Libmonster ID: RU-17789
Автор(ы) публикации: В. С. РЫКАЛОВ
Источник: Voprosy istorii 1976-05-31

Работы французских историков, посвященные внешней политике Советского государства первых лет его существования, уже были предметом изучения советских исследователей. Так, в историографическом разделе вышедшей к 100- летию со дня рождения В. И. Ленина коллективной монографии "Ленинская внешняя политика Советской страны" рассматривается и французская историография, как марксистская, так и буржуазная1 . В ряде статей2 анализируются работы представителей французской марксистской и буржуазной науки по кардинальным проблемам советской внешней политики, начиная с первых внешнеполитических актов и кончая современностью. Неоднократно касается этих вопросов и Н. В. Наумов в своей недавно вышедшей книге3 . Советские историки раскрывают значение прогрессивной историографии, которая, изучая и разъясняя внешнеполитическую программу Советского Союза, способствует укреплению дружбы между народами Франции и СССР. Это тем более важно, что многие представители буржуазной историографии фальсифицируют историю внешней политики нашей страны, хотя во взглядах некоторых современных буржуазных авторов на отдельные ее проблемы и роль В. И. Ленина в ее становлении и развитии наметилась определенная эволюция в сторону объективной их оценки.

Несмотря на то, что историографический анализ работ французских историков и публицистов, касающихся первых советских внешнеполитических актов, уже проводился, эта задача не утратила своей актуальности и по сей день. Следует учесть и то обстоятельство, что за последнее время во Франции опубликован ряд новых трудов, в первую очередь марксистских, которые в советской литературе еще не анализировались. В данном обзоре идет речь о французской прогрессивной и буржуазной литературе, посвященной ленинскому Декрету о мире.

Раскрытие всемирно-исторического значения ленинского Декрета о мире в марксистской историографии Франции тесно связано с показом огромного революционизирующего влияния, которое Великий Октябрь оказал на рабочее движение, на борьбу трудящихся Франции за мир и дружбу с Советским государством. Уже первые, публицистические по своему характеру, работы представителей французской марксистской исторической мысли служили оружием в борьбе против реакционной внутренней и внешней политики правящих кругов страны, за нормализацию отношений с Советской Россией. Показу миролюбивого характера советской внешней политики были посвящены работы Ж. Садуля "Да здравствует республика Советов" и "Заметки о боль-


1 "Ленинская внешняя политика Советской страны. 1917 - 1924 гг.". М. 1969, стр. 333 - 335, 342 - 344, 356 - 357, 363 - 364.

2 А. Е. Иоффе. Французские прогрессивные общественные деятели и историки о борьбе за мир и советско-французских отношениях. "История СССР", 1967, N 5; А. Е. Иоффе, С. В. Мокин. Октябрьская революция в зеркале мировой литературы. Французская историография. "Мировая экономика и международные отношения", 1967, N 7; А. Е. Иоффе, М. М. Н арийский. Французская историческая литература о В. И. Ленине - руководителе советской внешней политики. "Новля и новейшая история", 1970, N 2.

3 Н. В. Наумов. Великая Октябрьская социалистическая революция во французской буржуазной историографии. М. 1975.

стр. 188


шевистской революции"4 . В них подчеркивалось, что внешняя политика Советского государства, проникнутая заботой о мире и дружбе между народами, составляет неотъемлемую часть социалистической программы, провозглашенной революцией.

В последующие годы коммунисты Франции творчески использовали внешнеполитическое наследие В. И. Ленина для решения важнейших практических задач, стоящих перед Французской компартией. Так, к 10-й годовщине победы Великого Октября в марксистской печати Франции были опубликованы материалы о всемирно-историческом значении Декрета о мире. В них говорилось о том, что выдвинутая большевиками программа демократического мира имела большое значение в борьбе за массы, что эта программа в сочетании с требованием передачи земли крестьянам обеспечила большевикам широкую поддержку в стране5 .

Важным общественно-политическим событием становится публикация во Франции в переводе на французский язык первых внешнеполитических актов Советского государства, в частности издание организацией "Друзья Советского Союза" сборника документов "СССР и мир"6 , в который вошел и ленинский Декрет о мире. Выход в свет этого сборника приобретал особое значение, поскольку в конце 20-х - начале 30-х годов вопрос о разоружении и сохранении мира был одним из самых актуальных. Буржуазия Франции пыталась оправдать свой враждебный Советскому Союзу внешнеполитический курс ссылками на "агрессивность" Советского государства, его "вмешательство" во внутренние дела других стран. Книга опровергала ложь буржуазной пропаганды о Советском Союзе и его внешнеполитических целях.

Значение ленинского Декрета о мире для мобилизации масс на борьбу против фашизма, против подготовки новой мировой войны подчеркивалось в работах, появившихся во Франции в связи с 20-й годовщиной Великого Октября. М. Торез отмечал тесную связь борьбы Советского Союза против подготовки фашистскими державами новой войны, за укрепление международной солидарности с идеями Декрета о мире: "Начиная с первого советского внешнеполитического акта, Советское государство расстраивало планы поджигателей войны, фашистов и милитаристов - организаторов неоднократных провокаций и виновников бедствий народов"7 . Аналогичные положения содержались в работах М. Кашена, Ф. Гренье и других видных деятелей Французской компартии8 .

В послевоенный период усилению агрессивного курса империалистических держав и развязыванию ими "холодной войны" коммунисты Франции противопоставляли миролюбивый характер внешней политики Советского государства. Отвергая домыслы противников франко-советского сотрудничества, пытавшихся извратить основные ее принципы, представители марксистской исторической науки характеризовали Декрет о мире как "эпоху в истории дипломатии", определяемую "социалистической сущностью Советского государства"9 . Французские историки-марксисты отмечали важность изучения ленинского Декрета о мире как "теоретического фундамента политики мирного сосуществования"10 . В материалах, опубликованных коммунистической печатью Франции к 50-летию Великого Октября, много места уделялось показу значения Декрета о мире и других первых советских внешнеполитических актов для формирования основных принципов советской внешней политики как политики мира и дружбы между народами11 . В середине 50-х годов марксистская публицистика раскрыла


4 J. Sadoul. Vive la Republique des Soviets. M. 1918; ejusd. Notes sur la Revolution bolchevique (octobre 1917 - juillet 1918). P. 1920.

5 "L'Hurranite", 6.XI.1927.

6 "L'URSS et la paix. Recueil de documents 1917 - 1929". P. 1929. В книгу включены советские внешнеполитические документы за 1917 - 1929 годы.

7 M. Thorez. La Grande Revolution d'Octobre et la France. "Oeuvres de Maurice Thorez", livre troisieme, tome quatorzieme (mars - decembre 1937). P. 1954, pp. 185 - 186.

8 M. Cachin. Vingt ans de pouvoir sovietique. P. 1937; F. Grenier. Le XX anni-versaire de l'URSS. "Carriers du bolchevisme", 1937, N 9 - 10; 1938; N Ц.

9 J. Bruhat. Presentation de l'URSS. P. 1947, p. 161.

10 J. Gacon. Securite collective et cooperation internationale. "Democratic nouvel-le", 1957, N 11, p. 667.

11 W. Rochet. Problemes du socialisme, du mouvement de liberation nationale et de la paix. P. 1967; G. Cogniot. L'ame du mouvement revolutionaire mondiale. "Cahiers du communisme", 1967, N 11; J. Duсlоs. Une solidarite et une amitie toujours renforcees. Ibid.

стр. 189


значение первых советских внешнеполитических актов для формирования стратегии и тактики Французской компартии в области внешней политики. "Выходя за рамки простого дипломатического акта, - писал М. Торез, - Декрет о мире способствовал выработке Французской компартией новой линии по вопросам внешней политики: отказ от словесного пацифизма, мобилизация широких масс на борьбу с империалистической внешней политикой правящих кругов страны"12 .

Важную роль сыграла научная конференция, проведенная в Институте Мориса Тореза при ЦК ФКП в апреле 1970 года. Ж. Гакон в докладе "Мир. Решающий вопрос для Ленина" проанализировал ленинские теоретические положения по проблемам войны и мира и подчеркнул, что марксистская методология позволила В. И. Ленину рассматривать вопрос о мире в тесной связи с задачами революционной борьбы мирового пролетариата13 . Международный резонанс, который получил Декрет о мире, отметил Ж. Гакон, объясняется следующими факторами: В. И. Ленин как руководитель социалистического государства стремился использовать все возможности для заключения мира, в том числе и переговоры с капиталистическими государствами, отвергнув левацкие требования придать Декрету характер приказа; отличительной чертой Декрета являлось обращение его к массам, борьбу которых за мир, против войны В. И. Ленин считал особенно действенной и важной14 . В связи с московским Конгрессом миролюбивых сил (октябрь 1973 г.) теоретический орган ФКП "Cahiers du communisme", исследуя роль общественного мнения в предотвращении угрозы войны, высоко оценил значение ленинского Декрета для вовлечения широких народных масс в борьбу за мир, охарактеризовав этот документ как "первый реалистически составленный текст о мирном сосуществовании"15 .

Марксистская историография уделяет много внимания разоблачению клеветы поборников антисоветизма в адрес миролюбивой внешней политики Советского государства, показывая, что рассуждения противников разрядки о мифической "угрозе" Советского Союза являются лишь модификацией клеветнических заявлений, которыми пользовались враги социализма в первые годы после победы Октябрьской революции, стремясь очернить все ее завоевания 16 .

В заявлении Секретариата ЦК ФКП, сделанном в связи с 50-й годовщиной установления дипломатических отношений между Советским Союзом и Францией, подчеркивается, что сотрудничество, соответствующее коренным интересам двух стран и интересам мира во всем мире, стало возможным благодаря неуклонному проведению Советским Союзом в жизнь ленинских принципов внешней политики - политики мира17 .

В отличие от марксистов французские буржуазные авторы либо замалчивали, либо искажали ленинский Декрет о мире и другие внешнеполитические акты Советского государства. Декрет о мире упоминался лишь в очень небольшом числе работ буржуазных историков и публицистов, изданных во Франции в 1918 - 1920 годах. Авторы их, выступая апологетами интервенционистской политики, грубо извращали сущность Декрета. Примером могут служить меры реакционного публициста К. Анэ, корреспондента газеты "Petit Parisien" в Петрограде. Трактуя Декрет о мире в духе пресловутой фальшивки Сиссона о "большевиках - агентах Германии", К. Анэ утвер-


12 M. Thprez. Les ouvriers frangais et l'anniversaire d'Octobre. "Cahiers du communisme", 1957, N 11, p. 1693. См. также L. Figueres. Des fondements theoriques de la coexistence pacifique. "Democratie nouvelle", 1956, N 1; E. Tersen. De 1789 a 1917. Ibid.; F. Вillou x. Le voies ouvertes par la Revolution socialiste d'Octobre. "Cahiers du communisme", 1956, N 11.

13 J. Gacon. La paix. Question decisive pour Lenine. "Les conferences de l'Institut Maurice Thorez Institut de sciences politiques et d'histoire du mouvement ouvrier". P. 1970, p. 5.

14 Ibid., pp. 6 - 8.

15 R. Mayer. Detente et coexistence pacifique. Le role de l'opinion publique. "Cahiers du communisme", 1973, N 12, p. 56.

16 R. Bouvier. Reflexions sur le theme antisovietique de la "menace militaire". "Cahiers du communisme", 1974, N 3, p. 65.

17 "50e anniversaire de l'etablissement des relations diplomatiques entre la France et l'Union Sovietique". "Cahiers du communisme", 1974, N 11, p. 139.

стр. 190


ждал, будто борьба большевиков за мир служила интересам Германии и ставила своей целью "нанести союзникам удар в спину"18 .

Буржуазные историки стремились фальсифицировать и факт поддержки Декрета в мире широкими народными массами, доказать его якобы чисто утилитарный характер. Г. Домерг в книге "Красная Россия" писал, будто предложение Советского правительства о заключении мира без аннексий и контрибуций было продиктовано стремлением "продержаться, завоевать при помощи любых аргументов на свою сторону массы"19 . Это положение в несколько измененной форме отстаивалось в мемуарах бывшего главы французской военной миссии в Петрограде А. Нисселя, опубликованных в период "странной войны". Декрет о мире трактуется этим генералом не более как "апелляция к чувствам темной массы"20 . Но домыслы такого рода опровергаются самой жизнью. Ленинский Декрет о мире отвечал чаяниям широких масс, уставших от войны. Империалистические интересы, ради которых она шла, были чужды народу- Мирная программа большевиков раскрывала простым людям конкретные пути достижения мира. "Продолжать эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, - указывал В. И. Ленин в "Докладе о мире", - правительство считает величайшим преступлением против человечества..."21 .

В начале 20-х годов идеологи буржуазии продолжали свои попытки дискредитации Декрета о мире. Создание Коминтерна, усиление после первой мировой войны борьбы трудящихся за свои социальные права и нормализацию отношений с Советским Союзом буржуазные авторы пытались использовать по- своему и с помощью версии о так называемом "экспорте революции" опорочить советскую внешнюю политику. Они заявляли, будто миролюбивая программа Советского государства носила чисто декларативный характер и сопровождалась вмешательством во внутренние дела других государств, "подрывной деятельностью" в целях "насаждения советского строя", приписывали советской внешней политике некий "дуализм". Этот тезис использовал, в частности, реакционный публицист А. Г. Мишель22 . Выступая против нормализации отношений между Францией и Советским Союзом, он стращал французскую буржуазию революцией. Аналогичной тактики придерживался в конце 20-х годов А. Клотц, пытавшийся оправдать враждебную СССР политику французских правящих кругов того времени 23 . Тезис об "экспорте революции" повторялся А. Гайаром, Р. Амманом, Ж. Маркэс-Ривьером24 . Отдельные буржуазные историки либерального направления, подпавшие под влияние версии об "экспорте революции", также дают неверную оценку Декрета о мире. Так, руководитель внешнеполитического отдела газеты "Monde" A. Фонтэн стремится представить Декрет как средство для разжигания мировой революции и даже утверждает, что поэтому он якобы остался полностью незамеченным за пределами России 25 .

Советскому государству, ленинской партии всегда была чужда концепция "экспорта революции". "Революции не делаются по заказу, - указывал В. И. Ленин, - не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин"26 . Советскую мирную инициативу поддержал во Франции не только рабочий класс. Несколько депутатов парламента - социалистов выступили в начале января 1918 г. за переговоры между воюющими государствами. Миролюбивую политику Советского государства одобрила прогрессивная газета "Va-


18 C. Anet. La Revolution russe. La terreur maximaliste. L'Armistice. Les pourparlers de paix (1 novembre 1917 - Janvier 1918). T. III. P. 1919, p. 17.

19 G. Domerg ue. La Russie rouge. P. 1918, p. 128.

20 General Niessel. Le triomphe des bolcheviks et la paix de Brest- Litovsk. Souvenirs. 1917 - 1918. P. 1940, p. 182.

21 В. И. Ленин. ПСС. T. 35, стр. 14.

22 A. G. Michel. La revolution par le communisme. Ses debats, Russie... France. P. 1924.

23 H. Klotz. La Russie des Soviets. Fa its et documents. P. 1928.

24 H. Gaillard, R. Amman. Histoire contemporaine (De 1848 a nos jours). Publication sous la direction de H. Gaillard. P. 1935; J. Marques-Riviere. L'URSS dans le monde. L'expansion sovietique de 1918 a 1935; P. 1935.

25 A. Fontaine. Histoire de la guerre froide. De la revolution d'Octobre a la guerre de Coree. T. I. P. 1966, p. 34.

26 В. И. Ленин. ПСС. Т. 36, стр. 531.

стр. 191


gue", которая опровергала клевету и инсинуации буржуазных "Matin", "Petit Parisien" и др. относительно советской внешней политики. Идеи мира разделяли такие видные политические деятели Франции, как директор газеты депутат парламента Ж. Лонге27 .

Как известно, Советское правительство вскоре после опубликования Декрета о мире приступило к серии практических мер, направленных на прекращение империалистической войны. 26 октября (8 ноября) 1917 г. Народный комиссариат по иностранным делам обратился к послам союзных держав с нотой (к которой был приложен текст Декрета о мире), предлагая установить немедленно перемирие и начать мирные переговоры28 . И не вина Советского государства, что это предложение было отвергнуто Антантой 29 . Большое значение для реализации положений, содержавшихся в Декрете о мире, имели опубликованная 2 (15) ноября 1917 г. "Декларация прав народов России", документы о признании независимости Польши и Финляндии 30 . 20 ноября (3 декабря) 1917 г. Советское правительство обратилось к трудящимся мусульманам России и Востока с воззванием, в котором, в частности, объявило о расторжении и ликвидации тайных договоров о разделе Турции и Ирана, заключенных царской Россией с другими империалистическими державами31 . Уже перечень этих документов говорит о том, что Декрет о мире не был документом декларативным и абстрактным, как пытаются утверждать буржуазные историки32 . Он повлек за собой проведение Советским правительством ряда конкретных мероприятий.

Для нападок на миролюбивую внешнюю политику Советского государства, Декрет о мире и в конечном итоге на Октябрьскую революцию буржуазные авторы все еще используют заключение Брестского договора. Выдвигаются утверждения об "измене союзническому долгу со стороны Советской России", муссируются всякого рода положения морального и военно-стратегического характера (например, версия о "восстановлении Восточного фронта") для оправдания враждебной Советской России интервенционистской политики33 . Буржуазная историография, ссылаясь на так называемый "союзнический долг", сознательно игнорирует тот факт, что Советская Россия, не связанная политическими обязательствами прежних режимов, неоднократно предлагала обоим воюющим лагерям заключение всеобщего демократического мира. Советская страна пошла на переговоры в Бресте лишь после того, как державы Антанты не раз отвергли предложения Советского правительства. Об этом свидетельствуют документы34 . Более того, державы Антанты, отказавшись от участия в мирных переговорах, вдохновили Германию на предъявление Советской России более тяжелых, грабительских условий перемирия. Об этом буржуазные авторы, естественно, умалчивают. Брестский мир продемонстрировал гибкость ленинской дипломатии, использовавшей в труднейших условиях противоречия в лагере империалистов и сумевшей сохранить завоевания революции, сорвать планы международной реакции, направленные на удушение первого в мире социалистического государства.

Улучшение отношений между Францией и СССР в отдельные периоды истории, как правило, способствовало усилению прогрессивных тенденций в буржуазной историографии и более объективному освещению в ней Декрета о мире. Еще в конце 20-х годов профессор факультета права Сорбонны Ж. Лекюр отмечал непоколебимость борьбы В. И. Ленина против войны как порождения капиталистического строя. Поэтому, отмечал Ж. Лекюр, В. И. Ленин решил вести бескомпромиссную борьбу против войны, за мир "любой ценой и без предварительных условий, проводя агитацию среди масс


27 См. J. Duclos. Octobre 17 vu de France. P. 1967, pp. 136 - 137, 138, 140.

28 "Документы внешней политики СССР". Т. 1. М. 1957, стр. 17.

29 Там же, стр. 33.

30 Там же, стр. 15, 71.

31 Там же, стр. 34, 35.

32 Ф. Кокэн, например, характеризовал Декрет как "платоническое предложение о справедливом и демократическом мире". Fr. -X. Coquin. La revolution de 1917. P. 1974, p. 21.

33 L'Hamon. L'elaboration de la politique etrangere. P. 1969, pp. 226 - 227; J. Моrdal. Versailles ou la paix impossible. P. 1970, pp. 144 - 145; M. Laran. Russie - URSS. 1870 - 1970. P. 1973, p. 194; R. Bournazel. Rapallo: naissance d'un mythe. La politique de la peur dans la France du bloc national. P. 1974, pp. 12 - 13.

34 "Документы внешней политики СССР". Т. 1, стр. 12, 17, 28 - 30.

стр. 192


в пользу этой идеи"35 . Число работ, в которых содержалась более объективная оценка Декрета о мире, увеличилось в начале 30-х годов, когда наметился известный поворот во франко-советских отношениях. А. Роллен и другие буржуазные авторы признавали, что миролюбивая внешняя политика Советского государства, воплощенная в ленинском Декрете о митре, отвечала желанию миллионных масс. "Советы, земля, мир, - писал А. Роллен, - таковы были захватывающие лозунги, которыми Ленин воздействовал на бесхитростные умы масс. И они присоединились к нему, ибо он выражал их чаяния"36 . О значении первых советских декретов для сплочения народных масс вокруг большевиков писали Л. Каен, Р. Рона и Э. Фолинэ. Эти документы они назвали актами, которые "немедленно получили в массах горячий отклик, благоприятный новому правительству, особенно в деревне" 37 .

Буржуазные авторы в 30-х годах, однако, не дали оценки Декрета о мире как документа, в котором отражены основные принципы советской внешней политики. Г. Вельтер, отметив желание Советского государства поддерживать мир со всеми народами, в то же время изобразил Декрет как декларацию временного характера. "Предложив всем воюющим народам заключить немедленный мир, - писал он, - большевики более руководствовались стечением обстоятельств, чем императивом своей теории"38 . Не нашло освещения в буржуазной историографии тех лет и международное значение этого документа.

После второй мировой войны заслугу В. И. Ленина в обеспечении "внешнего мира" для Советского государства отметили профессор филологии университета Клермон-Феррана А. Бусуа, профессор истории лицея Кондорсэ Э. Брюле39 . Но в целом годы "холодной войны" нанесли большой ущерб изучению во Франции истории советского общества. Количество книг по этой теме резко сократилось. Буржуазные историки предпочитали отказаться от анализа первых внешнеполитических актов Советского государства.

Наступившее в конце 50-х - начале 60-х годов ослабление международной напряженности повлияло в положительном смысле на освещение во Франции истории советского общества и, в частности, Декрета о мире. Наметилась тенденция к более углубленному исследованию этого важнейшего советского дипломатического акта под углом зрения связи его с задачами строительства первого в мире социалистического государства. На значение Декрета в этом плане обратил внимание П. Ренувен, который писал, что "мир без аннексий и контрибуций", "немедленный мир" явился для Советской России "необходимым введением для политической и социальной реконструкции", этот мир "руководители большевиков решили заключить сепаратно, если союзники России откажутся присоединиться к ним"40 . Борьба В. И. Ленина за обеспечение мирных условий развития Советского государства отмечается и сотрудником Института политических наук Л. Жене. Он подчеркивает, что Декрет о мире отнюдь не был документом декларативного характера, что подтверждается всей последующей внешнеполитической деятельностью Советского государства. В этом отношении, указывал Л. Жене, "Ленин сдержал все свои обещания"41 .

В 60-е годы появились работы, которые, будучи неравноценными по своим научным качествам, все же дают представление о дальнейшей эволюции во взглядах некоторых буржуазных авторов на первые советские внешнеполитические акты. Известным шагом вперед становится признание авторами некоторых работ всемирно-исторического значения Декрета о мире как качественно нового этапа в истории дипломатии. Ш. Карбонель рассматривает ленинский Декрет о мире как коренной поворот, рево-


35 J. Lescure. La revolution russe. Le bolschevisme, communisme et NEP. P. 1929, p. 42.

36 H. Rolli n. La revolution russe. Ses originesses resultats. T. I. P. 1931, p. 110.

37 Z. Cahen, R. Ronze, E. Folinais. Histoire du monde de 1919 a 1937.

38 G. Welter. Histoire de la Russie communiste (1917 - 1935). P. 1935, p. 92. Свою точку зрения Г. Вельтер не изменил и в более поздних работах (см. G. Welter. Histoire de Russie. Des origines a nos jours. P. 1946, p. 379).

39 A. Boussuat, E. Bruley. Histoire contemporaine. P. 1947, p. 433.

40 Pierre Renouvin. Histoire des relations internationales. Les crises du XX-e siecle. P. I. De 1914 a 1929. P. 1957, pp. 92, 93.

41 L. Gene t. L'Epoque contemporaine (1851 - 1939). P. 1958, p. 475.

стр. 193


люцию в дипломатии. "Это покушение на добрые нравы и традиционные обычаи дипломатии, - пишет он, - явилось причиной огромного скандала среди "западного" общественного мнения. И в самом деле, речь шла о некоей революции технического и морального характера, о демократизации международных отношений, доведенных до сознания всех и поставленных под всеобщий контроль". Декрет, указывает Ш. Карбонель, содержал пункты "практического характера для переговоров о мире" и послужил толчком для выступления президента США Вильсона, "который пытался своими "14 пунктами" сгладить впечатление от него (Декрета о мире. - В. Р. )"42 .

Внимание буржуазных авторов продолжает привлекать и та огромная сила воздействия на массы, которой обладала ленинская миролюбивая программа. Это отмечают в своих работах Ж. П. Оливье, Б. Лавернь43 . Борьбу В. И. Ленина за немедленное заключение Брестского мира Ж. Марабини расценивал как "проявление изумительного реализма и политической гибкости"44 . В некоторых работах отмечается связь ленинского Декрета о мире с не менее важным Декретом о земле: оба они способствовали переходу широких крестьянских и солдатских масс на сторону революции45 .

Касаются буржуазные авторы и проблемы воздействия ленинского Декрета о мире на борьбу трудящихся масс на Западе против войны. Еще в 60-х годах М. Бомон, признавая всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, связывал революционные выступления трудящихся на Западе с внешнеполитической деятельностью Советского государства46 . В работе сотрудника Института политических исследований Р. Жиро и директора Высшей практической школы наук М. Ферро "От России к СССР" отмечается, что большевики рассматривали Декрет о мире как средство активизации борьбы пролетариата на Западе за мир, против правительств, отказывавшихся присоединиться к мирной инициативе Советской России47 .

Активизация борьбы пролетариата против империалистической войны связывается в отдельных работах с силой воздействия советского примера на умы трудящихся Запада. На это, в частности, обращено внимание в работе директора Национального фонда политических исследований Р. Ремона "Введение в историю нашего времени", где указывается, что рабочие массы "внимательно следили за событиями в России", поскольку русская революция выкристаллизовала в себе "надежды на обновление, мир и интернационализм". Советский пример, по его мнению, был особенно притягательным для них, так как они разочаровались в политике социалистических партий в Западной Европе, у которых национализм и шовинизм возобладали над пролетарскими интересами. "Почти все социалистические партии, - пишет Р. Ремон, - участвовали в военных союзах, сотрудничая с буржуазными правительствами, голосуя за военные кредиты, принимая активное участие в военных усилиях" 48 . Активизация антивоенных выступлений на Западном фронте в 1917 г. признается даже в работах авторов, которых трудно заподозрить в симпатиях к СССР49 .

Таким образом, во французской историографии Декрета о мире, тесно связанной с проблематикой Великой Октябрьской социалистической революции, с раскрытием ее всемирно-исторического значения во внешнеполитическом плане, существуют два диаметрально противоположных подхода. Марксисты рассматривают Декрет о мире как


42 Ch. Carbonell. Le Grand Octobre russe. 1917. La revolution inimitable. P. 1967, p. 160. Несмотря на отдельные позитивные оценки деятельности Советского государства, книга Карбонеля не может рассматриваться как объективное исследование об Октябрьской революции. Автор пытается отрицать ее всемирно-историческое значение, доказывая, что будто бы она была чисто русским явлением, порожденным особыми, специфическими условиями России.

43 J. P. Olivier. Quand fera-t-il jour, camarade. Histoire de revolution d'Octobre. P. 1967, pp. 243 - 331; B. Lavergne. L'Union Sovietique depuis Octobre 1917. "L'annee politique et economique", decembre 1967, p. 265.

44 J Marabini. L'URSS a le conquete du future. P. 1967, p. 306.

45 S. Berstein. Lenine et la revolution. P. 1971, p. 4; F. Bon, M. A. Burnier. Classe ouvriere et revolution. P. 1971, p. 66.

46 M. Baumоnt. La faillite de la paix. P. 1962, p. 27.

47 R. Girault, M. Ferro. De la Russie a l'URSS. L'histoire de la Russie de 1850 a nos jours. P. 1974, pp. 121 - 124.

48 R. Remond. Introduction a l'histoire de notre temps. Le XX-e siecle. De 1914 a nos jours. P. 1974, pp. 59 - 60.

49 L'Emery. Coup d'oeil sur l'annee 1917. "Est et Quest", 1967, N 379, p. 2.

стр. 194


первый внешнеполитический акт Советского государства, с которого началась линия борьбы за мир и безопасность народов. Она нашла воплощение в наши дни в Программе мира, выдвинутой XXIV съездом КПСС и получившей дальнейшее развитие в документах XXV съезда партии. В марксистской историографии Франции подчеркивается неотделимость миролюбивой внешнеполитической программы первого государства рабочих и крестьян от задач построения социализма, раскрывается жизненная сила ленинских идей пролетарского интернационализма в области внешней политики, их тесная связь с революционной борьбой трудящихся масс всего мира, их революционизирующее влияние. Концепции же буржуазных историков вытекают из отрицания ими закономерности победы Октябрьской революции. Однако изменения, происшедшие за последнее время в международной обстановке и в отношениях между двумя странами, участие широких масс трудящихся в движении за разрядку международной напряженности не могли не отразиться в известной степени на взглядах некоторых буржуазных авторов, вынужденных, обращаясь к истории первого внешнеполитического акта Советского государства, признавать его интернационалистское воздействие на умы народных масс Запада.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛЕНИНСКИЙ-ДЕКРЕТ-О-МИРЕ-ВО-ФРАНЦУЗСКОЙ-ЛИТЕРАТУРЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. С. РЫКАЛОВ, ЛЕНИНСКИЙ ДЕКРЕТ О МИРЕ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.08.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ЛЕНИНСКИЙ-ДЕКРЕТ-О-МИРЕ-ВО-ФРАНЦУЗСКОЙ-ЛИТЕРАТУРЕ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В. С. РЫКАЛОВ:

В. С. РЫКАЛОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
121 просмотров рейтинг
24.08.2022 (604 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
4 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
4 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Выдвинутая академиком В. Амбарцумяном концепция главенствующей роли ядра в жизни галактики гласила: «Галактики образуются в результате выбросов вещества из их ядер, представляющих собой новый вид "активной материи" не звёздного типа. Галактики, спиральные рукава, газопылевые туманности, звёздное население и др. образуются из активного ядра галактики».[1] Бюраканская концепция – образование звёзд происходит группами. В небольшом объёме образуется большое количество звёзд.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ЛЕНИНСКИЙ ДЕКРЕТ О МИРЕ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android