Астафьева Наталья Георгиевна, доктор педагогических наук, начальник Управления образования и науки Тамбовской области,
Аверина Ирина Валентиновна, кандидат психологических наук, проректор по инновационной деятельности Тамбовского ОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования"
Дюкова Татьяна Сергеевна, заведующая лабораторией развития сети ОУ кафедры управления развитием образовательных систем Тамбовского ОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования"
Реформа образования не может осуществляться как ведомственный проект. Для её успешной реализации необходимо общественно-государственное управление образованием, тем более что интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа на каждой ступени общего образования должна в качестве
обязательной части наряду с программами воспитания и социализации учащихся, включать программы внеурочной деятельности, программу по работе с семьёй и общественностью.
Эти предпосылки требуют разработки и внедрения моделей общественно-государственного управления. Одна из них - общественно-активные школы (далее - ОАШ). [Общественно-активная школа - это школа, ориентирующаяся на ценности, идеалы, цели и механизмы гражданского общества, привлекающая ресурсы сообщества для собственного развития и предоставляющая свои ресурсы для развития сообщества.]
Важнейшим признаком демократизма ОАШ является развитая система самоуправления.
Такие школы выстраивают работу по формированию социальной компетентности своих учеников на основе организации их активного участия в местной жизни, в формировании партнёрских отношений с местным сообществом в решении общих проблем.
Модель ОАШ уже показала свою эффективность, предлагая реальный механизм объединения активных, творческих людей, которые ориентированы на демократизацию образования и всех сфер социальной жизни, превращение школ в социокультурные центры сообществ. Хотим представить вам опыт реализации этой модели в Тамбовской области.
Кратко об истории проекта
В Тамбовской области системная работа по государственно-общественному управлению образованием началась в 2005 году, когда был запущен проект "Обеспечение деятельности управляющих советов", разработано положение о порядке создания и организации деятельности управляющих советов. [Подробнее с положением можно познакомиться на сайте http://obr.direktor.ru]
Реализация данного проекта, а также участие области в реализации регионального комплексного проекта модернизации образования в течение 2007 - 2009 годов позволили создать условия для эффективного функционирования органов государственно-общественного управления, определить основные подходы к формированию гражданского заказа образованию.
В настоящий момент в области доля образовательных учреждений, в которых согласно уставу создан и действует орган государственно-общественного управления, участвующий в том числе в распределении стимулирующей части ФОТ ОУ, составляет 100%.
Кого и чему учили?
С самого начала реализации проекта в качестве ключевой задачи рассматривалась задача обучения школьных управляющих, стратегических школьных команд.
За 2010 - 2011 годы в рамках курсов повышения квалификации по программе "Разработ-
ка проектов развития общеобразовательного учреждения как общественно-активной школы" (72 часа) были обучены 32 школьные команды из 14 муниципальных образований области (168 педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений).
На наш взгляд, условием успешности реализации проекта должно было стать понимание слушателями ответов на следующие вопросы:
- Как использовать потенциал образовательной системы для развития ближайшего социума?
- Как происходит формирование в ОУ новой культуры, основанной на принципах демократизации, социального партнёрства, добровольчества?
- Как выстраивать и развивать практику взаимодействия ОУ с местным сообществом, органами местного самоуправления, с различными категориями социальных партнёров?
Результатом работы команды на курсах становился социальный проект.
Тех, кто на деле, а не на словах будет реализовывать модель ОАШ, необходимо научить:
- проектно-целевому подходу в управлении образовательным учреждением;
- способам организации взаимодействия образовательного учреждения с местным сообществом, органами местного самоуправления и другими социальными партнёрами;
- механизму распределения и привлечения ресурсов для решения образовательных и социальных задач;
- разработке стратегии изменений, внедряемых в практику деятельности школы.
Как и к чему привлекали родителей?
Какой бы профессиональной ни была команда школы, общественное управление невозможно без активизации родителей.
Поэтому одним из компонентов общественной составляющей государственно-общественного управления образованием является областное родительское собрание.
Цель областного родительского собрания - подключить к активному обсуждению, к выработке рекомендаций и обмену опытом работы представителей различных заинтересованных ведомств и самой широкой родительской общественности - основного заказчика региональной образовательной системы.
Наша практика показала целесообразность обсуждения на такой аудитории следующих тем:
- модернизация региональной системы образования;
- участие родительской общественности в управлении современной школой как один из приоритетов развития национального образования;
- пути взаимодействия семьи, школы и общественности в профилактике наркомании среди несовершеннолетних;
- становление общественно-активной школы в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
- образовательный стандарт как общественный договор, согласующий требо-
вания семьи, общества и государства к образованию.
Опыт проведения областных родительских собраний наглядно демонстрирует заинтересованность участников образовательного процесса в решении проблем образования.
Кроме обсуждения с родителями ключевых тем, касающихся модернизации образования, целесообразным представляется участие общественности в оценке и контроле качества образования.
Анализ складывающейся практики в нашей области позволяет выделить две основные модели оформления общественного заказа на содержание и качество образования, осуществление контроля качества образования.
1. Модель "гражданских институтов", когда оформление общественного заказа и участие в контроле и оценке осуществляется через привлечение гражданских институтов к обсуждению и оценке документов и программ в сфере образования, а также через представительство гражданских институтов в структурах внешнего контроля, наблюдения, экспертизы в образовании.
Примером реализации данной модели является привлечение общественности к организации экспертизы в ходе конкурсного отбора школ и учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
2. Модель "заинтересованных граждан", когда оформление общественного заказа и участие в контроле и оценке обеспечивается через участие заинтересованных граждан в структурах управления образовательными системами.
Это определило необходимость формирования управляющих советов. При всём их разнообразии данный орган обладает двумя обязательными признаками:
- во-первых, в его состав входят представители общественности;
- во-вторых, совет может принимать решения, касающиеся деятельности школы, то есть имеет управленческие полномочия.
Общественный заказ на образование и контроль за его реализацией также осуществляется через включение общественности в процесс подготовки, презентации и обсуждения публичного доклада школы.
Как стимулировали школы к совершенствованию механизмов общественно-государственного управления?
Одним из наиболее понятных механизмов стимулирования активности учреждений системы являются конкурсы.
На протяжении шести лет в области проводится конкурс среди муниципальных и школьных публичных докладов.
Все общеобразовательные учреждения размещают доклады на школьных и муниципальных сайтах.
Новый этап развития общественно-государственного управления - становление и развитие общественно-активных школ. С 2010 года эту модель апробируют шесть экспериментальных площадок. В 2011 году в движе-
ние общественно-активных школ вступило ещё 19 образовательных учреждений.
Такое увеличение числа участников стало возможно благодаря проводимому в области конкурсу. С положением о нём можно познакомиться в приложении к данной статье. [В электронной версии статьи на сайте http://obr.direktor.ru доступны также форма заявки (форма представляемого участниками проекта) и критерии оценки работ.]
Победители конкурса получили финансовую поддержку на внедрение своих проектов из средств областного бюджета в размере от 400 тыс. до 3 млн. рублей.
О перспективах
Проект продолжается. В 2012 - 2013 году поставлена задача расширения сети общественно-активных школ за счёт привлечения других общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного и профессионального образования.
На заключительном этапе реализации регионального проекта планируется работа по проведению мониторинга эффективности реализации модели ОАШ. В настоящее время разрабатывается концепция проведения мониторингового исследования, подготавливается диагностический инструментарий.
К 2013 году на базе действующих экспериментальных площадок будут созданы лаборатории инновационного развития, которые возьмут на себя функции методических центров. Так, данная практика перейдёт из режима эксперимента в статус нормы деятельности школ.
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ об областном конкурсе на поддержку областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений "Народный проект"
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет организацию и процедуру проведения областного конкурса на поддержку областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений "Народный проект" (далее - конкурс).
1.2. Конкурс проводится с целью внедрения моделей эффективного взаимодействия образования и гражданского общества, стимулирования общественно-активной деятельности образовательных учреждений, выявления значимых социальных проектов по реализации инновационных механизмов демократизации школы.
1.3. Участниками конкурса могут быть областные государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, реализующие проекты и программы социальной направленности и осуществляющие общественно ориентированное образование, подавшие в установленном порядке заявку на участие в конкурсе (далее - заявка).
1.4. Учреждение не допускается к участию в конкурсе, если:
- представленная заявка не соответствует утверждённой форме;
- заявка поступила позже установленного срока окончания приема заявок.
1.5. Учреждение, допущенное к участию в конкурсе, исключается из числа его участников в случае выявления факта предоставления недостоверной информации.
1.6. Учреждения - победители конкурса определяются на основании экспертизы заявок и представленных документов.
2. Организация проведения конкурса
2.1. Для проведения конкурса создается комиссия по проведению конкурса.
2.2. Комиссия по проведению конкурса осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о комиссии по проведению конкурса.
3. Процедура проведения конкурса
3.1. Конкурс проводится в два этапа: муниципальный и региональный.
3.2. Для участия в муниципальном этапе конкурса образовательные учреждения представляют материалы, отражающие их общественно-активную деятельность, результаты реализации значимых социальных проектов, основные перспективы развития образовательного учреждения как общественно ориентированного.
Победитель муниципального этапа определяется по результатам специально организованного общественного обсуждения представленных образовательными учреждениями проектов и программ.
3.3. Для участия в региональном этапе общеобразовательные учреждения, ставшие победителями муниципальных этапов, прилагают к заявке на участие в конкурсе письмо-ходатайство главы городского округа / муниципального района.
3.4. Срок подачи заявок - с 15 июля по 20 июля 2011 года включительно. Заявки принимаются по адресу: г. Тамбов, ул. Советская, 108, кабинет 53.
3.5. По окончании приема заявок комиссия по проведению конкурса осуществляет их экспертизу (с привлечением общественных экспертов). Срок проведения экспертизы - с 25 июля по 5 августа 2011 года.
3.6. Результаты экспертизы заявок оформляются протоколом с приложением списка учреждений - участников конкурса с указанием количества набранных баллов (рейтинг проектов).
3.7. На основании рейтинга проектов определяются учреждения - победители конкурса, а также размеры ассигнований для практической реализации проектов в зависимости от их масштабов в пределах средств, предусмотренных управлению образования и науки области на указанные цели, но не более 1 млн. руб. на реализацию одного проекта.
3.8. В случае если проект предполагает участие нескольких образовательных учреждений, материальные средства распределяются согласно вкладу каждого.
3.9. Результаты конкурса утверждаются приказом управления образования и науки области в срок до 15 августа 2011 года.
3.10. Управление образования и науки области в пятидневный срок с момента утверждения результатов конкурса извещает его участников о принятом решении.
3.11. Итоги конкурса публикуются на официальном сайте управления образования и науки области в сети Интернет в срок не позднее 5 дней с момента утверждения результатов конкурсного отбора.
3.12. Процедура проведения регионального этапа конкурса предполагает публичное общественное обсуждение представленных образовательными учреждениями проектов - победителей конкурсного отбора. Решение о формате публичной презентации принимается конкурсной комиссией.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |