Libmonster ID: RU-15132
Автор(ы) публикации: З. В. УДАЛЬЦОВА

Основной задачей данной статьи является рассмотрение культурных связей Киева и Константинополя как одной из граней сложной и еще не разрешенной проблемы влияния византийской цивилизации на культурное развитие Древней Руси. Хронологические рамки исследования (X - начало XIII в.) диктуются самой историей: в 1204 г. Константинополь был захвачен крестоносцами, а в 1237 г. Киев подпал под власть монголо-татар, и, разумеется, их культурные связи после этого ослабли. Время же X - XIII вв. было периодом наивысшего расцвета взаимоотношений Киева и Константинополя во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, культуре. Для понимания же характера и особенностей культурных связей Киева и Константинополя немаловажное значение имеет принятие христианства на Руси из Византии.

Средневековая Европа длительное время была не только свидетельницей, но и участницей борьбы в сфере политики, религии, идеологии и культуры двух мировых центров Запада и Востока - Рима и Константинополя. В сферу этой борьбы было втянуто и самое крупное и могущественное государство Восточной Европы - Киевская Русь. Если Запад был повернут лицом к Риму, то Русь и Балканы были обращены ко "Второму Риму" - Константинополю. Взаимоотношения между Киевом и Константинополем прошли долгий и сложный путь. Исконные торговые связи соединяли Древнерусское государство со столицей Византийской империи. Все торговые пути из Руси в Средиземноморье в конечном итоге сходились в городе на Босфоре. Перефразируя известное изречение древних, М. Н. Тихомиров писал, что "для русских путешественников все дороги вели в "Новый Рим"1 . Царьград всегда привлекал русских дипломатов, купцов, паломников, художников, книжных людей, монахов.

Принятие христианства Древней Русью было результатом не только внутренних причин, но и общеевропейских событий, происходивших на международной арене2 . Рим и Константинополь как два конкурирующих центра христианства жили своей, порою обособленной жизнью. Социально-экономическое и политическое развитие Византии и Запада часто шло разными путями. Существенные различия наметились между восточной (православной) и западной (католической) церквами. Номинальное цер-


1 Тихомиров М. Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М. 1969, с. 31.

2 Удальцова З. В. Культурные связи Византии с Древней Русью. В сб.: Проблемы изучения культурного наследия. М. 1985; Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М. 1968.

стр. 56


ковное единство признавалось и Римом и Константинополем, но фактически в течение столетий между папским престолом и константинопольской патриархией шла никогда не затухавшая то подспудная, то открытая борьба за религиозное и политическое главенство. Эта борьба изобиловала драматическими коллизиями, страстной догматической полемикой между различными направлениями богословско-философской мысли. Между восточной и западной церквами возникли значительные расхождения как социально- политического, так и догматического и обрядового характера. Эти расхождения, разумеется, во многом отражали различия в общественной структуре и идейной жизни Византии и Запада. Православная церковь в Византии, существовавшая в условиях централизованного государства, не являлась носительницей универсалистских тенденций, подобно папству на Западе, а, наоборот, проповедовала единение церкви и государства.

Рим и Константинополь постоянно спорили из-за первенства в христианском мире. Рим считал сферой своего влияния Западную Европу, Константинополь - Восточную Европу и Балканы. Борьба между двумя столицами мира, начавшись в IX в., привела в XI в. к разделению церквей. Борьба между ними за сферы влияния решалась реальным соотношением сил. Сохранив за собой Балканы, Константинополь пытался удержать территорию западных славян и Венгрию. Однако в этих странах Рим оказался сильнее. Константинополь попал в трудное положение, увязнув на Востоке, откуда ему постоянно грозила опасность, сначала со стороны арабов, потом - тюркских народов. В Моравии Кирилл и Мефодий добились было известных успехов, но затем, как известно, православие потерпело там поражение. Таким же исход борьбы был в Польше и Венгрии. Константинополь отступал3 .

Оставалась самая крупная славянская страна - Киевская Русь. Она была последним рубежом, где скрестились духовные мечи Рима и Константинополя. Княжеская власть в Киеве пыталась лавировать между ними. Христианство стало распространяться в Киевской Руси задолго до крещения. Влияние католической религии также проникало сюда. Отзвуком этого служат, в частности, жития, переведенные с латинского и имевшие хождение в русской литературе, - Бенедикта Нурсийского, Анастасии Римлянки, популярного на Западе св. Вита и др. Пример княгини Ольги, ведшей переговоры о принятии христианства как с Константинополем, так и с Римом, и обратившейся за присылкой католического духовенства к германскому королю Оттону I (936 - 973 гг.), показывает, что до Киева дотягивались руки как "Первого", так и "Второго Рима". Одной из причин, заставивших княгиню Ольгу обратиться к католическому Западу, была неудача переговоров с византийским императором Константином VII Багрянородным во время ее поездки в Константинополь в 957 году. Вряд ли следует сомневаться в том, что эта миссия была предпринята княгиней-язычницей, еще до принятия Ольгой христианства4 .

Но, в отличие от полабских и западных славян, в Киеве чаша весов склонилась в пользу православия. Борьба Рима и Константинополя в Киевской Руси протекала в иных условиях, чем в других славянских землях. На Западе Рим нашел союзника в лице германских феодалов и местной знати. Киевская Русь к моменту принятия христианства была уже могущественным государством, с большим числом городов, развитыми ремеслами и торговлей. Иностранные купцы и дипломаты называли ее "страной городов", а летописи упоминали для XI - XII вв. более


3 Алпатов М. А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XII - XVII вв.). М. 1973, с. 110 - 128.

4 Оболенский Д. К вопросу о путешествии русской княгини Ольги в Константинополь в 957 г. В сб.: Проблемы изучения культурного наследия; Алпатов М. А. Ук. соч., с. 64 - 72.

стр. 57


220 городских центров, среди которых крупнейшими были Киев, Чернигов, Переяславль, Владимир Волынский, Галич, Туров, Смоленск, Полоцк, Новгород, Владимир Суздальский, Суздаль, Рязань и многие другие5 . Внушительными были и военные силы киевских правителей.

Один из древнейших и красивейших городов Европы - стольный град Киев, занимал выдающееся место среди других городских центров Древнерусского государства, да и всей Восточной Европы. Киев оправдывал свое летописное название "матери городов русских". Это был экономический и политический центр Древней Руси. Немецкий хронист Адам Бременский (XI в.) называл его "жумчужиной Востока" и "Вторым Константинополем"6 . Исключительно благоприятное географическое и военно- стратегическое положение Киева, расположенного на высоких днепровских кручах, обеспечивало ему господство на водных путях, соединявших север и юг, и открывало доступ к Черному и Азовскому морям и таким богатым странам, как Византия, Дунайская Болгария, Крым и Хазария.

Киев был резиденцией великого князя, обладавшего правами сюзерена. Столица Киевской Руси была местом пребывания феодальной знати, княжеского двора и его дружины, искусных ремесленников и богатых купцов. Киевский князь сохранял свою независимость7 . У его ворот не стояли тогда ни византийские стратиоты, ни немецкие рыцари. Перед княжеской властью возникла проблема укрепления единодержавного государства. Князь Владимир Святославич (980 - 1015 гг.) сначала пытался решить ее, поддержав язычество, но затем обратился к христианству. Однако ему нужно было, как и княгине Ольге, выбрать, какое христианство принять - западное или восточное. Можно с уверенностью сказать, что вопрос этот Владимиру пришлось решать в обстановке сильного дипломатического нажима со стороны как Рима, так и Константинополя.

Известный рассказ русского летописца о выборе веры Владимиром не такая уж наивная легенда. В рассказе этом отразилось реальное положение тогдашней Руси на международной арене. Если у славян на Западе выбора уже не было, то у Руси он был. Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь "из варяг в греки", с Византией существовали давнишние налаженные экономические и политические отношения, хотя и не всегда мирные. Столетиями Киев общался с Константинополем8 . Связи с Западом были слабее.

Христианизация Древнерусского государства была сложным и длительным процессом. Она началась почти за столетие до официального крещения Руси и протекала в обстановке борьбы с язычеством. При княгине Ольге принятие христианства как государственной религии не состоялось, видимо, из-за устремлений Византии превратить принявшую христианство Русь в вассальное государство. Но выгоды от сближения с христианскими странами - Византией и православной Болгарией были столь велики, что князь Владимир вновь обратился к осуществлению этого проекта9 . Выбор его был продиктован государственными интересами Киевской Руси.


5 Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. М. - Л. 1948; Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М. 1956.

6 Magistri Adami Bremensis Gesta Hammaburgiensis Ecclesiae Pontificum. Hannover-Leipzig. 1917.

7 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества в XII - XIII вв. М. 1982, с. 90 сл.; Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М. 1980.

8 Литаврин Г. Г. Русско-византийские отношения в XI - XII вв. В кн.: История Византии. Т. II. М. 1967; его же. Русь и Византия в XII веке. - Вопросы истории, 1972, N 7; Литаврин Г. Г., Янин В. Л. Некоторые проблемы русско-византийских отношений в IX - XV вв. - История СССР, 1970, N 4; Липшиц Е. Э. Русь и Византия. В сб.: Советская историография Киевской Руси. Л. 1978.

9 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв., с. 367 - 397.

стр. 58


Союз с опасным и коварным греческим владыкой был предпочтительнее постоянных войн и изнурительных заморских походов, мешавших экономическим и культурным связям с великой ромейской державой. Учитывался и печальный опыт западнославянских стран, куда католическая религия была принесена на копьях немецких рыцарей, была частью их "натиска на Восток" и насаждалась здесь огнем и мечом10 . В решении Владимира известную роль сыграли и династические соображения - борьба за власть с братом Ярополком, который ориентировался на Запад, на союз с Польшей и папством и поддерживал идею принятия на Руси католической религии. Агрессивность католического Запада и большая активность папского престола в борьбе за христианизацию Руси настораживали и вызывали недовольство в стране. Попытка Владимира объединить государство на основе языческой религии успеха не имела, ибо язычество уходило в прошлое. Принятие же христианства открывало Руси дорогу к более активной деятельности на международной арене. Византии же Древняя Русь была нужна как противовес в борьбе с Хазарией и мусульманскими правителями Закавказья, а также как союзник в противоборстве с арабами.

Момент для соглашения с империей был выбран Владимиром весьма удачно: ромейская держава была ослаблена борьбой на два фронта - против болгар и поднявшего мятеж в Малой Азии узурпатора Варды Фоки11 . Император Василий II Болгаробойца (976 - 1025 гг.), нуждаясь в военной помощи, согласился на брак Владимира со своей сестрой Анной. Однако, спасенный русскими войсками, разбившими армию узурпатора, он медлил с заключением союза с Русью. В ответ на вероломство василевса князь Владимир вторгся в Крым, взял Херсон (Корсунь) и заставил Византию выполнить обещания.

Около 988 (989) г. киевский князь породнился с императорским домом, женившись на Анне, и принял христианство. "Ни о каком вассалитете, - пишет акад. Б. А. Рыбаков, - в таких условиях не могло быть и речи"12 . Вслед за князем крестились бояре, жители Киева и других городов Древнерусского государства. "Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, на которых сгорали убитые рабыни, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв наподобие древнего Минотавра"13 . Но тайное почитание языческих богов продолжалось еще долго, лишь постепенно язычество слилось с христианством. В Киеве крещение сопровождалось серьезными столкновениями с язычниками. "Дело, как известно, увенчалось грандиозной экзекуцией, учиненной византийским христианством над древними богами на знаменитом холме за теремным двором. Расправа эта проходила на глазах протестующего народа"14 .

Последствия принятия христианства на Руси из Византии были разнообразны и порою противоречивы. На международной арене Русь выиграла от союза, с Византией, заняв равноправное положение среди других влиятельных христианских государств средневековой Европы. Вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям ромейской державы, стремившейся после христианизации подчинить Русь своему верховенству. Принятие православия временно осложнило отношения с Западом, особенно с папским престолом. Но самым важным последствием принятия христианства явилось, пожалуй, то, что оно послужило стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию


10 Алпатов М. А. Ук. соч., с. 113 - 115. О времени и месте крещения Владимира в науке идут споры (см. Мюллер Л. Рассказ о крещении Владимира Святославича из Повести временных лет. В сб.: Проблемы изучения культурного наследия).

11 История Византии. Т. II, с. 235 - 236; Алпатов М. А. Ук. соч., с. 72 - 75.

12 Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв., с. 397.

13 Там же.

14 Алпатов М. А. Ук. соч., с. 73.

стр. 59


в Древнюю Русь начало проникать наследие античного мира и Ближнего Востока15 .

С принятием на Руси христианства и установлением более тесных церковных и политических отношений между Древнерусским государством и Византией стали значительно более интенсивными и русско-византийские связи. Проникновение на Русь византийской образованности восприятие здесь в XI - XIII вв. элементов византийской цивилизации способствовало дальнейшему прогрессивному развитию русского феодального общества, отвечало его внутренним потребностям, обогащало его культуру. Установление тесных культурных связей Руси с Византией не было простой случайностью, это был вполне осознанный с обеих сторон процесс, происходивший по обоюдному согласию.

Со стороны правящего класса Древней Руси это было обращение к культуре самой передовой страны в Европе того времени, обращение к самым высоким, наиболее сложным и изысканным образцам. И "эта культура была по росту русскому народу и отвечала высоким запросам его развития"16 . Со стороны Византии распространение культурного влияния на Русь носило активный, целенаправленный характер и составляло одно из звеньев ее общей политики в сопредельных странах. Ставя перед собой далеко идущие задачи подчинения Древнерусского государства своему политическому влиянию и церковной гегемонии, Византия стремилась воспользоваться испытанным оружием идейного и культурного воздействия на Русь. Поэтому византийское культурное влияние на Руси, как, впрочем, и в других странах, отнюдь не было стихийным или пассивным, а, наоборот, искусно направлялось твердой рукой политиков, церковных деятелей и дипломатов. Однако силу и масштабы воздействия византийской цивилизации не следует преувеличивать или преуменьшать.

В оценке характера, масштабов и значения византийского влияния на культуру Древней Руси в науке существуют диаметрально противоположные точки зрения. Одни ученые считают византийскую цивилизацию чуть ли не единственным источником культуры Древней Руси, а древнерусское художественное творчество - провинциальной ветвью рафинированного искусства Константинополя. Другие отстаивают полную самостоятельность древнерусской культуры и исключают какие-либо внешние влияния. Думается, что истина, как это часто бывает, лежит где-то посередине.

За последние годы благодаря исследованиям советских ученых, комплексному изучению разных видов культуры, новым открытиям исторических памятников, произведений искусства и художественного ремесла, разысканиям археологов, нумизматов, сфрагистов, применению новых исследовательских методов необычайно расширились наши знания о культуре Древней Руси. Вместе с тем значительные успехи достигнуты советскими учеными и в изучении византийской цивилизации. Все яснее делаются типологические особенности византийской культуры, динамика ее развития, место Византии в процессе становления духовных ценностей средневекового общества. Ушла в прошлое теория о застойности, неподвижности византийской культуры и ее мнимой отсталости по сравнению с античной цивилизацией. Стало достаточно ясно, что византийская культура - закономерный и важный этап в развитии мировой культуры.

Эти два потока исследований, сливаясь, помогли современной науке освободиться от некоторых предвзятых суждений и ошибочных точек зрения на сложную проблему византийского влияния на культуру Древ-


15 Удальцова З. В. Русско-византийские культурные связи. In: Proceedings of the XIIIth International Congress of Byzantine Studies. London-New York-Toronto. 1967; Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л. 1971; Литаврин Г. Г. Культурные связи Древней Руси и Византии в X - XII вв. М. 1974, с. 1 - 21.

16 История культуры Древней Руси. Т. I. М. -Л. 1951, с. 5 - 14.

стр. 60


ней Руси. Отброшена негативная оценка византийской культуры как носительницы только лишь канонизированной церковности и консерватизма, выявлены ее прогрессивные черты. Отпала и другая предвзятая оценка византийской культуры - в первую очередь как хранительницы античных традиций, передаваемых другим народам; показано своеобразие философско-этических и эстетических воззрений византийского общества, оказавших влияние на духовную жизнь Древней Руси17 .

Изучая проблему византийского влияния на Русь, не следует забывать, что официальная имперская доктрина подчинения Руси политической и церковной власти Византии, по существу, оказалась несостоятельной. И в сфере культуры ромейская держава далеко не достигла того, на что она рассчитывала. Благодаря творческому восприятию на Руси византийской цивилизации уже очень скоро византийские образцы подверглись активной переработке, глубокому переосмыслению в соответствии с социальными условиями жизни и духовными запросами русского общества. Более того, нередко византийское влияние, когда оно становилось помехой дальнейшему прогрессивному развитию самобытной русской культуры, наталкивалось на серьезное сопротивление.

Как это ни парадоксально на первый взгляд, но Византия как бы сама создала себе в; лице Руси соперника не только в сфере политики, но и в сфере культуры. Попытки Византии духовно подчинить Русь привели к росту национального самосознания в русском обществе, что, как известно, получило наиболее яркое выражение в знаменитом "Слове о законе и благодати" Иллариона, в создании, вопреки константинопольской патриархии, пантеона русских святых (канонизация Бориса и Глеба), в роскошном княжеском и городском строительстве в Киеве и других городах. При Ярославе Мудром в Киеве, как бы споря с прославленными постройками Царьграда, создавались свои, русские Золотые ворота (сейчас полностью восстановленные), свой великолепный Софийский собор.

В культуре Древней Руси XI - XIII вв. сталкивались, иногда противоборствуя друг другу, влияния, шедшие из Византии, от южных и западных славян, из Скандинавии, из далеких стран Востока и, наконец, из Западной Европы. Особенно большое значение для Руси имели культурные связи с южными славянами, через посредство которых в Древнерусское государство, кстати сказать, проникали и памятники самой византийской культуры. Центрами культурного общения славян (как южных, так и восточных) и византийцев долгое время были Константинополь, Солунь, Афон, Иерусалим, вифинский Олимп, позднее Тырново. В XI - XII вв. византийцы вступали в общение с русскими и в Тмутаракани.

Весьма симптоматично, что византийское влияние в различных сферах материальной и духовной культуры Древней Руси проявлялось с неодинаковой степенью интенсивности18 . Порою это влияние было более действенным, быстро амальгамировалось с местной русской культурой, в других же сферах оно было более поверхностным, как бы наложенным тонким слоем на самобытную русскую культуру. Как правило, степень интенсивности проникновения византийского влияния зависела не только от активности самого византийского государства и церкви, но в первую очередь от уровня развития дохристианской народной культуры в той или иной сфере знания к моменту начала проникновения на Русь византийского влияния. Чем выше был уровень развития самобытной местной культуры, чем более прочно сохранялись в ней традиции языческого народного творчества, тем ограниченнее было воздействие византийской культуры. Причем в некоторых сферах культуры получили хотя бы вре-


17 Удальцова З. В. Некоторые нерешенные проблемы истории византийской культуры. - Византийский временник (ВВ), 1979, т. 41.

18 Удальцова З. В. Культурные связи Древней Руси и Византии. - Там же, 1981, т. 42.

стр. 61


менное преобладание византийские элементы, в других же явный перевес имели русские самобытные черты. Само собою разумеется, что важнейшую роль при этом играла степень соответствия или несоответствия культурных ценностей, получаемых из Византии, жизненным потребностям русского общества.

Новейшие исследования советских ученых показали, что блестящая византийская цивилизация, поражавшая современников своей одухотворенностью, внутренним благородством, изяществом форм и высотой технических достижений, в конечном счете послужила одной из основ, на которых Древняя Русь и другие страны Юго-Восточной и Восточной Европы воздвигали здание своей самобытной, национальной культуры. Однако перенесенные на чужеземную почву духовные ценности, созданные Византией, ее спиритуалистическая церковная догматика и философия, идеология, этика и эстетика подвергались глубокой трансформации, начинали как бы новую жизнь, приобретали совсем иные черты под воздействием национальных творческих начал19 . Наиболее ярко это проявилось в сфере изобразительного и прикладного искусства Древней Руси.

Хотя Византия и сыграла важную роль в развитии древнерусской художественной культуры, но византийское влияние и здесь не было ни всеобъемлющим, ни стабильным. Сила воздействия византийской цивилизации и масштабы византийского влияния на художественное творчество Древней Руси изменялись в пространстве и времени. Наиболее плодотворными и интенсивными контакты с Византией были в южных и юго- западных областях Руси, слабее - в северных и северо-восточных. Воздействие культуры Византии, разумеется, было значительно более интенсивным на высшие слои общества различных стран - князья и феодалы государств Юго-Восточной и Восточной Европы перенимали византийский придворный этикет, черты быта и нравов Константинополя. В широкие же слои народа византийское влияние просачивалось в несравненно меньшей степени.

На разных этапах развития древнерусской культуры степень воздействия византийской цивилизации то возрастала, то шла на убыль. Были периоды сближения и отдаления, временного затухания культурных связей и интенсивного их возобновления. Далеко не одинаковый отклик художественное творчество византийских мастеров находило в отдельных видах искусства20 . Временем наиболее активных контактов Руси и Византии в сфере художественного творчества был конец X - XII век21 .

Центром культурных контактов Византии и Руси в это время стал Киев. Он был непосредственно связан со столицей Византийской империи Константинополем. Именно в стольный град на Днепре из Царьграда приезжали дипломатические миссии с богатыми дарами от византийских императоров, греческое духовенство с поручениями от константинопольского патриарха, сюда стекались караваны греческих купцов, привозивших изысканные предметы роскоши и произведения византий-


19 Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М. 1978; Лихачева В. Д. Искусство Византии IV - XV веков. М. 1981; Удальцова З. В. Культурные связи Древней Руси и Византии; Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси. М. 1984, с. 4 - 16; Культура Византии. Т. I. М. 1984, с. 5 - 13.

20 История культуры Древней Руси. Т. II. М. - Л. 1951, с. 257, 515; Лихачев Д. С. Возникновение русской литературы. М. -Л. 1952, с. 119 - 129; Удальцова З. В. Своеобразие общественного развития Византийской империи. Место Византии во всемирной истории. В кн.: История Византии. Т. III. М. 1967, с. 325 - 340.

21 См. библиографию трудов В. Н. Лазарева - ВВ, 1968, т. XXIX, с. 3 - 31; Византия, южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М. 1973, с. 5 - 30; Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. Т. I. М. 1967; Из зарубежных работ по истории культуры Византии см. обобщающие труды: The Cambridge Medieval History. Т. IV, pt. 2. Cambridge. 1967; Wessel K. Die Kultur von Byzanz. Frankfurt a/M. 1970; Haussig H. -W. A History of Byzantine Civilization. Lnd. 1971; Guillou A. La civilization byzantine. P. 1974.

стр. 62


ского прикладного искусства. Киевские князья первыми стали приглашать из Византии греческих мастеров: зодчих, живописцев, резчиков по камню, мозаичистов и ювелиров. Именно в Киеве с помощью греческих зодчих началось широкое культовое и дворцовое строительство.

Византийское влияние наиболее ярко проявилось прежде всего в архитектуре Древней Руси22 . В конце X - XI в. здесь было воспринято византийское каменное зодчество, с его сложным типом крестовокупольного храма, совершенной системой перекрытий, высочайшей для того, времени строительной техникой. В отличие от романского Запада, где в это время лишь в отдельных регионах происходил медленный и трудный процесс перехода от деревянных конструкций к каменным сводам, Киевская Русь очень рано получила от Византии, по существу, в готовом виде изощренную систему сводчатых и купольных перекрытий, здания топкой и изысканной пространственной конфигурации и большой высоты23 .

Первый каменный храм на Руси - храм Успения Богородицы (т. н. Десятинная церковь) в Киеве (989 - 996 гг.) был сооружен, по данным летописи, греческими мастерами. Спустя несколько десятилетий, в 1031 - 1036 гг., в Чернигове был воздвигнут греческими же зодчими собор Спаса Преображения - самый "византийский", по мнению специалистов, храм Древней Руси. Строгость архитектурных форм, элегантная простота композиционных решений, изысканность внешнего декора, чисто византийская техника кладки сближают храм с лучшими образцами византийского столичного зодчества XI века24 .

Собор св. Софии в Киеве (1037 - 1054 гг.), вершина южнорусского зодчества XI в., призван был возродить на Киевской земле традиции главной святыни православного мира - Софии Константинопольской. Как София Константинопольская символизировала победу христианства во всей цивилизованной ойкумене и могущество византийских императоров, так и София Киевская утверждала православие в Древней Руси и силу великокняжеской власти. Но художественное воплощение этой идеологической концепции в Константинополе и Киеве было различным. София Киевская - любимое детище князя Ярослава Мудрого, огромный пятинефный храм, с просторными хорами, охватывающими и боковые нефы, созданный совместно греческими и русскими мастерами, не имеет прямых аналогий среди памятников церковного зодчества Византии. При сохранении византийской основы крестовокупольного храма София Киевская знаменовала постепенный отход древнерусского зодчества от византийских образцов. Ступенчатая композиция наружного объема, обилие куполов, массивные крестчатые столбы, делающие более тесным внутреннее пространство, все это придавало главному храму Киевской Руси особое своеобразие. София Киевская сочетала в себе монументальную мощь и праздничную торжественность с красочной нарядностью, столь гармонировавшей с приветливой южнорусской природой25 .

Еще дальше отходит от византийских образцов зодчество Великого Новгорода, что особенно хорошо прослеживается при сравнении архитектуры храмов св. Софии в Константинополе, Киеве и Новгороде. Со-


22 Врунов Н. И. Архитектура Константинополя IX - XII вв. - ВВ, 1949, т. II; его же. Архитектура Византии. В кн.: Всеобщая история архитектуры. Т. III. Л. -М. 1966.

23 Лазарев В. Н. Ук. соч., с. 211 - 218.

24 Там же, с. 214. Б. А. Рыбаков подчеркивает высокий уровень деревянного зодчества в Древней Руси - наличие 3 - 4-этажных зданий и прекрасных деревянных храмов в городах Киевского государства. Многие формы деревянной архитектуры - башни, двускатное покрытие и др. - повлияли впоследствии на каменное зодчество (Рыбаков Б. А. Из истории культуры древней Руси, с. 14).

25 Лазарев В. Н. Ук. соч., с. 212 - 218; Лихачев Д. С. Принцип ансамбля в древнерусской эстетике. В кн.: Культура Древней Руси. Т. 2. М. 1966, с. 118 сл.; Айналов Д., Редин Е. Киево-Софийский собор. СПб. 1889.

стр. 63


фия Новгородская (1045 - 1050 гг.) при общей близости по идейному замыслу и архитектурному плану к Софии Киевской дает совершенно новые художественные решения, неизвестные южнорусскому и византийскому зодчеству. Местные традиции проявили себя здесь с такой силой, что они существенно видоизменили стиль новгородского храма. Не исключено, однако, влияние на новгородских зодчих западноевропейской романской архитектуры. В Новгороде киевский план пятинефного крестовокупольного храма подвергся столь значительной переделке, что стал почти неузнаваемым. Внешний вид Софии Новгородской напоминал огромный куб, устойчивый и монолитный. Могучие стены собора, сложенные из дикого камня, с малым числом оконных проемов, увенчивались шестью величественными куполами. На смену многоступенчатой пирамидальности силуэта Софии Киевской пришла монументальная замкнутость объемов Софии Новгородской. Нарядная щеголеватость внешнего декора южнорусского храма уступила место благородной простоте внешнего убранства ее северного собрата. Единственным украшением стен Новгородской Софии были мощные лопатки и тонкие полуколонки на гранях центральной апсиды, да аркатурные пояски на барабанах. Весь облик этого храма был отмечен печатью сурового величия, одухотворенной созерцательности и эпического спокойствия, как бы навеянных привольным и задумчивым пейзажем русского Севера26 .

В XI - первой половине XII в. византийские традиции достаточно прочно сохранялись в древнерусском зодчестве. Со второй половины XII в., однако, намечается явное ослабление византийского влияния, что ознаменовалось появлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомой византийскому зодчеству. Древнерусское зодчество не знало в своем развитии таких резких скачков, как переход от романского стиля к готике или от готики к Ренессансу в Западной Европе. Процесс складывания национальных черт в древнерусской архитектуре был более медленным и плавным, и окончательное свое завершение он нашел позднее в зодчестве Московской Руси. Новейшие исследования советских ученых показали, что зодчие Древней Руси обладали высокими математическими и техническими знаниями. Каждая постройка была воплощением строгой математической системы и сложных инженерных расчетов27 .

Более длительным и устойчивым, чем в архитектуре, было византийское влияние в живописи Древней Руси. Да это и вполне понятно, если вспомнить, что Византия не только познакомила русских художников с техникой мозаики, фрески, темперной живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась православной церковью. Артели художников, в которые входили греческие и русские мастера, работали обычно, следуя византийским образцам, т. н. подлинникам. Это были завезенные из Византии свитки или переплетенные тетради контурных рисунков на пергамене, они сохранялись на Руси в течение многих лет, и их трансформация шла очень медленно. Господство иконографического канона и работа по образцам в известной степени сковывали самобытное художественное творчество мастеров Древней Руси28 .

XI - XII вв. были периодом расцвета византийской живописи, окончательного оформления торжественного и возвышенного византийского стиля и византийской эстетики29 . Наряду с великолепными произведениями столичного искусства, такими, как мозаики южной галереи Со-


26 Лазарев В. Н. Ук. соч., с. 119 - 120.

27 Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси, с. 15; его же. Архитектурная математика древнерусских зодчих. - Там же; его же. Мерило новгородского зодчего XIII в. - Там же.

28 Лазарев В. Н. Ук. соч., с. 222 - 226.

29 Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977; Mathew G. Byzantine Aesthetics. Lnd. 1963.

стр. 64


фии Константинопольской и монастыря Дафни близ Афин, в это время крепнут и обретают свой художественный язык провинциальные школы живописи, создавшие такие памятники, как мозаики Хосиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на о. Хиос. Византийское влияние в это время проникало на Русь различными путями непосредственно из Константинополя и из западных областей Византии через Солунь и Афон.

На Руси XI - XII вв. существовало две традиции в украшении храмов росписями. Одна, более строгая и торжественная, находит свои истоки в монументальной живописи Византии, другая, более свободная, живописная, сложилась уже на русской почве. Классическим памятником, воплотившим первую традицию, является София Киевская, где полностью выдержан византийский иконографический канон. Мозаики и фрески Софийского собора в Киеве создавались длительное время (1037 - 1067 гг.) совместно византийскими и древнерусскими мастерами. Декоративное убранство огромного храма поражает монументальностью и разнообразием.

В мозаиках храма, по мнению специалистов, ощущаются две струи византийского художественного творчества. Первое направление исходит от константинопольской школы живописи и отличается высоким уровнем исполнения и изысканностью художественных форм. Второе отражает воздействие провинциального, более архаичного искусства, воплощенного в мозаиках монастыря Хосиос Лукас в Фокиде30 . В куполе парит Пантократор, а в конце апсиды стоит одинокая фигура Богоматери в позе Оранты. В Киеве она почиталась как защитница и покровительница города и именовалась Богородица "Нерушимая стена". Образ ее исполнен достоинства и величавого покоя, колорит яркий, с преобладанием интенсивного синего цвета, желто-золотистого и белого, золотой фон придает изображению торжественность и парадность. Лучшими среди мозаик апсиды считаются изображения святителей, т. н. святительский фриз. Фигуры святителей расположены в строгих фронтальных позах, отличаются монументальностью, лица их наделены индивидуальными чертами, даже психологизмом, отражают традиции эллинистической портретной живописи.

Необычайно богато представлена в храме фресковая живопись. В настоящее время эти фрески достаточно изучены, хотя и поныне остается немало спорных вопросов их идентификации. В центральной части Софии Киевской был развернут обширный фресковый евангельский цикл, с большим числом многофигурных композиций. Некоторые фрески, к сожалению, пострадали от времени. По стилю и иконографии они близки фрескам монастыря Хосиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на Хиосе. Фрески этого цикла Софии Киевской отличаются монументальностью, торжественной симметрией, наличием крупных, несколько тяжеловесных фигур, расположенных в неподвижных фронтальных позах. Все это придает композиции эпическое спокойствие и величавость. Колористическая гамма привлекает своей яркостью, обилием светлых - белых, серых, розово-лиловых, зеленых и фиолетовых - тонов. Как правило, многофигурные сцены располагаются на синем фоне. Особенностью фресок Софии Киевской является обилие большого числа изображений одиночных фигур святых, мужчин и женщин, зачастую наделенных портретными чертами. Их лица суровы без аскетизма, одухотворены без фанатической экзальтации. На них, как и на других фресках, лежит печать эпического спокойствия и сосредоточенной самоуглубленности. По числу индивидуальных изображений святых София Киевская не знает себе равных среди памятников XI века.


30 Лазарев В. Н. Ук. соч., с. 218 - 221; его же. История византийской живописи. Изд. 2-е. М. 1986, с. 76 - 79; его же. Мозаики Софии Киевской. М. 1960; Лихачева В. Д. Ук. соч., с. 172 - 173; Левицкая В. И. О некоторых вопросах производства набора мозаик Софии Киевской - ВВ., 1959, т. XV.

стр. 65


Особый интерес ученых, как искусствоведов, так и историков, привлекают фрески Софии Киевской, на которых изображен групповой портрет семейства князя Ярослава. Их точная идентификация и осмысление всей композиции затруднены плохой сохранностью и позднейшими реставрациями. Новейшие открытия, однако, позволяют установить, что этот групповой портрет состоял из 13, а не из 11 фигур, как думали раньше. В центре на западной стене находился сидящий на троне Христос, фланкировали его фигуру князь Ярослав со старшим сыном с одной стороны и княгиня Ирина со старшей дочерью - с другой. Князь подносил Христу, своему покровителю, модель храма. На южной стене помещались фигуры четырех дочерей, а на северной - четырех сыновей княжеской четы, которые направляются к центру композиции. Князь и княгиня были изображены в роскошных великокняжеских одеждах, с похожими: на царские венцами на головах. Вся ктиторская сцена, по замыслу Ярослава, должна была знаменовать могущество и независимость Киевской Руси, силу и богатство ее великого князя.

Из группового портрета семейства Ярослава лучше всего сохранились фигуры четырех дочерей князя. Княжны в красивых, богато украшенных драгоценными камнями одеждах, шествуют вправо к центру композиции, две из них несут свечи, что придает всей процессии торжественно-ритуальный характер. Существует гипотеза, правда, спорная, что здесь изображены дочери Ярослава Елизавета, Анна и Анастасия, будущие королевы Норвегии (затем Дании), Франции и Венгрии, и младшая княжна-подросток, имя которой неизвестно. Княжны предстают на фреске юными девушками, лица их, хотя и изображены в средневековой условной манере, привлекательны и имеют отдельные портретные черты. Особенно миловидно и женственно лицо третьей дочери, которое дышит нежной прелестью и спокойным достоинством. От портретов княжичей на северной стене, к сожалению, сохранились лишь фрагменты31 .

Ктиторская композиция в Софии Киевской аналогична сцене, изображенной на мозаике в южной галерее храма Софии в Константинополе. На этой мозаике, как известно, император Константин Мономах и императрица Зоя подносят в дар сидящему на троне Христу мешочек с золотом и пергаменный свиток с перечислением императорских пожертвований главному собору столицы Византийской империи.

Ктиторская композиция в Софии Киевской была, видимо, выполнена около 1045 г., когда еще ни одна из дочерей Ярослава не стала королевой. Этим было завершено дело жизни великого князя, предпринятое для прославления величия его державы. Ярослав Мудрый похоронен в Софии Киевской в мраморном саркофаге. Любопытно, что этот саркофаг, по словам Б. А. Рыбакова, представляет своеобразную "книгу посетителей" собора: на его плитах расписывались многие сотни людей - от киевлян XI в. до поляков XVII века. Софийский кафедральный собор Б. А. Рыбаков называет музеем древнерусской эпиграфики, где имеется много надписей-граффити на стенах нефа, галерей, на хорах и даже в алтаре.

Среди этих граффити самого разнообразного характера большой интерес имеет запись о смерти Ярослава Мудрого. Исследования советских ученых доказали, что в надписи говорилось о смерти Ярослава Мудрого 20 февраля 6562 г. (1054 г.). Эта дата точно совпадала с данными Ипатьевской летописи32 . Особенно важно для понимания характера власти киевского великого князя то, что он именуется в этой записи "царем", подобно тому, как в других источниках он назывался восточным титулом


31 Лазарев В. Н. Новые данные о мозаиках и фресках Софии Киевской. Групповой портрет семейства Ярослава. - ВВ, 1959, т. XV; его же. Византийское и древнерусское искусство, с. 112 - 113.

32 Рыбаков Б. А. Русская эпиграфика X - XIV вв. В кн.: Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси, с. 52.

стр. 66


"хакан". Все это свидетельствует о независимости Киевской Руси и о стремлении киевского князя приравнять свою власть к царской. Во всяком случае, в сознании современника, начертавшего эту надпись, он был царем33 . Все сказанное лишний раз подтверждает бездоказательность гипотезы о вассальной зависимости Древней Руси от Византии в XI веке.

В XII в. в Киеве были созданы великолепные мозаики Михайловского монастыря (1108 г.). Им есть аналоги в византийских мозаиках классического стиля, в частности в мозаиках Никеи и монастыря Дафни близ Афин. Строгий иконографический канон, общая композиция мозаик, высокий художественный уровень исполнения, надписи на греческом и славянском языках - все это указывает на прямые связи этих произведений с константинопольской школой живописи. К сожалению, от мозаичного ансамбля сохранились лишь сцена евхаристии с апостолами и святыми по сторонам в апсиде и некоторые другие фрагменты в алтаре. Сцена евхаристии здесь во многом превосходит мозаику на аналогичный сюжет в Софии Киевской. В отличие от статичных, фронтально расположенных фигур апостолов в Софийском соборе в Михайловском монастыре изображения апостолов полны динамики, они расположены в свободных позах, обращены друг к другу, они как будто ведут какой-то разговор, в их облике много чувства, экспрессии, одежды спускаются пышными, асимметричными складками.

Лица выразительны, наделены острохарактерными чертами, отражают внутреннее психологическое состояние того или иного апостола. Голова ангела по художественному воплощению близка к ангелам церкви Успения в Никее. Устремленные ввысь, легкие, вытянутые фигуры апостолов поражают правильностью пропорций и соразмерностью. Движения фигур подчинены единому декоративному ритму. Привлекателен глубокий, теплый колорит мозаик, преобладают светлые тона - белый, серо-жемчужный, изумрудный и фиолетовый цвета в сочетании с серебром и золотом.

Мозаики Михайловского монастыря, бесспорно, принадлежат к шедеврам византийской живописи на русской почве и могут сравниться лишь с такими прекрасными творениями византийского классического стиля, как мозаики церкви Успения в Никее и монастыря Дафни близ Афин34 . В других областях Древнерусского государства византийское влияние сказывалось в меньшей степени, чем в Киеве.

В культуре Византии, Древней Руси и других стран средневековой Европы никогда не иссякал живой источник светского художественного творчества. Родство вкусов и эстетических идеалов феодальной знати Древней Руси и Византии объясняет близость жанров и тематики светской живописи, скульптуры и прикладного искусства этих стран35 . В Византии светское направление в культуре было связано с культом императора и прославлением державы ромеев; портреты василевсов и высшей знати, их военные триумфы и дворцовые увеселения, прославление подвигов героев древности - вот излюбленные сюжеты византийского светского искусства. Эти мотивы светской живописи и прикладного искусства Константинополя находили глубокий отклик в феодальной среде Древней Руси и охотно использовались для возвеличивания княжеской власти. Светские тенденции в искусстве Византии особенно усилились в XII веке. Рыцарственный уклад жизни двора Комнинов способствовал возрастанию интереса к светским жанрам культуры. Аналогичные явления мы наблюдаем и в Древней Руси той эпохи.

К сожалению, памятников светской живописи и скульптуры как Константинополя, так и городских центров Древней Руси сохранилось очень


33 Рыбаков Б. А. Запись о смерти Ярослава Мудрого. - Там же.

34 Лазарев В. Н. История византийской живописи, с. 93 - 94; Лихачева В. Д. Ук. соч., с. 174.

35 Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974, с. 141 - 156.

стр. 67


мало. Гибель императорских дворцов Константинополя не позволяет судить о светском искусстве столицы Комнинов. Некоторое представление о нем дают лишь прославленные мозаики дворца норманнских королей в Палермо (1140 г.) ("комната короля Рожера II" и "Башня Пизанцев") - редкий образец дворцового светского искусства, вдохновленного Константинополем. Дополнительные сведения о светском искусстве Византии содержат сообщения византийских авторов, миниатюры лицевых рукописей и произведения художественного ремесла.

В Древней Руси сохранились уникальные памятники светской живописи домонгольского времени36 . Первое место среди них по праву принадлежит стенным росписям лестниц двух башен Софии Киевской. Они поражают разнообразием сюжетов, восходящих преимущественно к византийским образцам и в какой-то мере отражавших быт и нравы киевской великокняжеской среды. Ряд фресок с полной очевидностью восходит к византийскому дворцовому искусству. В их числе сцены конских ристаний на ипподроме в присутствии императора и его свиты, игры скоморохов, гигант с шестом, на котором показывает свое искусство мальчик-акробат, схватки с дикими зверями, единоборство атлета с человеком в маске волка, изображения охоты, театральные представления с участием актеров и паяцев. Несколько особняком стоят жанровые картинки. На одной из них изображена неоседланная лошадь, за которой гонятся всадники, а на другой - верблюд с поводырем. Для понимания местных элементов в этих стенных росписях интересны две фрески: триумфальный въезд всадника в короне, с нимбом вокруг головы, в котором исследователи видят либо изображение византийского императора, либо - киевского великого князя; вторая фреска - изображение молодого музыканта со смычковым музыкальным инструментом, в лице которого просматриваются южнорусские черты. Фрески созданы в придворно-увеселительном жанре37 .

Светские мотивы проникают и в книжную миниатюру Киевской Руси. Замечательным образцом светского искусства может служить изображение князя Святослава с семьей, украшающее "Изборник Святослава", датируемый 1073 годом. Портрет самого князя далек от абстрактной идеализации и наделен характерными, почти портретными чертами38 .

Особенно последовательно светские мотивы прослеживаются в памятниках византийского прикладного искусства, обнаруженных на территории Древней Руси в составе кладов. В их числе утварь из серебра и бронзы, перегородчатые эмали на золоте, резные изделия из кости и камня. При трудности и дороговизне дальних перевозок торговля этими предметами роскоши считалась особенно выгодной. Иноземные "злато" и "сребро", "паволоки и сосуды различные" попадали на Русь в числе посольских даров, в качестве торговой пошлины и военной добычи, их привозили эмигранты. Эти произведения средневековых мастеров ярко и достоверно повествуют о своей эпохе и ее мировоззрении, проливают свет на некоторые малоизвестные стороны идеологии и быта византийцев, в частности, на светскую культуру императорского двора и феодальной знати. Целостная группа серебряных чаш XII в. с богатым декором и сюжетными сценами вводит нас в мир византийской эпической поэзии, за которым проглядывает реальный исторический фон. Это своеобразный комментарий к эпосу о Дигенисе Акрите. Единство живописного и рас-


36 Грабар А. Н. Светское изобразительное искусство домонгольской Руси и "Слово о полку Игореве". - ТОДРЛ. Т. XVIII. 1962.

37 Вагнер Г. К. Ук. соч., с. 127; Лихачева В. Д. Ук. соч., с. 173; Лазарев В. Н. История византийской живописи, с. 94.

38 Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М.. 1965; О византийских миниатюрах см.: Лихачева В. Д. Искусство книги. Константинополь XI век. М. 1976; ее же. Византийская миниатюра. Памятники; византийской миниатюры X - XV веков в собраниях Советского Союза. М. 1977; Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси, с. 188 - 239.

стр. 68


тительного царства с человеком-героем в декоре сосудов характерно для жанра лирико- героической поэмы39 .

В памятниках светского искусства, менее зависимого от канонов официальной религии, явственно выступают самобытные течения народной культуры. В народную среду стран, находившихся под влиянием Византии, чаще всего проникали элементы искусства местных школ империи,, которые сохраняли более демократические земные черты. Древнерусских мастеров справедливо считают мудрыми и бережливыми наследниками лучших традиций византийского искусства. Они не только сохранили высочайшие для своего времени духовные ценности, созданные Византией, но и приумножили эти богатства, внеся в художественное творчество оптимизм, проникновенную мягкость, жизнеутверждающее видение мира.

Длительное время культура Древней Руси развивалась в постоянном) общении с крупнейшими центрами древних цивилизаций как Запада, так и Востока. Она обогащалась знакомством с лучшими достижениями; Византии, Западной Европы40 и мусульманского мира41 . Но на этой сложной и многообразной основе создавалась и крепла самобытная русская культурам. Уже к концу XI в. культура Древней Руси достигла уровня передовых стран средневековой Европы, а в XII в. продолжалось ее поступательное развитие, временно прерванное нашествием монголо- татар. Русская культура домонгольского времени отличалась глубоким гуманизмом, терпимостью ко всем иноязычным и иноверным народам, была проникнута глубоким патриотизмом, верой в красоту своей земли и силу духа ее народа.


39 Банк А. В. Прикладное искусство Византии IX - XII вв. М. 1978; Даркевич В. П. Светское искусство Византии. М. 1975; его же. Аргонавты средневековья. М. 1976, с. 136 - 138; Рыбаков Б. А. Русское прикладное искусство. Л.. 1971.

40 Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство, с. 230 - 231; Даркевич В. П. Произведения западного художественного ремесла в Восточной Европе X - XIV вв. М. 1966; с. 52 - 61; его же. Аргонавты средневековья, с. 136 - 138.

41 Удальцова З. В., Щапов Я. Н., Гутнова Е. В., Новосельцев А. П. Древняя Русь - зона встречи цивилизаций. - Вопросы истории, 1980, N 7; Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI - IX вв. В кн.: Древнерусское государство и его международное значение. М. 1965, с. 384 - 386; Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство, с. 231 - 266; Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII - XIII вв. М. 1976; с. 152; Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М. 1985.

Член-корреспондент АН СССР З. В. Удальцова


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КИЕВ-И-КОНСТАНТИНОПОЛЬ-КУЛЬТУРНЫЕ-СВЯЗИ-ДО-XIII-ВЕКА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

З. В. УДАЛЬЦОВА, КИЕВ И КОНСТАНТИНОПОЛЬ - КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ ДО XIII ВЕКА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 09.01.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КИЕВ-И-КОНСТАНТИНОПОЛЬ-КУЛЬТУРНЫЕ-СВЯЗИ-ДО-XIII-ВЕКА (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - З. В. УДАЛЬЦОВА:

З. В. УДАЛЬЦОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
552 просмотров рейтинг
09.01.2019 (1906 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
21 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
КИЕВ И КОНСТАНТИНОПОЛЬ - КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ ДО XIII ВЕКА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android