Libmonster ID: RU-9398
Автор(ы) публикации: Г. Клейнер

М.: Маркет ДС, 2006. - 458 с.

Тема конкуренции - одна из основных в экономической теории и практике. При этом местоположение понятия конкуренции на оси "теория - практика" непостоянно. Приводимые в книге Ю. Рубина слова Дж. О'Дрисколла о том, что "конкуренция в экономической области ближе к конкурентным явлениям, наблюдаемым в повседневной жизни, чем к концепциям экономистов", в целом справедливы, хотя и в различной степени по отношению к разным экономикам. Например, в гиперинституционализированной, централизованно управляемой экономике Советского Союза конкуренция на товарных рынках не играла заметной роли, уступая место административному влиянию и личным отношениям. В области соответствующей экономической теории она также не занимала существенного места. В слабоинституционализированной и децентрализованной экономике России 1990-х годов рыночная конкуренция тоже не получила широкого распространения из-за экономического спада, хотя в теории ей уделялось значительное внимание. В экономиках высокоразвитых стран Запада конкуренция - неотъемлемая часть экономической практики и важный раздел экономической теории.

Сейчас в России наиболее распространена точка зрения, согласно которой именно конкуренция является доминирующим фактором и движущей силой экономического развития: какие бы недостатки в экономике ни отмечались (например, слабая восприимчивость к инновациям, невысокое качество продукции, низкий средний уровень жизни граждан и т. п.), они могут быть устранены или смягчены путем развития конкуренции в тех или иных сферах. Соответственно развитие конкуренции рассматривается едва ли не как панацея от всех экономических болезней, а конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, территорий, стран предстает главной характеристикой их жизнеспособности и эффективности в целом.

По нашему мнению, конкуренция действительно является одним из немногих фундаментальных факторов экономического развития, но лишь "одним из...". Наряду с ней в экономическом пространстве действуют такие не менее мощные силы, как кооперация, интеграция, коэволюция (предопределенное или выстроенное согласованное развитие). При этом ни одна из этих форм взаимоотношений субъектов не должна доминировать в масштабах всей экономики. Определить оптимальные для данной экономики пропорции и формы взаимодействия этих сил - основная, на наш взгляд, задача поиска модели хозяйственного развития страны.

В последнее время и фокус внимания экономической теории стал смещаться с конкурентных "сил отталкивания" на кооперационные "силы притяжения" и эволюционно-коэволюционные "силы инерции". Даже современные маркетинговые концепции основываются на понимании отношений между поставщиком и потребителем не как желания реализовать (казалось бы, противоположные) собственные интересы, а как стремления к "совместному созданию стоимости".

Означает ли сказанное, что тема собственно конкуренции становится менее актуальной? Ни в коем случае. Наоборот, появление серьезных монографических работ, четко очерчивающих сферу конкуренции, объединяющих фундаментальную теорию с обобщением практики, сейчас, как никогда, востребовано. Отметим, что в данной области таких синтетических работ крайне мало, а книга доктора экономических наук, профессора Ю. Рубина восполняет весьма существенный пробел и в нашей, и в мировой литературе.

стр. 152


Неоспоримое достоинство рецензируемой книги заключается в том, что она содержит и глубокий теоретический анализ конкуренции как явления, и соответствующий исторический экскурс, охватывающий несколько веков развития экономической теории, и обобщение и структуризацию практического опыта и рекомендаций в области конкурентной политики предприятий (фирм, компаний, корпораций). В книге на серьезной научной основе проанализированы особенности и последствия практически всех значимых вариантов действий предприятий в сфере конкурентных взаимоотношений на современном рынке. Пожалуй, впервые в монографической литературе приводится целостное описание конкурентных позиций, сил, стратегий и тактик. Все эти качества позволяют охарактеризовать книгу как своеобразную "энциклопедию конкуренции", необходимую и ученым, и аналитикам, и руководителям производственных предприятий, и работникам консалтинговых компаний.

Конкуренция в работе рассматривается не как проявление хаотических сил в бизнесе, но как упорядоченное взаимодействие рыночных агентов. Автор исходит из представления об обязательности сочетания соперничества и сотрудничества в профессиональном бизнесе, обнаруживая во многих элементах конкуренции резервы сотрудничества, а в каждом элементе сотрудничества - проявление конкуренции. По его мнению, варианты стратегий конкурентного поведения в профессиональном бизнесе включают действия, направленные не только на устранение соперников, на обособление от них, но и на сближение с ними и даже на выгодную уступку позиций и продажу бизнеса. Все подобные действия связаны с конкуренцией в ее прямом смысле. Так, стратегический альянс - не просто способ сотрудничества, но и стратегия конкуренции, в соответствии с которой стороны объединяют ресурсы в борьбе с общими соперниками, при этом отчасти нейтрализуя друг друга. Для достижения успехов в применении различных стратегий необходимы и различные, порой весьма изощренные профессиональные компетенции.

Традиционные представления о пользе конкуренции акцентируют внимание на выгоде, получаемой потребителями. Такая выгода возникает независимо от неудач одних соперников в противостоянии с другими. Автор обоснованно дополняет указанный подход, отмечая выгоду конкуренции и для производителей. Это обусловлено в том числе и тем, что она формирует и поддерживает доверие в бизнесе. Завоевание доверия ведет к укреплению потенциала конкурентоспособности, а его утрата - к ее снижению и, как следствие, уменьшению выгоды.

Перечень наименований глав книги отражает едва ли не все разделы изучаемой области. И надо сказать, что путешествие читателя от главы 1 - "Конкуренция как поведенческий феномен и как предмет исследования", содержащей описания теоретических подходов к конкуренции, до главы 15 - "Целостная конкуренция", представляющей системную интеграцию как магистральную цель развития конкурентных стратегий отдельных фирм, их групп и рынка в целом, является весьма увлекательным.

Книга написана профессиональным и ясным языком и безусловно сыграет важную роль не только как научно-практическое издание, но и как учебное пособие. Немалый интерес представляют и предваряющие каждую главу весьма поучительные эпиграфы, как правило удачно отражающие их общую направленность.

Рассматриваемое издание отличают несколько важных особенностей. Во-первых, автор стремится дать определения всех существенных понятий в данной области (приведенный в книге предметный указатель полезен для усвоения сложного материала).

Во-вторых, за некоторыми исключениями, о чем ниже, книга написана в высшей степени последовательно, так что определения, приводимые в одном месте, можно использовать в дальнейшем без опасения, что в практической сфере теоретические конструкции окажутся неприменимыми.

В-третьих, книгу отличает полнота изложения. Все классификационные группировки и разделения выполнены корректно и не вызывают сомнений в их непротиворечивости и полноте. Так, большой интерес представляет подробная структуризация вариантов действий в области конкурентной стратегии и тактики.

В-четвертых, в отличие от большинства изданий, посвященных деятельности

стр. 153


предприятий, книга не перегружена примерами из практики компаний. Детальный анализ подобных "кейсов" показывает, что обычно в рамках ограниченного пространства для изложения не удается дать достаточно полное описание конкурентной ситуации и принимаемых решений, чтобы выводы из исследования данного кейса стали пригодными для переноса в другую среду, другую компанию, другую ситуацию. Ю. Рубин очень избирательно и осторожно относится к включению в книгу конкретных примеров, что, по нашему мнению, не только не ослабляет, а, наоборот, усиливает ее практическую ценность.

Вместе с тем в книге есть несколько принципиальных моментов, требующих более подробного комментария.

1. На с. 13 основное понятие книги - конкуренция - определяется как "применение обладающими деловым суверенитетом экономическими агентами потенциала своей реальной конкурентоспособности в процессе практической деятельности по реализации права на достижение относительного успеха и ограничению возможности достижения успеха другими экономическими агентами".

Оставляя в стороне некоторую неуклюжесть формулировки, попытаемся на ее основе точно выяснить, что же такое конкуренция. Во-первых, это - "применение", то есть действия агентов. Но какие и на что нацеленные? Ответить на первый вопрос, пользуясь определением, невозможно: в нем говорится о "применении потенциала конкурентоспособности", но поскольку данное понятие в определении (как и ранее в тексте) не раскрывается, то здесь могут рассматриваться практически любые действия. В качестве целей указываются: а) достижение собственного успеха; б) ограничение возможностей достижения успеха другими. Однако остается неясным, требуется ли достижение обеих целей или достаточно достигнуть хотя бы одной; иными словами, является ли задача конкуренции одно- или многокритериальной. Судя по союзу "и" в определении, необходимы обе цели. Но если "успех" агента, в чем бы он ни выражался, достигнут, то вопрос об успехе конкурента отходит на второй план, и его решение уже не выглядит равнозначной целью. В противном случае речь должна была бы идти не о конкуренции как об экономическом явлении, а о зависти как явлении социальном. Очевидно, в определении конкуренции понятие "успех" следует уточнить, а связи между интересами агентов в конкурентной ситуации надо специфицировать так, чтобы было ясно, что агенты претендуют на одно и то же исключительное благо.

Сравним это определение с определением, зафиксированным в тексте принятого в июле 2006 г. Федерального закона "О защите конкуренции": "конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельными действиями исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке". В этом определении, кроме состязательности субъектов (о чем говорится и в определении Ю. Рубина), присутствует еще одно требование. Оно состоит в отсутствии (ограничении) у субъектов возможности в одностороннем порядке изменять условия обращения товаров на данном рынке, то есть вести себя как монополист. Представляется, что такого рода дополнение к определению, приведенному в рецензируемой книге, было бы желательным.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на особенности реального словоупотребления понятия "конкуренция". В русском языке оно используется в двух смыслах. Первый указывает на наличие притязаний двух или более агентов на одно и то же исключительное благо (то, что в определении вышеупомянутого закона именуется состязательностью); второй дополнительно фиксирует сопоставимость их относительной "силы". Это отражается и в определенной асимметрии рассматриваемого понятия по отношению к двум агентам. В то время как один из них может обоснованно характеризоваться как конкурент другого, последний для первого может конкурентом и не быть (например, в ситуации, когда первый является монополистом).

По нашему мнению, подробнее следовало бы рассмотреть и вопрос о созидательной и/или разрушительной силе конкуренции. Особое значение в условиях России имеет проблема взаимозаменяемости (в том числе подмены) различных типов конкуренции. Если конкуренция за внимание потребителя подменяется конкуренцией за административные

стр. 154


преференции, то она не идет на пользу экономике. По сути, здесь созидательная конкуренция подменяется разрушительной коррупцией.

2. Необходим, по нашему мнению, более глубокий анализ взаимосвязи конкуренции и конфликта рыночных агентов. "Конфликт интересов, определяя замысел конкуренции, порождает конфликтный характер конкурентных действий, конкурентного соперничества", - утверждает автор (с. 13). На самом деле взаимодействие понятий конкуренции и конфликта носит более сложный характер. Конкуренция (например, на отраслевом рынке) определяет аспект функционирования предприятия, в рамках которого интересы конкурирующих субъектов противоположны. Это, однако, вовсе не означает наличия конфликта между ними. Межсубъектный конфликт возникает тогда, когда: 1) от аспектного противодействия субъектов происходит переход к тотальному (мультиаспектному) противодействию, то есть противоборству субъектов; 2) каждый из субъектов информирован об этом противоборстве.

Частое превращение конкуренции в конфликт - особенность отечественной экономики, ограничивающая возможности эффективной организации бизнеса, развития комплексных, отвечающих сложности современного рынка отношений, таких как коокуренция и конкоперация. Состязательность в рамках одного аспекта вполне может сочетаться с кооперацией в других, перетекать из одной сферы в другие в соответствии с быстро меняющейся ситуацией на рынках. В этом контексте уместно было бы говорить о целесообразности управления конкуренцией, в том числе - ее ограничения, то есть нераспространения на те сферы деятельности конкурирующих субъектов, в которых более эффективным и желательным для общества является сотрудничество. Подобную ситуацию можно охарактеризовать как "управляемую конкуренцию", по аналогии с выражением "управляемая демократия".

3. Особое внимание в книге уделяется рациональности конкурентных действий. Автор даже вводит понятие рациональной конкуренции как желательного состояния рынка. Под рациональностью в бизнесе он понимает подчинение конкурентного поведения и деловых отношений "целям, которые стоят перед ними в силу объективной необходимости и/или в силу субъективной интерпретации данных целей" (с. 46). Думается, что такая трактовка слишком широка. Под рациональными обычно понимаются действия, направленные на достижение осознаваемых целей и (!) удовлетворяющие осознаваемым ограничениям. Если последнее условие отбросить, то придется признать рациональной, например, как в старом анекдоте, "борьбу за мир, после которой не останется камня на камне". Неудивительно, что далее автор утверждает: "рациональным является конкурентное поведение любых субъектов жизни на Земле" (с. 49).

Такой "панрационализм" в экономических исследованиях представляется не вполне обоснованным, ведущим к принятию излишне упрощенных посылок и соответственно к недостаточно адекватным выводам. По нашему мнению, смитовская "невидимая рука рынка", направляющая действия предпринимателя к общественному благу, действует не только на рационального или хотя бы ограниченно рационального предпринимателя. "Органический" иррационализм плюс различного рода аберрации в отношении восприятия целей и ограничений деятельности также подвластны действию "невидимой руки", гармонизирующей эти особенности субъектов с соответствующими качествами человеческого общества и его экономики. И спонтанные, и эмоциональные, и аффективные решения во всех областях бизнеса, в том числе и в сфере конкуренции, не могут быть исключены ни из общественной практики, ни из экономической теории.

Не следует, по нашему мнению, связывать элементы иррациональности в конкурентной мотивации только с завышением или занижением самооценок или оценок представителей своего окружения либо с чрезмерным воздействием эмоций, как это делает автор (с. 72). Иррациональное поведение в такой степени имманентно отечественному бизнесу, что следует говорить в большей степени о факторах и условиях рационального поведения, а не иррационального. Конечно, рациональность поведения вместе с наличием информации о целях и ограничениях выбора - традиционная для экономической теории предпосылка, но если мы имеем в виду практику, то ее нарушение есть скорее правило, чем исключение.

стр. 155


4. В книге такого масштаба и глубины мы вправе ожидать рассмотрения важнейшего вопроса о стыковке конкурентной стратегии с другими видами стратегий и с комплексной многоаспектной стратегией предприятия в целом. Какое влияние оказывают смежные виды стратегий на выбор направлений, методов и форм конкурентных действий? Какие требования последние, в свою очередь, накладывают на стратегические решения в области поведения предприятия на рынке труда, других ресурсов и факторов производства, выборе организационной и управленческой структур, методов управления предприятием и т. п.? Надеемся увидеть ответы на эти вопросы в дальнейших публикациях автора.

В столь объемных изданиях неизбежны и некоторые неточности формулировок. Например, вводимое на с. 155 понятие конкурентных сил субъектов предпринимательства как "степени эффективности воздействия данных субъектов бизнеса на противостоящее им окружение, на свою конкурентную среду" не стыкуется с примером оценки конкурентной силы, приведенным в таблице 5.1 на с. 158. В ней в составе конкурентной силы фигурируют такие характеристики, как качество проводимых научных исследований, выгодное местоположение и т. п. Сами по себе они не находят выражения в "степени эффективности воздействия данных субъектов бизнеса на противостоящее им окружение", хотя и определяют потенциал такого влияния. Здесь автор оказался в известной "ловушке потенциала", состоящей в том, что он измеряется с помощью одних показателей, а его реализация - с помощью других. Так, производственная мощность предприятия измеряется в тех же единицах, что и продукция, а определяется качеством, структурой и объемами ресурсов, измеряемыми абсолютно иными показателями.

И последнее замечание, относящееся тем не менее к первым страницам книги. Несколько странно выглядит заголовок - "Предисловие к русскому изданию". Книга, безусловно, заслуживает издания на разных языках, но читателю об этом ничего не известно ни из аннотации, ни из выходных данных, ни из приведенного в конце книги списка основных публикаций автора по теме исследования. И тем более странно, что в первом же абзаце предисловия (с. 7) встречается обращение к "англоязычному читателю", которому, по мнению автора, "небезынтересно было бы узнать о том, что позитивное рассмотрение данных вопросов (конкурентного поведения, стратегии и тактики. - Г. К.) в течение всего так называемого советского периода ...находилось, по сути, под запретом".

Недостатки неизбежны в любой работе. Однако даже суммированные, они не отменяют общей высокой оценки этой полезной и содержательной книги. Она энциклопедична по наполнению и целостна с точки зрения последовательности изложения материала. Ее можно уподобить продвинутому учебнику шахматной игры, на страницах которого найдутся и шахматная теория, и игровые ситуации, и конкретные рекомендации. Думается, что каждый ее читатель существенно повысит свою квалификацию игрока в одну из самых занимательных игр на свете - занятие бизнесом.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/РУБИН-Ю-Б-КОНКУРЕНЦИЯ-УПОРЯДОЧЕННОЕ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ-В-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ-БИЗНЕСЕ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Marta KazakovaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kazakova

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Г. Клейнер, РУБИН Ю. Б. КОНКУРЕНЦИЯ: УПОРЯДОЧЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 17.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/РУБИН-Ю-Б-КОНКУРЕНЦИЯ-УПОРЯДОЧЕННОЕ-ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ-В-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ-БИЗНЕСЕ (дата обращения: 25.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Г. Клейнер:

Г. Клейнер → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Marta Kazakova
Улан-Удэ, Россия
1626 просмотров рейтинг
17.09.2015 (3142 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
23 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
РУБИН Ю. Б. КОНКУРЕНЦИЯ: УПОРЯДОЧЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android