Libmonster ID: RU-12577
Автор(ы) публикации: Л. П. БОРИСОВ

Шел боевой девятнадцатый год. Молодая Республика Советов в кольце фронтов гражданской войны. Второй год Красная Армия ведет ожесточенные бои с белогвардейцами и интервентами. История Красной Армии той поры - это история неисчислимых подвигов ее солдат и командиров - вчерашних рабочих и крестьян. Их миллионы, и большинство из них в ряды борцов за дело революции пришло путем, который был проложен большевиками. Такой же дорогой шел и Павел Федорович Федосеенко, в то время командир Красной Армии, а впоследствии выдающийся исследователь воздушного океана.

В августе 1915 г. Федосеенко, семнадцатилетний юноша, уроженец слободы Новая Сотня Острогожского уезда Воронежской губернии, был призван в царскую армию и определен рядовым в одну из воинских частей, дислоцированных в Мариенбурге, что в четырех километрах от Гатчины. В февральские дни 1917 г. он вместе со своими товарищами по оружию перешел на сторону восставших. Вскоре его направляют в Петроград, где он несет охрану военных объектов, участвует в аресте полицейских чинов, ищет запрятанное монархистами оружие. За революционную активность Павла избирают в солдатский комитет. Однако пришедшее к власти Временное правительство продолжает империалистическую войну, и Федосеенко, как тысячи других солдат, оказался на фронте. Но вот свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. На смену старой армии создается новая, Красная Армия. Ей нужны свои, плоть от плоти рабоче-крестьянские командные кадры. Для решения этой задачи

стр. 208

Коммунистическая партия и Советское правительство создают различные военные учебные заведения, в которые посылают учиться лучших представителей трудового народа. В числе их был и П. Ф. Федосеенко, направленный на Петроградские советские воздухоплавательные курсы. В июне 1919 г. он после окончания обучения прибыл на Западный фронт.

П. Ф. Федосеенко был назначен командиром боевого звена 28-го воздухоплавательного отряда, входившего в состав 12-й полевой армии. Этой армии, находившейся тогда на Правобережной Украине, пришлось вести тяжелые бои на два фронта: на востоке - против деникинцев, на западе - против петлюровцев и белополяков. В конце августа 1919 г. 45-я, 47-я и 58-я дивизии 12-й армии, объединенные в Южную группу, под давлением превосходящих сил противника были вынуждены начать отход из района сосредоточения - Ольвиополь, Балта, Бирзула, Каменка, Ольшанка, Рыбница - к Житомиру, чтобы прорваться к своим войскам. С тяжелыми боями, не прекращающимися ни днем, ни ночью, эти соединения совершили беспримерный 400-километровый переход и 19 сентября совместно с 44-й дивизией той же армии отбили у белополяков Житомир. Героический подвиг бойцов и командиров 12-й армии был высоко оценен Советским правительством. Совет Обороны наградил наиболее отличившиеся во время перехода 45-ю и 58-ю дивизии Почетными революционными Красными Знаменами1 . Отлично проявило себя и подразделение П. Ф. Федосеенко. Так, во время отхода из-под Чемер, несмотря на сильнейший огонь противника, оно сумело спасти всю свою материальную часть и технику. "Закончившийся таким результатом [переход] среди обстановки отступления и общей паники, - отмечалось в приказе начальника управления авиации и воздухоплавания 12-й армии, - где даже начальствующие лица, смотревшие обоз (начдив, комиссар сводной и член Реввоенсовета Муралов), неоднократно приказывали автомобили бросить... объясняется исключительной энергией командного состава звена тов. Федосеенко и военкома тов. Бочкарева и военнослужащих, проявивших полное хладнокровие под обстрелом неприятеля... Вышеизложенное свидетельствует о полной энергии командного состава и спайке с ними красноармейцев, за что от лица службы выражаю всем перечисленным красноармейцам и военнослужащим мою благодарность и сообщаю, что одновременно с сим мною возбуждено ходатайство о награждении"2 .

В первой половине 1920 г. 28-й воздухотряд, входивший вначале в состав 44-й, а затем 45-й дивизии, участвует в боях недалеко от города Винницы, на участке фронта Жмеринка - Деражня. Часто поднимается в воздух аэростат П. Ф. Федосеенко. С земли, за перелесками и косогорами, трудно обнаружить противника. А отсюда, сверху, он как на ладони. Наблюдателю хорошо видны силы противника и его передвижение. Все данные, собранные членами воздухоплавательного отряда, обрабатывались и посылались по инстанции. Много ценных боевых донесений, облегчивших действия частей Красной Армии, направил П. Ф. Федосеенко командованию. "15 сего марта, - сообщал он в одном из них, - произведены подъемы с 17 по 21 час. На ст. Деражня наблюдалось большое оживление: непрерывно курсировали два паровоза с эшелонами, число которых определить не удалось. Желпуть до Деражни, где прежде курсировали броневики противника, совершенно свободен. Один из них переменил стоянку и замечен за лесом, не доезжая одной будки до ст. Деражня. На пересечении двух дорог, четыре версты восточнее деревни Шарки, где, по непроверенным сведениям бронеразведки, находится батарея противника, замечена группа людей числом до пятидесяти. Между д[еревнями] Черешенка и Нижняя обнаружена стреляющая батарея противника, видимо, тяжелая. В восьми верстах западнее Деражни... замечен стоящий под парами паровоз... Подъемы производились в районе Новая Гута"3 .

Отряду Федосеенко приходилось решать и другие, более сложные задачи, в частности связанные с непосредственным участием в уничтожении живой силы и техники врага. Такая работа велась им в содружестве с командой бронепоезда. С аэростата находили наиболее важные цели противника и корректировали огонь артиллерии бронепоезда до полной их ликвидации. Враг понимал, что причиной его потерь в значительной степени является аэростат, и принимал меры к его уничтожению. Нечасто можно было видеть на фронте поединки привязного аэростата с самолетом, но еще реже - бои с благоприятным исходом для аэростата. Неподвижный, большой, легко уязвимый, он представляет собой хорошую цель. Но Федосеенко "везло". Его аэростат, неоднократно подвергавшийся атакам самолетов, каждый раз выходил победителем: огнем из пулемета всегда удавалось обратить противника в бегство. Командование высоко оценивало боевые действия отряда и неоднократно ставило его в пример другим. "Согласно доклада помощника моего по воздухчасти, а также из поступающих мне донесений и сводок о боеработе 28-го воздухоплавательного отряда, - сообщил в одном из донесений в штаб 12-й армии начальник управления авиации воздухоплавания этой же армии К. А. Рудзит, - доношу, что совместная работа отряда с бронепоездом 104 ныне вполне организована и налажена. Связь между бронепоездом и аэростатом установлена путем включения индукторных аппаратов в


1 "История гражданской войны в СССР". Т. 4. М. 1959, стр. 219 - 220.

2 ЦГАСА, ф. 197, оп. 4, д. 9, лл. 259 - 259 об.; см. также, д. 28, л. 31.

3 Там же, д, 38, лл. 2 - 5.

стр. 209

телеграфную желдорсеть, и 21, 23, 26 сего марта уже производились весьма удачные опыты с корректированием стрельбы по бронепоезду противника. В связи с Неудачным профилем местности, занимаемых нами позиции на участке Комаровцы, опыты корректирования и наблюдения над тылом противника для почти слепого броневика играют громадное значение и дают надежду в будущей совместной работе ожидать большие возможности. С другой стороны, одновременно непрерывное наблюдение за передвижениями в тылу противника на самом важном участке дивизии дает подробные сведения разведке штадива 45 и вполне заменяет высылку Пехотных и конных разведчиков, в коих ощущается и так недостаток на фронте. В дополнение сего высылка неприятелем Истребителя, дважды атаковавшего аэростат, указывает на то значение, какое придает противник аэростату на этом участке фронта. Присоединяя сюда то моральное впечатление, которое производит аэростат как на наши войска (по отзыву начдива 44 тов. Дубового), так (в обратном смысле) на неприятеля, я позволяю себе думать, что налаженная работа воздухотрядов, прежде бездействующих, вызовет самые лестные отзывы со стороны начальников частей, коим воздухотряды приданы. Начдив 45 работой приданного дивизии 28 воздухотряда весьма доволен"4 . Отряд П. Ф. Федосеенко был в числе тех воздухоплавательных подразделений, которым в апреле 1920 г. начальник Воздушного флота республики А. В. Сергеев объявил благодарность за активную боевую деятельность5 .

Рано утром 25 апреля войска буржуазно-помещичьей Польши перешли в наступление против Красной Армии на широком фронте от Припяти до Днестра. Свой главный удар белополяки направили против Юго-Западного фронта. В полосе самых ожесточенных боев оказалась 12-я армия. Наши войска, намного уступая противнику в силе, вынуждены были отступать. Вместе со всей армией на восток отходил и 28-й воздухоплавательный отряд, в то время приданный 45-й стрелковой дивизии, командиром которой был И. Э. Якир. Отряд со всем имуществом и снаряжением был 26 апреля погружен в железнодорожный эшелон, который двинулся по маршруту Жмеринка - Винница - Казатин - Киев - Коростень в распоряжение штаба 12-й армии. На следующий день, благополучно миновав Винницу, он прибыл на станцию Голендры. Но дальше путь был закрыт, так как польская армия взяла Казатин. Отряд попытался прорваться через Калиновку к Жмеринке, но неудачно. Пришлось вновь возвратиться на станцию Голендры, где находился также красный бронепоезд N 21, вырвавшийся с боем из Казатина. Посовещались с его командным составом и решили искать совместно выход из создавшегося положения. Вместе с бронепоездом направились на станцию Гулевцы. Прибыв туда, Федосеенко связался по телефону со станцией Калиновка. Последовал вопрос: "Может ли станция принять эшелоны?" В ответ он услышал голос: "А с чем эшелоны?" Павел Федорович, наверное, этот вопрос принял как неуместную шутку и ответил: "С дровами". В аппарате послышался смех и шутливый возглас: "Да, мы знаем, с какими дровами!" Пришлось спросить, кто они, столь не в меру веселые собеседники. А из Калиновки говорят: "Мы польские солдаты". Случись такой разговор в другой обстановке, пожалуй, не удержаться бы от ответной шутки. Но сейчас, когда противник оказался совсем рядом, не до шуток. Срочно созвали местный военный совет и решили с боем прорываться через Калиновку. Вот что сообщил П. Ф. Федосеенко две недели спустя о последовавших затем событиях в штаб армии: "Все заняли свои места. Я с 5 пулеметами находился на пулеметной площадке и ходил по крыше пульмановских вагонов, наблюдая за противником. Комиссар отряда т. Шелудяков с тремя пулеметами находился на паровозе. Командирам взводов я отдал приказание рассыпаться в цепь и быть опорным пунктом при подходе противника к эшелонам... Потом была замечена неприятельская кавалерия... приближавшаяся к нашим эшелонам. По кавалерии был открыт с бронепоезда и наших пулеметов сильный пулеметный и орудийный огонь... Противник со своей стороны открыл но нас орудийную стрельбу из 6-ти дюйм[овых] орудий и полевых батарей, затем пулеметный огонь с бронированных автомобилей". Пришлось отступать по направлению к Голендрам. "Мы усилили огонь: у меня работали 5 пулеметов на бронеплощадке и 3 пулемета на паровозе, у бронепоезда N 21 - 16 пулеметов и 4 орудия. Было выпущено из орудий бронепоезда 160 снарядов... и 400 гранат и шрапнелей. Нашим пулеметным огнем были разбиты первые 3 эскадрона противника. Несмотря на сильный ураганный огонь, поляки подошли к нам со стороны Казатина с поля... Неприятельская кавалерия спешилась и стала подходить к железнодорожной линии, чтобы взорвать нам путь продвижения на Голендры. Пулеметный и орудийный огонь был переброшен на спешившуюся кавалерию, которая вторично нами была разбита. Вокруг железнодорожной линии был лесок, в котором скрывался противник, пытавшийся не один раз отрезать нам путь, но всякий раз был удачно обстрелян нашим огнем и рассеян. Мы продвигались ближе к Голендрам. Поляки нас непрерывно обстреливали сильным орудийным и пулеметным огнем. Снаряды противника ложились кругом эшелонов. Три снаряда упали около нашего эшелона возле железнодорожной линии, которые, к счастью, не разорвались... От непрерывного огня у нас стали выбывать из строя один за другим пулеметы, приходившие в негодность. С сильным боем подъехали к ст. Голендры того же


4 Там же, л. 73.

5 Там же, д. 30, лл. 177 - 177 об.

стр. 210

27-го апреля в 23 - 24 часа. У нас выбыли из строя 7 пулеметов, 8-й "Шварц Лозе" еще работал и продолжал поддерживать огонь. Затем пришел в негодность и последний пулемет. Пришедшие в негодность пулеметы, а также пулеметы, находящиеся в Голендрах в снабжении одной из бригад, были разбиты об рельсы... Я, комиссар отряда т. Шелудяков, командир бронепоезда т. Хамеладзе, начбоеборта т. Шарапов [тут же] решили, чтобы все наше имущество ни в коем случае не досталось противнику и поэтому предать все имущество сожжению и взорвать". С помощью пироксилина быстро подожгли бронепоезд и на полном ходу пустили его на противника. Вскоре издалека донесся оглушительный взрыв. А затем, продолжал сообщать Федосеенко, "я отдал распоряжение, несмотря на неблагоприятные условия, сгрузить машины, повозки и лошадей... Обстрел стал усиливаться. Не теряя времени, мы погрузили на повозки патроны, винтовки и самые важные книги, документы и бумаги канцелярии. По моему приказанию выкатили горючее, открыли все вагоны, имущество в которых облили горючим и часть вагонов, как-то: мастерскую, цейхгаузы с горючим, шаровым, вещевым имуществом и продовольствием, и затем зажгли. Потом все люди с лошадьми и повозками, ввиду сильного обстрела, были отправлены за эшелон по направлению к дороге... Остались у эшелона я, комиссар отряда т. Шелудяков и пять красноармейцев... Я с комиссаром и упомянутыми товарищами зажгли все остальные негоревшие вагоны и пошли зажечь бронеплощадки и лебедку, помещавшуюся в одной из них. Бронелебедка долгое Бремя не поддавалась огню, тогда мы влили несколько котелков спирту, бросили бомбы и смоченное в спирте зажженное обмундирование. Убедившись, что весь состав загорелся полностью, вырываясь из-под сильного орудийного и пулеметного огня, пошли на восток догонять отряд. Противник своим огнем преследовал нас до Новой Гребли, а также все места нашего отхода были освещены ракетами противника. Не доходя до дер[евни] Новая Гребля, мы встретили на дороге людей отряда, которые присоединились к нам". В Липовце от сотрудников местного комиссариата узнали, что со станций скоро отходит в тыл последний бронепоезд. Это был бронепоезд N 19, на котором отряд Федосеенко благополучно прибыл в Христиновку, место расположения штаба 2-й тыловой группы войск 12-й армии6 . Боевой подвиг отряда был высоко оценен командованием. 7 мая 1920 г. в приказе К. А. Рудзита, подробно излагавшем героический поступок бойцов отряда, отмечалось: "Выражаю от лица службы всем т.т. красноармейцам, комсоставу, командиру и комиссару благодарность. Ставлю в пример всем авиа и воздухчастям армии столь высокое понимание революционного долга, заставившее забыть личные интересы и чувство самосохранения перед великими идеями коммунизма. Полагая, что огромную роль в поднятии самосознания на столь высокую ступень и в проявлении исключительного героизма революционным подъемом сыграли главным образом командир отряда и комиссар, выражаю им свою товарищескую благодарность"7 .

Еще некоторое время после этого воздухотряд П. Ф. Федосеенко находился в составе 12-й армии. В июле 1920 г. К. А. Рудзит, как бы подводя итоги его боевой деятельности, доносил помощнику начальника воздушного флота Юго- Западного фронта: "Сообщаю, что 28 воздухотряд при самых неблагоприятных условиях выполнял свои задачи блестяще. Производил наблюдение и разведку, часто корректировал стрельбу бронепоездов и артиллерии. Присутствие воздухотрядов в настоящее время считаю крайне необходимым, полезным, в особенности для совместных действий с бронепоездами, а также для обнаружения все более встречающихся у противника укреплений"8 . Это была оценка работы людей, руководимых П. Ф. Федосеенко, а вместе с тем и ответ некоторым командирам, скептически относившимся к роли привязных аэростатов на фронте.

26 мая войска Юго-Западного фронта перешли в контрнаступление и в ходе ожесточенных боев стали теснить части польской армии. Врангель, воспользовавшись благоприятной для него Обстановкой, когда основные силы советских войск были заняты на западном участке фронта, в начале июня перешел в наступление. 2 августа Политбюро ЦК РКП (б), обсудив сложившееся положение, приняло решение выделить этот участок Юго- Западного фронта в самостоятельный Южный фронт9 . В целях его укрепления в начале сентября была создана 6-я армия, которая защищала Каховский Плацдарм. 29 сентября руководство воздухофлотом Южного фронта в телеграмме, направленной командованию воздушными частями 6-й армии, сообщало: "6 армия перешла в состав Южфронта, со всеми вопросами предлагаю обращаться в штабвоздухюж. Девятый, десятый воздухотряды остаются подчиненными 6-й армии..."10 . Командиром 9-го воздушного отряда был П. Ф. Федосеенко.

Коммунистическая партия, Главное командование Красной Армии стали готовить силы для нанесения решающего удара по последней крупной группировке противника, каковой являлись войска Врангеля. На фронте началась усиленная подготовка к предстоящим боевым операциям. В этих условиях большое значение приобретали все виды


6 Там же, д. 38, лл. 185 - 186 об.

7 Там же, д. 30, лл. 119 - 119 об.

8 Там же, д. 34, л. 530.

9 "История гражданской войны в СССР". Т. 3. М. 1960, стр. 153.

10 ЦГАСА, ф. 189, оп. 3, д. 959, л. 7.

стр. 211

армейской разведки, способные получить необходимые сведения о силе, передвижениях и дислокации противника. Не последняя роль в этом деле отводилась наблюдениям с аэростата, особенно по разведке ближнего тыла противника и выявлению его танков, бронеавтомобилей и огневых средств. "Из многочисленных боевых воспоминаний, - рассказывал позднее П. Ф. Федосеенко, - мне вспоминается особенно ярко один эпизод из жизни отряда, когда командование убедилось на факте, что воздухоплавание действительно может принести неоценимые услуги в бою... Насколько помню, 14-го октября 1920 г. с аэростата было замечено, что со стороны противника показались батарея и два танка. Об этом немедленно было сообщено с аэростата по телефону на нашу батарею, литера "Е". Последняя немедленно открыла огонь, одна же из наших полевых батарей выехала вперед и прямой наводкой, выпустив несколько снарядов, подбила сначала один танк, а затем и второй. Аэростат беспрерывно корректировал огонь нашей артиллерии, а красные пехотные части пошли в атаку на подбитые танки, но так как прислуга последних была, очевидно, не вся перебита, то наша пехота была встречена пулеметным огнем. Среди наших бойцов наблюдалось минутное замешательство, но вдруг, очевидно, по команде наши ринулись снова на танки, окружили их и захватили. Аэростат все время следил за ходом боя и доносил беспрерывно в штаб результаты его. Противник знал и видел, что аэростат мешает передвижениям и перегруппировкам, и решил уничтожить его, для чего сосредоточивается огонь всей артиллерии на заманчивую цель. Снаряды ложатся шагах в ста от места подъема, осколки ранят одного красноармейца. Огонь усиливается, становится беспрерывным, но команда отряда не унывает, подшучивает, радуется взятым танкам. Шрапнель рвется над головой, меняем место подъема. Артиллерия белых нас не оставляет. К тому же появилось несколько самолетов противника, которые сбрасывают на аэростат семь бомб... ранив [при этом] трех краснофлотцев. Обстрел продолжается, и шрапнель наносит несколько пробоин оболочке аэростата. Срочно ремонтируем ее, и через несколько часов аэростат снова в воздухе. В корзине - начальник отряда и комиссар. Обнаруживается новая батарея противника, о чем по телефону немедленно сообщается начальнику артиллерии, который выезжает на дальнобойную батарею, откуда тотчас открывается огонь. С аэростата в это время замечаем бронеавтомобиль. Передаем об этом на батарею и начинаем корректировать ее огонь. После четвертого выстрела броневик подбит. Переносим огонь на новую батарею противника, заставляем ее замолчать. Наши пехотные части начинают наступление. Артиллерия белых по-прежнему стремится уничтожить аэростат. Неожиданно налетает пять вражеских самолетов, мы отстреливаемся из пулемета и сообщаем на наш аэродром. Красные летчики вылетают и своим появлением заставляют белых "стервятников" уйти к себе. Решили снова переменить место стоянки; переходим на него не снижаясь. Но и тут артиллерия противника бьет по нас. Это заставляет нас двигаться дальше, как вдруг снаряд пробивает кормовую часть аэростата. Газ стал выходить, и мы вынуждены были прекратить подъем. Недолго, однако, думая, выбрали место за горкой и приступили к осмотру аэростата. В оболочке оказалось 28 пробоин. Не теряя ни одной минуты, взялись за ремонт, и назло врагам вскоре аэростат снова в воздухе и содействует нашей пехоте. Этот день, несмотря на целый ряд неудач, в общем, был одним из интереснейших в истории отряда. Мы помогли захватить два танка, содействовали подбитию броневика, удачно направляли огонь нашей артиллерии по батареям противника"11 .

Спустя десятилетия после описываемых здесь событий пожелтевшие от времени листы архивных дел - боевые донесения П. Ф. Федосеенко - рассказывают и о многих других фронтовых делах его отряда в ту пору. "Сего числа (21 октября. - Л. Б ), - сообщал командир 9-го воздухотряда в штаб 6-й армии, - производились подъемы аэростата на сев. окраине хутора Веселого... Замечено в 14 ч. 10 м. в Черненьку вошел обоз 20 - 25 подвод со стороны Каменного Кола, в это же время в хутор Егоров со стороны хутора Герасимов вошли 4 - 5 подвод. В 14 час. 20 мин. в Осново вошла кавалерия противника 100 - 120 всадников... В 14 час. 30 мин. из Натальино вышла колонна противника протяжением 300 сажень, которая направилась... на Б. - Маячки, через 20 мин. тем же направлением вышла вторая колонна протяжением 200 сажень". Далее сообщалось о движении двух колонн кавалерии, многих подвод автомашин и т. д.12 . Это было одно из последних донесений воздухотряда перед началом решающих событий. 28 октября войска Южного фронта перешли в общее наступление. Ни сильный мороз, ни ветер не могли остановить красноармейцев Враг не выдержал, дрогнул, а затем стал отступать в Крым, к Сивашу и перекопским укреплениям. Но никакие укрытия не могли помочь белогвардейцам. 7 ноября 1920 г. войска Южного фронта, руководимого М. В. Фрунзе, прорвали позиции противника. Воздухотряд П. Ф. Федосеенко с аэростатом двигался вслед за передовыми частями Красной Армии. 18 ноября отряд прибыл в Симферополь. В начале следующего месяца приказом командующего Южным фронтом он был передан в 4-ю


11 П. Федосеенко. Каховка - Перекоп. (Из дневника одного воздухотряда) "Воздушный флот". Иллюстрированный научно-популярный сборник. Июнь. 1923, Харьков, стр. 64 - 65.

12 ЦГАСА, ф. 189, оп. 3, д. 961, лист не указ.

стр. 212

армию и направлен в Севастополь13 . К этому времени Крым уже был полностью освобожден от белогвардейцев. За два месяца боев, то есть до тех пор, пока наши войска не взяли Перекоп, аэростат отряда П. Ф. Федосеенко, обслуживавший в то время 51-ю стрелковую двизию В. К. Блюхера и Каховскую группу артиллерии, пробыл в воздухе 377 часов и содействовал уничтожению 2 танков, 15 батарей, нескольких бронеавтомобилей, вел непрерывную разведку позиций противника. За боевые заслуги при освобождении Крыма 9-й воздухотряд приказом Реввоенсовета республики первым из воздушных частей был награжден Почетным революционным Красным Знаменем, а командир отряда П. Ф. Федосеенко и комиссар П. Г. Золотов - орденами Красного Знамени14 .

Еще не отгремели бои гражданской войны, а группа энтузиастов принялась за возрождение в стране свободного (беспривязного) воздухоплавания. 27 июля 1920 г. с Красной площади во время торжественного парада, состоявшегося в честь II конгресса Коммунистического Интернационала, в воздух взмыл сферический аэростат, в корзине которого находился помощник начальника Воздушного флота республики Н. Д. Анощенко. Вскоре был проведен и ночной полет. Как только об этих первых свободных подъемах воздушных шаров узнал П. Ф. Федосеенко, его не покидала мысль полететь самому. Он обращается в Москву с просьбой разрешить хотя бы один свободный полет на змейковом аэростате (в отряде не было сферических аэростатов), но получает отрицательный ответ. Лишь через год его желание сбылось. А произошло это так. С 25 июня по 3 июля 1921 г. в Москве проходил IV Всероссийский съезд работников Воздушного флота. На нем в качестве делегата присутствовал и П. Ф. Федосеенко. Участники съезда заинтересовались работой отделения сферических аэростатов, созданного незадолго до того в Кунцеве при 4-м воздухотряде. Тогда сотрудники отделения решили показать им свободный полет и для этого снарядить небольшой сферический аэростат. В корзине было выделено место для одного делегата, которого изберет съезд. Им оказался П. Ф. Федосеенко. Полет состоялся 5 июля и прошел успешно. С тех пор Павел Федорович окончательно решает перейти к свободным полетам15 . Для осуществления этой мечты имелось очень многое - страсть к полетам, любовь к делу. Но не хватало знаний. Сельская школа и Петроградские советские воздухоплавательные курсы, где обучение велось по сокращенной программе, не давали всего необходимого для того, чтобы стать настоящим аэронавтом. И П. Ф. Федосенко превосходно понимал это и совершенствовал свои знания.

В конце 1921 г. в стране были созданы специальные курсы пилотов-аэронавтов. Одним из первых их слушателей стал Павел Федорович. Он старательно изучает теоретические вопросы, проявляет пытливость ума и большую настойчивость в достижении цели. Летом 1922 г. начались практические занятия. Инструктору аэростата Е. Ф. Сапунову было дано задание: совершить учебный вылет с шестью курсантами, высадить на промежуточной посадке четырех человек, а затем с двумя лучшими учениками пойти на побитие рекорда продолжительности полета. В числе этих двух был П. Ф. Федосеенко, летевший в качестве помощника инструктора. Он пилотировал воздушным шаром. Но недостаточность опыта не позволила ему правильно сориентироваться. П. Ф. Федосеенко неблагоразумно израсходовал балласт, и это чуть было не привело к аварии. "17 ч. 10 м. Высота всего 200 м., - зарегистрировано в бортовом журнале во время полета. - Аэростат продолжает падать. Вот уже коснулись концом гайдропа земли, но все же продолжаем стремительно снижаться. По команде пилота якорь полетел за борт корзины. О, счастье! Падение заметно затормозилось... Рвем разрывное приспособление. Вот и земля. Корзину при причаливании перевернуло, внутри ее полный хаос. Все ее содержание перемешалось с землей. Но мы все целы. Итак, полет закончился благополучно". Аэронавты пробыли в воздухе свыше 21 часа и установили республиканский рекорд продолжительности и дальности полета. Скоро П. Ф. Федосеенко окончил курсы и, получив звание пилота-воздухоплавателя, возвратился в свой воздухотряд, находившийся под Одессой. Здесь под его руководством была организована совместная работа привязного аэростата с береговыми батареями и тральщиком по очистке Черного моря от мин16 .

В дальнейшем служба в Красной Армии и работа в любимой области шли все более успешно. Этому способствовали и приобретенные знания и первые крупные личные успехи в воздухоплавании. В июле 1924 г. Павел Федорович совершил первый в стране полет на аэростате, наполненном светильным газом. За этот полет Центральное правление Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма наградило его золотыми часами17 . В октябре того же года он участвует в I Всесоюзных воздухоплавательных состязаниях, организованных Обществом друзей Воздушного флота. Правда, здесь ему пришлось уступить первое место М. Н. Канищеву, установившему всесоюзный рекорд дальности полета (850 км). Но такие "неудачи" лишь порождали новые замыслы и планы. Что касается упорства П. Ф. Федосеенко в достижении поставленных задач, то в этом недостатка не было, В одной из характеристик, данных Павлу Федоровичу


13 Там же, д. 959, лл. 154 - 155.

14 "Осоавиахим", 1934, N 6, стр. 13; П. Федосеенко. Указ. соч., стр. 65.

15 Н. Анощенко. Павло. В кн. "Крылатое племя". М. 1962, стр. 29 - 30.

16 Там же, стр. 30 - 32.

17 Документ из домашнего архива семьи П. Ф. Федосеенко.

стр. 213

как слушателю Военно-воздухоплавательной школы в 1925 г., отмечалось: "Упорство в прохождении курса - замечательное. Легкость усвоения программы - усваивает с некоторым трудом, но больше потому, что старается найти "корень вещей". Отличное качество. Увлечение работой - большое". В примечании характеристики подчеркивалось: "Слушатель, заслуживающий к себе большого внимания. Полагаю, что интерес к делу и упорство в приобретении знаний дадут хорошего пилота, так как его прочие качества как воздухоплавателя уже известны. Необходимо лишь подвести теоретические основания под его практический опыт"18 . И действительно, время как нельзя лучше подтвердило сказанное.

17 июля. 1925 г. П. Ф. Федосеенко и директор Главной геофизической обсерватории проф. А. А.. Фридман заняли места в корзине воздушного шара и взяли старт. Сначала все шло хорошо, но вот на высоте 5 500 м произошел случай, заставивший поволноваться. "10 ч. 30 м., - свидетельствует бортовая запись, - ...идем на границе верхнего слоя облаков... Пробуем подушки с кислородом, оказывается, что они очень туго раздулись вследствие уменьшения давления атмосферы. Выпускаем из них немного кислорода, чтобы убавить внутреннее давление. Не успели произвести указанную операцию, как колоссальный взрыв потряс воздух. Взглянув вверх, мы увидели, как большие клубы дыма окружили оболочку, которую стало совершенно не видно. В одно мгновенье мелькнула мысль: "Горим"... Прошло еще мгновенье... вниз не падаем... дым расходится, и мы устанавливаем, что от чрезмерного давления разорвался самый большой мешок с кислородом"19 . Только что пережитый ужас подсказал, что надо подниматься выше и выше, подальше от облаков, туда, где менее возможны грозы. Но высота давала себя знать, не хватало воздуха, с каждым метром подъема становилось дышать все труднее и труднее. А кислорода в мешках оставалось мало, поэтому расходовать его приходилось очень экономно. Это были опасные для жизни пилотов минуты, когда только спаянность и взаимная выручка решают успех дела. И здесь как нельзя лучше проявилось такое замечательное качество П. Ф. Федосеенко, как глубокое чувство товарищеского долга. "И если я остался жив, - сообщал позднее в своих впечатлениях о полете А. А. Фридман, - то спасением своим, скажу по совести, обязан исключительно самоотвержению и героизму пилота П. Ф. Федосеенко", который, "рискуя жизнью, поддерживал меня кислородом из своей подушки". Приборы показали, что наивысшей точкой подъема была высота 7400 м, а это означало превышение прежнего рекорда страны, установленного в 1910 г. Рыниным и Одинцовым, на 1000 метров. Во время полета впервые в практике советского воздухоплавания были проведены научные работы. Полет, начавшийся в Ленинграде, завершился в одном из уездов Новгородской губернии. Местные жители при виде спускавшегося аэростата, который они приняли за какое-то чудо, вначале испугались, но затем освоились и даже предоставили телегу для перевоза оболочки шара и снаряжения20 .

Нужно сказать, что 1920-е годы были временем бурного развития советского воздухоплавания. Быстро обновлялись рекорды продолжительности, дальности и высоты полета, а вместе с ними росли знания о больших высотах. Причем в группе ведущих аэронавтов, штурмовавших заоблачные дали, одним из лидеров становится П. Ф. Федосеенко. Ровно через год после полета с А. А. Фридманом он устанавливает новый всесоюзный рекорд продолжительности полета. Больше двадцати четырех с половиной часов продержался пилотируемый им аэростат в воздухе21 . Осенью 1926 г. в Москве проходили вторые воздухоплавательные состязания, организованные Авиахимом СССР. В них приняли участие четыре шара, на одном из которых взял старт П. Ф. Федосеенко. Дольше всех пробыв в воздухе, он опустился на территории, ныне входящей в Коми АССР22 .

Во время полетов Павлу Федоровичу не раз приходилось сталкиваться с самыми непредвиденными обстоятельствами, которые подготовили его к неожиданностям. Но однажды произошел такой случай, который ни Федосеенко, ни находившийся вместе с ним пилот П. И. Котовой не могли даже предположить. 15 ноября 1927 г. они отправились в полет, организованный Ленинградским губпрофсоветом, Осоавиахимом и комиссией по проведению праздника 10-летия Великого Октября. Аэронавтам поручалось установить мировой рекорд продолжительности полета и попутно исследовать воздушную атмосферу. На основании сводки Главной геофизической обсерватории, сообщившей скорость и направление ветра, предполагалось, что воздушный шар, стартовавший в Ленинграде, будет передвигаться в сторону Москвы - Ярославля. Лететь пришлось в сложных метеорологических условиях: шел снег и дождь, низкие облака сильно затрудняли ориентировку. В течение продолжительного времени аэростат, несмотря на то, что из корзины была выброшена большая часть балласта, не мог подняться выше нескольких сот метров. Но вот наконец земное притяжение "преодолено", и воздушный шар поплыл вверх. Через некоторое время приборы показали высоту 3700 метров. Ста-


18 ЦГАСА, ф. 24720, оп. 1, д. 103, л. 80.

19 "Вестник воздушного флота", 1925, N 9, стр. 24.

20 "Аэростат", 1925, N 7, стр. 22 - 23; "Красная вечерняя газета" (Ленинград), 22.VIII.1925.

21 "Красная Звезда", 95.VIII.1926.

22 "Ленинградская правда", 17.IX.1926.

стр. 214

ло трудно дышать. Пилоты, сознавая всю опасность дальнейшего подъема, приняли решение выпустить из оболочки часть газа. Однако это оказалось нелегким делом. Клапан примерз, и для того, чтобы его открыть, пришлось приложить максимум усилий. Выпущена часть газа, но аэростат, подогреваемый лучами солнца, продолжает подъем. Пилоты еще и еще раз открывают клапан. Оболочка заметно "худеет", и шар сначала медленно, а затем все быстрее И быстрее пошел вниз. Возникла новая опасность - разбиться о землю. Примерно на высоте 300 метров теплые Потоки воздуха замедлили падение, но ненадолго. Аэростат миновал этот, казалось, спасительный слой атмосферы и вновь начал падать на землю. Из корзины выбрасывается все, что может заменить балласт. Но скорость падения продолжает оставаться большой. И тут вновь помогает ветер. Где-то совсем близко от земли он подхватил воздушный шар и плавно опустил его на ее поверхность. Но на земле пилотов ждал новый сюрприз. "Вы знаете, где вы? - спросили сбежавшиеся крестьяне Федосеенко и Котового и, не дождавшись ответа, сказали. - На территории Латвии!" Прибывшие к месту приземления аэростата представители латвийских воинских частей переправили пилотов в штаб пограничной заставы, откуда Они выехали в СССР. Советские аэронавты продержались в воздухе 23 часа 57 минут. В результате был побит мировой рекорд, принадлежавший французскому пилоту Кормье (22 час. 34 мин.)23 .

В 1930 г. при Ленинградском областном совете Осоавиахима по инициативе П. Ф. Федосеенко был создан актив, состоявший из ученых и инженеров, для разработки проекта первого советского стратостата. И с этой задачей коллектив справился блестяще. К 7 ноября 1932 г. все проектные работы были закончены. Для П. Ф. Федосеенко этот успех совпал с окончанием Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, в которую он поступил в 1929 году. "Слушатель 11-го приема военно-технического факультета т. Федосеенко П. Ф., - говорилось в выписке из приказа по учебному заведению от 4 августа 1932 г., - 28 мая с. г. закончил учебно-производственные планы по специальности дирижаблестроения и удостоен звания инженера-конструктора дирижаблестроения"24 , Так был завершен длительный цикл обучения, который дал П. Ф. Федосеенко необходимые практические и теоретические знания, с успехом использованные им в проектировании и постройке стратостата.

Строительство стратостата, получившего наименование "Осоавиахим-1", началось в феврале и было закончено в августе 1933 года; Незадолго до этого, в июне того же года, Президиум Центрального Совета Осоавиахима, заслушав сообщение председателя шефского комитета по сооружению стратостата Ф. Н. Ильина, поручил ему обратиться к начальнику Военно-Воздушных Сил РККА Я. И. Алкснису с предложением назначить пилотом П. Ф. Федосеенко. Причем до окончательного выяснения вопроса было решено временно допустить Павла Федоровича к тренировкам25 . Спустя некоторое время был утвержден состав всего экипажа. В него, кроме П. Ф. Федосеенко, назначенного командиром, были включены активные участники строительства стратостата А. Б. Васенко и И. Д. Усыскин. Более трех месяцев проходили они специальную подготовку к полету в Военно-медицинской академии. П. Ф. Федосеенко и А. Б. Васенко, чтобы проверить герметичность и надежность гондолы, провели в ней шесть часов кряду. Все члены экипажа работали без устали. Им хотелось не просто слетать в стратосферу, а подняться до непокоренных высот. А это было делом нелегким, если учесть, что в 1932 г. бельгийский ученый Пикар, а спустя год советские стратонавты Г. А. Прокофьев, Э. К. Бирнбауман и К. Д. Годунов подняли мировой рекорд высоты соответственно до 16 и 19 километров.

В конце сентября 1933 г. в Москву, которая была определена местом старта, был доставлен стратостат "Осоавиахим-1". Давно все было готово к полету. Но неустойчивая погода заставляла откладывать старт. Январь нового года тоже ничем не радовал: он был серым и пасмурным. Надеяться на февраль с его снегами и метелями было трудно; поэтому все с Нетерпением ждали погожих дней. Федосеенко тогда говорил: "Будет, я знаю, хорошая погода, а не будет, полечу и в серый день. Мне нужен только штиль, и это будет 30 января - вот увидите, я знаю". И действительно, 30 января был единственным днем, пригодным для взлета. Накануне в 7 часов вечера на расширенном научном совете был рассмотрен вопрос о готовности научного оборудования, гондолы и экипажа. Точно, четко были определены метеорологические условия для старта и спуска как в районе Москвы, так и за ее пределами. Все было предусмотрено. Только однотонно-серая, неплотная и нетолстая, сплошная облачная завеса мешала дополнительно определить высоту подъема с нескольких геодезических пунктов. И, конечно, не хватало яркого январского солнца для праздничного взлета стратостата. Ждали приезда Р. П. Эйдемана и Я. И. Алксниса, чтобы принять окончательное решение. Они приехали ровно в 10 час. вечера. "Второй раз собрали полный научный совет, подвергли жесточайшей критике все соображения специалистов и командира стратостата тов. Федосеенко. Особенно детально разбирался вопрос о возможности увлажнения и обледенения оболочки и гондолы в облачной прослойке... Взвесив все, тт. Эйдеман и Алкснис


23 "Ленинградская правда", 20.XI.1927.

24 Документ из домашнего архива семьи П. Ф. Федосеенко.

25 ЦГАОР СССР, ф. 8355, оп. 1, д. 72, лл. 232 - 232 об.

стр. 215

дали свое согласие на полет, но при условии проверки всех соображений об облачности при помощи шара-пилота, радиозонда и самолета"26 .

В час ночи 30 января на стартовом поле при свете прожекторов начались работы по наполнению огромной оболочки водородом. Она постепенно надувается, растет и, наконец, как будто нехотя поднимается вверх. 400 человек команды обслуживания работают четко, безошибочно. В 6 час. утра шар-пилот с фонариком, напоминающим яркую звездочку, поднялся вверх и скрылся в облаках. Затем вылетел самолет с летчиком Жарновским на борту. Полученные сведения показали, что полет стратостата возможен. 8 час. 15 мин. Начинает светать. Оболочку, к тому времени получившую нужную порцию водорода и готовую к старту, держит команда. К ней несут гондолу, в которой находится инженер Ю. К. Юцкевич. Высунувшись из лаза, он командует людьми, устанавливающими эту своеобразную научную лабораторию, в которой предстоит лететь и работать экипажу. Гондолу прикрепляют к оболочке стропами. В 8 час. 30 мин. начальник старта Н. С. Дмитриев доложил о готовности к полету, а спустя 15 мин. командир стратостата П. Ф. Федосеенко отдает рапорт Р. П. Эйдеману. Микрофон разносит слова стратонавта по всему миру. Р. П. Эйдеман принимает рапорт, крепко жмет руку Федосеенко и спрашивает его о самочувствии всех членов экипажа. Стратонавты занимают места в гондоле. Дружеские слова приветствий, пожеланий. 9 час. 4 минуты. Отдаются последние распоряжения, и вот наконец послышалась долгожданная команда стартера: "Отпустить гондолу!" Стратостат мгновенно оторвался от земли и почти вертикально устремился вверх. Через минуту-другую он стал скрываться в облаках, затем и вовсе исчез из виду. В гондоле сразу началась научная работа. Полет шел успешно, и уже в 10 час. 5 мин. пилоты достигли высоты 19 км, то есть наивысшей точки подъема своих предшественников. Но герои продолжали подниматься все выше и выше, пока не достигли высоты 22 километров. В течение всего времени экипаж поддерживал связь с землей, сообщая различные сведения, в том числе и о своих научных исследованиях. В последней радиограмме, направленной в 11 час. 59 мин., стратонавты передали: "Начинаем идти вниз. Температура в гондоле - плюс 20. Высота по альтиметру 20600. Производим непрерывные наблюдения космических лучей...". Затем до поздней ночи никаких сведений от стратонавтов не было. 1 февраля из официального сообщения, опубликованного в газетах, народ узнал о" катастрофе стратостата. Он разбился далеко от Москвы, на территории, ныне входящей в Мордовскую АССР. "Стратостат потерпел крушение, - говорилось в "Известиях", - из-за того, что отнесенный сильными воздушными течениями от Москвы в юго-восточном направлении, он на большой высоте попал в исключительно тяжелые атмосферные условия. Заслуживает большого внимания радиограмма, принятая в 15 км от Гомеля радиолюбителем тов. Неклюевым. По сообщению тов. Неклюева, он 30 января с. 12 ч. 45 мин. до 15 ч. 5 мин. принял на свой приемник на волне 220 - 250 м следующее сообщение: "Внимание, говорит стратостат, передатчик "Сириус"!.. Экипаж попал в зону осадков, обледенел, мы находимся в безвыходном положении... облеплены льдом, падаем вниз... два моих товарища в скверном состоянии... кончаю..."27 . В гондоле, на месте падения стратостата, были найдены часы А. Б. Васенко. Их механизм остановился 30 января в 16 час. 23 минуты. В это мгновение перестали биться и сердца отважных.

В некрологе по случаю гибели стратонавтов отмечалось: "Товарищи вписали новую яркую страницу в дело борьбы человечества с природой. Их имена станут наряду с именами лучших героев науки и техники, отдавших свою жизнь в борьбе за овладение высотами науки и техники". Проходивший в те дни XVII съезд ВКП(б) постановил захоронить урны с прахом героев стратосферы в Кремлевской стене28 . Решением ЦИК СССР П. Ф. Федосеенко, А. Б. Васенко и И. Д. Усыскин были посмертно награждены высшей правительственной наградой Советского Союза - орденом Ленина.

Свято чтут советские люди имена тех своих соотечественников, жизнь и деятельность которых была подвигом во славу Родины, во славу укрепления ее могущества и авторитета. Среди когорты этих героев достойное место занимает П. Ф. Федосеенко. Его именем сейчас названы улицы Ленинграда и Саранска. В Москве, в Тушине, на территории, где расположен Центральный комитет ДОСААФ СССР, находится обелиск. На нем начертаны слова: "Славным героям исследователям стратосферы т. Федосеенко П. Ф., т. Васенко А. Б., т. Усыскину И. Д., погибшим 30 января 1934 года при аварии стратостата "Осоавиахим". А на привокзальной площади столицы Мордовской республики в честь экипажа Федосеенко воздвигнут памятник. На его постаменте стоит фигура стратонавта, устремленная вперед, навстречу неизведанным просторам Вселенной.


26 К. Томсон. Полет стратостата "ОАХ" "Техника молодежи", 1934, N 4, стр. 17 - 18.

27 "Известия", 1.II.1934.

28 "Правда", 1.II.1934.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/П-Ф-ФЕДОСЕЕНКО-ГЕРОЙ-ПЯТОГО-ОКЕАНА

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Alexander KlepatskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Klepatski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. П. БОРИСОВ, П. Ф. ФЕДОСЕЕНКО - ГЕРОЙ ПЯТОГО ОКЕАНА // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 03.11.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/П-Ф-ФЕДОСЕЕНКО-ГЕРОЙ-ПЯТОГО-ОКЕАНА (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. П. БОРИСОВ:

Л. П. БОРИСОВ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Alexander Klepatski
Arzamas, Россия
1164 просмотров рейтинг
03.11.2016 (2703 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
17 часов(а) назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
П. Ф. ФЕДОСЕЕНКО - ГЕРОЙ ПЯТОГО ОКЕАНА
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android