Libmonster ID: RU-16344

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 

Нарзикулова Ф.Б.,

доктор философии по психологическим наукам (PhD),

доцент кафедры  «Педагогики, Психологии и образовательных технологий» Самаркандского Регионального Центра Повышения и Переподготовки Квалификации Работников Народного Образования, Узбекистан

firuza-narzikulova@mail.ru

 

 

             В данной статье  рассматриваются проблемы психологических барьеров в профессиональной деятельности личности учителя. В статье, на основе теоретико-методологического анализа, выявлено, что подобные барьеры могут наблюдаться в различных ситуациях, особенно повышенной психофизиологической нагрузки, ответственных ситуациях, общении. Как показывает анализ статьи, психологический барьер в большей степени связан с особенностями личностной сферой педагога, которые проявляются как определенная внутренняя трудность, препятствие эффективной реализации профессиональной деятельности учителя начального образования.

            Ключевые слова: психологический барьер, профессиональная деятельность учителя, личность учителя, психофизиологическая нагрузка, общение, трудности, психологическое  препятствие, психическое состояние, мотив, эмоции и т.д.

 

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE PERSONAL TEACHER

 

           This article examines the problems of psychological barriers in the professional activity of the teacher's personality. The article, on the basis of theoretical and methodological analysis, revealed that such barriers can be observed in various situations, especially increased psychophysiological load, critical situations, communication. As the analysis of the article shows, the psychological barrier is to a greater extent associated with the characteristics of the teacher's personal sphere, which manifest themselves as a certain internal difficulty, an obstacle to the effective implementation of the professional activity of a primary education teacher.

           Key words: psychological barrier, teacher's professional activity, teacher's personality, psychophysiological load, communication, difficulties, psychological obstacle, mental state, motive, emotions, etc.

             Как нам известно, в психологической науке большинство  ученых под психологическим барьером понимают, как правило, определенное психическое состояние, мешающее специалисту продуктивно выполнять соответствующие действия. Проведённый анализ научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что подобные барьеры могут наблюдаться в различных ситуациях, особенно повышенной психофизиологической нагрузки, ответственных ситуациях, общении. [5; 13; 15].

             Вместе с тем, как нам показывает анализ научных работ,  сущность психологических барьеров в научной литературе трактуется довольно неоднозначно, а в некоторых случаях противоречиво, приводятся различные структурные составляющие данного явления. В основном учёные применяют понятие психологический барьер в связи с такими особенностями как негативные эмоции, восприятие, установки, общение, ситуация выбора и др.        

              В связи с этим, мы считаем целесообразным сформулировать рабочее определение, раскрыть структурные особенности этого важного понятия в аспекте профессиональной деятельности учителя начального образования. С данной целью рассмотрим различные позиции учёных по данной проблематике. Так, согласно точке зрения ученых, психологический барьер представляет собой определенное препятствие психологического характера, мешающее реализации адаптационного процесса личности к новым условиям окружающей среды, вызванной либо особенностями сложившейся ситуации, либо особенностями самой личности специалиста [6].

            Существует и такое мнение, что психологические барьеры можно отнести к волевому напряженному мотивационно-ориентированному психическому состоянию, которое вызвано тем, что мотив желаемого действия является пассивным. В то же время, эмоциональные переживания, рациональные доводы, волевые усилия не в состоянии через механизм выработки благоприятного предвидения превратить мотив в действенный. Непосредственной причиной возникновения психологического барьера является неблагоприятное предвидение личности относительно процесса или результата выполнения желаемого действия. Само понятия психологического барьера охватывает:

  • психическое состояние;
  • личность;
  • намерение;
  • мотив;
  • эмоции;
  • рациональные оценки;
  • волевые усилия;
  • предвидения;
  • действия и др. [12].

             По своей сущности психологические барьеры связаны с вопросами развития личности и её деятельности. В частности, в процессе самосовершенствования личность пытается превзойти себя, преодолеть психологические барьеры, доказав себе и окружающим о возможности изменений.

            Психологический барьер, можно рассматривать и как, психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности личности человека, которая подавляет его должную активность, профессиональную деятельность и конкретные действия по достижению соответствующих целей. Психологические барьеры встречаются и действуют не только по отношению специалиста и его профессиональной деятельности, но и в коммуникативной системе. В этом случае они реализуют несколько функций, т.е. с одной стороны, барьеры могут способствовать повышению уровня психологической защищённости человека относительно психической напряжённости, а с другой - нейтрализуют излишнею эмоциональную активность человека [2].

             Утверждение, что вопрос о психологических барьерах тесно связан с субъективными трудностями того или иного специалиста, с которыми он сталкивается в повседневной деятельности, тоже явление не редко, наблюдаемое. Существует определенная связь между психологическими барьерами человека и его личностными недостатками, прежде всего к ним относятся черты характера. Решение проблемы психологических барьеров актуально в связи с поиском психологами путей повышения эффективности профессиональной деятельности различных специалистов. В этом контексте выполняются исследования и по проблемам психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Кроме того, нужно отметить, что психологические барьеры можно рассматривать при исследовании проблемы внутренних конфликтов, комплексов и психологических защит. В частности, психологические барьеры могут быть связаны с внутренними конфликтами личности, негативными эмоциональными состояниями, чертами характера [7].

                Можно раскрыть понимание психологических барьеров через их своеобразную классификацию, которая их подразделяет по характеру воздействия, т.е. факторы сдерживания и сопротивления и по отношению к источнику их формирования, т.е. индивидуальные и средовые факторы. По своей сущности они представляют собой ответ на активность профессиональной самореализации специалиста, и могут быть следствием конкурентной среды, некоторых проблем в предоставляемых возможностях карьерного роста, наличия дисбаланса в системе интересов специалиста и организации [10].

                 Существуют позиции ученых, согласно которым, до недавнего времени психологические барьеры не становились предметом специального исследования, однако явления, в той или иной степени, касающиеся этой важной проблемы, можно наблюдать в научной литературе. Исследование проблемы психологических барьеров предполагает проявление внимания к родственным психологическим явлениям. Необходимо учитывать междисциплинарный характер психологических барьеров, их влияние на развитие личности. Познание психологических барьеров, по мнению многих ученых, охватывает следующие научные проблемы:

  • субъективно-личностная ситуация проявления психологических барьеров;
  • конкретно-историческая ситуация проявления психологических барьеров;
  • психологические барьеры в качестве движущих сил психического развития;
  • психологические барьеры, как катализаторы активности личности;
  • психологические барьеры и родственные психологические явления.

                Нужно отметить, что историческими предпосылками возникновения проблемы внутренних барьеров в деятельности личности выступили достижения психологической науки, которые дали возможность решать следующие запросы практики:

  • во-первых, потребность в оптимизации внутренней и внешней деятельности личности в связи с научно-техническим прогрессом и изменением социально экономических условий в обществе;
  • во-вторых, потребность в нахождении средств восстановления психического здоровья личности;
  • в-третьих, потребность в психологическом обеспечении личностного роста человека;
  • в-четвертых, потребность в оптимизации учебной, трудовой деятельности личности и её общения [9].

           Если же рассматривать профессионализацию личности учителя как целостный, непрерывный процесс разрешения противоречия «человек-профессия», то, нужно анализировать проблему психологических барьеров с позиции профессиональной некомпетентности, несоответствия его качеств предъявляемым требованиям профессии в целом. По мнению ученых, основными характеристиками такого несоответствия вступают:

  • отсутствие у педагога адекватных средств для налаживания педагогической деятельности или общения;
  • неиспользование педагогом имеющихся у него средств деятельности;
  • неразвитость психолого-педагогических таких качеств педагога, как педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая интуиция, педагогическая рефлексия, наблюдательность, прогнозирование [1].

              Интересным, на наш взгляд, определением психологических барьеров, является определение интенсивных эмоциональных переживаний, чаще негативного плана: стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и пр., которые в первую очередь мешают полноценному выполнению профессиональной деятельности, реализации личностного смысла, личностного потенциала. В свою очередь, психологический барьер в общении, некоторые ученые  трактуют, как психическая трудность, возникающая в данном коммуникативном процессе. Психологические барьеры в целом возникают, когда не совпадают интересы личности с требованиями возникшей ситуации или условиями выполняемой профессиональной деятельности.

            Кроме того, барьеры могут возникать у того или иного специалиста на мировоззренческом, социальном, психологическом и психофизиологическом уровнях. Барьер фиксируется тогда, когда появляется цель, и специалист не может её достичь через те или иные внутренние препятствия. Психологический барьер, по своей сущности, представляет собой субъективную реакцию, которая обусловлена негативным отношением, предвзятостью, расхождением интересов личности с требованиями ситуации, убеждениями личности, установками, недоразумением и пр. Таким образом, к субъективным трудностям в рамках психологического барьера, можно отнести:

  • неблагоприятные для деятельности эмоциональные состояния, связанные с пороками эмоционально-волевой регуляции личности;
  • отношение к себе и окружающим (самооценка, застенчивость, чувство вины и др.);
  • коммуникативные барьеры, связанные с чертами характера;
  • смысловые барьеры;
  • конкурирующие мотивы [8].

                  Как правило, причинами возникновения психологических барьеров в сфере профессиональной деятельности, могут вступать и кризисные явления личности,  для которых особенно  характерны:

  • неудовлетворённость возможными перспективами в профессиональной деятельности, т.е. профессиональное будущее представляется непредвиденным и тревожным, а её модель не имеет достаточной значительной ценности;
  • невыносимое настоящее, а прошлые достижения ставятся под сомнение;
  • генерация негативного отношения к жизни.

Такие психологические барьеры могут вступать довольно значительными в жизни специалиста, требующие поиска смысловых основ, направлений, способов реализации активности, проявляющейся в процессах выработки и принятия личностно-значимых решений [11].

             Если рассматривать психологические барьеры с позиции особенностей присущих каждой возрастной группе, то можно утверждать,  что любой специалист в процессе своей жизнедеятельности, проходит определенные возрастные стадии. Каждая из которых, сопровождается соответствующим кризисом, возникающим, как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости. На очередной возрастной стадии специалист решает специфичную задачу, в ходе которой может возникнуть соответствующий кризис. Он содержит как положительные, так и  отрицательные особенности. Если на предыдущей стадии, личность специалиста обогатилась новыми качествами и конфликт решён удовлетворительно, то на новой стадии личность специалиста вбирает в себя новые позитивные особенности, которые, как правило, гарантируют должный личностный рост в перспективе. При этом если конфликт остаётся неразрешённым, в личности специалиста встраиваются негативные особенности, такие как недоверие, стыд, сомнения и пр. Исходя из этого, по мнению учёного, для каждого возрастного этапа присущи свои сложности, свои препятствия. Успешность преодоления этих препятствий, как правило, гарантирует избавление от негативных личностных конструктов, особенностей, которые в соответствующих ситуациях вызывают возникновение психологических барьеров личности специалиста[3].

             Так же, что факторами возникновения психологических барьеров в профессиональной деятельности молодого специалиста могут выступать изменение его состояния, которое связано с изменением образа ситуации и самого себя, а также неопределённость или опасность, вызывающая появление стресса. Длительный стресс ведёт к появлению негативных личностных явлений (неуверенности, депрессивных состояний). В качестве основной причины учёные выделяют неготовность молодого специалиста самостоятельно решать свою судьбу, выбирать и реализовывать профессиональную карьеру. В связи с этим необходимы социальные институты сопровождения профессиональной карьеры, которые должны давать, наряду с профессиональными знаниями и умениями, и такие социально-профессиональные навыки как:

  • инициативное поведение на рынке труда;
  • способность к планированию и реализации профессиональной карьеры [16].

                 В свою очередь, личность сама определяет и конструирует свой мир, который воспринимает. Человек в состоянии, реализовать себя в жизни, как личность, преодолевая соответствующие препятствия внутреннего и внешнего плана. Внутренние препятствия, среди которых и психологические барьеры, как неблагоприятные для профессиональной деятельности психические состояния, формируются у личности человека также под влиянием значимого социального окружения. В данной ситуации наблюдается такое явление, при котором человек усваивая, присваивает чужие стереотипы мышления и поведения, что не способствует свободному проявлению и развитию. Такое явление особенно часто наблюдается во взаимоотношениях родителей с ребёнком, что ограничивает свободное проявление ребёнка и подрывает его самоуважение, уверенность в себе, активность, позитивное восприятие мира. В целом эти неблагоприятные условия становления личности определяют возникновение её черт, что, как правило, мешают жить полноценной жизнью. Такая личность может проникнуть тревожностью, страхом за свою самооценку, пассивностью или агрессивностью и другими негативными эмоциональными проявлениями. В то время как человек, живущий полноценной жизнью, свободно формирует различные свои переживания, открыт для нового опыта, интенсивно проживает каждое мгновение своей жизни. Таким образом, часто психологические барьеры испытывают личности с недостаточной волевой саморегуляцией, нецеленаправленные, жертвы перенятых стереотипов мышления, поведения и пр., как следствие недостатков воспитания в детстве[4].

               Условиями же возникновения общих психологических барьеров являются именно барьеры общения. Так, в качестве главного барьер, мешающего общению между людьми, можно выделить естественную тенденцию судить и оценивать высказывания партнёра по общению или группы людей в среде, которой осуществляется коммуникация. Кроме того, согласно точке зрения учёных, личность предстаёт, как своеобразная энергетическая система, стремящаяся сохранить собственное психическое равновесие. При нарушении этого равновесия наблюдается психическое напряжение, беспокойство. Задача личности устранить напряжение с помощью удовлетворения соответствующих желаний, не вступая в конфликт, прежде всего, с самим собой, с окружающим социумом. В ходе решения этой задачи у личности могут возникать психические состояния, которые препятствуют его выполнению. Эти состояния и являются психологическими барьерами. При этом психологические барьеры, связанные с конфликтными ситуациями трудно решаемы в том, что продуктивный выход из этих ситуаций требует от человека уверенности, благоприятного эмоционального состояния, волевых усилий. Неспособность человека соответствовать этим требованиям указывает на то, что он испытывает психологический барьер[14].

             Таким образом, исходя из вышеизложенного полагается целесообразным заключить, что на сегодняшний день понятие психологический барьер развития профессионального имиджа учителя начального образования, как правило, специально не исследовалось и не рассматривается. Основное внимание сосредоточено на изучение психологических барьеров профессиональной деятельности. В данном аспекте, наблюдаются различные взгляды относительно понимания, природы изучаемого явления, а также подходов к исследованию и способов его преодоления. Обобщение имеющегося опыта позволяет констатировать, что психологический барьер в большей степени связан с особенностями личностной сферой педагога, которые проявляются как определенная внутренняя трудность, препятствие эффективной реализации профессиональной деятельности учителя начального образования. По своей сущности, психологический барьер целесообразно рассматривать как распространяющееся внутреннее препятствие не только на сугубо профессиональную деятельность учителя начального образования, но и на всю систему его коммуникаций. Кроме того, изучаемое явление по своему специфическому характеру может выполнять ряд альтернативно-важных функций, отражающих уровень психологической защищённости личности учителя относительно психической напряжённости и стимуляции его эмоциональной активности, а также развития как личности в целом.

 

Использованная литература:

1. Абдалина Л.В. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя. // Вестник ВГТУ. 2012. - № 2. - С. 166-172.

2. Гарданова Ж.Р. Психологический барьер как психическое состояние. // Вестник науки и образования. 2016. №10. С. 98-105.

3. Гудименко О.В. Особенности проявления психологических барьеров на этапе профессиональной подготовки. // Инновационная экономика и общество. - 2011. - № 3. - С. 92-98.

4. Даукша Л.М. Психологические барьеры и их природа. // Социальная психология и философия. - 2010. - №4 - С. 55-62.

5. Джиоева О.Ф. Профессиональное общение психолога в ситуации психологических барьеров. // Современный научный вестник. 2016. - Т.11. - №2. - С. 69-73.

6. Зайцева В.А. Профессиональный рост специалиста: проблемы психологических барьеров в деловом общении. // Проблемы социальной зрелости современной молодёжи. Материалы международного семинара молодых учёных и аспирантов. - 2013. - С. 105-109.

7. Манина В.А. Представления о психологических барьерах в профессиональной деятельности. // Вестник ВГТУ. 2012. - №5. - С. 130-137.

8. Сапьян А.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности. // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы. - 2015. - С. 119-123.

9. Сафонова Ю.А. Современные проблемы психологических барьеров. // Машиностроение и компьютерные технологии. 2012. - №5. - С. 142-148.

10. Стороженко С.Н. Классификация психологических барьеров. // Психологический журнал. - 2010. - № 7. - С. 55-87.

11. Тимофеева О.В. Роль психологических барьеров в профессиональной деятельности. // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 83-90.

12. Узлов Н.Д. Психологические барьеры в профессиональной деятельности личности специалиста. // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. №4. - С. 91-97.

13. Ульянова А.А. Понятие психологического барьера и его виды // Academy. 2018. - №1 (28). - С. 56-62

14. Чмутова Ю.С. Причины возникновения барьеров в межличностном общении. // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 5. - С. 187-192.

15. Щербаков А.В., Семиздралова О.А. Психологические барьеры профессионального становления педагога. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2016. - №2 (27). - С. 115-123.

16. Ясвин В. Психологические барьеры профессиональной эффективности молодого специалиста. // Директор школы. - 2009. - №7. - С. 120-127.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ-АНАЛИЗ-ПРОБЛЕМЫ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ-БАРЬЕРОВ-В-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-ЛИЧНОСТИ-УЧИТЕЛЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Фируза НарзикуловаКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/RFB

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент , ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 05.01.2021. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ-АНАЛИЗ-ПРОБЛЕМЫ-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ-БАРЬЕРОВ-В-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-ЛИЧНОСТИ-УЧИТЕЛЯ (дата обращения: 29.03.2024).

Автор(ы) публикации - Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент :

Нарзикулова Ф.Б., доктор философии по психологическим наукам (PhD), доцент → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
Фируза Нарзикулова
Tashkent, Узбекистан
376 просмотров рейтинг
05.01.2021 (1179 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
1 голос(а,ов)
Похожие статьи
В данной статье рассматриваются структурные составляющие профессионального имиджа современного учителя, способствующие преодолению психологических барьеров. В статье, на основе проведенного автором исследования, выделен ряд обобщённых индивидуально-психологических особенностей учителя: стремление к саморазвитию, развитые организаторские способности, способность к саморегуляции, адаптивность личности, коммуникативные способности, умение преодолевать жизненные трудности, способность к рефлексии, которые обеспечивают успешность преодоления возникающих психологических барьеров педагогической деятельности.
Каталог: Психология 
1164 дней(я) назад · от Фируза Нарзикулова
В статье представлен новый подход, отличающийся от традиционного клинического и ассоциативного (Б.М.Галеев, И.Л.Ванечкина и др.) подходов к пониманию синестезии. На основе координационной теории синестезии (И.М.Мирошник) вводятся понятия синестетическая деятельность и синестетические способности, которые определяются как способности субъекта в процессе творческого выбора произвольно или непроизвольно осуществлять эмоционально опосредованную координацию комплементарных стимулов различных сенсорных модальностей. Синестетические способности личности могут быть развиты с помощью метода и системы психической координации, предложенных И.М.Мирошник, в синестетической координационной деятельности. Метод координации позволяет устанавливать статистически значимые соответствия между комплементарными интра- и/или интер-модальными стимулами, предъявляемыми симультанно. Метод координации эффективен для создания креативных технологий развития личности, психокоррекции и психотерапии.
2448 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Антирелигиозные и антиклерикальные мотивы в творчестве поэта-ученого
Каталог: Философия 
2989 дней(я) назад · от Аркадий Гуртовцев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android