Libmonster ID: RU-17069
Автор(ы) публикации: О. Н. КИСЕЛЕВ

М., 2004, 200 с.

Летом 2003 г. наша страна отметила 60-ю годовщину грандиозного сражения на Курской дуге, ставшего одним из важнейших этапов в ходе второй мировой войны. Этому событию уже посвящены десятки научных работ, фильмов, художественных произведений, однако интерес к нему с годами только усиливается. Ставшие доступными в последние годы архивные материалы позволили по-новому взглянуть на многие аспекты битвы, острые дискуссии вызывают, казалось бы, ранее незыблемые по-

стр. 208


ложения советской исторической науки. Актуальным стал вопрос о цене победы в Курской битве.

Не секрет, что сражение на Курской дуге стало серьезным испытанием для Красной Армии и ее ВВС. Традиционно считается, что к началу контрнаступления под Курском наша авиация добилась господства в воздухе, уничтожив значительное количество фашистских самолетов. Официальная история участия советских ВВС в Великой Отечественной войне указывала: "Всего за время оборонительной операции советская авиация уничтожила в воздушных боях более 1500 немецких самолетов, а сама потеряла около 1 тыс."1 .

Авторы рецензируемого труда взяли на себя нелегкую задачу раскрыть перед своими читателями подлинную, объективную картину действий ВВС противоборствующих сторон в ходе оборонительного этапа курской битвы. Д. Б. Хазанов известен как автор целого ряда публикаций об участии авиации в боевых действиях на советско-германском фронте в 1941 - 1945 гг., а так же по истории создания и боевого применения отдельных типов боевых самолетов2 . Его соавтор, В. Г. Горбач, хотя и не имеет каких-либо крупных публикаций, участием в данном труде зарекомендовал себя как весьма серьезный исследователь.

В книге, основанной главным образом на архивных документах и воспоминаниях непосредственных участников событий, собран огромный фактический материал, дан глубокий обобщающий анализ действий как советских, так и немецких ВВС. Текст наглядно иллюстрируют около 250 уникальных фотографий, восемь страниц цветных изображений самолетов - участников сражения, а так же различные схемы боевых действий. Восприятие информации значительно облегчает тот факт, что многие статистические данные сведены авторами в таблицы. И, конечно же, нельзя не отметить великолепное полиграфическое исполнение книги.

Книга состоит из трех больших разделов, поделенных, в свою очередь, на главы. Первый раздел - "Накануне сражения" - посвящен подготовке противоборствующих сторон к сражению. Во втором - "Это грозное слово "Цитадель"" - рассказывается о событиях на северном фасе "огненной дуги", и в третьем - "Между Белгородом и Курском" - о боях на ее южном фасе. Кроме того, в конце книги помещены весьма интересные приложения, включающие различные статистические сведения и другую любопытную информацию (например, список немецких авиаторов - кавалеров Рыцарского Креста, погибших или попавших в плен в период с 5 по 14 июля 1943 г.). Не слишком удачным, на наш взгляд, представляется размещение выводов ко всей книге в виде заключительной части 3-го раздела. Возможно, более удобным было бы общие выводы выделить в качестве отдельного, пусть и небольшого раздела.

Необходимо отметить, что авторы критически оценивают действия авиации обеих сторон, в результате чего многие их выводы оказались весьма нелицеприятными, а иногда в чем-то даже сенсационными. Пытаясь быть объективными и в своем исследовании опираться только на факты, Д. Б. Хазанов и В. Г. Горбач нарисовали картину сражения, заметно отличающуюся от уже привычного представления о нем. Достаточно отметить, что знаменитый бой гвардии лейтенанта А. К. Горовца, в котором он, по официальной версии, уничтожил девять фашистских пикировщиков, не нашел подтверждения ни в немецких, ни в советских документах. Заметное изменение претерпела картина потерь авиации обеих сторон, да и сами результаты воздушного сражения подверглись существенной корректировке.

Рассматривая подготовку противоборствующих сторон к битве, авторы дают комплексную оценку состояния ВВС противников, уточняют состав авиационных группировок. Согласно их данным, немецкое командование стянуло в район будущего наступления до 80% своей авиации на восточном фронте. К началу июля противник располагал на Курской дуге примерно 2100 самолетами, не считая 80 венгерский3 . Как замечают авторы, высвободить такое большое количество самолетов с других участков советско-германского фронта немцам помогли их союзники, в частности Румыния, развернувшая крупные силы своих ВВС в районе Донбасса. Конечно перевод опытных соединений люфтваффе в район Курска или замена их на румынские, значительно уступавшие им по боеспособности, существенно ослабило вражескую авиацию на всем остальном фронте.

Советское командование все же смогло добиться количественного превосходства над врагом. Хотя авторы не указывают, сколько именно самолетов входило в авиационную группировку, собранную для участия в срыве операции "Цитадель", по приведенным ими данным о составе трех советских воздушных армий, авиации дальнего действия и авиации ПВО можно с достаточной долей уверенности говорить о 3500 - 3600 советских самолетов.

В книге отмечается качественный рост самолетного парка советских ВВС. Самолеты новых типов фактически вытеснили во фронтовых частях не только устаревшие советские машины, но и не слишком удачные, поставленные по ленд-лизу. Вместе с тем авторы считают, что говорить не только о достижении технического превосходство, но даже о


1 Советские военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. М., 1968, с. 168.

2 См. например: Хазанов Д. Б. Неизвестная битва в небе Москвы, ч. 1 - 2. М., 2001; Маслов М. С., Медведь А. Н., Хазанов Д. Б. Истребитель МиГ-3. М., 2003.

3 В этом месте (с. 15) в тексте опечатка: вместо 2100 стоит цифра 1100.

стр. 209


техническом паритете с немцами было бы "излишне оптимистичным" (с. 27). Противник за счет модернизации и усовершенствования имеющихся на вооружении самолетов продолжал удерживать техническое превосходство, хотя к лету 1943 г. оно было уже минимальным.

К сожалению, не в нашу пользу было и соотношение уровня подготовки летчиков. По данным авторов, налет выпускника советской летной школы был в среднем почти в 10 раз ниже, чем у молодого немецкого пилота. Особенно тяжелое положение сложилось в штурмовой авиации. Так, из подготовленных в мае 1943 г. 1-й запасной авиабригадой 137 летчиков штурмовиков только 27 человек прошли полный курс подготовки, а 48 человек успели пройти только теоретический курс боевого применения штурмовика (с. 30)!

Подробно рассмотрены авторами и другие аспекты подготовки обеих сторон к предстоящему сражению: разведка, инженерное обеспечение, возможности авиапромышленности, предварительные удары по коммуникациям и промышленным центрам, ну и, конечно, планирование операции. В отношении последнего хочется отметить, что было бы неплохо, если бы авторы уделили немного больше места анализу замыслов как советского, так и немецкого командования, обратив особое внимание на их слабые и сильные стороны. Необходимо также хотя бы кратко ознакомить читателя с организационной структурой немецкой авиации, дать расшифровку терминам "эскадра", "группа", "отряд".

Основная часть книги, конечно же, посвящена непосредственно боевым действиям. При их описании авторам удалось воссоздать целостную картину битвы: действия авиации тесно увязаны с событиями на земле, показано влияние ВВС на ход немецкого наступления, отдельные, характерные и не характерные эпизоды боев удачно вписаны в общий ход воздушного сражения, делая его изложение более живым и динамичным. При этом заметно некоторое пристрастие авторов к деятельности истребительной авиации, хотя в контексте книги более логичным было бы сделать упор именно на действия ударных самолетов. В этой связи выводы о воздействии авиации на наземные войска не всегда достаточно четкие и определенные.

Однако нельзя сказать, что действия штурмовиков и бомбардировщиков рассмотрены в книге вскользь. Достаточно подробно освещена деятельность ночной бомбардировочной авиации, авиации дальнего действия. Особенное внимание авторы уделили вопросу борьбы авиации с танками, что неудивительно, учитывая масштабы применения бронетехники обеими сторонами. Не секрет, что именно на Курской дуге наша авиация впервые применила новейшие противотанковые бомбы ПТАБ-2,5 - 1,5, на которые советское командование делало основную ставку, в то время как люфтваффе использовали для борьбы с советскими танками самолеты, оснащенные крупнокалиберными авиапушками, а также обычные авиабомбы. В книге сделана попытка подробно проанализированы результаты использования этих типов оружия, и авторы оказались весьма далеки от их идеализации. Например, несмотря на откровенно восторженные отзывы главного немецкого "противотанкового аса" Г. -У. Руделя, а вслед за ним и целого ряда как западных, так и отечественных историков и публицистов4 об использовании против танков 37-мм авиапушек, Д. Б. Хазанов и В. Г. Горбач, основываясь на анализе причин потерь советских танков, говорят о том, что на Курской дуге это оружие себя не проявило.

Авторы наглядно показали ожесточенность борьбы за господство в воздухе, много внимания уделили тактическим приемам сторон, рассмотрели их достоинства и недостатки. Показаны методы, с помощью которых люфтваффе, в целом уступая советским ВВС по количеству боевых машин, создавало численный перевес на наиболее важных участках. Однако, как отмечено в книге, из-за ограниченных возможностей своей авиации немцы на время наступления сосредоточили ее усилия только на переднем крае, фактически отказавшись от ударов по тыловым районам советских войск, что позволило беспрепятственно маневрировать резервами, направляя их на наиболее угрожаемые участки. Удары по наступающим и обороняющимся войскам стали основной задачей авиации обеих сторон, причем как указывают авторы, сорвать или приостановить налеты ударной авиации противника не смогла ни та, ни другая сторона.

Авторы критически относятся не только к советской, но и к немецкой статистике. В ряде случаев приводятся доказательства занижения немцами своих потерь в официальных документах. Например, 6 июля журнал боевых действий 6-го воздушного флота сообщал о потере 6 самолетов, однако генерал-квартирмейстер люфтваффе признал потерю 10 самолетов этого объединения, а согласно показаниям пленных немецких авиаторов только одних истребителей "Фокке-Вульф-190" в этот день вышло из строя не менее 10 (с. 63).

Все же итоговое соотношение безвозвратных потерь авиации в ходе оборонительного этапа битвы оказалось не в пользу советских ВВС. По подсчетам авторов, советские ВВС на Курской дуге безвозвратно потеряли немногим более 1000 самолетов, в то время как противник лишился 390 - 400 боевых машин. Соотношение потерь 2,5 к 1, по мнению Д. Б. Хазанова и В. Г. Горбача, "отражало средний уровень мастерства и боевого опыта, а также живучесть участвовавших в сражении самолетов противников летом 1943 года" (с. 179). Особо отмечается,


4 См. например: Зефиров М. В. Штурмовая авиация люфтваффе. М., 2001; Руделъ Х. -У. Пилот пикировщика. - Бомбы сброшены! М., 2002.

стр. 210


что немецкие ВВС лишились большого числа асов, что, видимо, в дальнейшем отрицательно сказалось на возможностях люфтваффе. Добиться господства в воздухе на всем фронте советским ВВС не удалось, однако на белгородском направлении к концу оборонительного этапа наша авиация перехватила инициативу, правда в основном благодаря отводу с этого направления большинства частей немецкого 8-го авиакорпуса.

Работа Д. Б. Хазанова и В. Г. Горбача, несомненно, вызовет большой интерес у специалистов по истории второй мировой войны и военно-воздушных сил. Однако, несмотря на весьма определенную специфику рецензируемого труда, требующую использования большого количества специальных терминов, книга легко читается и будет интересна и вполне доступна любому читателю.

Представляется, что Д. Б. Хазанову и В. Г. Горбачу удалось провести достаточно объективное исследование затронутого вопроса. В научный оборот введено много новых цифр и документов. Хочется надеяться, что авторы будут последовательны и в скором времени выйдет продолжение книги, рассказывающее о действиях авиации в период советского контрнаступления летом 1943 г.

О. Н. Киселев, аспирант Государственного университета гуманитарных наук


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Д-Б-ХАЗАНОВ-В-Г-ГОРБАЧ-АВИАЦИЯ-В-БИТВЕ-НАД-ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ-ДУГОЙ-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОДД-Б-ХАЗАНОВ-В-Г-ГОРБАЧ-АВИАЦИЯ-В-БИТВЕ-НАД-ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ-ДУГОЙ-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОД

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. Н. КИСЕЛЕВ, Д. Б. ХАЗАНОВ, В. Г. ГОРБАЧ. АВИАЦИЯ В БИТВЕ НАД ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ ДУГОЙ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОДД. Б. ХАЗАНОВ, В. Г. ГОРБАЧ. АВИАЦИЯ В БИТВЕ НАД ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ ДУГОЙ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.07.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Д-Б-ХАЗАНОВ-В-Г-ГОРБАЧ-АВИАЦИЯ-В-БИТВЕ-НАД-ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ-ДУГОЙ-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОДД-Б-ХАЗАНОВ-В-Г-ГОРБАЧ-АВИАЦИЯ-В-БИТВЕ-НАД-ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ-ДУГОЙ-ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ-ПЕРИОД (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - О. Н. КИСЕЛЕВ:

О. Н. КИСЕЛЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
250 просмотров рейтинг
16.07.2021 (1014 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Д. Б. ХАЗАНОВ, В. Г. ГОРБАЧ. АВИАЦИЯ В БИТВЕ НАД ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ ДУГОЙ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОДД. Б. ХАЗАНОВ, В. Г. ГОРБАЧ. АВИАЦИЯ В БИТВЕ НАД ОРЛОВСКО-КУРСКОЙ ДУГОЙ. ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android