Libmonster ID: RU-8707
Автор(ы) публикации: В. Ф. ГРИГОРЯН

Важнейшие события общественно-культурной жизни средневековой Армении нашли отражение в такой форме духовной культуры, как фольклор. Вершиной средневекового армянского устного народного творчества является героический эпос "Сасунци Давид" ("Давид Сасунский"), сложившийся в IX-X столетиях и отразивший в поэтической форме многие важные явления общественной и духовной жизни армянского народа, его борьбу за освобождение от ига Арабского халифата (VII-IX вв.).

Наряду с героическим эпосом складывались, утверждались и получали распространение и другие виды устного народного творчества: басни, притчи, сказки, песни. Произведения средневекового армянского фольклора отличает социальная заостренность содержания, глубокое проникновение в жизнь, тонкий психологизм, раскованность мысли, совершенство формы, изящество стиля, высокая художественность. Многие образы дошли до нас (либо в их первоначальном виде, либо в литературной обработке) благодаря, в частности, Мхитару Гошу и Вардану Айгекци, жившим и творившим на рубеже XII-XIII столетий. По мнению исследователей Гоша, в XII в. в армянскую письменную литературу проникает один из видов устного народного творчества - басня, которая принесла с собой народный дух, что ознаменовало новый важный этап в формировании светской литературы [1].

Богатым и разнообразным содержанием отличаются средневековые народные песни, поражающие своей поэтикой.

Из этой богатейшей народной сокровищницы черпала свои сюжеты, образы художественная литература, ими питалась сред-

стр. 5


невековая поэзия. Об этом свидетельствует поэтическое творчество Григора Нарекаци (951 - 1003). Нерсеса Шнорали (1102- 1172), Ованеса Ерзнкаци Плуза (1230 - 1293) и др.[2].

Знакомство с армянской средневековой поэзией убеждает в том, что, несмотря на несомненную религиозность ее творцов, в ней сильны социальная направленность, отражавшая реалии того времени, и светские мотивы.

Весьма значительными были достижения средневековой Армении в области просвещения. Наличие армянской письменности, которая сложилась еще в самом начале V в. (405 - 406 гг.), давало возможность вести обучение на родном языке. Школы, как начальные, таки высшие, создавались преимущественно при храмах и монастырях. Высшие школы, функционировавшие в Ани (XI-XIII вв.), Сисе (XII-XIII вв.), Гладзоре (XII-XIVBB.), Татеве (XIV-XV вв.) и ряде других городов и монастырей, были по сути средневековыми армянскими университетами. Здесь наряду с богословием преподавались и дисциплины светского содержания: философия, логика, риторика, история, языки, математика, геометрия, проводились спортивные игры. Изучение светских наук расширяло кругозор учащихся, делало их способными к общественно-политической, военно-гражданской, научной деятельности.

Научная жизнь средневековой Армении находилась на очень высоком для своего времени уровне. Объяснялось это, помимо всего прочего, тем, что опиралась она не только на собственные достижения в познании окружающей действительности, но и на богатейшее научное наследие античности.

На армянский язык были переведены не только Библия и сочинения отцов церкви, но и труды Аристотеля, Платона, Зенона, Филона Александрийского, Порфирия, Галена, Гиппократа, труды античных авторов по математике, геометрии, географии, истории, медицине, педагогике.

Научные трактаты многих армянских авторов - комментарии кпроизведениям античных авторов. Так, перу Ованеса Саркавага Имастесера (Мудреца) или Иоанна Софиста (1045 - 1129) принадлежит "Толкование семи книг Филона Александрийского". Ваграм Рабуни (XIII в.) составил несколько комментариев ктрудам Аристотеля "Категории" и "Об истолковании", ктруду Порфирия "Введение". Такую же работу проделал Ованес Воротнеци (1315 - 1386), проанализировавший упомянутые сочинения Аристотеля. Комментируя труды античных авторов, ар-

стр. 6


минские мыслители развивали, обогащали содержащиеся в них положения.

Как и в предшествовавшие столетия, в IX-XIV вв. армянская научная и педагогическая мысль развивалась в рамках богословия.

Включенность научной мысли в систему богословия выражалась прежде всего в том, что философские, естественнонаучные и общественно-политические идеи развивали преимущественно богословы и церковные деятели: монахи, епископы, преподаватели богословских учебных заведений. Сошлемся на наиболее видных представителей научной мысли средневековой Армении.

Григор Нарекаци - богослов - получил образование в высшей школе при Нарекском монастыре, там же и преподавал.

Ованес Саркаваг Имастасер - богослов, основатель и руководитель высших школ сначала в Ани, а затем в Ахпатском монастыре, где преподавал философию, математику, космографию, поэтику.

Нарсес Шнорали (Благодатный) - закончил школу при одном из киликийских монастырей, был сначала епископом, а затем католикосом.

Мхитар Гош (1140 - 1213) - монах, учившийся в нескольких высших школах и сам учивший других, духовник одного из крупных армянских сановников Грузинского царства.

Ованес Воротнеци - богослов, закончил высшую школу в Гладзорском монастыре, основатель высшей школы в Татеве, читал лекции по богословию и философии.

Гргор Татевапи (1346 - 1409) - закончил школу Татевского монастыря, где принял монашеский постриг, преемник Ованеса Воротнеци на посту руководителя высшей школы в Татеве.

Из лиц, занимавшихся чисто светской деятельностью, можно назвать немногих.

Григор Магистрос Пахлавуни (990 - 1058) - политический деятель Анийского царства Багратилов, а после его падения -сановник Византийской империи.

Мхитар Гераци (XIII в.) - врач, автор многих трудов по медицине и естествознанию.

Ваграм Рубани - государственный деятель и летописец Киликийского армянского государства, секретарь одного из царей Киликии.

стр. 7


Далее, зависимость философии от богословия проявилась в том, что объектом философского рассмотрения были главным образом те мировоззренческие вопросы, которые входили в круг проблем богословия как системы обоснования и защиты религиозного учения о сверхъестественном и его проявлениях в мире: сущность Бога, Бог и мир, Бог и человек, Священное писание и Священное предание, церковь и ее роль в мире и т.п.

Наука и педагогика оценивались преимущественно с утилитарных позиций - дать религиозному мировоззрению логическое обоснование. Последнее крайне затрудняло развитие Научной мысли. Но наука тем не менее продолжала развиваться даже в узких рамках средневековой схоластики, выделяясь в особую сферу культуры и духовной жизни наряду с богословием.

На постепенное развитие науки была направлена деятельность мыслителей средневековой Армении, в чем убеждает анализ их философско-педагогического наследия.

Ованес Воротнеци, как и его идейный предшественник Ваграм Рабуни и ученик Татеваци, принадлежал к числу тех средневековых мыслителей, в творчестве которых независимо от религиозных убеждении был заметен процесс отделения философии от богословия, и ее превращение в самостоятельную дисциплину. Несмотря на то, что Воротнеци как представитель духовенства стремился подчинить философию богословию, в его трудах, схоластических по своему характеру, пробивались ростки самостоятельного философского мышления [3]. Все сказанное здесь о Ованесе Воротнеци в той или иной степени относится и к другим армянским философам IX-XIV ВВ., чье творчество составляет значительный вклад в историю философской мысли средневековья.

Несомненны достижения армянской средневековой естественнонаучной мысли, развивавшей идеи как античных естествоиспытателей, так и собственно армянских исследователей более раннего периода.

Основоположником естественнонаучного направления в древнеармянской философии справедливо считают Анания Ширакаци (VII в.) [4]. Им были созданы выдающиеся труды по различным отраслям естествознания: "Космография", "Теория календаря", "О вращении небес", "Арифметика", в которых детально описаны не только сама Армения, но и соседние страны.

Большое научное наследие оставил Ованес Саркаваг Имастасер. Он реформировал армянский календарь, сделав его не-

стр. 8


подвижным и устранив погрешности существовавшей календарной системы ("Толкование 500-летнего календарного круга"), внес существенный вклад в развитие средневековой космографии ("О движении и трясении земли"). Значительны его труды по математике ("О полигональных числах"), проблемам воспитания ("О назидании детей").

Неоценим вклад в средневековую медицинскую науку и врачебную практику врача и естествоиспытателя Мхитара Гареци, которого заслуженно называют родоначальником средневековой армянской медицины, для которой он сделал то же, что и Гиппократ для греческой, Гален - для римской и Ибн Сина - для арабской медицины [5].

Изучив и обобщив врачебный опыт своих предшественников, он синтезировал его, обогатив собственными наблюдениями. Его труд "Утешение при лихорадке" был высоко оценен не только современниками, но и последующими поколениями врачей и естествоиспытателей.

Заметный след в средневековой армянской медицине оставил врач-исследователь Григорос, о котором известно лишь то, что он жил в XIII в. и разделял убеждения Мхитара Гераци. Им был создан трактат "Исследование о человеке., об испытываемых им воздействиях и о причинах его болезней", свидетельствующий о глубоких познаниях автора.

Наконец, нельзя не отметить те сдвиги, которые произошли в правосознании армянского общества IX-XIV вв.

Юриспруденция средневековой Армении сделала существенный шаг вперед - в 1184 г. появился документ чисто светского характера - "Армянский судебник" (или просто "Судебник"), составленный Мхитаром Гошем.

Необходимость в подобном документе, призванном регламентировать государственную, общественную жизнь всех социальных сословий. Развитие феодальных отношений, достигших высшего своего состояния, требовало соответствующего правового оформления.

Нужны были фиксированные и унифицированные законоположения, которые регулировали бы взаимоотношения сословий и отдельных лиц, определяли бы правовой статус каждого из них, упорядочивали бы судопроизводство и тем самым ограничивали бы судебный произвол светских и церковных властей. Во введении к "Судебнику" Мхитар Гоша писал: "Мы видим, как иные из епископов, монахов, священников, главных

стр. 9


мирян и князей искривляют правосудие по пристрастию, корыстолюбию и невежеству. Поэтому мы и захотели в кратких словах запечатлеть Судебник, дабы он послужил им в укор и исправление"[6].

Составление "Армянского судебника" было научным и гражданским подвигом Мхитара Гоша. Впоследствии "Судебник" был положен в основу кодекса законов Киликийского государства, составленного в 1265 г. известным полководцем и законодателем Смбатом Гундстаблем (1208 - 1276).

Таково было состояние материальной и духовной культуры средневековой Армении, оно свидетельствует о высоком интеллектуальном и эмоционально-художественном уровне армянского общества, о его больших творческих возможностях, которые последнее успевало реализовать лишь частично-в недолгие относительно мирные периоды своей истории. Реализация этих возможностей осуществлялась тем успешнее, чем слабее был контроль религии и церкви над основными сферами духовной жизни, Чем свободнее и независимее (насколько это было возможно в условиях средневековья) развивались искусство, литература и поэзия, философия, естествознание, юриспруденция, педагогика.

Анализ состояния материальной и духовной культуры средневековой Армении позволяет сделать следующие выводы.

IX-XIV вв. - период относительно мирного развития Армении. Рубежи этого периода обозначены двумя вехами - освобождение значительной части страны от арабских поработителей и захват страны ордами Тамерлана. В социально-политическом отношении это период воссоздания государственности и национальной целостности-сначала на территории исторической Армении, затем в Киликии, а в социально-экономическом - становления и деградации феодализма.

Эпоха развитого феодализма в Армении - эпоха интенсивного развития сельского хозяйства, ремесел, строительного дела, внутренней и внешней торговли. Расцвет материальной и духовной культуры - свидетельство высокого интеллектуального и художественного уровня армянского общества, больших творческих возможностей армянского народа, наличия социальных, культурных и гносеологических предпосылок становления и развития науки и педагогики.

стр. 10


1. Видные деятели армянской культуры (V-XVIII вв.)- Ереван, 1982. С. 234.

2. См.: От "Рождения Ваагаа" до Паруйра Севака. Антологический сборник армянской лирики. В 2 кн. Кн. 1. Древнейший период. Средние века. Ереван, 1983. С. 115 - 221.

3. См.: Видные деятели армянской культуры (V-XVIII вв.). С. 320.

4. Там же. С. 96.

5. Видные деятели армянской культуры (V-XVIII вв.). С. 213.

6. Армянский судебник Мхитара Гоша. Ереван, 1954. С. 4.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Философия-и-общество-ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ-И-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ-ПРЕДПОСЫЛКИ-РАЗВИТИЯ-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ-В-СРЕДНЕВЕКОВОЙ-АРМЕНИИ-IX-XIV-в

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Tatiana SvechinaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Svechina

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

В. Ф. ГРИГОРЯН, Философия и общество. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ IX-XIV в. // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 10.09.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Философия-и-общество-ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ-И-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ-ПРЕДПОСЫЛКИ-РАЗВИТИЯ-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ-МЫСЛИ-В-СРЕДНЕВЕКОВОЙ-АРМЕНИИ-IX-XIV-в (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - В. Ф. ГРИГОРЯН:

В. Ф. ГРИГОРЯН → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Tatiana Svechina
Yamal, Россия
727 просмотров рейтинг
10.09.2015 (3122 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
час назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Философия и общество. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ IX-XIV в.
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android