Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-13263
Автор(ы) публикации: В.П. Ветров, Ю.Г.Боев
Источник: вэб
Сайт автора(ов): личная вэб страница

ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП ВОЕННОЙ ВЕТЕРИНАРИИ
ЗАДАЧИ  И  ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ  ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ  СЛУЖБЫ  ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ
Ю. Г. Боев

Начальник Ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил

Российской Федерации - Главный ветеринарно-санитарный инспектор

Вооруженных Сил, полковник медицинской службы (2004-2010)

В.П. Ветров

Заместитель председателя Центрального совета ветеранов Тыла Вооруженных сил, генерал-майор ветеринарной службы запаса

Завершается третье столетие военной ветеринарии. Мы нравственно обязаны представить подробное и обстоятельное обозрение трехвековой жизни военной ветеринарии, которая послужит несокрушимой памятью для последующих поколений. Прошлое поучительно для будущего. Особенно поучительно должно быть прошлое русской военной ветеринарии, три века следовавшей по тернистому пути и скольской дороге. Сколько труда, энергии, душевных сил и волнений было затрачено на этом длинном и тернистом пути!

Какую настойчивость, какое напряжение ума и воли проявили наши предшественники и ветеринарные деятели в неравной борьбе за свою специальность, за родное дело!

Нужны были сильные люди, чтобы неослабно защищать и отстаивать военную ветеринарию, а затем выдвигать ее в армии и образовывать Военно-ветеринарное ведомство.

Новое столетие российской военной ветеринарии получает богатое наследство, собранное по крупицам. Наш долг описать образование наследства и подвести итоги трехвековой работы.

Необходимо, чтобы каждый военный ветеринарный врач получал возможность узнать, каким образом создавалось настоящее служебное положение и как постепенно, шаг за шагом сложилось твердое основание, на котором существует Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Каждая мелочь в нашем служебном быту станет дорога при освещении обстоятельств ее возникновения. Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации является одной из специальных служб Тыла Вооруженных Сил. Она представляет собой систему органов управления, организаций центрального, окружного, флотского, армейского подчинения, специалистов отдельных соединений и воинских частей, предназначенную для осуществления надзора за выполнением ветеринарного законодательства в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также для выполнения комплекса противоэпизоотических, ветеринарно-профилактических, лечебных мероприятий, ветеринарно-санитарного контроля за качеством и  безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья, поступающих в войска, обеспечивая тем самым защиту личного состава Вооруженных Сил от болезней общих для человека и животных, пищевых токсикоинфекций и токсикозов.

Ветеринарно-санитарная служба - одна из старейших служб Российской армии, имеющая достаточно давнюю историю. На протяжении трех веков служба именовалась ветеринарной, военно-ветеринарной, а в 1994 году, в связи с перепрофилированием задач, была переименована в ветеринарно-санитарную службу. В 2004 году в результате реформ органов военного управления ветеринарно-санитарная служба  была переведена в разряд частей охраны и обеспечения Центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации. Однако, сформировавшаяся десятилетиями, система тылового обеспечения войск, (сил флота) рыночные условия Российской экономики на современном этапе, при непрекращающемся реформировании Вооруженных Сил показали, что ветеринарно-санитарная служба в целом, выполняет задачи государственной важности и является по своей значимости, в плане обеспечения эпизоотической стабильности на территории Российской Федерации, а также сохранения пищевой безопасности продуктов питания для войск, сил флота и других воинских формирований, одним из составляющих «инструментов» обеспечивающих национальную безопасность страны.

Справедливость восторжествовала, когда с 1 января 2005 года, ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил из частей обеспечения, была вновь возвращена в органы военного управления Министерства обороны.  А годом раньше управлению военной ветеринарии Вооруженных Сил и службе в целом, был определен статус Государственной ветеринарной службы, со всеми вытекающими полномочиями Федерального исполнительного органа власти, в части, касающейся вопросов ветеринарного надзора и контроля на всех объектах поднадзорных Министерству обороны Российской Федерации.

В соответствии с действующим законом ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности входят в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Вместе с тем, должностные лица ветеринарных (ветеринарно-санитарных) служб указанных органов исполнительной власти не отнесены к числу должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор в полном объеме, каким наделены руководители ветеринарных служб субъектов  Российской Федерации. В то же время, учитывая специфику реализации государственной политики в области ветеринарного надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», государственный ветеринарный надзор на объектах, подведомственных Минобороны России, должен осуществляться его ветеринарными специалистами.

Ветеринарно-санитарная служба ВС РФ организационно входит в состав Тыла ВС РФ и представлена органами военного управления. Ветеринарно-санитарную службу ВС РФ - возглавляет начальник Ветеринарно-санитарной службы ВС РФ - Главный ветеринарно-санитарный инспектор ВС РФ. Служба непосредственно подчинена начальнику Тыла ВС РФ - заместителю Министра обороны Российской Федерации. В видах Вооруженных Сил РФ ветеринарно-санитарная служба представлена начальниками ветеринарно-санитарной службы видов Вооруженных Сил. В военных округах, на флотах, армиях, корпусах - начальниками ветеринарно-санитарной службы военных округов, флотов, армий, корпусов; организациями центрального, окружного (флотского), армейского подчинения и ветеринарным составом ветеринарно-санитарной службы в соединениях, отдельных частях и организациях.

В составе ветеринарно-санитарной службы имеется 74 организации (по состоянию на 1 января 2006 года), в том числе:

Военно-ветеринарный институт                                               1

Лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы              12

Ветеринарные лаборатории                                                       3

Ветеринарно-эпизоотические отряды                                     45

Ветеринарные склады                                                               10

Ветеринарные контрольные пункты                                        3

Штатная численность ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации мирного времени составляет более 400 военнослужащих и свыше  1500 гражданского персонала.

В настоящее время ветеринарно-санитарная служба в видах и родах войск имеет следующее построение.

Ветеринарно-санитарная служба Военно-воздушных сил. В органах управления тыла ВВС служба представлена начальником ветеринарно-санитарной службы. Для решения задач ветеринарно-санитарного обеспечения в структуре ВВС и ПВО имеются: 1 ветеринарно-эпизоотический отряд, 3 ветеринарных контрольных пункта и  начальники ветеринарно-санитарной службы объединений. В структуре КСпН (Командования войск специального назначения) - начальник службы, 1 лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы продовольствия, 2 ветеринарно-эпизоотических отряда.

Ветеринарно-санитарная служба Военно-Морского флота. В органах управления тыла ВМФ, флотов и Каспийской флотилии (КФл) служба представлена начальником ветеринарно-санитарной службы. Для решения задач ветеринарно-санитарного обеспечения в структуре тыла сил Военно-Морского Флота имеются: 2 лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы продовольствия, 2 ветеринарных лаборатории, 10 ветеринарно-эпизоотических отрядов, 3 ветеринарных склада и ветеринарный состав флотилий и войскового звена.

Ветеринарно-санитарная служба Ракетных войск стратегического назначения. В органах управления тыла РВСН служба представлена начальником ветеринарно-санитарной службы, объединений - ветеринарным инспектором, в органах управления тыла соединений - ветеринарным врачом. Для решения задач ветеринарно-санитарного обеспечения имеется 1 ветеринарно-эпизоотический отряд.

Ветеринарно-санитарная служба Космических войск. В органах управления тыла Космических войск, объединениях и Государственном Испытательном Космодроме служба представлена начальником ветеринарно-санитарной службы, в соединениях и воинских частях - ветеринарным врачом. Для решения задач ветеринарно-санитарного обеспечения 5 ГИК на Байконуре имеется 1 ветеринарная лаборатория.

Ветеринарно-санитарная служба воздушно-десантных войск. В органах управления тыла соединений служба представлена - ветеринарным врачом.

Ветеринарно-санитарная служба железнодорожных войск. В органах управления тыла ЖДВ, объединений служба представлена начальником ветеринарно-санитарной службы, в органах управления тыла соединений - ветеринарным врачом.

Ветеринарно-санитарная служба Главного управления МО представлена начальником ветеринарно-санитарной службы  ГУ МО и ветеринарными врачами соединений и воинских частей.

Надо  отметить, что в настоящее время в России наряду с Ветеринарно-санитарной службой ВС РФ, имеются также ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти в области внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности и все они входят в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Однако Ветеринарно-санитарная служба ВС РФ обладает рядом преимуществ. Она имеет сеть специализированных организаций и необходимую материально-техническую базу, обеспечивающую выполнение задач в определенных субъектах Российской Федерации, независимо от ведомственной принадлежности войск (сил) или  формирований. Это существенно отличает Ветеринарно-санитарную службу Вооруженных Сил от других силовых ведомств, где служба представлена, как правило, специалистами войскового звена, занимающимися обслуживанием только служебных животных. Наряду с этим Ветеринарно-санитарная служба ВС РФ в интересах других войск, воинских формирований и органов выполняет лабораторно-диагностические, ветеринарно-санитарные исследования и оказывает помощь в проведении противоэпизоотических и лечебно-профилактических мероприятий. К этому следует добавить, что подготовка специалистов службы, как для Министерства обороны, так и для других силовых структур, осуществляется по единым учебным программам в единственном военно-учебном заведении в составе Ветеринарно-санитарной службы – Военно-ветеринарном институте.

На современном этапе главной задачей ветеринарно-санитарной службы, определенной Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, Министром Обороны и Начальником Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации является осуществление государственной политики в области ветеринарии и фитосанитарного надзора в Вооруженных Силах.

Ветеринарно-санитарная служба предназначена для выполнения следующих задач:

поддержание устойчивого эпизоотического благополучия в войсках, оценка и прогнозирование изменений эпизоотической ситуации с целью проведения мероприятий по охране войск от возможного заноса заразных болезней, в том числе общих для человека и животных,  опасных вредителей и болезней растений из сопредельных государств (регионов), а также обеспечение локализации и ликвидации инфекционных очагов в случае их возникновения;

ветеринарно-санитарный надзор и контроль за качеством и пищевой безопасностью продовольствия, поступающего на обеспечение войск от поставщиков на всех этапах его производства, заготовки, транспортирования и хранения;

осуществление специальных ветеринарных мероприятий в войсках и органах тыла при их инженерном оборудовании, ветеринарно-санитарный контроль на транспортных коммуникациях;

осуществление НИОКР по разработке средств и методов защиты войсковых и продовольственных животных, по созданию современных технических средств службы;

выполнение мероприятий, направленных на развитие животноводства сельскохозяйственных предприятий и подсобных хозяйств Министерства обороны, получение от них полноценных и безопасных пищевых продуктов;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации офицерских кадров для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

обеспечение войск (сил флота), организаций службы и сельскохозяйственных предприятий Министерства обороны ветеринарным имуществом и техническими средствами службы.

Для решения задач, стоящих перед ветеринарно-санитарной службой, необходимо постоянно изучать, анализировать, оценивать ветеринарно-санитарное и эпизоотическое состояние Российской Федерации и сопредельных государств и принимать решение по организации  ветеринарно-санитарного обеспечения войск.

В последнее время, в результате изменения хозяйственных отношений, появления множества поставщиков продовольствия и различных посреднических структур, а также в условиях увеличения поставок импортного продовольствия, возрос риск заноса на территорию государства, в том числе военно-транспортными средствами,  возбудителей инфекционных болезней животных, карантинных вредителей, болезней растений и опасных сорняков, а также ввоза продуктов, представляющих опасность для здоровья личного состава и членов семей военнослужащих, что в свою очередь привело к количественному и качественному изменению объема работ по ветеринарно-санитарному надзору.

Выполняемые службой профилактические мероприятия позволили сохранить благополучие сельхозпредприятий и подсобных хозяйств в отношении опасных и особо опасных болезней животных, не допустить случаев массового заражения ими личного состава и других обслуживаемых контингентов.

Для решения этой стратегической задачи необходимо, прежде всего, привести все руководящие документы по ветеринарно-санитарной службе в соответствие с федеральным законодательством, тем самым создать и  обеспечить мощную правовую базу для этой специфической отрасли тыловой деятельности.

Выполняя рекомендации комитета Совета Федерации по обороне от       20 октября 2005 года специалистам ветеринарно-санитарной службы и заинтересованным управлениям и службам всех звеньев необходимо выработать единую систему гарантий, обеспечивающих качественные поставки продовольствия для Вооруженных Сил, других войск, воин­ских формирований и органов Российской Федерации, устранить не­гативные тенденции,  сложившиеся  в системе конкурсов (тендеров). Среди этих гарантий главное место должны занять надлежащий госу­дарственный ветеринарный  контроль и возможность применения санкций к постав­щикам некачественных пищевых продуктов, в том числе недопущение таких поставщиков к участию в конкурсах по поставке продовольствия для государственных нужд, а также обязательство поставщика заме­нять недоброкачественную поставленную продукцию доброкачественной.

Приоритетным направлением в совершенствовании ветеринарного  обес­печения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, в повышении качества и экологиче­ской безопасности поставляемого продовольствия должно стать восстановление и стабилизация действенности ветеринарно-санитарного надзора и контроля при закупке, транспортировке и хранении продуктов и включение его элементов в общую схему унифициро­ванной системы тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации;

Необходимость изменения организационно-штатной структуры

ветеринарно-санитарной службы

При строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации до 2010 года ветеринарно-санитарная служба остается специальной службой Тыла Вооруженных Сил РФ и будет представлять собой систему органов управления, организаций и специалистов соединений и воинских частей, предназначенных для организации и осуществления ветеринарно-санитарного обеспечения войск и сил флота.

Исходя из общей схемы построения Вооруженных Сил в составе Тыла Центра планируется иметь: Военно-ветеринарный институт - 1, Центральный ветеринарно-эпизоотический отряд - 1, Центральный ветеринарный склад 2-го разряда - 1.

В то же время планируется расформирование 12 ЛВСЭ, 1 ВЛ и 13 ВЭО округов (флотов) и создание на их базе к 2008 году 13 Центров ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики (ЦВСЭиЛД) в окружном (флотском) звене. Также планируется создать по одному ЦВСЭиЛД, одному ветеринарно-эпизоотическому отряду и одному ветеринарному складу по направлениям оперативно-стратегических командований «Запад, Восток и Юг», в зависимости от зоны ответственности, эпизоотической и ветеринарно-санитарной ситуации в регионе или субъекте Российской Федерации.

В составе ВВС планируется иметь один ЦВСЭиЛД, 2-3  ветеринарно-эпизоотических отряда, 3-6  ветеринарных контрольных пунктов, в зависимости от интенсивности самолето-вылетов в неблагополучные в эпидемическом и эпизоотическом отношении страны.

В армейском звене предполагается иметь по одному ветеринарно-эпизоотическому отряду.

В других видах Вооруженных Сил и родах войск содержать организации и специалистов службы за счет численности этих видов и родов в соответствии с конкретными задачами, решаемыми этими  войсками.

В органах управления тыла ВМФ, ВВС, РВСН, КВ, ЖДВ, округах, флотах, объединениях служба будет представлена начальником ветеринарно-санитарной службы, в соединениях и отдельных частях - ветеринарным врачом.

Реализация комплекса предлагаемых мероприятий позволит создать Ветеринарно-санитарную службу Вооруженных  Сил Российской Федерации рациональную по структуре, составу и возможностям; обладающую высоким уровнем профессионализма личного состава и достаточной материально-технической базой; оснащенную современными образцами вооружения и военной техники; способную к гарантированному ветеринарно-санитарному обеспечению войск (сил) в мирное и военное время с учетом функционирования межведомственной (сопряженной) системы ветеринарно-санитарного обеспечения федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, а также органично и эффективно реагировать на изменения в развитии рыночных отношений в национальной экономике.

Достижение данной цели обеспечит к 1 января 2011 года переход ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации на новый качественный уровень развития. 

Главной задачей  в деятельности ветеринарно-санитарной службы, в начавшемся третьем тысячелетии является исключение причин и факторов, входящих в компетенцию службы, способных оказать негативное влияние на  обеспечение боеготовности и боеспособности личного состава войск (сил флота), выполнением комплекса ветеринарно-санитарных, профилактических, противоэпизоотических и других специальных мероприятий.

Основные усилия всех структур и звеньев службы в настоящее время  направлены на:

обеспечение готовности и способности организаций службы к выполнению задач по предназначению в мирное и военное время;

выполнение организационно-штатных мероприятий по плану строительства службы;

планирование и выполнение мероприятий ветеринарно-санитарного обеспечения в рамках межведомственной унифицированной системы тылового обеспечения (МУСТО);

обеспечение эпизоотического благополучия воинских частей, организаций и предприятий Министерства обороны;

контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, заготавливаемого, производимого и снимаемого из государственных резервов для обеспечения войск (сил);

обеспечение, совместно с генеральным заказчиком,  выполнения государственного оборонного заказа, в отношении заготовки имущества и технических средств службы и снабжения ими воинских частей, предприятий МО и организаций службы;

сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке новых технических средств службы, средств профилактики и защиты животных;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации офицеров службы для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Все мероприятия  по реформированию ветеринарно-санитарной службы спланированы в соответствии с концепцией строительства службы на период до 2010 г., и  выполняются в  полном объеме.

Четко выполняется государственный оборонный заказ по подготовке офицеров Военно-ветеринарным институтом. Так, например, в 2005 году подготовлено и выпущено 36 военно-ветеринарных врачей, в т. ч. 8 - для других силовых структур. Качество подготовки офицеров, несмотря на объективные сложности, не снижается, а укомплектованность в войсках с учетом последнего выпуска улучшилась, некомплект уменьшился с 7 % в 2003 г. до 3 % в 2005 году.

В   решении вопросов заготовки и снабжения ветеринарным имуществом и биологическими препаратами совместно с генеральным заказчиком   (Отдел заказов и поставок ВТТ ШТ) выполнялась работа по определению производителей-монополистов через Минэкономразвития России с целью более широкого привлечения отечественных производителей-поставщиков к участию в конкурсах или поставках, путем котировок для снабжения войск и организаций службы материальными средствами. Условия стабильного финансирования последних лет позволили в целом обеспечить заготовку необходимых минимальных объемов медикаментов, биологических препаратов, реактивов, дезинфицирующих средств, закупить специальное оборудование и технические средства службы. На последующие годы запланированы закупки материальных средств в необходимых  объемах, и в первую очередь, на  обеспечение лабораторных учреждений.

Полное и современное оснащение необходимо для  лицензирования и аккредитации организаций службы. На сегодняшний день эта работа выполнена наполовину. Но дальнейшая задача аккредитации решается крайне медленно, и, прежде всего, по причине отсутствия материально-технической базы, соответствующей санитарно-гигиеническим, противопожарным и другим нормативам.  А это необходимо не только и не столько для дополнительного получения денежных средств, но и для работы со сторонними,  не состоящими на балансе Министерства обороны организациями и структурами.

В течение последних лет наращивалась работа по выполнению  НИОКР  под руководством генерального заказчика. Эти работы проводятся по наиболее актуальным проблемам  и  тематикам, направленным на разработку научно-технической продукции  по защите животных и созданию современных технических средств  службы.

Материально-техническое обеспечение ветеринарно-санитарной службы

на современном уровне

Развитие технических средств службы имеет целью совершенствование оснащенности учреждений службы для успешного выполнения задач имеющихся и реорганизуемых организационно-штатных структур службы (создание центров ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики) с учетом перспективного плана переоснащения организаций службы специальными техническими средствами.

Основными направлениями военно-технической политики по развитию технических средств службы являются:

совершенствование имеющихся образцов технических средств службы скорой ветеринарной помощи (СВП);

создание новых образцов техники взамен устаревших типов с учетом функционального комплексирования (совмещение в одном образце нескольких функций) и научно-обоснованного штатного предназначения, состава и основных тактико-технических показателей (ЛВС-ВП, ЛВД-АМ, УДВ-М, МКССВО);

обобщение опыта эксплуатации образцов технических средств при проведении контртеррористических операций в Северокавказском регионе;

повышение мобильности путем замены базы монтажа на перспективные, более проходимые и экономичные шасси (УДВ-М, МКССВО), а также использование блочно-модульного принципа размещения специального оборудования на базовых шасси автомобилей и прицепов.

По результатам выполненной работы принимаются на снабжение прошедшие государственные (приемочные) испытания: разборное  транспорта­бельное устройство (РУСТ) для  утилизаци­и биологических отхо­дов, контаминированных возбудителями особо опасных инфекций, а также   лаборатория ветеринарно-санитарная войсковая полевая (ЛВС ВП). 

Выполняемые службой профилактические мероприятия в условиях нестабильной эпизоотической обстановки, наличия природных очагов инфекционных заболеваний,  неблагополучия животноводства страны в отношении бруцеллеза, туберкулеза,  значительного распространения бешенства и трихинеллеза   позволили в целом сохранить благополучие войск, сельхозпредприятий и подсобных хозяйств  в отношении опасных и особо опасных болезней животных, не допустить случаев массового поражения ими личного состава и других контингентов.

Как положительный факт можно отметить оздоровление ряда военных сельхозпредприятий и подсобных хозяйств воинских частей в 2003 - 2005 годах от лейкоза на фоне общей неблагополучной ситуации в стране.  

В результате напряженной и кропотливой работы органов управления, военных ветеринарных специалистов, гражданского персонала ветеринарно-санитарной службы в столь сложных военно-политических условиях и строительства новых Вооруженных Сил, сохранялась стабильная ситуация в плане выполнения задач  по ветеринарно-санитарному обеспечению войск и сил флота. Происходящие в стране реформы законодательного, экономического, административного и других направлений, безусловно, сказываются на годами отлаженном механизме ветеринарной деятельности. Несовершенство действующих законодательных актов накладывало ряд проблем в решении текущих вопросов, входящих в компетенцию службы.  

Остановимся на основных и перспективных направлениях,  стоящих перед ветеринарно-санитарной службой Вооруженных Сил.

Планирование и выполнение мероприятий ветеринарно-санитарного обеспечения в рамках МУСТО было определено основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года  и Указом Президента Российской Федерации о создании рациональных сопряженных (единых, общих, объединенных) систем технического,  тылового и медицинского обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и  органов. 

Единая система ветеринарно-санитарного обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, должна стать составной частью, единой системы тылового обеспечения. Идея эта не является новой в истории развития военной ветеринарии.  Обращение к прошлым событиям позволяет найти исторические аналоги. Прообразом единой системы ветеринарно-санитарного обеспечения  являлся Военно-ветеринарный комитет, создание которого было утверждено Императором России в   1910 г. Элементы единой системы можно также найти в организации военно-ветеринарного дела в областях, подведомственных военному министерству.  Приведу исторические данные.

В соответствии с  утвержденным Императором России 10 августа  1910 г. штатом  Ветеринарного управления армии,  орган  управления включал 16  классных и  12 нижних чинов (писарей).  К предметам деятельности управления,  помимо кадровой, мобилизационной работы, представления отчетности и составления смет на содержание органов управления в центре и округах,  отнесены: «надзор по сохранению здоровья лошадей армии, по наблюдению  за правильным пользованием больных в ветеринарных лазаретах и за надлежащим состоянием последних в санитарном и врачебном отношениях; надзор по предупреждению и прекращению заболеваемости лошадей в армии; надзор за состоянием ветеринарной части в областях, подведомственных военному министерству; делопроизводство по снабжению войск и военных учреждений ветеринарным довольствием и наблюдением за состоянием его».

В соответствии с утвержденным Императором России того же дня 1910 г.  Положением о Ветеринарном управлении армии орган управления военно-ветеринарным делом состоял из трех делопроизводств и Военно-ветеринарного комитета.  Возглавил управление магистр ветеринарных наук, тайный советник  А.М. Руденко, которому Положением были предоставлены права начальника главного управления военного министерства, он подчинялся непосредственно военному министру. Назначение начальника Ветеринарного управления армии, который являлся также главным военно-ветеринарным инспектором армии, осуществлялось, согласно Положению, приказом Императора и указом Правительствующему Сенату и тем же порядком предусматривалось увольнение его от должности (по представлению военного министра).

В состав Военно-ветеринарного комитета,  осуществлявшего свою деятельность  под председательством начальника ветеринарного управления армии, входили совещательные члены, в том числе:  по одному представителю     от ветеринарного управления министерства внутренних дел, главного штаба армии, главного артиллерийского управления, главного интендантского управления, главного  военно-санитарного управления,  управления генерал-инспектора кавалерии, управления по ремонтированию армии, ветеринарный инспектор  отдельного корпуса пограничной стражи, главный ветеринар-консультант главного управления государственного коннозаводства,  военно-ветеринарные инспекторы военных округов, а также областей, подчиненных военному министерству.

В обязанности Военно-ветеринарного комитета, в числе прочих, входили «все вообще вопросы, клонящиеся к улучшению ветеринарной части в армии и областях, подведомственных военному министерству».

Таким образом, уже в 1910 году с введением Военно-ветеринарного комитета, с участием представителей военного министерства и других ведомств, в которых предусмотрена военная служба,  имели место отдельные элементы единой системы ветеринарно-санитарного обеспечения по территориальному принципу.

Элементы единой системы практически действовали в областях, подведомственных военному министерству. Так, ревизия показала, что,  если в области войска Донского в 1898 году насчитывалось 57 ветеринарных участков,  а орган управления ветеринарным делом  состоял из пяти специалистов, то в Туркестанском генерал-губернаторстве Сыр-Дарьинская, Самаркандская, Ферганская и Закаспийская области ограничивались одним  ветеринарным врачом при областном управлении. Как было установлено практическими наблюдениями, ни по территории, ни по количеству скота, ни по значению его для местного населения такая численность ветеринарного персонала не могла быть признана достаточной. Эти   недостатки устранялись в ходе военно-областной реформы.

Военно-ветеринарные специалисты уже в середине прошлого века  имели большие полномочия. Так, в Положении о ветеринарной части Кавказской армии (1862 г.)  указывалось, что «все распоряжения старшего ветеринара армии  подлежат беспрекословному выполнению и должны быть со всею точностью  исполнены начальником частей войск и жителями в казачьих станицах». При этом в обязанности ветеринаров  «входит  также свидетельствовать порционный и маркитантский скот, назначенный на убой, и наблюдать в местах пребывания, чтобы мясо продавалось из здоровой скотины, доброкачественное и свежее». В разделе «Об обязанностях службы ветеринаров Кубанского и Терского войск» указывалось, что ветеринарные врачи казачьих войск  обязаны  по просьбе местных жителей «пользовать животных, больных спорадическими болезнями,  внушать…, обстоятельно и со всею возможною удобоприменяемостью способы и меры к предотвращению заболеваемости и падежа, к попечительному надзору за сохранением здоровья животных, им принадлежащих и составляющих их благосостояние…, что тверже всего установит между казаками  необходимое к ветеринару доверие».  

Приказом по военному ведомству от  1903 года предусматривалось, что областной ветеринарный инспектор области войска Донского подчиняется непосредственно войсковому атаману, а в областях Кубанской и Терской – начальнику области, при этом предписывалось  «отпускать ежегодно 4680 рублей на наем в Терской области  26 переводчиков для сношений ветеринарных чинов с горским населением…».

С 1902 г. управление окружного ветеринара  (так именовался орган управления начальника военно-ветеринарной службы военного округа)  в отношении управления ветеринарной частью казачьих войск, поселенных в Казанском,  Кавказском, Туркестанском, Сибирском, Приамурском военных округах и по «заведованию в ветеринарном отношении животноводством областей Северного Кавказа и местностей Туркестанского генерал-губернаторства, подведомственных Военному Министерству», в каждом из округов должно было руководствоваться  особыми законоположениями, приведенными в Своде Законов.

Элементы единой системы ветеринарного обеспечения имели место  при реорганизации органов исполнительной власти в 1924 г.,  когда  Военно-ветеринарное управление РККА было подчинено непосредственно Наркомвоенмору  СССР, при этом на управление   в тот период возлагалось руководство ветеринарными  службами  РККА,  войск ОГПУ,  пограничных войск, а  также конвойной стражи.

Особое место в истории военной ветеринарии занимает вопрос о подчиненности и взаимодействии медицинской и ветеринарной служб в военном ведомстве.

В 1869 году было издано Положение о военно-ветеринарном инспекторе главного военно-медицинского  управления  (ст. 470-476 книги 1 Св. Воен. Пост. 1869 года).

В 1895 году в составе Главного военно-медицинского управления учреждено  ветеринарное отделение, в составе начальника, столоначальника и помощника, с условием непременного назначения на должности ветеринарных врачей. Новому отделению были переданы все ветеринарно-санитарные дела, но инспекторская часть была сохранена за инспекторским отделением  Главного военно-медицинского управления. В 1896 г.  в штат Военно-ветеринарного отдела   входили уже  7 сотрудников.

Однако практика осуществления мероприятий ветеринарной службы, как в гражданской, так  и военной областях показала, что подчинение медицинскому ведомству  не способствует ускорению процессов ликвидации  инфекционных заболеваний среди животных, которые приносили существенный экономический ущерб и влияли на боеспособность армии. Поставки в армию головных уборов (папах), изготовленных из  шкурок животных, больных сибирской язвой,  в то время не были исключительно редким явлением.  Опыт проведения мероприятий по ликвидации  чумы  крупного рогатого скота и сапа лошадей на юге  России, в том числе в областях, подчиненных военному ведомству, свидетельствовал о скрытом конфликте в военно-санитарном ведомстве и о необходимости  придания самостоятельности военной ветеринарии. Как писал современник, «диссонанс этот не мог, конечно,  не обратить на себя внимания начальства военных округов, которое… не могло не видеть ненормальности подчинения ветеринарной части медицинскому управлению».

В соответствии с утвержденным Императором России 28 апреля 1897 г. мнением Государственного Совета, что "специализация ветеринарного  дела оправдывается государственной важностью", осуществлены мероприятия  по выделению военно-ветеринарной службы из состава военно-медицинского ведомства. Эти мероприятия,  в связи с жесткой политикой экономии денежных средств, проводимой министром финансов графом С.Ю. Витте, были растянуты на срок более 10 лет, но  в итоге   военно-ветеринарное ведомство было подчинено непосредственно военному министру России.       

С 1902 года была признана самостоятельность ветеринарных специалистов военных округов, а в центре функционировал Ветеринарный отдел с военно-ветеринарным инспектором во главе, которому «предоставлялись права помощника главного военно-медицинского инспектора, и передавалось все военно-ветеринарное дело, за исключением представительства по ветеринарной части».

В 1904 году  Военно-ветеринарный отдел имел расширенную программу деятельности,  в его подчинении находились  самостоятельные окружные военно-ветеринарные управления.

Усилиями группы ветеринарных специалистов во главе с тайным советником А.М. Руденко при содействии генерала от кавалерии,  впоследствии военного министра  В.А. Сухомлинова, в течение 1896-1910 гг. была  осуществлена реформа военной ветеринарии, в процессе которой, по свидетельству современников, «обособление военной ветеринарии в России произошло гораздо позже, чем в Западной Европе, но заведывание этой частью в России организовано   лучше, чем в Германии, Австрии, Франции и прочих странах». 

День 10 августа 1910 года признан,  днем создания органа управления ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как видно из исторического экскурса, единая система ветеринарного обеспечения войск продиктована  жизненной важностью и необходимостью.

В Советский период развития нашего общества, каждый военно-ветеринарный начальник оперативного или оперативно-стратегического объединения отвечал, в первую очередь, за эпизоотическое благополучие территории ответственности армии или округа, а не конкретных органов и организмов.  Ведомственная подчиненность соединений, частей и учреждений в расчет не бралась, поскольку любая «эпизоотия или инвазия не знает границ».  Выполнялись противоэпизоотические и профилактические мероприятия совершенно безвозмездно, на основе единой государственной программы и в соответствии с эпизоотической ситуацией, сложившейся как в стране, так и в конкретном регионе. Впервые вопрос о создании единой системы ветеринарного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации по территориальному принципу был поднят на уровне руководства Тыла Вооруженных Сил в 1992 году начальником военно-ветеринарной службы Объединенных Вооруженных Сил  СНГ, полковником ветеринарной службы В.П. Ветровым. Военно-ветеринарной службой Вооруженных Сил  РФ был подготовлен пакет документов и согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами (начальниками ветеринарных служб и руководством тыла министерств и ведомств на уровне заместителей по тылу Внутренних войск МВД, ПВ ФСБ, ФАПСИ и МВД).

Заместитель Министра обороны - начальник Тыла ОВС СНГ генерал-полковник Н.В. Фуженко поддержал предложение, по этому вопросу провел совещание с подчиненными начальниками главных и  центральных управлений. То есть, был создан положительный прецедент, который, однако,  в силу сложившейся в то время ситуации не получил дальнейшего развития. Идея создания единой системы тылового обеспечения, бесспорно перспективное направление, она многократно прорабатывалась на всех уровнях, но всегда встречала активное сопротивление со стороны силовых структур, каждый начальник стремился к самостоятельности и это можно понять.

В новейшей истории ситуация несколько поменялась, исходя, в первую очередь, из экономических и политических предпосылок, порядка и источников финансирования и других объективных причин данной программы.

В плане реализации  создания единой системы ветеринарно-санитарного обеспечения на современном этапе органом управления подготовлены и доведены до исполнителей в военных округах, на флотах  распоряжения по унификации и сопряжению дублируемых функций ветеринарно-санитарных служб силовых ведомств, включенных в комплект  совместных приказов по осуществлению тылового обеспечения  Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

В настоящее время в интересах других федеральных органов исполнительной власти силами ветеринарно-санитарной службы на местах выполняются противоэпизоотические, лечебно-профилактические мероприятия, а также контроль качества и безопасности пищевых продуктов, как правило, по отдельным заявкам. Недостатком в деятельности является нерешенность некоторых вопросов материального обеспечения  силовых структур, в том числе МВД (ВВ МВД), которое планируется  обеспечивать через ВСС ВС  путем формирования единого заказа.  Отпуск материальных средств и ветеринарного имущества на постоянной основе по заявкам  в службы военных округов, осуществляется только для железнодорожных войск ФСЖВ, как единственного заявителя. Ветеринарно-санитарная служба   ФПС  обеспечивается ветеринарным имуществом и техническими средствами в соответствии со сложившейся практикой  остаточного  принципа  выделения денежных средств на  нужды  ветеринарно-санитарной  службы в этом ведомстве.    Проведение совместных конкурсов по закупке ветеринарного имущества и технических средств не представляется возможным, так как службы других  министерств (ведомств) не являются заказчиками и не имеют целевых статей финансирования. В данном случае целесообразно и экономически оправдано определение Ветеринарно-санитарной службы ВС единым заказчиком (через генерального заказчика – штаб Тыла ВС).

В связи с переходом  ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации  к межведомственной (сопряженной) унифицированной системе  ветеринарно-санитарного обеспечения  в соответствии  с требованиями руководящих документов подготовлены и направлены в адрес  Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоза России замечания и дополнения, касающиеся создания единой (совмещенной) ветеринарно-санитарной службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, для включения в проект новой редакции Федерального Закона "О ветеринарии", осуществляется сопровождение этих замечаний и дополнений.  

Справочно: Статья 12. Государственная ветеринарная служба Российской Федерации.

Государственная ветеринарная служба Российской Федерации  единая централизованная система, в состав которой входят:

 ветеринарно-санитарная служба федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба; …

 Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, создается сопряженная (единая, общая, объединенная) ветеринарно-санитарная служба, организационная структура которой определяется  соответствующими федеральными органами исполнительной власти. 

Перечень объектов и порядок их ветеринарно-санитарного обеспечения определяются положением, разрабатываемым в соответствии с настоящим Федеральным законом и утверждаемым руководителями вышеуказанных министерств и ведомств по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.   

Второе основное направление деятельности ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил РФ на данном этапе, от положительного решения которого, зависит дальнейшая сфера влияния и деятельности службы, в сложившейся системе тылового обеспечения войск – это совершенствование системы ветеринарно-санитарного контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Объективный уход от сложившихся стереотипов громоздкого войскового хозяйства с его запасами материальных средств, в частности, пересмотр  эшелонирования и содержания продовольствия: мясных консервов, крупы, муки, животных жиров и прочего продовольствия, а также передача части функций продовольственной службы коммерческим структурам резко снизили востребованность военных ветеринаров, как ветеринарно-санитарных экспертов в войсковом звене. Однако передача коммерческим структурам сферы питания личного состава, хлебопечения, обеспечения скоропортящимися продуктами не снижает роль и значимость ветеринарно-санитарной службы, а наоборот поднимает ее авторитет, так как решающее слово остается за специалистами службы, владеющими методами и способами определения доброкачественности пищевых  продуктов. Это касается и фитосанитарного контроля и надзора. Нет более универсального специалиста, в этой области, нежели ветеринарный врач, который, по уровню своей подготовки обладает необходимым комплексом специальных знаний в агрономической и биологической отраслях, а, следовательно, способен выполнять функцию фитосанитарного эксперта. Он, естественно, ближе всех, из числа военных специалистов, находится у решения возникающих проблем. Не напрасно, в плане проведения административной реформы в стране ветеринарная и фитосанитарная служба, объединены в одно Федеральное ведомство.

Свертывание подсобных хозяйств воинских частей, естественно, приведет к резкому уменьшению объема работ по ветеринарно-санитарной экспертизе пищевых продуктов животного происхождения. Но это, не говорит о полной ликвидации хозяйств, потому что в условиях России, особенно в отдаленных районах Сибири, Дальнего Востока, Забайкалья и Арктики, без них просто не представляется возможным нормальное тыловое обеспечение боевой учебы и повседневной деятельности войск. Здесь должна проявиться целевая и разумная переориентация деятельности органов военной ветеринарии, при этом необходимо широко использовать положительный опыт Европейских стран, Соединенных Штатов Америки, ни в коем случае, не исключая Российские традиции и особенности условий нашей жизни. Некоторые аспекты деятельности ветеринарно-санитарной службы  по  контролю качества и безопасности продуктов  питания.

Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации, как ведомственная служба федерального органа исполнительной власти в области обороны, правомочна  и осуществляет комплекс мероприятий по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов на объектах Министерства обороны Российской Федерации, предназначенных для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, а именно - ведомственный ветеринарный контроль за соответствием ветеринарным правилам и нормам: качества пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства); условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, условий изготовления,  хранения, транспортировки и поставок; условий реализации пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления; условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения, в том числе их использования на корм животным, или уничтожения; организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека.

Основным направлением является сохранение и совершенствование сложившейся системы ветеринарно-санитарного контроля, применительно к  функциям, определенным для государственной ветеринарной службы  (постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 987  "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов").

Проанализировав многолетний опыт работы специалистов ветеринарно-санитарной службы во всех сферах их деятельности, в частности в области контроля и обеспечения пищевой безопасности продуктов питания, был сделан вывод, что основными  причинами производства и оборота некачественных и опасных пищевых продуктов в Вооруженных Силах на сегодняшний день являются:

- отсутствие государственного и производственного ветеринарно-санитарного контроля на отдельных предприятиях – изготовителях пищевой продукции;

-  приоритет низких цен перед реальными затратами на качественный продукт и как следствие недостаточная мотивация повышения качества производства продуктов;

- использование некачественного или фальсифицированного сырья с целью извлечения поставщиком максимальной выгоды;

- отсутствие громких примеров наказания недобросовестных изготовителей-поставщиков некачественной, фальсифицированной пищевой продукции;

- отсутствие независимого ветеринарно-санитарного контроля при приемке пищевой продукции по качеству (подчиненность начальников лабораторий начальникам окружных (флотских), центральных продовольственных складов (баз), низкая квалификация специалистов лабораторий продовольственной службы);

- отсутствие современного материально-технического оснащения по причине недостаточного финансирования в большинстве организаций службы.

Таким образом, система по  контролю качества и безопасности продовольствия, поступающего в войска (силы флота), должна включать мероприятия от согласования контрактной документации в отношении требования к качеству, предварительного отбора поставщиков, участия в торгах, до  работы непосредственно  на предприятиях по изучению возможности поставщика обеспечить выполнение договоров и  непосредственного лабораторного контроля.

Основными задачами ветеринарно-санитарной службы на  ближайшую                 перспективу являются: 

введение в действие конкретных планов ветеринарно-санитарного обеспечения войск, с учетом выполнения задач в системе МУСТО; определение зон ответственности  и  закрепление на ветеринарно-санитарное обеспечение соединений, воинских частей и организаций, дислоцирующихся на территории округа (флота); контроль качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, заготавливаемого, производимого и снимаемого из государственных резервов для обеспечения войск.

Деятельность ветеринарно-санитарной службы осуществляется  по следующим основным направлениям.

Контроль за качеством пищевой продукции, изготовленной

 поставщиками  различных форм собственности

Работа на данном участке, начинается с участия представителей службы в открытых конкурсах (тендерах) на поставку продуктов питания,  как в центре, так и в округах (на флотах). Затем после определения победителей конкурса проверяется непосредственный изготовитель пищевой продукции, предлагаемой к поставке в Вооруженные Силы, путем проведения ветеринарно-санитарного обследования предприятия и экспертизы образцов продовольствия, предполагаемого к поставке. После этого с поставщиками заключаются государственные контракты на поставку продовольствия на продовольственные склады (базы) центра, округов (флотов). Как слабое звено в этой работе следует отметить лаборатории продовольственной службы продовольственных складов (баз) округов (флотов), обеспечивающие прием по качеству поступающего продовольствия. Отдельные начальники и специалисты лабораторий не имеют специального  образования (высшее и среднее ветеринарное образование), подчинены начальнику склада (базы) и, как следствие, обязаны выполнять его решения по приему продовольствия. Оснащенность лабораторий  современным лабораторным оборудованием, нормативной и технической документацией продолжает оставаться на недостаточном  уровне и требует активного вмешательства должностных лиц всех степеней.   

Деятельность ветеринарно-санитарной службы по Росрезерву

Для  предотвращения поставок некачественных и опасных продуктов питания из Росрезерва  работа специалистов службы организована в два этапа: Первый - проверка условий хранения, сроков годности (хранения), а также наличия полного пакета документов, подтверждающих качество и безопасность, на партии продовольствия, предназначенные для отправки на склады  (базы) округов (флотов) непосредственно на  территориальных  предприятиях. Второй этап - контроль при поступлении пищевых продуктов на склады (базы) Министерства обороны. 

Основные направления деятельности службы по предотвращению      

  поставок  в войска некачественного продовольствия

В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, мероприятия по предотвращению поступления на довольствие недоброкачественных пищевых продуктов и профилактике отравлений такими  продуктами   приобретают особо  важное значение.

В соответствии с положениями   Федеральных законов и требованиями соответствующих приказов и директив в Вооруженных Силах Российской Федерации, наряду с системой санитарно-эпидемиологического надзора   построена и функционирует система ветеринарно-санитарного контроля  и надзора за качеством и безопасностью продовольствия,  поступающего в войска (силы флота). Эта работа выполняется специалистами органов управления и организаций ветеринарно-санитарной службы по сложившейся технологической цепочке, от согласования документации и предварительного отбора поставщиков, до работы на предприятиях и непосредственного лабораторного контроля качества и безопасности продовольствия.  В настоящее время мероприятия ветеринарно-санитарного контроля качества и безопасности продовольствия, поступающего на обеспечение войск от поставщиков всех форм собственности, в том числе импортного, выполняются на складах (базах) и непосредственно на отдельных предприятиях-поставщиках (комбинатах государственного резерва) с еженедельными докладами по подчиненности о выявленном  (недопущенном) некачественном продовольствии и других результатах работы.         

Что касается самой формулировки "некачественное продовольствие", то данное понятие сформулировано в законодательных актах и постановлениях,   которыми определяется, что некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая: не соответствует требованиям нормативных документов; имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов государственного надзора и контроля при проверке такой продукции; не имеет удостоверения качества и безопасности,  документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение; в отношении которой отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов; не соответствует представленной информации, и в отношении которой имеются обоснованные подозрения о ее фальсификации; не имеет установленных сроков годности (хранения, реализации), или сроки годности  которой истекли; не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом, техническим регламентом или национальным (государственным) стандартом, либо в отношении которой не имеется  такой информации. Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота и экспертизе,  по результатам которой она утилизируется или уничтожается.

Существующая практика заключения договоров и поставок продовольствия от различного рода фирм, "малых перерабатывающих предприятий", когда определяющим фактором является цена продукта, не способствует обеспечению поставок в войска качественной и безопасной продукции. Зачастую на конкурс выставляется не готовый продукт, а его предполагаемая цена, под которую затем, в случае победы в торгах, предполагается произвести продукт. В таких условиях вопросы  контроля качества   продовольствия, заготавливаемого для войск, приходится решать с участием фирм-поставщиков (посредников), у которых невозможно проверить качество и происхождение  продукции до проведения конкурсов и заключения договоров.   Учитывая приведенные факты, предполагается возможным и целесообразным  определить следующие пути и направления деятельности по совершенствованию системы контроля качества и безопасности продовольствия в области ответственности ветеринарно-санитарной службы. Первое – это приведение нормативной базы и уставных документов службы в соответствие с законами Российской Федерации. Не секрет,  что сегодня даже на государственном уровне имеющиеся подзаконные акты не в полной мере реализуют положения законов и предлагают соответствующий механизм их выполнения.

Второе – это аккредитация всех лабораторных учреждений в области*), позволяющей осуществлять функции контроля качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья по всем показателям, установленным нормативными документами (ГОСТ, СанПиН, ВетПиН и др.). Эта задача требует, прежде всего, приведения материально-технической базы учреждений в соответствие с установленными требованиями,  оснащения этих учреждений и лабораторий продовольственных складов (баз) современными средствами экспертизы, а также соответствующей подготовки специалистов, поскольку уже сейчас ставится вопрос, о невозможности  использовать учреждения, не прошедшие лицензирование и аккредитацию в единой системе тылового обеспечения.

Первое – это приведение нормативной базы и уставных документов службы в соответствие с законами Российской Федерации. Не секрет,  что сегодня даже на государственном уровне имеющиеся подзаконные акты не в полной мере реализуют положения законов и предлагают соответствующий механизм их выполнения.

Второе – это аккредитация всех лабораторных учреждений в области*), позволяющей осуществлять функции контроля качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья по всем показателям, установленным нормативными документами (ГОСТ, СанПиН, ВетПиН и др.). Эта задача требует, прежде всего, приведения материально-технической базы учреждений в соответствие с установленными требованиями,  оснащения этих учреждений и лабораторий продовольственных складов (баз) современными средствами экспертизы, а также соответствующей подготовки специалистов, поскольку уже сейчас ставится вопрос, о невозможности  использовать учреждения, не прошедшие лицензирование и аккредитацию в единой системе тылового обеспечения.

Третье - в целях решения вопроса с обеспечением поставок в войска качественной пищевой продукции было бы целесообразно работу по заготовке продовольствия организовать  преимущественно с положительно зарекомендовавшими себя крупными промышленными предприятиями,  имеющими подразделения государственного надзора и контроля. И в качестве одного из условий участия претендентов  в конкурсах предусматривать требования к наличию данных подразделений  в составе предприятий производителей продукции. Такая постановка вопроса позволит организовать и осуществлять совместный надзор и контроль над предприятиями всех контролирующих государственных и ведомственных служб, причем выполнять эти задачи одновременно с учетом интересов всех министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Такую практику было бы целесообразно  распространить в отношении всех военных и приравненных к ним потребителей, закрепив ее законодательно.

Работа ветеринарно-санитарной службы по фитосанитарному

контролю  заготавливаемой растениеводческой продукции

Работа ветеринарно-санитарной службы по контролю качества растениеводческой продукции в ходе заготовки проводится в два этапа.

Первый этап. Контроль районов заготовки во взаимодействии с территориальными организациями по защите и карантину растений. Предварительная копка и лабораторный анализ картофеля и овощей на показатели качества и их соответствие требованиям нормативной документации, отсутствие заболеваний. Контроль  подготовки овощехранилищ и контейнеров к приему урожая.

Второй этап. Контроль в ходе заготовок и перед закладкой на хранение. Закладка растениеводческой продукции на хранение осуществляется только после просушки, переборки и получения заключений от организаций ветеринарно-санитарной службы военных округов (флотов) о ее соответствии требованиям нормативной, технической документации и санитарным нормам и правилам.

Так,  в ходе проведения заготовок урожая 2005 года  было подвергнуто экспертизе более 200 тысяч тонн картофеля и овощей, или 95 % от всей заготовки. При этом не допущено к закладке на хранение 8,3  тыс. тонн продукции растениеводства или 3,9 % от исследованной, имеющей неудовлетворительное фитосанитарное состояние, содержащей нормируемые вредные, токсические вещества в количествах, превышающих допустимые уровни  концентрации.

Контроль  соблюдения  ветеринарно-санитарных  норм и  правил

при организации и осуществлении торговли

Одной из задач, решаемых службой и требующих дальнейшего совершенствования, является контроль соблюдения ветеринарно-санитарных норм и правил при организации и осуществлении торговли в закрытых и обособленных военных городках. Контроль осуществляется за условиями торговли скоропортящимся продовольствием, соблюдением сроков годности (хранения, реализации), наличием полного пакета документов по качеству и безопасности пищевых продуктов.

Так, в течение 2005 года проверено 925  объектов  частной коммерческой и военной торговли, подвергнуто экспертизе более 12 тыс. тонн продовольственных товаров, забраковано несколько десятков тонн пищевых продуктов, запрещена работа 32 торговых точек по причине отсутствия разрешительных документов (лицензий), а также документов, удостоверяющих качество товаров и т.д.

В общей сложности, ветеринарно-санитарной службой и ее организациями, только за 2005 год подвергнуто ветеринарно-санитарной экспертизе более 2  млн. тонн продовольствия, с этой целью выполнено 389 тыс.  лабораторных исследований. Не допущено к заготовке и на обеспечение  войск (сил флота) около 14,1 тыс. тонн продовольствия. Выявлено около 300 случаев заражения продуктов животного происхождения возбудителями инфекционных и инвазионных болезней, представляющих опасность для человека.

 Противодействие биологическому терроризму

В современных условиях, исходя из особенностей международного положения Российской Федерации и постоянной угрозы международного терроризма, в том числе и наиболее доступного в применении - биологического терроризма, у ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил (как одной из специальных служб силовой структуры) возникло новое направление деятельности. Вероятность применения биологических агентов (возбудителей особо опасных инфекций) обязательно будет проходить по известной эпизоотической цепи, где основным объектом заражения будет живой организм, т.е. животное, а затем уже человек.

В противодействии биологическому терроризму работа военных ветеринаров будет неоценима. Ветеринарно-санитарная служба всех уровней, имеет достаточное количество лабораторно-диагностических приборов и оборудования, обладает высококвалифицированными специалистами, владеет эпизоотической обстановкой во всех субъектах Федерации и сопредельных странах, располагая также данными аналитических управлений разведывательных структур силовых ведомств и Международного Эпизоотического Бюро.

 Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил ведет постоянный мониторинг по особо опасным инфекциям животных на территории России и сопредельных стран. Эта информация подкрепляется постоянными докладами специалистов службы из всех регионов России. При угрозе применения биологического оружия или по факту его появления в любом регионе проводится экстренная индикация биологических средств, при этом используются штатные технические средства армейских, фронтовых ветеринарно-эпизоотических отрядов и стационарных ветеринарных организаций мирного времени. Специальные медицинские подразделения Министерства  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) подобными средствами, позволяющими провести лабораторно-диагностические и профилактические мероприятия, не располагают, к тому же в штатах МЧС России отсутствуют такие специалисты ветеринарной службы, как эпизоотологи. Для примера вспышка птичьего гриппа на территории России и обнаружение у перелетных и домашних птиц вируса штамма H5N1. В данной ситуации МЧС России вынуждено было обратиться за помощью к органам Государственной ветеринарной службы и ведущим научно-исследовательским ветеринарным институтам.

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что обеспечение единства государства, укрепление госструктур и доверия к власти являются в настоящее время важнейшими задачами и «главным условием обеспечения безопасности граждан и страны». В России должна быть создана такая система, которая будет способна не только пресекать теракты, но и работать на опережение, «уничтожать преступников в их собственном логове» и при необходимости «доставать их из-за рубежа». В этих целях Президентом РФ уже даны указания по усилению мер, направленных на борьбу с терроризмом, включая расширение международного сотрудничества по линии спецслужб. Но этих мер недостаточно.

В связи с этим В.В. Путин отметил необходимость координации действий федеральных органов и окружных и региональных антитеррористических комиссий, напомнив, что теперь первым заместителем руководителя региональных антитеррористических комиссий является офицер Внутренних войск из федеральных структур. И, как полагают ученые отделения бюро ветеринарной медицины Российской Академии Сельскохозяйственных наук Российской Федерации, в этих создаваемых Федеральных антитеррористических структурах должна быть представлена единственная специальная служба от силовых структур, ветеринарного профиля, Ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации.

В конечном итоге ветеринарно-санитарный контроль и надзор в Вооруженных Силах, учитывая его не только экономическую, но и социальную значимость, должен осуществляться в полном объеме, достаточными и квалифицированными силами. Что, естественно, тесным образом должно быть увязано, и обеспечиваться состоянием материальной базы, единой системой подчиненности сверху донизу, организацией работы с кадрами, выполнением комплекса надзорных, ограничительных, общих охранно-карантинных мероприятий и решением многих других вопросов, за которые отвечает ветеринарно-санитарная служба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Крайне важным в работе ветеринарно-санитарной службы является обеспечение эффективного функционирования системы контроля качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, производимых предприятиями Министерства обороны, особенно поступающих от поставщиков различных форм собственности. А также изымаемых из государственных запасов, (резервов) до поступления их в войска, путем работы непосредственно с предприятиями поставщиками, не допущение срывов поставок и возврат продукции из-за несвоевременного ветеринарно-санитарного контроля.

Это обеспечивается не только участием в проведении конкурсов на закупку продовольствия, но прежде всего, заблаговременной оценкой возможности потенциальных поставщиков, обеспечить выполнение требований нормативной документации (ГОСТ, ТУ, СанПиН) и условий контрактов в отношении качества продовольствия, но и постоянным контролем качества поставляемой продукции предприятиями войскам.

В своей повседневной и напряженной работе специалисты ветеринарно-санитарной службы, на данном этапе строительства Вооруженных Сил весьма успешно добиваются:

- устойчивого и качественного в ветеринарно-санитарном отношении продовольственного обеспечения Воо­руженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Рос­сийской Федерации. При этом выдерживается курс на высокое качество и экологическую безопасность поставляемых продуктов. Ведь это слагаемое составляет основу сохранения здоровья личного состава Вооруженных сил, поддержания боеспособности войск, форми­рования здоровой социально-психологической обстановки в воинских частях,  профилактики болезней, вызванных экстремальными усло­виями военно-профессиональной деятельности.

- Специалистами ветеринарно-санитарной службы, во взаимодействии с медицинской службой, командованием воинских частей, отделов по воспитательной работе, прокуратуры и других органов, достигается установление действенного государственного ветеринарного контроля качест­ва и экологической безопасности питания в войсках.

- Военными ветеринарами, в части касающиеся, создаются все условия, для сокращения на российском рынке доли импортного продовольствия и полуфабрикатов низкого качества, по возможности предот­вращается  поступление на российский военный рынок генетически модифицированных продуктов, неразрешенных к реализации органами Госсанэпиднадзора России.

- Ими активно проводится приемка по качеству с обязательным лабораторным контролем по месту поступления на склады (базы) с привлечением, при необходимости, независимых лабораторий, и независимо от проведенных предварительных экспертиз у поставщиков.

- Специалисты ветеринарно-санитарной службы всех уровней, проводят мероприятия по не допущению заготовки и закладки на хранение картофеля и овощей, не соответствующих требованиям ГОСТ, в том числе в отношении размеров (клубней, луковиц, плодов), они обеспечивают предварительный фитосанитарный контроль районов заготовок, контрольных копок, своевременной отбраковки не качественной продукции или замены районов.

 

В порядке укрепления позиций ветеринарно-санитарной службы Вооруженных Сил Российской Федерации и других силовых структур, принято ряд правовых актов, на федеральном и ведомственном уровне.

Так например, Федеральным законом РФ от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» принятый Государственной думой 23 декабря 2005 года и  одобренный Советом Федерации 27 декабря 2005 года внесены изменения в закон Российской Федерации «О ветеринарии». В частности  внесен ряд изменений  в статью 21 закона, с новым наименованием «Ветеринарно-санитарная экспертиза».

В указанной статье проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок и продукции растительного происхождения, непромышленного изготовления, а также других специальных мероприятий, направленных на защиту от болезней общих для человека и животных,  пищевых отравлений, возникающих при употреблении опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения, организует ветеринарно-санитарная служба в области обороны. В том числе на подведомственных  Министерству обороны объектах. При этом определено, что работа должна проводиться при четком взаимодействии с территориальными органами Россельхознадзора, Управлениями ветеринарии субъектов Российской Федерации по местам дислокации организаций и специалистов службы. Вопросы контроля качества продуктов питания конкретно возложены на ветеринарно-санитарную службу Вооруженных Сил Российской Федерации округов, флотов, ввиду отсутствия в Вооруженных Силах органа идентичного с органом Росстандарта и отсутствия подразделений хлебной инспекции.

По этой причине все вопросы качества пищевых продуктов, в том числе крупяных и макаронных изделий, другой продукции растительного происхождения промышленного изготовления определяют ветеринарные  специалисты организаций ветеринарно-санитарной службы военных округов (флотов) и лабораторий продовольственных баз (складов).

 



 *) имеется в виду область аккредитации, предусмотренная ГОСТ–Р.

 *) имеется в виду область аккредитации, предусмотренная ГОСТ–Р.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ОЧЕРЕДНОЙ-ЭТАП-ВОЕННОЙ-ВЕТЕРИНАРИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Виталий Петрович ВетровКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Genvssl

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В.П. Ветров, Ю.Г.Боев, ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП ВОЕННОЙ ВЕТЕРИНАРИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.01.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ОЧЕРЕДНОЙ-ЭТАП-ВОЕННОЙ-ВЕТЕРИНАРИИ (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - В.П. Ветров, Ю.Г.Боев:

В.П. Ветров, Ю.Г.Боев → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
1136 просмотров рейтинг
17.01.2017 (2649 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
2 голос(а,ов)
Похожие статьи
К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК ПРАВОПОРЯДКА
221 дней(я) назад · от Россия Онлайн
Описание истории древней Рязани
Каталог: История 
471 дней(я) назад · от Владимир Толстов
История создания Нового Мирового Порядка
Каталог: История 
511 дней(я) назад · от Михель Гофман
Опыт ВС некоторых стран НАТО показал, что привлечение гражданского сектора к материально-техническому обеспечению войск (сил) эффективно в мирное время или в конфликтах малой интенсивности и не способно в полной мере обеспечить потребности ВС в случае участия их в крупномасштабных военных действиях, особенно за пределами государства.
Каталог: Военное дело 
522 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Рюрик шёл на перешнек
Каталог: История 
534 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
В помощь специалисту ветеринарно-санитарной службы. раздел Учебного пособия. Продовольственную безопасность следует понимать как возможность государства и способность отечественного АПК производить и поставлять на внутренний рынок и в государственные резервы продовольственные товары и ресурсы в необходимом ассортименте, в достаточных объемах и должного качества с учетом социальной структуры населения и фактического уровня доходов, обеспечивающих их физическую и экономическую доступность и продовольственную независимость стра
Каталог: Ветеринария 
595 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
В статье изложены обстоятельства оборонительного и наступательного этапов битвы за Кавказ, обусловившие особенности действий военно-ветеринарной службы. Приведены сведения из трудов лиц командного состава Вооруженных Сил СССР и специалистов военно-ветеринарной службы по вопросам стратегии и о деятельности Советского тыла, включая ветеринарное обеспечение в этот период
Каталог: Военное дело 
645 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Старшие ветеринары были поставлены самостоятельно, не подчиняясь военным врачам, состоя в подчинении начальника корпусного штаба; точно также полковые и бригадные ветеринары подчинялись, кроме военного начальства, лишь корпусным ветеринарам (разъяснения медицинского департамента Военного министерства 7 сентября 1855 г. № 12.365). Недолго, однако, просуществовали самостоятельные должности "корпусных ветеринаров». В 1864 г. при учреждении военных округов, в каждом из них, были учреждено окружное военно-медицинское управление, а в нем положена должность окружного ветеринара, непосредственно подчиненного военно-медицинскому инспектору.
Каталог: Военное дело 
645 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров
Данная публикация, основанная на собственном опыте автора и анализе открытых источников дает возможность читателю вникнуть в вопрос, раскрывающий идеи создания специальных лабораторий, финансируемых США, предупредить и отразить возможные угрозы скрытых и секретно проводимых работах Пентагона по биологическим изысканиям, создающим проблемы на территориях многих регионов и несущих в целом опасность для всего человечества , при этом диктуются совершенно новые взгляды, по отношению к ветеринарной науке и ее практике в военном деле, в том числе подготовке специалистов в этой области.
Каталог: Военное дело 
680 дней(я) назад · от кто-то
Эссе о символах звезды и креста
Каталог: История 
741 дней(я) назад · от Валерий Василёв

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП ВОЕННОЙ ВЕТЕРИНАРИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android