Важнейшие события общественно-культурной жизни средневековой Армении нашли отражение в такой форме духовной культуры, как фольклор. Вершиной средневекового армянского устного народного творчества является героический эпос "Сасунци Давид" ("Давид Сасунский"), сложившийся в IX-X столетиях и отразивший в поэтической форме многие важные явления общественной и духовной жизни армянского народа, его борьбу за освобождение от ига Арабского халифата (VII-IX вв.).
Наряду с героическим эпосом складывались, утверждались и получали распространение и другие виды устного народного творчества: басни, притчи, сказки, песни. Произведения средневекового армянского фольклора отличает социальная заостренность содержания, глубокое проникновение в жизнь, тонкий психологизм, раскованность мысли, совершенство формы, изящество стиля, высокая художественность. Многие образы дошли до нас (либо в их первоначальном виде, либо в литературной обработке) благодаря, в частности, Мхитару Гошу и Вардану Айгекци, жившим и творившим на рубеже XII-XIII столетий. По мнению исследователей Гоша, в XII в. в армянскую письменную литературу проникает один из видов устного народного творчества - басня, которая принесла с собой народный дух, что ознаменовало новый важный этап в формировании светской литературы [1].
Богатым и разнообразным содержанием отличаются средневековые народные песни, поражающие своей поэтикой.
Из этой богатейшей народной сокровищницы черпала свои сюжеты, образы художественная литература, ими питалась сред-
стр. 5
невековая поэзия. Об этом свидетельствует поэтическое творчество Григора Нарекаци (951 - 1003). Нерсеса Шнорали (1102- 1172), Ованеса Ерзнкаци Плуза (1230 - 1293) и др.[2].
Знакомство с армянской средневековой поэзией убеждает в том, что, несмотря на несомненную религиозность ее творцов, в ней сильны социальная направленность, отражавшая реалии того времени, и светские мотивы.
Весьма значительными были достижения средневековой Армении в области просвещения. Наличие армянской письменности, которая сложилась еще в самом начале V в. (405 - 406 гг.), давало возможность вести обучение на родном языке. Школы, как начальные, таки высшие, создавались преимущественно при храмах и монастырях. Высшие школы, функционировавшие в Ани (XI-XIII вв.), Сисе (XII-XIII вв.), Гладзоре (XII-XIVBB.), Татеве (XIV-XV вв.) и ряде других городов и монастырей, были по сути средневековыми армянскими университетами. Здесь наряду с богословием преподавались и дисциплины светского содержания: философия, логика, риторика, история, языки, математика, геометрия, проводились спортивные игры. Изучение светских наук расширяло кругозор учащихся, делало их способными к общественно-политической, военно-гражданской, научной деятельности.
Научная жизнь средневековой Армении находилась на очень высоком для своего времени уровне. Объяснялось это, помимо всего прочего, тем, что опиралась она не только на собственные достижения в познании окружающей действительности, но и на богатейшее научное наследие античности.
На армянский язык были переведены не только Библия и сочинения отцов церкви, но и труды Аристотеля, Платона, Зенона, Филона Александрийского, Порфирия, Галена, Гиппократа, труды античных авторов по математике, геометрии, географии, истории, медицине, педагогике.
Научные трактаты многих армянских авторов - комментарии кпроизведениям античных авторов. Так, перу Ованеса Саркавага Имастесера (Мудреца) или Иоанна Софиста (1045 - 1129) принадлежит "Толкование семи книг Филона Александрийского". Ваграм Рабуни (XIII в.) составил несколько комментариев ктрудам Аристотеля "Категории" и "Об истолковании", ктруду Порфирия "Введение". Такую же работу проделал Ованес Воротнеци (1315 - 1386), проанализировавший упомянутые сочинения Аристотеля. Комментируя труды античных авторов, ар-
стр. 6
минские мыслители развивали, обогащали содержащиеся в них положения.
Как и в предшествовавшие столетия, в IX-XIV вв. армянская научная и педагогическая мысль развивалась в рамках богословия.
Включенность научной мысли в систему богословия выражалась прежде всего в том, что философские, естественнонаучные и общественно-политические идеи развивали преимущественно богословы и церковные деятели: монахи, епископы, преподаватели богословских учебных заведений. Сошлемся на наиболее видных представителей научной мысли средневековой Армении.
Григор Нарекаци - богослов - получил образование в высшей школе при Нарекском монастыре, там же и преподавал.
Ованес Саркаваг Имастасер - богослов, основатель и руководитель высших школ сначала в Ани, а затем в Ахпатском монастыре, где преподавал философию, математику, космографию, поэтику.
Нарсес Шнорали (Благодатный) - закончил школу при одном из киликийских монастырей, был сначала епископом, а затем католикосом.
Мхитар Гош (1140 - 1213) - монах, учившийся в нескольких высших школах и сам учивший других, духовник одного из крупных армянских сановников Грузинского царства.
Ованес Воротнеци - богослов, закончил высшую школу в Гладзорском монастыре, основатель высшей школы в Татеве, читал лекции по богословию и философии.
Гргор Татевапи (1346 - 1409) - закончил школу Татевского монастыря, где принял монашеский постриг, преемник Ованеса Воротнеци на посту руководителя высшей школы в Татеве.
Из лиц, занимавшихся чисто светской деятельностью, можно назвать немногих.
Григор Магистрос Пахлавуни (990 - 1058) - политический деятель Анийского царства Багратилов, а после его падения -сановник Византийской империи.
Мхитар Гераци (XIII в.) - врач, автор многих трудов по медицине и естествознанию.
Ваграм Рубани - государственный деятель и летописец Киликийского армянского государства, секретарь одного из царей Киликии.
стр. 7
Далее, зависимость философии от богословия проявилась в том, что объектом философского рассмотрения были главным образом те мировоззренческие вопросы, которые входили в круг проблем богословия как системы обоснования и защиты религиозного учения о сверхъестественном и его проявлениях в мире: сущность Бога, Бог и мир, Бог и человек, Священное писание и Священное предание, церковь и ее роль в мире и т.п.
Наука и педагогика оценивались преимущественно с утилитарных позиций - дать религиозному мировоззрению логическое обоснование. Последнее крайне затрудняло развитие Научной мысли. Но наука тем не менее продолжала развиваться даже в узких рамках средневековой схоластики, выделяясь в особую сферу культуры и духовной жизни наряду с богословием.
На постепенное развитие науки была направлена деятельность мыслителей средневековой Армении, в чем убеждает анализ их философско-педагогического наследия.
Ованес Воротнеци, как и его идейный предшественник Ваграм Рабуни и ученик Татеваци, принадлежал к числу тех средневековых мыслителей, в творчестве которых независимо от религиозных убеждении был заметен процесс отделения философии от богословия, и ее превращение в самостоятельную дисциплину. Несмотря на то, что Воротнеци как представитель духовенства стремился подчинить философию богословию, в его трудах, схоластических по своему характеру, пробивались ростки самостоятельного философского мышления [3]. Все сказанное здесь о Ованесе Воротнеци в той или иной степени относится и к другим армянским философам IX-XIV ВВ., чье творчество составляет значительный вклад в историю философской мысли средневековья.
Несомненны достижения армянской средневековой естественнонаучной мысли, развивавшей идеи как античных естествоиспытателей, так и собственно армянских исследователей более раннего периода.
Основоположником естественнонаучного направления в древнеармянской философии справедливо считают Анания Ширакаци (VII в.) [4]. Им были созданы выдающиеся труды по различным отраслям естествознания: "Космография", "Теория календаря", "О вращении небес", "Арифметика", в которых детально описаны не только сама Армения, но и соседние страны.
Большое научное наследие оставил Ованес Саркаваг Имастасер. Он реформировал армянский календарь, сделав его не-
стр. 8
подвижным и устранив погрешности существовавшей календарной системы ("Толкование 500-летнего календарного круга"), внес существенный вклад в развитие средневековой космографии ("О движении и трясении земли"). Значительны его труды по математике ("О полигональных числах"), проблемам воспитания ("О назидании детей").
Неоценим вклад в средневековую медицинскую науку и врачебную практику врача и естествоиспытателя Мхитара Гареци, которого заслуженно называют родоначальником средневековой армянской медицины, для которой он сделал то же, что и Гиппократ для греческой, Гален - для римской и Ибн Сина - для арабской медицины [5].
Изучив и обобщив врачебный опыт своих предшественников, он синтезировал его, обогатив собственными наблюдениями. Его труд "Утешение при лихорадке" был высоко оценен не только современниками, но и последующими поколениями врачей и естествоиспытателей.
Заметный след в средневековой армянской медицине оставил врач-исследователь Григорос, о котором известно лишь то, что он жил в XIII в. и разделял убеждения Мхитара Гераци. Им был создан трактат "Исследование о человеке., об испытываемых им воздействиях и о причинах его болезней", свидетельствующий о глубоких познаниях автора.
Наконец, нельзя не отметить те сдвиги, которые произошли в правосознании армянского общества IX-XIV вв.
Юриспруденция средневековой Армении сделала существенный шаг вперед - в 1184 г. появился документ чисто светского характера - "Армянский судебник" (или просто "Судебник"), составленный Мхитаром Гошем.
Необходимость в подобном документе, призванном регламентировать государственную, общественную жизнь всех социальных сословий. Развитие феодальных отношений, достигших высшего своего состояния, требовало соответствующего правового оформления.
Нужны были фиксированные и унифицированные законоположения, которые регулировали бы взаимоотношения сословий и отдельных лиц, определяли бы правовой статус каждого из них, упорядочивали бы судопроизводство и тем самым ограничивали бы судебный произвол светских и церковных властей. Во введении к "Судебнику" Мхитар Гоша писал: "Мы видим, как иные из епископов, монахов, священников, главных
стр. 9
мирян и князей искривляют правосудие по пристрастию, корыстолюбию и невежеству. Поэтому мы и захотели в кратких словах запечатлеть Судебник, дабы он послужил им в укор и исправление"[6].
Составление "Армянского судебника" было научным и гражданским подвигом Мхитара Гоша. Впоследствии "Судебник" был положен в основу кодекса законов Киликийского государства, составленного в 1265 г. известным полководцем и законодателем Смбатом Гундстаблем (1208 - 1276).
Таково было состояние материальной и духовной культуры средневековой Армении, оно свидетельствует о высоком интеллектуальном и эмоционально-художественном уровне армянского общества, о его больших творческих возможностях, которые последнее успевало реализовать лишь частично-в недолгие относительно мирные периоды своей истории. Реализация этих возможностей осуществлялась тем успешнее, чем слабее был контроль религии и церкви над основными сферами духовной жизни, Чем свободнее и независимее (насколько это было возможно в условиях средневековья) развивались искусство, литература и поэзия, философия, естествознание, юриспруденция, педагогика.
Анализ состояния материальной и духовной культуры средневековой Армении позволяет сделать следующие выводы.
IX-XIV вв. - период относительно мирного развития Армении. Рубежи этого периода обозначены двумя вехами - освобождение значительной части страны от арабских поработителей и захват страны ордами Тамерлана. В социально-политическом отношении это период воссоздания государственности и национальной целостности-сначала на территории исторической Армении, затем в Киликии, а в социально-экономическом - становления и деградации феодализма.
Эпоха развитого феодализма в Армении - эпоха интенсивного развития сельского хозяйства, ремесел, строительного дела, внутренней и внешней торговли. Расцвет материальной и духовной культуры - свидетельство высокого интеллектуального и художественного уровня армянского общества, больших творческих возможностей армянского народа, наличия социальных, культурных и гносеологических предпосылок становления и развития науки и педагогики.
стр. 10
1. Видные деятели армянской культуры (V-XVIII вв.)- Ереван, 1982. С. 234.
2. См.: От "Рождения Ваагаа" до Паруйра Севака. Антологический сборник армянской лирики. В 2 кн. Кн. 1. Древнейший период. Средние века. Ереван, 1983. С. 115 - 221.
3. См.: Видные деятели армянской культуры (V-XVIII вв.). С. 320.
4. Там же. С. 96.
5. Видные деятели армянской культуры (V-XVIII вв.). С. 213.
6. Армянский судебник Мхитара Гоша. Ереван, 1954. С. 4.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |