Joseph A. CALIFANO. Governing America. An Insider's Report from White House and the Cabinet. New York. Simon and Schuster. 1981. 454 p.
ДЖОЗЕФ А. КАЛИФАНО. Управляя Америкой. Репортаж очевидца и участника событий из Белого дома и правительства.
Автор книги - министр здравоохранения, образования и социального обеспечения в правительстве Дж. Картера. С 1965 до 1969 г. он был специальным помощником президента Л. Джонсона по внутренним делам. Книга посвящена социальной политике правительства демократов во второй половине 70-х годов и действиям самого Калифано до его отставки в августе 1979 года. Помимо мемуаров, в ней наличествуют элементы исторического исследования, анализ законодательства, оценки политической борьбы в стране, примеры функционирования американского политического механизма.
Автор стремится оправдать свою деятельность на посту министра. Книга адресована широкому читателю, а значит, и потенциальному избирателю. Дж. Калифано старается избегать идеологических ярлыков, считая важнейшими качествами государственного деятеля прагматизм, твердость и настойчивость в достижении поставленных целей (с. 449). Тем не менее, оценивая позицию автора по важнейшим проблемам социальной политики, отношению к назревшим реформам, его можно считать деятелем, стоящим правее политического центра, тяготеющим к консерватизму. Одной из характерных черт идеологии "новых консерваторов", влияние которой усилилось во второй половине 70-х годов, является критическое отношение к социальным программам. Это сказалось и на отношении к ним администрации.
Из восьми глав, посвященных отдельным направлениям социальной политики, в четырех рассматриваются проблемы государственного здравоохранения. Автор скептически относится к выдвинутому сенатором-либералом Э. Кеннеди предложению о создании национальной системы медицинского страхования, которая предполагала отказ от использования частных страховых компаний при возмещении государством части расходов американцев на медицинское обслуживание и полный контроль над ним со стороны федерального правительства1 . Дж. Калифано утверждает, что решающую роль в отклонении этого предложения сыграл Картер. Вместе с тем из книги видно, что авторство так называемого "плана Картера", сохранявшего позиции частных страховых компаний, принадлежит Калифано и ведущим его сотрудникам. Автор всячески оправдывает сложившуюся в США систему медицинского страхования (с. 95, 96, 99).
Отчетливо проявляется позиция автора и тогда, когда он говорит о политике администрации в области образования. Американские общественные школы финансируются путем сбора специального местного школьного налога. Этих средств постоянно не хватает. Общественность неоднократно указывала на низкое качество образования. Выносились различные предложения по реорганизации сложившейся системы образования, в частности путем федерального финансирования школ. Однако школьные власти, наиболее влиятельные организации работников образования, самым непосредственным образом зависящие от крупного капитала, возражают против этих проектов, ссылаясь на то, что при этом-де будет утрачена школьная автономия и будет установлен правительственный контроль над содержанием учебных программ. Их поддерживают расистски настроенные деятели. Дж. Калифано занимал по этим проблемам явно консервативную позицию (с. 229). Его демонстративная пассивность маскировала решительный отказ от активных социальных реформ.
Одна из глав посвящена курсу администрации в сфере социального обеспечения. Известно, что кризис социальной политики в 70-х годах особенно сильно коснулся системы государственного вспомоществования. Общественность подвергала ее критике: за отсутствие единых (в масштабе всей страны)
1 США - единственная крупная капиталистическая страна, где отсутствует государственная система страхования расходов граждан на медицинское обслуживание. Американцы, как правило, используют услуги частных страховых компаний, однако далеко не все могут позволить себе это Робкой попыткой государственного медицинского страхования были, программы "Медикейр" и "Медикейд", утвержденные в 1965 г., но они предназначались в основном для престарелых и инвалидов и не облегчили положения широких слоев, страдающих от постоянного роста цен на медицинское обслуживание.
стр. 161
принципов и критериев, невероятно разросшийся бюрократический аппарат, неэффективность расходов, идущих в значительной мере на содержание административного аппарата, коррупцию и хищения. Эта критика особенно обострилась к середине 70-х годов. Картер в ходе предвыборной кампании 1976 г. обещал провести реформу этой части социального обеспечения. Но когда Калифано - по поручению президента - занялся разработкой реформы, то столкнулся, как он отмечает, с неразрешимыми проблемами: намерения Картера - унификация программ, сокращение управленческого аппарата, предоставление работы беднякам - требовали дополнительных средств из государственного бюджета, а президент в директивной форме требовал, чтобы реформа была проведена без новых ассигнований. В конечном счете, Картер согласился с аргументами Калифано, и конгрессу была представлена реформа, предполагавшая лишь весьма незначительное увеличение средств и потому неспособная удовлетворить ни либералов, ни консерваторов. Здесь же автор обращает внимание и на такую особенность функционирования политического механизма США, как давление, оказываемое на членов конгресса "заинтересованными группами" (фактически речь идет о влиянии организаций крупного капитала, хотя сам автор, разумеется, не вскрывает классовой природы этих групп). Программы социального обеспечения контролируют 119 из 300 комитетов и подкомитетов конгресса (с. 365), которые, как подчеркивает экс-министр, превратились в бюрократические органы.
Автор избегает говорить о главном: о своей собственной позиции, как и вообще - администрации Картера. Неоднократно касаясь вопроса о сохранении прав штатов в сфере социальной политики, об "угрозе федерального вмешательства" и т. д., он предпочитает не затрагивать такого острого вопроса, как противоречие между этими заявлениями и призывами к усилению федерального контроля над функционированием социальных программ. А ведь фактически речь шла о наступлении консерваторов по всему фронту внутренней политики, в том числе и против самой идеи социального маневрирования. Калифано, чрезвычайно восприимчивый к воззрениям и лозунгам консерваторов, пытается доказывать, будто проблемы социальной политики это не политический вопрос, а всего лишь управленческо-техническая проблема (с. 315). О консервативных воззрениях Калифано свидетельствует не только нежелание проводить новые социальные мероприятия, но и его подход к оценке уже существующих программ. Так, рост бюрократизма и коррупцию он пытается объяснить "огромными масштабами социальных программ" (с. 418). В действительности же коренной причиной таких явлений была классовая ориентация социального законодательства, преследовавшего цель не только смягчить волну недовольства трудящихся масс, но и учесть интересы крупного капитала и выражающего его интересы буржуазного государства.
Книга Калифано представляет определенный интерес как одно из свидетельств происходящей со второй половины 70-х годов трансформации методов государственно-монополистического регулирования, в частности в сфере социальной политики. Она служит еще одним подтверждением тому, что социальная политика буржуазного государства направлена не на действительное удовлетворение нужд трудящихся, а на защиту привилегий и господства капитала.
Новые публикации: |
Популярные у читателей: |
Новинки из других стран: |
Контакты редакции | |
О проекте · Новости · Реклама |
Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту) Сохраняя наследие России |