Libmonster ID: RU-13524

Каспржак Анатолий Георгиевич, директор Центра развития лидерства в образовании Института развития образования НИУ Высшая школа экономики

О реформе образования, вопросах повышения квалификации и профессионального развития педагогических и управленческих кадров мы беседуем с Анатолием Георгиевичем Каспржаком - директором Центра развития лидерства в образовании Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики".

- Есть такой достаточно распространённый тезис, что реформа образования ещё не началась. И начнётся она тогда, когда изменения коснутся тех, кто её должен осуществить, - от учителя до министра образования, то есть развитие образования связано не с условиями, будь то инфраструктура, учебники, компьютеры или деньги, а с людьми, согласны?

- До недавнего времени и я думал: реформа не началась. Но время идёт, смотрю на работников образования - моих слушателей, студентов - и понимаю, что они уже не совсем такие, как мы. Не лучше и не хуже - просто другие. Учитель, который на уроке использует iPad, "шарится" в Википедии и социальных сетях, отдыхает за границей, считает машину средством передвижения, просто не может быть таким, какими были в молодости те, кому сегодня за 50.

стр. 51

Так что, окружение (та самая инфраструктура) и дети информационно насыщенной среды повлияли на учителя, хочет он того или нет. Хотелось бы, правда, чтобы эти естественные изменения были поддержаны федеральными нормами, системой подготовки и переподготовки кадров. Здесь же, на мой взгляд, дела идут существенно менее динамично, увы.

Итак, дети и учителя другие. Надежды XXI века уже не дадут преподу (заметьте, не шкрабам, халдеям, а преподам) на себя кричать, не будут ходить строем на перемене и т.д. На столах преподавателей стоят мониторы, "заглядывающие" в Интернет. Англичанка, потея от напряжения, показывает на уроке через монитор сюжет из CNN.

Парты пока, правда, те же, да и запылившаяся интерактивная доска стоит в классе немым укором. Учебники, направленные из районного штаба учителей, снесены в подвал по обоюдному согласию учителей и родителей и в абсолютно нетиповых сумках школьников появились столь ненавистные старшим поколением "комиксы" из Кембриджа или Гарварда. И, заметьте, никто не жалуется на эти происки загнивающего капитализма в райком партии.

Так что реформа идёт помаленьку. Хотим мы этого или не хотим - время всё равно возьмёт своё.

- В вопросе работы с кадрами есть, пожалуй, две противоположные тенденции. Одна из них - точный подбор и ротация, на основе переаттестации ли или по каким-то другим основаниям. Вторая - обучение. Ориентация на тех людей, которые уже есть, и их профессиональное развитие. Тогда возникают вопросы их профессионального роста, возможно, переквалификации. Во что верите вы? Можно научить человека работать по-новому?

- Как-то давно мы встречались с голландскими коллегами, которые представляли нам программу информатизации образования страны каналов и тюльпанов. В ходе дискуссии выяснилось, что рассчитана она была на... 25 лет. Разговор шёл по-английски, мы решили, что перевод был ошибочен. Переспросили и, о ужас, выяснили, что именно двадцать пять, и не месяцем меньше. "Why?" - громко и хором спросили мы. "Потому что те, кто сегодня работает в школе, ответили галантные голландцы, должны... покинуть её стены". Это, увы, суровая правда жизни. Мне неуютно в социальных сетях, где "имеет батарею друзей" мой младший сын, я боюсь купить MacBook, тогда как на нём сразу начала работать моя внучка-дошкольница и т.д.

И всё-таки система повышения квалификации нужна, более того, просто необходима. При этом вопрос о целесообразности применения той или иной модели, того или иного способа зависит от заказа (набора решаемых задач), четкости его формулировки.

Что же касается веры, то здесь всё и сложно, и просто одновременно. Верю я в разум человека в общем, жену, детей и близких в частности. Как, впрочем, и в то, что научить никого ничему нельзя, можно только научиться.

Так что, дело наше простое - создать условия и не мешать особенно, если удастся - помочь, подсказать. Одним словом, вести себя как якутские оленеводы, которые, как

стр. 52

известно, оленей не направляют, а за ними ходят в поисках ягеля. Просто именно тот, кто хочет есть, сам лучше знает, где искать пищу.

А работать по-новому и управленец, и учитель сами научатся. Жизнь заставит. Жить захочешь - не так раскорячишься, как говорится.

- Поговорим о системе повышения квалификации (развития профессиональной компетенции). Если говорить об идеальной модели, вне существующих ограничений, условий, политической воли и так далее, как бы вы представили себе эту модель? Что необходимо сделать, чтобы повышение квалификации было практикой профессионального развития? Как вы относитесь к идее образовательного ваучера, блочно-модульной модели повышения квалификации, насколько в повышении квалификации эффективны дистанционные технологии?

- Десяток вопросов вы мне сейчас задали, точно. Впрочем, если задают сразу много вопросов, можно не отвечать ни на один, именно так наши школьники и делают. Потому отвечу на те, которые меня самого сейчас интересуют, трогают.

Начну, как принято у педагогов, с замечания. Как учитель физики хочу заметить, что любая модель идеальна, потому идеальная модель - это "масло масленое", как говорится. Самоутвердившись (не зря же я 25 лет проработал в школе), перехожу к ответу на вопрос о различии между повышением квалификации и профессиональным развитием.

Результатом работы системы повышения квалификации является приобретение выпускником той или иной программы совокупности новых умений и навыков (новой квалификации: не умел водить машину - умею), профессиональное развитие, как мне кажется, связано со сменой позиции работника системы управления, которому надлежит за время учёбы превратить себя из администратора в управленца, например.

При этом уровень готовности к этому переходу у всех приступающих к обучению разный, как и задачи, которые каждому предстоит решить. Вот и выходит, что модели для каждого должны быть разными. Выстроены они, эти самые модели, должны быть "под решение" именно той задачи, о которой договорились, с учётом имеющихся ресурсов у тех, кто учит, возможностей тех, кто учится.

Да и об удовлетворении индивидуальных запросов слушателей забывать нельзя. Средством обеспечения именно этого многообразия, адекватных ответов "на веер запросов" являются и модули, и ваучеры, и дистанционные формы, и т.д.

Предположим, что всё это многообразие разрешили, нормативно и финансово обеспечили. Что теперь надо сделать, как программу организовать, какие принципы положить в её фундамент? Это сложные, не имеющие однозначного ответа вопросы. Ответы на них, как я думаю, и есть предмет дискуссии, которая ведётся в этом журнале.

Что касается профессионального развития, то оно может случаться и в процессе работы, и повышения квалификации, и общения с коллегами, и самообразования, и рефлексии. Может, впрочем, и не случаться вовсе, как у Беликова и мадмуазель Куку....

- Вы много работаете и с педагогами,

стр. 53

и с руководителями учреждений, и с руководителями и специалистами органов управления образованием. Есть ли какая-то разница между обучением учителя, директора школы и обучением чиновника? Вообще, кстати, если говорить о компетенции специалистов и руководителей органов управления образованием, есть ли какие-то ключевые моменты, на ваш взгляд?

- И да, и нет. С одной стороны, руководители управлений образования, да и многие директора, первые две недели, в отличие от учителей, плохо справляются с новой ролью ученика без секретарш: с компьютером возникают проблемы, Интернетом, размещением в гостинице, библиотекой и т.д. С другой - все три категории учащихся роднит то, что они страшно любят командовать, учить.

Ведь педагог даже в бане узнаваем - он учит окружающих, как правильно шайку держать.

Одним словом, все три перечисленные вами категории работников системы образования роднит то, что они любят учить, но не очень приспособлены для того, чтобы учиться. Впрочем, это шутка, в которой, только... доля шутки.

Если же говорить чуть более серьёзно, то разница между людьми разного возраста и пола, жителями города и сельской местности, Юга и Севера России сегодня существенно большая, нежели между учителем и управленцем муниципального уровня из одной местности. Такая вот реальность.

Ну а чему учить чиновника? Тому же, чему и любого другого работника системы образования: думать, ставить всё под сомнение, принимать решения, нести за них ответственность. Правда, объекты управления у муниципального управленца, директора и учителя разные, а вот цель одна - создать в школе, классе такие условия, такую атмосферу, чтобы представители разных поколений смогли договориться, как им жить дальше вместе. В этом, как мне кажется, и есть глубинный смысл школы, шире - системы образования.

- Мы вводим в журнале новую рубрику "Кадровый менеджмент". Считаете ли вы нужным это, понимая основную аудиторию читателей, что там должно быть, какие главные темы должны подниматься?

- Отец всех народов как-то изрёк часто цитируемую фразу: "Кадры решают всё!". Работая в программах повышения квалификации, я позволил себе её переосмыслить: "В отсутствии системы кадры решают всё". Для меня создание эффективно работающей системы и есть тот самый "кадровый менеджмент". Руководителю приходится создавать именно ту систему, которая позволяет "настроить" персонал такой непростой организации, как школа, муниципальная или региональная система образования, на решение каких-либо задач. Так что рубрика, которая будет обсуждать проблемы этого ряда, кажется мне и уместной, и нужной в журнале, который адресован управленцу.

- С какими личными управленческими проблемами, с вашей точки зрения, сталкивается руководитель органа управления образованием, как ему можно помочь в решении этих проблем?

стр. 54

- Сегодня среднестатистический управленец, на мой взгляд, решает задачи (бюджет, ремонт, вакансии и т.д.), но не проблемы. Проблем же у потребителя образовательных услуг предостаточно. Они, эти самые потребители-заказчики, хотят: и ответственность за воспитание детей с кем-то разделить, и в детках своих гарантии спокойной старости увидеть, и многое другое.

Если управленцу регионального уровня удастся посмотреть на систему, которой он принадлежит, руководит по мере сил и возможностей, под этим углом, то вот тут-то у него и возникают проблемы. Ни "сверху", ни "снизу" такого рода проблем обычно не видят.

"Начальники" жаждут выслужиться перед вождями, "подчинённые" обычно желают остаться незаметными, но отмеченными.

Вот и получается, что основная задача руководителя органа управления образованием - самому заняться управлением, своих подчинённых в эту деятельность вовлечь и "по шапке" за всю эту малопонятную деятельность не получить.

- В свое время вы проектировали Центр изучения образовательной политики и были одним из активнейших участников его деятельности. Для вас это завершённый проект? Как бы вы вообще оценили его итоги?

- По базовому образованию я учитель физики. Поступал в институт в самом начале 1970-х, когда заканчивался публичный спор между физиками и лириками. Самой популярной книгой в моей среде была "Физики шутят". Цитатой из неё я и отвечу на первый вопрос: "...Эрнст Резерфорд пользовался следующим критерием при выборе своих сотрудников. Когда к нему приходили в первый раз, Резерфорд давал задание. Если после этого новый сотрудник спрашивал, что делать дальше, его увольняли".

Так что, завершённых проектов для меня не бывает. Просто появилась теперь возможность посмотреть на Центр изучения образовательной политики со стороны. Отсюда, замечу, многие вещи виднее. Это, собственно, и дало мне возможность "в сотый раз" начать всё сначала. Так что, спасибо и Центру изучения образовательной политики, и московской школе, и Вышке.

Что же касается оценки итогов, то, думаю, для каждого из нас: преподавателей, слушателей, выпускников, - они разные. Мне, например, за эти 10 лет удалось преодолеть стойкое неприятие системы повышения квалификации, которое у меня возникло ещё в конце 1970-х, когда я первый и последний раз учился в институте усовершенствования учителей, и это уже не так мало.

- Давайте поговорим о Центре развития лидерства в образовании. В чём его ключевые идеи? Кому адресованы программы, в чем их особенность?

- Как теперь любят говорить, это мой проект. Квартира - проект, работа, отпуск, свадьба... Всё - проект. Одним словом, Центр лидерства в образовании для меня больше, чем проект. Я как-то подсчитал, что из 36 лет работы 19 был первым лицом в организации.

стр. 55

И это не считая таких мелочей, как депутат московского Совета народных депутатов времен Гавриила Попова, заместитель директора, декан факультета и т.д. и т.п. Лидерство для меня - это вызов, объект внимания, предмет изучения, говоря "умными" словами.

Если же перейти на человеческий язык, запуск программы подготовки лидеров - попытка сделать так, чтобы мой опыт, опыт моих коллег хоть кому-то помог: задуматься о предназначении директора (он и есть мой самый желанный слушатель), ну... и "соломки постелить".

Что же касается основной идеи программы, то она проста. Давно понял, что учёба, особенно взрослых, ответственных работников, состоит не в освоении ими нормативных актов, технологий, инструментов, процедур и даже теорий, а в создании условий, которые позволят директору занять самостоятельную позицию.

Как? Это очень длинный и слишком серьёзный для взятого мной в этом интервью тоне разговор. Недавно я об этом написал книгу: "Центр изучения образовательной политики как модель прикладной магистратуры". Осенью, надеюсь, она увидит свет. В ней, тот, кому это интересно, и найдёт обстоятельный ответ на вопросы: КОГО, ЗАЧЕМ и КАК мы учили в Центре изучения образовательной политики, учим и будем учить в Центре развития лидерства образования.

- Кто такой профессионал, на ваш взгляд: человек, который знает ответы на вопросы в сфере своей деятельности, или человек, который умеет задавать в ней вопросы?

- На этот вопрос лучше всего, на мой взгляд, ответил мой коллега и давний хороший товарищ - Кирилл Германович Митрофанов. Его как-то спросили: "Чем отличается учитель-профессионал от специалиста?". Он задумался и ответил: "Специалист решает поставленную задачу, а профессионал помогает решать проблему тому, кому предстоит эту задачу решать".

То есть профессионал ставит вопросы, специалист отвечает, а не ставит новые и новые. Тут, как говорится, не прибавить и не убавить.

Интервью провел Шиварёв Павел Васильевич, заместитель главного редактора "Журнала руководителя управления образованием"


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Не-нужно-водить-оленя-на-поиски-ягеля

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Каспржак Анатолий Георгиевич, Шиварёв Павел Васильевич, Не нужно водить оленя на поиски ягеля // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 26.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Не-нужно-водить-оленя-на-поиски-ягеля (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Каспржак Анатолий Георгиевич, Шиварёв Павел Васильевич:

Каспржак Анатолий Георгиевич, Шиварёв Павел Васильевич → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
553 просмотров рейтинг
26.02.2017 (2587 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
22 часов(а) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
2 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
ПРОБЛЕМЫ ИНДИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Не нужно водить оленя на поиски ягеля
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android