Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-13825
Автор(ы) публикации: М. БАШМАКОВ

Шел третий час заседания, посвященного программам и учебникам для учащихся профтехучилищ. И вдруг неожиданно резко прозвучала реплика: "Говорим о чем угодно, но пока никто и слова не сказал об ученике - а что ему нужно". Это, конечно, было преувеличением: речь-то и велась о том, как лучше обеспечить общее образование будущего рабочего. И все же мне, защищавшему на этом совещании новую программу по математике, которая проходит проверку в училищах Санкт-Петербурга, стало и стыдно, и обидно, что я не нашел нужных аргументов, так сказать, "от ученика".

Действительно, мы в наших оценках опираемся прежде всего на свой преподавательский опыт, считаем высшим и незыблемым мерилом мнение учителя. Даже появилось такое определение: хороший учебник - это тот, с которым удобно работать учителю.

Конечно, учитель - главный проводник идей новой программы. Насколько полно он их освоит и сделает "своими", настолько можно ожидать их оседания в умах и душах учеников. Однако надо иметь в виду, что большая часть преподавателей сложилась в этом качестве в пору, когда задача всеобщего среднего образования не ставилась. А это - задача принципиально новая и, значит, требует принципиально новых решений.

Что же удивляться резкости и безапелляционности абсолютно противоположных мнений, например, о преподавании математики, которые часто появляются в печати. Одни считают, что "не в коня корм", и незачем включать в учебники те слова, которые они сами услышали во взрослом возрасте, другие ориентируются только на вуз, третьи с грустью вспоминают о времени, когда один учебник в течение пятидесяти, а то и более лет (как, например, учебники Киселева) был альфой и омегой школьной учености, и сожалеют о программах конца прошлого века.

В ходе массового эксперимента (с прошлого учебного года все средние профтехучилища Москвы и Московской области занимаются по новой программе и учебным материалам, разработанным группой ленинградских специалистов по заданию Академии педагогических наук) мне и моим коллегам приходится много беседовать с учителями, и все чаще главным аргументом в этих беседах становится будущее наших учеников.

Личный опыт общения с учащимися средних ПТУ (а мне приходилось стоять за учительским столом по целому учебному году в училищах N 24 и N 90 Санкт-Петербурга) убеждает, что ребята, выбравшие рабочую специальность, безусловно, нуждаются в хорошем современном среднем образовании. Однако среди них есть и такие, кто потерял вкус к учению, разучился учиться. И сколько бы мы задним числом ни обвиняли школу в этом прискорбном результате ее девятилетней работы, факт останется фактом. И из этого мы обязаны исходить. Надо ли требовать немедленной отдачи наших преподавательских стараний - блестящих ответов или безошибочно написанных контрольных?

Недостатки сложившейся в старших классах школы системы формального преподавания математики стали особенно ярко заметны при механическом перенесении программы и учебников в средние ПТУ - новый тип учебного заведения. Почти у каждого приходящего в стены училища выпускника восьмого класса возникает вопрос, нужна ли в таком объеме математика будущему токарю или наладчику. И сыплются на уроке жалобы: "А зачем мне ваши синусы!", "Мне этого не понять". А чаще просто беззвучное, читаемое по глазам: "Отстаньте от меня, как-нибудь перекантуюсь до выпуска, а там...". И посмотрите, что говорит шкала перевода баллов егэ 2017 по математике (внешняя ссылка): именно эта наука имеет один из наименьших баллов среди других наук, с которыми можно поступить даже в престижный вуз. Это говорит о том, что для многих детей в нашей стране математика - крайне сложный предмет.

Главное чудо, о котором говорят, мечтают учителя средних ПТУ, - чтобы ученики начали верить в свои силы, тогда у них просыпается интерес. Такое чудо с неба, конечно, не сваливается. Иные учителя добиваются его огромными усилиями, иные - почти гениальными находками. Но известные всей стране достижения столичных ПТУ в постановке среднего образования не могли бы основываться лишь на энтузиазме отдельных учителей. Многолетние усилия областной партийной организации, высочайший уровень организационной работы системы профтехобразования сделали чудо приобщения многих тысяч будущих молодых рабочих к радостям победного учения осязаемой реальностью.

Здесь торжествует педагогика дела, а не педагогика слов. Лучшие научные силы создают программы и учебники для профтехучилищ, пытаясь как можно теснее увязать общее и профессиональное образование. Лучшие творческие силы приобщают учащихся ПТУ к высшим достижениям культуры. Самые передовые предприятия обеспечивают им первоклассную производственную базу.

Трудностей и нерешенных вопросов вместе с тем хватает. Кто, например, должен печатать учебные пособия по общеобразовательным предметам для средних ПТУ? Издательство "Просвещение" отвечает отказом - берите на вооружение массовые школьные учебники. Издательство "Высшая школа", имеющее специальную редакцию литературы по профтехобразованию, берется издавать только небольшие методические указания для учителей и то в совершенно непригодном для работы оформлении, хотя это же издательство выпускает красочные учебники по спецдисциплинам.

Самое интересное, что многое из того, с чем сейчас столкнулись педагоги ПТУ, смыкается с проблемами высшей школы. Скажем, как использовать будущую профессию рабочего или инженера для повышения интереса к физике и математике - это общая проблема. Неудивительно, что преподаватели так поддерживают разработку педагогических проблем, связанных с профтехшколой, считая их своими.

В то же время возможности высшей школы в этом смысле используются еще недостаточно. Давно, скажем, назрела необходимость организовать в Санкт-Петербурге, в этом форпосте профтехобразования, научное подразделение, занимающееся постановкой общего образования в средних ПТУ (речь идет именно об организационной стороне дела, потому что фактически оно существует уже около десяти лет и добилось известных результатов). Бумаг по этому поводу написано много, но ими все и ограничивается.

Вернемся, однако, к математике. Так все-таки много или мало ее надо будущему рабочему? На наш взгляд, несомненно одно: уровень среднего образования, его идейную насыщенность снижать нельзя. Будущему рабочему надо много. Он будет читать специальную литературу, адресованную рационализатору и изобретателю, он будет повышать свою квалификацию и образование. И он почувствует унижение, когда обнаружит, что на школьной скамье ему подсовывали суррогат вместо истинной культуры.

Да, первокурсник профтехучилища норовит сбежать с урока математики. Вы думаете, что он обязательно бежит на улицу? Нередко беглецы находят себе убежище в мастерской. Это заставляет задуматься над тем, как опасно унифицировать путь к профессии и к знаниям для всех ребят. Среднее ПТУ удачно для многих решает вопрос сбалансированности общего образования и профессии. Но если обе эти стороны, общее образование и приобщение к производительному труду, обязательны для всех, то взаимодействие того и другого во времени может быть различным для разных ребят.

Представим себе, что у одного молодого человека к моменту окончания восьмилетней школы проснулся повышенный интерес к книге, к учению, к решению сложных задач. Может быть, надо эффективнее использовать этот интерес и не бояться загрузить его мозг интенсивной работой? Профессию по душе он выберет чуть позже. А часто бывает наоборот - у пятнадцатилетнего человека появляется апатия к школьным занятиям, он находит радость в работе руками, он стремится к самостоятельности и независимости. Может быть, надо на время разгрузить его от сугубо академических дел, научить хорошему режиму, дать возможность утвердить себя в чем-то другом, сформировать потребность в знаниях, а тогда уж повысить его общеобразовательный уровень (разумеется, в пределах среднего учебного заведения)?

Подтверждение сказанному опять же можно найти в профтехучилищах. Учителя отмечают, что многие ребята лишь к третьему курсу начинают всерьез интересоваться ученьем. Может быть, это как раз те, кто на первом курсе сбегал с математики в мастерскую?

Я не думаю, что высказанные мною мысли о преподавании математики будущим рабочим слишком тесно связаны со спецификой предмета. Словом "математика" я злоупотреблял только дня того, чтобы быть более конкретным. На самом деле речь идет, конечно, не только о ней. Пятнадцатилетние наши ученики ждут от нас, педагогов, чему бы мы их ни учили, умного, доброжелательного разговора, возвышающего их человеческое достоинство, не допускающего и тени сомнения в их духовных силах и высоком предназначении.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НУЖНА-ЛИ-РАБОЧЕМУ-МАТЕМАТИКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

М. БАШМАКОВ, Проблемы народного образования. НУЖНА ЛИ РАБОЧЕМУ МАТЕМАТИКА? // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 05.05.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НУЖНА-ЛИ-РАБОЧЕМУ-МАТЕМАТИКА (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - М. БАШМАКОВ:

М. БАШМАКОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
907 просмотров рейтинг
05.05.2017 (2520 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Математика для Data Science
Каталог: Математика 
50 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Удобное сотрудничество с лучшими онлайн решениями по математике (пресс-релиз)
Каталог: Математика 
2264 дней(я) назад · от Россия Онлайн
"Королева наук" в современной школе
Каталог: Математика 
2678 дней(я) назад · от Anatoli Shamoldin

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Проблемы народного образования. НУЖНА ЛИ РАБОЧЕМУ МАТЕМАТИКА?
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android