Libmonster ID: RU-8116

1

Крестовые походы - эти военно-колонизационные экспедиции европейцев на Восток, относящиеся ко времени между 1096 и 1270 годами, - всколыхнули самые различные группы населения Западной Европы. Самые различные классы европейского общества, возглавляемые феодалами и духовенством, приняли участие в этом движении и устремились в поисках счастья на богатый мусульманский Восток.

Еще в период раннего средневековья, когда экономической основой Западной Европы являлось натуральное хозяйство, существовали оживленные торговые связи между Европой и Востоком. Восточные купцы часто появлялись на рынках Европы, а европейские купцы (главным образом Венеции, Неаполя, Пизы, Бриндизи и других итальянских и южноевропейских городов) торговали с Сирией и Палестиной.

Почти вся средневековая торговля в то время была сконцентрирована в восточной части Средиземного моря (левантийская торговля). Страны, расположенные в этой части Средиземного моря, славились изделиями своей высокоразвитой промышленности и культурой своего сельского хозяйства.

Крестовые походы были вызваны стремлением европейцев (главным образом феодалов и торговых элементов) захватить богатейшие торговые пути на Восток, овладеть плодородными землями и установить в странах Ближнего Востока свое экономическое и политическое господство.

Господствующие классы Европы надеялись также путем организации крестовых походов на Восток отвлечь угнетенные массы от классовой борьбы против феодалов, борьбы, достигшей к этому времени большого обострения в связи с усилением феодальной эксплоатации.

Эти общие экономические и социально-политические причины (крестовых походов находили специфическое выражение в сознании и действиях каждого класса или классовой группы.

Посредством крестовых походов светские магнаты стремились к завоеванию новых богатых об'ектов феодальной эксплоатации. Торговые пути, к захвату которых они стремились, также рассматривались ими как об'екты феодальной эксплуатации (взимания пошлин, поборов и т. д.). Нередко феодальные магнаты об'являли себя крестоносцами еще и для того, чтобы грабить своих подданных на месте под видом собирания средств на крестовые походы.

Крупное духовенство, которое являлось главным вдохновителем и организатором походов, стремилось распространить свои теократические притязания на Востоке. Как и светские феодалы, они хотели захватить новые богатые земли и превратить покоренное население в об'ект феодальной эксплуатации. Роберт Монах передает следующие слова папы Урбана II, одного из организаторов первого похода: "Ждите к святому гробу, отнимите эту землю от безбожного народа, завоюйте ее..." Наряду с этим папство стремилось использовать крестовые походы для еще большего усиления своей духовной власти в Европе.

Крестовые походы были также для церкви источником; многочисленных доходов: она покупала за очень дешовую цену имущество уходивших в поход людей, обогащалась за счет всяких сборов и пожертвований, получала компенсацию с феодалов за их неучастие в походах. Церковь, наконец, брала на хранение имущество крестоносцев, которое часто оставалось в ее распоряжении окончательно, так как многие из них не возвращались обратно.

Рыцарство, принимавшее участие в походах, также стремилось к обогащению и увеличению своих владений за счет земель Востока. Многие рыцари уходили в поход, чтобы избавиться от своих (Многочисленных кредиторов.

Горожане (главным образом купцы) искали в восточных странах возможности наживы. Они надеялись, что крестовые походы восстановят торговые сношения с Востоком, которые были нарушены турко-сельджукским завоеванием в середине XI века, и оттеснят на задний план роль Византии в этой торговле. Хотя Византийская империя в это время находилась уже в полосе упадка, но она еще продолжала конкурировать с североитальянскими городами. По замечанию Маркса, Византия долго еще являлась "золотым мостом между Востоком и Европой". Купечество се-

стр. 97
вероитальянских городов стремилось посредством крестовых походов устранить этого конкурента.

Положение крестьян накануне крестовых доходов было исключительно тяжелым из-за примитивной техники земледелия, низкой урожайности и необходимости отдавать 20 - 50% продукции своего хозяйства феодалу. Особенно сильно крестьяне страдали от частых феодальных войн.

Подавленные феодальным гнетом и жестоко эксплоатирумые крестьянские массы надеялись найти на Востоке новые земли для поселения и стать свободными людьми на свободной земле. Многие из них пошли в поход под (влиянием обрушившихся на них бедствий, главным образом голодовок (по приблизительным подсчетам французского экономиста Даре де да Шаванн, на протяжении XI века во Франция было около 26 голодовок).

В XI веке в Европе развернулась острая борьба крестьян против феодалов. Эта борьба часто проявлялась в форме ересей. В 1022 году возникла еретическая секта около Орлеана; в 1046 году было организовано тайное общество крестьян около Льежа; в 1024 году крестьяне Бретани выступили открыто против феодалов. Наиболее распространенной формой пассивного сопротивления крестьян против своих угнетателей являлось бегство. В капитулярии одного анжуйского монастыря сказано: "Поля были опустошены и брошены"; в другом документе тоже отмечается: "Все жители прихода разбежались..." Крестовые походы явились как бы воспроизведением этого бегства крестьян на расширенной основе.

Активное участие в крестовых походах принимали и представители деклассированного сброда, для которых эти "богоугодные" предприятия являлись средством прямого грабежа и разбоя.

Крестовые походы, как и все важнейшие движения в средние века, носили религиозный характер и проходили под знаменем борьбы с "неверными", т. е. с мусульманами, за освобождение "проба господня". Церковь распространяла среди суеверных людей слухи о том, что скоро должен наступить конец мира, и обещала отпущение грехов всем тем, кто давал согласие отправиться в поход. Папство и духовенство брали также на себя охрану имущества крестоносцев и давали обещания освободить их от налогов.

Крестовым походам предшествовала длительная подготовительно-разведочная стадия паломнических путешествий, которые обусловлены были тортовыми и религиозными мотивами. Паломничество особенно усилилось в XI веке. По некоторым данным, в 1025 году из Европы ушло около 700 паломников, в 1054 году - 3 тысячи, в 1064 году - 7 тысяч. Очевидно, среди указанных паломников много было беглых крестьян.

Начало крестовых походов было тесно связано с положением дел на Востоке. Палестина (в частности Иерусалим) находилась с середины VII века под властью арабов. При арабским господстве сношения христиан с Палестиной, их посещения Иерусалима протекали беспрепятственно. В середине XI века восточная часть бассейна Средиземного моря оказалась в руках турок-сельджуков, которые стали притеснять христианских купцов и паломников, захватывая их в плен и беря с них выкуп.

Притеснения паломников турками создали благоприятную обстановку для идеологической подготовки крестовых походов, за проведение которых энергично взялось духовенство. В замках крупных феодальных магнатов и рыцарей устраивались инсценировки, целью которых было возбуждение религиозного фанатизма в пользу организации крестоносного предприятия. В городах и деревнях веек стран Европы лихорадочно действовали проповедники, разжигая религиозный пыл среди крестьян и бюргеров.

В 1095 году римский папа Урбан II в Пьяченце созвал собор и поставил вопрос о крестовом походе. В этом же году он созвал в Клермоне второй собор. Среди собравшихся было много рыцарей, духовных лиц, горожан, крестьян. Собор происходил под открытым небом, так как ни одно помещение Клермона не могло вместить всех собравшихся. Урбан II произнес речь, в которой он упрекал христиан в великих грехах и призывал к, искуплению их посредством участия в крестовом походе.

Из'явившие желание принять участие в этом "богоугодном предприятии" стали нашивать на свою одежду кресты. Отсюда и происходит название крестовых походов. Идея крестового похода стала очень популярна среди всех слоев общества. Вот что говорит один из летописцев того времени: "Мужья оставляли жен, отцы сыновей, сыновья отцов, и не было такой сердечной связи, которая могла бы противиться всеобщему одушевлению; даже монахов не могли удержать в монастырях оковы, которые они добровольно наложили на себя, из любви к богу". Наряду с религиозными мотивами тот же летописец отмечает и более непосредственные земные мотивы. "Многие, - говорит он, - надевали крест только для того, чтобы их не считали малодушными; некоторые из безрассудства или чтобы скрыться от заимодавцев".

стр. 98
В общем в 1096 году идея крестового похода уже вполне сложилась.

2

Уже в первом крестовом походе участвовали феодальные магнаты, рыцари, горожане, крестьяне. Основные кадры вышли из Франции и прирейнской части Германии. В походе приняли участие и итальянцы. Наиболее видными руководителями первого крестового похода, возглавлявшими простой народ, были: Петр Амьенский (Пустынник), Готшальк, Вальтер Бедный.

Во главе рыцарских отрядов стояли: Готфрид Бульонский (герцог Южной Лотарингии), Балдуин (брат Готфрида), Гуго из Вермандуа (брат французского короля Филиппа), Роберт Нормандский (сын Вильгельма Завоевателя), Роберт Фландрский, Раймонд Тулузский, Боэмунд (Боимонд) Тарентский, Адемар - легат папы.

Первыми двинулись в поход народные массы Франции и прирейнской части Германии под руководством упомянутых Петра Пустынника, Готшалька и Вальтера Бедного в августе 1096 года. Плохо вооруженные, недисциплинированные, не обеспеченные провиантом и деньгами, отрады направились через Венгрию и Болгарию к Константинополю. В этом головном отряде наряду с крестьянами, ремесленниками и купцами принимали участие деклассированные разбойно-грабительские элементы. По пути они занимались грабежами и добывали средства к жизни за счет реквизиций, воровства и разбоя.

В Германии крестоносный сброд устроил страшные еврейские погромы1 .

Осенью отряды первых крестоносцев дошли до Константинополя. Алексей Комнин (византийский император) предоставил им провиант, но, опасаясь бесчинств, не допустил их близко к городу и постарался скорее переправить их через Босфор на берег Малой Азии, где в это время владычествовали турки-сельджуки.

Плохо вооруженные и дезорганизованные крестоносцы были почти все в октябре 1096 года уничтожены турецко-сельджукской кавалерией. Только некоторым удалось спастись бегством. В числе бежавших был и Петр Пустынник2 .

Поражение головного отряда первого похода произвело большое впечатление в Европе. Осенью 1096 года поднялись феодалы и рыцари. Отряды шли разными путями. Готфрид Бульонский двинулся по пути Петра Пустынника - через Венгрию и Болгарию, Гуго Вермандуа - через Италию, а оттуда - морем. По этому же пути, по всей вероятности, двигался и Роберт Нормандский. Раймонд Тулузский, Адемар, Роберт Фландрский и Боэмунд направились к Константинополю через Северную Италию, по северовосточному побережью Адриатического моря и северному берегу Эгейского моря.

Все крестоносцы держали курс на Константинополь. Но когда по прибытии крестоносцы явились к императору Алексею Комнину, оказалось, что последний не только не нуждался в латинянах, но даже боялся их. Это отношение Алексея Комнина к прибывшим крестоносцам выражено в письме Анны Комнин. "Разнеслась, - пишет она, - весть о нашествии бесчисленных франкских ополчений. Император испугался, ибо знал, каков был этот народ - неудержимый в порывах, неверный данному слову, изменчивый. Не без основания, предвидя важные затруднения, он принял меры, чтобы быть готовым встретить вождей крестоносного ополчения". Алексей потребовал: от прибывших крестоносцев клятву в вассальной верности и заставил их дать обещание, что все отнятые у турок-сельджуков владения будут отданы Византии.

Вожди крестоносцев, действовавшие неорганизованно, вынуждены были подчиниться императору; за исключением Раймонда Тулузского все руководители крестоносных ополчений присягнули Алексею. Они дали обещание в том, что все завоеванные ими земли будут отданы императору как сюзерену и что они не будут действовать в ущерб императору на его территории.

Только после продолжительных перипетий и присяги зимой 1097 года крестоносцы были переправлены через Босфор. Весной они после продолжительной борьбы взяли Никою. Согласно присяге, Никея была отдана за определенное вознаграждение в распоряжение византийского императора. Алексей Кодам послал вместе с крестоносцами своего уполномоченного Татикпя, которому поручено было восстанавливать власть Византийской империи на всей завоеванной крестоносцами территории.

Из Никеи крестоносцы двинулись далее, в юговосточном направления. Успехам крестоносцев в Малой Азии содействовала обстановка в турко-сельджукском государстве. Турецкий султанат раздирался в это

1 Главную роль в еврейских погромах сыграли рыцари-бандиты и разбойно-деклассированные элементы, которые примкнули к отрядам специально для этой цели и стремились избавиться этим путем от долгов и набить свои кошельки.

2 Петр Пустынник (по замечанию К. Маркса, "глупый как осел пустынник") был ставленником и агентом господствующих классов. Гильом Тирский сообщает, что Петр тайно совещался с предводителями рыцарских отрядов и получал от них инструкции.

стр. 99
время внутренними междоусобицами; отдельные турецкие владетели действовали разрозненно. Христиане, которые находились под властью турок-мусульман, открыто и тайно содействовали крестоносцам. Несмотря, однако, на все указанные благоприятные обстоятельства, крестоносцы продвигались вперед с большими трудностями. Они массами погибали от жары и безводья. Были такие дни, когда из строя выбывало по 500 человек.

В ходе военных операций полностью проявился корыстный подход вождей к "богоугодному делу". Балдуин захватил Эдессу; хитростью и вероломством он добился смерти местного владетеля и об'явил себя графом Эдессы. Узнав о том, что Балдуину удалось раньше всех урвать такой лакомый кусок, Боэмунд развернул свои планы военных действий и политических комбинаций. Сначала он хотел отнять у Балдуина Эдессное графство, но достичь этого ему не удалось. Тогда он с помощью подкупа захватил Антиохию.

На защиту Антиохии двинулся с большой армией владетель Мосула - Кербог, но его нерешительные действия дали возможность крестоносцам укрепиться. Боэмунд остался в Антиохии в качестве феодального владетеля, образовав Антиохийское княжество.

Раймонд Тулузский набросился со своим отрядом на Триполис, мечтая образовать здесь графство. Но Боэмунд, который не желал иметь такого опасного соседа, постарался помешать Раймонду, послав против него свой отряд.

Подобные действия вождей крестового похода вызвали недовольство крестоносцев, которые требовали немедленного продолжения похода дальше, к Иерусалиму. Под командой Раймонда Тулузского и Готфрида Бульонского крестоносцы двинулись далее к югу. По мере приближения к Иерусалиму число крестоносцев все более и более уменьшалось. Некоторые историки полагают, что их осталось к весне 1099 года не более 20 - 25 тысяч человек.

С помощью итальянских мореплавателей крестоносцы 15 июля 1099 года взяли Иерусалим. Первым делом крестоносцев было устройство кровавой резки мусульман. Страшная резня прерывалась религиозными церемониями, поклонением "гробу господню".

В завоеванной Палестине было образовано христианское государство с центром в Иерусалиме. Во главе нового государства был поставлен Готфрид Бульонский, который получил титул "защитника гроба господня". От королевского титула Готфрид формально отказался, заявив, что не подобает носить корону там, где сам Христос носил терновый венок.

Обделенный Раймонд Тулузский напал на Египет, но встретил отпор. Тогда он попытался завязать интригу против Готфрида, но тут не добился успеха. Раймонд захватил Триполис и образовал здесь графство. Вскоре он умер, и плодами его завоевательной деятельности воспользовался его сын по имени также Раймонд.

В результате первого крестового похода на восточном побережье Средиземного моря образовалось четыре христианских феодальных государства: Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Триполисское и Эдесское графства. Все указанные государства признавали сюзеренитет Иерусалимского королевства, но фактически были самостоятельны.

Крестоносцы захватили богатейшие земли, отобрав их у мусульман, а также и у местных христиан. Мусульманское население было в ряде мест уничтожено. Многие мусульманские семейства должны были эмигрировать. Оставшиеся мусульмане были превращены в крепостных и рабов.

Сирийские и армянские крестьяне - христиане - получила незначительные вольности. По сравнению с ними крестьяне-крестоносцы оказались в более привилегированном положении; они получали земельные участки на относительно льготных условиях (но эти льготы носили только временный характер).

Города и деревни, разоренные в процессе войн, постепенно стали заселяться пришельцами из разных стран. Итальянцы, французы, немцы, англичане селились в городах по особым кварталам и управлялась по обычаям и законам своих стран. Для осуществления фискальной политики король посылал в города своих представителей в лице виконтов.

Важную роль в городах Иерусалимского королевства играли итальянские купцы, которые помогли крестоносцам своим флотом во время взятия Иерусалима и в укреплении позиции крестоносцев на побережье Средиземного моря. За эти услуги они получили широкие привилегии.

Феодалы-крестоносцы хищнически эксплоатировали природные богатства страны и экономические ресурсы населения, но в королевстве в целом, благодаря деятельности бюргерства, развивались промышленность и торговля. Иерусалимское королевство на время превратилось в один из центральных пунктов торговых отношений между Востоком и Западом. Здесь развивались коммерческие операции, в частности кредитные сделки (возник, например, вексель). Наряду с торговлей развивалась и промышленность (производство сахара, шолковых изделий, виноделие, изготовле-

стр. 100


Битва при Аскалоне. 1099 год.

Со старинной гравюры.

ние благовоний и т. д.) и сельское хозяйство.

В политическом отношении Иерусалимское королевство фактически состояло из ряда самостоятельных баронств, во главе которых стояли крупные магнаты - непосредственные ленники короля. Эти баронства в свою очередь распадались еще на отдельные сеньерии. В Иерусалимском королевстве полностью применялась западноевропейская система феодальной иерархии. Бароны своим вмешательством в государственные дела ограничивали королевскую власть. Король сначала избирался крупными феодальными владетелями (пэрами), которые являлись его непосредственными ленниками. Право избирать короля являлось привилегией небольшой олигархической группы баронов; народные массы и мелкие феодалы да принимали участия в избрании короля. В дальнейшем королевская власть приобрела наследственный характер, но король законодательствовал при помощи двух палат: палаты баронов и палаты горожан. Главную роль, конечно, играла палата баронов.

Иерусалимское королевство было феодальным государством западноевропейского типа. Все политические учреждения и юридические понятия были сюда перенесены из Европы. Здесь существовала такая же, как и на Западе, связь государственно-публичных начал с частноправовыми институтами, такая же структура государственного аппарата.

Документом, раскрывающим феодальное социально-политическое устройство Иерусалимского государства, являются "Иерусалимские Ассизы", или так называемые "Письма гроба господня", возникшие, очевидно, в первой половине XII века. Ассизы являются сводом феодально-обычного права, преимущественно перенесенного из Европы.

По замечанию Энгельса, "Иерусалимские Ассизы" представляют собой самое систематическое и завершенное изложение феодального права и феодального политического устройства. Феодализм, говорит Энгельс: "...приблизился больше всего к своей идее в эфемерном Иерусалимском королевстве, которое, оставило после себя в Иерусалимских Ассизах классическое выражение феодального порядка"1 .

В Иерусалимском королевстве важную роль играло духовенство, которое не только имело большие богатства, но и вмешивалось в политические дела. Между иерусалимскими патриархами и королями часто происходили столкновения.

Развитие Иерусалимского королевства пошло по пути феодального расчленения. Рост государственной децентрализации, усиление баронов, систематические усобицы и т. д. были использованы мусульманами. Королевство, по замечанию Энгельса, оказалось эфемерным.

Наряду с королевством и патриархатом в "Святой земле" были основаны духовно-рыцарские ордена: орден тамплиеров и госпитальеров. Орден тамплиеров был образован около 1119 года Гюго де Паном. Этот орден явился боевой военной организацией и имел своей главной задачей борьбу с мусульманами. В него входили рыцари всех стран, давшие обет соблюдения, всех требований и условий ордена. Управлялся орден гроссмейстером, а в провинциях действовали под его руководством командоры. Тамплиеры (храмовники) носили белый плащ с красным крестом и были вооружены как рыцари. Орден был из'ят из-под влияния местной церкви и местных властей и подчинялся непосредственно римскому папе. Этот орден, возникший на Востоке, создал впоследствии филиалы в целом ряде стран Европы. Посредством грабежей, эксплуатации богатых земельных владений, торговли и ростовщичества орден сконцентрировал в своих руках громадные богатства. Орден госпитальеров (или иоаннитов) основан был немного раньше ордена храмовников Раймундом де Пюи. Этот орден вначале действовал, как общество по уходу за больными. Члены ордена в устроенных орденом госпиталях оказывали врачебную и аморальную помощь больным христианам. Они носили черный плащ с белым крестом. Постепенно орден расширил сферу своей деятельности; торговлей, ростовщичеством и грабежом он быстро увеличил свои богатства. Быстро росли и

1 Ф. Энгельс. Письма, стр. 414. 1931.

стр. 101


Замок рыцарей в Сирии.

Реконструкция.

земельные владения ордена. Он приобрел земли не только на Востоке, но и на Западе, где орден госпитальеров, как и орден храмовников, организовал свои филиалы.

С ростом хозяйственного могущества ордена происходил и процесс внутренней диференциации его членов. Рыцарство начинало занимать в нем более привилегированное положение, а на долю рядовой братии выпадали непосредственные заботы о больных. Постепенно и орден госпитальеров превратился в военную организацию наподобие ордена храмовников.

3

В феодальных христианских государствах Востока, возникших в результате первого крестового похода, происходила ожесточенная классовая борьба, которая часто протекала в форме религиозной и национальной вражды. В 1125 году в Иерусалимском королевстве имело место грозное восстание крестьян.

Между тем турки-сельджуки в этот период сплотились и образовали единую державу. Под руководством своего султана Зенки они в 1144 году захватили Эдесское графство и стали угрожать христианам дальнейшими захватами. Захват Эдесского графства произвел большое впечатление в Европе; римский папа Евгений III воспользовался этим обстоятельством для организации нового крестового похода.

Европа в это время раздиралась классовыми и политическими противоречиями, которые находили свое выражение в распространении революционно-оппозиционных еретических движений. Кроме походов на Восток римско-католической церкви нужны были внутренние крестовые походы для растравы с этими революционно-оппозиционными еретическими элементами.

Усилиями духовенства развернулась подготовка нового, второго крестового похода. Особенно важную роль в этом деле сыграл Бернард Клервосский, аббат Клервосского монастыря, этот, по выражению Шиллера, "житейски-мудрый духовный плут и ханжа, который ненавидел и по возможности давил все выдающееся и поощрял непроходимую монашескую тупость".

При организации второго крестового похода (1147 - 1149) очень ярко выступают не только захватнические цели дворянства и духовенства, но и их стремление отвлечь угнетенные массы крестьянства от непосредственной борьбы против угнетателей - борьбы, которая грозила принять все более широкий размах. В 1100 году в Нормандии поднялось грозное восстание крестьян. В 1114 году крестьянин Клемент организовал тайный союз около Суассона. В 1145 году восставшими крестьянами был разгромлен Фульдский монастырь, который являлся оплотом католицизма в Германии. В городах Европы разгоралась ожесточенная борьба горожан против сеньоров. Господствующие классы стремились направить возмущение угнетенных масс против евреев и этим отвлечь их от борьбы против своих угнетателей. Совершенно открыто проповедыва-

стр. 102
лось избиение евреев, "Проповедник" - погромщик Рудольф - говорил: "Если богоугодное дело убивать неверных турок, то не может быть грехом избивать неверных евреев". Клюнийский аббат Петр советовал "отобрать у евреев все их деньги, дабы рука христиан, усиленная имуществом евреев, легче могла преодолеть дерзость сарацин".

Одним из инициаторов второго крестового похода был французский король Людовик VII. Вслед за Людовиком VII дал согласие двинуться в поход и Конрад III, германский король. Сначала Людовик VII хотел двигаться через Италию, а затем морем. С этой целью он заключил союз с Рожером II, королем обеих Сицилии, но, по требованию Конрада III, он нарушил этот союз и согласился двинуться через Венгрию, Болгарию, Фракию и Константинополь.

Осенью 1147 года начался второй крестовый поход. Кроме королей и рыцарей в нем принимали участие и народные массы, выступавшие часто без вождей и совершенно неорганизованно. Обманутый Людовиком VII, Рожер II двинулся в путь один, но вместо борьбы с "неверными" он стал нападать на Византийскую империю и старался помешать действиям французского короля.

Второй крестовый поход кончился неудачей. "Пророческие" предсказания Бернарда об успехах крестоносцев не оправдались.

Положение христиан на Востоке во второй половине XII века становилось все более критическим. Христианские государства распадались, теряли свои владения. В то время как между различными феодальными государствами не было согласованности, все более учащались нападения Нуредина (эмира Алеппо и Мосула). С северозапада на христианские восточные государства совершали нападения византийские императоры. Сподвижник Нуредина, Саладан, владетель Египта, превратился в самостоятельного могущественного государя, захватил Дамаск и создал таким образом большую державу. Воспользовавшись смертью Нуредина в 1183 году, он захватил Алеппо и Мосул. Саладан не мог мириться с там, что христианами были заняты лучшие земля и портовые города на побережье Средиземного моря. В 1187 году ой захватил ряд прибрежных городов, а потом и Иерусалимское королевство, которое находилось в состоянии феодальных усобиц.

Это событие послужило толчком к организации третьего крестового похода (1189 - 1192), в котором участвовали крупнейшие государи тогдашней Европы: Фридрих I Барбаросса - император и король Германии, Филипп II Август - король Франции и Ричард I Львиное сердце - король Англии.

Фридрих Барбаросса набрал хорошо подготовленное и вооруженное войско, провел большую дипломатическую подготовку (переговоры с венграми, болгарами и мусульманами) и только после этого, осенью 1189 года, двинулся в путь через Венгрию и Болгарию.

Дойдя до берегов Мраморного моря, Фридрих двинулся не через Босфор, а приказал перевезти своих воинов через Дарданеллы. После того как Фридрих оказался на территории Малой Азии, он пошел по неизвестным прежним крестоносцам дорогам на Восток. Несмотря на исключительную трудность пути, ему удалось продвигаться вперед без больших потерь. Он захватил Икониум и двинулся дальше в восточном направлении. В Киликии во время неосторожного купания или во время перехода через бурный поток Фридрих Барбаросса утонул в реке Салеф.

После смерти императора крестоносное войско распалось: часть войск вернулась домой, часть погибла, а часть, под руководством сына Фридриха Барбароссы, также называвшегося Фридрихом, направилась в лагерь французов и англичан, осаждавших город Акр. Здесь младшим Фридрихом был образован известный Тевтонский орден, который "прославился" потом своей разбойно-грабительской деятельностью в странах Прибалтики.

Во Франции и Англии подготовка к походу началась значительно раньше чем в Германии; была введена специальная "Саладинова десятина" - налог на организацию похода - и ряд других мероприятий. В 1190 году Ричард I перешел через Ла-Манш и отправил одну часть войска морем, а другую часть сушей через Францию, Италию и Сицилию, где он соединился с французами. Крестоносцы вынуждены были устроить в Южной Италии и Сицилии зимовку, так как в их распоряжении не было достаточного количества кораблей.

Весной 1191 года французы и англичане прибыли к городу Акру и развернули осадные действия.

Осада Акра продолжалась очень долго; она стоила колоссальных усилий и средств. В конце концов город был взят, но между завоевателями разгорелись споры, кому из них быть его владетелем.

Ричард перед от'ездом заключил с Саладином сделку, согласно которой Триполис, Яффа, Антиохия и другие города оставались владениями христиан. Этот договор имел, однако, формальное значение.

Так кончился третий крестовый поход, который, в сущности, был безрезультатен.

стр. 103


4

Душой и вдохновителем четвертого похода (1202 - 1204) был в начальный период римский папа Иннокентий III, который стремился распространить папскую власть не только в странах Западной Европы, но и на Востоке. Он угрожал отлучением от церкви за отказ от участия в крестовом походе и выделил 7/10 доходов папской курии на организацию похода.

Во главе похода в первый период находились граф Тибо Шампанский и Вильгардуэн. Но в дальнейшем главные роли перешли к Бонифацию Монферратскому - маркизу Пьемонта и Генриху Дандоло (дожу Венеции). Главной целью похода, на этот раз было разрушение могущества мусульман в Египте. Туда и должны были направиться крестоносцы морем. Так как у крестоносцев своих кораблей не было, они обратились к, венецианским купцам, которые потребовали за переправу в Египет 85 тысяч марок. Крестоносцы приняли это условие, несмотря на то что денег у них не было, рассчитывая расплатиться за счет своих будущих грабежей. Венецианцы решили использовать крестоносцев как орудие для осуществления своих целей. Венеция давно уже хотела разгромить свода соперницу - город Зару - и захватить богатые владения Византийской империи. С другой стороны, она имела тесные торговые связи с Египтом и совершенно не желала портить свои Отношения с египетскими владетелями. Под влиянием всех этих мотивов Генрих Дандоло решил переменить намеченный курс движения крестоносцев. Он ограничивал отпуск провианта крестоносцам, держал их на острове Лидо как пленных, а когда крестоносцы начинали роптать, напоминал им, что они еще не сделали даже первого взноса обещанной суммы. Так, первоначальный план похода коренным образом изменился.

После долгих споров и столкновений флот крестоносцев двинулся в путь, но они были обмануты. Дандоло приказал капитанам кораблей доставить крестоносцев к городу Заре и предложил им захватить город. Крестоносцы захватили Зару и пробыли там шею зиму 1202 - 1203 года, Они обращались с населением покоренного города как с пленниками. Напрасно протестовал Иннокентий III, напоминая, что главной целью похода является захват Египта. Цель Дандоло была осуществлена: соперник венецианской торговли город Зара был побежден.

В то время когда крестоносцы находились в Заре, был низложен византийский император Исаак Ангел. К крестоносцам явились послы его сына, царевича Алексея, и Филиппа Швабского (одного из германских королей) и предложили за очень большую сумму восстановить в правах Исаака и его сына Алексея. Предложение было принято. Весной 1203 года крестоносцы двинулись к Константинополю.

Вскоре крестоносцами был взят Константинополь. 19 июля при содействии крестоносцев престол был занят Исааком, который через некоторое время отказался от власти в пользу своего сына, Алексея IV.

Крестоносцы расположились лагерем около Константинополя. Пользуясь покровительством Алексея IV, они часто устраивали грабительские налеты на торговые кварталы Константинополя, возбуждая ненависть среди местного населения.

Бесчинства, крестоносцев и произвольная политика Алексея IV до крайности обострили социально-классовые противоречия в Византийской империи, в частности в столице. Зимой 1204 года (в Константинополе поднимается восстание под руководством Алексея Мурзуфла, который был провозглашен императором. Алексей V Мурзуфл посадил в тюрьму Исаака, и Алексея IV, а потом умертвил их.

Но против Алексея V Мурзуфла выступили крестоносцы. Видя безвыходность своего положения, Алексей V в апреле

стр. 104
1204 года бежал из Константинополя. Создались благоприятные условия для захвата крестоносцами Константинополя. Между вождями Крестоносцев был заключен договор следующего содержания:

1. Образовать после захвата Константинополя новое латинское правительство и избрать императора по большинству голосов при следующей норме: 6 голосов от венецианских отрядов крестоносцев и 6 от остальных.

2. Все захваченное в Константинополе имущество должно быть поделено на 4 части. Из них 3 части получала Венеция за транспорт и по распискам Алексея IV, а 1/4 поступала в распоряжение других участников крестоносного движения.

3. Новому императору предоставлялась 1/4 земельных фондов, а все остальные земля распределялись между другими участниками похода.

4. Все получившие владения, за исключением Генриха Дандоло, должны были дать императору клятву в вассальной верности.

Этот договор был подписал Бонифацием Мотферратским, Генрихом Дандоло, Балдуином Фландрским и др.

Около 12 апреля 1204 года Константинополь был захвачен. Крестоносцы устроили массовую резню христиан, грабили дома, уничтожали памятники искусства. Папа Иннокентий III сначала проклинал крестоносцев, но тогда получил обещание признать его суверенитет, фактически санкционировал эти грабительские действия, сняв отлучение с крестоносцев.

9 мая 1204 года состоялись "выборы" императора. Императором был избран Балдуин Фландрский, который до этого времени важной роли в походе не играл. Генрих Дандоло не хотел брать на себя ответственности за дальнейшие события, и в то же время он не хотел, чтобы во главе нового правительства оказался такой могущественный владетель, как Бонифаций Монферратский.

В мае 1204 года на территории Византийской империи образовалась новая Латинская империя, основанная так же, как и Иерусалимское королевство, на феодальных началах. Вся захваченная территория (по ранее заключенному договору) была разделена между главными руководителями похода. Император получил Константинополь, Венеция получила целый квартал в Константинополе и побережье Эгейского моря с прилежащими островами, а также важнейшие торговые пункты (Крит, Каффу, Эвбею, Херсонес и Галлиполи). Бонифаций Монферратский захватил Фессалонику и почти всю юговосточную часть Греции. Остальные земли были разделены между другими руководителями крестоносного ополчения - ленниками нового императора.

Латинская империя была устроена по феодальному образцу и являлась конгломератом отдельных (самостоятельных) владений, во главе которых стояли феодальные магнаты. Венецианцы получили в новой империи исключительные привилегии: их города, населенные пункты и отдельные кварталы в крупных городах управлялись по собственным (венецианским) законам. Во главе этих поселений стояли подесты, посылаемые венецианским правительством. Венецианцы оказывали очень сильное влияние на государственные дела императора. Самостоятельное положение занимали в Латинской империи Бонифаций Монферратский и другие магнаты (князья и бароны). Рыцарство так же, как и на Западе, занималось грабежами на больших дорогах, а отдельные крупные феодалы вели между собой частые войны.

Таковы были результаты четвертого крестового похода.

5

В период между четвертым и пятым походами мусульманские государства находились в состоянии кризиса. Между отдельными эмирами и владетелями происходила борьба. В 1193 году умер Саладин, оставив 17 сыновей, между которыми развернулась борьба за наследство. Когда-то единая держава Саладина расчленилась на несколько частей. Афдал (старший сын) получил Дамаск и Иерусалим, Азиз - Египет и другие владения, Дагер - Алеппо, а их дядя Адель - владения в бассейне Ефрата. Ослабление мусульманского могущества обусловлено было, кроме указанных междоусобиц, еще и голодом 1201 - 1202 годов.

Папа Иннокентий III, не удовлетворенный результатами четвертого похода, взял на себя инициативу агитации в пользу организации нового, пятого пах опта. Он призывал государей, рыцарей и народ к походу, комплектовал отряды из числа деклассированных элементов, не жалея денег.

Как результат под'ема нового религиозного фанатизма в 1212 году стихийно возник так называемый детский поход, вдохновителем которого был какой-то юный пастух. Некоторые историки полагают, что за спиной агитаторов детского крестового похода стояли работорговцы, которые стремились извлечь из этого "богоугодного предприятия" выгоду для себя. Часть юношей, собравшихся в Марселе, была посажена на корабли и затем продана мусульманам в рабство, другая часть погибла в результате эпидемий.

стр. 105
(Мусульмане открыли все плотины и каналы, и местности, где действовали крестоносцы, были залиты водой; войну приходилось вести в искусственных болотах.)

В пятом походе (1217 - 1221) участвовали венгры под (руководством своего короля Андрея II, австрийцы, датчане, норвежцы. Поход был направлен против мусульман с целью захвата Палестины. Крестоносцы явилась в Акр и провели ряд неудачных наступлений, после которых Андрей II в 1218 году вернулся в Европу. Под руководством папского легата, Пелагия крестоносцы напали на Египет, где в это время происходил правительственный кризис, так как султан Адель скончался, а его сын Камиль вынужден был бежать, возбудив против себя недовольство в армии.

В ноябре 1219 года крестоносцами была взята Дамиата; турки, находившиеся в критических условиях, согласны были пойти на уступки, они соглашались вернуть Иерусалимское королевство и выплатить определенную сумму для восстановления укреплений, но Пелагий хотел одержать полную победу и не принял этих условий.

Около Мансура крестоносцы потерпели решительное поражение. В 1221 году был заключен мир, по которому крестоносцы должны были очистить Египет, получив за это "животворящий крест", взятый Саладином во время захвата Иерусалима.

Шестой поход (1228 - 1229) был организован Фридрихом II Штауфеном. Походу предшествовала длительная борьба Фридриха с папами (Гонорием III и Григорием IX) из-за того, что Фридрих систематически оттягивал выступление. В 1227 году он был даже отлучен от церкви и в поход двинулся отлученным.

Шестой поход завершился тем, что между Фридрихом II и Алькамилем заключен был договор, по которому Фридрих получил Иерусалим, Цезарею, Вифлеем и т. д., дав обещание защищать Алькамиля от всех его врагов и не вести войн против мусульман.

В 1229 году Фридрих принял корону Иерусалимского королевства, но так как в империи не все было благополучно, он вынужден был спешить обратно домой.

Восстановление Иерусалимского королевства имело номинальное значение, так как с уходом Фридриха II оно снова стало подвергаться нападкам со стороны мусульман.

Действия Фридриха II не были одобрены папством. Спор императора с папой был разрешен уже по возвращении императора из похода. Император временно отказался от притязаний на папскую область, а пала снял с него отлучение.

Период между шестым и седьмым походами характеризовался ухудшением положения христиан на Востоке. В это время имели место отдельные попытки крестоносцев укрепить позиции христиан, но они кончались всякий раз неудачей. При Салехе Измаиле и Салехе Эюбе в 1244 году Иерусалимское королевство, восстановленное в свое время дипломатией Фридриха II, было снова взято мусульманами. В 1247 году были взяты Аскалон, Тивериада и другие города. Эти обстоятельства, по всей вероятности, побудили французского короля Людовика IX предпринять седьмой поход (1248 - 1254).

Но идея крестовых походов все более и более теряла свою популярность. Религиозный пыл угас, а материальных выгод крестовые походы почти не приносили. Людовику IX удалось с большим трудом привлечь к участию в походе своих вассалов.

Людовик отправился в Палестину, но попал на остров Кипр. Отсюда он стал действовать против Египта (в 1249 году). Захватив почти без сопротивления Дамиату (Дамиэту), он двинулся в южном направлении к столице египетского султана, в 1250 году дошел до Мансура и угрожал захватом главному пункту мусульманского владычества - Каиру. По корабли, шедшие к крестоносцам с провиантом, были захвачены мусульманами, и среди крестоносцев начался голод, возникли всякого рода эпидемии. Окруженные, со всех сторон мамелюками (мамлюками), во главе которых стоял Туран-шах, заменивший умершего Эюба, они частью погибли в борьбе, частью были взяты в плен. Сам Людовик IX тоже попал в плен и был выкуплен за 10 тысяч марок.

Освободившись из плена, Людовик IX провел еще несколько лет на Востоке, стремясь захватить Сирию и Палестину. Однако он ничего не добился и вернулся домой. Таким образом, и седьмой поход (1248 - 1254) кончился безрезультатно.

После неудачного исхода последних походов остатки христианских государств на Востоке все больше и больше ослаблялись. Между тем в мусульманском мире, опираясь на мамелюков, возвышался в это время Бибарс (или Бейба). Бибарс в 1262 году захватил Антиохию и другие владения христиан на Востоке, после чего в их распоряжении остается только Акр.

Несмотря на неудачи семи походов, в 1270 году Людовик IX организовал следующий, но счету восьмой крестовый поход. Главные кадры этого похода были набраны во Франции, хотя участвовали в нем и англичане. Первоначально крестоносцы хотели двинуться морем на Восток и захватить Египет как главную базу мусульманского могущества, но поход по-

стр. 106


Король Людовик IX. Деревянная статуэтка в музее Клюни.

лучил совершенно другое направление. Брат Людовика IX Карл Анжуйский, сицилийский король, задумал при помощи крестоносцев захватить Тунис. Крестоносцы собрались в Сардинии и отсюда переправились в Тунис, но здесь их ждала печальная участь: жара, заразные болезни и жестокие столкновения с мусульманами быстро опустошали их ряды. Умер и сам Людовик. Часть уцелевших крестоносцев, во главе с английским принцем: Эдуардом, направилась в Палестину, а часть вернулась домой.

Восьмой поход также окончился неудачно. В 1291 году пал и Акр - последний оплот христиан на Востоке. Восток окончательно перешел под власть мусульман и очищен был от крестоносцев.

* * *

Буржуазные историки при оценке значения крестовых походов впадают из одной крайности в другую: то чрезмерно преувеличивая значение этих походов, то низводя нанет их исторические последствия.

Правильную оценку значения крестовых походов дает Ф. Энгельс, предостерегавший и против чрезмерного преувеличения значения крестовых походов и против их недооценки. Энгельс вскрыл обусловленность крестовых походов определенным уровнем развития производительных сил и социально-экономических отношений Западной Европы XI - XIII веков. В то же время он указал на их обратное (воздействие на развитие производительных сил. Указывая на несостоятельность попыток преувеличения роли крестовых походов в развитии Европы, Энгельс писал: "Если бы Ричард Львиное сердце в Филипп-Август ввели свободу торговли, вместо того, чтобы впутываться в крестовые походы, то можно было бы избежать 500 лет нищеты и глупости"1 .

На основе анализа конкретного материала. Энгельс вскрыл настоящую роль крестовых походов в истории Европы, их влияние на развитие торговли, ремесленной техники, науки и т. д. и отмечал вместе с тем их обусловленность социально-экономическими факторами и определенным уровнем развития производительных сил.

В результате крестовых походов установились прямые пути между Западом и Востоком и был нанесен удар господству Византии и арабов в бассейне Средиземного моря. Особенное значение приобрела левантийская торговля. В бассейне Средиземного моря - центре тогдашней мировой торговли - устанавливается господство европейцев. Ранее всех других городов Европы плодами крестовых походов воспользовались североитальянские города. Они превратились в основные пункты этой средиземноморской торговли. За итальянскими городами поднялись города и других стран Европы. Образовалось несколько торговых путей от Леванта через Италию, Гибралтарский пролив, Англию, Фландрию и т. д. Такие же важные пути проходили через Рону и Мозель к берегам Северного моря и через Альпы по различным проходам (Сен-Бернар, Септемер и т. д.). По этим путям шли разнообразные товары, главным образом предметы роскоши, которые покупались аристократическими элементами европейского общества.

Обогатилась техника ремесленного производства Западной Европы. Европейские ремесленники, уже знакомые с родом "производственных" секретов восточных ремесленников через посредство арабов, получили более широкие возможности ознакомления с восточными ремеслами. В XII - XIII - XIV веках сукноделие и полотняное ткачество развивались уже как отрасли хозяйства, продукция которых шла часто на рынки отдаленных стран. Эти отрасли промышленности особенно развивались в Северной Италии, Германии, Франции и Испания. Производство толковых изделий особенно развилось в Северной Италии (в Лукке), изделия которой славились не только своим качеством, но и художественной отделкой. В результате крестовых походов и арабских завоеваний в Европе распространилось производство бумаги, атласа, бархата, ковров, зеркал, туфель, предметов парфюмерии и т. д. Европа познакомилась с паровой баней и техникой иллюминаций.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс "О религии и борьбе с нею". Т. II, стр. 545.

стр. 107


В области сельского хозяйства также произошел ряд прогрессивных сдвигов; европейцы ознакомились с более усовершенствованными методами обработки полей и обогатили асортимент сельскохозяйственных культур. У восточных стран были заимствованы сахарный тростник, фисташки, лимон, абрикосы, арбуз, хлопковое производство, рис и т. д.

Рост торговли и промышленности повлек за собой и развитие городов и бюргерства, что в свою очередь отразилось на деревне. Торгово-денежные отношения проникали не только в хозяйство дворянской аристократии, но и в быт крестьянства, разлагая крепостническую систему.

"Вообще около середины XIII столетия, - отмечает Энгельс, - в положении крестьян наступил решительный поворот к лучшему; подготовили его крестовые походы. Многие из уходивших в поход помещиков прямо отпускали крестьян на свободу. Другие умерли, погибли; сотни дворянских родов исчезли, и их крестьянам тоже часто удавалось получить свободу. Затем, с ростом потребностей помещиков, гораздо важнее для последних становилось право распоряжения крестьянскими повинностями, чем их личностью. Крепостное право раннего средневековья, заключавшее в себе еще много черт древнего рабства, давало помещику права, которые все больше и больше теряли свою ценность; постепенно крепостное право стало ослабевать, и положение крепостных приблизилось к простой зависимости"1 .

Но это улучшение оказалось временным. С развитием торгово-денежных отношений, с расширением потребностей феодалов эксплоатация народных масс усиливалась и приобретала более интенсивный характер. Во второй половине XIV века мы видим почти во всех странах Европы резкое ухудшение положения крестьян.

Все это приводило к обострению социально-классовых противоречий. В области социально-классовой и идеологической в Европе начинает проявляться оппозиция против безраздельного господства феодализма и феодально-католической церкви.

Широкая волна еретических движений, прокатившаяся по Европе в период крестовых походов, еще более обострилась, перерастая в социально-классовую политическую борьбу.

Все эти явления были непосредственно или косвенно связаны с экономическими изменениями, происшедшими со времен крестовых походов.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Собр. соч. Т. XV, стр. 640. Изд. 1933 г.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КРЕСТОВЫЕ-ПОХОДЫ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Анастасия КольцоContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Kolco

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

И. ИВАШИН, КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 29.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КРЕСТОВЫЕ-ПОХОДЫ (date of access: 16.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - И. ИВАШИН:

И. ИВАШИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Анастасия Кольцо
Saint-Petersburg, Russia
1366 views rating
29.08.2015 (2057 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Русская гвардия в первой мировой войне
Catalog: История 
9 hours ago · From Россия Онлайн
Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда
9 hours ago · From Россия Онлайн
Тайны "Кремлевского дела" 1935 года и судьба Авеля Енукидзе
Catalog: Медицина 
9 hours ago · From Россия Онлайн
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
В статье представлена главная идея науки имиджелогии – как особой науке о человеке - главной целью, которой, является самореализация личности. В статье рассмотрен анализ и современное понятие определений “имидж”, “профессиональный имидж”, «профессионально-имиджевый потенциал» “имидж педагога”. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод, что сущность понятия “имидж” представлен через категории: “образ”, “мысль”, “суждение”, “представление”, “развитие” и другие. В статье раскрыт психолого-педагогический аспект формирования имиджа в профессиональной деятельности педагога, с точки зрения раскрытия профессионально-имиджевого потенциала учителя начального образования.
Возвращение в историю. "...Всегда любезный, всегда молчаливый товарищ" 1
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Февральская революция и права солдат. Опыт источниковедческого исследования
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.
Студенческое "Прошение на имя государя" осенью 1861 года
Catalog: История 
2 days ago · From Россия Онлайн
Рабочие Урала в 1914-1922 годах
Catalog: Экономика 
2 days ago · From Вacилий П.
Князь Владимир Петрович Мещерский
Catalog: История 
2 days ago · From Вacилий П.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones