Libmonster ID: RU-10792

В период постепенного перехода нашей страны от социализма к коммунизму особое значение приобретает коммунистическое воспитание советского народа. Одним из важнейших звеньев в системе коммунистического просвещения и воспитания трудящихся является советская средняя школа. В её стенах растёт и развивается поколение будущих граждан коммунистического общества. В формировании мировоззрения этого поколения большая и почётная роль принадлежит нашей советской исторической науке.

Знание истории помогает понять коренное отличие социалистического общественного строя от всех предшествующих классовых формаций, осознать безусловное превосходство советского общества над обществом капиталистическим, понять закономерности исторического процесса и неизбежность гибели капиталистического общества.

"Мы хорошо знаем, - говорил В. М. Молотов в докладе о 22-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, - что настоящий прогресс, который возможен только на базе социализма, должен опираться на всю историю народов и на все их достижения в прошлых веках, должен раскрыть подлинный смысл истории жизни народов, чтобы полностью обеспечить славное будущее своего народа и, вместе с тем, светлое будущее всех народов"1 .

История является мощным средством воспитания подрастающего поколения в духе советского патриотизма, в духе беззаветной преданности и любви к социалистической Родине. Воспитание советского патриотизма не может быть оторванным, не связанным с корнями прошлой истории нашего народа. Оно должно быть наполнено патриотической гордостью за исторические деяния своего народа. "Ведь советский патриотизм, - говорил М. И. Калинин, - является прямым наследником творческих дел предков, двигавших вперед развитие нашего народа"2 .

Большевистская партия, советское правительство и лично товарищ Сталин уделяют огромное внимание историческому образованию нашей молодёжи. Подписанное товарищем Сталиным постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. "О преподавании гражданской истории в школах СССР" явилось поворотным пунктом в преподавании истории. Оно поставило его на научную основу, потребовав обеспечить в преподавании "доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории"3 .

Решающее значение для разгрома антимарксистских, антинаучных взглядов Покровского, и его "школы" имели замечания И. В. Сталина, С. М. Кирова и А. А. Жданова на конспекты школьных учебников по истории СССР и новой истории.

Исключительно важную роль в деле коммунистического воспитания трудящихся играют исторические решения Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) по вопросам идеологии, опубликованные в последние годы.


"Преподавание истории в школе" за 1949 - 1950 годы. Орган Министерства просвещения РСФСР. Учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР. М. 1949 - 1950.

1 В. М. Молотов. XXII годовщина Октябрьской революции, стр. 14. Огиз. Госполитиздат. 1939.

2 М. И. Калинин. О коммунистическом воспитании. Избранные речи и статьи, стр. 83. Изд-во ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия". 1947.

3 Сборник "К изучению истории", стр. 18. Партиздат ЦК ВКП(б). 1937.

стр. 105

Неоценимым вкладом в сокровищницу марксизма, марксистскую философию, марксистскую историческую науку являются гениальные произведения И. В. Сталина о языке и языкознании. Эти произведения имеют огромнейшее значение в определении путей дальнейшего развития всех общественных наук, в том числе и советской исторической науки.

Постоянная отеческая забота большевистской партии, советского правительства об историческом образовании в нашей стране воодушевляет советских преподавателей-историков в их ответственном и благородном деле коммунистического воспитания подрастающего поколения. Отдавая все свои знания и опыт делу обучения молодого поколения, советские историки добились серьёзных успехов в выполнении задач исторического образования нашей молодёжи. Этим успехам в значительной степени способствовал общий подъём и расцвет всей советской исторической науки, развивающейся на незыблемой основе марксизма-ленинизма.

Дальнейшее улучшение исторического образования миллионов советских школьников зависит как от общего состояния нашей исторической науки, так и от роста идейно-теоретического и научного уровня многотысячной армии учителей-историков. Решающая роль в учебном процессе принадлежит учителю. От его подготовленности и педагогического мастерства в огромной степени зависит качество преподавания истории. Даже самые хорошие программы, учебники и учебные пособия не могут заменить живого слова учителя, его творческой работы в классе.

Помочь учителям-историкам в овладении марксистско-ленинской теорией, помочь им творчески применять её в процессе преподавания истории и Конституции СССР, постоянно способствовать повышению уровня их педагогического мастерства - таковы главнейшие задачи журнала "Преподавание истории в школе", возобновлённого изданием в 1946 году. Журнал призван ориентировать учителей в важнейших вопросах исторической науки с тем, чтобы в школьном курсе истории они сумели полностью отразить современное состояние советской исторической науки. В задачу журнала входит широкое освещение узловых вопросов методики преподавания, показ и обобщение опыта лучших педагогов.

С момента возобновления выхода журнала его редакция проделала большую работу. Журнал пользуется заслуженной популярностью в широких кругах учителей-историков. Большинство статей, опубликованных в журнале, написано на высоком идейно-теоретическом уровне, проникнуто боевым духом большевистской партийности и представляет собой полноценное пособие для учителей, помогающее им в преподавании важнейших разделов школьного курса истории и Конституции СССР.

В числе таких статей можно отметить три статьи, помещённые в N 6 за 1949 год. Это передовая статья "Великий вождь коммунизма", посвященная семидесятилетию со дня рождения И. В. Сталина, и статьи М. П. Кима "И. В. Сталин и советская историческая наука" и И. Ф. Петрова "Великое содружество Ленина и Сталина". Эти статьи помогают учителям в овладении марксистско-ленинской теорией, дают большой материал для воспитания учащихся в духе безграничной любви к мудрому вождю и учителю, великому Сталину.

Несомненную помощь преподавателям оказала статья А. М. Панкратовой "Против буржуазного объективизма и космополитизма в исторической науке и преподавании истории" (N 2 за 1949 г.). Статья правильно ориентирует преподавателей на глубокое и всестороннее воспитание у учащихся советского патриотизма и непримиримого отношения ко всяческим проявлениям низкопоклонства перед прогнившей культурой капитализма. Автор убедительно и ярко разоблачает антинаучные, фальсификаторские попытки буржуазной историографии исказить и смазать величие истории русского народа. В статье даётся резкая и убедительная критика работ ряда советских историков, оказавшихся в плену буржуазного объективизма и космополитизма.

Большую пользу читателям принесла редакционная статья "Преподавание истории в школе - боевой участок идеологического фронта" (N 2 за 1950 г.). В ней перед учителями ставятся важнейшие задачи преподавания и указываются пути к их успешному разрешению.

Весьма нужной для учителей является статья Ф. П. Коровкина "О преподавании темы "Завоевание Кавказа Россией" в IX классе средней школы", опубликованная

стр. 106

в N 6 за 1950 год. Грубые антимарксистские ошибки в характеристике и оценке движения мюридизма и Шамиля, допущенные рядом советских историков, нашли место как в учебнике "История СССР" (ч. II для IX класса средней школы), так и в практике преподавания в школе. В учебнике, изданном в 1950 г., эти ошибки исправлены, однако в 1950 - 1951 учебном году значительной части учащихся ещё придётся заниматься по учебникам старых изданий. Всё это делает появление статьи Ф. П. Коровкина в высшей степени целесообразным. Следует только пожалеть, что редакция журнала поместила её лишь в последнем номере 1950 года. Редакции следовало бы оперативнее откликаться на принципиальные вопросы, выдвигаемые развитием советской исторической науки. Ф. П. Коровкин, используя постановление Совета министров СССР "Об отмене прежнего решения о присуждении Сталинской премии Г. Гусейнову за его книгу", а также статью М. Д. Багирова4 , написал нужную статью, содержащую конкретный материал, помогающий правильно характеризовать движение мюридизма и Шамиля, вскрыть его реакционный, антинародный характер. Автор, на наш взгляд, дал правильные методические указания о построении урока, посвященного одной из важных тем школьного курса.

За последние два года журнал "Преподавание истории в школе" стал "значительно больше, чем в предыдущие годы, уделять внимания вопросам истории советского общества. В 1949 - 1950 гг. в научно-популярном отделе журнала был опубликован ряд интересных и нужных статей по этим вопросам. В N 3 за 1949 г. помещена статья П. А. Казанского "Коммунистические субботники в годы гражданской войны". Она содержит богатый фактический материал, позволяющий учителю содержательно рассказать учащимся о новой, невиданной в истории форме коммунистического труда - коммунистических субботниках, в которых В. И. Ленин видел первые ростки коммунизма. Автор совершенно правильно подчеркнул историческое значение субботников для последующего развёртывания широкого, всенародного движения за повышение производительности труда. Содержание статьи логически подводит автора к выводу о том, что ростки коммунизма, которые с гениальной прозорливостью увидел Ленин в первых коммунистических субботниках, получили невиданный расцвет в годы сталинских пятилеток, когда трудовое творчество народных масс нашло свое выражение в социалистическом соревновании и в его высшей форме - стахановском движении, - той мощной силе, которая, как указывает товарищ Сталин, подготавливает условия для перехода от социализма к коммунизму.

Редакция журнала учла настойчивые пожелания учителей о публикации статей по истории внешней политики советского государства. Освещение этой темы на страницах журнала крайне необходимо, так как учебник страдает в этом отношении существенными пробелами.

В 1949 - 1950 гг. в журнале были опубликованы три статьи по истории внешней политики СССР. Хронологически они охватывают период с 1924 г. до начала Великой Отечественной войны и дают преподавателям нужный им материал для проведения занятий в X классе. Следует, однако, пожалеть, что журнал, поместив эти статьи в научно-популярном отделе, до сих пор не дал ни одной методической разработки по темам, связанным с историей внешней политики СССР. Необходимость в методических указаниях по этим темам не подлежит сомнению. Такие указания, например, было бы весьма полезно дать к статье И. Ф. Ивашина "Внешняя политика СССР в 1935 - 1939 гг." (N 6 за 1950 г.). Статья написана на необходимом научном уровне, правильно освещает важнейшие вопросы советской внешней политики, насыщена большим и часто сложным фактическим материалом, однако без верного методического подхода к ней многие учителя будут испытывать трудность в её использовании при подготовке к уроку. Журнал должен помочь учителю выделить основные факты и выводы, показать, как надо правильно довести их до сознания учащихся.

Журнал сделал большое и полезное для учителей дело, опубликовав в 1949 - 1950 гг. на своих страницах статьи, посвященные истории Великой Отечественной войны. Помещённая в N 2 за 1949 г. статья И. С. Короткова "Кампания 1945 г. - заключительный этап Великой Отечественной войны", несомненно, принадлежит к числу лучших статей,


4 См. журнал "Большевик" N 13 за 1950 год.

стр. 107

опубликованных в журнале за последние годы. Она ярко воскрешает в памяти читателя исторические события недавнего прошлого, написана простым и ясным языком, иллюстрирована картой и фотографиями, содержит запоминающийся материал, который учитель сможет использовать на занятиях.

Отмечая как положительное явление в работе журнала увеличение его внимания к истории советского общества, нельзя не отметить, однако, что журналу предстоит сделать ещё многое, чтобы целиком удовлетворить потребность читателей в статьях, посвященных советскому периоду истории нашей Родины. Журнал, например, совершенно не освещает вопросы развития и расцвета советской культуры. За пять лет в журнале не было ни одной статьи на эту тему. Тем самым журнал не помогает учителям в подготовке к урокам по XI разделу программы истории СССР (культурная революция в СССР и расцвет социалистической культуры). Необходимость в таких статьях огромна, так как глава учебника, в которой говорится о культурной революции, настолько не соответствует программе, что ни педагоги, ни школьники ею почти не пользуются. На этот серьёзный недостаток в работе журнала "Преподавание истории в школе" указывалось ещё в 1949 году5 .

В плане работы на 1950 г., опубликованном в N 1 за 1950 г., редакция обещала, что особенностью работы журнала в 1950 г. явится "преимущественное внимание к публикации статей по вопросам истории культуры". Это обещание редакция далеко ещё не выполнила. В 1950 г. появилось лишь несколько статей на эту тему, но среди них нет ни одной, которая освещала бы расцвет культуры в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции.

Учитывая потребность в статьях по истории отечественной науки и техники, редакция журнала опубликовала статью Л. П. Бущик "О русском приоритете в естествознании и технике XIX и начала XX вв." (N 4 за 1950 г.).

Стремление дать учителям конкретный материал по такой важной теме следует горячо приветствовать, так как учебники для средней школы в этом отношении имеют серьёзные пробелы. Однако необходимо отметить, что первый опыт в этом направлении журналу не совсем удался. Статья Л. П. Бущик страдает рядом крупных недостатков, снижающих её качество и делающих её малополезной для учителя старших классов средней школы. То, что написано, трудно даже назвать статьёй. Это скорей беглый перечень имён. На 11 страницах автор пытается рассказать более чем о 50 (!) выдающихся русских учёных и изобретателях, внесших огромный вклад в мировую науку и технику. Как и следовало ожидать, при подобном подходе к теме, ничего, кроме перечисления имён, и поверхностных комментариев к ним, получиться не могло. О великом русском учёном И. П. Павлове в статье, например, сказано только следующее: "Учение Павлова об условных рефлексах открыло путь к исследованию тончайших функций головного мозга и всего сложного поведения животного организма". Ни слова больше! Понятно, что ничего полезного для учителя подобное резюме не даёт. О выдающемся русском учёном-металлурге П. П. Аносове учитель узнаёт только то, что "в 1831 году Аносов впервые применил микроскоп для исследования структуры металлов". Ничего полезного не дают учителю и те несколько строк, которые посвящены выдающимся русским учёным В. В. Докучаеву и В. Р. Вильямсу. Говоря о них, автор ни словом даже не упоминает о значении их работ для научного преобразования природы, осуществляемого в нашей стране по гениальному сталинскому плану.

Редакция совершила ошибку, поместив компилятивную сводку, составленную Л. П. Бущик. Читатель вправе ожидать от журнала серии хороших статей, дающих конкретный и живой материал по истории отечественной науки и техники.

Серьёзным недостатком журнала является то, что за последние два года в нём недопустимо мало внимания уделялось истории многочисленных народов нашей Родины. Помимо упоминавшейся выше статьи Ф. П. Коровкина были опубликованы всего лишь две статьи, посвященные историческому прошлому народов СССР. Обе они попали в отдел консультаций N 3 за 1949 год. Одна из них - "Урарту - древнейшее государство на территории СССР" (автор - В. В. Шлеев), и вторая - "Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция Академии наук СССР" (автор - Т. А. Жданко).


5 См. газету "Культура и жизнь" от 11 декабря 1949 года.

стр. 108

Статьи эти представляют для учителя определённый интерес, но не освобождают редакцию журнала от обязанности больше уделять внимания истории народов СССР.

Журнал ещё в большом долгу перед читателями и в освещении вопросов, показывающих связь истории нашей Родины с историей народов Западной Европы и Востока. Последняя попытка в этом направлении была предпринята журналом ещё в 1946 году. Тогда были помещены статьи Ползиковой-Рубец "Опыт прохождения курса отечественной истории в связи с курсом западно-европейского средневековья" (N 2) и Е. А. Косминского "О требованиях к новому учебнику истории средних веков" (N 5). Таким образом, обе статьи ограничивались постановкой вопроса о связи курса всеобщей истории с курсом истории СССР только в рамках средневековья.

Единственная статья, в которой делалась попытка более широко поставить вопрос, оказалась явно ошибочной. Речь идёт о статье В. Н. Вернадского "О связи школьных курсов отечественной и мировой истории" (N 4 за 1946 г.), в которой преувеличивается влияние иноземной культуры на культуру нашей страны. Казалось бы, редакция журнала должна была сама подвергнуть критике эту ошибочную статью и опубликовать ряд других статей, правильно решающих этот вопрос, но она этого не сделала.

За последние годы журнал не поместил ни одной статьи о роли народов нашей страны во всемирной истории, об их культурном и политическом влиянии на ход мировой истории. Журнал должен руководствоваться указаниями И. В. Сталина, А. А. Жданова и С. М. Кирова на то, что "нам нужен такой учебник истории СССР, где бы история Великороссии не отрывалась от истории других народов СССР - это, во-первых, - и где бы история народов СССР не отрывалась от истории общеевропейской и, вообще, мировой истории, - это, во-вторых"6 .

В 1950 г. журнал, наконец, стал на своих страницах публиковать статьи по истории славянских народов Центральной и Восточной Европы. Если в 1949 г. в нём не было напечатано ни одной такой статьи, то в 1950 г. их появилось несколько (NN 3, 4, 6). Статья Н. В. Алексеевой "Страны народной демократии на пути к социализму" (N 4) даёт учителю X класса суммированные сведения о развитии Польши, Болгарии, Чехословакии и других стран народной демократии, показывает огромные социальные и экономические изменения, происшедшие в этих странах при братской помощи Советского Союза. Несмотря на то, что эта статья написана довольно сухо, всё же содержащийся в ней фактический материал с успехом может быть использован на уроках в X классе.

Преподаватели IX класса в 1950 г. имели возможность прочитать в журнале две статьи, которые помогли им провести занятия по теме "Славяне в 1871 - 1914 гг.". Это статьи: В. А. Упеник "Балканские войны 1912 - 1913 гг. и политика империалистических держав" и П. С. Лейбенгруб "Методические замечания к теме "Славяне в 1871 - 1914 гг.". Первая из них помещена в научно-популярном отделе N 3, вторая - в методическом отделе N 6. В целом полезная для учителя, статья В. А. Упеник страдает, однако, существенным недостатком: она перегружена фактическим материалом. Автор, очевидно, не учёл, что на тему "Славяне в 1871 - 1914 гг." программа IX класса предусматривает всего три часа, и, следовательно, учитель не может уделить балканским войнам больше одного - полутора часов. П. С. Лейбенгруб в своей статье предлагает увеличить количество часов, предназначенных на изучение указанной темы, до четырёх. Однако и его статья (даже если учитель увеличит количество часов, отведённое на тему) может толкнуть учителя на путь излишней перегрузки учащихся фактическим материалом.

Стремясь, очевидно, помочь учителям в освещении роли славянских народов в средние века, журнал поместил в N 4 за 1950 г. статью Б. Т. Горянова "Византия в южные славяне". Если статьи Н. В. Алексеевой, В. А. Упеник и П. С. Лейбенгруб, несмотря на отдельные недостатки, всё же полезны для учителей и помогают им правильно понять историю славянских народов, то о статье Б. Т. Горянова этого ни в коем случае сказать нельзя. Автор повторяет в ней свои прежние ошибочные установки, подвергшиеся в своё время критике на страницах нашей печати. Находясь в плену взглядов буржуазно-дворянских византинистов (Ф. И. Успенский, В. Г. Васильевский и др.), Б. Т. Горянов ставит в центре своего внимания исключительно Византию и говорит о


6 Сборник "К изучению истории", стр. 24.

стр. 109

славянах лишь в связи с процессами и событиями византийской истории. Тем самым объективно смазывается решённый советской исторической наукой вопрос о самостоятельном пути развития славянских народов Балканского полуострова и о важной, часто определяющей, роли южнославянских народов в международной жизни всего юго-востока Европы в средние века7 .

Влияние буржуазной методологии нашло своё отражение и в трактовке автором общественного строя древних славян. По мнению Б. Т. Горянова, он сохранял в V - VII вв. патриархально-родовой характер. Эта мысль противоречит выводам советской исторической науки, давно опровергшей тенденциозную легенду о примитивности общественного строя древних славян. В период борьбы с Византией славяне находились уже на стадии общественного развития, именуемой в марксистской историографии периодом формирования феодальных отношений. Столь же ошибочным является замалчивание автором активной роли славян в крушении рабовладельческого строя. Это приводит к недооценке революционного характера перехода от одной классовой формации к другой. В статье ничего не говорится об экономических связях между различными странами Балканского полуострова, а также о торговых связях славянских городов Адриатики с Византией, роль которых в международной жизни того времени была весьма велика. Это упущение искажает общую картину исторического развития всего юго-востока Европы и соответствует духу антиславянской буржуазной историографии, преувеличивающей вопреки исторической истине роль итальянского купечества. Статья Б. Т. Горянова, содержащая грубые ошибки, не отражает современного уровня советской исторической науки и может только дезориентировать учителя в важнейших вопросах истории южных славян.

Журнал ещё до сих пор мало помогает учителям в изучении и освещении экономических проблем, встречающихся в школьном курсе истории. Между тем известно, что именно эти проблемы особенно трудно методически правильно и в доступной форме изложить учащимся. Журнал должен больше внимания уделять вопросам, связанным с экономическим строем общества. От усвоения этих вопросов зависит понимание учащимися закономерности всего исторического процесса. Следует помнить указание И. В. Сталина о том, что "первейшей задачей исторической науки является изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительных сил и производственных отношений, законов экономического развития общества"8 .

*

Большое внимание журнал "Преподавание истории в школе" уделяет методической помощи учителям по важнейшим разделам и темам школьного курса истории и Конституции СССР. Статьи, публикуемые в методическом отделе журнала, как правило, отвечают своему назначению и оказывают учителю необходимую помощь. Журнал поступает правильно, систематически помещая методические разработки по Конституции СССР. Значение преподавания Конституции СССР в средней школе очень велико. Изучение Сталинской Конституции помогает воспитывать нашу молодёжь в духе любви и преданности к социалистической Родине. Важность разработки этого предмета на страницах журнала определяется также и тем, что вплоть до настоящего времени отсутствует стабильный учебник по Конституции СССР, а имеющиеся немногочисленные учебные пособия страдают серьёзными недостатками. Не лишено их и выпущенное в 1949 г. Учпедгизом третье издание пособия по Конституции СССР для средней школы М. П. Каревой.

Опубликованные в журнале статьи помогают учителям строить преподавание Конституции СССР в тесной связи с нашей действительностью, подтверждая все положения Конституции живыми примерами, рисующими преимущества социалистического строя перед строем капиталистическим. В ряде статей журнал правильно заострил внимание учителя на необходимости широкого использования на уроках Конституции местного


7 См. работы акад. Б. Д. Грекова "Борьба Руси за создание своего государства" (М. -Л. 1945) и проф. П. Н. Третьякова "Восточнославянские племена" (М. -Л. 1948).

8 "История ВКП(б). Краткий курс", стр. 116.

стр. 110

краеведческого материала. В журнале указываются некоторые недостатки, встречающиеся ещё в преподавании Конституции СССР, подвергаются критике отдельные факты формального преподавания этого важнейшего предмета.

Предпринятая журналом работа по обмену положительным опытом, а также по выявлению недостатков преподавания Конституции СССР, несомненно, поможет учителям глубже и интереснее проводить занятия, посвященные изучению Сталинской Конституции, Конституции победившего социализма.

Учитывая, однако, значение курса Конституции СССР в средней школе, журналу следует уделять ему ещё больше внимания. В частности, статьи, посвященные Конституции, необходимо помещать не только в методическом отделе, как это делалось до сих пор, но и в научно-популярном отделе.

В 1949 - 1950 гг. журнал в ряде своих статей выступил с постановкой вопроса о методике работы над произведениями классиков марксизма-ленинизма в старших классах средней школы. Однако читатели справедливо выражают своё недоумение по поводу того, что в 1950 г. журнал так и не опубликовал ни одной статьи, посвященной гениальным произведениям И. В. Сталина по вопросам языкознания, имеющим огромное значение для дальнейшего развития марксистской исторической науки в целом и для исторического образования молодёжи в частности. Журнал обязан был опубликовать ряд квалифицированных статей, чтобы помочь советским учителям-историкам глубоко понять эти произведения И. В. Сталина и применить их выводы и положения в преподавании истории в средней школе. Не сделав этого, журнал допустил очень серьёзную ошибку.

Журнал вообще ещё очень слабо удовлетворяет потребность учителей в хороших статьях, которые помогали бы им возможно ярче и полнее ознакомить учащихся с сокровищницей бессмертных идей Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Во-первых, таких статей в журнале опубликовано ещё очень мало, и, во-вторых, некоторые из них страдают серьёзными недостатками. Приведём примеры. В N 3 журнала за 1949 г. была опубликована статья А. А. Вагина "Из опыта работы по теме "Великая Октябрьская социалистическая революция". Автор, явно не учитывая возраста и подготовки учащихся десятых классов, рекомендует изучить по этой теме... 12 произведений Ленина и Сталина. При этом он одновременно советует учителям отводить на эту тему в два - два с половиной раза меньше времени, чем предусмотрено примерным планом Министерства просвещения РСФСР. Вся статья изобилует подобными методически-неверными советами, ведёт на путь лишней перегрузки учащихся за счёт глубины и прочности их знаний.

Ошибочные положения, высказанные А. А. Вагиным, были подвергнуты справедливой критике на страницах самого журнала учителем химкинской средней школы Московской области Н. Г. Дайри, выступившим со статьёй "Об изучении произведений классиков марксизма-ленинизма на уроках истории в 10-х классах". Редакция журнала поступила совершенно правильно, опубликовав эту статью и согласившись с её выводами относительно статьи А. А. Вагина. В редакционном примечании к статье Н. Г. Дайри журнал правильно и своевременно обратил внимание Министерства просвещения РСФСР на необходимость в кратчайший срок дать школе конкретные указания о правильном отборе произведений классиков марксизма-ленинизма для учащихся старших классов.

К сожалению, не только статья А. А. Вагина требовала к себе критического отношения со стороны редакции журнала "Преподавание истории в школе". В критике явно нуждалась статья М. В. Когновицкой "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса" (N 5 за 1949 г.). Статья является методической разработкой для учителей восьмых классов средней школы. В ней автор детально рассказывает о том, как по её мнению, лучше всего построить занятия по изучению "Манифеста Коммунистической партии". Что же предлагает автор? Он рекомендует начать урок со вступительного слова педагога. Каков же характер этого вступительного слова, примерный текст которого приводится в статье? Прежде всего, поражает обилие цитат. За 10 - 15 минут вступительного слова преподаватель зачитывает учащимся... пять цитат! Но это - только начало. На цитатах строится всё изучение "Манифеста Коммунистической партии". На 13 страницах статьи автор ухитряется привести свыше 30 цитат! В статье приводится примерный текст вопросов, которые в ходе урока должен

стр. 111

задавать педагог, а также примерный текст ответов учащихся на каждый из поставленных вопросов. Судя по этим "примерным ответам", учащиеся должны отвечать, как правило, одной, двумя, тремя, а то и четырьмя цитатами.

В методической разработке М. В. Когновицкой совершенно неправильно показана роль преподавателя. Она фактически сведена к тому, что преподаватель предлагает учащимся открыть на той или иной странице "Манифест Коммунистической партии" и зачитать очередную цитату. Даже заключительные пояснения учителя к "изученным" таким образом разделам сводятся к простому чтению цитат. Вот как выглядит в изображении М. В. Когновицкой сцена такого пояснения: "Педагог. Сделаем некоторые общие выводы из того, о чём мы с вами беседовали. Обратимся для этой цели к "Манифесту". Откройте стр. 64 и прочитайте... (приводится текст трёх цитат без всякого пояснения со стороны учителя). Переходим ко второму вопросу, к вопросу о роли и задачах коммунистической партии, как авангарда пролетариата".

Ясно, что подобный "метод" изучения гениальных произведений классиков марксизма-ленинизма глубоко порочен. Это метод талмудистов и начётчиков.

Ко всему сказанному следует добавить, что вся методическая разработка поражает своей сухостью и бесстрастностью. Если попытаться провести урок, следуя советам М. В. Когновицкой, то такой урок ни в коем случае не будет способствовать воспитанию интереса и любви, учащихся к изучению основ марксистско-ленинской теории. В изображении М. В. Когновицкой занятия по изучению "Манифеста Коммунистической партии" выглядят исключительно скучными. Как слова учителя, так и "примерные ответы" учащихся (в тех редких случаях, когда они не говорят цитатами) написаны автором сухим и невыразительным языком. И таким языком автор статьи заставляет говорить педагога и учащихся на уроке, посвященном "Песне песней марксизма", как назвал "Манифест Коммунистической партии" товарищ Сталин!

Замечательный воспитатель советской молодёжи М. И, Калинин говорил: "Не забывайте, что молодёжь любит, чтобы было красиво. Но если подумать, то, что может быть красивее идей марксизма-ленинизма, ибо эти идеи - идеи беспредельного творчества! И тут перед вами открываются самые широкие перспективы. Но эти перспективы обязывают к серьезной работе, к творчеству"9 .

Всё содержание статьи М. В. Когновицкой свидетельствует о том, что автор и редакция, ошибочно поместившая статью, забыли эти слова М. И. Калинина.

В методическом отделе журнала в 1949 - 1950 гг. был поставлен ряд интересных вопросов, связанных с методикой преподавания истории и Конституции СССР в средней школе.

На страницах журнала, например, нашёл отражение такой важный вопрос, как повторение и закрепление знаний учащимися. Этой теме было посвящено несколько статей: П. С. Лейбенгруб "Обзорные уроки в 8 - 10 классах", В. А. Орлова "Обобщение и систематизация знаний при изучении темы "Империализм, как высшая стадия капитализма" и др. Можно надеяться, что и в дальнейшем журнал будет уделять этому вопросу необходимое внимание, так как от правильной организации повторения и закрепления полученных знаний в значительной степени зависит успеваемость учащихся.

Журнал поднял ответственный вопрос о разработке методики проведения письменных сочинений по истории. В статье А. З. Редько "Анализ сочинений по истории V - VII классов" (N 4 за 1950 г.) справедливо отмечается, что учащиеся не всегда умеют выразить свою мысль в письменном виде, зачастую обходят в сочинениях сложные вопросы и не всегда умеют установить связь между историческими событиями. Классные сочинения по истории являются не только средством проверки знаний ученика, но и в значительной степени помогают выявить недостатки работы учителя по важнейшим разделам школьного курса истории.

Журнал своевременно обратил внимание на методическую помощь учителям в использовании на уроках исторических источников. В статье А. Д. Эпштейн "Хрестоматия по истории средних веков" и её использование в школе" (N 1 за 1950 г.) убедительно доказывается необходимость и возможность использования исторических источников не только учителями, но и самими учащимися. На конкретных примерах


9 М. И. Калинин. О коммунистическом воспитании, стр. 266.

стр. 112

автор даёт ряд методических указаний относительно использования документов, помещённых в хрестоматии. Автор правильно, по нашему мнению, разрешает спорный среди некоторых методистов и учителей вопрос о работе учащихся над источниками. Непременным условием автор считает серьёзное и вдумчивое руководство этой работой со стороны учителя. Неумелый или несерьёзный подход учителя к этому важному делу может привести к чрезмерной перегрузке учащихся сложным для них материалом и лишь затруднить усвоение ими основных положений урока.

Многие статьи методического отдела посвящены вопросам наглядности преподавания истории. Ряд из них представляет большой интерес для учителя, но встречаются и такие, которые ничего полезного учителю не дают. Примером может служить статья Е. С. Филиц "Опыт иллюстрации исторической темы" (N 2 за 1949 г.). В ней рассказывается о том, как с помощью грима и переодевания, учащихся в костюмы эпохи английской революции XVII в. автору якобы удалось "оживить" на уроке портреты исторических деятелей. Весьма сомнительно, чтобы подобная театрализация истории могла способствовать серьёзному усвоению учащимися программного материала. Ничего нового и интересного не даёт читателю и статья Д. Н. Никифорова "Диапозитивы на уроках истории" (N 3 за 1949 г.).

В методическом отделе журнала редакция, как правило, публикует статьи, передающие опыт наиболее квалифицированных учителей, рассказывающие об "открытых уроках" и образцово проведённых занятиях и т. п. Признавая всё огромное значение обмена положительным опытом, мы, однако, считаем, что журнал этим не должен ограничиваться. И. В. Сталин в своей гениальной работе "Относительно марксизма в языкознании" указал, что "никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики"10 . Одной из важнейших задач, стоящих перед журналом, является всемерное развитие деловой критики среди широких кругов учителей-историков, смелое выявление и критика недостатков, встречающихся ещё в преподавании истории.

Уделяя большое внимание методике преподавания отдельных тем и разделов школьного курса истории и Конституции СССР, журнал ещё очень редко ставит и решает крупные методические вопросы. В 1948 г. журнал провёл дискуссию по вопросу о связи с современностью в школьном преподавании истории. Дискуссия продолжалась более года, однако в ней приняло участие сравнительно небольшое количество авторов. В начале 1949 г. в журнале была опубликована редакционная статья, в целом правильно резюмирующая итоги дискуссии, но дальше этого журнал не пошёл. После окончания дискуссии в журнале не появилось ни одной специальной статьи, помогающей учителю методически правильно связывать исторический материал с вопросами современности.

Как определённый поворот журнала к крупным вопросам методики следует расценить появление на его страницах интересной статьи А. И. Стражева "Научно-методическая работа учителя истории" (N 2 за 1950 г.). Написанная одним из известных советских методистов-историков, эта статья правильно ставит вопрос о направлении всей научно-методической работы учителей-историков. На многочисленных примерах автор показывает, что среди учителей имеется достаточно большое число опытных педагогов, которые разными путями пытаются обобщить, описать и распространить свой педагогический опыт, но без должной поддержки не могут этого сделать в сколько-нибудь широком масштабе. Автор справедливо отмечает, что до настоящего времени делом вовлечения лучших учителей в научно-методическую работу никто не руководил. Обобщением их опыта не занимались, как следует ни Министерство просвещения РСФСР, ни Академия педагогических наук, ни педагогические и учительские институты, ни педагогические журналы министерства. А. И. Стражев поставил задачу помочь своей статьёй учителю-историку включиться в научно-методическую работу. Отметив, что широта и разнообразие методической тематики огромны, автор сформулировал ряд конкретных тем для научной методической работы учителя и сделал полезные указания относительно подхода к этим темам. Статья А. И. Стражева - одна из лучших среди опубликованных в методическом отделе за последние годы. Нельзя не пожалеть, что такие статьи бывают в журнале очень редко.


10 И. Сталин Марксизм и полросы языкознания, стр. 26. Изд-во "Правда" 1953.

стр. 113

Положительным явлением в работе журнала за последние годы является создание отдела критики и библиографии. Через этот отдел журнал откликается на новые исторические работы, которые могут быть использованы учителем в подготовке к урокам. Помещённые в этом отделе обзоры и рецензии на новую хрестоматию по истории СССР, пособие по Конституции СССР, работу А. М. Панкратовой "Великий русский народ", книгу А. Берёзкина "США - активный организатор и участник военной интервенции против Советской России (1918 - 1920 гг.)", на методическое пособие по новой истории и другие книги, несомненно, оказали учителям существенную помощь. Немало помогает учителям и другой отдел журнала - "Книжная полка". В этом отделе журнал даёт краткие аннотации на новые работы по истории и произведения художественной литературы. Целесообразно, однако, пожелать, чтобы журнал не ограничивался только аннотациями и списками исторической беллетристики, публикуемыми в "Книжной полке", но и уделял больше внимания разработке методики использования художественной литературы на уроках истории. Журнал должен указывать на достоинства и недостатки рекомендуемых произведений и помогать учителю, разобраться в том, насколько верно отображает то или иное произведение исторические факты и события. Это тем более важно, что в идейно-политическом воспитании школьников внеклассное чтение художественной литературы играет большую роль.

Суммируя выводы относительно работы журнала "Преподавание истории в школе" за 1949 - 1950 гг., можно утверждать, что в целом журнал справляется с возложенными на него задачами. Для дальнейшего улучшения качества журнала необходимо устранить отмеченные выше существенные недостатки. Многие из них объясняются в известной степени тем, что журналу до настоящего времени ещё не удалось установить должной связи со своими читателями и привлечь к активному сотрудничеству широкий учительский актив. Предпринятые в этом направлении попытки журнала до сих пор, очевидно, не увенчались успехом. Так, например, в N 4 журнала за 1949 г. были опубликованы два обращения: одно к преподавателям истории, другое к преподавателям Конституции СССР. Оба обращения содержали призыв к учителям высказаться по ряду важных вопросов методики преподавания. Прошло больше года, а в журнале не появилось ни одного ответа на эти обращения. Та же участь постигла, и призыв к читателям прислать отзывы на статью А. З. Редько "Усвоение учащимися исторических понятий" (N 2 за 1949 г.). Подобные факты редакции журнала необходимо учесть и сделать из этого нужные выводы.

В дальнейшем улучшении работы журнала "Преподавание истории в школе" действенную помощь должны оказать как Министерство просвещения и Академия педагогических наук РСФСР, так и Институт истории Академии наук СССР. До сих пор они недостаточно уделяли внимания журналу, деятельность которого служит благородному и ответственному делу воспитания и исторического образования миллионов будущих граждан коммунистического общества.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЖУРНАЛ-ПРЕПОДАВАНИЕ-ИСТОРИИ-В-ШКОЛЕ-В-1949-1950-ГОДАХ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Елена ГерчиковаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Gerchikova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. НИКОНОВ, М. ПАНЧЕНКОВА, ЖУРНАЛ "ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ" В 1949-1950 ГОДАХ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 06.12.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЖУРНАЛ-ПРЕПОДАВАНИЕ-ИСТОРИИ-В-ШКОЛЕ-В-1949-1950-ГОДАХ (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. НИКОНОВ, М. ПАНЧЕНКОВА:

А. НИКОНОВ, М. ПАНЧЕНКОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Елена Герчикова
Калининград, Россия
3436 просмотров рейтинг
06.12.2015 (3036 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЖУРНАЛ "ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ" В 1949-1950 ГОДАХ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android