Libmonster ID: RU-15653

Теме политики нейтралитета Соединенных Штатов Америки в 30-е годы XX в. в историографии уделено достаточно много внимания. В первую очередь следует отметить работы Д. Г. Наджафова "Нейтралитет США 1935 - 1941" и "Народ США - против войны и фашизма"1. Автор в своих исследованиях использовал широкую источниковедческую базу и дал глубокий анализ внешнеполитического курса правящих кругов Соединенных Штатов. "Провозглашенной целью нейтралитета было желание уберечь страну от участия в любых будущих войнах. Однако выжидательная стратегия ведущей капиталистической державы мира, продиктованная национальным эгоизмом, не уберегла ее от войны", - делает вывод автор2. В третьем томе "Истории США" дана детальная и объективная характеристика политике нейтралитета накануне Второй мировой войны. "Для оценки американской позиции в приближавшемся мировом конфликте решающее значение имело то, что США отказались от радикального изменения или отмены закона о нейтралитете", - отмечают авторы издания3. Внутриполитической борьбе в США по вопросам внешней политики накануне Второй мировой войны посвящена работа Н. И. Егоровой. В ней говорится о том, что американские правящие круги в политике нейтралитета нашли удобную форму для решения вопросов европейской политики4. Подробно рассмотрена политика Ф. Д. Рузвельта в отношении нейтралитета и последующего отказа от него в книге В. Л. Малькова. Используя обширный круг источников, автор анализирует не только позицию президента, но и его оппонентов, а также мотивы, которыми они руководствовались5.

Разногласия в правящих кругах США по вопросу нейтралитета породили острые споры в американской исторической науке. Идейной основой политики нейтралитета послужила концепция о невмешательстве в европейские конфликты, которую обосновал известный американский историк Ч. Бирд. В годы экономического кризиса Бирд был активным сторонником взглядов изоляционистов. В работах "Дьявольская теория войны", "Открытая дверь в доме", "Американская внешняя политика в 1932 - 1940" Бирд подвергает резкой критике политику правительства Рузвельта. В международных коллективных законах и договорах он видел "начало всех войн и помеху для процветания Соединенных Штатов", остро критикуя администрацию Рузвельта за эмбарго на экспорт оружия, так как видел в этом акте сотрудничество с другими странами6.


Бурова Татьяна Терентьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Томского государственного университета.

1 Наджафов Д. Г. Нейтралитет США 1935 - 1941. М., 1990; его же. Народ США против войны и фашизма. М., 1969.

2 Нейтралитет США 1935 - 1941. М., 1990, с. 202.

3 История США. Под ред. Г. Н. Севостьянова, т. 3. М., 1983, с. 316.

4 Егорова Н. И. Изоляционизм и европейская политика США 1933 - 1941. М., 1996.

5 Мальков В. Л. Великий Рузвельт. Лис в львиной шкуре. М., 2011, гл. IV-VIII.

6 Beard Ch. The Devil Theory of War. New York, 1935; idem. The Open Door at Home. New York, p. 112 - 130; idem. American Foreign Policy in the Making 1932 - 1940. New Haven. 1946, p. 180 - 181.

стр. 176

С ревизионистских позиций к событиям 1933 - 1941 гг. подходит историк более радикального направления изоляционистов Ч. Тэнзилл. По его мнению, "правительство Рузвельта упрямо держалось формулы войны, но не мира". Он оправдывает территориальные захваты Германии и Италии как насущную необходимость для этих государств7.

Перу профессора Техасского университета Р. Дивайна принадлежит книга "Иллюзия нейтралитета"8. Само название говорит о замыслах автора. В книге много места отводится дебатам в конгрессе, но не вскрываются истинные экономические и политические причины, которые способствовали принятию закона о нейтралитете. Ф. Тейлор рассматривает позицию США в период гражданской войны в Испании с позиций школы "реальной политики" и оценивает политику нейтралитета как непростительную ошибку правительства Рузвельта9. Бывший экономический советник госдепартамента Г. Фейс в исследовании "Три международных эпизода", оперируя статистическими данными, делает вывод о том, что поставки стратегического сырья США оказывали прямую поддержку странам-агрессорам10. А. Бринкли подтверждает мысль о том, что представители финансового капитала США накануне Второй мировой войны руководствовались интересами бизнеса11.

Предыстория Второй мировой войны продолжает оставаться одной из актуальных проблем, потому что ее изучение имеет значение не только для выяснения причин и обстоятельств, но и для извлечения из опыта прошлого определенных уроков для настоящего и будущего. Вторую мировую войну развязали государства агрессивного блока во главе с гитлеровской Германией. Геополитические планы Германии, Италии и Японии обострили экономические, политические и территориальные противоречия. Правящие круги США, Англии и Франции, выступая за традиционные буржуазно-демократические ценности, стали на путь политики нейтралитета и невмешательства в это сложное время.

Накануне итало-эфиопского кризиса 31 августа 1935 г. был принят закон о нейтралитете. Критика политики нейтралитета в конгрессе началась еще до принятия закона. В законодательном органе США по вопросу нейтралитета сложилось три направления, которые вели острую борьбу. Консервативная верхушка монополистического капитала, так называемые изоляционисты, были связаны экономически с Германией и Италией и оправдывали их экспансионистские планы в Европе. Второе направление составляли интернационалисты. Среди них значительную роль играла либеральная верхушка американской буржуазии. Изоляционисты и интернационалисты имели общую социальную основу и преследовали определенные цели, защищая свои интересы. По некоторым внешнеполитическим вопросам не всегда можно установить различие между ними. Третье направление - демократическое, представителями которого являлись конгрессмены от фермерско-рабочей партии. Сложившиеся три направления в законодательном органе США были обусловлены как внутренними факторами, так и внешними. Мировой экономический кризис, реформы "нового курса", социальные процессы, а также борьба за передел сфер влияния со стороны Германии, Италии и Японии.

Борьба в конгрессе США имела прагматический смысл для представителей правящей элиты. Первая статья в проекте закона о нейтралитете гласила о запрете экспорта оружия, боеприпасов и военного снаряжения из США в воюющие страны12. Статья об


7 Tansill Ch. Back Door to War. The Roosevelt Foreign Policy 1933 - 1941. Chicago, 1952, p. 169, 262.

8 Divine R. The Illusion of Neutrality. Chicago - London, 1968.

9 Taylor F. The United States and tht Spanish Civil War. New York, 1956.

10 Feis H. Three International Episodes. New York, 1947.

11 Brinkley A. A Concise History of the American People. New York, 1997, p. 739.

12 Peace and War United States Foreign Policy 1931 - 1941. Washington, 1943, p. 266 - 267 (Peace and War).

стр. 177

обязательном эмбарго на экспорт оружия одинаково должна была применяться как к стране-агрессору, так и жертве агрессии. Таким образом, в законопроекте была заложена основа, которая противоречила здравому смыслу и способствовала интересам стран, ставшим на путь захватнических войн Германии, Италии и Японии. Во времена обсуждения законопроекта назревал итало-эфиопский кризис. В палате представителей в связи с итало-эфиопским конфликтом республиканец из штата Нью-Йорк Уодсворт заявил: "Философия законопроекта предполагает, что слабые страны не будут иметь возможности покупать оружие для своей страны. Нет двух войн, похожих в их начале, нет двух войн, похожих по условиям и результатам. Предполагаемый законопроект приглашает сильные страны к захвату слабых"13.

Резкой критике законопроект подвергся со стороны конгрессмена Натсона. По его словам, предлагаемый законопроект о нейтралитете будет способствовать тому, что через 50 лет все слаборазвитые страны потеряют свою независимость, поскольку мы на стороне сильных государств. "Африка сегодня является первым актом войны, и мы отказываемся продавать народу Эфиопии оружие для сохранения свободы и независимости", - сделал вывод Натсон14.

23 августа 1935 г. в палате представителей состоялось голосование. За предложенный проект проголосовало 211 конгрессменов, против - 83, 136 не приняли участия в голосовании. Итоги голосования свидетельствуют о разных точках зрения15. 24 августа законопроект был передан на окончательное утверждение в сенат. Дебаты в сенате были недолгими, но острыми. Сенатор Т. Коннэлли, представлявший лагерь интернационалистов, высказался за принятие закона, но только на шесть месяцев, потому что, по его мнению, закон не помогает делу мира. Коннэлли подверг критике первую статью законопроекта, которая лишала президента возможности маневрировать во внешнеполитических делах во время войны. "Принимая этот закон, - подчеркнул сенатор, - мы не делаем различия между страной-агрессором и жертвой агрессии, следовательно, способствуем полному триумфу агрессора". Только два сенатора - демократы Бэнкхед и Герри голосовали против резолюции о нейтралитете16.

31 августа 1935 г. президент подписал закон о нейтралитете, оформленный в виде совместной резолюции сената и палаты представителей. Закон гласил: "В случае возникновения войны или в ходе ее между двумя или несколькими странами президент должен объявить об данном факте; после этого будет считаться незаконным экспорт оружия, боеприпасов и военного снаряжения из любого места США или их владений в любой порт воюющих стран". Срок действия статьи об обязательном эмбарго на торговлю оружием определялся до 29 февраля 1936 г. Закон предусматривал создание комитета по контролю над экспортом оружия и боеприпасов под руководством государственного секретаря в составе министров торговли, финансов, морского и военного. Запрещалось перевозить вооружение воюющим странам на американских судах и подводных лодках воюющих стран в территориальные воды США. Разрешалось американским гражданам плавать на кораблях воюющих стран на свой страх и риск17.

После принятия конгрессом США закона о нейтралитете итало-эфиопский кризис в октябре 1935 г. перерос в войну. В законодательном органе Соединенных Штатов понимали, что идет передел мира. "Муссолини стремится сделать Средиземное море своим [внутренним] озером и контролировать не только африканские, но и европейские страны"18.

Гражданская война в Испании привела к расширению агрессии со стороны Германии и Италии. Рузвельт обратился 6 января 1937 г. с посланием к конгрессу, в ко-


13 Congressional Record 74, v. 79, pt. 13, 1935, p. 14356 - 14358.

14 Ibid., p. 1468 - 1469.

15 Ibid., p. 14370.

16 Congressional Record 74, v.79, pt. 13, 1935, p. 14371 - 14432.

17 Peace and War, p. 266 - 271.

18 Congressional Record 75, v. 83, pt. 1, 1938, p. 91 - 94.

стр. 178

тором заявил о дополнении к закону о нейтралитете в связи с событиями в Испании. Закон о нейтралитете был дополнен статьей о запрете экспорта оружия, боеприпасов и военного снаряжения из любого места США для обеих воюющих стран. Резолюция об эмбарго на экспорт оружия, боеприпасов и военного снаряжения 8 января 1937 г. была подписана президентом19. Статья была явно направлена против законного республиканского правительства Испании, мятежники же de facto признавались воюющей стороной.

Интервенция Германии и Италии в Испанию усугубляла положение республиканского правительства. Германия и Италия могли покупать оружие и военные материалы в Соединенных Штатах и передавать мятежникам. Такое дополнение закона о нейтралитете нарушало международное право и Мадридский договор, заключенный в 1902 г. между США и Испанией.

Группа конгрессменов демократического направления от фермерско-рабочей партии осудила политику правительства и конгресса, занятую по отношению к Испанской республике. Конгрессмены в палате представителей заявили, что нейтралитет не может "удержать Америку вне войны", "нейтралитет не есть абсолютная гарантия мира", "нейтралитет, по существу, способствует агрессорам совершать свои действия в Испании. Несколько месяцев назад мы видели итальянскую армию в Эфиопии. Теперь итальянские части осаждают Мадрид и хозяйничают на территории Испании. Соединенные Штаты аннулировали 75% долга Италии, тем самым дали возможность фашистам увеличить свою армию в четыре раза"20.

Антифашистское движение в стране и во всем мире оказало влияние на характер выступления многих членов конгресса. Представитель фермерско-рабочей партии Дж. Бернард в своем выступлении 16 марта 1937 г. отметил, что закон о нейтралитете не определяет страну-агрессора и жертву агрессии. Он заявил, что народ Америки не безучастен к испанским событиям. "Тысячи пар обуви, сделанные руками американских рабочих, посланы республиканской Испании. Своим испанским братьям рабочие отправили медикаменты, амбулатории". Дж. Бернар политику нейтралитета назвал преступлением против испанского народа. Он потребовал от президента США запретить экспорт оружия, боеприпасов и военного снаряжения в Германию и Италию21. Выступление Бернара вызвало широкую поддержку среди антифашистски настроенных масс американского народа и прогрессивной прессы страны.

В политических и дипломатических кругах Германии и Италии внимательно следили за действиями правящих кругов США и делали выводы о том, что сопротивление их экономическим и экспансионистским планам находит отклик в определенных кругах страны.

Срок действия закона о нейтралитете истекал, и 1 мая 1937 г. вступил в силу новый закон. Новый закон о нейтралитете состоял из 15 статей. Первая статья закона подтверждала положение о запрещении экспорта оружия и предоставлении займов воюющим странам. По-новому звучала статья о гражданских войнах. Если в январском варианте 1937 г. она предусматривала только случай войны в Испании, то теперь она распространялась на все гражданские войны. Этим пунктом США узаконивали экономическое и военное покровительство государствам Нового Света и усиливали дух панамериканизма в западном полушарии. Закон 1937 г., как и предыдущие акты, не запрещал продажу стратегического сырья. Торговля со всеми странами, в том числе и с воюющими, предусматривалась по принципу "cash and carry" ("плати и вези"). Суть этого принципа заключалась в том, что страны закупали в Соединенных Штатах военные материалы, оборудование, сырье, оплачивали наличными и вывозили на собственных судах22.


19 Congressional Record 75, v. 81, pt. 1, 1937, p. 84 - 91.

20 Ibid., pt. 2,3, 1937, p. 2289 - 2290, 3946.

21 Ibid., pt. 2, 1937, p. 2291 - 2293.

22 Peace and War, p. 355 - 365.

стр. 179

Формула "cash and carry" была предложена представителем финансового капитала Б. Барухом. Принцип "cash and carry" благоприятствовал странам, которые обладали большим флотом. Барух обосновал всю выгоду принципа "cash and carry" для США. "Современная борьба - это не только борьба между армиями, но и между экономическими системами. Экономическая стратегия не менее важна, чем военная стратегия. Даже короткая торговая изоляция может нанести серьезный вред Соединенным Штатам", - заявил Барух23.

Принцип "cash and carry" способствовал укреплению американо-англо-французских отношений, но его использовали и страны агрессивного блока. "Cash and carry" был выгодным компромиссом для американского бизнеса на мировом уровне и на уровне представителей изоляционистов и интернационалистов. Барух подчеркивал, что принцип "cash and carry" как стратегический метод сохранит систему и экономическую коммерцию Соединенных Штатов в рамках закона о нейтралитете24.

Этот принцип оправдал себя. В материалах конгресса было отмечено, что 1937 г. закончился благоприятным торговым балансом в 261 597 тыс. долл. по сравнению с балансом 1936 г., который составлял 33 млн. долл. За год торговый баланс США увеличился почти в 8 раз. Возрос экспорт и военных материалов по сравнению с 1935 - 1936 гг. В 1937 г. он достиг 776 084 млн. долл.25

Определенные группы торгово-промышленного капитала осуждали формулу "cash and carry" и выражали недовольство. Критика принципа "cash and carry" пришла от судовладельцев и трансатлантических компаний США, которые лишены были права перевозить товары на своих кораблях. Сенатор Р. Тафт, представитель изоляционистского направления, констатировал, что 90% американских товаров в Европу доставляют иностранные суда и только 5% американских судовладельческих компаний участвуют в международных торговых операциях26. Изоляционисты критиковали принцип "cash and carry" за то, что он усиливал власть президента в связи с его правом вводить этот принцип. Таким образом, критика политики нейтралитета исходила и от изоляционистов, когда затрагивались их коммерческие интересы. И тем не менее в принципе "cash and carry" в рамках политики нейтралитета была заложена идея экономического глобализма США.

Летом 1937 г. группа конгрессменов во главе с Коннэлли внесла в палату представителей резолюцию под N 390 о признании Германии и Италии в состоянии войны и применении к ним эмбарго по закону о нейтралитете27. Политика нейтралитета и невмешательства не способствовала ограничению агрессивных актов со стороны Германии, Италии.

В марте 1938 г. фашистская Германия аннексировала Австрию. Австрия перестала существовать как независимое государство. Задолго до присоединения Германией Австрии проблема аншлюса обсуждалась в конгрессе США. В феврале и в первых числах марта 1938 г. в палату представителей были внесены резолюции под N 584 и N 613, в которых высказывалось мнение о запрете экспорта оружия, военных материалов из США в Германию и Италию, и отмене закона о нейтралитете28.

В ночь с 11 на 12 марта 1938 г. по приказу Гитлера Австрия была оккупирована германскими войсками. 16 марта 1938 г. правительство США приняло решение о закрытии посольства и открытии своего генерального консульства в Вене. Тем самым американское правительство de facto признало аншлюс Австрии через три дня после ее оккупации Германией.


23 Current History, June 1936, p. 32 - 35.

24 Congressional Record 76, v. 84, pt 12, 1939, Appendix, p. 51 - 81.

25 Congressional Record 75, v. 83, pt. 9, 1939, Appendix, p. 416 - 417.

26 Congressional Record 75, v. 85, pt. 1, 1939, p. 792.

27 Congressional Record 75, v. 81, pt. 10, 1937, Appendix, p. 1392 - 1393.

28 Congressional Record 75, v. 83, pt. 2, 3, 1938, p. 1382, 3226.

стр. 180

Выступая в конгрессе, сенатор У. Бора 26 апреля 1938 г. заявил: "Вхождение Австрии под начало Германии было неизбежным. Австрия всегда зависела от других стран. Австрийский вопрос не должен нас беспокоить"29. Член палаты представителей Коффи признавая ответственность США за действия агрессоров, отметил, что "закон о нейтралитете вводит мир в заблуждение, не несет конструктивной политики и слишком удобен для фашистских стран"30.

После аншлюса Австрии наступила очередь Чехословакии. В американской прессе, дипломатических кругах, в конгрессе США широко дискутировался чехословацкий вопрос. Журнал "Foreign Policy Reports" 15 марта 1938 г. писал: "Германия стремится исправить несправедливость Первой мировой войны. События, развертывающиеся в Чехословакии и центре Европы, ведут к решению проблем не только экономических, но и политических". Оправдывая позицию правящих кругов Англии и Франции, автор утверждал, что стремление этих кругов заключается в сохранении мира. Англо-французское участие в урегулировании чехословацкой проблемы предусматривает экономическое присутствие Германии в этом регионе, но не политическую гегемонию31. Чем закончилось это урегулирование, известно: 29 сентября 1938 г. в Мюнхене главами правительств Германии, Италии, Англии и Франции было подписано соглашение, в соответствии с которым Чехословакии надлежало передать Германии Судетскую область и пограничные районы. Указанная территория Чехословакии должна была быть очищена в срок с 1 по 10 октября32.

Мюнхенское соглашение подвергалось критике в американском конгрессе. Сенатор У. Кинг с возмущением подчеркнул, что "представители Англии и Франции заявляют о своих демократических принципах, но что демократического в процедуре Мюнхена? Четыре человека без участия парламентов решали судьбу Чехословакии". Гитлер и Муссолини не сомневались, что ни Чемберлен, ни Даладье не будут защищать Чехословакию от нацистов. "Мюнхенский кризис это - не просто конфликт в Центральной Европе. Поставлен вопрос о гегемонии Германии. Сотни и тысячи немцев не желают жить под "благословенным" гитлеровским режимом. В Мюнхене была уничтожена чехословацкая независимость. Мы знаем, что это не конец. Завтра может наступить очередь Польши, Югославии, Венгрии. Такая участь ждет другие государства, если демократические страны не остановят это насилие. Мы не должны быть нейтральными"33. Сенатор М. Логан от штата Кентукки поддержал заявление Кинга и требовал пересмотреть политику нейтралитета34.

Но существовало и другое мнение. В материалах конгресса была помещена статья под названием "Мировая миссия Соединенных Штатов", в которой отмечалось, что Германия должна осуществлять контроль в Центральной и Восточной Европе, на территории с населением 120 млн. человек от Северного, Балтийского и Черного морей. Италия должна стать повелительницей Средиземноморья. Это обеспечит Германию и Италию человеческими и материальными ресурсами. Миссия Америки состоит в гарантировании собственного бизнеса и спасении белой цивилизации35. Тем не менее Мюнхенское соглашение показало правящим кругам США, что это чревато серьезными последствиями для Соединенных Штатов. Необходимо было менять внешнеполитический курс.


29 Ibid., pt. 5, 1938, p. 5782.

30 Ibid., pt. 9, 1938, Appendix, p. 252.

31 Foreign Policy Reports, March 15, 1938, p. 2 - 12.

32 Новые документы из истории Мюнхена. М., 1958, с. 156 - 159. В марте 1939 г. Германия, нарушив Мюнхенское соглашение, оккупировала Чехословакию. Территория Богемии и Моравии была объявлена протекторатом.

33 Congressional Record 76, v. 84, pt. 4, 3, 1939, Appendix, p. 4201, 4200 - 4203, 2914.

34 Ibid., v. 84, pt. 11, 1939, Appendix, p. 878 - 879.

35 Congressional Record 76, v. 84, pt. 12, 1939, Appendix, p. 1395 - 1396.

стр. 181

4 января 1939 г. Рузвельт обратился с посланием к конгрессу, в котором заявил, что идет подготовка к войне. США приходится сталкиваться с новыми угрозами экономической и военной агрессии. "Всё это создает непосредственную опасность для Соединенных Штатов. Мы убеждены, что наш закон о нейтралитете может оказать содействие агрессору"36. Президент поставил вопрос об изменении закона о нейтралитете, который уравнивает агрессора и жертву агрессии. Экономическая и военная экспансия Германии, Италии и Японии заставили Рузвельта посмотреть на политику нейтралитета с позиции интересов не только жертв агрессии, но и безопасности своей страны.

После выступления Рузвельта убежденный сторонник нейтралитета американский историк Ч. Бирд (см. о нем выше) опубликовал статью под названием "Пересмотрим ли мы позицию нейтралитета?" В ней Бирд обвинял президента в проведении политики коллективной безопасности, сотрудничестве с Лигой Наций, усилении власти президента и ограничении деятельности конгресса: "Мы не должны спасать Европу от ее собственной истории", - заключал Бирд37.

Ответом на его вопрос было выступление конгрессмена Р. Монтана от штата Луизиана. Монтана заострил внимание на стратегических планах Германии. "Тоталитарные страны на марше. Западная Европа повержена. Южная Америка может быть следующим вариантом для колонизации с ее естественными ресурсами. Тоталитарные режимы стремятся стать хозяевами в Атлантике, Сингапуре и на Тихом океане". Конгрессмен закончил свое выступление словами: "Нам необходимо предупредить американский Мюнхен"38.

Германия, Италия и Япония стремились овладеть рынками сбыта и мировыми ресурсами. Правящие круги Америки понимали, что экспансия тоталитарных режимов была направлена не только против малых стран Европы, но и традиционных американских сфер влияния. Политика, основанная на законе о нейтралитете, не удовлетворяла определенные торгово-промышленные и финансовые круги Соединенных Штатов. Германская экономическая экспансия угрожала интересам США в Западном полушарии. Кредиты Германии были сведены к нулю. Она использовала бартерные соглашения с латиноамериканскими странами. За сырье латиноамериканские страны получали марки, которые в любое время могли быть блокированы в Германии. Американские капиталовложения в Латинской Америке составляли 4,5 млрд. долл. Из них 3 млрд. инвестиций составляла собственность и около 1300 млн. находилось в облигациях латиноамериканских правительств, городов и корпораций39.

В конгресс за короткий период было внесено 23 резолюции по закону о нейтралитете. Сенатор-демократ от штата Юта Э. Томас, член сенатского комитета по иностранным делам, внес в сенат проект резолюции N 67, в которой предлагалась поправка к закону о нейтралитете об эмбарго на поставки оружия стране-агрессору и определение страны - жертвы агрессии40. Конгрессмен отмечал, что политика нейтралитета способствует росту агрессии в мире и практически не защищает интересы и безопасность США.

1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. Рузвельт 3 сентября выступил по радио с речью, которая транслировалась по всей стране, а также за границей. Рузвельт отметил, что, когда мир нарушен где-либо, мир во всех странах находится в опасности. Он подчеркнул, что в правительстве США идет разработка закона о нейтралитете. "Наш нейтралитет будет истинным нейтралитетом". 5 сентября президент провозгласил о вступлении в силу закона о нейтралитете 1937 г. Рузвельт дал понять, что следует пересмотреть закон для усиления англо-французского сотрудничества.


36 Ibid., pt. 1, 1939, p. 75 - 76.

37 Ibid., pt. 11, 1939, Appendix, 260, 723.

38 Congressional Record 76, v. 84, pt. 11, 1939, Appendix, p. 823.

39 Ibid., p. 996 - 997.

40 Ibid., pt. 2, 11, 1939, Appendix, p. 1347,951.

стр. 182

В стране было объявлено чрезвычайное положение с целью расширения полномочий президента41.

На внеочередной сессии конгресса 31 октября 1939 г. Рузвельт настаивал на отмене эмбарго на вывоз оружия, указывая на то, что закон в его нынешней форме противоречит исторической политике США. Президент отмечал, что отмена эмбарго на вывоз оружия будет отвечать подлинному нейтралитету в современных условиях42.

Перед правительством США стояла задача приспособить концепцию нейтралитета к новым условиям, учитывая расстановку сил, как внутри страны, так и в условиях начавшейся войны. В октябре 1939 г. шло бурное обсуждение закона о нейтралитете в конгрессе США. Сторонники нейтралитета Бора, Вандерберг, Тафт, Кларк образовали блок и выступили против отмены эмбарго на оружие. Их взгляды озвучил сенатор Бора, отметив, что "оружие - источник конфликта, которое приведет к войне". Кларк обратил внимание на то, что "отмена эмбарго на оружие преследует оказание помощи Англии и Франции и защиту их колониальных интересов". Представители торгово-промышленных монополий, связанных с Германией, "выражали недовольство тем, что эмбарго будет направлено против Германии"43.

Выступая против отмены эмбарго на экспорт оружия, сенатор из Южной Дакоты фактически оправдывал политику Гитлера. "Гитлер не угрожает США, он стремится к воссоединению германских земель, которые были незаконно отторгнуты от Германии во время Первой мировой войны. Если статья об эмбарго на оружие не будет изменена, правительства Англии и Франции не получат помощи от США и будут вынуждены заключить мир с Германией. Польше придется уступить Германии Данцинг и мир в Европе будет восстановлен"44.

За дискуссией об отмене эмбарго на оружие в конгрессе внимательно следили в Германии. Об этом свидетельствует сообщение германского поверенного в Вашингтоне 24 сентября 1939 г. Г. Томсена в Берлин: "Изоляционисты за сохранение эмбарго на оружие. Это, по их мнению, уменьшает шансы для вступления США в войну. Их аргументы работают на нас и создают благоприятные возможности для Германии в решении международных вопросов"45.

Сенатор от демократической партии Коннэлли, отвечая оппонентам, опроверг их тезис о том, что продажа оружия воюющим странам противоречит международному законодательству. "Изменение статьи об эмбарго является нашим внутренне государственным делом. Международное законодательство предусматривает продажу оружия воюющим странам. Отмена эмбарго на экспорт оружия является необходимой мерой для Соединенных Штатов"46.

Председатель сенатского комитета по иностранным делам К. Питмен заявил, что отмена эмбарго на вывоз оружия предоставляет воюющим странам право вывозить его на собственном транспорте, т.е. признать принцип "cash and carry". Президент имел право определять военные зоны и запрещать американским судам находиться в них, гражданам США путешествовать на судах воюющих стран, осуществлять сбор средств и займы в Соединенных Штатах для воюющих стран. Однако президент имел право представлять воюющим странам коммерческие краткосрочные кредиты сроком не более чем на 90 дней. В то же время президент был обязан два раза в год ставить в известность конгресс о предоставляемых краткосрочных кредитах воюющим странам.


41 The Public Papers and Addresses of Franklin D. Roosevelt, v. 8, New York, 1938 - 1950, p. 460 - 483.

42 Congressional Record 76, v. 85, pt. 11, 1939, p. 10 - 12.

43 Congressional Record 76, v. 85, pt. 1, 1939, p. 66 - 70, 279, 630.

44 Ibid., p. 301 - 315.

45 Document on German Foreign Policy 1918 - 1945. Series D, v. 13. Washington, 1954, p. 91, 127.

46 Congressional Record 76, v. 85, pt. 1, 1939, p. 84 - 92.

стр. 183

Вышеперечисленные мероприятия не распространялись на американские республики в случае их войны с неамериканскими странами47.

Сенатор от штата Северная Каролина Дж. Бэйли высказал свое возражение против принципа "cash and carry", доказывая, что международные трансатлантические линии будут закрыты для грузовых и пассажирских кораблей, и США станут жертвой ситуации. Член палаты представителей Форд, наоборот, выступил в поддержку принципа "cash and carry", отметив, что эта политика будет способствовать росту бизнеса и расширению экономических и политических связей во время войны и после ее окончания48.

Деловые круги практически стремились извлечь уроки из событий Первой мировой войны, которая принесла им миллиарды долларов, и теперь они прикидывали, что может принести Соединенным Штатам война, развязанная Германией. Таким образом, как изоляционисты, так и интернационалисты в своих действиях руководствовались не только моральными принципами.

Правящие круги США стремились использовать экономическое и территориальное влияние не только за счет своих соперников, но и за счет будущих союзников. Сенатор-республиканец Дж. Лэндис и сенатор-демократ Р. Рейнолдс констатировали, что отмена эмбарго на поставки оружия благоприятствует интересам Англии и Франции, поэтому следует потребовать передать Соединенным Штатам принадлежащие им в западном полушарии острова в Карибском море. Если Англия и Франция не согласятся передать их по доброй воле для использования в качестве американских военно-морских баз, то следует захватить их силой. В счет уплаты долгов от Англии требовали Бермудские, Багамские острова и Тринидад49.

Несмотря на все усилия изоляционистов в защите своих идей, в их блоке уже не было былого единства. Некоторые конгрессмены из лагеря изоляционистов стали открыто поддерживать программу администрации. Это объяснялось еще и тем, что правительство Рузвельта заняло более решительную позицию в вопросе об эмбарго.

Международная обстановка обусловила динамику решений и действий правительства США. Предварительно вопрос о продаже оружия воюющим странам обсуждался в комитете сенатской комиссии по иностранным делам. Рузвельт провел ряд официальных и неофициальных встреч с сенаторами и членами палаты представителей - как демократами, так и республиканцами. Сенаторы Тафт и Уайт, которые раньше не допускали мысли о пересмотре закона о нейтралитете, предварительно высказались за идею отмены эмбарго на продажу оружия. 3 ноября 1939 г. прошло голосование за окончательную формулировку закона об отмене запрета на продажу оружия.

В палате представителей за отмену эмбарго проголосовали 243 конгресмена, против - 172. В сенате за отмену - 55 сенаторов, против отмены - 24. Из них за отмену эмбарго голосовало 48 демократов, 6 республиканцев и один от независимой партии. Против голосовало 7 демократов, 14 республиканцев, 2 от фермерско-рабочей партии и 1 прогрессист. Таким образом, в сенате и палате представителей налицо были противоположные точки зрения, как среди демократов, так и среди республиканцев50.

4 ноября 1939 г. Рузвельт подписал с новыми дополнениями закон о нейтралитете, который расширял англо-французское сотрудничество. В стране было объявлено чрезвычайное положение с целью увеличения полномочий президента51. Закон предоставлял президенту право признавать наличие состояния войны, определять воюющие стороны; разрешал продажу воюющим странам боеприпасы за наличный расчет и перевозить их на не американских судах по принципу "cash and carry". Американским судам запрещалось перевозить товары и пассажиров в порты воюющих стран, за ис-


47 Ibid., p. 48 - 63.

48 Ibid., p. 248, 766.

49 Congressional Record 76. v. 85, pt 1, 1939, p. 602 - 603.

50 Ibid., pt. 2, 1939, p. 1356 - 1389.

51 Public Papers, v. 8, 1939, p. 460 - 489.

стр. 184

ключением некоторых портов в Атлантическом океане. Президент определял военные зоны, в которые запрещалось заходить американским судам и вооружение торговых судов. Запрещалось предоставлять займы и кредиты воюющим странам. Президент имел право регулировать заход и отплытие подводных лодок и вооруженных торговых судов в американские порты52. По существу этот закон о нейтралитете решал вопрос о помощи и продаже оружия Англии и Франции. Горячими сторонниками отмены эмбарго на экспорт оружия были представители военных монополий. Не участвуя в войне, США оказывали военно-экономическую помощь Англии и Франции. Таким образом, стратегия Соединенных Штатов на начальном этапе Второй мировой войны состояла в укреплении обороноспособности страны и сохранении ее безопасности путем поддержки своих союзников. В правительстве США шла разработка программы по оказанию помощи союзникам. В начале 1941 г. началось обсуждение этой программы в конгрессе. Программа ленд-лиза была серьезным отступлением от политики нейтралитета. Интернационалисты стремились оказать помощь странам, борющимся с Германией, и прежде всего Англии. Система ленд-лиза предполагала передачу США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасы, стратегическое сырье, продовольствие странам-союзникам. Военный министр Г. Стимсон выступил по американскому радио на предмет помощи по программе ленд-лиза и заявил, "что 13 европейских стран находятся под контролем Германии и призвал оказать помощь Англии, так как это в интересах Соединенных Штатов". Программа ленд-лиза была серьезным отступлением от политики нейтралитета53.

Правящие круги США понимали, что почти вся Европа работала на Германию, военная промышленность которой была направлена на осуществление ее экспансионистских планов. В связи с этим сенатор от штата Оклахома Дж. Ли обратил внимание конгрессменов на то, что "результат современной войны определяет военно-промышленный потенциал. Ни США, ни Англия пока не обладают потенциалом, равным германскому. В то же время Гитлер заявляет, что будет создавать новую Германию в западном полушарии. Сегодня мы владеем Европой, завтра - миром. Поэтому мы должны объединить ресурсы и потенциал США и Англии", - сделал вывод сенатор54.

При обсуждении законопроекта о ленд-лизе изоляционисты выступали за решение внешнеполитических вопросов на уровне конгресса и против усиления власти президента. Выступая в сенатском комитете по иностранным делам, Бирд отметил, что "размеры помощи Англии должен определять не президент, а конгресс. Президенты А. Линкольн и В. Вильсон не имели таких прав, как Ф. Рузвельт"55. Х. Джонсон охарактеризовал ленд-лиз как "билль, нарушающий традиции страны". Он критически отнесся к правительственной программе, которая в первую очередь предусматривала оказание помощи Англии. "В 1940 г. 2884 самолета были распределены следующим образом: 1934 получила Англия, 374 - другие страны, США - 576"56. В этом сенатор видел ущемление интересов США и предпочтение английским вооруженным силам.

Изоляционисты были против программы ленд-лиза, заявляя, что он является "скрытым динамитом", который нанесет вред США: "В 1776 году 13 колоний стали независимыми от Англии, теперь мы снова хотим зависеть от Англии". Представитель радикального крыла изоляционистов Ч. Линдберг заявил, что лучше не сотрудничать с Англией, а вести дружескую политику с Гитлером и установить мир с Германией57.

Конгрессмен Дж. Бейтс обосновал важность оказания помощи Англии. Он подчеркнул, что Англия находится на передней линии обороны. Английский флот препятствует установлению контроля Германии над Атлантикой. Если Англия будет раз-


52 Congressional Record 76, v. 85, pt. 1, 1939, p. 1024 - 1027.

53 Congressional Record 77, v. 87, pt. 7, 1941, p. 2196 - 2197.

54 Ibid., pt. 11, 1941, p. 960 - 962.

55 Ibid., pt. 10, 1941, Appendix, p. 625.

56 Ibid., pt. 11, 1941, Appendix, p. 826 - 828.

57 Congressional Record 77, v. 87, pt. 10, 11, 1941, Appendix, p. 1335, 1048.

стр. 185

бита, главным условием, которое поставит перед ней Германия, капитуляция флота. Без флота Англии морские силы оси превзойдут силы США почти 2 к 1. Победа Гитлера над Англией и Францией приведет морские силы США и "оси" в соотношение 1 к 458. Вот почему боеспособный английский флот - защита интересов и безопасности США. Совместно с английским флотом США могут осуществить контроль над Атлантическим и Тихим океанами. Бывший кандидат от республиканской партии на пост президента У. Уилки поддержал программу ленд-лиза и, перефразируя лозунг изоляционистов "Удержим Америку вне войны", провозгласил свой: "Удержим войну вне Америки"59.

11 марта 1941 г. программа о ленд-лизе была принята конгрессом и подписана Рузвельтом. Закон о ленд-лизе заложил основы коалиционной стратегии Второй мировой войны. По ленд-лизу передавались вооружения и военные материалы взаймы или в аренду тем странам, оборона которых имела жизненное значение для Соединенных Штатов60. США сдавали свои суда в аренду для перевозки продовольствия, военного снаряжения в порты воюющих держав для противодействия Германии. Пересмотр закона о нейтралитете, отмена 6-й и других статей, запрещавших заход американских торговых судов в военные зоны и порты воюющих стран, запрещавших вооружение американских торговых судов препятствовало США выполнять прямую роль арсенала антигитлеровского фронта. К тому же германские подводные лодки стали топить американские суда. В июне 1941 г. был потоплен в южной части атлантического океана "Робин Мур", затем были торпедированы эсминец "Кирни" и пароход "Легай".

В октябре 1941 г. Рузвельт обратился с посланием к конгрессу, в котором заявил, что со времени принятия первого закона о нейтралитете в 1935 г. международная обстановка резко изменилась. Поэтому он предложил аннулировать 6-ю статью закона от 4 ноября 1939 г., которая запрещала вооружение судов, плавающих под американским флагом и ведущих торговлю с иностранными державами. Рузвельт рекомендовал конгрессу пересмотреть другие статьи61.

После выступления президента в прессе было опубликовано заявление 100 видных деятелей республиканской партии от 40 штатов, в том числе Уилки. Он призывал коллег в конгрессе полностью отменить закон о нейтралитете, потому что нейтралитет создает угрозу безопасности США. Уилки заявил, что "миллионы республиканцев полны решимости стереть с лица республиканской партии позорное пятно лицемерия закона о нейтралитете". Конгресс США в ноябре 1941 г. принял резолюцию 237 по отмене некоторых статей закона о нейтралитете, запрещавших вооружать торговые суда и плавать в зонах военных действий. В палате представителей за отмену проголосовало 212 конгрессменов, против - 194; в сенате за отмену- 50, против- 37. Голосование в конгрессе поставило точку по отмене закона о нейтралитете62.

Споры между изоляционистами и интернационалистами в 1930-х годах определялись экономическими интересами. Видный изоляционист Кларк предложил придерживаться двух концепций, как изоляционистов, так и интернационалистов на основе закона о нейтралитете, мотивируя это тем, что 1/3 сырьевых запасов мира и 40% индустриального потенциала обладали США63.

В законе о нейтралитете первоначально была заложена идея экономической экспансии Америки. Но она не выдержала конкуренции с захватническими планами Германии, Италии и Японии. На определенном этапе закон о нейтралитете давал возможность правящим кругам США маневрировать, защищая свои экономические интересы. Война изменила соотношение сил и закон о нейтралитете стал своеобразным политическим бумерангом для Соединенных Штатов Америки.


58 Congressional Record 77, v. 87, pt. 1, 1941, p. 729, 740.

59 Ibid., p. 10, 1941, Appendix, p. 141.

60 Public Papers, v. 10, p. 450. Поставки США по ленд-лизу составили 50 692 109 тыс. долл.

61 Congressional Record 77, v. 87, pt. 7, 1941, p. 7757 - 7758.

62 Ibid., pt. 8, 1941, p. 8680, 8889.

63 Congressional Record 76, v. 84, pt. 13, 1939, Appendix, p. 2647.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/КРИТИКА-ПОЛИТИКИ-НЕЙТРАЛИТЕТА-В-КОНГРЕССЕ-США

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Россия ОнлайнContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Libmonster

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Т. Т. БУРОВА, КРИТИКА ПОЛИТИКИ НЕЙТРАЛИТЕТА В КОНГРЕССЕ США // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 14.01.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/КРИТИКА-ПОЛИТИКИ-НЕЙТРАЛИТЕТА-В-КОНГРЕССЕ-США (date of access: 11.05.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Т. Т. БУРОВА:

Т. Т. БУРОВА → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Россия Онлайн
Москва, Russia
470 views rating
14.01.2020 (483 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
Дионис, а не Аполлон был жизненным маяком великого Сократа. Dionysus, not Apollo, was the life lighthouse of the great Socrates.
Catalog: Философия 
9 hours ago · From Олег Ермаков
Стандартная модель рассматривает четыре фундаментальных взаимодействия: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. Но её курьез определяется тем, что в объективной реальности существует ещё одно фундаментальное взаимодействие, и называется оно чисто магнитным взаимодействием, ибо магнитное поле в этом взаимодействии распространяется без помощи электрических зарядов и их токов, а посредством магнитных зарядов, которые называется гравитонами.
Catalog: Физика 
Л. В. МИЛОВ. ВЕЛИКОРУССКИЙ ПАХАРЬ И ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Yesterday · From Россия Онлайн
КРЕСТЬЯНСТВО РОССИИ В ПЕРИОД ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ 1917-1920 гг. (ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
АНГЛИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ О ПОЛИТИКЕ И ДВОРЕ ЕКАТЕРИНЫ II
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Н. Е. КУТЕЙНИКОВ И А. Н. КРЫЛОВ: СПОР О ПРИЧИНАХ ГИБЕЛИ БРОНЕНОСЦА "ПЕТРОПАВЛОВСК"
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКАЯ ПЕЧАТЬ С ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ ГРАМОТЫ 1497 ГОДА
Catalog: История 
3 days ago · From Россия Онлайн
Данная книга представляет собой сборник Йога сутр (афоризмов) в стиле Веданте и Йоги, которые в свою очередь являются частью индуизма и ведической культуры в целом. Книга рассчитана на широкий круг читателей вне зависимости от веры исповедания, для людей мыслящих и ищущих. Книга не является коммерческим проектом, и я не принадлежу ни к одной коммерческой или религиозной организации. Я являюсь учителем классической йоги Павлу с 30 летним опытом духовной практики, который был инициирован в традицию школы Веданте йоги известного учителя и проповедника Свами Шивананды.
Catalog: Разное 
4 days ago · From Павел Калягин
Тяж Любви, о котором не знает наш мир. Cord of Love, which is not known to our world.
Catalog: Философия 
5 days ago · From Олег Ермаков
Кавалеры Георгиевского креста Нижние чины 10-го Кубанского пластунского батальона 1915–16 гг. (I степень №№ 1–42 480, II степень №№ 1–85 030)

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
КРИТИКА ПОЛИТИКИ НЕЙТРАЛИТЕТА В КОНГРЕССЕ США
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones