"В чем же все-таки суть вновь разгоревшихся споров вокруг храма Христа Спасителя и почему конфликт зашел так далеко?" - недоумевают многие наши читатели.
Мы решили дать возможность двум главным оппонентам высказать свои доводы на страницах "Комсомольской правды"
Зураб ЦЕРЕТЕЛИ: Мы можем посадить Денисова за воровство!
- Ваши оппоненты распространили среди журналистов красноречивые фотографии, из которых следует только одно - вы весьма вольно обошлись с фасадом здания. Той же точки зрения придерживается и Министерство культуры...
- Эти фотографии - ложь! Компьютерный монтаж! Академия подаст в суд на автора фальсификации. А насчет Минкультуры скажу просто - там работают чиновники, которые в искусстве понимают мало. Главное, что министр культуры поддержал академию, мнение же рядовых сотрудников Минкульта меня мало интересует.
- Как вы относитесь к своему оппоненту, бывшему архитектору проекта?
- Сказать честно? Он настоящее ... Что именно - не скажу! Мы же с вами интеллигентные люди. Поймите, Денисов не профессионал. Он не художник, не историк, он ничего не создал в своей жизни. Куда он лезет! Кстати, его выгнали после того, как главный архитектор Москвы написал письмо Лужкову о вопиющей необразованности архитектора проекта.
Передайте ему, что я, Зураб Церетели, вызываю Денисова на дуэль - пусть возьмет карандаш, или масло, или пресловутый акрил, поднимемся на храм и сделаем одну вещь. Тогда я ему поверю, что он чего-то стоит.
- Это не шутка?
- Пусть назначит время, и я приду!
- Из-за чего все-таки начался конфликт?
- В академии 375 художников - у всех аллергия на Денисова! Он же всех обманывал! В обязанности Денисова входило предоставлять художникам из архива материалы, точные шаблоны, размеры фресок. Но он специально давал ошибочные данные. Два года несчастный художник Мухин рисовал огромный шаблон, ориентируясь на размеры Денисова, а потом выяснилось, что они неверные! Из-за него мы затормозились на восемь месяцев.
- Но именно авральная работа, по мнению ваших критиков, вредит храму.
- Денисов в свое время меня уговаривал: "Давай не торопиться, избавимся от строителей, создадим финансовый фонд, всю жизнь будем работать и жить припеваючи". Я его сначала не понял, а когда понял, удивился - я же творческий человек, мне скучно всю жизнь одним храмом заниматься. У меня другие задачи в искусстве.
Я хочу закончить этот храм как можно качественно и оперативно. Не затягивать строительство, не тащить деньги из казны. Если бы мы 25 лет рисовали, сколько бы миллионов долларов мы вытянули из государства. Разве это вы хотите видеть?! Позор Денисова еще и в том, что он 6 месяцев тянул с фасадом и обманывал всех, утверждая, что он был сделан из мрамора. Архив он, разумеется, никому не показывал. Скоро Денисов заявил, что в Италии есть машина, заменяющая скульпторов, и вовсю лоббировал итальянский мрамор. На самом деле на храме Христа Спасителя не было никакого мрамора - в Донском монастыре хранится кусок этого материала, который оказался бетоном с добавлением стеклопласта. Обман! Мы решили делать элементы фасада из бронзы - более прочного и долговечного материала.
- Многие хотели бы видеть точную копию храма, который создал в XIX веке Тон...
- Я не хочу трогать старую эпоху, но я не хочу повторять старые ошибки. Достаточно эпоху Тона ругали - к примеру, в храме фрески были больше похожи на станковую живопись! Почему мы должны это слепо копировать! Не понимаю! Меня критикуют: зачем пользуемся акриловыми красками вместо масла? Отвечаю: какая разница, акрил это или не акрил? Назови мужика любым именем - функции его будут одинаковы. Во всем мире широко применяют эту краску и не жалуются!
Вместо черного металла и гальванопластики мы делаем нержавейку и бронзу. Никогда коррозии не будет! Храм простоит много лет без проблем. Я не хочу, чтобы храм начал разваливаться через 5 - 6 лет. Это в конце концов стыдно! В те времена использовались непрочные материалы, образец которого и хранится в монастыре.
- Почему же вы не вмонтировали реликвию в новый храм?
- Невозможно вмонтировать! Кусок весь сыплется, и ставить его наверх невозможно. Фрагмент нужно реставрировать и выставить в музее.
- Были ли допущены ошибки при воссоздании храма?
- К нам специально приставлен эмиссар от церкви, который расставляет скульптуры. Да, были допущены некоторые ошибки с надписями, но они давно исправлены. У нас в академии для этой цели существует институт истории искусств. Но фокус в том, что именно из-за Денисова эти ошибки и возникали. Что, к примеру, он сотворил с куполом?! Купол Тона и Денисова - две разные вещи. Мы, кстати, легко можем посадить его за воровство! Для оперативной работы в своем кабинете Денисов держал весь архив, а когда пришло время сдавать материалы, он просто спрятал бумаги. Видимо, хочет на них заработать...
- Почему митрополит Ювеналий вышел из состава совета?
- Он выполнил свои обязанности достойно. Но в связи с преклонным возрастом не смог дальше работать - здоровье не позволяло. Лезть на высоту 100 метров - не шутка!
- Кто, по-вашему, "засветился" перед Лужковым с явной завышенной сметой на оформление храма?
- Конечно, Денисов! Проектный институт выпускает смету, и она на совести этого человека. Я же художник, президент академии, в денежные дела не лезу!
- Почему именно сейчас вокруг храма разгорелись такие страсти?
- Думаю, это политические интересы. Но храм строится не для политиков и дилетантов, а для верующих. Нужно осторожно обращаться с храмом, он все видит!
Владимир ВОРСОБИН.
Перчатка брошена!
Вызов Зураба Церетели встретиться в честном бою Алексей Денисов принял. Узнав о поединке, Денисов с достоинством ответил, что не сомневается в своей победе над соперником. Церетели же от своих слов не отказался, но удивился: "А на что этот тип рассчитывает?"
О месте и времени встречи заклятых врагов "Комсомолка" объявит в скором времени. Напомним, что оружием для художников станут карандаш и кисточка.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |