Libmonster ID: RU-11698

Обучение и воспитание подрастающего поколения в школе - важная составная часть работы нашей партии по строительству коммунизма, по коммунистическому воспитанию советского народа.

"Всему миру, - говорил Н. С. Хрущев в речи на Всероссийском съезде учителей, - известны замечательные достижения советской науки, техники, искусства. Все это - плоды культурной революции. Фронт ее велик. Но, пожалуй, самое главное, ведущее место принадлежит нашей школе"1 .

За годы Советской власти народное образование достигло гигантского размаха. В Советском Союзе уже давно решена задача ликвидации неграмотности. К 1960 г. по сравнению с 1913 г. количество семи- и восьмилетних школ в городах выросло почти в 5,4 раза, в сельских местностях - в 129 раз. Количество средних школ увеличилось в городах в 10, а в деревнях - в 181 раз2 . Всего в Советском Союзе в настоящее время имеется 224,4 тыс. общеобразовательных школ, в том числе в Российской Федерации - более 125 тыс. общеобразовательных школ с 17 млн. учащихся. Широкое развитие получило образование в национальных республиках. Например, в 1958/59 учебном году в 5400 школах Узбекской ССР обучалось около 1300 тыс. детей; а ведь в 1914 г. на территории нынешней Узбекской республики было всего 160 школ, в которых училось 17300 детей3 .

О крупных достижениях народного просвещения свидетельствует неуклонное повышение уровня образования советского народа. Если в 1939 г. среднее и высшее образование в нашей стране имели 8,3% населения, то в 1959 - 28,1%. Особенно важно отметить значительный рост уровня образования у лиц, занимающихся физическим трудом. До революции среди рабочих и крестьян не было людей со средним и тем более высшим образованием. В 1926 г. среди работников физического труда лица, имеющие среднее образование, составляли менее 1,5%, в 1939 г. - 4,3%, а в 1959 г. среди занятых физическим трудом имелось уже 32% со средним и высшим образованием, в том числе 39% среди рабочих и 21% среди колхозников.

Рост культуры и образованности советских людей является одним из важнейших условий дальнейшего развития социалистического хозяйства и культуры. Данные первых лет семилетки показывают новые достижения советского народного образования. В 1960/61 учебном году численность учащихся в общеобразовательных школах составила 36,2 млн. человек, на 3 млн. больше, чем в предыдущем учебном году. В 1960 г. окончили средние школы и получили аттестат зрелости более 1 млн. человек.

Вступление СССР в период развернутого строительства коммунизма


1 Н. С. Хрущев. За прочный мир во имя счастья и светлого будущего народов. Речь на Всероссийском съезде учителей 9/VII 1960 г. М. 1960, стр. 24.

2 См. там же, стр. 25.

3 См. "Основы коммунистического воспитания". М. 1960, стр. 43 - 44.

стр. 6

ознаменовано началом нового этапа в развитии советской школы. Перед школой встали еще более величественные задачи воспитания всесторонне развитых и подготовленных людей, сознательных строителей и членов коммунистического общества. Наша школа обязана повысить уровень общих и политехнических знаний учащихся, призвана воспитывать их в духе безграничной любви к Родине, в духе социалистического патриотизма, пролетарского интернационализма, глубокого уважения к труду, подготовлять к активному участию в общественной жизни. Высока и благородна задача школы - привить учащимся умение жить и работать по-коммунистически.

"Главное в перестройке школы - это соединение обучения с общественно полезным производительным трудом и усиление воспитательной работы школы. Борьба за победу коммунизма требует всестороннего, гармоничного развития советского человека. А это значит не только овладеть всей суммой научных знаний о природе, технике, обществе, но и научиться практически использовать эти знания для непосредственного трудового участия в коммунистическом строительстве. Нам нужно не просто усвоение знаний, а превращение их в глубокие идейные убеждения, такие убеждения, которые рождают сильные чувства, проявляются в делах, в поступках на благо народа"4 .

В решении этих задач большая и ответственная роль принадлежит гуманитарному образованию, особенно курсу истории, занимающему ведущее место в формировании у школьников основ коммунистического мировоззрения.

В последние десятилетия система школьного исторического образования формировалась в соответствии с известным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. "О преподавании гражданской истории в школах СССР", сыгравшим важную роль в развитии всей советской исторической науки. Эта система совершенствовалась по мере роста успехов исторической науки и развития школы. Она имела ряд несомненных достоинств и во многом себя оправдала. Оканчивающие среднюю школу получали систематические знания по истории СССР и зарубежных стран от древности до наших дней; благодаря правильному разбору и обобщению конкретных исторических фактов в процессе обучения истории они овладевали пониманием основных закономерностей исторического процесса. Изучение истории в школе имело существенное значение для подготовки миллионов образованных, культурных граждан, активных участников социалистического строительства, пламенных советских патриотов. Однако значительная часть учащихся, образование которых ограничивалось семилетней школой, не обладала необходимыми каждому советскому гражданину знаниями по отечественной истории, что наносило существенный ущерб воспитанию молодого поколения.

Дальнейшее развитие советского общества, переход к развернутому строительству коммунизма выдвинули перед школой ряд новых требований. Главное из них - усиление связи школы с жизнью, трудом, практикой коммунистического строительства.

На современном этапе развития советской школы внесены существенные коррективы в постановку и развитие школьного исторического образования.

Новые задачи школьного курса истории и тесно связанного с ним курса "Основы политических знаний", пути осуществления этих задач сформулированы в постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР "О некоторых изменениях в преподавании истории в школах" (октябрь 1959 г.), в постановлении ЦК КПСС "О задачах партийной пропаганды в современных условиях" (январь 1960 г.), а


4 Н. С. Хрущев. Указ. соч., стр. 26.

стр. 7

также в выступлении Н. С. Хрущева на Всероссийском съезде учителей (июль 1960 г.).

Через все эти документы красной нитью проходит мысль о необходимости воспитания нового человека на славных революционных традициях и героике настоящего, о выработке у школьников научного понимания закономерностей развития общества, формировании убеждения в неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, о последовательном раскрытии роли народных масс как подлинных творцов истории. Особое значение приобретает изучение вопросов современного этапа коммунистического строительства, раскрытие роли Коммунистической партии как руководящей силы советского общества. Значительно должна возрасти роль преподавания истории в деле воспитания у молодежи коммунистической идейности и морали, нетерпимости к буржуазной идеологии.

Учитывая, что соединение обучения с общественно полезным трудом создает особенно благоприятные условия для формирования марксистско-ленинского мировоззрения и высокой, коммунистической сознательности молодежи, партия и правительство обратили самое серьезное внимание на необходимость дальнейшего улучшения идейно-воспитательной работы в учебных заведениях.

Рассмотрим некоторые новые черты, отличительные особенности школьного исторического образования на современном этапе. Эти отличительные черты определяются задачами развернутого коммунистического строительства в нашей стране, дальнейшим развитием системы народного образования и укреплением связи школы с жизнью. Вместе с тем они являются непосредственным продолжением сложившихся ранее передовых традиций преподавания истории в советской школе. Изменения произошли в содержании и направленности исторических курсов. Увеличились объем и удельный вес отдельных их частей, имеющих принципиальное, определяющее значение.

Решение XXI съезда КПСС о связи обучения с жизнью как ведущем начале школьного изучения основ наук и коммунистического воспитания подрастающих поколений определило важнейшие отличительные особенности современной перестройки школьного исторического образования. Яркое изложение конкретных исторических фактов в хронологической последовательности, их правильный анализ и обобщение, показ преемственности в развитии общества, выработка на этой основе у учащихся научного понимания закономерностей развития общества и современного его этапа, формирование у каждого юноши и девушки внутреннего стремления обратить свои знания, свое умение на благо народа - такова определяющая линия связи преподавания истории с жизнью, современностью.

Укрепление связи преподавания истории с жизнью достигается изменениями в содержании образования, повышением его воспитательной значимости, а также изменениями в формах и методах работы.

В школах страны все большее распространение получают приемы работы, способствующие укреплению связи истории с жизнью: самостоятельное обобщение наблюдений нашей советской действительности, политико-просветительная работа старшеклассников (доклады и рефераты об исторических событиях, по вопросам текущей политики, краеведению), изучение истории промышленных предприятий, колхозов, развитие у учащихся творческого начала в применении полученных знаний к анализу явлений окружающей многообразной и сложной действительности и т. п.

Конечно, изучение истории в школе, как любой другой дисциплины, не в состоянии обеспечить усвоение всей суммы многообразных знаний. Поэтому важно научить учащихся самостоятельно усваивать эти знания, умению искать, находить и применять их в практической жизни. Обуче-

стр. 8

ние истории не является самоцелью; оно призвано способствовать формированию строителя коммунистического общества, и именно поэтому школа должна привить учащимся первые навыки самостоятельного приобретения знаний и творческого их применения.

Практика передовых учителей истории показывает, что усовершенствование методов учебно-воспитательной работы ведет к существенному повышению качества знаний учащихся, развивает интерес к основам исторической науки, вызывает стремление лучше понять важнейшие явления общественной жизни, способствует укреплению связи обучения с жизнью.

Характерной особенностью современной советской педагогики является повышение внимания к вопросам формирования мировоззрения учащихся, а также усиление их политического просвещения.

Возрастание роли истории в формировании диалектико-материалистического мировоззрения находит, в частности, свое выражение в том, что на протяжении всего курса изучения истории (с IV по XI класс) значительно больше внимания уделяется выработке у учащихся понимания причинно-следственных связей и всеобщей взаимозависимости явлений окружающего человека мира, поступательного характера развития человеческого общества, взаимосвязи идей и условий развития общества, влияния идей на различные стороны общественной жизни. Содержание исторического курса (конечно, с учетом возрастных особенностей школьников) подчинено основной задаче - глубокому раскрытию закономерностей общественного развития, показу неодолимого движения общества к коммунизму. В процессе преподавания истории пристальное внимание обращается на раскрытие роли классовой борьбы, историчности классового общества, классового характера всякой идеологии. В современных курсах истории глубже и шире освещается решающая роль трудящихся в развитии производительных сил, создании культурных ценностей, в борьбе против эксплуатации, за революционное преобразование общества. Особое внимание уделяется созидательной деятельности народных масс в строительстве социализма и коммунизма. Курс истории в еще большей степени воспитывает молодежь в духе коммунистического отношения к труду, социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, помогает молодежи превращать принципы коммунистической морали в глубокие личные убеждения.

В новых программах по истории увеличился удельный вес вопросов развития идеологии и культуры народов как Советского Союза, так и зарубежных стран. Борьба социалистической идеологии против буржуазной "носит длительный характер и будет продолжаться вплоть до полного освобождения сознания людей от пережитков буржуазной идеологии"5 . Ныне в обстановке острой идеологической борьбы с новой силой звучат ленинские слова: "Непримиримым надо быть в революционной пропаганде"6 . Преподавание истории направлено на неустанную пропаганду марксистско-ленинской теории, на острое, наступательное разоблачение ревизионистских, догматических и сектантских отступлений от марксистско-ленинского учения, на раскрытие реакционной сущности современной буржуазной идеологии, на показ неизмеримого превосходства социалистической идеологии и морали.

В преподавании истории и предметов, наиболее тесно с ней соприкасающихся, все больше уделяется внимания тому, чтобы наряду с глубоким и всесторонним разъяснением идей марксизма-ленинизма показывать их успешное претворение в жизнь в ходе борьбы партии за победу


5 "Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий. Москва, ноябрь 1960 года". М. 1960, стр. 17.

6 Ленинский сборник XXXVI, стр. 279.

стр. 9

социализма и коммунизма. Учащиеся уясняют, что величие и сила марксизма-ленинизма состоят, в частности, в том, что он является "стержнем, направляющей теорией, которая лежит в основе всей нашей политики"7 . У школьников развивается умение самостоятельной правильно оценивать сущность и значение важнейших событий современности, перспективы их развития. Особое внимание обращается на то, чтобы научить использовать в практической деятельности теоретическое богатство марксистско-ленинских идей, понимать политику партии и бороться за ее претворение в жизнь.

Значительное усиление заботы о формировании марксистско-ленинского мировоззрения, о политическом просвещении молодежи отражается не только в преподавании курса истории. Оно нашло яркое проявление и во введении двух новых предметов: популярного курса "Основ политических знаний" в выпускных классах средних школ и на последних курсах средних специальных учебных заведений, а также начальных политических сведений и вопросов текущей политики в четвертых классах вечерних (сменных), сезонных и заочных школ.

Значение курса "Основы политических знаний" выходит за рамки школьного исторического образования. Одной из важнейших особенностей курса является его обобщающий характер. Курс построен с учетом знаний учащихся, полученных при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, прежде всего истории. Он увенчивает школьное образование, теоретически обобщает и формирует в пределах уровня средней школы мировоззрение учащихся, их воспитание в коммунистическом духе. "Мы хотим, - говорил Н. С. Хрущев, характеризуя этот курс, - чтобы молодежь глубже знакомилась с важнейшими задачами коммунистического строительства, с учением Маркса, Энгельса и Ленина о коммунизме. Мы хотим, чтоб молодежь правильно понимала проблемы современности, лучше воспитывала в себе черты нового человека, человека, которому предстоит строить коммунизм и жить при коммунизме"8 .

Одна из важных задач курса - дать в доступной форме представление о марксизме-ленинизме как мировоззрении трудящихся, науке о законах развития природы и общества; он призван кратко охарактеризовать философские и экономические основы коммунистического мировоззрения.

В этом курсе будут доступно излагаться учащимся такие наиболее актуальные вопросы: торжество марксистско-ленинских идей в исторической практике человечества, всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, образование и укрепление мировой социалистической системы, крушение системы колониального рабства под натиском национально-освободительного движения.

Курс должен показать огромные успехи социалистического строя и коммунистической идеологии, их величайшее преимущество перед загнивающим капиталистическим строем и буржуазной идеологией; убедительно рассказать об организующей и вдохновляющей роли Коммунистической партии Советского Союза, о коммунистическом обществе - самом справедливом обществе на земле, борьбе советского народа и народов братских социалистических стран под руководством марксистско-ленинских партий за претворение коммунистических идеалов в жизнь.

В курсе будет дана развернутая характеристика советского социалистического общества с включением в него важнейших вопросов изучаемого в настоящее время в средней школе курса Конституции СССР9 (поли-


7 Н. С. Хрущев. Указ. соч., стр. 10.

8 Там же, стр. 31.

9 С введением в 1962/63 учебном году преподавания "Основ политических знаний" курс Конституции СССР в качестве самостоятельного предмета изучаться в школе не будет.

стр. 10

тическая организация советского общества, государственное устройство СССР, единство прав и обязанностей советских граждан, сведения об основных отраслях советского права). В курсе будут раскрыты коренные преимущества социалистической демократии как демократии нового, высшего типа перёд лживой буржуазной демократией.

Серьезное внимание будет уделено освещению марксистско-ленинского учения о двух фазах коммунизма, главных задач периода развернутого строительства коммунизма в СССР, борьбе партии и народа за создание материально-технической базы коммунизма, за достижение изобилия материальных благ, за дальнейшее развитие социалистической демократии и постепенное перерастание социалистической государственности в коммунистическое общественное самоуправление.

Курс покажет духовное богатство, величие морального облика строителей коммунизма, охарактеризует нравственные черты советских людей: преданность коммунизму и непримиримость к его врагам, коллективизм и сознание общественного долга, активное участие в труде на благо общества, социалистический интернационализм и советский патриотизм, соблюдение правил человеческого общежития, товарищескую взаимопомощь, честность, нетерпимость к нарушителям общественного порядка. Курс осветит возрастающее значение идейных и моральных стимулов к труду на благо общества, необходимость непримиримой борьбы против тунеядцев и частнособственнических пережитков, борьбы за неукоснительное следование принципу "Кто не (работает - тот не ест".

В курсе "Основ политических знаний" будут углублены полученные учащимися из курса истории знания о развитии и укреплении мировой системы социализма, о характере взаимоотношений между социалистическими странами и их движении единым фронтом к коммунизму, о соревновании двух мировых систем и неизбежности торжества дела мира, демократии и коммунизма во всем мире.

Курс призван раскрыть великую вдохновляющую и организующую роль Коммунистической партии Советского Союза в развитии советского общества, ярко и убедительно рассказать об источниках силы и могущества Коммунистической партии, о принципах ее построения, о возрастающем значении деятельности партии в строительстве коммунизма; показать, что руководство КПСС является решающим условием победы коммунизма в СССР.

Составной частью курса явится изучение новой программы КПСС - программы строительства коммунистического общества, которая будет принята на XXII съезде Коммунистической партии Советского Союза.

Опытная работа по преподаванию в XI классах "Основ политических знаний" была организована с начала 1960 года. В 1960/61 учебном году это мероприятие получило дальнейшее развитие. Теперь курс преподается почти в ста школах РСФСР и других союзных республик. Опытное преподавание курса показало актуальность и своевременность введения этого предмета, большой интерес школьников к нему, дало заметные результаты по расширению "политического кругозора учащихся. Учащиеся стали глубже понимать содержание исторического процесса.

Характеризуя новые черты школьного исторического образования, следует отметить пересмотр учебного плана в сторону расширения курса по истории нашей страны и повышения его роли. Это достигается введением элементарного курса "Истории СССР" в восьмилетней школе (при сохранении систематического курса отечественной истории в старших классах), глубоким раскрытием роли КПСС в истории нашей страны и в мировом историческом процессе, повышением внимания к рассмотрению вопросов современного этапа коммунистического строительства в СССР, изучением в VIII классе важнейших сведений об общественном и государственном устройстве Советского Союза, развертыванием в школах союзных республик преподавания истории своей республики, усо-

стр. 11

вершенствованием обучения истории СССР в IV классе10 , а также широким, впервые предусмотренным программой привлечением местного краеведческого материала.

Ступенчатое изучение истории СССР (элементарный курс в школах всеобщего обучения и систематический - на втором этапе среднего образования) дает возможность, с одной стороны, углубленного усвоения истории нашей Родины, а с другой - более экономного, чем до сих пор, изучения докапиталистического периода в истории нашей страны и более обстоятельного изучения истории советского общества и важнейших фактов из истории Коммунистической партии Советского Союза. Эта система позволяет вместе с тем повторять и углублять знание общих проблем исторического развития, глубокое усвоение которых необходимо для понимания закономерности исторического процесса в целом, и в частности проблематики современной социально-политической жизни. Например, такая важная для формирования коммунистического мировоззрения идея, как идея историчности частной собственности, классов и государств, первоначально изучается в V классе, где в силу возрастных особенностей учащихся она может быть охарактеризована только элементарно. В IX - XI классах эта идея раскрывается уже глубже, с привлечением широкого фактического материала.

Значительно больше внимания, чем раньше, уделяется изучению новой и особенно новейшей истории зарубежных стран. В настоящее время в восьмилетней школе, в отличие от недавнего времени, когда выпускники неполной средней школы не получали почти никакого представления даже об определяющих явлениях новой и новейшей истории, учащиеся в доступной для 14 - 15-летних подростков форме знакомятся с важнейшими событиями зарубежной истории, начиная с середины XVII в. и до наших дней11 . Первые итоги опытного преподавания в VII классе элементарного курса "Истории СССР", включающего важнейшие сведения из навой истории, показывают правильность отбора этих сведений. Ознакомление учащихся с основными вехами новой и новейшей истории зарубежных стран имеет существенное значение для более глубокого понимания истории нашей Родины, выявления ее связей с различными странами, для создания необходимых представлений об общем ходе мирового исторического процесса. В систематическом курсе "Новой истории" (IX - X классы) больше, чем раньше, уделяется внимания истории стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Увеличивается учебное время, отводимое на изучение в школе новейшей истории: 30 часов в 1958 г.; 40 часов в 1960 г.; 55 часов по новому учебному плану. В этом курсе значительное место отводится освещению истории социалистических стран, а также хода и итогов национально-освободительной борьбы народов против колониализма, становлению и укреплению новых, независимых государств Азии и Африки. Таким образом, курс "Новейшей истории" в сочетании с курсом истории советского общества дает полную характеристику нашей эпохи.

Изменения в структуре школьного курса истории и программах су-


10 В IV классе намечено изучение эпизодических рассказов о важнейших событиях из истории родной страны.

11 К их числу относятся: Английская буржуазная революция и промышленный переворот в Англии; война за независимость и образование США; Французская буржуазная революция; возникновение научного коммунизма; основание I Интернационала; гражданская воина в США; Парижская коммуна; переход капитализма в империалистическую стадию; подъем революционного движения в зарубежных странах после Октябрьской революции; образование и деятельность III Коммунистического Интернационала; подготовка, ход и итоги второй мировой войны; возникновение и укрепление мировой социалистической системы; национально-освободительное движение народов колониальных и зависимых стран; обострение противоречий в капиталистическом мире после второй мировой войны; борьба миролюбивых сил против империалистических поджигателей войны; современное международное коммунистическое и рабочее движение.

стр. 12

щественно сказались на преподавании истории древнего мира и средних веков. Новые программы построены таким образом, чтобы на строго отобранном материале ярко и живо раскрыть исторический процесс в древности, доступными для подростков средствами охарактеризовать докапиталистические формации, основные закономерности их возникновения, развития и гибели.

Как показывает опыт преподавания по новой программе, исключение из курса ряда второстепенных фактов облегчило детям усвоение материала, сопоставление важнейших явлений, в частности аналогичных фактов из истории разных стран, создав более благоприятные условия для обобщения материала.

В отличие от прежних лет, когда в старших классах совершенно не изучались вопросы истории древнего мира и средних веков, теперь в программу IX класса включено введение к курсу "Новой истории", позволяющее на основе более глубоких знаний повторить основные закономерности первых трех социально-экономических формаций.

Важной чертой современного развития исторического образования является повышение внимания к преподаванию истории в школах рабочей и сельской молодежи. В последние годы заметно возросло стремление не только молодежи, но и людей среднего возраста к повышению своей общеобразовательной подготовки. Это стремление стало особенно заметным в связи с развертыванием по всей стране замечательного движения современности - ударников и коллективов коммунистического труда, которое стало школой массового трудового героизма и воспитания советских людей. Сеть вечерних (сменных), сезонных и заочных школ расширилась, значительно увеличилось количество учащихся в них. Например, по Свердловской области только за 1960 г. количество школ рабочей молодежи возросло с 306 до 341, а число обучающихся в них - с 77 тыс. до 101 тыс. человек. Обучение в школах этого типа стало наиболее распространенным путем получения среднего образования рабочими, колхозниками и служащими. Систематическое изучение истории новыми сотнями тысяч трудящихся играет важную роль в подъеме общекультурного уровня и идейно-политическом воспитании советского народа, в повышении политической и производственной активности советских людей.

В сентябре 1960 г. Советом Министров РСФСР было принято решение "О преподавании истории и основ политических знаний в школах рабочей молодежи - вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах". Структура, содержание и уровень исторического образования в этих школах приведены в соответствие с задачами и порядком изучения истории, предусмотренными постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О некоторых изменениях в преподавании истории в школе". Вместе с тем при определении учебных программ в школах этого типа учитывались следующие особенности: иной, чем в массовых школах, учебный режим, наличие у обучающихся большего жизненного и производственного опыта, их непосредственное участие в общественно производительном труде, в политической жизни страны.

Несмотря на иной учебный режим, идейное содержание образования, глубина раскрытия важнейших исторических фактов, образовательное и воспитательное значение преподавания истории в вечерних школах являются равноценными преподаванию в восьмилетних и средних школах, в которых обучаются дети и подростки. Однако в силу указанных выше особенностей школ рабочей и сельской молодежи их программы по истории имеют и существенные отличия. Обращено особое внимание на освещение вопросов развития производительных сил, истории техники и материальной культуры. Несколько увеличен удельный вес разделов по истории культуры, особенно нового и новейшего времени.

стр. 13

Большое внимание уделено атеистическому воспитанию учащихся школ взрослых.

Вместе с тем, учитывая особые условия учебы в вечерних школах и особенности их контингента, программы по истории для них предусматривают изложение некоторых вопросов обобщенно либо совмещенно в одной теме. Для облегчения усвоения курса учащимися, возобновившими учебу в школе после длительного перерыва, программами предусматривается вводное повторение основных сведений и выводов из прежних курсов.

Важное значение для дальнейшего развития школьного исторического образования имело составление новых программ. Дело, разумеется, не только в том, что изменившаяся структура исторического образования потребовала замены старых программ новыми, а для VII - VIII классов - создания совершенно новой программы впервые введенного в школах элементарного курса "Истории СССР". Главная особенность программ по истории и основам политических знаний состоит в том, что они призваны сыграть важнейшую роль в подготовке молодого поколения к сознательному и активному участию в производственной и общественной жизни нашей страны. Программы по истории и основам политических знаний содержат ту необходимую молодому строителю коммунизма систему знаний в области этих наук, которая озарит сознанием подлинного смысла и высокого назначения каждый шаг его повседневной практической жизни.

Подготовка программ столь большого общественного значения должна была стать и действительно стала делом широкой научной общественности, всех, кому дороги интересы советской школы.

Составленные Академией педагогических наук проекты программ обсуждались в школах, на районных, городских, областных и межобластных совещаниях учителей истории, их рецензировали научные работники и преподаватели университетов и педагогических институтов. Программы подвергались критическому разбору и неоднократному обсуждению в секторах и на Ученом совете Института истории АН СССР, на кафедрах истории Московского государственного университета и в других учебных заведениях нашей страны. Все поступившие предложения были тщательно изучены Академией педагогических наук и Министерством просвещения РСФСР. Многие из них нашли свое отражение в программах.

Для всех программ по истории характерно прежде всего стремление дать учащимся систему исторических знаний, которые по своему объему и глубине вместе с другими дисциплинами обеспечивают подготовку к сознательному и активному участию молодого поколения в построении коммунистического общества. Школьное историческое образование призвано занять важное место среди других учебных предметов, способствующих формированию марксистско-ленинского мировоззрения молодого поколения.

Для системы исторических знаний характерно освещение важнейших сторон общественной жизни в их взаимосвязи со способом производства, сообщение учащимся основных исторических фактов и событий различных этапов развития человеческого общества, формирование на этой основе важнейших понятий и представлений об историческом процессе. Система исторических знаний дает целостное представление о каждой социально-экономической формации и главных этапах ее развития.

Курсами истории предусматривается показ возникновения важнейших исторических явлений и этапов их развития. Изучаемые явления рассматриваются во взаимосвязи, что позволяет всесторонне охарактеризовать основные черты общественной жизни. Исторические процессы

стр. 14

изучаются в хронологической последовательности. Так вырабатывается умение учащихся рассматривать явления в исторической перспективе.

Общие исторические закономерности раскрываются на фактах из истории отдельных стран, преимущественно тех, где эти закономерности получили наиболее законченное и четкое выражение. Основные явления и этапы исторического развития раскрываются на примерах из истории нескольких стран, что содействует пониманию и усвоению учащимися идеи общности законов исторического развития.

Школьные программы решительно порвали с европоцентризмом, уделив значительное внимание истории стран, лежащих за пределами Европы. Это внимание могло бы быть еще большим, если бы учитель располагал обобщенным материалом по истории стран Азии, Африки, Латинской Америки, как это имеет место в отношении европейской истории. Несомненно, по мере дальнейшей научной разработки истории этих стран станет более глубоким и разносторонним и ее изучение в школе.

Одна из исходных позиций обучения истории, нашедшая выражение в программах, состоит в том, чтобы более обстоятельно и разносторонне изучать позднейшие периоды истории.

В целях воспитания коммунистического отношения к труду программы предусматривают ознакомление учащихся с основными вопросами истории развития техники, с ролью технического опыта и производительности труда как основных показателей общественного прогресса. Особое внимание уделено показу принципиального отличия освобожденного труда в эпоху социализма и коммунизма от труда в эксплуататорском обществе.

Большое место в программах занимают вопросы культуры. Они расположены таким образом, чтобы учащиеся могли понять взаимосвязь культуры и условий общественной жизни соответствующей эпохи. Темы по культуре предусматривают раскрытие характера преемственности между культурами различных исторических периодов и значения вклада отдельных народов в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Большое внимание уделяется выявлению демократической, народной струи в культуре досоциалистических формаций, противопоставляемой идеологии и культуре господствующих классов.

В новых программах введена научно-атеистическая проблематика, которой в школьных учебниках прежних лет уделялось незначительное внимание. Научно-атеистическое воспитание учащихся достигается, в частности, раскрытием историчности религии и ее форм, разоблачением классовой сущности религии и показом героической борьбы творцов науки с религиозным дурманом и церковью, особенно реакционной роли современной церкви.

Следует, однако, иметь в виду, что, как бы ни была четка программа, успехи школьного обучения и воспитания зависят прежде всего от качества учебников и преподавательского мастерства учителей.

В соответствии с новыми требованиями к преподаванию истории и разработкой новых программ возникла естественная необходимость в новых учебниках для IV - XI классов массовой общеобразовательной школы. Министерством просвещения РСФСР объявлен открытый конкурс на создание новых учебников, в котором может принять участие каждый желающий. Объявлен также открытый конкурс на учебники для V - VIII классов вечерних школ.

Учебники по истории призваны облечь формулы программы в живую ткань исторического повествования, показать конкретно пути раскрытия закономерностей исторического развития. Конкретизируя программу, учебник определяет содержание обучения. Он не только производит отбор фактов и дает им марксистско-ленинское освещение, он дает систему представлений и понятий, подлежащих формированию

стр. 15

в школе, определяет логику и последовательность раскрытия исторического процесса.

Новые учебники должны помочь правильной организации самостоятельной работы учащихся, что не только активизирует учебный процесс в направлении прочного усвоения учебного материала, но и будет способствовать выработке у учащихся потребности и навыков к самостоятельной работе в будущем.

Помимо учебников и программ, в обеспечении условий более высококачественного преподавания истории в школе не последнюю роль должна сыграть и историческая литература. Систематическое ознакомление с ней поможет учителю быть в курсе последних достижений и изменений, происходящих в науке, и более полно и глубоко раскрывать содержание разделов школьной программы.

Сейчас, когда программы утверждены Министерством просвещения РСФСР, еще раз полезно подвергнуть их анализу с целью выяснения и устранения трудностей в преподавании с помощью научной общественности.

В практике преподавания истории и при составлении программ обнаружилось известное несоответствие между задачами преподавания, требованиями к его уровню и состоянием научной исторической литературы. На качество преподавания истории отрицательно влияют недостаток (а иногда и полное отсутствие) доступной научно-популярной литературы, рассматривающей на убедительном, ярком и конкретном материале ряд сложных вопросов, включенных в школьные исторические курсы, а также неразработанность в специальной научной литературе некоторых вопросов, правомерно включенных в программы.

Например, элементарный курс древней истории знакомит учащихся с двумя первыми общественно-экономическими формациями. На фактах из истории Древнего Египта, Междуречья, Индии, Китая, Греции и Рима начинают формироваться первоначальные представления учащихся о развитии исторического процесса, историчности классового общества и государства, об определяющей роли производства в истории; закладываются основы формирования важнейших понятий, связанных с развитием общества. Знакомство с преобразующей природу деятельностью древних народов, со спецификой исторического развития различных стран, с вкладом различных народов в сокровищницу мировой культуры имеет неоценимое значение для расширения кругозора учащихся, для воспитания их в духе гуманизма, уважения ко всем народам мира. Наконец, изучение зарождения, развития и гибели рабовладельческой и феодальной формаций закладывает основы для будущего глубокого понимания неизбежной гибели капитализма, проблемы которого изучаются в старших классах. В выработке правильного восприятия учащимися этой проблемы нельзя идти путем непосредственного изучения только эпохи капитализма, законов его развития и гибели. Учащиеся V - VIII классов, получая представление о зарождении общественных форм, смене одних фармации другими, о решающем значении производительных сил на каждом этапе общественного развития и т. д., должны постепенно подводиться к пониманию совокупности вопросов, связанных с этой проблемой. Причем, чем более отдаленный период изучается подростком, тем элементарнее и конкретнее должны быть поданы основные вехи периода, являющиеся звеньями и ступенями понимания основных закономерностей развития человеческого общества. При изложении древней истории учитель подчас сталкивается с вопросами, которые недостаточно разработаны в нашей литературе или разработаны только в весьма общей форме, не позволяющей учителю даже при соответствующей переработке материала сделать его доступным для учащихся V класса, мышление которых нуждается в конкрет-

стр. 16

ных и, по возможности, ярких образах. К числу таких вопросов в курсе истории древнего мира следует отнести причины и условия возникновения религии только на определенном этапе развития общества и мышления (после длительного безрелигиозного периода), прогрессивность рабовладельческого строя по сравнению с первобытнообщинным, причины упадка и гибели этого строя, основанного на рабстве.

Учителю истории очень сложно объяснить вопрос о прогрессивности феодального строя по сравнению с первобытнообщинным в странах, которые миновали рабовладельческую стадию развития. Этот вопрос возникает при освещении исторических судеб древних германцев и славян в VI, VII, IX классах, где изучаются история средних веков и история СССР. В советской исторической литературе ответ на этот вопрос дан в теоретической форме12 .

К числу затрудняющих учителей вопросов относится вопрос о процессе возникновения частной собственности, имущественного неравенства, классов и государства.

Известно, какое место в преподавании истории (и не только в средней школе) занимают вопросы классовой борьбы. Эти вопросы интенсивно разрабатываются советскими историками, однако в них еще имеются пробелы, отражающиеся на преподавании в школе. Это касается в первую очередь вопроса о последствиях и историческом значении восстаний рабов и крестьян. В учебниках и работах о восстаниях, особенно крестьянских, бытует трафаретная фраза о том, что "восстания подрывали основы" соответствующего строя. Однако конкретные последствия восстаний рабов или крестьян, значение этих восстаний раскрываются в исторической литературе крайне слабо. В результате теряется историческая специфика отдельных восстаний.

Большие трудности возникают в связи с освещением проблем, являющихся сквозными для всех школьных исторических курсов: роль труда на разных этапах истории, рост производительности труда, определяющая роль производства, роль народных масс в производстве материальных и духовных ценностей, роль нашей Родины в мировой истории и другие проблемы, имеющие первостепенное значение для формирования мировоззрения учащихся. Слабо разработанные нашей наукой вопросы истории СССР сформулированы в статье М. П. Кима и А. В. Фадеева "Об основных проблемах отечественной истории", опубликованной в N 2 журнала "Вопросы истории" за 1961 год.

Школьный курс истории не обеспечен обобщающими трудами по истории техники (в литературе разработаны только некоторые частные темы), по истории производства и технического опыта. Нет работ об эволюции важных орудий труда, средств и отраслей производства (плуг, водяное колесо, ткацкий станок, горнорудное дело, металлургия), популярно раскрывающих внутреннюю техническую логику эволюции и ее связь с общим историческим процессом. Подобные пособия, не давая сугубо специального рассмотрения эволюции деталей отдельных орудий, процессов труда или отраслей производства, были бы важны раскрытием значения и места основных явлений технического прогресса для того или иного исторического этапа развития техники в целом.

Определяющую роль производства в многосторонней жизни общества учитель может показать лишь на отдельных примерах, чаще он вынужден говорить о ней декларативно; ощущается крайняя нужда в глубоком и конкретном показе этой роли на всех этапах исторического развития.


12 М. Н. Мейман, С. Д. Сказкин. К вопросу о непосредственном переходе к феодализму на основе разложения первобытнообщинного способа производства. "Вопросы истории", 1960, N 1.

стр. 17

Нет литературы о демократической, народной струе в культуре предшествующих социализму эпох.

Темы по истории культуры в школьных исторических курсах вообще слабо обеспечены сводной, обобщающей литературой, и особенно это касается истории культуры нового и новейшего времени.

При решении одной из важнейших задач исторического курса - его связи с современностью - учителя также наталкиваются на известные трудности. В научной литературе, особенно по истории зарубежных стран, мало внимания уделяется преемственности между различными этапами в развитии этих стран, показу того, как проблемы современного развития этих стран не только определяются их современными условиями, но и обусловлены в известной мере историей этих стран, их прошлым. Конкретные факты такой преемственности помогли бы учителю наглядно, отчетливо показать связь прошлого и настоящего. Сводные работы по истории отдельных стран, прослеживающие эту связь прошлого и настоящего, были бы особенно полезны.

Перечень трудностей в освещении ряда проблем можно было бы значительно умножить. Надо сказать, что каждый курс истории - древней, средней, новой, истории СССР - заслуживает самостоятельного рассмотрения и анализа его "белых пятен" с точки зрения школьного преподавания.

Как уже отмечалось выше, в программах школьного курса истории пристальное внимание обращено на устранение европоцентризма, на изучение истории стран Азии, Африки, Латинской Америки, как составной части всемирно-исторического процесса. В курсе древнего мира выделены разделы по истории Китая и Индии; в курсе истории средних веков - история арабов, Китая и Индии, Турции, Америки в XV в.; в курсе новой и новейшей истории выделены темы по истории США и Латинской Америки, Китая, Индии, Японии, стран Африки. Однако по некоторым из тем учителя (до последнего времени) были лишены добротной, насыщенной конкретным материалом литературы. Это приводило к тому, что в процессе преподавания истории некоторые темы пропускались, чем наносился ущерб знаниям, формированию мировоззрения и коммунистическому воспитанию учащихся. По всем этим вопросам необходимы насыщенные конкретным материалом пособия для учителей. Важную роль могли бы сыграть пособия по истории искусства и культуры неевропейских стран.

Материалы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшегося в Москве в ноябре 1960 г., ставят огромные задачи перед исторической наукой. Широкие круги советской интеллигенции, в том числе учительство, ждут появления трудов, конкретно анализирующих сущность современной эпохи, главное направление и основные особенности исторического развития человеческого общества в эту эпоху, а также трудов, характеризующих новый этап в развитии общего кризиса капитализма, раскрывающих роль американского империализма как главного оплота мировой реакции, врага народов всего мира. Необходимо глубокое освещение важнейших исторических явлений нашего времени; образования мировой системы социализма, которая превращается ныне в решающий фактор развития человеческого общества, и крушения под ударами национально-освободительного движения системы колониального рабства. Следует, на наш взгляд, обсудить вопрос о возможности создания трехтомного массового издания "Всемирной истории". Этот трехтомник, написанный в популярной форме, хорошо иллюстрированный, рассчитанный на самые широкие круги общественности, явился бы прекрасным подспорьем учителю и одновременно средством распространения исторических знаний среди широких масс.

За последние годы для учителя изданы полезные книги по истории

стр. 18

отдельных стран, помогающие глубже готовиться к занятиям13 . Однако всем этим пособиям, за исключением, пожалуй, "Очерков истории Италии", свойственна одна общая черта: предназначенные для учителей, они содержат чрезвычайно мало живых и ярких исторических фактов, которые бы сами по себе обладали впечатляющей силой и могли бы прозвучать в классе убедительным доказательством формулируемого учителем вывода.

Надо сказать, что в нашей популярной литературе почти отсутствуют фабульные эпизоды из жизни отдельных людей или групп, которые дали бы возможность анализа и иллюстрации явлений социальной и экономической истории.

Большую помощь школе могли бы оказать ученые в создании хрестоматийных сборников наиболее ярких исторических документов для использования их на уроках, а также книг для внеклассного чтения учащихся.

Было бы весьма полезно, чтобы многие из числа указанных выше работ выполнялись объединенными силами ученых и педагогов-практиков. Особенно это относится к созданию учебников, очерков, хрестоматий и книг для чтения. В некоторых исторических журналах, на наш взгляд, целесообразно публиковать научные статьи обобщающего характера на темы, интересующие учителей.

Выяснение и успешная разработка важных для школы проблем не только положительно скажется на школьном и вузовском преподавании, но и окажет благотворное влияние на развитие исторической науки.

Научная общественность, советские историки располагают и другими средствами оказания существенной помощи историческому образованию в средней школе. Подавляющая масса советских историков работает в вузах страны, готовит учителей, и от качества их работы, от их участия в обсуждении вопросов подготовки педагогических кадров зависит решение главного в настоящее время условия повышения уровня образования в школе - качественной подготовки учителей истории. Нечего греха таить, подготовка учителей истории в педагогических институтах и в университетах еще не достигла необходимого уровня, а между тем только хорошо подготовленный учитель может поставить преподавание истории в школе на должную высоту.

Связь советских историков со школой должна быть более тесной; ученые не должны ограничиваться написанием учебников и обсуждением некоторых проблем преподавания истории в школе. Научные работники и профессура могли бы оказать неоценимую помощь Академии педагогических наук, постоянно информируя ее через печать или в письмах о своих соображениях относительно необходимых изменений или о поправках в содержании исторического образования учащихся. Было бы целесообразно время от времени обращать внимание на школьные программы и преподавание истории в школе в целях своевременного устранения недостатков и отставания школьного исторического курса от общего развития исторической науки, особенно в тех случаях, если это отставание может отразиться на формировании мировоззрения учащихся.

Одним из эффективных путей анализа состояния исторического образования могли бы явиться наблюдения над уровнем исторической подготовки выпускников, поступающих в гуманитарные вузы, а также студентов первого курса исторических факультетов. Выяснение достоинств и недостатков их исторической подготовки, трудностей, возникающих в начале их обучения, на первом курсе, позволило бы вскрыть в целом


13 А. Д. Люблинская, Д. П. Прицкер, М. Н. Кузьмин и др. "Очерки истории Франции". Л. 1957; "Очерки истории южных и западных славян". М. 1959; "Очерки истории Англии". М. 1959; "Очерки истории Германии". М. 1959; "Очерки истории Италии". М. 1959, и др.

стр. 19

недочеты гуманитарного, в частности исторического образования в средней школе. Известно, как часто выпускники не имеют чувства исторической перспективы, ощущения специфики эпохи, не осознают смысла и значения периодизации в истории; между тем все это чрезвычайно важно для правильного понимания современности.

Большую помощь педагогам в определении содержания и повышении научного уровня школьных исторических курсов постоянно оказывали и оказывают ученые-историки, особенно после известного постановления ЦК КПСС и Советского правительства от 16 мая 1934 г. "О преподавании гражданской истории в школах СССР". Ученые нашей страны помогли школе созданием учебников, учебных пособий, книг для чтения и т. д. Имена авторов учебников: акад. А. М. Панкратовой, Е. А. Косминского, член-корр. А. В. Ефимова, В. М. Хвостова - широко известны миллионам учителей и школьников. Семиклассники с большим интересом изучают историю нашей Родины по учебному пособию, написанному акад. М. В. Нечкиной и проф. А. В. Фадеевым. Популярны также учебные пособия, написанные академиками С. Д. Сказкиным и В. В. Струве, профессорами С. Л. Утченко, Е. М. Штаерман, С. И. Ковалевым, К. М. Колобовой и др.

Сейчас, когда современный этап коммунистического строительства выдвигает все более высокие требования к делу воспитания и образования молодого поколения, особенно необходимо усилить помощь научных работников в решении насущных задач преподавания истории. Несомненно, что огромный творческий подъем всего советского народа, вызванный подготовкой к XXII съезду КПСС, благотворно скажется и на пропаганде исторических знаний среди советской молодежи.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВЫЙ-ЭТАП-В-РАЗВИТИИ-ШКОЛЬНОГО-ИСТОРИЧЕСКОГО-ОБРАЗОВАНИЯ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Eugene SidorofКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sidorof

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Т. КИНКУЛЬКИН, И. Я. ЛЕРНЕР, НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 16.04.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/НОВЫЙ-ЭТАП-В-РАЗВИТИИ-ШКОЛЬНОГО-ИСТОРИЧЕСКОГО-ОБРАЗОВАНИЯ (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. Т. КИНКУЛЬКИН, И. Я. ЛЕРНЕР:

А. Т. КИНКУЛЬКИН, И. Я. ЛЕРНЕР → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Eugene Sidorof
Кондопога, Россия
1164 просмотров рейтинг
16.04.2016 (2925 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
17 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
23 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android