Libmonster ID: RU-14772
Автор(ы) публикации: А. А. Кокорев

Империалистические круги, военно-промышленный комплекс США, натовская военщина стремятся затормозить, повернуть вспять позитивные процессы, происходящие на мировой арене. Основную ставку они делают на раздуваемую ими гонку вооружений, которая приобрела небывалые, по существу, глобальные масштабы и представляет собой серьезную угрозу миру. Четкий классовый анализ сложившейся в мире ситуации, принципиальная оценка милитаристского курса, проводимого в международных делах администрацией Р. Рейгана, содержатся в Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Ю. В. Андропова от 28 сентября 1983 года. "Если говорить коротко, - подчеркивается в этом документе, - то это - милитаристский курс, представляющий серьезную угрозу миру. Суть его - не считаясь с интересами других государств и народов, попытаться обеспечить Соединенным Штатам Америки доминирующие позиции в мире. Именно этим целям подчинены невиданное наращивание военного потенциала США, широкомасштабные программы производства всех видов оружия - ядерного, химического, обычного" 1 .

В условиях происшедшего на рубеже 70 - 80-х годов осложнения международной обстановки, вызванного резким поворотом США и ряда других стран НАТО к политике конфронтации, Советский Союз делает все для того, чтобы отстоять мир, сдержать гонку вооружений, сохранить и упрочить плоды разрядки. Задача прекращения гонки вооружений, разоружения, разрядки стала императивом современной эпохи и условием дальнейшего прогресса человечества. Военное равновесие между СССР и США, между Организацией Варшавского Договора и НАТО является в нынешней обстановке одним из факторов мира, и попытки нарушить это равновесие ведут лишь к обострению международной обстановки. Как подчеркнул на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов, "мирному сосуществованию объективно способствует военно-стратегическое равновесие между социализмом и империализмом. Достижение этого равновесия - один из важнейших итогов последних десятилетий. Оно потребовало от нашего народа и народов других стран социалистического содружества немалых сил и средств, и мы не позволим его сломать" 2 . Не считаясь с этим, американские стратеги стремятся действовать вопреки сложившемуся в мире соотношению сил, вернуть США утраченное ими военно-стратегическое превосходство.

Гонка вооружений превращается в главное препятствие на пути прогрессивного развития человечества. Арсенал самых разрушительных в истории вооружений угрожает уже не какому-либо одному народу,


1 Правда, 29.IX.1983.

2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14 - 15 июня 1983 года. М 1983, с. 25.

стр. 49


государству или даже континенту, а всему живому на земле. Гонка вооружений в век научно-технической революции приняла скачкообразный, иногда даже непредсказуемый характер. Создаются новые и все более ужасные орудия массового уничтожения. Пентагон уже давно разрабатывает зловещие планы распространения гонки вооружений на космос. Да и обычные вооружения сегодня уже давно перешли ту грань, которая отличала их от средств массового поражения.

Сегодня человечество расходует на вооружение более 1 млн. долл. в минуту, более 1,4 млрд. долл. в день. В целом военные ассигнования поглощают примерно 5 - 6% валового национального продукта и в среднем 30% государственных бюджетов капиталистических стран 3 . Рекордсменом в расходовании средств на производство смертоносного оружия являются США. Их прямые военные расходы в общем федеральном бюджете составляли в последние годы около 30%, а с учетом всех косвенных и скрытых расходов - около 40%. За 25 лет после второй мировой войны США израсходовали на военные цели 1100 млрд. долларов.

С военной сферой так или иначе связана деятельность половины всех американских ученых и инженеров. При численности населения, составляющей 5% населения земного шара, США содержат вооруженные силы, составляющие 8% мировых, расходуют 23% мировых средств на военные цели, на их долю приходится почти треть мирового экспорта вооружений 4 . В стратегических арсеналах США к настоящему времени уже накоплено около 11 тыс. ядерных боеголовок, каждая из которых намного превосходит по своей мощности бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки. Дальнейшая гонка ядерного оружия, и прежде всего стратегического, не способна увеличить безопасность ни одной из сторон. Она может породить лишь новые угрозы, усилить взаимное недоверие и тем самым еще сильнее дестабилизировать международную обстановку. Тем не менее, в США сейчас ставят на конвейер производство все новых и новых систем этих вооружений. "А на подходе такие их виды, - говорится в Заявлении Ю. В. Андропова, - которые вообще в корне могут перевернуть представления о стратегической стабильности и о самой возможности эффективного ограничения и сокращения ядерных вооружений" 5 .

Рывки, предпринимавшиеся администрацией США в процессе гонки вооружений начиная с 1945 г., можно соотнести с соответствующими этапами развития военно-технической стороны американской внешнеполитической доктрины 6 .


3 См. Аргументы и факты, 1981, N 3, с. 32; Фарамазян Р. А. Разоружение и экономика. М. 1978, с. 79 - 80.

4 Кокорев А. "Ястребы" не унимаются... М. 1981, с. 66; World Military Expenditures and Arms Transfers, 1969 - 1978. US Arms Control and Disarmament Agency. Washington. 1980, p. 12.

5 Правда, 29.IХ.1983.

6 Анализ различных аспектов военно-политической стратегии США, их современной внешнеполитической доктрины, а также конкретных проявлений военной политики американских правящих кругов содержится в ряде работ советских ученых (см., напр.: Арбатов А. Г. Безопасность в ядерный век и политика Вашингтона. М. 1980; Рощин А. А. Международная безопасность и ядерное оружие. М. 1980; Усачев И. Г. Международная разрядка и США. М. 1980; О проблемах разоружения. М. 1980; Абаренков В. П. Устранение ядерной угрозы - веление времени. М. 1981; Ефремов А. Е. Опасный бизнес торговцев смертью: гонка вооружений и ее последствия. М. 1981; Кокошин А. А. США: за фасадом глобальной политики. М. 1981; Пядышев Б. Д. Опасность: милитаризм в политике, экономике и идеологии США. М. 1981; Цаголев Г. Н. Миллиарды на оружие. Военно-промышленный комплекс США. М. 1981; Петровский В. Ф. Разоружение: концепция, проблемы, механизмы. М. 1982; Трофименко Г. А. Военная доктрина США. М. 1982; Чазов Е. И., Ильин Л. А., Гуськова А. К. Опасность ядерной войны. Точка зрения советских ученых-медиков. М. 1982; Мельников Ю. М. Сила и бессилие: внешняя политика Вашингтона. М. 1983; Американская угроза и протест миллионов. М. 1983). В последние годы знача-

стр. 50


Первый этап гонки вооружений (1945 - 1953 гг.). Испепелившие Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 г. два атомных взрыва, которые США произвели без какой-либо военной необходимости, возвестили о появлении самого губительного в истории человечества оружия. Руководители американской ядерной программы, как выяснилось позднее, лихорадочно подгоняли ученых и инженеров, чтобы успеть сбросить атомные бомбы на Японию до прекращения военных действий. США спешили заявить о своей ядерной монополии. В планах американского военно-политического руководства СССР из союзника по антигитлеровской коалиции превратился в основного противника. В соответствии с планом "Дропшот", разработанным в 1949 г. по личному указанию президента Г. Трумэна, предусматривалось нанесение по советской территории массированных бомбовых, в том числе и ядерных, ударов 7 .

Вашингтон наращивал мощь своих ядерных сил. Эта гонка должна была материально обеспечить еще более агрессивный и жесткий внешнеполитический курс США против Советского Союза, включая и возможность прямого применения ядерного оружия 8 . Выдвинутый в 50-х годах лозунг "Паке американа" совершенно конкретно связывал американский гегемонизм, мечты о мировом господстве с милитаризмом и антикоммунизмом. Американские политологи Р. Страус-Хюпе, У. Кинтнер и С. Поссони в книге "Стратегия передовых рубежей для Америки" "обосновывали" необходимость наращивания гонки вооружений ради достижения "устойчивой стратегической ситуации", а одновременно и "возможности сломать хребет советской экономике". США, заявляли они, должны обладать постоянной "способностью к ведению всеобщей ядерной войны" 9 .

Теоретическим обоснованием курса США на гонку вооружений стала сформулированная Дж. Кеннаном "стратегия сдерживания" 10 . Этот архитектор политики "сдерживания" (которое, как им подразумевалось, прежде всего будет ядерным) рекомендовал Трумэну и государственному секретарю Дж. Маршаллу: "Соединенные Штаты не могут в обозримом будущем ожидать возможности политической близости с советским режимом. Мы должны продолжать рассматривать Советский Союз в качестве соперника, а не партнера на политической арене" п . "Сдерживание путем устрашения" и стало, в сущности, основ-


тельно пополнилась и американская литература по данной проблематике (см.: Duncan С. Politics of Arms Control. N. Y. 1979; Talbott S. Endgame -The Inside Story of SALT-II. N. Y. 1979; National Security in the 1980's from Weakness to Strength. San Francisko. 1980; Podgoretz N. The Present Danger. N. Y. 1980; Adams G. The Politics of Defense Contracting: The Iron Triangle. New Brunswick. 1981; Fallows J. National Defense. N. Y. 1981; Les Aspin Congressman. Looking of Defense Spending from the Supply Side. Washington. 1981; Rethinking the US Strategic Posture. Cambridge. 1981; Gaddis J. Strategies of Containment - A Critical Appraisal of Postwar American National Security Policy. N. Y. - Oxford. 1982; Gray C. Strategic Studies and Public Policy. Lexington. 1982).

7 Яковлев Н. Н. Силуэты Вашингтона. М. 1983, с. 117.

8 Подробнее об этом см.: Яковлев Н. Н. ЦРУ против СССР. М. 1979, с. 39 - 54.

9 Strauss-Hupe R., Kintner W., Possony S. A Forward Strategy for America. N. Y. 1961, pp. 99, 110, 291, 357.

10 Понятие "сдерживание" американские политологи применяют для обозначения двух концепций американской внешней и военной политики: а) "сдерживание" ("containment") как внешнеполитическая концепция, выдвинутая при Трумэне и в концентрированной форме воплотившая в себе агрессивную направленность внешней политики Вашингтона в тот период, и б) "сдерживание" ("deterrence") как стратегическая концепция, характерная для американской политики вообще в период после второй мировой войны. И в том и в другом случае, несмотря на используемую американскими пропагандистами "оборонительную" фразеологию, в стратегию "сдерживания" заложено стремление Пентагона к достижению военного превосходства. Главной целью этой стратегии всегда было и остается обеспечение американским правящим кругам возможности для внешней экспансии под прикрытием постоянно наращиваемой "сдерживающей силы".

11 Цит. по: Archer J. The Russians and the Americans. N. Y. 1975, pp. 131 - 132.

стр. 51


ной военно-политической стратегией США. Как указывают американские авторы, эта доктрина предусматривала в практическом плане создание и содержание совершенно определенной группировки стратегических средств, способных нанести противнику "неприемлемый ущерб" в результате первого удара со стороны США. Послевоенные американские администрации открыто провозглашали в качестве своей главной задачи "сдерживание", "отбрасывание" коммунизма вооруженным путем 12 .

США неизменно придерживались человеконенавистнической доктрины первого ядерного удара, предусматривающей, по существу, готовность к развязыванию термоядерной катастрофы. Эта линия красной нитью проходит через всю историю развития военной доктрины США с самого начала ядерного века. В соответствии с нею совершенствовались и наращивались средства доставки ядерного оружия, проводились маневры с демонстративным использованием новейшей техники. В мае 1947 г. воздушный флот, состоявший из 101 бомбардировщика "Б-29", пролетел через воздушный коридор Нью-Йорка, демонстрируя "максимальные" возможности американского ядерного арсенала. А в марте 1949 г. была совершена еще одна военная демонстрация: беспосадочный полет американского бомбардировщика "Б-50" вокруг земного шара с четырехразовой заправкой его топливом в полете 13 . Способность уничтожить потенциального противника "как жизнеспособную страну XX в." может обеспечить его "сдерживание", писали сотрудники Брукингского института А. Куанбек и А. Вуд 14 . Гонку вооружений, в том числе и атомных, оправдывали тем, что она обладает неким "сдерживающим" свойством.

Принятый при Трумэне Советом национальной безопасности (СНБ) меморандум, известный как директива СНБ-68 (1950 г.), на долгие годы стал концентрированным выражением философии политики "сдерживания", воплотившей в себе квинтэссенцию антисоветизма 15 . Фактически современные американские политологи продолжают оперировать идеями и положениями этого меморандума, в котором можно найти и тезис о "советской военной угрозе", и рекомендации вести гонку вооружений с целью "экономического изматывания" СССР и достижения военного превосходства над ним, и многое другое, к чему постоянно возвращаются и что неоднократно повторяют нынешние американские стратеги и теоретики концепции "сдерживания". О документах, подобных СНБ-68, на слушаниях в конгрессе США говорилось как о документах, помогающих "манипулировать бюджетами, создавать как интерес к новым системам оружия, так и их оправдание, а в некоторых случаях и организовывать милитаристскую шумиху с целью повести страну в определенном направлении".

В американских официальных источниках прямо говорилось, что "меморандум СНБ-68 стал движущей силой крупного наращивания военного потенциала США 50-х годов" 16 . Сегодня это признают и американские ученые: "меморандум СНБ-68 рекомендовал немедленное и крупное увеличение американских вооруженных сил и вооружений" 17 . По свидетельству С. Брауна и М. Гальперина, документ


12 См. Rudoy D W. M. Armed and Alone. The American Security Dilemma. N. Y. 1972, p. 13.

13 Polmar N. Strategic Weapons: An Introduction. N. Y. 1975, p. 12.

14 Quanbeсk A. H., Wood A. L. Modernizing the Strategic Bomber Force, Why and How. Washington. 1977, p. 67.

15 Яковлев Н. Н. Силуэты Вашингтона, с. 122 - 125.

16 Nuclear War Strategy. Hearing before the Committee on Foreign Relations. United States Senate, on Presidential Directive 59, September 16, 1980. Printed on February 18, 1981, pp. 1, 2.

17 Cox A. M. The Dynamics of Detente - How to End the Arms Race. N. Y. 1976, p, Ш.

стр. 52


СНБ-68 послужил "концептуальной основой", "схемой" для развертывания вооруженных сил США и огромного расширения их военной машины в последующие после его принятия годы 18 . К СНБ-68 восходит и тезис о прогрессирующем увеличении военных расходов США ("в чрезвычайных обстоятельствах" до уровня, составляющего "50% валового национального продукта" страны) 19 .

* Можно было бы проследить цепочку, идущую от меморандума СНБ-68 к документу "Сдерживание и выживание в ядерный век", известному как "доклад Рейтера" (50-е годы, президентство Д. Эйзенхауэра), а затем к докладу так называемой группы "Б" в 70-е годы (при Дж. Картере). Не случайно также и поразительное сходство СНБ-68 с подготовленной в Белом доме в сентябре 1979 г. директивой N 50, касающееся переговоров об ограничении вооружений. Оба документа фактически были нацелены на преуменьшение значимости переговоров о контроле над вооружениями. Что же касается самих переговоров, то американским представителям предписывалось: либо добиваться для США нереально выгодных позиций (СНБ-68), либо вести дело к тому, чтобы любые новые предложения о контроле над вооружениями соразмерялись с американскими "целями обороны и уровнем силы" (президентская директива N 50) В обоих случаях .позиция и цели США на переговорах о разоружении ставились в зависимость от долговременных внешнеполитических интересов США. "Новая ядерная стратегия Картера", изложенная в его директиве N 59, также во многом повторяла положения меморандума СНБ-68, в частности относительно возможности применения США первыми ядерного оружия против СССР.

В одном из публичных выступлений президент Р. Рейган пытался убедить аудиторию, что начиная с 1946 г. США "не шантажировали других угрозами использовать (ядерное) оружие, не использовали свою колоссальную мощь для того, чтобы завоевывать территорию, распространять свое влияние или добиваться господства". Но эти слова опровергаются фактами. В опубликованных в США секретных директивах американских администраций за период между 1945 и 1960 гг. содержатся прямые свидетельства о том, что Вашингтон с самого начала "атомного века" стремился обеспечить себе ядерное превосходство, занимался ядерным шантажом, активно готовился к ядерной войне и особенно настойчиво резервировал за собой право первым применить ядерное оружие путем нанесения массированного ядерного удара по СССР.

Меморандум СНБ-68, содержавший план развязывания войны против СССР (чтобы "раз и навсегда покончить с коммунизмом"), предусматривал самые энергичные усилия по сохранению за США монополии или же значительного превосходства в ядерных арсеналах. Начатое при Трумэне "наращивание ядерных возможностей США" было продолжено последующими американскими администрациями. В начале 50-х годов президент Эйзенхауэр в меморандуме государственному секретарю Дж. Ф. Даллесу цинично писал, что американское руководство при определенных обстоятельствах "может быть вынуждено" рассмотреть вопрос, "не состоит ли наш долг перед грядущими поколениями в том, чтобы начать войну в самый удобный для нас момент". В 1955 г. Пентагон потребовал удвоения количества стратегических бомбардировщиков (в ту пору основных средств доставки ядерного оружия к цели) 20 .


18 Цит. по: Журкин В. В. США и международно-политические кризисы. М. 1975, с. 26.

19 Acheson D. Present at the Creation. N. Y. 1969, p. 377.

20 Правда, 20.V.1983.

стр. 53


Советский Союз не работал над ядерным оружием до тех пор, пока не обнаружилось, что, с одной стороны, попытку создания этого оружия предприняла фашистская Германия, а с другой - что в глубокой тайне его создавали США. Использовав ученых из многих стран мира, США в 1945 г. создали атомную бомбу. СССР стал обладателем этого оружия только в 1949 году. И, конечно, не его вина, что ядерный джин был выпущен из бутылки. СССР с самого начала предлагал запретить и прекратить создание ядерного оружия. США на это не пошли. Напротив, они наращивали гонку ядерных вооружений. Советские предложения о запрещении использования ядерной энергии в военных целях были отвергнуты США. Перед лицом нависшей опасности СССР вынужден был укреплять свою обороноспособность. Так обстояло дело на первом этапе гонки вооружений, так было и в последующем.

Второй этап гонки вооружений можно условно соотнести с принятием в США стратегии "массированного возмездия". Временные рамки этого периода почти целиком приходятся на президентство Эйзенхауэра (1953 - 1961 гг.). США продолжали тогда основывать свою стратегию на "ядерном превосходстве", хотя создание Советским Союзом собственного ядерного оружия и внесло определенные коррективы в планы американских стратегов. Именно в эти годы Дж. Ф. Даллес, как известно, сетовал на то, что трудно будет предсказать, насколько "далеко идущее влияние на положение в мире" окажет конец атомной монополии США 21 .

То, что США были преисполнены решимости и в эти годы продолжать гонку вооружений и добиваться военного превосходства, видно хотя бы из проведенного группой ученых по инициативе Эйзенхауэра в середине 50-х годов исследования, результаты которого отражены в документе, известном как "доклад Киллиана" (тогдашнего помощника президента по науке и технике). Он содержит, в частности, предложение "с помощью технологических нововведений продолжать наращивать нашу мощь возмездия как средство сдерживания" 22 . И здесь налицо обычная для американских пропагандистов ссылка на "советскую военную угрозу". "Оборонительная" фразеология используется для прикрытия наращивания "средств сдерживания". Со ставшей уже традиционной ссылкой на необходимость обеспечения интересов "национальной безопасности" Пентагон распространял гонку вооружений на все новые и новые сферы.

Сторонники агрессивного внешнеполитического курса США не замедлили сразу же воспользоваться новыми достижениями науки и техники и приспособить их к нуждам своей политики. "До тех пор пока наша национальная безопасность будет продолжать покоиться в основном на мощи устрашающих средств, новые научные и технические достижения должны изучаться с целью определения, какие возможности и опасности они могут представить. Космос не является исключением" 23 , - подчеркнул уже тогда один из первых директоров Агентства США по контролю над вооружениями и разоружению У. Фостер. Уже на заре космической эры американская военщина заинтересовалась возможностью использования космоса в своих агрессивных целях. Фактически речь шла о распространении гонки вооружений и на эту сферу.

В начале 1954 г. Дж. Ф. Даллес "в поисках менее дорогостоящего, но более эффективного метода" "сдерживания коммунизма" объявил о "внешнеполитическом нововведении" - "применении массированного


21 Dulles J. F. War or Peace? N. Y. 1957, p. 151.

22 Killian J. R., jr. Sputnik, Scientists and Eisenhower. A Memoir of the First Special Assistant to the President for Science and Technology. Cambridge. 1977, pp. 71, 75.

23 Space: Its Impact on Man and Society. N. Y. 1965, p. 51.

стр. 54


возмездия во время и в месте по нашему собственному усмотрению", что в США было расценено как попытка их правящих кругов "сдержать революционную поступь в различных частях земного шара" 24 . Как свидетельствует один из бывших заместителей директора Агентства по контролю над вооружениями и разоружению Г. Сковилл, в течение 50-х годов "подразумеваемая угроза применения ядерного оружия первыми была фундаментальным элементом нашей внешней политики и политики национальной безопасности" 25 .

Доктрина "массированного возмездия" или "массированного ответного удара" фактически провозглашала намерение и способность США нанести внезапный массированный ядерный удар по Советскому Союзу (главным образом по его крупным городам и промышленным центрам). Речь шла о подготовке к тотальной и глобальной войне против СССР и других социалистических стран, причем основная роль отводилась в ней стратегической авиации. Как подчеркивает американский исследователь Н. Полмар, "превалирующим стратегическим взглядом" в годы президентства Трумэна было то, что бомбардировщики дальнего действия, несущие ядерное оружие, "могут победить любое государство или силу, враждебную Соединенным Штатам или противоречащую их интересам" 26 . Особое развитие получила так называемая базовая стратегия, рассчитанная на то, чтобы окружить СССР системой военных баз 27 . Сколачивается целая система агрессивных блоков. Уже в 1951 г. начальник штаба ВМС США адмирал Ф. Шерман заявлял, что одна из основных целей современной американской стратегии состоит в том, "чтобы вести войну как можно дальше от Соединенных Штатов". А председатель объединенного комитета начальников штабов адмирал А. Рэдфорд прямо угрожал социалистическим странам всеобщей ядерной войной 28 .

Незадолго до запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли, в июне 1957 г., бывший тогда главнокомандующим войсками НАТО американский генерал Л. Норстэд хвастался, что Запад располагает способностью "в течение какой-нибудь пары часов абсолютно" уничтожить советские возможности к ведению войны. О том же неоднократно говорил Эйзенхауэр 29 . Как уже отмечалось, наиболее характерным для этого этапа гонки вооружений было наращивание стратегической авиации США. В качестве предлога выдвигалось мнимое отставание США от СССР по бомбардировщикам. Была создана целая армада новых стратегических бомбардировщиков. И только после этого американская общественность обнаружила, что число советских бомбардировщиков было умышленно завышено в 3 - 4 раза 30 ! К 1959 г. численность стратегических бомбардировщиков, предназначенных для обеспечения стратегии "массированного возмездия", достигла своего пика - более 1850 единиц (1366 самолетов "Б-47" и 488 самолетов "Б-52"). К этому следует добавить целый флот разведывательных самолетов "РБ-47" (более 170 единиц) и более 1 тыс. самолетов-заправщиков "КС-97" и "КС-135". Вошли в строй и первые шесть американских МБР "Атлас" 31 .

Уместно напомнить, что именно СССР (а не США!) стал в те го-


24 Archer J. Op. cit., p. 137.

25 Sсоville H. "First Use" of Nuclear Weapons. - Arms Control Today. By the Arms Control Association, vol. 5, N 7/8, July/August 1975.

26 Polmar N. Op. cit., p. 3.

27 Подробнее см.: Слободенко А. "Базовая стратегия" - стратегия экспансии и диктата. - Международная жизнь, 1981, N 6.

28 Sсhlesinger A., jr. A Thousand Days. N. Y. 1967, p. 289.

29 Archer J. Op. cit., p. 140; Eiscnhower D. Mandate for Change, 1953- 1956. Lnd. 1963, p. 23.

30 Откуда исходит угроза миру. М. 1982, с. 6.

31 Polmar N. Op. cit., pp. 27 - 28.

стр. 55


ды пионером в области мирного использования атомной энергии. В 1954 г. в Советском Союзе была создана первая в мире атомная электростанция. В 1958 г. советские ученые и рабочие построили первое атомное судно мирного назначения - ледокол "Ленин". СССР стремился как можно шире распространить свой опыт мирного использования атомной энергии.

Третий этап гонки вооружений, как и развития военно-технической стороны американской военной доктрины, связан со стратегией "гибкого реагирования", которая появилась с приходом в Белый дом Дж. Ф. Кеннеди в 1961 году 32 . В соответствии с этой доктриной продолжалось форсированное наращивание стратегических вооружений, а также увеличение сил общего назначения в вооруженных силах США и их союзников по НАТО. Концепция "гибкого реагирования" подстегнула и гонку ракетно-ядерных вооружений. Вступив на президентский пост, Кеннеди знал, что в распоряжении ВМС США уже находились две подводные лодки с баллистическими ракетами "Поларис", а 12 других таких ракетоносцев строились на американских верфях. Тем не менее он сразу же приказал добавить к этому числу строящихся подводных лодок еще пять единиц и запросил у конгресса ассигнования на строительство дополнительных десяти ракетоносцев 33 .

Бывший министр обороны США Р. Макнамара признавал в конце 60-х годов, что "наше нынешнее численное превосходство над Советским Союзом не только больше, чем мы первоначально планировали, но и больше, чем нам требуется... Наши стратегические наступательные силы огромны. Они состоят из 1000 ракет-носителей "Минитмэн", тщательно укрытых в подземных пусковых шахтах; 41 подводной лодки с 656 ракетами-носителями "Поларис", причем большинство этих подводных лодок все время находится в погруженном состоянии, а также примерно 600 бомбардировщиков дальнего действия, приблизительно 40% которых всегда находятся в состоянии повышенной боевой готовности. Одни только наши соединения, находящиеся в полной боевой готовности, несут более 2200 единиц оружия, каждая из которых по энергии взрыва имеет тротиловый эквивалент в среднем более одной мегатонны. 400 таких единиц оружия, сброшенных на Советский Союз, было бы достаточно, чтобы уничтожить более одной трети его населения и половину его промышленности. Все эти гибкие и чрезвычайно надежные соединения оснащены устройствами, которые гарантируют прорыв советской системы обороны" 34 .

В начале 60-х годов снова были пущены в ход ссылки на мнимое, на этот раз ракетное, отставание США от СССР. Под этим предлогом США первыми приступили к массовому развертыванию МБР наземного базирования, а когда развернули более тысячи таких ракет, то пришлось признать, что "советская ракетная угроза" была преувеличена в 15 - 20 раз 35 ! Потом, как известно, последовало "отставание" США в области противоракетной обороны и т. д. И каждый раз оказывалось, что никакого отставания не было и в помине. Используя тезис об "отставании", американские политические деятели неизменно добивались от конгресса новых ассигнований Пентагону. О том, как создается такой "искусственный кризис американской безопасности" и каковы бывают последствия этого раздуваемого по заказу свыше шабаша, было аргументирование показано в одном из исследований вашингтонского Цент-


32 "Гибкость" ее состояла в том, что она предусматривала подготовку и ведение любых войн - мировых и локальных, ядерных и обычных, больших и малых. В конце 1967 г. такой же "гибкой" стала стратегия всего блока НАТО.

33 Polmar N. Op. cit, p. 42.

34 Look, 1968, September 3.

35 Откуда исходит угроза миру, с. 6.

стр. 56


pa оборонной информации 36 . "Сколько же считается достаточным?" - вопрошали тогда же в книге под таким же названием А. Энтховен и К. У. Смит, ряд лет проработавшие на различных должностях в Пентагоне 37 . Никто в США сегодня, видимо, не знает, как выглядел бы этот "достаточный" военный бюджет, признают авторы одного из исследований упомянутого выше Центра 38 .

Непрерывное совершенствование претерпевали и ядерные средства передового базирования США. После вывода из Европы в 1963 г. устаревших ядерных ракет средней дальности "Тор" и "Юпитер" (они находились там с 1959 г.) США переправили туда новейшие авиационные средства: с 1963 г. - бомбардировщики "А-6А", с 1966 г. - истребители-бомбардировщики "Ф-4", а с конца 60-х годов - "Ф-111". Для поддержки этой группировки были созданы бомбардировщики "ФБ-111". В декабре 1962 г. президент США принял решение предоставить в распоряжение НАТО 64 БРПЛ "Поларис" (на четырех подводных лодках), которые впоследствии (с 1971 г.) были заменены на БРПЛ "Посейдон". И после подписания в августе 1963 г. Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (в атмосфере, в космосе и под водой) США активно продолжали совершенствовать свой атомный арсенал, проводя многочисленные испытания ядерного оружия под землей. С 1963 по 1970 г., по данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, США провели 240 подземных ядерных испытаний, а СССР - только 85 39 .

"Начиная с 50-х годов США навязывали нам гонку вооружений по. всем средствам межконтинентальной дальности, - указывает член Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов. - Уже в начале 60-х годов они имели около 2000 тяжелых бомбардировщиков, а к 1966 - 1967 годам развернули более 1000 межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования и 41 атомную ракетную подводную лодку с 656 баллистическими ракетами, то есть вышли на нынешний уровень стратегических вооружений по количеству носителей. СССР располагал в то время немногим более 600 стратегических носителей всех видов. Таковы факты" 40 . Из 25 новых крупных систем оружия, появившихся к началу 70-х годов, 23 были впервые взяты на вооружение США. Среди них - атомная и водородная бомба, ракетные ядерные подводные лодки, ракеты с разделяющимися боеголо'вками и т. п. 41 , СССР предпринимал необходимые меры для обеспечения собственной безопасности. Создание им МБР было ответом на вызов, брошенный ему США в области гонки стратегических вооружений, которые (и это показывает даже официальная пропагандистская публикация Пентагона 42 ) всегда шли впереди в этой гонке. Перед лицом лихорадочной деятельности США по созданию все новых видов ядерного и другого оружия СССР вынужден был принимать ответные меры, чтобы ликвидировать американское военное преимущество.

Четвертый этап гонки вооружений приходится на 70-е годы. Самыми существенными чертами его были достижение Советским Союзом


36 См. The Artificial Crisis of American Security. - The Defense Monitor. By Center for Defense Information, vol. 5, NN 3, 4, May -June 1976.

37 cm. Enthоven A. C, Smith K. W. How Much is Enough? Shaping the Defense Program, 1961 - 1969. N. Y. 1971.

38 The Defense Monitor. By Center for Defense Information, vol. VIII, N 6, May 1979, p. 3.

39 The Arms Race and Arms Control by SIPRI. Lnd., 1982, p. 135.

40 Правда, 7.ХП.1982.

41 Силин Е. "Антиракетный взрыв" народного гнева в Европе. - Международная жизнь, 1982, N 1, с. 44.

42 Soviet Military Power. Second Ed. Washington. March 1983.

стр. 57


примерного военно-стратегического паритета с США, а также разрядка международной напряженности. Лондонский международный институт стратегических исследований зафиксировал примерное равновесие сил между США и СССР уже осенью 1970 года. Это подтвердил и президент США Р. Никсон, заявив в послании конгрессу 25 февраля 1971 г., что "сегодня ни Соединенные Штаты, ни Советский Союз не имеют четкого ядерного преимущества" 43 . "Достигнутый военно-стратегический паритет, - указал Ю. В. Андропов, - лишил США возможности шантажировать нас ядерной угрозой. Этот паритет - надежная гарантия мира, и мы сделаем все, чтобы сохранить его" 44 .

Изменения, происходившие в начале 70-х годов в военно-политических концепциях Вашингтона, были в известной степени результатом попыток части правящих кругов США приспособиться к изменяющейся расстановке сил на международной арене. Если при Трумэне США почти открыто считали себя атомным диктатором мира, то при Никсоне они уже вынуждены были провозгласить лозунг "от конфронтации к переговорам", а при Картере признать, что советско-американские отношения являются таким "жизненно важным аспектом" внешней политики США, "который может самым непосредственным образом определять перспективы мира для нас и наших детей" 45 . Некоторые реалистически мыслящие авторы в США писали о заблуждении, будто "сдерживание... может быть усилено путем повышения самой возможности того, что будет использовано стратегическое ядерное оружие" 46 . Более того, в США вдруг обнаружили, что даже "психологические дивиденды" от военной мощи с ее ядерным компонентом оказываются "сильно ограниченными" 47 . Достижение СССР стратегического паритета с Соединенными Штатами отрезвляюще действовало на американских милитаристов.

В правящих кругах США возобладали трезвые элементы, отдававшие себе отчет в том, что сложившееся соотношение сил делает ставку на ядерную войну равносильной самоубийству. Правда, при этом отнюдь не самоликвидировались ни агрессивная природа империализма, ни его иллюзии относительно возможности вернуть себе утраченные позиции. Однако уже со второй половины 70-х годов положение начинает снова меняться. Разрядка стала подвергаться все более массированным нападкам со стороны правых сил США. Начиная примерно с 1975 г. эта кампания все более усиливалась. Консервативные настроения стали превалировать на политической сцене США и наконец привели к повороту в их внешнеполитическом курсе на рубеже 70 - 80-х годов. "Концепции, которыми пытаются обосновать такой образ действий, сами по себе не заслуживали бы внимания, если бы не тот факт, что они проповедуются руководителями крупной державы и не просто проповедуются на словах, а осуществляются на практике", - подчеркивается в Заявлении Ю. В. Андропова 48 .

Линия на обострение международных отношений особенно сильно проявилась в развязанном американским империализмом новом туре гонки вооружений, преследовавшем цель изменить в свою пользу стратегическое равновесие. По мере того как правящие круги США отходили от политики разрядки, во всем объеме обнаружилась милитарист-


43 Weekly Compilation of Presidential Documents, March 1, 1971, vol. 7, N 9, p. 300.

44 Андропов Ю. В. Избранные речи и статьи. М. 1983, с. 250 - 251.

45 Weekly Compilation of Presidential Documents, 1977, August 1, p. 1063.

46 Scoville H., jr. Flexible Madness? - Foreign Policy, vol. XIV, 1974, Spring, pp. 175 - 176.

47 Janowitz M. Toward a Redefinition of Military Strategy in International Relations. - World Politics, vol. XXVI, N 4, 1974, July, p. 484.

48 Правда, 29.IХ.1983.

стр. 58


екая суть современной американской внешнеполитической доктрины, ее неразрывная связь с гонкой вооружений. В 70-е годы в США отнюдь не сидели сложа руки, как уверяют американские пропагандисты, пытающиеся объявить виновником гонки вооружений Советский Союз. Именно на 60-е и 70-е годы приходится бум в области программ строительства в США атомных подводных лодок-ракетоносцев, баллистических ракет и ядерных зарядов на них 49 .

С 1970 г. в США было развернуто строительство МБР сМи-нитмэн-3", оснащенных не одной, как "Минитмэн-1" и "Минитмэн-2", а тремя боеголовками индивидуального наведения. Постепенно количество этих ракет было доведено до 550 единиц. Были проведены работы по увеличению мощности боеголовок и оснащению ракет "Минитмэн-3" системой дистанционного перенацеливания. С 1972 г. в США ведется разработка МБР наземного базирования - "MX". В 1975 г. был создан современный тяжелый бомбардировщик "Б-1". В 1981 г. спущена на воду новейшая атомная подводная лодка-ракетоносец типа "Огайо". Каждый день в вооруженные силы США в 70- х годах поступало в среднем по 3 ядерных заряда. С 1970 по 1980 г. количество ядерных боезарядов на стратегических носителях США увеличилось с 5100 до 10 000, что намного обгоняло рост этого показателя вооружений у СССР 50 . Если до 1969 г. главным у американских стратегов было стремление добиться решающего количественного превосходства в средствах доставки ядерного оружия к целям (в 50-х годах посредством создания крупных сил стратегической авиации, а в 60-х - путем создания крупных сил МБР и БР на атомных подводных лодках-ракетоносцах), то при Никсоне стремление обеспечить военное превосходство над СССР стало в значительной мере связываться с переводом гонки вооружений в качественное русло.

В 1968 г. в США были проведены первые оперативные испытания МБР "Минитмэн-3", оснащенной разделяющимися головными частями индивидуального наведения (МИРВ). Через два года (в 1970 г.) аналогичные испытания были проведены с подводной лодки-ракетоносца (БРПЛ "Посейдон - С-3"). О "дестабилизирующем эффекте", связанном с распространением технологии "мирвирования", для всей стратегической ситуации, в первую очередь для соотношения сил между США и СССР, уже тогда предупреждали многие американские специалисты, например, Д. А. Паолуччи 51 . Советский Союз с самого начала предлагал США взаимный отказ от оснащения ракет многозарядными боеголовками. Если бы это предложение было своевременно принято, не существовало бы и советских ракет средней дальности "СС-20". В 70-е годы США практически перешли на разделяющиеся головные части на своих баллистических ракетах. "И сделали они это, - как подчеркнул Ю. В. Андропов, - вопреки нашим настойчивым призывам отказаться от этого, чтобы не начинать нового витка гонки ракетных вооружений" 52 . В результате такого переоснащения, например, одна ракета на американской подводной лодке обрела способность поразить сразу 14 целей. А таких ракет на каждой подводной лодке "Посейдон" - 16.

С начала 60-х годов ВМС США оснащаются атомными ракетными подводными лодками пяти типов: "Джордж Вашингтон" (5 лодок), "Этен Аллен" (5 лодок), "Лафайет" (9 лодок), "Джеймс Медисон" (22 лодки) и "Огайо" (начали вводиться в строй с 1981 г.). Были также созданы и в больших количествах развернуты 11 стратегических ракетных систем "Минитмэн-1", "Поларис А-1", "Поларис А-2", "Титан-2",


49 Откуда исходит угроза миру, с. 8.

50 Разоружение: кто против? М. 1983, с. 25.

51 Polmar N. Op. cit, pp. 62, 66.

52 Андропов Ю. В. Ук. соч., с. 251.

стр. 59


"Поларис А-3", "Минитмэн-2", "Минитмэн-3", "Посейдон С-3", ударная ракета СРЭМ, "Трайдент-1", стратегическая крылатая ракета АЛСМ-Б 53 . На 31 атомной ракетной подводной лодке были размещены 496 баллистических ракет "Посейдон С-3", каждая из которых оснащена 10 - 14 боеголовками. Почти 270 тяжелых бомбардировщиков были оснащены для 20 ядерных ракет СРЭМ каждый 54 . В лексиконе американских "ястребов" постоянно присутствуют всевозможные концепции "первого удара", "использования первыми ядерного оружия", "перенацеливания", "ограниченной ядерной войны", "превентивного удара" и т. д. Ими выдуман даже специальный термин "оверкилл" (многократное уничтожение) - своего рода коэффициент, показывающий, сколько раз можно уничтожить противника накопленным ядерным потенциалом.

В книге "Откуда исходит угроза миру" приведены впечатляющие данные о том, кто предпринимал рывки в гонке самых опасных и дестабилизирующих систем оружия, был инициатором создания новых систем. Ядерное оружие было введено в действие в США в середине 40-х годов (применено в августе 1945 г.), в СССР - в конце 40-х годов; межконтинентальные стратегические бомбардировщики - в США в середине 50-х годов, в СССР - в конце 50-х годов; атомные подводные лодки - в США в середине 50-х годов, в СССР - в конце 50- х годов; разделяющиеся головные части индивидуального наведения - в США в конце 60-х годов, в СССР - в середине 70-х годов; нейтронные боеприпасы - в США в конце 70-х - начале 80-х годов (в СССР их нет) 55 . Инициатива в создании новых систем оружия постоянно принадлежала США. СССР же вынужден был реагировать на указанные выше опасные шаги американского империализма, стремясь обеспечить надежную безопасность. "В наращивании вооружений, -указывает Ю. В. Андропов, - мы только следовали за американцами, а не наоборот. Причем, догоняя США, мы все время предлагали прекратить эту гонку, предлагали заморозить уровень вооружений с обеих сторон и перейти к их сокращению. К сожалению, мы не получили на это согласия американской стороны" 56 .

В 70-х годах особенно явственно проявилось и еще одно направление ведущейся Соединенными Штатами гонки вооружений: ее использование в качестве рычага давления на партнеров по переговорам в области ограничения вооружений и разоружения. Американские стратеги не раз пытались путем опережения Советского Союза в разработке и развертывании новых систем оружия добиться определенного превосходства и, опираясь на него, попытаться обеспечить себе на переговорах "позицию силы", используя это преимущество в качестве "козырей для торга". З. Бжезинский, вставший потом у руля внешней политики в администрации Картера, писал, например: "Мы можем нуждаться в большем для торга на переговорах, чем для битвы" 57 .

Сейчас уже очевидно, что правые силы в США подвергли в свое время массированным атакам подписанный СССР и США Договор ОСВ-2 в первую очередь именно за то, что он фиксировал равенство стратегических потенциалов сторон. Реалистически мыслящие политические деятели США призывали "не повторять ошибок двух прошлых десятилетий, когда слишком реагировали на страх холодной войны и стимулировали закручивание спирали гонки вооружений" 58 . "Пентагон


53 Откуда исходит угроза миру, с. 70.

54 Правда, 7.XII.1982.

55 Откуда исходит угроза миру, с. 7; см. также Разоружение: кто против?, с. 24.

56 Андропов Ю. В. Ук. соч., с. 267.

57 Brzezinski Т. The Next Phase in Foreign Policy. N. Y. 1971, p. 122.

58 Senator Edward M. Kennedy. Introduction to "Armed and Alone. - The American Security Dilemma". N. Y. 1972, p. 15.

стр. 60


только лицемерит насчет ограничения вооружений и паритета с СССР, на деле же настаивает на превосходстве и продолжении гонки вооружений", - указывал еще в 1976 г. один из ветеранов американской политики, находившийся на видных постах в администрации Трумэна, А. Кокс. "Гонка вооружений, - подчеркивал он, - кончится тогда, когда Соединенные Штаты решат положить ей конец" 59 .

На рубеже 70-х и 80-х годов начался нынешний, нятый, этап гонки вооружений, контуры которого милитаристы США начали планировать, еще не успев закончить прежний тур гонки вооружений. Администрация Картера фактически с момента своего прихода к власти в начале 1977 г. стала разрушать основу, на которой был начат процесс сокращения стратегических вооружений, то есть принцип равенства и одинаковой безопасности сторон. Был взят курс на весьма крупное, рассчитанное на длительную перспективу дальнейшее наращивание военного потенциала США. Изложенная 12 декабря 1979 г. Картером 5-летняя военная программа предусматривала резкое увеличение ассигнований на вооружения. Конкретно имелись в виду следующие меры: "модернизация" стратегических сил, укрепление американских сил в НАТО и на Тихом океане как часть усилий, предпринимаемых совместно с партнерами США, "модернизация" ВМС, создание "сил быстрого реагирования", предназначенных для районов вне сферы действия НАТО и т. д. 60 . Была разработана "долгосрочная программа обороны НАТО" на период до конца XX века. Поворот внешней политики США преследовал цель резко изменить соотношение сил в свою пользу, был направлен на достижение военного превосходства. Новый виток гонки вооружений привел к опасному обострению международной обстановки. По существу, это был возврат к политике "сдерживания" в том виде и фактически теми же методами, как предлагалось в меморандуме СНБ-68.

В предвыборной программе республиканской партии 1980 г. содержалось требование: "Достичь всеобщего военного и технического превосходства над Советским Союзом" и "не подписывать соглашений о контроле над вооружениями" 61 . В инаугурационной речи Р. Рейгана в 1981 г. говорилось, что "лучшим путем обеспечения мира" является "увеличение нашей мощи во всем мире" 62 . С этой целью американский империализм форсированными темпами развернул материальную подготовку войны. "Империалистическая реакция, прежде всего правящая верхушка США, вынашивая бредовые планы мирового господства, своей агрессивной политикой подталкивает человечество на грань ядерной катастрофы. Против Советского Союза, стран социализма ведется беспрецедентная по своим масштабам и оголтелости психологическая война" 63 , - говорится в Постановлении Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 года. В своей речи на этом Пленуме Ю. В. Андропов подчеркнул, что "резко увеличилась агрессивность ультрареакционных сил во главе с империализмом США. Предпринимаются попытки любой ценой повернуть развитие вспять. Конечно, така'я политика не принесет империалистам успеха, но своим авантюризмом она крайне опасна для человечества" 64 .


59 Cox А. М. Op. cit., pp. 81, 202.

60 Carter Speech on Military Spending. -Congressional Quarterly Weekly Report, December IS, 1979, pp. 2854 - 2856.

61 Republican Platform. Proposed by the Committee on the Resolutions to the Republican National Convention, 1980, July 14, Detroit, p. 54.

62 Inauguration of President Ronald Reagan. - Weekly Compilation of Presidential Documents, vol. 17, N 4, January 26, 1981.

63 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14 - 15 июня 1983 года, с. 68.

64 Там же, с. 24.

стр. 61


Возрождая на новой основе пресловутую политику "сдерживания", американские стратеги включают в нее такие новые моменты, как форсированное перевооружение американских союзников по НАТО, всемерное подталкивание Японии к милитаризации, достижение военного превосходства США над СССР (это нередко преподносится в слегка завуалированной форме, например, под рейгановским лозунгом достижения "запаса прочности"). Указанная политика американского империализма аргументирование разоблачается в Заявлении Ю. В. Андропова, в котором, в частности, говорится: "В реализацию всех этих опасных планов Вашингтона все больше втягивают другие страны НАТО. Мало того, предпринимаются усилия возродить японский милитаризм и подключить его к военно-политической машине этого блока. Делая это, стараются заставить людей забыть уроки прошлого" 65 .

Имея стратегическое превосходство в западном мире и обеспечивая его в первую очередь ядерным потенциалом, правящие круги США стремятся использовать это превосходство и в политических целях, в частности для того, чтобы компенсировать падение политического и экономического удельного веса США в капиталистическом мире. Если же ограничиться военно- технической стороной, то совершенствование стратегического потенциала США ведется как в качественном, так и в количественном отношениях - развертывается новое поколение средств доставки ядерного оружия (МБР, баллистические ракеты морского базирования, качественно новые стратегические бомбардировщики, крылатые ракеты большой дальности), повышается неуязвимость наступательных стратегических средств США и гибкость их использования и т. д.

Курс на обеспечение за США "позиции силы" и создание условий для их доминирующего влияния в международных делах не мог не сказаться на переговорах по ограничению вооружений, которые велись в 70-е годы. После подписания летом 1979 г. в Вене Договора ОСВ-2 процесс ограничения стратегических вооружений, начавшийся в период разрядки, оказался по вине милитаристских кругов США заблокированным. Отсрочка ратификации Договора ОСВ-2 фактически переросла при администрации Рейгана в бойкот этого важнейшего советско-американского соглашения. А ведь оно являлось, по существу, самым крупным шагом, когда-либо предпринимавшимся в области сдерживания гонки вооружений. Оно открывало путь к ОСВ-3, то есть к сокращению стратегических наступательных вооружений. Но правящие круги США сразу же после подписания Договора ОСВ-2 секретной президентской директивой N 50 предписали американским ведомствам уклоняться от любых переговоров об ограничении вооружений, если таковые могут нанести ущерб осуществляемым в США программам военного строительства 66 .

На рубеже 70 - 80-х годов американский империализм начал в особо крупных масштабах милитаристские приготовления, развернул "тотальное" наступление на социализм, объединив в одном походе и лихорадочную гонку вооружений, и экономические "санкции", и идеологическое давление. В Заявлении Ю. В. Андропова отмечается, что "перенос идеологических противоречий в сферу межгосударственных отношений никогда не приносил ничего хорошего тому, кто во внешних делах прибегал к этому. Сейчас же, в ядерный век, это просто абсурдно и недопустимо. Превращение противоборства идей в военное противоборство обошлось бы слишком дорого для всего человечества" 67 .


65 Правда, 29.IX.1983.

66 См. об этом, напр., Разоружение: кто против?, с. 19,

67 Правда, 29.IX.1983.

стр. 62


Из года в год растет военный бюджет США. В 1978 - 1980 гг. темпы этого роста, согласно официальным данным, превышали 13%, а в 1981 г. достигли уже 19% 68 . Главные усилия сосредоточиваются на развитии стратегических наступательных сил. Военным бюджетом на 1983 г. рост ассигнований по этой статье был запланирован более чем на 40%. 2 октября 1981 г. Рейганом объявлена новая программа ускоренного развития стратегических сил США на 80-е годы. Размещение 100 новых ракет "MX", цинично названных президентом "хранителями мира", планируется начать уже в 1986 году. Одновременно предусматривается развертывание новых баллистических ракет "Трайдент" на подводных лодках, стратегических бомбардировщиков "Стеле" (в переводе это значит "крадущийся", что говорит о новом качественном отличии этих самолетов), крылатых ракет с применением поглощающих радарные лучи материалов, а также большой дальности и всех видов базирования и т. д.

По заданию Пентагона разрабатываются или производятся 11 типов крылатых ракет самых различных видов и назначений 69 . Уже две эскадрильи американских тяжелых бомбардировщиков "Б-52" вооружены крылатыми ракетами большой дальности 70 . В настоящее время США располагают 21 авианосцем и девятью атомными ракетными крейсерами. В 1982 г. был введен в строй четвертый атомный авианосец стоимостью 4 млрд. долларов. Программы развития ВМС США на 1983 - 1987 гг. предусматривают строительство новых атомных авианосцев типа "Нимитц" 71 .

В начале 80-х годов США решили расширить свой и без того самый мощный в мире арсенал химического оружия, приступив к производству новых - бинарных - химических боеприпасов и к оснащению ими своих вооруженных сил. В 1983 г. было ассигновано более 112 млн. долл. на создание химической авиабомбы "Бигай" и свыше 18 млн. - на производство снарядов для 155-мм гаубиц 72 . Указанные планы производства бинарных боеприпасов - лишь часть почти 10-миллиардной пятилетней программы администрации Рейгана по подготовке к химической и бактериологической войне. В 1981 г. Рейган принял решение о полномасштабном производстве нейтронных боеприпасов. Сейчас американская администрация предпринимает попытки протащить нейтронное оружие в Западную Европу. В орбиту военных приготовлений активно вовлекают и космическое пространство. С 1 сентября 1982 г. в США начало функционировать так называемое космическое командование, занятое подготовкой войны в космосе. ВМС и ВВС США сформировали "свои" космические командования, штаб-квартиры которых действуют соответственно в г. Далгрен (штат Вирджиния) и в Колорадо- Спрингс (штат Колорадо). Нарастающими темпами ведется разработка соответствующих систем оружия. Реализуются проекты создания и размещения ракетного и лазерного оружия в космическом пространстве, в том числе с применением космических кораблей многоразового использования системы "Шаттл". США рвутся в космос, "чтобы взять под прицел ядерного ударного оружия, лазерных и лучевых установок земной шар" 73 .

Важнейшим объектом американского гегемонизма во все большей степени становится Западная Европа, которую правящие круги США стремятся, в том числе и посредством гонки вооружений, крепче привя-


68 Там же, 8.1 V. 1983.

69 Красная Звезда, 13.V.1983.

70 Правда, 8.IV.1983.

71 Алексимов А. Флот - ударная сила Пентагона. - Новое время, 1982, N 52, с. 26.

72 Красная Звезда, 15.VII.1983.

73 Правда, 31.VII.1983.

стр. 63


зать к своей глобальной политике, приобщить к антисоветской кампании, а заодно и переложить на своих союзников по НАТО часть все более ощущаемого в самих США бремени безудержного наращивания арсеналов вооружений. Особенно зловещими и опасными для дела мира явились решения сессии совета НАТО в конце 1979 г., когда американские "ястребы", по существу, навязали НАТО решение о размещении в некоторых странах Западной Европы новых видов ракетно-ядерного оружия США средней дальности, что должно сломать сложившееся равновесие сил и утвердить военное превосходство над странами социалистического содружества. Замысел вашингтонских стратегов состоит в том, чтобы вывести из-под удара, как они говорят, "континентальные Соединенные Штаты", а своим западноевропейским союзникам отвести роль выдвинутого вперед "ядерного оппонента" СССР и других стран Варшавского Договора со всеми вытекающими для западноевропейцев роковыми последствиями. Около 600 новых американских ядерных ракет средней дальности ("Першинг-2" и крылатых ракет), которые США хотят разместить в Западной Европе, - это, по существу, оружие первого удара, рассчитанное на ведение ядерной войны в Европе. В "Директивных указаниях по строительству вооруженных сил США" говорится, что эти ракеты будут нацелены прежде всего на органы государственного и военного управления СССР, а также на советские МБР и другие стратегические объекты. Американские авторы подчеркивают, что это будут первые американские ракетно-ядерные средства наземного базирования в Европе, способные достигать целей в глубине советской территории 74 .

Реализация указанных планов в корне изменит стратегическую ситуацию, нарушит равновесие сил, на котором зиждется мир в Европе. Американские военные специалисты признают, что размещение в Европе ракетно-ядерных средств США средней дальности будет являть собой "обход ограничений, содержащихся в Договоре ОСВ-2" 75 . "Мы вели в Европе первую мировую войну, мы воевали в Европе во вторую мировую войну и хотели бы вести третью мировую войну также в Европе", - так резюмирует стратегию пентагоновских "ястребов" директор Вашингтонского центра оборонной информации контр-адмирал Дж. Ларок 76 .

Коварный замысел американской администрации расшифрован в Заявлении Ю. В. Андропова: "С вашингтонского мостика операция по установке в Европе этих американских ядерных ракет смотрится как предельно простая и максимально выгодная для США - выгодная за счет Европы. Европейские союзники США рассматриваются в качестве заложников. Откровенная политика, но циничная. Но вот что действительно непонятно: задумываются ли над этим те европейские политические деятели, которые, пренебрегая интересами своих народов, интересами мира, помогают осуществлению амбициозных милитаристских планов администрации США?" 77 .

Но дело не ограничивается только Европой. По всему периметру СССР сосредоточены многие сотни американских носителей, могущих нанести ядерный удар по советской территории. В последние годы произошло резкое наращивание военного потенциала США в акватории Индийского океана, где многоцелевая американская военная база на о. Диего-Гарсия фактически стала центральным звеном всей американской военной инфраструктуры в районе Индийского океана, предназначенной


74 Lewis N. Intermediate-Range Nuclear Weapons. -Scientific American, December 1980, vol. 243, N 6, p. 63.

75 The Bulletin of Atomic Scientists, June 1980, p. 37.

76 Цит. по: Правда, 24.V.1983.

77 Там же, 29.IX.1983.

стр. 64


для использования как "силами быстрого развертывания", так и стратегическими силами.

Советский Союз, братские социалистические страны не могут позволить стратегам Вашингтона добиться столь желанной для них позиции превосходящей силы. СССР располагает необходимым материальным и духовным потенциалом для успешного осуществления внутренней и внешней политики, намеченной XXVI съездом КПСС, дальнейшего укрепления дела социализма и мира для того, чтобы сорвать агрессивные планы империализма. "Тем, кто рассчитывает добиться военного превосходства над Советским Союзом, следовало бы помнить, что экономика, наука и техника в нашей стране находятся сейчас на таком высоком уровне, что мы в состоянии в кратчайшие сроки создать любой вид оружия, на который захотели бы сделать ставку враги мира" 78 . СССР в состоянии принять необходимые меры, чтобы гарантировать свою безопасность и восстановить военное равновесие. Но в этом случае противостояние будет уже на ином, более высоком и более опасном уровне. "Пора бы понять всем, к кому это относится, - говорится в Заявлении Ю. В. Андропова, - что безопасность нашей страны, безопасность наших друзей и союзников мы сумеем обеспечить при любых условиях... На любую попытку сломать сложившийся военно-стратегический баланс Советский Союз сумеет дать надлежащий ответ, и его слово с делом не разойдется" 79 .

Если объективно оценивать современное соотношение военных сил Варшавского Договора и НАТО, то нельзя не прийти к выводу: и по стратегическим ядерным вооружениям, и по ядерному оружию средней дальности в Европе, и по обычным вооруженным силам между сторонами имеется примерное равенство. В этом примерном равновесии, или паритете, противостоящих друг другу военных сил воплощен принцип равной безопасности сторон. Советский подход однозначен: задача состоит в том, чтобы путем совместных, согласованных усилий добиваться снижения уровней военного противостояния. К этой цели и стремится СССР на советско- американских переговорах об ограничении и сокращении стратегических вооружений и об ограничении ядерных вооружений в Европе. Линию же США отличает заведомая неконструктивность, по существу, нежелание искать вместе с СССР действительно взаимоприемлемую основу для достижения договоренности. Об этом свидетельствуют американские предложения, предусматривающие резкое сокращение в первую очередь лишь одного компонента стратегических сил - МБР наземного базирования, составляющих костяк оборонного потенциала СССР (у Советского Союза на МБР приходится около 70%, а у США - менее 20% ядерных зарядов).

"У советского руководства, - говорится в Заявлении Ю. В. Андропова, - не возникает вопроса, какой линии следовать в международных делах и в нынешней острой обстановке. Наш курс по-прежнему нацелен на сохранение и упрочение мира, на разрядку напряженности, на обуздание гонки вооружений, на расширение и углубление сотрудничества между государствами. Такова неизменная воля Коммунистической партии Советского Союза, всего советского народа. Таковы, мы убеждены, и чаяния всех народов" 80 . Достаточно сказать, что за послевоенный период Советским Союзом было сделано более 100 различных предложений, направленных на ограничение гонки вооружений и разоружение. По инициативе СССР только за последние 15 лет было заключено около 30 действующих ныне многосторонних и двусторонних договоров и соглашений в области разоружения 81 .


78 Устинов Д. Ф. Избранные речи и статьи. М. 1979, с. 319.

79 Правда, 29.IX. 1983.

80 Правда, 29.IX.1983.

81 Разоружение: кто против?, с. 12.

стр. 65


СССР выдвигал предложения о взаимном отказе от применения ядерного оружия, об ограничении его производства, о прекращении его испытаний, о создании безъядерных зон, о неприменении ядерного оружия против государств, которые его не имеют и не допускают его размещения на своей территории. СССР, как известно, последовательно отстаивает необходимость недопущения милитаризации космоса и т. д. Именно Советский Союз был инициатором предложений, по которым Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюции о неприменении силы в международных отношениях, о предотвращении ядерной катастрофы, о запрещении химического оружия и т. д. СССР пошел на беспрецедентный шаг: с трибуны второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН он объявил о принятии на себя в одностороннем порядке обязательства не применять первым ядерное оружие. В соответствии с решением Верховного Совета СССР Советское правительство обратилось 21 июня 1983 г. к правительствам других ядерных держав с предложением одновременно заморозить все имеющиеся ядерные вооружения в количественном и качественном отношении. Кроме того, предлагалось, чтобы каждая сторона ввела мораторий на проведение всех испытаний ядерных боеприпасов, равно как и на испытание новых видов и типов средств доставки ядерного оружия. При этом Советское правительство в своем обращении предложило, чтобы первоначально это было сделано СССР и США, имея в виду, что другие ядерные державы поступили бы аналогичным образом.

Для того чтобы сдвинуть с места советско-американские переговоры в Женеве об ограничении ядерных вооружений в Европе, заведенные в тупик администрацией США, Советский Союз заявил о готовности не просто сократить, а ликвидировать, уничтожить сокращаемые свои ракеты средней дальности, если будет заключено соглашение, включающее отказ США от развертывания в Европе новых ракет. Это означало, что впервые в послевоенной истории ликвидировалось бы значительное число ядерных ракет, в том числе самых современных, что явилось бы реальным шагом в деле прекращения гонки вооружений. Еще одним серьезным усилием положить конец действиям империалистических кругов, которые подталкивают мир к пропасти, стали новые предложения Советского Союза, внесенные на XXXVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, - "Осуждение ядерной войны", "Замораживание ядерного оружия" и "О запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли" 82 . "Наша цель, - не просто предотвращение войны, - говорил в своей речи на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов. - Мы стремимся к коренному оздоровлению международных отношений, упрочению и развитию всех добрых начал в этих отношениях" 83 . Этим целям отвечают и предложения государств- участников Варшавского Договора, о которых западной стороне вновь напомнило заседание Комитета министров иностранных дел, проходившее 13 - 14 октября 1983 г. в Софии. Среди этих предложений социалистических государств - такие неотложные по своей природе, как о принятии на себя всеми ядерными державами, которые еще не сделали этого, обязательства не применять ядерное оружие первыми; об одновременном замораживании всеми ядерными державами, и прежде всего СССР и США, имеющихся у них ядерных вооружений в количественном и качественном отношениях; о полном и всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия; о запрещении милитаризации космического пространства, применения силы в космосе и из космоса в отношении Земли; об освобождении Европы от химического оружия в качестве шага к его полному запрещению и ликвида-


82 Правда, 6.Х.1983.

83 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14 - 15 июня 1983 г., с. 25.

стр. 66


ции во всемирном масштабе; о путях решения вопроса относительно сокращения вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе; о заключении Договора о взаимном неприменении военной силы и поддержании отношений мира между государствами - участниками Варшавского Договора и государствами - членами Североатлантического договора 84 .

Конструктивный реалистический подход Советского Союза к решению проблемы обуздания гонки вооружений противостоит авантюристическому курсу США, игнорирующих в своем стремлении к мировому господству интересы безопасности народов. "Выдвигая далеко идущие предложения насчет ограничений и сокращений ядерных вооружений - как стратегических, так и средней дальности в Европе, - говорится в Заявлении Ю. В. Андропова, - мы заботимся не только о безопасности СССР, государств социалистического содружества, но и о безопасности всех других стран... Мы исходим из того, что человечество не обречено на гибель. Гонке вооружений должен и может быть положен конец. Человечество заслуживает лучшей участи, чем жить в разорванном конфликтами мире, задыхаясь под бременем смертоносного оружия" 85 . Эта четкая и конструктивная позиция СССР проникнута доброй волей к поискам выхода из создавшегося в мире положения. Предлагаемые советским руководством конкретные шаги направлены на предотвращение ядерной войны, они открывают дверь к сокращению арсеналов оружия массового уничтожения и ослаблению международной напряженности.


84 См. Коммюнике заседания Комитета министров иностранных дел государств - участников Варшавского Договора. - Правда, 15.Х.1983.

85 Правда, 29.IX.1983.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Американская-военщина-ЭТАПЫ-ГОНКИ-ВООРУЖЕНИЙ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. А. Кокорев, Американская военщина. ЭТАПЫ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.06.2018. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Американская-военщина-ЭТАПЫ-ГОНКИ-ВООРУЖЕНИЙ (дата обращения: 28.03.2024).

Автор(ы) публикации - А. А. Кокорев:

А. А. Кокорев → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1269 просмотров рейтинг
23.06.2018 (2105 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
2 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Американская военщина. ЭТАПЫ ГОНКИ ВООРУЖЕНИЙ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android