Libmonster ID: RU-17967
Автор(ы) публикации: А. ЛЕДКОВ, К. ШРЕСТХА

За годы, прошедшие со времени отказа от системы "беспартийной панчаятской демократии" * и восстановления парламентской демократии в виде конституционной монархии на основе нового Основного закона королевства Непал (1990 год), в стране трижды проводились выборы в высший законодательный орган и сменилась череда правительств под руководством шести премьер-министров. Дольше всех у власти за это время находилась партия Непальский конгресс (НК), формировавшая пять правительств, начиная с первого коалиционного кабинета под руководством премьер-министра Кришны Прасада Бхаттараи. А Гириджа Прасад Коирала, второй лидер этой партии, возглавлял четыре правительства -два единолично и два в коалиции:

одно в сотрудничестве с Коммунистической партией Непала (марксистско-ленинской) -КПН (МЛ), другое с Коммунистической партией Непала (объединенной марксистско-ленинской) - КПН (ОМЛ). Большую популярность среди непальцев, согласно авторитетным опросам, завоевало однопартийное правительство КПН (ОМЛ) во главе с ее лидером Манмоханом Адхикари, хотя оно просуществовало всего лишь девять месяцев (в 1994 - 1995 годах).

За последнее десятилетие в Непале произошли важные изменения. Весьма существенное среди них - выход на общественную арену довольно широкого спектра политических партий, которые предлагают народу свои варианты решения проблем страны и пути ее развития. Иногда они вступают в коалиции, а чаще соперничают. Особенно ярко это проявляется в периоды, предшествующие общенациональным выборам. Так, во время последней предвыборной кампании агитаторы каждой из политических партий Непала убеждали избирателей, что демократия в стране окажется под угрозой, если именно данная партия не одержит победу.

Глава государства король Бирен-дра Бир Бикрам Шах Дева является (так уж сложилось в стране) символом стабильности и единства нации. Он не вмешивается в межпартийную борьбу. В ходе последней предвыборной кампании он не проявил


* После того, как в 1960 году король распустил парламент, избранный на партийной основе, и в январе 1961 года издал указ о запрете политических партий, в стране была введена беспартийная форма правления панчаятов - органов самоуправления на различных уровнях административного устройства. Высшим органом в этой системе являлся Национальный панчаят, обладавший законодательной властью.

стр. 38


ни своих симпатии, ни антипатий к существующим политическим партиям.

УРОКИ ВЫБОРОВ 1999 ГОДА

На третьих по счету всеобщих парламентских выборах за 205 мест в парламенте боролись 1605 представителей 39 политических партий и 633 независимых кандидата. Непальский конгресс (НК) завоевал большинство в законодательном органе (110 мест из 203, поскольку в двух избирательных округах, где был выставлен в качестве кандидата председатель КПН (ОМЛ) Манмохан Адхикари, выборы были перенесены на более поздний срок из-за его смерти). Непальский конгресс, таким образом, завоевал право формирования однопартийного правительства. На втором и третьем местах оказались, таким образом, КПН (ОМЛ), получившая 70 мест в парламенте, и Национальная демократическая партия (Тхапа) -11 мест (хотя обе эти партии выдвигали по 195 кандидатов).

На предыдущих выборах ни одна партия не получила достаточного количества мест в непальском парламенте, которое позволило бы сформировать правительство большинства (для создания устойчивого большинства необходимо получить минимум 103 места из 205), хотя и НК, и КПН (ОМЛ) формировали в разное время однопартийное правительство. И однопартийные, и коалиционные правительства не могли работать успешно, поскольку в обществе отсутствовала политическая стабильность. Правительства часто менялись, но проблемы оставались или даже усложнялись. Имея такой горький опыт политической неустойчивости, непальский народ на этот раз предпочел отдать свой мандат Непальскому конгрессу - наиболее солидной политической силе в настоящее время.

Главным фактором победы конгрессистов на выборах стал, как представляется наблюдателям, раскол в среде коммунистов, которые на выборах в 1991 и 1994 годах выступали единым фронтом, и на выборах 1994 года даже сумели получить большинство в парламенте (88 мест из 205, тогда НК получил всего 83 места). На выборах 1999 года КПН (ОМЛ) и КПН (МЛ) выдвигали своих кандидатов (число кандидатов: 195 и 197 соответственно) друг против друга почти в каждом избирательном округе. Это сыграло на руку конгрессистам. Раскол произошел и на правом фланге: Национальная демократическая партия распалась на две фракции (Тхапа и Чанд), которые также соперничали между собой, в результате чего только одна фракция - Тхапа- завоевала в парламенте 11 мест, тогда как в 1994 году эта партия получила 20 мест. Очень примечателен тот факт, что отколовшиеся и от одной, и от другой партии фракции не получили ни одного места в парламенте: этим непальский народ, как нам представляется, выразил недоверие к их политике. Если бы не раскол в этих партиях, соотношение сил в нынешнем парламенте могло бы быть иным. Так, например, существовала вероятность формирования в гималайском королевстве коммунистического правительства. Хотя в парламенте лишь одна коммунистическая фракция завоевала 70 мест, а другая не получила ни одного, все-таки коммунисты в совокупности получили больше голосов избирателей, чем конгрессисты.

Результаты последних всеобщих выборов показывают, что в Непале по-прежнему доминируют три основные политические силы: левые (Коммунистическая партия Непала), правые (Национальная демократическая партия) и вышедшие в лидеры центристы (Непальский конгресс). Непальский народ не верит ни экстремистам (например, маоистам), ни сверхортодоксальным приверженцам коммунизма и национализма (например, Непальской партии доброй воли - Непал садбхавана парти), ни многочисленным мелким партиям или борцам-одиночкам. Примечательно, что на этот раз на выборах не добился успеха ни один из 633 независимых кандидатов, хотя на выборах 1994 года семеро из 385 все-таки прошли в парламент.

Заслуживает упоминания следующий эпизод в предвыборной кампании Непальского конгресса. Бывший премьер-министр Г.П. Ко-ирала обещал "пропустить вперед" К.П. Бхаттараи, если на выборах одерит победу их партия. Таким образом внутрипартийные противоречия были улажены и конгрессисты пошли на выборы сплоченными и воодушевленными. К.П. Бхаттараи давно завоевал симпатии непальцев своими делами и личной скромностью. В период "панчаятской демократии" он провел


Королевство Непал находится в центральной части Гималаев. Территория - 140,8 тысячи квадратных километров, население -более 22 миллионов человек. 90 процентов активного населения заняты в сельском хозяйстве. ВВП - 4,8 миллиарда долларов (1997 год), 60 процентов которого производится в сельском хозяйстве и 14 процентов - в промышленности. По классификации ООН Непал относится к группе "экономически наименее развитых стран"; 35 процентов расходной части его бюджета покрывается за счет иностранной помощи. Денежная единица - непальская рупия (70 рупий равны одному американскому доллару). Основные статьи экспорта (в 1996 году он составил почти 350 миллионов долларов) - шерстяные ковры, хлопчатобумажные и джутовые изделия, рис, лекарственные травы, художественные ремесленные изделия, а импорта (в том же году свыше 1350 миллионов долларов) - нефтепродукты, химикаты, лекарства, автомобили, электрооборудование, стройматериалы, продовольствие. Главные внешнеторговые партнеры - Индия, Япония, КНР, ФРГ, США.

стр. 39


многие годы в тюрьме, но не отказался от своих убеждений. За год премьерства после ликвидации панчаятской системы в 1990 году он с честью выполнил свое обещание подготовить демократическую конституцию и своевременно провести всеобщие выборы в новый парламент. Несмотря на эти заслуги перед страной, он не вошел в состав нижней палаты парламента в 1994 году и, таким образом, не смог претендовать на пост премьер- министра. На этот раз ему сопутствовал успех, и король, согласно конституции, назначил его, лидера парламентского большинства, на пост премьер-министра страны. Другой лидер Непальского конгресса, Г.П. Коирала, занялся партийными делами.

Непальцы, казалось, получили стабильное правительство во главе с К.П. Бхаттараи. Однако в результате внутрипартийной борьбы его вскоре на посту премьер-министра сменил Г.П. Коирала.

Такие мелкие партии правого толка, как Национальная демократическая партия, а также Непальская партия доброй воли (Садбхавана), опирающаяся на коммунализм выходцев из Индии, населяющих южные районы Непала, не могут в нынешних условиях играть такую же важную и существенную роль при формировании правительства страны, какую они играли в предыдущие годы, когда их представители получали посты даже ключевых министров в правительствах и кон-грессистов, и коммунистов. Роль оппозиционной партии в парламенте отныне будет играть КПН (ОМЛ) во главе с Мадхавом Непалом, бывшим вице-премьером страны. Во время его поездки в Россию авторы статьи беседовали с ним. М. Непал произвел впечатление умеренного коммуниста.

Интересен сравнительный анализ итогов парламентских выборов 1994 и 1999 годов. Если в результате выборов 1994 года ни одна политическая партия не смогла сформировать устойчивое правительство, то на этот раз кабинет пока остается стабильным, хотя маоисты постоянно обостряют ситуацию.

МАОИСТЫ -УГРОЗА РЕАЛЬНАЯ

Последние парламентские выборы в Непале проводились в два этапа. Для этого были веские причины. Дело в том, что в последние годы в этом гималайском королевстве активизировали свою деятельность местные маоисты, выступающие под лозунгами "народной войны". Они совершают нападения на полицейские участки, на другие органы государственной власти, терроризируют население, требуют обязательных взносов в свою пользу. Основные базы маоистов находятся в труднодоступных местах и отдаленных от столицы дистриктах. Например, дистрикт Ролпа считается их вотчиной. В его административном центре - Ливанге, расположенном в труднодоступном горном ущелье, как свидетельствуют непальские газеты, "люди даже днем редко выходят из дома, а вечером, когда солнце скрывается за горами, магазины быстро закрываются. Даже жители городка, где находится около полутораста домов, боятся выглядывать из окон своих жилищ. На улицах же можно встретить только вооруженные полицейские патрули, которые задерживают всех, кто появляется на улицах в ночное время. А в деревнях даже днем полицейские боятся выходить на патрулирование. Маоисты являются там полновластными хозяевами..."

Дистрикт Ролпа (население около 180 тысяч человек) появился на административной карте Непала в 1961 году на территории двух прежних дистриктов Пьютхан и Салльян, где в основном живет племя магаров. Этот дистрикт разделен на 51 округ, где созданы органы местного управления под названием "гаун-викас-самити" (комитет развития деревни). Каждый округ этого дистрикта, как предполагают, находится под влиянием маоистов. Еще до объявления "народной войны" маоистами в некоторых деревнях этого дистрикта происходили бурные события. Люди до сих пор помнят, как в 1980 году жители деревни Тхаванг захватили контору деревенского панчаята и заменили на стене портреты короля и королевы портретами Маркса, Ленина и Мао Цзэдуна. Руководил этими действиями сам глава деревенского панчаята, бывший депутат Национального панчаята Будха Барман. Тогда "революция в отдельно взятой деревне" была подавлена королевской армией. Однако с 1994 года маоисты резко активизировали свою деятельность. Даже полицейская операция под кодовым названием "Ромио" не смогла остановить их. Наоборот, именно после этой репрессивной операции маоисты объявили "народную войну". Нападения на государственные учреждения, офисы фирм, полицейские участки происходят постоянно. 14 апреля этого года, например, семь человек погибли, когда машина, в которой они ехали, подорвалась на мине, заложенной маоистами. Все пассажиры, за исключением одного, были полицейскими. Случилось это на территории бывшего дистрикта Салльян.

На руку маоистам играют такие реалии непальской действительности, как экономические неурядицы, крайняя бедность большинства населения, растущее расслоение общества, вседозволенность коррумпированных политиканов и разочарование

стр. 40


людей в результатах "демократических перемен". Заметим, что по мере того, как КПН (ОМЛ) приобретает черты умеренной левой партии, на крайне левом коммунистическом фланге крепнут экстремистские тенденции. Их проявлением и является непальский маоизм. До последнего времени ни одна из политических партий (за исключением маоистов) не выступала против института монархии.

Маоисты проводят "политику несотрудничества" с центральной властью. Чтобы самим захватить власть - хотя бы на местном уровне, - они, начав движение под названием "новая народная власть", заставляют выборных представителей комитетов развития деревень подавать в отставку и отмежевываться от Центра. Многие представители самоуправления дистрикта Ролпа уже подали в отставку под давлением маоистов. Но такие заявления об отставке не имеют юридической силы, поскольку они подписывались под давлением маоистов, которые даже сам текст заявлений составляли сами. Кроме этого, на местах маоисты формируют "революционные комитеты", наделенные правом сбора налогов, регистрации сделок купли-продажи и права на владение земельными участками, производства судебного разбирательства споров между жителями деревни. Таким образом маоисты пытались - и еще пытаются - осуществлять "параллельную власть" в тех районах, где они имеют влияние. Правительственные чиновники дистрикта Ролпа с трудом собирают мизерную часть земельного налога, а в местный суд люди обращаются все реже.

Тем не менее, это не означает, что жители полностью поддерживают маоистов. Они вынуждены подчиняться их диктату из-за страха. "В деревнях Ролпы, - как выразился один из представителей КПН (ОМЛ) Кумар Дасаунди, секретарь дистриктного комитета партии в Ролпе, - маоистский террор преобладает над полицейским. За деньги маоисты готовы считать своими "истинными друзьями" и землевладельцев, и обманщиков, и взяточников, а те, кто не хочет платить им "дань" или же выражает протест против их произвола, становится "классовым врагом", несмотря на то, что принадлежит к классу бедняков или трудящихся". Заметим, что сам Кумар Дасаунди когда-то находился в плену у маоистов в течение 12 дней.

стр. 41


Получается замкнутый круг: под страхом репрессий местные жители не могут не оказывать помощь маоистам, а за это они часто становятся объектом преследования со стороны полицейских.

Маоисты призывали людей к бойкоту всеобщих выборов 1999 года. Тех, кто выдвигал себя в качестве кандидата на выборах, они объявляли "приспособленцами реакционного режима", и против них развязывался террор. Некоторым кандидатам все-таки удавалось умиротворить маоистов, заплатив немалый "штраф". Но другие вынуждены были покинуть свой дистрикт, откуда они намеревались попасть в законодательный орган. Даже представители органов местного самоуправления многих деревень дистрикта Ролпа вынуждены были проводить свои обычные собрания не по месту жительства, а в административном центре.

Чтобы спасти себя от произвола маоистов, многие люди переселились поближе к административному центру. Они так напуганы, что не хотят говорить журналистам ни о бесчинствах маоистов, ни о полицейском преследовании. Жители Ливанга считают, что полицейский произвол страшнее действий маоистов.

Кровавое событие произошло недавно в деревне Харджанг, расположенной в восточной части дистрикта Ролпа. Маоисты окружили дом, в котором находились люди, и подожгли его. Несколько человек заживо сгорели, а тех, кто хотел спастись бегством, настигли пули. Восемь человек погибло, трое были ранены, двое угнаны маоистами в неизвестном направлении, а хозяин дома Балбахадур Рока Магар остался жив лишь случайно.

В чем причина такого зверства? Дело в том, что в тот злосчастный день 80 вооруженных боевиков совершили нападение на дом, где после ночного дежурства отдыхали активисты местного Комитета сопротивления маоистам. Когда-то все они были их сторонниками, но в конце концов решили отказаться от "идеологии маоизма". Вот за такое непослушание они и были жестоко наказаны своими бывшими соратниками. Маоисты, как потом стало известно, собирали ежемесячные взносы в размере 50 рупий с каждой семьи деревни, не считая других поборов. Жители деревни не хотели подчиняться такому диктату и сформировали собственный "комитет сопротивления". Члены этого комитета не пускали маоистов в деревню. Их инициатива была поддержана КПН (ОМЛ), представители которой победили на местных выборах в комитеты развития деревни. Маоисты ненавидят и коммунистов, и их сторонников - жителей деревни. Поэтому они решили отомстить своим врагам.

В конце сентября 1999 года маоисты совершили налеты на полицейские участки в дистриктах Рукум и Джаджаркот, в результате которых погибло восемь полицейских и ранено более десятка местных жителей. С 1996 года (времени объявления непальскими ультралевыми так называемой "народной войны"), по данным непальской прессы, к началу 2000 года погибло в общей сложности 945 человек, среди которых - 81 полицейский, 706 членов экстремистских группировок и 158 гражданских лиц.

В обстановке маоистского террора не могло быть и речи об одновременном и повсеместном проведении парламентских выборов. Все политические силы страны в целях безопасности согласились на двухэтапное проведение выборов, с тем, чтобы правительство имело возможность сосредоточить достаточное количество сил охраны порядка во взрывоопасных дистриктах. Расчет оказался верным, и с точки зрения соблюдения порядка выборы прошли успешно.

Следует обратить внимание на заявление К.П. Бхаттараи, сделанное вскоре после назначения на пост премьер-министра, по результатам последних выборов, о том, что "маоисты тоже являются братьями-непальцами и имеют право вести политическую борьбу мирным путем, но правительство не будет терпеть экстремизм и террор в стране". Смысл такого заявления очевиден: правящие круги страны, как и народ в целом, заинтересованы в оздоровлении политической обстановки, чтобы сосредоточить усилия на решении стоящих перед страной многочисленных проблем.

ИЕРАРХИЯ ПРОБЛЕМ

Политическая элита и рядовые избиратели по-разному представляют себе их иерархию. Политических лидеров прежде всего волнуют устойчивость (вернее, возможная неустойчивость) правительства, угроза безопасности, исходящая от маоистов, нерешенность вопроса о разделе вод пограничной реки Махакали с Индией и присутствие ее военных представителей в пограничной зоне Калапани и т. д. Простых же людей, по данным опросов, волнуют медленное развитие страны (28,6 процента), дороговизна (27,6), безработица (18,4), коррупция (7,1), политическая нестабильность (3,3), присутствие индийских войск в Калапани, приток бутанских беженцев, действия маоистов, ухудшение экологии (2,1) и прочие проблемы (6,4 процента). Лишь 1,8 процента опрошенных не определились.

Таким образом, простые непальцы обеспокоены в первую очередь экономическими неурядицами. По мнению большинства непальцев, все проблемы, стоящие перед страной, могут быть решены только на пути ее комплексного развития.

Перед современным Непалом, как вытекает из сказанного выше, стоят проблемы и внутреннего и внешнего характера. Внешние обусловлены в основном взаимоотношениями с соседними странами. С Индией у Непала имеются "особые отношения", установленные договором 1950 года. Время от времени непальская сторона поднимает вопрос о ревизии этого, по ее мнению, неравноправного договора, но пока безрезультатно.

Непал, не имеющий выхода к морю, во многом зависит от Индии. Периодически между двумя странами возникают споры то по одной, то по другой проблеме. Среди них основными являются пограничные вопросы. Непальцы выступают против оккупации индийскими войсками части непальской территории на пограничном участке Калапани. Там, как известно, индийские войска были расквартированы еще во время индокитайской войны 1962 года. Тогда эта оккупация представлялась в какой-то мере оправданной, а, главное, временной. Но и спустя несколько десятков лет индийские войска не покинули этот район. Даже возник спор о его принадлежности Непалу. Непальцы, согласно Сигаулийскому договору 1816 года, заключенному с британским правительством Индии,

стр. 42


считают западной границей реку Махакали. Теперь индийская сторона, как свидетельствуют непальские специалисты, указывает на маленькую речушку, что протекает близ участка Калапани, как на государственную границу с Непалом. Этот пограничный спор не урегулирован до сих пор, что неблагоприятно сказывается на межгосударственных отношениях Непала и Индии. Время от времени также возникают споры между ними по поводу раздела вод реки Махакали. Имеются и другие проблемы.

Еще одна немаловажная проблема связана с иммиграцией в Непал людей с юга (из Индии) и с севера (из ряда районов Тибета). Если индийские граждане большим потоком притекают в страну в поисках работы, то тибетских беженцев гонят в основном политические причины. Индо-непальская граница, как известно, является открытой, и поездки людей в обоих направлениях были и остаются обычным явлением. Однако "сальдо" этих миграционных потоков складывается далеко не в пользу Непала, отчего эта маленькая страна чувствует особое неудобство.

Наплыв бутанских беженцев непальского происхождения, которые вынуждены искать убежище в Непале, в последние годы стал еще одной причиной, вызывающей там головную боль. Сейчас сто тысяч бутанских беженцев живут в лагерях, выделенных для них в восточных дистриктах страны. Для нее это непосильное бремя, несмотря на то, что международные организации оказывают беженцам определенную помощь. Тем не менее, в районах обустройства беженцев усиливаются экономические, социальные и даже политические, а также экологические проблемы. Обратно в Бутан их не пускают не только бутанские власти, но и индийские пограничники. Ведь до Бутана можно добраться практически лишь через индийскую территорию. Непал надеялся решить этот вопрос с самим Бутаном по дипломатическим каналам. Однако дипломатам двух стран не удается пока уладить дело. Непальцы считают, что индийское посредничество было бы желательным и могло бы способствовать его разрешению.

Несмотря на некоторые проблемы во внешней политике, Непалу, благодаря традиционному умелому балансированию, удается главное -поддержание в целом нормальных стабильных отношений со своими соседями.

И все же самыми насущными для Непала остаются проблемы экономического развития. Он располагает ограниченными ресурсами для преодоления социально-экономической отсталости. Однако специалисты отмечают, что у страны есть возможности для развития сельского и лесного хозяйства, освоения значительного гидроэнергетического потенциала и реализации новых проектов в туристическом бизнесе и др. Без создания инфраструктуры для всестороннего развития непальской экономики нельзя говорить о ликвидации нищеты, безработицы, неграмотности и т.д. В своих предвыборных манифестах почти все политические партии Непала уделяли особое место экономическому развитию, хотя многие их обещания кажутся просто фантастическими. Политические партии обещают в первую очередь ускорение строительства шоссейных дорог, которые свяжут все 18 административных центров дистриктов, страдающих от бездорожья.

Сельское хозяйство является главной отраслью народного хозяйства Непала. Поэтому поддержание и развитие системы ирригации имеет для страны важное значение. Это учитывают многие непальские политические партии, которые не скупились на обещания в ходе предвыборной борьбы. Например, НК обещала (и обещает) построить такие грандиозные оросительные каналы, как Сункоши - Камала или Бхери - Бабаи, а некоторые другие политические партии обещали, разумеется, в случае победы на выборах и формирования своего правительства, провести все ирригационные работы в течение семи лет. Ситуация в этой области, по данным непальской прессы, такова, что подобные обещания заведомо невыполнимы. Ведь в девятом пятилетнем плане развития страны поставлена цель оросить лишь 250 тысяч гектаров земли, тогда как в орошении нуждаются еще около 700 тысяч гектаров сельхозугодий.

Обещания КПН (ОМЛ) выглядят еще грандиознее. В предвыборном манифесте этой партии говорилось о телефонизации всех деревень Непала в течение двух лет. Чтобы осуществить эту мечту, необходимо, потратить, по крайней мере, семь миллиардов рупий. Для сравнения скажем: в девятом пятилетнем плане на эти цели выделено лишь четыре миллиарда рупий. Маловероятным является и другое провозглашенное этой партией мероприятие: повсеместная ликвидация неграмотности в стране за пять лет. Грамотность населения сейчас, по правительственным данным, составляет лишь 48 процентов. Этот уровень достигнут за 50 лет после ликвидации автократического режима феодального семейства Рана в результате больших усилий со стороны правительства и народа. До 1951 года в стране было около 300 начальных школ, а сейчас их число превысило 22 тысячи. Маловероятно, что за пять лет удастся ликвидировать неграмотность оставшихся 52 процентов населения. Сколько потребуется для этого средств? В девятом пятилетнем плане развития страны ставится задача: достичь уровня грамотности населения в 70 процентов. Для осуществления этой цели выделено четыре миллиарда рупий. А чтобы достичь стопроцентной грамотности населения потребуются еще 35 миллиардов рупий!

Обещания коммунистов о создании за пять лет системы здравоохранения, способной предоставить минимальную медицинскую помощь каждой деревне, или об электрификации всех сельских местностей за десять лет также выглядят необоснованными. Для того, чтобы реализовать все обещания политических партий Непала, потребуются огромные средства. Где их взять? Об этом обычно ничего не говорилось в предвыборных манифестах. Там нет и упоминания об источниках поступления дополнительных средств в доходную часть бюджета страны. С одной стороны, Непал не имеет средств для реализации насущных проектов, а, с другой - есть основания думать, что государства-спонсоры (основные среди них США, Индия, Китай) не готовы выделять такие большие средства для реализации планов развития Непала, как это было в предыдущие годы.

Таким образом, нынешнему правительству предстоит в сложных условиях решать немало серьезных проблем, стоящих перед страной на пороге XXI века.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕПАЛ-На-пороге-НОВОГО-ВЕКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. ЛЕДКОВ, К. ШРЕСТХА, НЕПАЛ. На пороге НОВОГО ВЕКА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 31.10.2022. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НЕПАЛ-На-пороге-НОВОГО-ВЕКА (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. ЛЕДКОВ, К. ШРЕСТХА:

А. ЛЕДКОВ, К. ШРЕСТХА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
76 просмотров рейтинг
31.10.2022 (515 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НЕПАЛ. На пороге НОВОГО ВЕКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android