Актер театра и кино Валерий Баринов сыграл семьдесят ролей, после чего перестал их считать. Знаменитым он проснулся после картины "Агапэ", в которой сыграл маленького человека в гоголевском понимании этих слов, ставшего жертвой наглого "хозяина" нынешней жизни. Популярность Баринова возросла после телесериала "Петербургские тайны", где он предстал в роли отпетого мерзавца Хлебонасущенского, купившего невинную девушку. В самой недавней работе - фильме "Дом для богатых" Валерий Баринов показал неоднозначный характер реформатора, который стремится к лучшему, но получается, естественно, как всегда. А на сцене Малого театра Валерий Александрович сыграл много ярких образов в основном в пьесах Островского. Сам он говорит:
- Я переиграл столько всяких подлецов и негодяев! Положительных героев у меня тоже не так уж мало, но они не столь ярки. Потому что отрицательные, как правило, драматургами выписываются ярче. Почему я специализируюсь в этом амплуа? Режиссеры привыкли ко мне в этой ипостаси. Один раз сыграл хорошо - и поехало!
- И какая же роль вас "сгубила"?
- Влас в фильме "Строговы". Сутяга, мещанин. Про меня стали говорить: "Актер отрицательного обаяния".
- Что это значит?
- Играешь всякую мразь, а зрителю почему-то хочется такого человека понять и простить. Однако мне по душе актеры положительного обаяния: как Валерий Носик, Юрий Васильев. Вот я даю интервью и поневоле стараюсь показать, какой я хороший. А коллегам, о которых я говорю, не надо было производить хорошее впечатление. По реакции Юры Васильева я проверял свои поступки: как он отреагирует? Но я, какого бы злодея ни играл, хотел бы, чтобы его понимали.
- Слышала, что авторы и актеры в творчестве вытаскивают из глубин души то, что подавляет в жизни, и становится легче.
- Не всегда. Иногда, если в фильме или спектакле кого-то убью, потом не могу заснуть. А я- то поубивал столько народу! Зарезал, задушил... Что ни роль- какой-то черный омут. Но, бывает, отыграешь - и словно очищаешься от черноты, глубоко в тебе сидящей, затаенной... Затаенное всегда интересно. За роль в фильме "Агапэ" я получил Гран-при на фестивале российского кино во Франции. И французы назвали меня русским Жаном Габеном. В театре очень смеялись. Например, сижу в буфете, пью кофе, задумавшись о чем-то, а мне говорят: "Габенишь?" Но, если серьезно, Габен привлекал тайной. Вот он уходит от камеры, потом поворачивается и снова уходит. А зрителю опять хочется увидеть его лицо. Я много раз просматривал его фильмы, чтобы постичь тайну Жана Габена.
- Когда вы решили стать актером, вы, вероятно, обо всем этом не думали?
- Конечно. Я вышел на сцену в шесть лет, в моей родной деревне, в Орловской области - на смотре художественной самодеятельности. Читал стихи о поджигателях войны. Меня премировали огромным кульком шоколадных конфет. Это были первые шоколадные конфеты в моей жизни. И дали грамоту. На ней был нарисован дом с вывеской "Клуб". Это было мое первое в жизни слово, которое я прочитал. Я подумал: "Хорошо выступать в клубе, за это еще и конфеты дают". Я еще и пел хорошо. Пою и сейчас. В фильме "Вишневый омут", в том же "Агапэ". В театре исполняю песню извозчика: "Как на речке д было, на Фонтанке..." Когда мне было восемь, я впервые пришел в театр - как зритель. В Орловский драматический. Пьеса называлась "Голос Америки". В ней были показаны американцы. Меня потрясли две вещи. То, что люди сидят, положив ноги на стол, а также огромное бутафорское дерево. У нас в Малом театре тоже предпочитают реалистические декорации, что меня в нем, кроме всего прочего, привлекает... Меня, ребенка, поразила еще и оркестровая яма. Я недоумевал: как же люди из нее вылезут, когда захотят пойти домой? Так началась моя любовь к театру. О кинематографе я не думал. В юности работал на заводе и в том же Орловском театре, рабочим сцены. Когда в Орле открыли двухгодичную актерскую вечернюю студию, я стал там учиться и играть в массовке. Послал запрос в школу-студию МХАТа, однако считал: если останусь в Орловском театре, это будет предел моих мечтаний. Но в Москве начал поступать во все театральные училища, и нигде меня не отвергли. Однако поступил все-таки в Щепкинское училище, к Коршунову.
- Вы азартный человек?
- Да, игрок по натуре. Недавно в Сочи на фестивале "Кинотавр" проиграл в казино.
- Сколько проиграли?
- Не скажу. Зачем жене это знать?.. Ну а вернее, я человек увлекающийся. Я много лет ходил на ипподром. Знал родословные всех лошадей! И вот странность: если выигрывал, то грустил - мол, мог бы выиграть больше. Если проигрывал, чувствовал себя бодрым: дескать, ничего, ничего, подумаешь, еще повоюем! Сейчас на это увлечение нет времени. Я страстный футбольный болельщик. Футбол - это моя вторая жизнь. Если все у меня хорошо, но проиграла моя любимая команда "Локомотив", то я считаю: все плохо.
- Почему "Локомотив"?
- В моем родном Орле железная дорога была богатой и могла содержать футбольную команду. "Локомотив" стал первой командой класса "Б". А сейчас тренер московского "Локомотива" Юрий Семин - мой друг. В прошлом году он был признан лучшим тренером России... Я много играю в театре, у меня три-четыре премьеры в год, снимаюсь, люблю свою работу, но... Просмотрев репертуар за месяц и поняв, что мой выход на сцену совпадает по времени с интересным футбольным матчем, думаю: "Это ужасно!"
- В казино вы чаще выигрываете или проигрываете?
- Никто чаще не выигрывает, иначе казино прогорели бы, их бы просто не было. Но я всегда точно знаю: все деньги не проиграю! Я очень ответственный человек. На моих плечах семья: жена, маленькая дочка, мама - ей семьдесят восьмой год пошел, сын Егор, начинающий артист. Надо отдать ему должное: не просит у меня денег.
- А как жена реагирует на ваши проигрыши?
- Моя жена - счастливый человек. Она не знает, сколько я зарабатываю, сколько трачу. Иногда спрашивает: "У нас есть деньги?". И, если есть, знает, где они лежат. Если денег нет, она меня никогда не упрекнет. Тьфу-тьфу, не сглазить, мы уже не считаем рубли от зарплаты до зарплаты... Лена - очень милый человек и очень меня любит. Однажды я понял, насколько это выдержанный, волевой человек. До того случая я думал, что она слабая женщина. Снова подтвердилось: в женщине меня больше всего привлекает тайна. Вообще-то я подозревал, что в Лене есть некая женская тайна, но такого я не предполагал! В общем, однажды я пропустил спектакль. Это была какая-то шутка дьявола. Если он хочет попутать человека, он это сделает. Утром, уходя на репетицию, я сказал жене, что потом поеду на телевидение озвучивать роль и получать деньги, а вечером у меня спектакль. Но все как-то завертелось, и я подумал, что спектакль у меня не сегодня, а завтра. Я озвучил фрагмент из "Петербургских тайн", получил деньги, посидел с коллегами в баре. Если бы я сразу поехал домой! Успел бы на сцену, выход-то у меня был в 9 вечера... Так вот иду домой, повторяю на ходу текст новой роли из "Пира победителей" Солженицына (я обычно быстро заучиваю роли) - монолог на три страницы... В хорошем настроении прихожу домой. Лена спрашивает: "Где ты был?" Я всегда с ней откровенен: "На телевидении. В баре выпили немного". "Хорошо. Есть будешь?" "Нет, устал, лягу спать". И только утром она мне сказала, что я пропустил спектакль. А ведь с семи часов меня разыскивало пол- Москвы! Все с ума сходили, волновались, Лена - тоже. Да если бы она заявилась около двенадцати ночи, притом все говорили бы: "Была. Давно ушла", я бы уж ей высказал все, что накопилось за эти часы. Представить только, что она пережила! И пол-Москвы. Оказалось, она всем по телефону отвечала: "Все нормально. Спит". А ведь пропустить спектакль - катастрофа! После этого я понял, как мне далеко до моей жены.
- Как же в театре без вас выкрутились?
- Попросили поработать другого артиста. Роль была эпизодическая. Я и сам ее играл только потому, что другой артист заболел...
Простите, а можно я в нарушение правил задам вопрос интевьюеру. Вы больше пишете о театре или о кино?
- Очень люблю театр, но как-то так складывается, что приходится в основном писать о кино.
- Жаль. В театре сейчас куда больше интересного. Кинематограф, его развитие вызывает у меня страх. Происходит идеализация бандитизма. Чем отличается гений от примитивного человека? У примитивного человека в экстремальной ситуации наготове один вариант поведения. У человека, обладающего большим знанием о жизни, более образованного, более умного - два, три, четыре варианта. У незаурядного - десять. Это вроде пирамиды. На ее вершине - гений. С пятнадцатью вариантами поведения. Так вот, молодой человек, вступающий в жизнь, ищет варианты поведения. Как он будет жить? Да и попросту: как одеться, кому уступить место в трамвае? Ему нужен образец. Хотим мы того или не хотим, любая информация, идущая с экрана или со сцены, откладывается в сознании зрителей и предлагает им варианты поведения. Я многое простил латиноамериканским сериалам, когда узнал, что немало матерей, бросивших своих детей, посмотрев эти фильмы, стали разыскивать своих сыновей и дочек. Но в последнее время в российских фильмах появилось слишком много романтизированных бандитов. Положительным героям из так называемого социалистического реализма была свойственна сверхнравственность, несгибаемость - мы сейчас на это сетуем. Но эти герои давали пример нормального поведения. Они показывали, что такое хорошо. Что такое благородство. А теперь нам на экране показывают "благородного" бандита, стреляющего, в кого хочется, направо-налево гуляющего с женщинами, колющегося, нюхающего отраву. Все это внедряется в сознание молодого человека. Ему это навязывают. Боюсь, мы очень дорого заплатим за этот разгул романтического бандитизма на экране. Тем более что бандитов хорошо показывают хорошие актеры! Я не считаю, что такие фильмы надо запретить, но обо всем этом следует очень серьезно задуматься. Пока не поздно. А может, уже и поздно.
- Кто должен задуматься? Творцы? Спонсоры?
- То-то и оно. Боюсь, что музыку заказывают те самые, с золотыми цепями и бритыми головами. Теперь навесившие свои цепи на кинематограф. Кино, конечно, очистится, все равно будут создаваться художественные фильмы, хорошие фильмы. Они и сейчас есть. Но я больше верю в живучесть театра. Потому что это искусство не зависит от сторонних людей.
- Ну как же? Многие московские театры благодарны мэру Лужкову за субсидии.
- Да, лучше, чтоб попечители у театра были. Но по сути театр независим. Есть я - артист, есть вы - зритель. Два самых важных компонента. Если они существуют, не нужен попечитель, не нужен никто. Если я сумею вас заинтересовать, спектакль состоится. На площади, во дворе, на крыльце... где угодно. Столкновение эмоций зрителя и актера, разделенных не обязательно рампой, любой условной линией, - вот тут-то и начинается чудо театра. А для кино нужна пленка, камера, кино не обойдется без техники. И вот вам результат: искусство зависит от денег. Без них театр может засверкать, а кино - нет. Боюсь, что очень долго деньги кинематографу будут давать люди с золотыми цепями.
- Валерий Александрович, популярность чаще радует актера или тяготит?
- Мне она и добрую, и злую службу недавно сослужила. Заказал я железнодорожный билет. А нынче ведь в кассу надо сообщать фамилию. Кассирша говорит: "Здравствуйте, я вас узнала. Рада вас видеть!". Ищет, ищет мой билет - не находит. "Извините, сейчас выпишем новый". И выдает мне билет, на котором значится "моя" фамилия: Хлебонасущенский. Что ж, фильм "Петербургские тайны" людям понравился. И вот феномен: мой персонаж - негодяй, а ко мне кассирша отнеслась с симпатией.
- Над чем вы работаете сейчас?
- В новом фильме с рабочим названием "Оборотень" играю старого следователя, а в историческом фильме о Столыпине - главную роль.
- У вас будет возрастной грим?
- Нет, я без грима состарюсь... Я рад, что играю положительного героя именно в телевизионном фильме. Ведь телесериал уже приучил зрителя к тому, что я играю мерзавцев. Да, опасны телесериалы для актеров: и популярность приносят, и на штампы обрекают.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |