Libmonster ID: RU-14612
Автор(ы) публикации: И. П. ДЕМЕНТЬЕВ

L. F. LITWACK. Been in the Storm So Long. The Aftermath of Slavery. New York. Alfred A. Knopf. 1979. 651 p.

Л. Ф. ЛИТВАК. Пребывавшие в буре так долго. Последствия рабства.

Более 100 лет прошло со времени Гражданской войны 1861 -1865 гг. в США, но интерес к ней не ослабевает, она была и остается одной из магистральных тем американской историографии. Освещение и понимание этой эпохи переплетается не только с решением теоретических вопросов исторического знания, но прежде всего с актуальными социальными проблемами наших дней - отношением к революционным традициям, борьбой негритянского народа против расовой дискриминации. Крупнейшие историки различных направлений обращались к исследованию проблем Гражданской войны. Глава прогрессистского направления Ч. Бирд приблизился к ее пониманию как социальной революции. Современная консенсусная историография, привлекая методы количественного анализа, пытается обосновать тезис о тормозящем влиянии войны на индустриальное развитие США. Значительно расширили ныне свою деятельность историки, группирующиеся вокруг Ассоциации по изучению истории и жизни негров (Дж. Франклин, Ч. Уэсли, Б. Куорлз). В ряде университетов проводятся "черные исследования". Большой вклад в изучение второй американской революции внесли труды американских марксистов Дж. Аллена, Г. Аптекера, Ф. Фонера. К началу 1970-х годов число книг, посвященных Гражданской войне, превысило 100 тыс.1 и продолжает расти. В этих условиях исследователю данного периода нелегко сказать новое слово.

Тем не мение получившая в 1980 г. Пулитцеровскую премию работа профессора Калифорнийского университета Л. Ф. Литвака дает оригинальный ракурс исследования, основанный на привлечении новых материалов, способствующих углублению понимания Гражданской войны. Литвак - опытный автор. Его книга "Рабство на севере: негры в свободных штатах, 1790- 1860". вышедшая еще в 1961 г., была оценена советскими исследователями как серьезный труд по истории негритянского народа2 . Во втором семестре 1979/80 учебного года Литвак прочел на Историческом факультете МГУ курс лекций по истории политических партий в США (практика подобных лекций осуществляется здесь с 1974 г.). В интервью корреспонденту "Комсомольской правды" он подчеркнул, что является сторонником сотрудничества между учеными США и СССР и решительно выступает против попыток его свертывания3 .

Название монографии "Пребывавшие в буре так долго" взято из негритянского духовного гимна. Литвак видит задачу своего исследования в описании взаимоотношений вчерашних черных рабов и белых южан как различных социальных и расовых групп в 1861 - 1866 гг., т. е. от начала фактического освобождения рабов армией северян в дни войны до радикальной "реконструкции" Юга. На методологию исследования несомненное влияние оказала "новая социальная история" с ее стремлением отойти от традиционной элитистской историографии и показать роль низов, углубиться в психологические и этнокультурные аспекты (нравы, обычаи, фольклор, религиоз-


1 БолховитиновН. Н. США: проблемы истории и современная историография. М. 1980, с. 282.

2 Основные проблемы истории США в американской историографии. М. 1971, с. 294.

3 Комсомольская правда, 20.VI. 1980.

стр. 156


ные верования и т. д.)4 . В попытке воскресить голоса "молчаливой толпы" Литвак обращается к новым или ранее недостаточно использованным источникам: дневникам, письмам, многочисленным негритянским газетам Севера и Юга, записанным свидетельствам негров (среди них интервью, взятые в 1930-х годах у более чем 2 тыс. бывших негров-рабов, находившихся к тому времени уже в очень преклонном возрасте).

Крупнейшая проблема, анализируемая в первой части работы, - отношение негров-рабов к войне. Автор далек от трактовки Гражданской войны как буржуазной революции, он уходит от рассмотрения многих социальных проблем того времени, к тому же психологизм ведет к определенной фрагментарности описаний, но тем не менее признание "четырех миллионов черных мужчин и женщин главными героями этой драмы" (с. XI), безусловно, сочувственное отношение к их страданиям и чаяниям сообщают изложению реалистическую направленность. Он показывает, как рвались не только физические, но и духовные цепи порабощения и вчерашний раб обретал в борьбе самосознание свободного человека.

Что рабы - темные и забитые - знали о войне, о ее причинах и целях? По крохам собирая ценнейшие свидетельства, Литвак приходит к выводу, что многие из них довольно верно представляли ход событий. "Господин, мы не умеем читать, но мы слышим", - гоэорил северянам один беглый раб (с. 21). Автор приводит факты, показывающие, что негры-рабы не скрывали своей радости при приближении войск северян. Свидетельства современников говорят о том, что многие рабы саботировали работу на плантациях. В Джорджии, Арканзасе, Луизиане, Южной Каролине и других рабовладельческих штатах уже в первые месяцы войны происходили волнения. Негры-рабы бежали на Север (с. 47 - 48). Рабовладельческий Юг был объят страхом, который особенно усилился после издания А. Линкольном Прокламации об освобождении 22 сентября 1862 г. И все же всеобщего восстания негров-рабов не произошло. Автор отвергает мнение, будто дело только в том, что сработала "привычка (негров. - Д.) терпеть". С большой долей справедливости он считает, что главными причинами были военная сила рабовладельческой Конфедерации, установившей беспощадный террор на Юге, и "неясная и непоследовательная" до середины войны политика правительства Линкольна, отражавшая широко бытовавшее мнение, что это "война белого человека" (с. 52). Были, конечно, и "спокойные негры". Еще А. Токвиль в 1840г. обратил внимание на такие особенности поддержания системы плантационного рабства, как психологический и духовный гнет. "Древние для поддержания рабства знали только оковы или смерть. Южные американцы нашли более духовные гарантии для прочности своей власти. Они, если можно так выразиться, старались не допустить раба разбить свои оковы, - в наше время задались целью отнять у него и желание этого"5 . В книге содержится материал об участии негров в армии Севера, что имело не только военный, но громадный политический эффект, оказывая воздействие на миллионы негров- рабов, все еще работавших на плантациях. Автор приводит также многие факты дискриминации негров на Севере и даже в действующей армии северян.

Во второй части работы освещаются сложные социальные, моральные и психологические проблемы, возникшие после отмены рабства. Жизнь Юга еще была пропитана его традициями, нравами, привычками. Освобожденные негры были заняты воссоединением развеянных войной семей, многие спешили уйти с прежних плантаций, своеобразным феноменом стала миграция в города, где образовались устойчивые негритянские общины, медленно, но верно таял миф о "всесилии белого человека". Со своей стороны, многие белые южане не могли примириться с мыслью о решимости бывших рабов жить и трудиться в обществе, свободном от рабства.

При всем внимании к морально-психологическим аспектам автор четко осознает, что главными проблемами послевоенного Юга были экономические (прежде всего вопрос о земле), именно они стали центром расового и классового антагонизма (с. 425). Литвак резко критически отзывается о Черных кодексах, закреплявших негров за прежними плантаторами- рабовладельцами и означавших на деле возвращение к несколько замаскированному рабству (с. 366- 368). Со своей стороны, негры боролись под


4 Примером применения подобной методологии к изучению истории негритянского народа является работа Gutman H. The Black Family in Slavery and Freedom, 1750- 1925. N. Y. 1976.

5 Токвиль А. О демократии в Америке. M. 1897, с. 297.

стр. 157


лозунгом "40 акров и мул"; приобретение земли позволило бы им получить экономическую самостоятельность (с. 398 - 400). Автор также показывает, что трудовые конфликты решались правительственной организацией Бюро освобожденных в большинстве случаев в пользу плантаторов. Об атмосфере, царившей на Юге, автор замечает: "Никогда не станет известно, как много черных мужчин и женщин было избито, искалечено и убито в первые годы после освобождения" (с. 32).

Интересный, свежий материал приведен в работе о создании на Юге самостоятельной негритянской церкви со своим обрядом богослужения. По мнению автора, церковь в тот период стала центром общественной жизни негритянской общины на Юге. Однако деятельность епископальной негритянской церкви в изображении автора приобретает подчас самодовлеющее значение и служит едва ли не главным побудительным мотивом к борьбе негритянского народа за политическое равенство.

Страницы, посвященные жизни и борьбе негров в период после Гражданской войны, - одни из лучших в монографии. Описания основаны на собственных исследованиях автора и перекликаются со знаменитой книгой У. Дюбуа6 . Однако сам Литвак ратует за расовое примирение. Характерная черта исследования - объективизм, стремление избегать собственных выводов, автор предпочитает приводить свидетельства современников, которые, естественно, часто противоречивы, а то и противоположны. К сожалению, исследование завершается на пороге 1867 г., т. е. времени, когда началась радикальная реконструкция и в полной мере развернулась борьба негров за землю и демократические права на Юге, т.е. того периода, который получил в марксистской историографии (прежде всего благодаря исследованиям Дж. Аллена) название второго этапа буржуазно- демократической революции в США. Наконец, можно пожалеть, что автор не сформулировал свое отношение к полемике, которая ведется в современной исторической литературе по рассматриваемым им проблемам.


6 Du Bois W. E. B. Black Reconstruction. N, Y. 1935.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Л-Ф-ЛИТВАК-ПРЕБЫВАВШИЕ-В-БУРЕ-ТАК-ДОЛГО-ПОСЛЕДСТВИЯ-РАБСТВА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

И. П. ДЕМЕНТЬЕВ, Л. Ф. ЛИТВАК. ПРЕБЫВАВШИЕ В БУРЕ ТАК ДОЛГО. ПОСЛЕДСТВИЯ РАБСТВА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.02.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Л-Ф-ЛИТВАК-ПРЕБЫВАВШИЕ-В-БУРЕ-ТАК-ДОЛГО-ПОСЛЕДСТВИЯ-РАБСТВА (дата обращения: 20.04.2024).

Автор(ы) публикации - И. П. ДЕМЕНТЬЕВ:

И. П. ДЕМЕНТЬЕВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
635 просмотров рейтинг
18.02.2018 (2253 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
Вчера · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
6 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
8 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Л. Ф. ЛИТВАК. ПРЕБЫВАВШИЕ В БУРЕ ТАК ДОЛГО. ПОСЛЕДСТВИЯ РАБСТВА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android