Libmonster ID: RU-10301

I

С первого же момента предательского нападения германских фашистов на Советский Союз Ленинград стал жить напряженной, боевой жизнью. Война, однако, не нарушила нормальную работу исторического факультета. Здесь в последнюю неделю июня заканчивались государственные экзамены; почти ежедневно собирался Ученый совет, чтобы пропустить все скопившиеся диссертации, заседали кафедры, подводя итоги истекающего учебного года, обсуждая программы и планы работ на предстоящий год; в деканате шла подготовка к новому приему.

Но война ворвалась в этот размеренный строй жизни со своими властными требованиями. Уже 22 июня, к 13 часам, на историческом факультете закончилось формирование команд МПВО. 26 июня первая группа студентов выехала на спецстроительство на Карельский перешеек. 29 - 30 июня началось формирование народного ополчения. Свыше 100 студентов, преподавателей, аспирантов в первые же дни войны были мобилизованы в армию и флот, свыше 200 человек дал исторический факультет народному ополчению. В последующие недели и месяцы, по мере того как нарастала непосредственная угроза самому Ленинграду, все большее число студентов и преподавателей факультета пополняло различные военные формирования университета: 16 - 17 июля - истребительный студенческий батальон; 20 - 22 августа - рабочий батальон. Свыше 200 студенток ушли в военные госпитали или стали дружинницами. Оставшиеся на месте, независимо от возраста, спешно изучали военное дело, средства противопожарной и противохимической защиты.

Для города Ленина наступали критические дни, требовавшие предельного напряжения сил. Враг нагло лез вперед, не считаясь с потерями. От гула все более близкой канонады дребезжали стекла на недавно еще тихих улицах Васильевского острова. В ночь на 10 сентября на крышу истфака упали первые зажигательные бомбы. Вскоре поблизости начали рваться и артиллерийские снаряды.

В этих условиях 1 августа начался новый учебный год. В этот день студенты нового набора собрались в первый раз в аудиториях, но не для слушания лекций, а для того чтобы коллективно отправиться на оборонное строительство. Студенты старших курсов и все способные к физическому труду преподаватели факультета были заняты на этих работах уже с 15 июля. Но исторический факультет не приостанавливал ни на минуту своей научно-учебной жизни. Чередование оборонной и академической работы с первых дней учебного года сделалось суровым законом факультетской жизни, отраженным в расписании: неделя на спецстроительстве, неделя занятий на факультете.

В августе для студентов, едва переведенных на пятый курс и выпускаемых теперь досрочно, начались государственные экзамены.

Перед экзаменационным столом теперь появлялись молодые люди в морской форме или форме командира Красной Армия, обвешанные оружием, получавшие свои дипломы буквально в промежутках между двумя сражениями. Начиная с сентября выпускник (а изредка и диссертант, недавно закончивший у нас аспирантуру) приезжал на экзамен или на защиту диссертация прямо с передовых позиций и через несколько часов отправлялся обратно. Для этого ему достаточно было воспользоваться услугами городского трамвая: фронт проходил близко от черты города, да и самый город являлся уже фронтом.

При всем том ритм учебной жизни факультета, построенной на столь необычайных основаниях, не нарушался, в сущности, ни на один день: в положенные часы, по звонку в аудиториях собирались поредевшие группы студентов, входил профессор, начиналась лекция. По сигналу воздушной тревоги с места срывались только дежурные МПВО. Ухо настолько свыклось с шумной работой тяжелых зениток, с раскатистым гулом отдаленных фугасных разрывов, дребезжанием стекол, что и лектор и его слушатели продолжали свое дело как ни в чем не бывало.

стр. 103

Правда, иногда занятия все же срывались. Но для этого нужны были самые исключительные обстоятельства. Вот, например, в разгар занятий поступило известие, что тяжелая фугасная бомба пробила многоэтажное здание студенческого общежития. В убежище, под обломками здания, заживо погребены женщины и дети. Весь наличный состав студентов тотчас же сменяет книги и тетради на заступы и кирки. В течение нескольких дней, пока идут спасательные работы, аудитории и кабинеты пустуют.

Нервы ленинградцев оказались из более крепкого материала, чем на это рассчитывали гитлеровские бандиты. Одна наша студентка, пролежав почти трое суток под обломками, уже через 48 часов после того, как ее, полуживую, вытащили, явилась сдавать очередной зачет.

Таковы были учебные будни факультета в осажденном городе.

Особенно тяжело стало поддерживать деловой ритм этих будней с наступлением зимних холодов. Стали трамваи, прекратилась подача электрического тока. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, через глубокие сугробы неубранного снега спешили профессора и студенты со всех концов города к зданию университета. Иногда на факультете мы заставали с утра весьма неуютную картину: за ночь все стекла выбиты воздушной волной от упавшей вблизи бомбы; по аудиториям свободно гуляет свежий ветер, сорвавшийся с просторов Балтики или соседней Невы. Пока идет срочное застекление, чернила успели замерзнуть. С декабря температуру насквозь простуженного здания невозможно было поднять даже до нуля. Лектор читал в калошах и шубе с поднятым воротником. Ему прилежно внимали закутанные в платки и шали энтузиасты учебы.

Зимняя сессия в январе - начале февраля показала, что усилия обеих сторон не пропали даром. Вопреки ожиданиям кое-каких скептиков, уровень знаний не снизился пропорционально снижению температуры. Скорее наоборот: чем труднее было работать, тем упрямее вгрызались студенты в свои учебники и литературу.

А между тем делать это приходилось стиснув зубы и покрепче затянув пояса на отощавших животах. Кто не пробовал обходиться целый день 125 граммами хлеба и "пустым" дрожжевым супом, тот никогда не поймет условий жизни и учебы в Ленинграде в суровые зимние месяцы 1941 - 1942 года.

В этих же условиях не только продолжалась, но и развивалась научная и научно-популяризаторская работа факультета, почти полностью повернутая и приспособленная к потребностям обороны. В августе совет университета утвердил на истфаке новую кафедру - истории славянских народов, - которую возглавил акад. Н. С. Державин. С сентября к чтению новых курсов по славяноведению приступил только что закончивший у нас аспирантуру молодой талантливый славист Г. И. Иодко (безвременно погиб весною 1942 г.). Были видоизменены программы курсов и плана научной работы на всех кафедрах факультета. Историки СССР сосредоточили свое внимание на героических периодах истории русского народа и других народов Советского Союза, на их борьбе с немецкими "псами-рыцарями" в XIII в., на походах Ивана Грозного против Ливонского ордена, на Отечественной войне 1812 г., на военных операциях 1914 - 1917 гг. и на истории разгрома интервентов в 1918 - 1920 годах.

Декан факультета проф. В. В. Мавродин опубликовал в 1941 г. брошюры "Ледовое побоище" (Ленполитиздат), "Когда и как мы били немцев" (там же), "Ленинград" (там же), "Историческая борьба славян с германцами" (изд-во ЛГУ), "Грюнвальд" (там же). К моменту эвакуации университета тот же автор сдал в печать брошюру "Брусилов" и очерк "Гвардия", посвященный истории царской гвардии, Красной Гвардии и героической советской сталинской гвардии. Проф. Н. А. Корнатовский напечатал за тот же период брошюры: "Крах немецкой оккупации на Псковщине" (Леноблгиз), "Грудью на защиту Петрограда" (там же), "Партизанская война в тылу врага в 1918 - 1920 гг." (Ленполитиздат) и свыше десятка газетных статей. Проф. С. Б. Окунь избрал темой своей брошюры, опубликованной Ленполитиздатом, "Предательство Пруссии в 1812 году". Доцент А. Л. Фрайман издал в Облгизе свои две небольшие работы: "Фашистские людоеды" и "Отечественная война украинского народа против немецких захватчиков". Другие члены кафедры истории народов СССР занялись вплотную изучением жизни и деятельности великих русских полководцев и флотоводцев - Суворова, Кутузова, Нахимова.

Западники, независимо от их специальности, обратились к наиболее актуальным темам: к истории и предистории германского фашизма, к освободительной борьбе европейских народов против гитлеровского ига, к анализу причин крушения германского империализма в 1918 г., к истории революционных традиций французского народа и пр.

Проф. О. Л. Вайнштейн совместно с проф. М. Гуковским и Н. Полетика написал брошюру "Железом и кровью. Судьбы гитлеровской империи в зеркале истории" (Ленполитиздат), вышедшую недавно вторым изданием, проф. А. И. Молок - брошюру "Боевые традиции парижских рабочих". В журнале "Пропаганда и агитация" и в газетах "На страже родины", "На защиту Ленинграда" напечатаны его статьи "Народ, разгромивший Наполеона, разгромит и Гитлера", "Крах Наполеона", "Лев и котенок". С участием А. И. Молока проф. О. Л. Вайнштейн подготовил большую брошюру "Демагогия в политике германского фашизма", в которой проф. Молок написал главы о гитлеровской демагогии в крестьянском вопросе и в международной политике (Ленполитиздат). Проф. С. И. Ковалев и О. Л. Вайнштейн сдали в

стр. 104

печать работу "Разоблачение фашистской "концепции" исторического процесса". Доцент В. Г. Брюнин напечатал в том же издательстве брошюру "Крах империи Вильгельма II" и подготовил для "Исторического журнала" статью "Кризис власти в Германии накануне ноябрьской революции 1918 года". Доцент М. О. Рабинович опубликовал очерк, посвященный борьбе порабощенных народов против немецко-фашистского ига.

В июле - ноябре 1941 г. вышли из печати (в изд-ве ЛГУ) четыре очередных выпуска "Ученых записок" исторического факультета. Один из этих выпусков заключает статьи и материалы по археологии, другой - по истории СССР, последние два выпуска посвящены вопросам истории средних веков и нового времени. В основных своих частях эти сборники подготовлены были еще до начала войны.

Профессора и преподаватели исторического факультета, естественно, включались и в ту большую пропагандистскую работу, которую развернули дом Красной Армии и Флота, Ленинградский дом ученых, партийные организации. Лекции и доклады читались: в госпиталях и военных школах, на боевых кораблях Краснознаменного Балтийского флота, в военных частях, размещенных в городе и вне его, на линии фронта и в блиндажах передовых позиций. Общее число лекций и докладов, прочитанных работниками исторического факультета с начала войны и до эвакуации университета, вряд ли может быть учтено. О размерах этой лекторской работы может дать представление хотя бы тот факт, что один только проф. А. И. Молок за этот период прочитал в военных и военно-морских частях свыше ста лекций.

Оборонная тематика, выдвинутая самой жизнью на первый план, не устранила, однако, стремления наших историков продолжать систематически и ранее начатые исследовательские работы. Особенно много, учитывая обстановку, делали в этом отношении аспиранты, обязанные закончить свои кандидатские диссертации к весне 1942 г., и некоторые доценты, готовившие докторские диссертации. Так, доцент И. В. Арский (ныне боец РККА на ленинградском участке фронта), работая урывками, успел значительно расширить документацию по своей теме "Происхождение национальных государств в средние века". Доцент В. И. Холмогоров (погибший весной 1942 г.) почти закончил свой учебник по источниковедению средних веков. Доцент Н. Г. Сладкевич продолжал работать над темой "Кризис русского дворянства после 1861 г.", доцент В. А. Овсянкин - над "Гражданской войной в Сибири", ассистент А. Г. Захаренко - над "Историей Прибалтики во время Северной войны"; доценту И. Г. Гуткиной было нетрудно совместить свои политико-пропагандистские занятия с работой над темой "Народная война в Испании против вторжения Наполеона"; доцент Г. В. Ефимов успешно пишет свою книгу "Новая история Китая". Аспирант И. И. Кявяряйнен после эвакуации довел до конца свою кандидатскую диссертацию "Германо-финские отношения во время первой мировой войны". Аспирант В. С. Алексеев-Попов, будучи мобилизован для работы в главном штабе, успел все же начерно закончить свою работу "Германская социал-демократия в дни франко-прусской войны и Парижской коммуны". То же относится и к ряду других наших аспирантов, не находившихся в Действующей армии.

Исторический факультет даже в исключительно тяжелых условиях зимы 1941 - 1942 г. организовал защиту некоторых уже законченных диссертаций. В декабре 1941 г. ассистент К. И. Раткевич (погибла весною 1942 г.) защитила в Ученом совете факультета кандидатскую диссертацию "Вестфальское королевство". Памятна всем участникам также защита диссертация тов. Гронским, военным юристом 1-го ранга, прибывшим для этой цели в Ленинград с фронта. Защита происходила в январе, в подвальном помещении исторического факультета, при неверном свете древней лучины. Члены Ученого совета, диссертант и его официальные оппоненты жались к железной печурке, так как на расстоянии двух шагов от нее температура была на несколько градусов ниже нуля. Тов. Гронский представил работу на весьма интересную тему - "Революционное движение в Прибалтике при царизме", - написанную на основании архивных материалов Таллина и Риги, материалов, ныне, вероятно, навсегда утраченных для науки. Защита прошла успешно, и диссертант был единодушно удостоен кандидатской степени.

Так работал исторический факультет, так работали и все другие факультеты Ленинградского университета и институтов осажденного города Ленина. Гитлеровцы рассчитывали устрашить нас своими бандитскими налетами, деморализовать и сломить волю к сопротивлению, расстроить всю нашу работу. Добились же они только того, что стократно возросла наша ненависть к подлому врагу.

Ряды преподавателей исторического факультета, не говоря уже о студентах и аспирантах, сильно поредели. Доценты и кандидаты исторических наук Агеев, Копанов, Ефименко, Щукарев и другие наши товарищи пали смертью храбрых на приступах к Ленинграду, некоторые профессора и доценты умерли, не выдержав лишений, на которые всех нас обрекла осада. Но те, кто остались жить, продолжали выполнять свой долг, каждый на своем посту. Так шли дни и недели, оставляя в каждом из нас неизгладимые следы.

II

В феврале началась эвакуация Ленинградского университета в Саратов, куда его работники и студенты прибыли четырьмя партиями в течение марта. Уже через четыре дня после прибытия на новое место состоялось первое заседание исторического факультета с научным докладом. Еще через пять - шесть дней факультет

стр. 105

приступил к регулярным занятиям в аудиториях и кабинетах Саратовского государственного университета. Таким образом, несмотря на очень сложные условия эвакуации второй семестр 1941/1942 учебного года не был потерян.

Как занятия со студентами, так, и особенно, научная работа нашего факультета были организованы в тесном контакте с преподавателями истфака Саратовского государственного университета. Саратов принял ленинградцев очень радушно, дав им возможность в кратчайший срок восстановить свои силы и работоспособность.

Своим гостеприимным хозяевам из СГУ мы отплатили прежде всего тем, что вступил с ними в социалистическое соревнование. Объединившись с ними, мы организовали серию открытых заседаний двух исторических факультетов, на которых ставились научные доклады. Эти "субботники", как их называли, привлекали подчас обширную аудиторию студентов, учителей, военных политработников Саратова. Доклады вызывали весьма оживленные прения. Интерес довольно широких кругов саратовской общественности к этим совместным заседаниям объясняется в немалой степени актуальной тематикой докладов. Дебютировал проф. А. И. Молок (ЛГУ), сделавший доклад на тему "Революция 1830 г. во Франции как переломный этап в истории Европы". Затем последовал доклад проф. Н. Л. Рубинштейна (СГУ) "Образование народного ополчения в начале XVII века". Тот же докладчик и проф. М. А. Гуковский (ЛГУ) выступили на совместном заседании двух университетов, посвященном Ледовому побоищу: первый осветил это событие на основании главным образом материалов русской истории, второй - по материалам западноевропейским. Доцент Дербов (СГУ) доложил на следующем очередном "субботнике" итоги своих изысканий по истории гибели Ливонского ордена. Далее, проф. О. Л. Вайнштейн (ЛГУ) познакомил многочисленную аудиторию с материалами и выводами подготовляемой им работы - "Идеологические истоки германского фашизма". Доцент В. Г. Брюнин (ЛГУ) сделал доклад "Кризис власти в Германии осенью 1918 года". Проф. Н. Л. Рубинштейн сообщил "Новые материалы о С. Соловьеве", проф. М. А. Гуковский завершил серию докладов в истекшем учебном году сообщением о "Левых течениях в итальянском гуманизме".

Показательны также публичные защиты диссертаций, поставленные Ученым советом истфака ЛГУ после эвакуации. Окончивший нашу аспирантуру И. Г. Козлов защитил диссертацию на тему "Разложение хозяйства крупного русского феодала в 20 - 50-х годах XIX века". Научный работник Ю. А. Оснос удостоен кандидатской степени за свое историко-культурное исследование "Школьная реформа в РСФСР в 1918 году". (В сентябре защитили свои диссертации аспиранты ЛГУ Волин, Кявяряйнен и Штокмар.)

В апреле начал работать в Саратове лекторий Ленинградского университета. Лекторий, рассчитанный на самые широкие круги советской интеллигенции, ставит перед собою исключительно задачи научной популяризации. Через лекторий шла в основном и научно-пропагандистская работа наших историков - в Доме Красной Армии, в частях Красной Армии, военных школах, госпиталях и пр.

Что касается научно-исследовательской работы, то, к сожалению, далеко не по всем разделам истории и не по всем темам она может осуществляться в Саратове. В достаточно благоприятных условиях находятся еще историки СССР, имеющие возможность пользоваться местными архивными сокровищами. Но историкам Запада или стран Востока, лишенным обширных ленинградских книгохранилищ, новейшей иностранной журнальной и монографической литературы, приходится, конечно, очень трудно. Этой категории исследователей, если им не удалось вывезти с собой из Ленинграда ранее накопленные материалы, остается только перестраивать свои научные интересы и тематику в соответствии с наличными книжными и архивными фондами. Подобная перестройка диктуется и потребностями переживаемого нами времени.

Таковы объяснения, которые следует предпослать на первый взгляд пестрому перечню работ, подготовляемых или уже сданных в печать преподавателями истфака ЛГУ после эвакуации до конца 1941/1942 учебного года.

Проф. Мавродин продолжает работу над своей монографией "Киевская Русь" и статьей "Русские на Дунае". Проф. Корнатовский готовит две статьи: "Разгром германских войск под Москвой" и "Две отечественные войны советского народа". Доцент Овсянкин заканчивает брошюру "Партизанское движение в великой отечественной войне советского народа", продолжая вместе с тем и работу над докторской диссертацией "Гражданская война в Сибири". Доцент Н. А. Воронкова пишет статью "Борьба на подступах к Петрограду в 1919 г."; доцент Сладкевич - статью "Крах империалистических планов Германии в первой мировой войне", а также упоминавшуюся выше диссертацию; ассистент Захаренко продолжает начатые до эвакуации работы о Прибалтике и о князе А. Д. Меншикове как военном и политическом деятеле; Е. М. Косачевская готовит кандидатскую диссертацию "Галицкая Русь в первой половине XIX в."; аспирантка А. Уппит, археолог по специальности, в Саратове вынуждена была изменить тему своей диссертации и заняться "Палеолитом Среднего Поволжья".

Таковы данные по кафедре истории народов СССР. По другим кафедрам имеем следующую тематику: проф. Вайнштейн опубликовал в 1942 г. статью "Национальная демагогия германского фашизма" ("Известия Академии наук" N 2), сдал в Саратовский облгиз брошюру "Внутреннее положения гитлеровской Германии" и продолжает работу "Идеологические истоки

стр. 106

гитлеризма". Проф. Молок сдал в то же издательство брошюру "Борьба порабощенных народов Европы против немецко-фашистского ига" и перешел теперь к новом теме - "Рост и укрепление международных связей Советского Союза"; он намеревается дать в этом году также две статьи: "Вальми" (к 150-летию этой битвы) и "Вольные стрелки (франтиреры) в 1870 - 1871 годах". Проф. Гуковский готовит такие брошюры: "Искусство побеждать" (очерки крупнейших в истории боев против захватчиков и поработителей народов), "Исторические корни оси Рим - Берлин", а также статью "Левое крыло итальянского гуманизма". Доцент Гуткина продолжает свою работу по истории народной войны в Испании против Наполеона I и готовит по ценным архивным материалам статью о русско-английских отношениях в 1811 - 1812 годах. Доцент Брюнин сдал в печать брошюру "Черные дни германской армии в 1918 году" и работает над статьей "Антивоенное движение в Германии в 1913 году". Доцент Ефимов близок к окончанию "Новой истории Китая" и подготовит статью "Первые шаги германского империализма в Китае". Доцент Чураков сдал в печать брошюру "Крах немецких захватнических планов в Серии и Иране" и занимается теперь историей завоевания Алжира Францией. В начале нового учебного года состоится зашита диссертаций аспирантами истфака, закончившими или заканчивающими свои работы: В. Штокмар "Произведения Джонатана Свифта как исторический источник", И. Кявяряйнен "Германо-финские отношения в первую мировую войну", Алексеев-Попов "Германская социал-демократии в дни франко-прусской войны", Волин "Дрезденский партейтаг и борьба с ревизионизмом в германской социал-демократии".

Этот список значительно удлинится, когда некоторые из наших запоздавших товарищей привезут с собою в Саратов свои готовые или начатые в Ленинграде работы. Сверх того в научном плане истфака имеются коллективные темы, которые уже осуществляются совместно с саратовскими историками и будут готовы в течение 1942 года. Так, например, к 25-летию Великой Октябрьской социалистической революции подготовлены: "Очерки Октябрьской революции в Саратовской области" (авторы - Корнатовский, Воронкова, Косачевский, Юраго и Холопова - от ЛГУ; Деренковский, Осипов, Афанасьев, Розен - от СГУ); сборник "Историческая наука в СССР за 25 лет" (Рубинштейн - от ОГУ; Вайнштейн, Молок, Ефимов - от ЛГУ); сборник "Народно-освободительные движения в Европе" (Молок и Гуковский - от ЛГУ; Рубинштейн, Морозова, Пумпянский, Гендель, Деренковский - от СГУ). Намечены и другие коллективные темы. Таким образом, наше сотрудничество с саратовскими историками, вызванное обстоятельствами военного времени, растет и крепнет, обретая все новые и новые формы.

Ленинградский университет в ближайшее время возобновляет выпуск своих "Ученых записок", где найдут себе место почти все названные выше статьи исследовательского характера. Кооперация издательских средств ЛГУ и СГУ позволят обеспечить и печатание наших сборников. Наряду с научной и пропагандистской работой профессорско-преподавательскому коллективу истфака необходимо будет с нового учебного года значительно расширить учебную и научно-методическую работу. В связи с недавним правительственным решением о восстановлении пятилетнего срока обучения явилась возможность и необходимость в подготовке большого числа новых специальных курсов, семинаров, факультативных курсов и, пр. Как ни ограниченны предоставленные нам для этого сроки, как ни отличны условия такой подготовительной работы в Саратове от ленинградских условий мирного времени, работники истфака ЛГУ, соревнуясь со своими саратовскими товарищами, выполнят эту задачу и дадут нашей стране новые кадры высококвалифицированных историков.

В порядке подготовки к новому учебному году кафедры истфака переработали также программы общих исторических курсов применительно к текущим задачам исторической подготовки. В общих курсах значительно усилены элементы истории славянского народа, военной истории, народно-освободительных движений, культурных и политических связей России с нашими союзниками в борьбе с гитлеризмом и т. д. Мы поставили перед собой также задачу помочь саратовской средней школе, учительству области, Институту усовершенствования учителей всеми знаниями и опытом, которыми мы располагаем.

Мы преодолели немало препятствий и понесли серьезные потери. Это еще больше закалило нас, еще теснее сплотило, как и всех советских людей, вокруг великого знамени партии Ленина - Сталина. Наш маленький коллектив историков, подобно всем большим и малым коллективам Советской страны, охвачен страстным желанием делать возможно лучше то, что он умеет, и учиться тому, чего он не умеет, но что необходимо сегодня или завтра для славы нашей великой матери-родины для дела ее полной победы над черной ратью гитлеровских палачей и насильников.

Проф. О. Вайнштейн


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/-ИСТОРИЧЕСКИЙ-ФАКУЛЬТЕТ-ЛЕНИНГРАДСКОГО-ГОСУДАРСТВЕННОГО-УНИВЕРСИТЕТА-В-ДНИ-ОТЕЧЕСТВЕННОЙ-ВОЙНЫ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alex LapeninКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Lapenin

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

О. ВАЙНШТЕЙН, ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ДНИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 24.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/-ИСТОРИЧЕСКИЙ-ФАКУЛЬТЕТ-ЛЕНИНГРАДСКОГО-ГОСУДАРСТВЕННОГО-УНИВЕРСИТЕТА-В-ДНИ-ОТЕЧЕСТВЕННОЙ-ВОЙНЫ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - О. ВАЙНШТЕЙН:

О. ВАЙНШТЕЙН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alex Lapenin
Moscow, Россия
1254 просмотров рейтинг
24.10.2015 (3078 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
41 минут назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЛЕНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В ДНИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android