизнерадостным человеком среди подпольщиков, гордился своей спортивной закалкой, прекрасной осанкой и железным здоровьем, любил рассказывать различные эпизоды из своей революционной практики. Так, однажды в дни молодости, будучи членом "Социалистической республиканской ассоциации Индии", он отправился на велосипеде по партийному заданию. Узнав, что мост через Ганг находился под надзором полиции, он переплыл реку в одежде и с велосипедом и вовремя добрался до нужного ему места. Гхош много курил, имел пристрастие к чаю, но к еде относился крайне равнодушно. Как вспоминали его товарищи, когда наступала его очередь готовить, то он либо не дожаривал, либо пережаривал еду, так как мысли его были постоянно заняты или книгой, которую он читал, или статьей, которую задумал написать.

Будучи на нелегальном положении, члены и руководители КПИ продолжали вести активную работу в профсоюзах. Правда, в силу законов конспирации лишь немногие в профсоюзе знали об их партийной принадлежности. Так, в 1934 г. А. Гхош принимал деятельное участие в конференции текстильных рабочих, на которой выступал как представитель текстильщиков Канпура. Работая в подполье, подвергаясь повседневной опасности, Аджой Гхош и его товарищи прилагали огромные усилия к тому, чтобы сохранить единство и боеспособность Коммунистической партии. Формы деятельности подпольщиков были самыми различными. Помимо легальной работы в профсоюзах, А. Гхош выполнял в это время ряд конспиративных заданий партии, связанных с немалым риском. Однажды ему было поручено организовать побег коммуниста, находившегося в заключении в Биджапуре. Гхош успешно справился с заданием. Он и его товарищ благополучно достигли станции, сели в поезд и считали себя уже в безопасности. Но недалеко от Хайдарабада им снова пришлось поволноваться, так как ими заинтересовался полицейский офицер. Однако Гхош не растерялся и, выдав себя за акцизного чиновника, а товарища - за своего слугу, с таким апломбом отвечал на вопросы полицейского, что у последнего не осталось и тени сомнения в их правоте.

В 1936 г. А. Гхош был избран членом Политбюро ЦК КПИ. После принятия решения о переходе КПИ к тактике единого фронта А. Гхош и его единомышленники активно участвовали в деятельности левого крыла Конгресса. В 1937 - 1939 гг. Гхош как активный сторонник создания единого антиимпериалистического фронта в Индии участвовал в деятельности Конгресс-социалистической партии в Соединенных провинциях, выступая инициатором объединения всех социалистических сил. Большое внимание уделялось им организации союзов крестьянства ("Кисан сабха"). Он писал, что эти союзы "были выражением растущей сознательности и организованности крестьян, поднимающегося прилива крестьянской борьбы". А. Гхош придавал большое значение также и национальному вопросу. Ему были чужды настроения местничества и национальной ограниченности, довольно распространенные в то время среди некоторых участников революционного движения в Индии. Товарищи называли его "специалистом по национальному вопросу", и он оказывал успешное содействие созданию ряда местных коммунистических организаций в различных по этническому составу провинциях Британской Индии.

После выборов в 1937 г. в органы провинциального самоуправления и избрания в некоторых штатах так называемых конгрессистских правительств, несмотря на всю ограниченность их полномочий в условиях колониального режима, возникли более благоприятные условия для легальной деятельности коммунистов. В 1938 г. они стали издавать еженедельник "Nation Front", членом редколлегии которого был Гхош. Он был талантливым публицистом и видным пропагандистом идей марксизма-ленинизма. Его статьи, печатавшиеся на страницах "Nation Front", выступления и речи помогли формированию партийных кадров в разных частях Индии. Особенно признательны были ему партийные кадры Андхры, где в 1938 г. Гхош выступал в качестве лектора партийной школы, созданной в Мантанаварипаламе7 . Много сил и внимания отдал он и созданию партийного комитета в Дели.

Во время выполнения одного из партийных поручений в провинции Уттар-Пра-


7 "New Age", 28.I.1962.

стр. 152

деш в 1940 г. Гхош был арестован, его продержали в тюрьме до 1942 года. Здесь он заболел туберкулезом. Сказались длительное заключение и голодовки. После выхода из тюрьмы он вынужден был лечь в клинику, а затем уехать в туберкулезный санаторий в Пенджаб. Несмотря на тяжелый недуг, Гхош занимался изучением марксистской литературы и работал над своими статьями для различных партийных изданий, прежде всего для газет "Communist" и "Peoples World", издававшихся Коммунистической партией Индии.

Это было время, когда КПИ, получив возможность расширить свою легальную деятельность, становилась все более массовой и мобильной организацией. К моменту легализации (лето 1942 г.) в ее рядах было около 5 тыс. человек, а менее чем через год она выросла в три раза. В мае 1943 г. состоялся первый съезд КПИ, на котором присутствовало 139 делегатов, представлявших 16 тыс. человек. Наиболее организованными были партийные организации Бомбея, Калькутты, Канпура и некоторых других промышленных центров. Постоянно росло также коммунистическое влияние на юго-востоке страны (прежде всего в Андхре) и в Пенджабе.

Пенджабские коммунисты тепло вспоминают о деятельности А. Гхоша в их провинции. Находясь там на излечении, он, несмотря на категорические возражения врачей, не желал оставаться на положении больного. Гхош снова включился в работу н много внимания уделял пропаганде марксистско-ленинского учения, а также организационной деятельности по слиянию отдельных партийных групп Пенджаба в единую партийную организацию. Многие из пенджабцев до сих пор помнят далекие вечерние пешеходные прогулки с Аджоем, долгие беседы под открытым небом, во время которых он делился с молодыми революционерами воспоминаниями о своей революционной деятельности в юности, а также опытом партийной работы и марксистскими знаниями. В 1945 г. Гхош вновь вернулся в Пенджаб, где провел лето. В это время он был непосредственно связан с деятельностью партийного комитета Лахора, и его листовки и статьи, обращенные к пенджабским патриотам, находили отклик в сердцах многих и многих людей.

Один из товарищей Гхоша по революционней работе в Пенджабе спросил его однажды, как ему удается говорить и писать о важнейших проблемах революционной борьбы так, что это понятно не только интеллигенту, но и неграмотному индийцу. На это А. Гхош ответил: "Прежде чем начать писать о чем-нибудь, дайте себе полный отчет в том, что вы хотите сказать, и только после этого начинайте писать, постоянно помня, что ваши слушатели далеко не все в равной степени образованны и способны и что многие из них не могут охватить смысла пространных рассуждений и нечетко изложенных аргументов"8 .

В период завоевания Индией независимости (1946 - 1947 гг.), в обстановке сложной и нелегкой борьбы народов страны за свободу, когда английские колонизаторы и местная реакция всячески разжигали индусско-мусульманскую рознь и старались расколоть национальные силы страны, Гхош сыграл немалую роль в деле сплочения партийных кадров, предохранения их от раскола и объединения, всех патриотически настроенных элементов. Еще в годы второй мировой войны Гхош был представителем партии во время переговоров КПИ с Индийским национальным конгрессом для организации массовой совместной кампании за свержение британского владычества. И после окончания войны, в годы завоевания политической независимости и образования Индии и Пакистана, он постоянно выступал за единство действий в антианглийской борьбе коммунистов, левых конгрессистов и радикально настроенных представителей левого крыла Мусульманской лиги - организации мусульман индо-пакистанского полуконтинента.

В 1946 г. КПИ вновь направила А. Гхоша в Пенджаб. Положение там было крайне тяжелым. В условиях индусско-мусульманских столкновений, спровоцированных колонизаторами, когда шла одновременно подготовка к созданию двух государств - Индии и Пакистана, среди коммунистов Пенджаба не было ясности в том, как преодолеть раскол революционных сил. Трудно переоценить ту огромную работу, которую провел здесь А. Гхош. Терпеливо выслушивая различные точки зрения, он всегда исходил из реально сложившейся обстановки. Когда образование Индии и Пакистана стало фактом, А. Гхош принял конструктивное решение о замене выбывших в Пакистан старых пенджабских руководящих партийных кадров молодыми представителями среднего партийного звена. Фактически он руководил реорганизацией партии в Пенджабе вплоть до партийного конгресса в Джандиале в 1948 году. Выдвинутые им на руководящую работу молодые партийные кадры Пенджаба в дальнейшем полностью себя оправдали. Партийная организация в этой провинции выдержала испытание временем.

Здесь, в Пенджабе, А. Гхош познакомился с Литто Раи, активной деятельницей женского коммунистического движения, которая вскоре стала его женой и самым близким товарищем по работе.

Несмотря на напряженную, полную суровых испытаний партийную работу, Аджой и Литто много внимания уделяли своему сыну Аруну. Отец не знал лучшего отдыха, чем игры с ним и его друзьями. "Дома, - вспоминает Литто, - он проводил с ними очень много времени. У него был неистощимый запас историй, которыми он поражал


8 "New Age", 13.I.1963.

стр. 153

воображение своих юных друзей. После рождения сына он часто повторял, что и не подозревал, как неполноценна жизнь без детей"9 .

Огромную душевную щедрость А. Гхоша отмечали все, кто непосредственно сталкивался с ним в жизни и работе. Обычно застенчивый и сдержанный, с друзьями он был общительным и веселым. Его лицо становилось аскетическим и даже суровым, когда он был серьезен, но оно преображалось, когда он улыбался. Сердечную, душевную улыбку Аджоя не может забыть никто, кто имел счастье встречаться с ним. Это был интересный и остроумный собеседник, эрудированный человек, обладавший необыкновенным умением слушать, трезво взвешивать реальную обстановку и убеждать своих собеседников.

Авторам данного очерка приходилось встречаться с Аджоем Гхошем. Во время своих поездок в Москву он бывал в Институте народов Азии АН СССР и охотно беседовал с советскими индологами. Нам хорошо запомнилось его одухотворенное лицо. Большой, с глубокими морщинами, выпуклый лоб, глубоко посаженные темно-карие глаза, внимательно и дружелюбно смотревшие на нас сквозь толстые роговые очки, крупный нос, энергичный рот оставляли впечатление незаурядности, целеустремленности и спокойной мудрости. Гхош беседовал с нами как с друзьями-единомышленниками, внимательно прислушиваясь к нашему мнению и стремясь всесторонне обосновать свою точку зрения. Он говорил спокойно и уверенно, сжато излагая ход мыслей, обосновывая выводы цифрами, четкими политическими характеристиками событий и деятелей. Давая оценку расстановке классовых сил Индии того времени, он, отлично владея оружием диалектики, анализировал с большим знанием фактического материала экономическую сущность пятилетних планов индийского правительства и их влияние на перспективы развития страны. Он реалистически оценивал успехи индийских коммунистов, не завышая перспектив объединения левых сил, вскрывая причины отдельных неудач КПИ и намечая возможности их преодоления. Он заметил, в частности, что руководство КПИ на первом этапе своей деятельности не сумело правильно оценить громадное значение для народов Индии и Пакистана факта завоевания политической независимости и антиимпериалистические потенции индийской национальной буржуазии. А. Гхош уже тогда отмечал тенденции к расколу в рядах этой буржуазии, к сползанию вправо, говоря об использовании правыми силами неустойчивости и двойственности мелкобуржуазных слоев. Из беседы с А. Гхошем становилось еще более ясным, в каких тяжелых условиях приходилось и приходится работать коммунистам Индии, как на практике решают они задачи конкретного применения марксистско-ленинской теории к местным, постоянно меняющимся условиям Индии.

С большими затруднениями столкнулись Гхош и его товарищи сразу же после образования независимого Индийского государства. В феврале 1948 г. индийский парламент принял так называемые законы об общественном спокойствии, дававшие полиции право подвергать аресту любого, кто будет заподозрен в нарушении этого спокойствия. Прежде всего эти законы были направлены против реакционных представителей религиозно-общинного движения. Это один из их фанатиков убил лидера индийского национально-освободительного движения М. Ганди. Но законы 1948 г. ударили также и по наиболее последовательным борцам за демократию и противникам реакции - коммунистам. Начались их массовые преследования и аресты. Деятельность коммунистических организаций была запрещена в Западной Бенгалии, Мадрасе, Траванкуре и Кочине. Даже буржуазная газета "Indian News Chronicle" писала: "Если у правительства есть доказательства заговорщической деятельности коммунистов, то последних надо предать гласному суду, иначе создастся впечатление, что правительство действует в панике"10 .

Среди арестованных были лидеры коммунистического движения А. К. Гхош и Ш. А. Данге. Их бросили в тюрьму Вервада, где у А. Гхоша вновь обострился туберкулез. Однако, несмотря на мучивший его тяжелый недуг, он не прекращал работать, углубленно изучал марксистские труды, а в часы отдыха читал художественную литературу. А. Гхош и другие коммунисты, находившиеся в тюрьме, стремились выработать в то время правильную программу действий КПИ в новых условиях. В годы борьбы за освобождение Индии КПИ показала себя верным защитником интересов народа, а коммунисты - мужественными и самоотверженными борцами за свободу. Однако, как отмечали А. Гхош и его товарищи в своих письмах из тюрьмы, рабочий класс был лишь "участником, наиболее героическим участником, но не вождем"11 . К власти, как известно, пришла национальная буржуазия, стоявшая у руководства национально-освободительным движением. Не все коммунисты смогли разобраться в новой политической обстановке. Определенное распространение получили в то время левосектантские настроения: достигнутая независимость характеризовалась как "фиктивная", а очередной этап революции в Индии - не как антифеодальный, демократический и антиимпериалистический, а как начало народно-демократической революции, имевшей целью свержение национальной буржуазии. Еще сидя в тюрьме, Гхош повел активную борьбу против этого ошибочного взгляда. В письмах он неоднократно повторял, что для упрочения завоеванной страною независимости и для решения слож-


9 Цит. по: "Жизнь, отданная борьбе". М. 1966, стр. 193.

10 "Indian News Chronicle", 2.III.1948.

11 "Жизнь, отданная борьбе", стр. 188.

стр. 154

ных задач национального возрождения необходимо единство всех национально- патриотических сил. Эти письма стали важными документами коммунистического движения в борьбе за создание сильной Коммунистической партии Индии. Гхош писал: "Если партия хочет двигаться вперед, она должна искоренить сектантство и авантюризм. А это может быть достигнуто только в том случае, если будет отброшена тенденция к преувеличению ее влияния, если раз и навсегда будет покопчено с антимарксистской, антиленинской подменой реальных фактов надуманными желаниями"12 .

В 1950 г. А. Гхош вышел из заключения. Это был год провозглашения Индии республикой. Началось ее сближение со странами социалистической системы, прежде всего с СССР. Гхош возглавил борьбу за исправление ошибок в тактике отдельных руководителей КПИ, за укрепление и консолидацию ее рядов. Вместе с Ш. А. Данге он разработал политические тезисы партии, содержавшие марксистско-ленинский анализ расстановки классовых сил в стране. Гхош проявил себя крупным теоретиком в национально-колониальном вопросе и сыграл тогда решающую роль в преодолении "детской болезни левизны" в коммунистическом движении Индии. В октябре 1951 г., Всеиндийская конференция Коммунистической партии утвердила проект программы, в выработке которого самое активное участие принял Гхош, и избрала новый состав ЦК партии. Аджой Гхош стал Генеральным секретарем Коммунистической партии Индии и до конца своей жизни оставался на этом посту. "Под его руководством, - писала много лет спустя "New Age" в номере, посвященном его памяти, - наша партия преодолела много трудностей, осталась на правильном пути и высоко подняла наше знамя. Благодаря своей политической мудрости А. Гхош оказал неоценимые услуги в поддержании и укреплении единства партии. Он высоко поднял престиж нашей партии не только в самой Индии, но и в международном коммунистическом движении, внеся важный вклад в разработку основных политических документов партии"13 .

В 1951 г. А. Гхош опубликовал статью "Коммунистическая партия Индии в борьбе за единый демократический фронт, за народно-демократическое правительство". Она содержала основные лозунги организации широкого движения прогрессивных сил страны, нацеленные на укрепление влияния партии в массовых организациях. Идея единства патриотических сил нашла свое непосредственное отражение и в других его работах: "Некоторые наши основные недостатки" (ноябрь 1952 г.), "Очередные задачи Коммунистической партии Индии" (апрель 1954 г.), "По поводу резолюции июньского Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Индии" (ноябрь 1955 г.). Но А. Гхош - не только теоретик. Он не мыслил свою работу в отрыве от повседневной борьбы народа. В отдаленных индийских деревнях, в рабочих кварталах, в студенческих общежитиях хорошо помнят этого выдающегося политического деятели, который наперекор тяжелому недугу, не оставлявшему его после тюремных заключений, без устали ездил по стране, выступая перед людьми разных профессий, различных национальностей и вероисповеданий. Как вспоминают его друзья, он всегда относился с большим уважением ко всем участникам революционного национально-освободительного движения. Он считал необходимым всегда внимательно изучать мировоззрение и политическую деятельность тех, кто не разделят взглядов коммунистов, справедливо полагая, что, не зная своих оппонентов, нельзя их победить. При этом он был непримирим к врагам, к тем, кто изменил делу борьбы и спасовал перед трудностями.

Политическая линия Гхоша при решении проблем отдельных штатов (Кашмир, движение племен нага и т. д.) отличалась умением гибко сочетать общеиндийские и местные интересы. А. Гхош внимательно следил за положением в соседнем Пакистане, призывал к единству действий демократических сил обеих стран и дружественному разрешению этими государствами межгосударственных конфликтов и постоянно напоминал о том, что обострение индо-пакистанских отношений на руку только силам империализма и реакции.

Отдав свою жизнь сплочению антиимпериалистических сил Индии, созданию и укреплению массовой КПИ, борьбе против колониализма и любых форм угнетения у себя в стране, А. Гхош придавал первостепенное значение единству международного коммунистического движения. Он не уставал повторять, что отступление от пролетарского интернационализма - самое большое преступление, которое может совершить руководитель Коммунистической партии. "Мы считаем, - писал А. Гхош, - что дух и идеи пролетарского интернационализма - одна из величайших ценностей, которые коммунистическое движение дало человечеству"14 . При его активном участии проходили обсуждение и выработка важнейших документов на Совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960 гг. в Москве. В верности решениям этих Совещаний он видел интернациональный долг каждой Коммунистической партии. "Марксизм-ленинизм учит, - отмечал А. Гхош, - что единство и сплоченность коммунистического движения как в пределах каждой страны, так и в международном масштабе являются факторами решающего значения"15 .


12 Там же.

13 "New Age", 21.I.1962.

14 А. К. Гхош. Указ. соч., стр. 104 - 105.

15 Там же, стр. 98.

стр. 155

Интернационализм А. Гхоша нашел свое выражение также в организации движения за мир в Индии и в деятельности за укрепление афро-азиатской солидарности. Еще в начале 1954 г. он говорил о задачах индийских борцов за мир: "Возникает вопрос о том, какими могут быть лозунги борьбы за мир в Индии в настоящее время. Во-первых, это должны быть лозунги всемирного движения за мир; наряду с этим всемирным движением за мир имеются также некоторые особые задачи в самой Индии. Одной из них является создание единства колониальных народов. Единство народов Азии, выражение их стремления к антиимпериалистической борьбе могут в настоящее время стать мощным ударом по американским поджигателям войны"16 . А. Гхош призывал оказывать поддержку правительству Индии в его миролюбивой внешней политике.

Большое внимание он уделял укреплению интернациональных связей коммунистов Индии с коммунистическими и рабочими партиями других стран. В статьях и выступлениях Гхош постоянно подчеркивал, что солидарность коммунистов обязательно предполагает совместную борьбу против империализма и внутренней реакции своей страны на основе укрепления дружественных связей между национальными компартиями, мировым коммунистическим движением и мировой социалистической системой. Важнейший интернациональный долг коммунистов А. Гхош видел в укреплении единства рядов партии. "Партия, серьезно относящаяся к революции, - писал он, - не может оставлять без внимания эту жизненно важную задачу и ограничиваться пустыми лозунгами и громкими фразами, которые хотя и звучат порой в высшей степени революционно, но весьма слабо связаны с жизнью и потому препятствуют объединению масс"17 .

Борясь за создание массовой пролетарской партии, А. Гхош обращал внимание товарищей на изменения, происшедшие в политической обстановке Индии в 1957 - 1962 годах. Он придавал большое значение методам парламентской борьбы коммунистов и теоретически обосновал применительно к Индии возможность осуществления коренных социальных изменений мирным путем. В то же время он предупреждал коммунистов, что в КПИ наблюдается также и ошибочная тенденция отождествлять мирный путь развития с парламентаризмом, и справедливо считал эту тенденцию реформистской18 .

В условиях политической независимости дальнейшее развитие национально- освободительного движения, по мнению Гхоша, подтверждает известное ленинское положение о том, что "один пролетариат отстаивает в наши дни истинную свободу наций и единство рабочих всех наций"19 . Творчески применяя это положение к условиям Индии, он отмечал: "Опыт Индии доказывает, что незавершенные задачи демократической революции не могут быть осуществлены национальной буржуазией"20 .

А. Гхош предлагал внимательно считаться с новыми условиями, возникавшими в связи с обострением классовой борьбы. В начавшейся при его жизни активизации религиозно- общинных партий и в создании партии крупной индийской буржуазии и помещиков "Сватантра" он справедливо увидел серьезную угрозу демократическим завоеваниям. В то же время он призывал учитывать специфику деятельности местных религиозно-общинных организаций, многие из которых имеют определенное влияние среди мелкобуржуазных слоев. "Впереди трудный период, - предупреждал А. Гхош индийских коммунистов, - период острых конфликтов, резких изменений внутриполитического положения и даже кризисных явлений". В дальнейшем политическом развитии Индии А. Гхош предвидел возможность следующей альтернативы: "Либо демократические силы объединятся, изолируют и разгромят силы реакции, не допустят сползания правительства вправо и обеспечат сдвиг его влево по демократическому пути; либо силы реакции, начавшие наступление и пользующиеся поддержкой своих союзников в партии Индийский национальный конгресс и правительстве, добьются всестороннего отхода вправо"21 . В этих условиях он считал первостепенной задачей КПИ сохранить Индию в лагере миролюбивых демократических государств и обеспечить единство всех левых сил внутри страны. Во имя решения этих задач он призывал коммунистов укреплять партию и преодолевать внутрипартийные разногласия. Как известно, данные разногласия привели после смерти Гхоша к расколу КПИ.

Особое значение для укрепления Коммунистической партии Индии и для успешного демократического движения индийских народов А. Гхош видел в сотрудничестве КПИ с КПСС, Индии с СССР. VI съезд КПИ записал в резолюции: "Отношения сотрудничества, установившиеся между Индией и странами социалистического лагеря и, прежде всего, Советским Союзом имели решающее значение в том, что Индия предприняла первые важные шаги на пути индустриализации страны".22 .

Индийский народ, у которого установились давние прочные отношения с СССР, ценит непосредственную конкретную помощь, оказываемую Советским Союзом в деле национального возрождения Индии. "Опыт, который был накоплен за время, прошед-


16 "Джан юг" (на языке хинди), 17.I.1964.

17 А. К. Гхош. Указ. соч., стр. 97.

18 Там же, стр. 278.

19 В. И. Ленин. ПСС. Т. 23, стр. 149.

20 А. К. Гхош. Указ. соч., стр. 339.

21 Там же, стр. 278, 280.

22 "VI съезд Коммунистической партии Индии". М. 1962, стр. 108.

стр. 156

шее со дня завоевания независимости, - подчеркивал Гхош, - убедил народ Индии, что истинными друзьями в его усилиях, направленных на национальное возрождение, являются страны социалистического лагеря во главе с Советским Союзом". Великое всемирно-историческое значение Октябрьской революции, опыт социалистического строительства в СССР и деятельность КПСС постоянно были в поле зрения А. Гхоша. "Никогда прежде мир не знал таких далеко идущих изменений, охвативших столь обширные районы в такой короткий срок. Все это было бы невозможно без Октябрьской революции и тех огромных успехов, которые имеет Советский Союз в построении социализма, без триумфа социалистического строительства на одной третьей части земного шара и без социалистической системы, быстро становящейся решающим фактором в развитии общества"23 .

А. Гхош призывал своих товарищей учиться на опыте СССР. КПИ и сам А. Гхош своей партийной пропагандой и агитацией, организационной деятельностью и силой личного примера постоянно способствовали укреплению братских отношений между коммунистическими партиями Индии и Советского Союза, служа тем самым делу прогресса во всем мире. А. Гхош неоднократно указывал на все возрастающую связь между укреплением системы социализма и ростом национально-освободительного движения. Он понимал, что разногласия внутри социалистического лагеря неизбежно ведут также к ослаблению сил и национально-освободительного движения. В своем последнем выступлении на Национальном совете КПИ 3 января 1962 г. он обращал особенное внимание индийских коммунистов на опасность раскольнических выступлений маоистов и подчеркивал необходимость сплочения коммунистов всех стран под знаменем марксизма-ленинизма бок о бок с коммунистами великой Страны Советов. Аджой резко выступал против провокационной деятельности правящих кругов Пекина и отмечал ее несовместимость с ленинской политикой пролетарского интернационализма, ее враждебность делу всемирного коммунизма.

Творчески воспринимая марксистско-ленинскую теорию, А. Гхош справедливо считал, что каждая национальная партия, используя свой опыт, вносит важный вклад в практику борьбы пролетариата и теорию научного коммунизма. Вместе с тем он постоянно подчеркивал, что опыт и программные документы КПСС оказывают серьезное влияние на жизнь братских партий. Выступая на XXII съезде КПСС, А. Гхош говорил: "Каждый шаг Советского Союза по пути к коммунизму усиливает его способность сорвать попытки империализма экспортировать контрреволюцию, усиливает его способность оказывать помощь и содействие странам, сбросившим с себя иностранное иго и стремящимся перестроить свою экономику. Движение СССР по пути к коммунизму одновременно укрепляет национальную независимость стран Азии, Африки и Латинской Америки"24 . "Мы, - писал А. Гхош, - часть международного коммунистического движения, часть великого братства коммунистических партий рабочего класса, которые возглавляют борьбу человечества за мир, демократию и социализм"25 . Эти слова А. Гхоша, как и вся его революционная деятельность, свидетельствуют о глубоком осознании им величайшей ответственности КПИ перед своей страной и народом, перед мировым коммунистическим движением. Борьба А. Гхоша и его товарищей за укрепление идейного и организационного единства партии позволила индийским коммунистам добиться серьезных успехов в укреплении своего влияния в массах. Еще при своей жизни, в 1962 г., А. Гхош имел полное основание написать: "Наша партия - самая большая сила в рабочем классе, главная оппозиционная партия в парламенте; она по праву считается авангардом демократического движения"26 . Об этом свидетельствовал, в частности, неуклонный рост голосов, подаваемых за КПИ во время всеобщих политических выборов.

1962 год начался с больших и острых политических битв: шли третьи всеобщие выборы. Генеральный секретарь Коммунистической партии Гхош был в центре острых политических схваток. 8 января 1962 г. он выступил в последний раз перед индийскими коммунистами. Он рассказал им о значении XXII съезда КПСС, о принятых им решениях и партийной Программе КПСС. Уже давно, вспоминали его товарищи, он не был таким бодрым и полным сил. Он собирался ехать на юг Индии, где должен был баллотироваться в Национальное собрание как делегат КПИ... Смерть поразила его внезапно: он умер от сердечного приступа. Все индийские патриоты скорбили о его кончине. Скорбь индийского народа разделили прогрессивные силы всего мира.

С первых шагов своей политической деятельности и до последних дней жизни А. Гхош оставался верен своему народу, безгранично предан делу интернационального единства трудящихся всего мира. В послании Национальному совету КПИ по случаю безвременной кончины Гхоша ЦК КПСС подчеркивал: "Аджой Кумар Гхош был одним из выдающихся деятелей международного коммунистического движения. Он неутомимо боролся за его единство и сплоченность на принципиальной марксистско-ленинской основе". Таким он и останется в памяти народов Индии, в памяти коммунистов всего земного шара.


23 А. К. Гхош. Указ. соч., стр. 86, 203.

24 Там же, стр. 314.

25 "New Age". T. VII, 1958, N 2.

26 А. К. Гхош. Указ. соч., стр. 341.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/АДЖОЙ-ГХОШ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Anatoli ShamoldinКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shamoldin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. Р. ПОЛОНСКАЯ, П. М. ШАСТИТКО, АДЖОЙ ГХОШ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.11.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/АДЖОЙ-ГХОШ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. Р. ПОЛОНСКАЯ, П. М. ШАСТИТКО:

Л. Р. ПОЛОНСКАЯ, П. М. ШАСТИТКО → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Anatoli Shamoldin
Хабаровск, Россия
605 просмотров рейтинг
17.11.2016 (2710 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
14 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
20 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
АДЖОЙ ГХОШ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android