Libmonster ID: RU-9997

С. АНДРЮШИН, доктор экономических наук, завсектором ИЭ РАН,

В. КУЗНЕЦОВА, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник ИЭ РАН

По мнению ряда экспертов, у России "есть один год"1, чтобы полностью реализовать антикризисные меры. За такой небольшой период вряд ли удастся решить наиболее острые проблемы, порожденные и выявленные глобальным финансово-экономическим кризисом. В отечественной и зарубежной печати идут оживленные дискуссии, посвященные анализу его причин и особенностей, а также продолжительности и вероятным последствиям для российской и мировой экономики2. Но уже сейчас очевидно, что после завершения текущего кризиса принципиально изменится архитектура не только мировой финансовой системы в целом, но и российского банковского сектора в частности.

Состояние и проблемы развития банковского сектора России

В настоящее время в научной литературе активно обсуждаются ключевые проблемы развития российской банковской системы. Многие авторы отмечают, что в России формирование банковской системы рыночного типа до сих пор не завершено3. Об этом, в частности, свидетельствуют: низкая транспарентность деятельности российских банков; неэффективное управление рисками; во многом спекулятивный и краткосрочный характер кредитных операций; острый дефицит долгосрочных ресурсов; низкий уровень современных банковских технологий; недостаточная профессиональная квалификация персонала и сильная зависимость хозяйственной стратегии банка от интересов учредителей и крупных корпоративных клиентов.

В России действует много карликовых банков, как по объему собственного капитала, так и по величине совокупных активов. На 1 марта


1 Дмитриев М. Запаса прочности отечественной экономики хватит до декабря 2009 г. www.rg.ru/2009/02/25/dmitriev.html.

2 См., например: Blanchard O. The Crisis: Basic Mechanisms and Appropriate Policies // IMF Working Papers No 80. 2009; Whither Monetary Policy? Monetary Policy Challenges in the Decade Ahead // BIS Papers. 2009. No 45.

3 См., например: Волков С. А. Концепция прорыва // Банковское дело. 2008. N 9. С. 8 - 12; Пайдиев Л. Е. Как укрепить финансовую систему // Там же. С. 13 - 17; Сухов М. Нужны эффективные банки // Банковское обозрение. 2009. N 2. С. 14 - 15; Мамонов М. Структурные сдвиги и адаптация ключевых групп банков // Там же. С. 28 - 33.

стр. 15

2009 г. 200 крупнейших банков (всего в реестре российских банков насчитывалось 1220 банков, а действующих - 1100)4 контролировали 94% совокупных активов, в них было сосредоточено примерно 91% собственного капитала российских банков. На долю банков, входящих в первую пятерку, приходилось свыше 47% совокупных активов и 49% собственного капитала отечественных кредитных организаций5. Основным источником роста ведущих российских банков, начиная с октября 2008 г., были средства Банка России, предоставляемые в рамках различных механизмов рефинансирования (беззалоговое кредитование, операции РЕПО, обеспеченное кредитование, ломбардные кредиты, кредиты овернайт, субординированные кредиты, санация банков), и правительства РФ (рефинансирование внешнего долга, субординированные кредиты, выкуп ипотечных кредитов).

Плотность банковского обслуживания в России в среднем, по данным на январь 2009 г., составляла чуть больше 30 точек на 100 тыс. населения. Это сопоставимо с плотностью банковского обслуживания в странах Восточной Европы. Однако в Европе банковские подразделения распределены по территории практически равномерно, а в России - нет. Так, в Москве на 1 января 2009 г. функционировало почти 50% всех действующих кредитных организаций (543), в которых было сосредоточено 86% совокупных активов, 87% всех кредитов, депозитов и прочих размещенных средств и 85% всех привлеченных средств6.

В силу недостаточной капитализации большинство российских банков не могут осуществлять адекватное финансирование крупнейших российских компаний, а нерациональная политика процентных ставок Банка России при отсутствии ограничений на трансграничное движение капитала (отменены с 1 июля 2006 г.) привела к бесконтрольному росту российского внешнего корпоративного долга. Так, внешняя задолженность банковского и корпоративного секторов в настоящее время составляет около 40% ВВП России.

Деятельность российских банков зачастую бывает оторвана от потребностей национальной экономики. Они не в состоянии предоставлять отечественным компаниям (как крупным, так и мелким) доступ к необходимому финансированию, нередко по причине архаичных процедур кредитования и оценки кредитных рисков. Ограничив свою кредитную деятельность, банки вызвали сжатие внутреннего совокупного спроса в экономике, что еще больше усугубляет экономический кризис в стране7.


4 На 01.04.2009 г. их число сократилось: зарегистрировано 1210 кредитных организаций, из них действующих - 1094, в том числе 78 с чисто иностранным капиталом, www.cbr.ru/statistics/.

5 См.: Бюллетень банковской статистики / ЦБ РФ. М., 2009. N 3. www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs0903r.pdf.

6 См.: Там же. N 1. www.cbr.ru/publ/BBS/Bbsq0901r.pdf.

7 В конце 2008 - начале 2009 г. возник своеобразный замкнутый круг: Банк России совместно с правительством РФ реализует активы Резервного фонда, номинированные в иностранных валютах, для поддержания ликвидности в банковской системе (сокращение международных резервов и увеличение рублевой денежной массы) → выделяет дополнительное финансирование коммерческим банкам, которые на полученные средства закупают иностранную валюту (сокращение денежной массы и международных резервов). В результате в этот период выделение банкам дополнительной ликвидности приводило не к росту денежной массы в обращении, а, наоборот, к ее сжатию.

стр. 16

В современной России нет ни одного банка, который непосредственно занимался бы финансированием (кредитованием) инновационных проектов. Даже специально созданный для этих целей в 1999 г. Российский банк развития (РосБР) не осуществлял их финансирование, о чем свидетельствовало отрицательное заключение Счетной палаты РФ о его деятельности в 2007 г. Положение не изменилось и после реорганизации банка, когда в соответствии с Федеральным законом от 17.05. 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" и распоряжением Правительства РФ от 07.12.2007 г. N 1766-р "О внесении акций в уставный капитал Внешэкономбанка" 100% акций РосБР стали принадлежать государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Получив банковскую лицензию и лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг, ВЭБ не подчиняется ни Банку России, ни ФСФР. Более того, в ходе рассмотрения соответствующего законопроекта в 2007 г. из текста федерального закона были изъяты положения, определявшие принципы взаимодействия госкорпорации с другими финансовыми институтами.

В России уделяют недостаточное внимание становлению базовых инфраструктурных институтов, которые обеспечивают эффективное функционирование национальной банковской системы8. Отсутствие в стране должного интереса к таким институтам (защита прав собственности, укрепление юридической системы, ограничение коррупции, улучшение качества финансовой информации, повышение качества корпоративного управления, развитие пруденциального надзора и ужесточение квалификационных требований к финансовым специалистам) означает, что российский банковский сектор в процессе своего развития еще долго будет испытывать трудности системного характера.

В условиях резкого ускорения динамики трансграничных потоков капитала9 национальные правительства уже не могут проводить абсолютно независимую денежно-кредитную политику, ориентированную исключительно на национальные приоритеты. Напротив, в своей деятельности они вынуждены учитывать влияние внешних факторов, таких, как приток и отток капитала, уровни процентных ставок на ведущих мировых торговых площадках и др.10 Если сегодня правительство развивающейся страны (или страны с формирующимся рынком) попытается проводить денежно-кредитную политику, например политику процентных ставок, игнорирующую требования и конъюнктуру мировых финансовых рынков, то из-за быстрого оттока капитала11 оно будет вынуждено:


8 Mishkin F. S. Is Financial Globalization Beneficial? // Journal of Money, Credit and Banking. 2007. Vol. 39, No 2 - 3.

9 За неполные четыре года (с декабря 2004 по сентябрь 2008 г.) объем трансграничных потоков капитала, прошедший через 40 ведущих национальных банковских систем, увеличился: по активам - в 1,74 раза (с 19,2 трлн до 33,3 трлн долл.), а по обязательствам - в 1,71 раза (с 18,1 трлн до 31,0 трлн долл.). См.: BIS Quarterly Review. 2009. March, www.bis.org/publ/ qtrpdf/r_qa0903.pdf.

10 Laeven L., Valencia F. Systemic Banking Crises: A New Database // IMF Working Papers No 224. 2008.

11 Одним из наиболее ярких проявлений последствий подобной политики стал опыт Исландии, которая оказалась в кризисном положении в результате непродуманной процентной политики центрального банка, провоцировавшей иностранных инвесторов на проведение спекулятивных стратегий типа "cash and carry". Высокий уровень национальных процентных ставок привлекал иностранный спекулятивный капитал, который сразу "убежал", когда на мировом финансовом рынке обострилась проблема ликвидности.

стр. 17

- в лучшем случае реформировать национальную банковскую систему и проводимую денежно-кредитную политику с учетом требований финансовой глобализации и решать проблему накопленных "плохих" долгов для спасения отечественного реального сектора;

- в худшем случае отгородиться от внешнего мира под лозунгами регионализма и антиглобализма, направленными якобы на защиту национальных интересов, а по сути скрывающими нежелание национальной элиты делиться властью и своими монопольными доходами с населением страны12.

Сценарий развития банковского сектора России зависит от эффективности реализации программы антикризисных мер, предложенной российским правительством и Банком России в конце 2008 - начале 2009 г.

Антикризисная политика российского правительства и Банка России в 2008 - 2009 гг.

Пакет антикризисных мер, реализованных российским правительством совместно с Банком России в разгар кризиса, в целом соответствовал стандартной схеме, подробно рассмотренной в публикациях зарубежных авторов13. Российское правительство с августа 2008 по март 2009 г. предприняло ряд важных шагов для поддержки российской банковской системы (см. табл.).

Правительству РФ и Банку России в целом удалось предотвратить распространение "банковской паники" и частично восстановить доверие хозяйствующих субъектов к национальной банковской системе. В числе стабилизационных антикризисных мероприятий необходимо выделить:

- укрепление ресурсной базы банков, насыщение банковской системы дополнительной ликвидностью;

- увеличение капиталов системообразующих банков, в том числе посредством предоставления им долгосрочных субординированных кредитов;

- увеличение до 700 тыс. руб. государственной гарантии сохранности вкладов физических лиц;

- решение не банкротить банки, столкнувшиеся с финансовыми трудностями, а применять меры предупреждения банкротства, в том числе санацию, присоединение, слияние, реорганизацию, включая продажу банков-банкротов по символической цене;

- проведение "плавной" девальвации национальной валюты;

- ослабление пруденциальных требований, разрешение временно не переоценивать банковские активы по текущей рыночной стоимости;

- смягчение требований к качеству кредитных портфелей банков;

- усиление защиты законных прав кредиторов, включая возможность обращения взыскания по просроченной кредитной задолженности на заложенное имущество в досудебном порядке.


12 Xafa M. Global Imbalances and Financial Stability // IMF Working Papers No 111. 2007.

13 Laeven L., Valencia F. Op. cit.

стр. 18

Таблица

Расходы на поддержание ликвидности российского банковского сектора, 2008 - 2009 гг. (млрд руб.)

Источники

Формы поддержки

Сумма

план

факт

Министерство финансов

Аукционы

1514

1172

Размещение средств ФНБ в акции и облигации

175

90

Размещение средств федерального бюджета на депозитах

330

330

Центральный банк РФ

Снижение Фонда обязательных резервов

380

380

Кредитование необеспеченное, до года

3500

1768

Кредитование обеспеченное, до года

1500

732

РЕПО, ежедневно

до 700

до 300

Прочее рефинансирование (овернайт, ломбардное кредитование и пр.), до 90 дней

нет ограничений

289

Субординированный кредит Сбербанку (до 2020 г.)

1000

500

ВЭБ

Рефинансирование внешнего долга

1350

150,7

Субординированные кредиты (до 2020 г.)

480

258

- ВТ Б и Россельхозбанк

255

225

- прочие банки

225

33

ГК "Агентство по страхованию вкладов"

Санация банков

231,5

114,5

Взнос в ГК "АСВ"

200

200

ОАО "АИЖК"

Выкуп ипотечных кредитов

60

26

Поддержка рынка ипотеки

200

0

Взнос в уставный капитал АИЖК

60

0

Госкомпании

Фонд содействия реформированию ЖКХ

240

202

ГК "Роснано"

130

0

ГК "Олимпстрой"

70

0

Прямые вложения

Россельхозбанк

75

75

ВЭБ (2008 г.)

75

75

ВЭБ (февраль 2009 г.)

100

0

ВЭБ (2009 г.)

130

0

ВТБ

200

0

Гарантии

298 банков с генеральными лицензиями

300

0

Общая сумма затрат

 

13 220,5

6920,2

в % к ВВП

 

31,7

16,6

ВВП (2008 г.)

41 668

 

 

Источники: Ведомости. 2008. 15 дек.; 2009. 17 февр.; Коммерсантъ. 2009. 4 февр.; Российская бизнес-газета. 2009. 31 марта; Российская газета. 2009. 10 февр.; www.cbr.ruwww.gks.ru;wwwl.minfin.ru/ruwww.troika.ruwww.moneytimes.ru.

Благодаря экстренным мерам удалось предотвратить крах национальной банковской системы и неконтролируемый рост неплатежей. В то же время реализованный в 2008 г. пакет антикризисных мер был в определенной степени непоследовательным.

1. Поступление дополнительной ликвидности в банковскую систему носило избирательный характер. Относительно недорогие кредиты предоставлялись ограниченному числу системообразующих банков,

стр. 19

для подавляющего большинства средних и мелких банков, особенно региональных, централизованные ресурсы Банка России все еще недоступны. Из-за сохранения высоких процентных ставок и ограниченного функционирования межбанковского рынка кризис ликвидности может повториться во второй половине 2009 г.

2. Стремление Банка России санировать кредитные организации14, оказавшиеся в сложном финансовом положении, ослабляет ответственность собственников и менеджеров банков за результаты их хозяйственной деятельности и перекладывает риски частного предпринимательства на налогоплательщиков. Агентство по страхованию вкладов не располагает необходимыми средствами и штатом квалифицированных специалистов, чтобы в сжатые сроки санировать все кредитные организации, нуждающиеся в финансовом оздоровлении. При этом отсутствуют четкие критерии того, какой банк может быть санирован, а какой - нет. Это означает, что отбор банков для финансового оздоровления неизбежно носит субъективный характер, а зачастую определяется наличием заинтересованного покупателя. В фазе быстрого распространения банковского кризиса данное решение было оправданным. Но в настоящее время оно будет порождать нелояльное поведение участников ряда банков15 и ограничивать их рекапитализацию за счет взносов участников.

3. Правительство РФ и Банк России целенаправленно проводят политику консолидации банковского сектора и увеличивают долю бюджетных средств в совокупном капитале банков. Вместо добровольной концентрации банковского капитала под влиянием рыночных сил акцент сделан на принудительной скупке банков ограниченным числом "покупателей", в основном государственными и полугосударственными компаниями. Увеличение доли государственных средств в совокупном капитале банковской системы противоречит предыдущему курсу правительства РФ16. Более того, внесение государственных средств в капитал банков не означает, что их экономическая эффективность возрастет. Частичное "огосударствление" банковской системы может быть оправдано только как временная антикризисная мера. В противном случае средства налогоплательщиков будут использованы для обогащения ограниченного числа частных лиц.

4. Расширение государственных гарантий сохранности вкладов охватывает 98% всех депозитов физических лиц в коммерческих


14 В период с 1 сентября 2008 по 1 мая 2009 г. Банк России отозвал лицензии у 36 банков (www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs0905r.pdf). Число банков-банкротов могло быть больше, но с 1 декабря 2008 г. Агентство по страхованию вкладов приняло меры по предупреждению банкротства 15 банков (см.: The New Times. 2009. 6 апр. С. 6).

15 Во многих российских банках фактическая концентрация кредитного риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков превышает допустимое значение норматива Н6. Банки могут маскировать реальную концентрацию кредитного риска, кредитуя группу заемщиков, фактически находящихся под оперативным контролем единого центра управления, но формально не связанных (см.: Тулин Д. Системный банковский риск // Аналитический банковский журнал. 2009. N 3. С. 26).

16 В среднесрочной совместной программе Правительства РФ и Банка России "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года" предполагалось, что к концу 2008 г. государство будет входить в капитал только так называемых "политических" банков.

стр. 20

банках. Практически все страны в условиях нынешнего финансового кризиса ввели подобные меры, чтобы предотвратить "банковскую панику" и восстановить доверие общества к банковским институтам. Но в России государственные гарантии распространяются только на вклады физических лиц, тогда как в развитых странах - и на средства предприятий. Вводимые в них государственные гарантии сохранности банковских депозитов носят временный характер; в нашей стране время действия гарантий вкладов, введенных в период кризиса, не определено. Однако, как показывают эмпирические исследования, это провоцирует банки на проведение рискованных хозяйственных стратегий и может усугубить негативные последствия кризиса.

5. Временное смягчение требований к балансовой оценке активов позволило большинству российских банков завершить прошедший финансовый год (2008 г.) с прибылью. Хотя с точки зрения поддержания доверия к банковской системе в условиях резкого обострения кризисных явлений эта мера была обоснованной, она порождает ряд кратко- и долгосрочных негативных последствий. С одной стороны, она не способствовала восстановлению взаимного доверия банков - участников межбанковского кредитного рынка, который продолжает функционировать в кризисном режиме. С другой стороны, рано или поздно банки будут вынуждены обнародовать ныне скрытые убытки. Обесценение активов затронет все кредитные организации, в том числе и системообразующие, что может спровоцировать вторую волну кризиса в банковской системе.

6. Смягчение Банком России требований к качеству кредитных портфелей лишь маскирует реальное положение дел. "Временная" передышка, позволяющая банкам формировать меньшие по объему резервы на возможные потери по ссудам и приравненной к ним задолженности, имеет как минимум два негативных последствия: банки получили возможность и дальше проводить рискованную кредитную политику или кулуарно урегулировать просроченную задолженность "важных" клиентов; при росте неплатежей по выданным кредитам (в случае углубления кризисных явлений в экономике это неизбежно) у банков не будет средств для покрытия растущих убытков. "Мягкие" требования регулятора в отношении качества кредитных портфелей могут породить риск недобросовестного поведения банков, бизнес которых зависит от положения в отдельной отрасли или связанных предприятий. Кроме того, Банк России не располагает точной информацией об объеме просроченной задолженности, уже накопленной банками17, и соответственно не способен принимать обоснованные решения и превентивные меры по решению проблемы "плохих" кредитов. В результате смягчение пруденциальных требований может спровоцировать обострение банковского кризиса: из-за углубления спада в экономике начнется неуправляемый рост просроченной задолженности.


17 В печати представлен широкий спектр оценок объема просроченной задолженности, числящейся на банковских балансах, - 10 - 20% в настоящее время и 50 - 60% к концу года (см.: Шитов Н. Долг платежом красен // Банковское обозрение. 2009. N 4. С. 18; Евтюхина Е. Вал корпоративных дефолтов ждут к лету // Там же. N 1. С. 35).

стр. 21

Антикризисные меры правительства РФ и Банка России, осуществленные в конце 2008 - начале 2009 г., формально соответствовали схемам, применявшимся в других странах в условиях банковских кризисов, но по форме реализации и приоритетам значительно от них отличались18. Именно в силу специфики механизмов реализации антикризисных мер они могут приблизить возможное наступление второй волны кризиса. В настоящее время высокая ликвидность банковского сектора, которую старается поддерживать Банк России, создает внешнее впечатление стабильности в отрасли. Однако это маскирует накапливаемые в банковской системе серьезные риски.

Проблема "плохих" долгов и способы ее решения в России

Одним из самых серьезных вызовов, с которыми столкнется российский банковский сектор в 2009 - 2010 гг., многие специалисты считают проблему роста просроченной задолженности предприятий и граждан по полученным банковским кредитам. Так, по оценкам международного рейтингового агентства Standard & Poor's, объем "плохих" долгов19 российских банков с учетом реструктурированных кредитов (на март 2009 г.) приближался к 20%, а к концу года объем проблемной задолженности может превысить 30%20.

Официальная позиция Министерства финансов РФ и Банка России состоит в том, что в настоящее время нет необходимости создавать централизованный фонд для выкупа "плохих" активов, так как это повышает риски коррупции. По их мнению, надо не переоформлять "плохие" долги в новые активы, обеспеченные государственными обязательствами, а производить списание безнадежных долгов и "плохих" активов21. При этом с каждым банком в подобных случаях будут работать индивидуально или Банк России, или Агентство по страхованию вкладов.


18 Специалисты выделяют несколько принципиальных ошибок антикризисного регулирования, характерных для первой фазы банковского кризиса: 1) неверная диагностика масштабов и глубины кризиса; 2) попытка решить все проблемы предоставлением дополнительной ликвидности; 3) отсутствие приоритетов экономической политики; 4) растянутая во времени девальвация рубля; 5) непрозрачность расходования выделяемых антикризисных ассигнований (см., например: Гурвич Е. Знай свои риски // Финанс. 2009. N 12. С. 26).

19 Согласно Указанию Банка России "Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" N 2156-У от 23.12.2008 г., "плохие" долги - это долги юридических и физических лиц, качество обслуживания которых по ссуде признается плохим, если имеется случай (имеются случаи) просроченных платежей по основному долгу и/или процентам в течение последних 180 календарных дней продолжительностью (общей продолжительностью): для юридических лиц - свыше 60 календарных дней, а для физических лиц - свыше 90 календарных дней (см.: Вестник Банка России. 2008. N 75).

20 По мнению банковских экспертов, уже примерно 20 - 25% действующих заемщиков, кредиты которых еще не стали проблемными, больше не удовлетворяют текущим требованиям банков // Финанс. 2009. N 3. С. 41.www.moneytimes.ru/articles/2009 - 04 - 24/news/410.

21 По итогам второго полугодия 2008 г. и января 2009 г. больше всех списали безнадежных кредитов ведущие российские банки: АКБ "Русский стандарт" - более 6 млрд. руб., Сбербанк России - около 4,5 млрд. руб. и ВТБ - более 1,2 млрд. руб. (см.: Ведомости. 2009. 2 марта).

стр. 22

Решить проблему резкого увеличения просроченной ссудной задолженности российские банки могут несколькими способами:

- компенсировать убытки за счет собственной прибыли;

- переоформить кредит с возможной его реструктуризацией;

- обратить взыскание на залог (обеспечение) по кредиту22;

- продать "плохие" кредиты коллекторским агентствам или аффилированным структурам23;

- создать собственные отделы, специализирующиеся на работе с проблемными и "плохими" кредитами.

У каждого из перечисленных способов есть свои недостатки, поэтому банкам приходится выбирать наименее плохой вариант. В условиях кризиса и необходимости наращивать собственный капитал у них нет возможности компенсировать все убытки по "плохим" кредитам за счет своей прибыли. Можно переоформить или реструктурировать кредиты только тех заемщиков, которые продолжают свою деятельность (причем речь идет и о юридических, и о физических лицах). Пересматривать условия кредитного договора с заемщиком, который не функционирует (при этом неизвестно, сможет ли он возобновить свою деятельность), бессмысленно. К тому же для проведения реструктуризации кредитных договоров банку необходимы дополнительные ресурсы.

Обращение взыскания на обеспечение по ссуде превращает банки в "барахолки" - у них нет ни опыта управления непрофильными активами, ни соответствующих специалистов. Распродажа заложенного оборудования, товаров на складе и т. п. часто происходит по символическим ценам. Продажа безнадежных долгов коллекторам также сопряжена с определенными сложностями:

- коллекторская деятельность в настоящее время законодательно не регламентирована;

- на уровне саморегулирования не выработаны единые правила и критерии их деятельности;

- у коллекторов нет необходимых финансовых средств, чтобы приобрести всю просроченную задолженность, поэтому они тщательно отбирают кредитные пулы, выставляемые банками на продажу;

- коллекторы резко понизили цены: если в 2008 г. за портфель со средним сроком задолженности 400 - 500 дней цена составляла 10 - 15% ее объема, то в начале 2009 г. - лишь 1 -5%24.

Устранение органов денежно-кредитного регулирования от решения данной проблемы может вызвать серьезные негативные последствия. Усилится социальная напряженность, особенно в регионах,


22 Национальный антикоррупционный комитет и ГК "Фоэникс" обнародовали доклад, в котором выявили первые схемы незаконного захвата собственности через искусственное создание просроченной задолженности (см.: Инструкция для рейдера // Банковское обозрение для бизнеса. 2009. N 2. С. 9).

23 Например, ВТБ организовал 100-процентную дочернюю компанию - "ВТБ Долговой центр", а Сбербанк России - "Сбербанк Капитал" для управления "плохими" кредитами и полученным от несостоятельных заемщиков имуществом (см.: Банки превращаются в барахольщиков // Финанс. 2009. N 7 - 8. С. 42).

24 Шпетер С. Коллекторы не смогут купить все // Банковское обозрение. 2009. N 2. С. 32.

стр. 23

где в последние годы наблюдался быстрый рост потребительского кредитования, а экономический кризис привел к существенному увеличению безработицы. Разорятся малые и средние предприятия, успешно работавшие на условиях привлечения оборотных кредитов, факторинга или получившие оборудование по лизингу. Произойдут опосредованная национализация компаний реального сектора, когда государственные банки станут собственниками многих эффективно работавших промышленных предприятий, и очередной передел собственности. На долгое время будет утрачено доверие со стороны хозяйствующих субъектов к государственной экономической политике и национальной банковской системе.

Есть три способа решить проблему "плохих" долгов: а) рекапитализация банков; б) создание специального института по выкупу "плохих" долгов; в) предоставление госгарантий по банковским активам (последняя схема сейчас предложена в США и в Великобритании). В России правительство и Центральный банк пошли по пути увеличения капитала банков: предполагается, что в 2009 г. на их рекапитализацию может быть выделено 300 млрд. руб. Но такая поддержка банков бессмысленна, если предварительно не расчистить их балансы, поскольку банки будут нуждаться во все большем дополнительном капитале. По оценкам экспертов, при увеличении доли "плохих" долгов до 10% банкам потребуется дополнительная капитализация в размере 170 млрд. руб., до 15% - 400 - 470 млрд. руб., до 20% - 900 млрд. руб. Таких средств в российском бюджете нет. Мера, согласно которой при увеличении взносов участников банка в уставный капитал на 1 руб. банку будет дополнительно выделено 3 руб. субординированного кредита на срок до пяти лет, также не может решить данную проблему. Она способна лишь на время отсрочить банкротство банка в условиях ухудшения качества его кредитного портфеля, так как не позволяет ему очистить балансовые счета от "плохих" долгов. В этих целях под жестким надзором и при гарантии регулятора могут использоваться различные рыночные инструменты.

Для расчистки банковских балансов от "плохих" кредитов необходимо под эгидой Банка России создать единый центр регистрации залогов, централизованную компанию по управлению активами, централизованное бюро кредитных историй (то есть отказаться от ныне действующей децентрализованной схемы хранения кредитных историй) и центр мониторинга выданных кредитов.

О необходимости создания единого (централизованного) центра регистрации залогов специалисты писали еще до начала нынешнего кризиса. В рамках пакета антикризисных мер, предложенных Минэкономразвития в 2008 г., был принят Федеральный закон N 264-ФЗ, предусматривающий введение института депозитарного учета закладных на объекты недвижимости. Однако названная мера носит частичный характер: централизованный учет не распространяется на другие виды обеспечения кредитов; данный институт функционирует вне сферы надзорных полномочий Банка России. Создание единого центра регистрации залогов по кредитам нужно для предотвращения нелояльного поведения заемщиков и повышения качества потенциальных кредитных портфелей банков. При наличии такого института Банк России сможет лучше контролировать качество банковских активов, а результаты стресс-тестирования финансового положения банков окажутся точнее.

стр. 24

Как показывает опыт многих стран, переживших банковские кризисы в прошлом, для сохранения производственного потенциала национальной экономики требуется создать компанию по управлению активами, например имуществом, полученным банками в счет погашения ссудной задолженности. Подобные управляющие компании могут существовать в различной организационно-правовой форме, но непременно как публичные институты25. С необходимостью расчистки банковских балансов от "плохих" долгов недавно сталкивались Япония, Южная Корея, Китай26. В настоящее время в США с учетом масштабов предстоящих списаний банковских активов предполагается создать новый институт для управления "плохими" активами в форме государственно-частного партнерства. Процедура функционирования данного института предусматривает максимальную публичность принимаемых решений по оценке активов, выставляемых на открытые торги, для защиты интересов налогоплательщиков27.

Американская программа антикризисных мероприятий содержит несколько подобных механизмов. Прежде всего это программа по выкупу проблемных активов (TARP), целями которой являются расчистка балансов финансовых институтов и восстановление объемов кредитования. В марте 2009 г. в США было объявлено о создании Государственно-частного инвестиционного партнерства (PPIP). Деятельность данного института ориентирована на выкуп "плохих" активов финансовых институтов на открытых аукционах за счет средств Министерства финансов США, кредитных ресурсов ФРС и частного сектора28.

Для нашей страны больше подойдет китайская модель централизованного управления активами, предусматривающая создание соответствующего института за счет бюджетных ассигнований. Китайская модель расчистки балансов банков от "плохих" активов предполагает покупку активов предприятий-банкротов и несколько способов управления: продажа на открытых аукционах стратегическим инвесторам; реструктуризация, перепрофилирование, реорганизация, конкурсное управление и ряд других, позволяющих восстановить платежеспособность предприятий в среднесрочной перспективе.

Подобный институт в нашей стране должен быть организован в кратчайшие сроки, поскольку, как следует из данных крупнейших российских банков, просрочка по корпоративным кредитам растет намного быстрее, чем по розничным. Особенно высоки темпы прироста просроченной задолженности по корпоративным кредитам у так называемых отраслевых банков29. С социальной точки зрения предстоит активизировать деятельность Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК).


25 См.: Ratnovski L., Narain A. Public Financial Institutions in Developed Countries - Organization and Oversight // IMF Working Papers No 227. 2007.

26 См., например: Кузнецова В. В. "Плохие" долги китайских банков // Банки: мировой опыт: Аналитические и реферативные материалы. 2002. N 4.

27 Подробнее см.: Public-private Investment Program / FRS. Wash., 2009. 24 Feb.

28 Ведомости. 2009. 24 марта.

29 Так, если за период с 01.10.2008 по 01.02.2009 г. просрочка по портфелю корпоративных кредитов у Сбербанка выросла на 104,9%, у ВТБ - на 82,5, то у Промсвязьбанка - на 332,8% (там же).

стр. 25

Переход от децентрализованной системы хранения данных к централизованному бюро кредитных историй необходим, поскольку действующая схема не позволяет банкам снижать уровень кредитного риска (а значит, уровень процентных ставок для надежных заемщиков). Наоборот, децентрализованная система бюро кредитных историй существенно удорожает запрос о прошлой кредитной истории потенциального заемщика, усложняет процедуру оценки его кредитоспособности. В результате система бюро кредитных историй в нашей стране фактически не действует, большинство банков предпочитают оценивать заемщиков по собственным методикам на свой страх и риск. Переход к централизованной системе хранения кредитных историй позволит также пополнить базу данными о бюджетной, налоговой, таможенной дисциплинированности потенциальных заемщиков. Как следствие, снизятся операционные расходы банка на оценку кредитоспособности заемщиков, размер премии за риск конкретного заемщика. Кроме того, такая база данных поможет регулирующим органам точнее определять масштабы теневой экономики.

Поддержание стабильности банковской системы невозможно без постоянного мониторинга качества кредитных портфелей банков. Создание при Банке России центра мониторинга выданных кредитов позволило бы решить несколько задач: а) иметь точные данные об объеме неработающих кредитов; б) обнаруживать случаи скрытой реструктуризации кредитных договоров; в) своевременно выявлять наличие финансовых проблем у банка-кредитора; г) улучшить соблюдение пруденциальных требований всеми участниками кредитного процесса.

Для создания подобных институтов требуются значительные ассигнования. Но, как показывает опыт Китая, они быстро окупаются. К тому же их функционирование значительно повышает долгосрочную социально-экономическую эффективность банковского финансового посредничества.

Какие кредитные институты нужны современной России

Сейчас российский банковский сектор находится "на перепутье" - первый шторм он пережил, но второй может оказаться значительно сильнее. В ближайшее время российские банки могут столкнуться с более серьезной декапитализацией, чем в предшествующий период. В первой фазе кризиса основной удар пришелся на крупные банки в силу проблем на фондовом и межбанковском кредитном рынках. В течение 2009 г. кризис прежде всего затронет региональные банки: их положение осложнится из-за роста просроченной ссудной задолженности. По мнению ряда экспертов, в середине 2009 г. в банковской системе страны может начаться новая волна кризисных явлений, для преодоления которой потребуется больше средств, чем осенью 2008 г.

Для предотвращения второй волны кризиса российский банковский сектор нужно быстро и глубоко реформировать, в первую

стр. 26

очередь на региональном уровне. Именно здесь необходимо создать как крупные региональные банки развития, так и микрофинансовые институты кредитной кооперации (в общей сложности в регионах кредитом не охвачено примерно 65 млн. человек). Это будут центры финансирования хозяйственной деятельности региональной экономики, с одной стороны, крупных межотраслевых корпораций (холдингов, ФПГ), а с другой - малых и средних предприятий, в том числе индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Региональный банк развития (РегБР) - государственный финансовый институт - юридическое лицо публичного (публичные корпорации) или гражданского права (ОАО, ЗАО, ООО) может функционировать в следующих формах:

- филиал национального банка развития, капитал и ресурсная база которого формируются в основном за счет средств головного банка или федеральных трансфертов, а также долгосрочных (до 30 лет) субординированных кредитов ВЭБ (для дотационных регионов);

- самостоятельный РегБР, капитал и ресурсная база которого формируются за счет средств местных органов власти (как правило, они вносятся в форме немонетарных активов - здания, земельные участки), взносов в капитал средств местных предприятий;

- самостоятельный РегБР, созданный на базе частного банка, капитал и ресурсная база которого формируются за счет средств местных банков и юридических лиц, выпусков субфедеральных займов и бюджетных кредитов;

- консорциум коммерческих банков, финансирующих инновационные программы местного развития за счет привлечения частного капитала.

При этом РегБР должен иметь право выпускать акции, часть которых может быть выкуплена региональным и (или) федеральным фондами имущества, а часть - размещена на открытом рынке. Основным источником формирования ресурсной базы самостоятельных РегБР будет выпуск облигаций под бюджетные гарантии региона.

Микрофинансовые кредитные институты (почтовые отделения, оказывающие банковские услуги; институты городской и сельской кредитной кооперации; региональные союзы кредитной кооперации), как свидетельствует опыт функционирования кредитных кооперативов в Великобритании, Франции, Германии и Японии, в наибольшей степени способны противостоять негативным проявлениям финансового кризиса, поскольку их деятельность основана на принципах взаимности и доверия. Однако если они отходят от этих принципов и начинают осуществлять рискованные операции, в том числе на фондовом рынке, то быстро терпят финансовый крах. Так, в конце августа 2008 г. о серьезных потерях объявил Natixis, совместный филиал Caisses d'Epargne и Banques Populaires, а в октябре 2008 г. Caisses d'Epargne за одну неделю потеряла 600 млн. евро из-за падения биржевых курсов30.


30 Банки: мировой опыт. Аналитические и реферативные материалы. 2009. N 1. С. 36 - 40.

стр. 27

В современной России кредитная кооперация существует в форме таких микрофинансовых институтов, как кредитные потребительские кооперативы граждан (КПКГ), кредитные потребительские кооперативы с участием юридических лиц (КПК), потребительские общества (ПО) и сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СКПК). Их деятельность не подпадает под пруденциальный надзор со стороны Банка России, а регулируется рядом законодательных актов, определяющих требования к организации и направлениям деятельности кредитных кооперативов.

На 1 января 2009 г. в России действовало 760 КПКГ, 350 СКПК, 400 ПО и КПК в 75 регионах страны. Общее число пайщиков - около 600 тыс. человек, а объем предоставленных займов - 16,5 млрд. руб. при консолидированной валюте балансов 20 млрд. руб., что соответствует 0,1% совокупных активов банковской системы России31.

Планируется (до конца 2009 г.), что надзорным органом в отношении этих организаций станет Минфин России, который через своих агентов - саморегулируемые организации (СРО) - будет осуществлять контроль за деятельностью микрофинансовых институтов кредитной кооперации. Однако неясно, будут ли СРО оказывать финансовую поддержку этим институтам. Пока известно лишь одно: ни на одном сегменте финансового рынка ни одна саморегулируемая организация финансовую помощь от государства не получила32.

Источники формирования регионального банковского сектора России

Для формирования и развития регионального банковского сектора необходимы значительные денежные средства. В рамках рассмотренной выше программы антикризисных мер российского правительства и Банка России их запланировано недостаточно. Чтобы банковский сектор действительно стал источником финансирования развития региональной экономики, необходимо принять следующие меры.

1. Снять ограничения, установленные в Бюджетном кодексе РФ (а также в Налоговом кодексе РФ) на выпуск субъектами Федерации собственных облигаций: а) долгосрочных целевых облигаций для рефинансирования капиталов региональных банков развития или региональных союзов кредитной кооперации; б) "казначейских" облигаций для предотвращения роста неплатежей, которые можно использовать как для финансирования бюджетных расходов, так и для взаимозачетов и расчетов между предприятиями; в) инфраструктурных облигаций для финансирования целевых расходов, в том числе для финансирования инновационных проектов; г) "налоговых" облигаций, предоставляющих инвесторам налоговые льготы при уплате местных налогов; д) долгосрочных сберегательных облигаций для населения,


31 См.: www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs0903r.pdfwww.ruralcredit.ru (расчеты авторов).

32 Саватюгин А. Л. Новое на рынке кредитной кооперации и микрозаймов // Банковское дело. 2009. N 1. С. 30 - 31.

стр. 28

которыми можно было бы оплачивать те или иные обязательства, например обучение детей в вузе или пребывание в стационаре муниципальных учреждений.

2. Внести изменения в перечень финансовых инструментов, в которые могут быть инвестированы средства государственных внебюджетных фондов (например, разрешить до 5% средств или больше размещать в субфедеральные облигации или депозиты в РегБР, а 1% - в акции Регионального союза кредитной кооперации).

3. Разрешить региональному отделению федерального казначейства размещать временно свободные средства в РегБР и Региональном союзе кредитной кооперации.

4. Разрешить региональному фонду имущества (без получения специального разрешения ФАС) входить в уставный капитал кредитных организаций посредством оплаты 15 - 25% его величины субфедеральными облигациями.

5. Выделить территориальным управлениям Банка России средства для скорейшего создания кредитных институтов регионального развития.

6. Разделить коммерческое и инновационное кредитование: кредитование предприятий, участвующих в реализации государственных инновационных программ, осуществлять исключительно через региональные банки развития и региональные союзы кредитной кооперации, а коммерческое кредитование - через коммерческие банки и специализированные финансовые институты.

7. Признать основным источником формирования пассивов РегБР выпуск им облигаций под бюджетные гарантии или гарантии территориального управления Банка России. Выход данного банка на финансовый рынок со своими облигациями позволит вывести из тени часть сбережений населения, аккумулировать их для реализации инновационных проектов и тем самым снизить нагрузку на областной бюджет.

8. Организовать переучетные операции в РегБР под залог векселей и кредитных требований за счет: а) расширения списка предприятий, векселя которых могут предъявляться в территориальное управление Банка России или РегБР к переучету; б) снижения коэффициентов дисконтирования (ставка дисконтирования при переучете должна быть не ниже 0,9); в) удлинения сроков выпускаемых предприятиями векселей (он должен хотя бы немного превышать производственный цикл).

9. Ускорить принятие федерального закона "О кредитной кооперации" и новой редакции федерального закона "О кредитных потребительских кооперативах граждан".

10. Изменить на период преодоления последствий кризиса порядок лицензирования кредитных организаций, закрепив за каждым типом финансовых институтов строго определенные виды банковских операций.

11. Снять ограничения на вхождение органов исполнительной власти в уставный капитал РегБР и Регионального союза кредитной кооперации.

стр. 29

* * *

В условиях углубления экономического кризиса в России предпринимаются попытки решить проблемы дефицита финансирования реального сектора и граждан административными методами. Так, премьер-министр В. В. Путин заявил, что банки обязаны предоставлять кредиты предприятиям и гражданам в объеме полученной государственной помощи по конечной ставке 16% или по ставке, определяемой как ставка рефинансирования Банка России плюс три процентных пункта33.

Подобное предложение означает попытку вернуться к плановому распределению бюджетных средств. Премия в три процентных пункта не позволит банкам компенсировать риски, связанные с невозвратом кредитов в условиях кризиса и роста просроченной ссудной задолженности. При таких пороговых ограничениях ссудного роста банки будут вынуждены постепенно свернуть кредитные операции, одновременно ограничив свое участие в централизованных аукционах размещения средств Минфина и Банка России, а также фальсифицировать финансовую отчетность, уводя большую часть своих операций на "серый" рынок.

Усиление государственного вмешательства в экономическую деятельность в период экономического кризиса - обязательная, но все же временная мера. В основном роль государства должна ограничиваться финансовой поддержкой (на возвратной основе) испытывающих трудности кредитных организаций и формированием базовых инфраструктурных институтов, обеспечивающих эффективное функционирование банковской системы страны. Поэтому в нынешних условиях, учитывая требования и конъюнктуру мировых финансовых рынков, правительству РФ следует в первую очередь заняться решением проблемы "плохих" кредитов (на возвратной основе), сформировав под эгидой Банка России необходимую инфраструктуру, способную эффективно расчистить банковские балансы от "токсичных" активов.

Одновременно в 2009 - 2010 гг. нужно реформировать российский банковский сектор, в первую очередь на региональном уровне путем создания, с одной стороны, крупных региональных банков развития, а с другой - микрофинансовых институтов кредитной кооперации. Первые будут осуществлять свою деятельность, размещая субфедеральные облигации (эмитируемые под бюджетные гарантии или гарантии территориального управления Банка России), привлекая средства казначейства, регионального фонда имущества и государственных внебюджетных фондов, организуя переучетные операции под залог векселей и кредитных требований. Вторые смогут использовать в качестве ресурсной базы паевые взносы и вклады населения.


33 См.: news.mail.ru/politics/2534436.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/БАНКОВСКИЙ-СЕКТОР-РОССИИ-И-ПУТИ-ЕГО-РЕФОРМИРОВАНИЯ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Alexei GelmanContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Gelman

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

С. АНДРЮШИН, В. КУЗНЕЦОВА, БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ И ПУТИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 28.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/БАНКОВСКИЙ-СЕКТОР-РОССИИ-И-ПУТИ-ЕГО-РЕФОРМИРОВАНИЯ (date of access: 22.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - С. АНДРЮШИН, В. КУЗНЕЦОВА:

С. АНДРЮШИН, В. КУЗНЕЦОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Alexei Gelman
Норильск, Russia
1463 views rating
28.09.2015 (2186 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
GREAT OAKS FROM LITTLE ACORNS GROW
Catalog: Разное 
20 hours ago · From Россия Онлайн
THE MAIN MOSCOW CATHEDRAI
20 hours ago · From Россия Онлайн
TWO HUMANISTS
Catalog: История 
20 hours ago · From Россия Онлайн
"THE NEST OF THE FIERY EAGLE"
Catalog: Геология 
20 hours ago · From Россия Онлайн
SPACE ATTACK
20 hours ago · From Россия Онлайн
Предлагается гипотеза Нейтронная Вселенная, не как противопоставление чему- то высшему. Эта гипотеза предлагает логику расширяющейся Вселенной. Построение этой логики, надо строить с вопросов, которые окружают наш мир
Catalog: Физика 
THE "MAIN STREET" OF RUSSIA: ECOLOGICAL PORTRAIT
Catalog: Экология 
2 days ago · From Россия Онлайн
MUSEUM-TOWN
2 days ago · From Россия Онлайн
THIS VARIABLE VOLGA DELTA
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
AT NIKOLA'S OF ZARAISK
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РОССИИ И ПУТИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones