Libmonster ID: RU-11841

Прошедший 18 - 21 июня 1963 г. Пленум Центрального Комитета КПСС, на котором были обсуждены очередные задачи идеологической работы партии, явился крупным событием в идейно-политической жизни страны.

Материалы июньского Пленума ЦК КПСС - речь Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева "Марксизм-ленинизм - наше знамя, наше боевое оружие", доклад секретаря ЦК КПСС Л. Ф. Ильичева "Очередные задачи идеологической работы партии" и постановления Пленума - имеют огромное значение для всей партии, всей страны, для великого дела коммунистического строительства. Исходя из решений XXII съезда и Программы КПСС, июньский Пленум Центрального Комитета партии остановился на основных направлениях и конкретных задачах в области коммунистического воспитания трудящихся. "Главная задача идейно-воспитательной работы партии в современных условиях, - говорится в его постановлении, - идеологически обеспечить претворение в жизнь Программы КПСС, создание материально-технической базы коммунизма, формирование коммунистических общественных отношений, воспитание нового человека; повышать политическую бдительность, вести развернутое наступление против империалистической идеологии, против, пережитков прошлого в сознании людей"1 . Обобщив опыт идеологической работы и вскрыв ее недостатки, Пленум ЦК КПСС четко определил задачи, которые должны решить в этой области партия, государственные органы, профсоюзы, комсомол и другие общественные организации. При этом было подчеркнуто, что одной из основных задач является формирование коммунистического мировоззрения трудящихся, преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении людей. Основой воспитания масс в духе коммунизма служат бессмертные творения К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Программа КПСС, документы нашей партии.

На Пленуме выступили секретари ЦК КПСС М. А. Суслов, Б. Н. Пономарев, Ю. В. Андропов и изложили суть разногласий между ЦК Компартии Китая, с одной стороны, и Коммунистической партией Советского Союза и братскими партиями - с другой. Пленум ЦК КПСС полностью и единодушно одобрил политическую деятельность Президиума ЦК КПСС, Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущева по дальнейшему сплочению сил мирового коммунистического движения, а также все конкретные действия и мары, предпринятые Президиумом ЦК КПСС, во взаимоотношениях с ЦК Компартии Китая.

Пленум ЦК КПСС категорически отверг как беспочвенные и клеветнические нападки ЦК КПК на нашу партию и другие коммунистические


1 Постановления Пленума Центрального Комитета КПСС. Июнь 1963 года. М. 1963, стр. 7.

стр. 3

партии, на решения XX, XXI и XXII съездов КПСС, на Программу КПСС, разработанную на основе марксистско-ленинской теории, практического опыта социалистического строительства в СССР и международного революционного движения. ЦК КПСС в интересах всего социалистического содружества, всего мирового коммунистического движения в Открытом письме к партийным организациям, всем коммунистам Советского Союза дал достойную отповедь раскольникам и оппортунистам из руководства КПК. Коммунистическая партия Советского Союза еще и еще раз доказала, что она высоко несет знамя марксизма-ленинизма, борется за укрепление единства и сплоченности братских коммунистических и рабочих партий, показывает образец верности принципам пролетарского интернационализма.

Решения Пленума ЦК КПСС, проникнутые творческим духом марксизма-ленинизма, опирающиеся на Программу Коммунистической партии, встречены с огромным интересом, нашли горячее одобрение как в нашей партии, так и в братских марксистско-ленинских партиях.

Вместе со всем советским народом с большим энтузиазмом встретили решения Пленума ЦК КПСС и работники советской науки. "Одним из необходимых условий выхода советской науки на первое место в мире по всем основным направлениям, - говорил на Пленуме президент АН СССР М. В. Келдыш, - является пристальное внимание к вопросам идеологии, творческое применение марксистско-ленинской теории к конкретным исследованиям в различных отраслях науки, идейная бдительность, непримиримость к враждебным концепциям, неустанная борьба с проникновением реакционных взглядов в науку. Вооруженные непобедимым идейным оружием марксизма-ленинизма, советские ученые сделают все, чтобы наша наука достигла новых, еще больших успехов, обеспечивая выполнение стоящих перед ней задач на всех участках коммунистического строительства"2 . Повсюду - в научно-исследовательских институтах, на кафедрах вузов - развернулись оживленные обсуждения задач, вытекающих из решений Пленума ЦК КПСС. Участники этих обсуждений едины в своих мнениях: советские ученые, работники высшей школы должны сделать все для того, чтобы выполнить указания Коммунистической партии о необходимости повышения роли науки в формировании коммунистического мировоззрения, в идейно-научном воспитании народа.

Выражая мнение советских ученых, Общее собрание Академии наук СССР, состоявшееся через две недели после июньского Пленума ЦК КПСС, приняло по докладу вице-президента АН СССР П. Н. Федосеева "Наука и идеологическая жизнь" решение, полностью одобряющее постановления Пленума. Общее собрание признало важнейшей задачей советских ученых активное участие в идеологической работе, всемерное усиление роли науки в развитии коммунистического мировоззрения, в идейном, научном воспитании народа.

Исключительный интерес к работе июньского Пленума ЦК КПСС вполне закономерен. Его решения являются конкретным выражением того большого внимания, которое уделяет партия идеологической деятельности. За последние годы в этой области проведена огромная работа. Были восстановлены и развиты ленинские принципы политической работы в массах, плодотворно решались назревшие проблемы коммунистического воспитания. Огромную роль сыграло преодоление последствий культа личности Сталина, которые вели к догматизму и начетничеству, к застою теоретической мысли, к шаблону и схематизму. Проводя последовательно ленинские принципы в руководстве страной, партия осуществила поворот в идеологической работе к требованиям жизни, взяла курс на укрепление единства теории и практики, на тесную связь всей


2 "Правда", 21 июня 1963 года.

стр. 4

воспитательной деятельности с решениями конкретных задач коммунистического строительства.

XX, XXI и XXII съезды партии, новая Программа КПСС знаменовали невиданный подъем в идейно-политической жизни советского народа. После XXII съезда ЦК КПСС осуществил ряд мероприятий, направленных на широкое развертывание идейно-политической работы в новых условиях. Большое значение имели Всесоюзное совещание по вопросам идеологической работы (декабрь 1961 г.), Всесоюзное совещание работников кафедр общественных наук (январь 1962 г.). Примечательно, что в октябре 1962 г. Академия наук СССР посвятила специальное Общее собрание вопросам развития общественных наук. Обсудив доклад Л. Ф. Ильичева "Строительство коммунизма и общественные науки", Общее собрание АН СССР приняло решение "обеспечить концентрацию научных сил на разработке основных проблем современного общественного развития, глубоком изучении и обобщении практики коммунистического строительства, подготовке научно обоснованных рекомендаций для партийных и государственных органов"3 . Одним из свидетельств значения, которое придают партия и правительство вопросам идеологии, язи лея также созыв Всесоюзного совещания историков в декабре 1962 года. В своих рекомендациях, принятых после обсуждения доклада Б. Н. Пономарева "Задачи исторической науки и подготовка научно-педагогических кадров в области истории", оно подчеркнуло: "Почетнейшей обязанностью советских историков является самое активное участие в деле строительства коммунистического общества путем планомерного осуществления задач, поставленных перед советской исторической наукой Программой КПСС и решениями XXII съезда Коммунистической партии"4 .

В декабре 1962 г. и марте 1963 г. имели место встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Эти встречи, речь Н. С. Хрущева "Высокая идейность и художественное мастерство - великая сила советской литературы и искусства" имеют огромное общеидеологическое значение, являются выдающимся событием в идейно-политической деятельности партии, в жизни советского народа.

Таким образом, Пленуму ЦК КПСС непосредственно предшествовала большая повседневная творческая деятельность партии в области идеологии. Такое широкое развертывание идейно-теоретической работы стало возможно благодаря успехам, достигнутым нашей страной в последнее десятилетие. "В истории борьбы за победу ленинских идей, - отметил в докладе на Пленуме ЦК КПСС Л. Ф. Ильичев, - последнее десятилетие занимает особое место. Общественно-политические сдвиги, которые произошли за эти годы, оказали исключительное по глубине и масштабам влияние на судьбы не только нынешнего, но и будущих поколений"5 . Это было действительно великое десятилетие в жизни Советской страны. Путь, пройденный советским народом за эти годы, ознаменовался выдающимися победами во внутренней и внешней политике, в развитии экономики, науки и культуры, в подъеме народного благосостояния, в осуществлении ленинской политики мира и дружбы между народами.

Одной из характернейших черт прошедшего десятилетия является творческая разработка Коммунистической партией вопросов марксистско-ленинской теории, дальнейшее ее развитие. Центральный Комитет КПСС во главе с Н. С. Хрущевым является признанным центром передовой марксистско-ленинской мысли. Изменения в расстановке классо-


3 Постановление Общего собрания Академии наук СССР от 20 октября 1962 г. М. 1962, стр. 9.

4 "Вопросы истории", 1963, N 2, стр. 69.

5 Л. Ф. Ильичев. Очередные задачи идеологической работы партии. М. 1963, стр. 5.

стр. 5

вых сил на международной арене, успехи коммунистического строительства в нашей стране и социалистического строительства в странах народной демократии потребовали творческого решения тех теоретических и практических вопросов, которые перед классиками марксизма-ленинизма не возникали совсем или рассматривались ими лишь в самой общей форме. КПСС, ее штаб - Центральный Комитет с честью справились с этой задачей. По объему и результатам теоретической деятельности нашей партии после В. И. Ленина минувшее десятилетие было самым творческим, самым плодотворным.

Решения XX, XXI, XXII партийных съездов, пленумов ЦК КПСС, прошедших с 1953 г., представляют собой подлинный вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма, являются документами огромного теоретического значения. Наиболее полное представление о развитии революционной марксистско-ленинской теории за последнее десятилетие дают материалы XXII съезда, Программа КПСС, представляющая собой синтез современной теории научного коммунизма, по праву названная Коммунистическим манифестом нашей эпохи.

Трудно переоценить значение творческого вклада в революционную теорию, который сделан нашей партией в последние годы. Изучение его и дальнейшее более углубленное овладение Марксистско-ленинским учением является одной из первоочередных задач каждого члена партии, всех советских людей. В постановлении Пленума ЦК КПСС отмечается: "Воспитание всего советского народа в духе коммунистической сознательности, формирование у всех советских людей научно-материалистического мировоззрения требует всемерного развития изучения коммунистами и беспартийными марксистско-ленинской теории. Изучение марксистско-ленинской теории надо вести на неразрывной связи с жизнью, добиваться, чтобы полученные знания помогали трудящимся достигать лучших результатов в производстве, способствовали утверждению коммунистических общественных отношений и коммунистической морали в жизни советского народа"6 .

Это указание ЦК КПСС во всем объеме относится и к советским ученым, в том числе и к работникам исторического фронта. Все работники науки должны систематически углублять знания марксизма-ленинизма, чтобы быть в состоянии творчески применять в своей деятельности то новое, что вносит партия в революционную теорию. Ни один историк, в какой бы отрасли исторической науки он ни работал, не может достичь полного успеха, если он не повышает постоянно свой теоретический уровень, не осмысливает всесторонне новейшие достижения марксистско-ленинского учения, не претворяет творчески его в своей научно исследовательской и педагогической деятельности. Без этого невозможна действительная актуализация исторических исследований, властно требуемая жизнью. Без этого невозможно выполнение задач, поставленных перед исторической наукой на современном этапе.

Июньский Пленум ЦК КПСС призвал повысить роль советской науки в формировании коммунистического мировоззрения, в идейном воспитании народа. Советская наука должна занять передовые позиции в мировой науке во всех областях знаний, она должна приобщать трудящихся к активному творчеству. Почетный долг советских ученых - нести знания в массы. "Важнейшие задачи работников общественных наук, - говорится в постановлении Пленума, - обобщать живую практику и исторический опыт масс в борьбе за построение коммунизма, смело, творчески развивать революционную теорию, бороться за ее идейную чистоту; проводить творческие дискуссии по основным философским,


6 Постановления Пленума Центрального Комитета КПСС. Июнь 1963 года. Стр. 15 - 16.

стр. 6

экономическим, историческим, правовым и другим проблемам науки"7 . Вместе со всеми работниками науки советские историки, изучая решения июньского Пленума ЦК КПСС, дол лены тщательно проверить свое идейное оружие с тем, чтобы оно, как этого требует партия, было в постоянной готовности, служило великому делу развернутого коммунистического строительства.

*

В постановлении Пленума ЦК КПСС выделены основные направления идеологической работы, отвечающие современному этапу строительства коммунизма в СССР и классовой борьбы на международной арене. Это - формирование коммунистического мировоззрения трудящихся, преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении советских людей, трудовое воспитание активных и сознательных строителей коммунизма, повышение образованности и культуры народа, воспитание народа в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, решительная борьба против антикоммунизма, всех форм буржуазной идеологии.

Имению эти основные направления идеологической работы партии и определяют задачи советской исторической науки на современном этапе. Советские историки - научные работники, преподаватели вузов и школ, сотрудники музеев и архивов призваны оказать партии действенную помощь в борьбе за утверждение коммунистического мировоззрения, воспитание Масс в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, активно содействовать воспитанию коллективизма, любви и уважения к общественно полезному труду, коммунистического отношения к всенародному богатству. Советская историческая наука должна усилить разоблачение антикоммунизма, всяческих проявлений буржуазной идеологии, ревизионизма, догматизма и сектантства, вести неустанную борьбу со всеми пережитками прошлого.

Одна из самых сильных сторон марксистско-ленинской исторической науки заключается в том, что, опираясь на единственную подлинно научную, марксистско-ленинскую методологию, она ставит исторический опыт прошлого на службу революционной борьбе масс. В центре ее взимания - подлинный творец истории - народ, его великие свершения, неустанная борьба против эксплуатации, за новую, счастливую жизнь.

Особое значение в историческом опыте масс имеют последние десятилетия. Говоря о великих революционных переменах, происшедших в мире, о выдающейся роли в них Коммунистической партии Советского Союза, Н. С. Хрущев отметил на Пленуме ЦК" "Вот уже более 60 лет партия борется за дело народа и побеждает, руководствуясь бессмертным учением марксизма-ленинизма. Под руководством своего великого основателя и вождя В. И. Ленина Коммунистическая партия привела рабочий класс, трудовой народ к величайшей победе в Октябре 1917 года, она организовала народ на защиту Советской Родины в годы гражданской войны, в годы войны с гитлеризмом и добилась успехов в мирном созидании, которые изумляют весь мир!"8 . Почетный долг советских историков - раскрыть во всем величии подвиг нашего рабочего класса, который под руководством Коммунистической партии повел за собой массы трудящихся и осуществил впервые в истории человечества победоносную социалистическую революцию, достиг величественных успехов в строительстве новой жизни.

Изучение славного сорокапятилетнего пути, пройденного советским народом, а также тех коренных изменений, которые, произошли во всем


7 Там же, стр. 16.

8 "Правда", 29 июня 1963 года.

стр. 7

мире после Великой Октябрьской социалистической революции, является первоочередной задачей нашей исторической науки. Советские люди много вынесли на своих плечах, прошли суровые испытания. Исторический опыт первой в мире Страны Советов имеет неоценимое международное значение, вместе с тем он во всем объеме должен быть использован для дела развернутого коммунистического строительства. Подвиг, совершенный трудящимися нашей страны, отстоявшими свободу и независимость Родины, добившимися полной и окончательной победы социализма, - яркий пример для трудящихся всего мира, вдохновляющий образец для сегодняшних строителей коммунизма. История советского народа дает большие возможности для патриотического воспитания трудящихся.

И не случайно враги социализма делают все, чтобы опорочить славную и героическую историю Страны Советов. Они возлагали немалые надежды на то, что с ликвидацией последствий культа личности Сталина будет перечеркнуто все сделанное партией и народом, поставлена под сомнение правильность пройденного нами пути.

Партия смело и решительно осудила чуждый марксизму-ленинизму культ личности Сталина. Вместе с тем с исчерпывающей убедительностью было показано, что культ личности, несмотря на все его отрицательные последствия, не мог изменить и не изменил природу нашего строя. Непобедимая творческая сила советского народа, великая сила Коммунистической партии, ее беззаветная преданность делу коммунизма позволили нашей стране неуклонно идти вперед по намеченному В. И. Лениным пути, по пути коммунистического строительства.

Всякие попытки опорочить героическую историю борьбы за социализм в нашей стране - попытки с негодными средствами, и они обречены на провал. Отмечая высокий героизм трудящихся в первые десятилетия Советской власти, Н. С. Хрущев говорил на Пленуме: "У нас, переживших те времена, это вызывает чувство уважения и гордости, так как вспоминаешь замечательных людей того времени, героев труда и сражений. Да, было трудно, но трудности прошедшего времени не создавали у нас чувства угнетенности. Наоборот, преодоление этих трудностей вызывало чувство пафоса и гордости, да и сейчас все это приподнимает дух людей, вызывает у них боевое настроение"9 .

Попыткой с негодными средствами, как это было показано во время встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, а также на июньском Пленуме ЦК КПСС, явилось и стремление противопоставить молодое поколение советских людей старшему, в конечном итоге принизить величие подвига советского народа, построившего социализм. Старшее поколение с честью вынесло все трудности, которые легли на его плечи в суровые годы борьбы за новое общество, оно передает нашей молодежи не только материальное наследство, но и огромный опыт, коммунистическую убежденность, огонь энтузиазма и революционного порыва, мужество и принципиальность, постоянную готовность к труду на благо общества, к защите Отечества. Показывая путь, пройденный нашей страной после победы Октября, советская историческая наука должна воспитывать у каждого молодого человека глубокое уважение к подвигу отцов и дедов, раскрывать преемственность и неразрывную связь поколений строителей коммунизма.

Из решений Пленума вытекает задача более активного продвижения исторических знаний в массы. Необходимо не только вести активную научную разработку истории советского общества, а также проблем новейшей истории зарубежных стран, но и популяризировать изучение


9 Там же.

стр. 8

этой тематики среди строителей коммунизма. В связи с этим надо сказать, что мы издаем еще немало "наукообразных" работ, написанных сухим, бесцветным языком, излишне усложненных, а поэтому недоступных для широких читателей. На Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что в пропаганде боевых и трудовых традиций надо избегать резонерства, повышать значение эмоционального воздействия, добиваться убедительности, конкретности и образности, разнообразия и живости в изложении материала. При этом, разумеется, историк не должен обходить трудности и недостатки, которые были на нашем пути к социализму. Но вместе с тем он должен сосредоточить внимание на том, чтобы ярко и убедительно раскрыть пафос великого созидания, подлинный героизм, которым пронизана история советского общества.

На Пленуме ЦК КПСС были подвергнуты справедливой критике те, кто жонглирует словом "лакировщик". "В нашей жизни, конечно, есть недостатки, - говорил Н. С. Хрущев на Пленуме, - но новое, революционное, утверждается и растет в борьбе со старым, отбрасывая пережитки прошлого. Разве можно терпеть, что кое-кто призывает писать только об отрицательном, выкапывать всякие гадости о нашей стране, о наших людях, о нашей действительности. Люди, которые стоят на таких позициях, - это агенты буржуазной идеологии в советской среде"10 .

Это говорилось о художественной литературе, но это вполне относится и к исторической науке, где в наши дни можно иногда встретить отдельных историков, которым не дорого величественное, героическое прошлое нашего народа, которые под предлогом борьбы с последствиями культа личности склонны к подчеркиванию и преувеличению любых отрицательных моментов в нашей отечественной истории как советского, так и дооктябрьского периодов. Эти видящие события в искаженной перспективе люди готовы зачеркнуть как успехи советской исторической науки в 30 - 40-е годы, развивавшейся в трудных условиях культа личности, так и многие героические страницы из истории народов нашей страны. Им невдомек, что и наши идейные враги за рубежом действуют в этом же направлении.

Культ личности затормозил движение советской исторической науки по пути, определенному великим Лениным, но он не смог остановить ее развитие. Поэтому было бы неразумно перечеркивать все, что создано советскими историками под руководством партии в этот период, создано вопреки культу личности, на основе заветов Ленина.

Мы должны исходить из того, что воспеть героизм народов нашей страны, их великое прошлое и прекрасное настоящее, дать им справедливую, объективную, глубоко партийную оценку призваны не только деятели литературы и искусства, но и советские ученые, и прежде всего историки. Поэтому как в среде деятелей литературы и искусства, так и в среде историков "дегтемазы" не могут встретить никакой поддержки и сочувствия.

Июньский Пленум ЦК КПСС с новой силой подчеркнул необходимость актуализации проблематики исторических исследований, подчинив ее задачам коммунистического строительства. Изучение новейших явлений и событий должно стать в центре внимания нашей исторической науки. Актуализация проблематики исторических исследований дает новые широкие возможности для дальнейшего развития советской исторической науки, является ярким свидетельством силы марксистско-ленинской методологии, позволяющей смело подходить к научному анализу явлений, непосредственно связанных с современностью.

Здесь перед историками широкое поле деятельности. Возьмем, к примеру, героические события Великой Отечественной войны. За последние годы, после разоблачения культа личности Сталина, немало сделано для


10 Там же.

стр. 9

того, чтобы воссоздать правдивую картину патриотического подвига советского народа, совершенного в борьбе с фашистскими захватчиками. Однако это только начало большой работы. Выдвинутая июньским Пленумом ЦК КПСС задача усиления воспитания советского патриотизма, любви и уважения к доблестным Вооруженным Силам Советского Союза требует дальнейшего расширения изучения тематики Великой Отечественной войны. Разве можно считать допустимым, что в школьных программах по истории, как это отмечалось в речи на Пленуме первого секретаря ЦК ВЛКСМ С. П. Павлова, на изучение Великой Отечественной войны отводится столько же времени, сколько на... крестовые походы! Историки призваны оказать действенную помощь в воспитании нашей молодежи на примерах героизма советских людей, проявленного в годы борьбы с фашизмом. Вместе с общественными организациями они должны взять на себя благородную заботу о памятниках боевой славы, сыграть активную роль в развитии славной традиции всенародного чествования героев, павших в борьбе за свободу и честь нашей Родины.

А какие поистине безграничные возможности раскрывает перед исследователем послевоенный период истории нашей Родины и особенно его последнее десятилетие! Многообразные процессы и события этого периода еще ждут своих историков. Нам нужны глубокие и яркие исследования о всенародном движении за коммунистический труд, о подвиге покорителей целины и передовиков новостроек, о героическом труде миллионов и миллионов советских людей, обеспечившем приступ к развернутому коммунистическому строительству. "Не продолжить ли на новой основе начатую в свое время по инициативе М. Горького работу по созданию революционной и трудовой истории заводов, городов, колхозов и совхозов? - говорил на Пленуме Л. Ф. Ильичев. - Неверно, что такую историю имеют лишь старые предприятия и города. А разве десятилетняя история целинного совхоза не заслуживает того, чтобы ее бережно хранили? Советские люди пишут историю своими делами. Наш долг - сохранить пафос сегодняшней борьбы для тех, кто идет нам на смену"11 . Это прямой призыв к советским историкам активнее включаться в разработку проблематики великого десятилетия в жизни Советской страны. Действительно, кому, как не историкам, взять на себя благородный почин создания исторических очерков наших новых городов и промышленных предприятий, целинных совхозов, наших колхозов, так далеко шагнувших вперед за последние годы. Очевидно, что в самое ближайшее время работа, уже ведущаяся в этом направлении, должна быть расширена.

Послевоенный период ознаменовался не только выдающимися успехами социализма в нашей стране, но и огромными, всемирно-исторического значения изменениями во всем мире. Эти перемены должны быть в центре внимания специалистов по истории зарубежных стран. Именно к этому отряду советских историков прямо обращены слова постановления Пленума ЦК КПСС: "Наши ученые должны глубже анализировать процессы борьбы двух противоположных мировых систем, крушения капиталистического строя, подъема революционного рабочего и национально-освободительного движения, изучать пути и формы дальнейшего укрепления единства стран социалистического содружества, общие закономерности их развития"12 .

Широким фронтом вести разработку актуальных проблем отечественной и зарубежной истории, уделяя преимущественное внимание послеоктябрьской истории и особенно проблематике последних лет, - таково


11 Л. Ф. Ильичев. Очередные задачи идеологической работы партии, стр. 49.

12 Постановления Пленума Центрального Комитета КПСС. Июнь 1963 года, стр. 16.

стр. 10

требование современности, которое она предъявляет советской исторической науке.

Известно, что за последние годы историческая наука в нашей стране сделала большой шаг вперед в своем развитии. Ярким проявлением нового этапа в развитии советской историографии, начавшегося после XX съезда КПСС, является усиление внимания к изучению важнейших проблем истории советского общества и новейшей истории. Отделение истории АН СССР, научно-исследовательские институты и исторические кафедры вузов ведут значительную работу в этом направлении.

Однако нужно со всей определенностью сказать, что перестройка нашей науки в соответствии с ее современными задачами далеко еще не завершена. Необходимо сделать выводы из той справедливой критики, которой подверглись на Пленуме гуманитарные науки. "Общественно-научная мысль в нашей стране должна идти в ногу с жизнью. Пока же, к сожалению, многие труды, выходящие из стен институтов общественных наук, - было отмечено Л. Ф. Ильичевым в докладе на Пленуме, - крайне слабо связаны с жизнью или просто бесполезны. Нельзя, конечно, все работы сбрасывать со счетов. Есть полезные и хорошие книги. Но их мало, очень мало"13 .

Эта оценка относится и к исторической науке. Определенные успехи исторической науки, о которых говорили Л. Ф. Ильичев в докладе на Общем собрании Академии наук СССР в октябре 1962 г. и Б. Н. Пономарев в докладе на Всесоюзном совещании историков в декабре прошлого года, свидетельствуют о том, что советские историки в состоянии преодолеть недостатки, имеющие место в их работе. Один из основных недостатков заключается в том, что историки все еще медленно поворачиваются к разработке наиболее актуальных проблем и прежде всего истории строительства социализма и коммунизма в СССР и новейшей истории зарубежных стран. Повышение удельного веса этой тематики в общем комплексе исторических исследований происходит недостаточно быстро.

Речь идет не о том, чтобы покончить с изучением отдаленного прошлого. Вопрос об актуальности исторического исследования был с исчерпывающей полнотой рассмотрен и решен на Всесоюзном совещании историков в декабре прошлого года. "Речь идет, - отметил в своем докладе на совещании Б. Н. Пономарев, - о выделении главного звена в научно-исследовательской работе, ухватившись за которое, можно еще теснее связать ее с практикой коммунистического движения и коммунистического строительства, более эффективно способствовать творческому развитию марксистско-ленинской теории"14 .

До сих пор значительные научные силы и средства исследовательских институтов расходуются на разработку мало актуальных проблем. Недавно в Отделение истории Академии наук СССР были представлены планы научно-исследовательских работ по истории на 1963, 1964 и 1965 гг., осуществляемых институтами академий наук союзных республик и филиалами АН СССР. Во многих из них все еще имел место неоправданно большой крен в глубокую древность и были намечены темы, не отвечающие актуальным задачам исторической науки. Так, Институт истории АН Грузинской ССР планировал разработку тем: "Сведения Сенеки о Грузии", "Сведения Моисея Хоренского о Грузии", "Из истории грузинской колонии в Иерусалиме", "Следственный материал о заговоре 1832 года". Институт истории АН Литовской ССР много сил и средств тратил на изучение отдельных замков, в частности Тракайского. Много частных тем, посвященных древности, содержалось в рабочем плане Института истории АН Таджикской ССР.


13 Л. Ф. Ильичев. Очередные задачи идеологической работы партии, стр. 59.

14 "Вопросы истории", 1963, N 1, стр. 22.

стр. 11

Институт истории, языка и литературы Башкирского филиала АН СССР фактически уклоняется от разработки актуальных проблем современной истории. На протяжении многих лет основные силы этого института занимаются изучением истории Башкирии XVIII века. К сожалению, подобная тематика характерна для планов не только названных, но и ряда других институтов как союзной, так и республиканских академий наук. Возникает вопрос: какие крупные обобщения могут сделать историки, работающие над подобной тематикой, чем они непосредственно помогут делу коммунистического строительства?

Следует отметить необходимость дальнейшего улучшения дела координации научных исследований по истории. За последнее время в этом направлении ведется значительная работа, однако она должна быть усилена. Имеется немало случаев, когда исследователи работают над одними и теми же темами, повторяют друг друга и в конечном итоге нерационально тратят собственные силы и государственные средства. Недопустима несогласованность между отдельными научными учреждениями, которая ведет, например, к тому, что наряду с издаваемым Академией наук СССР "Сводом археологических источников СССР" на Украине выпускалось с 1959 г. параллельное, дублирующее издание "Свода археологических памятников УССР". Известно, что древний период истории народов прибалтийских республик имеет много общих черт. Институты истории этих республик составили свои планы без учета этого обстоятельства и намеревались вести исследования по этнографии и антропологии этого периода независимо друг от друга.

Не координировалась работа, проводимая историческими учреждениями республик Средней Азии и Казахстана по изучению истории гражданской войны в этих республиках, история исторической науки исследовалась только в рамках каждой республики. Все это приводило к дублированию работ и не позволяло проследить процессы, характерные в целом для Средней Азии и Казахстана.

Дублирование тематики имело место даже внутри отдельных институтов. Институт истории АН БССР, готовящий многотомную "Историю Белоруссии", одновременно планировал "Очерки классовой борьбы в Белоруссии в эпоху феодализма" объемом в 35 печатных листов и предполагал выделить для этой работы восемь научных сотрудников, несмотря на то, что эти очерки дублировали бы многотомную историю Белоруссии. Институт истории АН Латвийской ССР предусматривал создание коллективного труда "Археология и этнография Латвийской ССР", а также дублирующих работ "Этнография Латвийской ССР", "Археология Латвийской ССР". Институт истории АН Литовской ССР намеревался одновременно подготовить однотипные работы "Городища и замки на территории Литовской ССР" и "Материальная культура Литвы I - XV вв.". Институт истории АН Эстонской ССР издает двухтомную "Историю эстонского искусства" и одновременно планировал выпуск трехтомной "Истории эстонского театра". В Институте истории и археологии АН Узбекской ССР предусматривалось в ближайшие годы написание двух близких по тематике трудов объемом по 30 печатных листов: "Средняя Азия в русской дореволюционной и советской историографии" и "Очерки истории исторической науки Узбекистана".

Одним из недостатков в деятельности научно-исследовательских институтов в области истории является увлечение созданием громоздких научных трудов, которые требуют длительной авторской и издательской работы, больших средств. Издание этих трудов растягивается на многие годы, в то же время выпуск их не рассчитан на массового читателя. Следовало бы обсудить целесообразность написания многотомных историй союзных республик при наличии аналогичных однотомных и двухтомных изданий. Так, Институт истории АН Белорусской ССР предполагает издать историю своей республики в десяти книгах, Институт ис-

стр. 12

тории АН Армянской ССР - в девяти книгах, Институт истории АН Грузинской ССР и Институт истории и археологии АН Узбекской ССР планировали подготовку пятитомных историй своих республик. Гигантомания проявляется иногда и при подготовке монографий и публикаций. Институт истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР включал в план монографию "Древняя история Семиречья" объемом в 60 печатных листов, издание сборника документов "Казахстан в Великой Отечественной войне Советского Союза" в 150 печатных листов; Институт истории АН Киргизской ССР планировал выпуск "Памятников оседлого и кочевого населения Южной Киргизии" объемом в 90 печатных листов.

В связи с этими недостатками при рассмотрении планов в Бюро Отделения истории АН СССР потребовалось внести в рабочие планы значительные изменения. Отмеченные недостатки присущи не только историческим учреждениям академий наук союзных республик, но и научно-исследовательским институтам Академии наук СССР.

Эти недостатки в планировании работы научно-исследовательских учреждений обращают на себя внимание еще и потому, что планы уточнялись и дорабатывались уже после Всесоюзного совещания историков, которое отметило в своих рекомендациях, что серьезное улучшение проблематики научно-исследовательской работы в области истории, смелая творческая разработка действительно актуальных вопросов исторической науки, отвечающих запросам современности, являются первоочередной задачей советских историков. Совершенно очевидно, что необходимо в кратчайший срок, исходя из решений июньского Пленума ЦК КПСС, сосредоточить основные усилия историков на разработке актуальной проблематики. Это неотложная задача всех научно-исследовательских учреждений Академии наук СССР, академий союзных республик и исторических кафедр высших учебных заведений.

Серьезным тормозом развития исторической науки является сохраняющееся еще иногда мелкотемье, описательный, узкофактопрафический характер иных исследований. Это значит, что авторы таких работ, желают они того или нет, по существу, уходят от серьезных обобщений, от принципиальных методологических вопросов исторической науки. А это, в свою очередь, ведет практически к отказу от активной борьбы с нашими идейными противниками. Первейшей задачей каждого историка, независимо от тематики его исследований, является активное участие в борьбе против буржуазной идеологии.

Не всегда еще достаточно высок уровень научной критики в исторической науке. За издание бесполезной работы несет ответственность не только автор, но и тот коллектив, в котором эта работа готовилась. Однако нередко обсуждение рукописей, рекомендуемых к печати, проходит на ученых советах, в секторах и на кафедрах формально, без достаточно глубокой и принципиальной научной критики и требовательности. А в тех случаях, когда делаются серьезные критические замечания, не всегда осуществляется проверка, насколько эти замечания учитываются при доработке рукописи.

Важная роль в развертывании научной критики и самокритики принадлежит историческим журналам. Однако они далеко еще не все сделали в этой области. Журналы (это относится и к "Вопросам истории") недостаточно внимательно подходят к рецензированию наиболее актуальной литературы, подходят к ней "на общих основаниях" и тем самым не привлекают того внимания историков, которого она требует.

Недостатком в работе исторических журналов является и то, что они часто помещают рецензии, примерно одинаково оценивающие как хорошие, так и слабые, серые, а иногда и ненужные книги. Такие рецензии, не дающие глубокого анализа содержания рассматриваемых работ, оказывают в конечном счете плохую услугу не только науке, но и авто-

стр. 13

рам рецензируемых книг, не содействуют вскрытию слабых мест в их исследовательской деятельности и тем самым не помогают их росту. Нам не нужны разносные рецензии периода культа личности, но нам не нужны и безликие, похожие одна на другую рецензии типа аннотаций, не содержащие глубокого разбора произведений, не имеющие элементов научной дискуссии и принципиальной товарищеской критики, рецензии, которым чужд научный спор. Задача журналов в области рецензирования состоит в том, чтобы каждая рецензия сама являлась определенным вкладом в науку.

На Пленуме отмечалось, что серьезные недостатки имеют место в издательском деле. Не только авторы и научно-исследовательские институты, но и издательства повинны в выпуске плохих книг. Они должны проявлять больше инициативы и требовательности как при формировании своих портфелей, так и при подготовке рукописей к печати. Бывают в издательской практике и такие случаи, когда оригинальные исследования находятся годами в производстве, а опубликованные в свое время книги переиздаются без должных к тому оснований.

Июньский Пленум ЦК КПСС уделил внимание дальнейшему развитию высшего и среднего образования в нашей стране, показал неразрывную связь его с задачами коммунистического воспитания. "Чтобы поднять воспитание на новую ступень в соответствии с Требованиями XXII съезда КПСС, - говорил на Пленуме министр высшего и среднего специального образования СССР В. П. Елютин, - надо значительно повысить идейно-теоретический и научный уровень преподавания, усилить его связь с задачами коммунистического строительства"15 . Перед историками, работающими в вузах, стоят ответственные задачи, связанные с резким повышением уровня не только исследовательской работы, но и преподавания исторических дисциплин. Необходимо до конца преодолеть элементы схоластики, начетничества, формализма, тесно связать подготовку будущих историков с задачами коммунистического строительства. Надо обеспечить идейный и научный рост преподавательских кадров, добиться, чтобы каждый преподаватель-историк умел творчески работать со студентами, прививал им любовь к революционной теорий, к активной общественной деятельности.

Советская историческая наука находится в большом долгу перед средней школой. Известно, какое большое место призвана занять история в школьном обучении и воспитании. Однако работники научных учреждений и вузов еще недостаточно помогают учителям истории, не связывают свою деятельность с задачами средней школы. За последние годы почти полностью обновились учебники и учебные пособия по истории. Историки научно-исследовательских учреждений и высшей школы приняли активное участие в создании новых учебников. Однако предстоит еще большая и трудная работа по совершенствованию имеющихся учебников, ибо, как отмечалось в выступлениях ряда участников Пленума, школьные учебники по истории страдают еще существенными недостатками. Серьезное возражение вызывает, в частности, диспропорция в освещении далекого прошлого и современности. Почетная задача советских историков - нести знания в массы; важнейшее звено в решении этой задачи - популяризация исторических знаний среди молодежи, реальная помощь школе в воспитании подрастающих поколений.

*

Теряя почву под ногами, стратеги и идеологи империализма делают теперь ставку на идеологические диверсии в отношении социалистических государств, на оголтелый антикоммунизм. Борьба коммуни-


15 "Правда", 20 июня 1963 года.

стр. 14

стической и буржуазной идеологий достигла в наше время исключительной остроты. Выступая на Пленуме, Н. С. Хрущев особо подчеркнул, что "сейчас идет суровая классовая борьба на международной арене. Враги атакуют нашу марксистско-ленинскую идеологию, пытаются растлить душу и сознание людей"16 .

В этой великой битве идей старого, уходящего мира рабства и эксплуатации и нового, с каждым днем крепнущего мира социализма и коммунизма марксистско-ленинская историческая наука должна постоянно занимать боевые, наступательные позиции, неуклонно наращивать свои удары по буржуазной историографии, последовательно и непримиримо, с действительно революционных позиций бороться со всеми пережитками прошлого в сознании людей.

Правящие круги империалистических стран под прикрытием выдвинутого ими лозунга мирного сосуществования идеологий пытаются протащить лживые концепции "беспартийности", "абсолютной свободы творчества", безыдейности и аполитичности, разложить идейно неустойчивых людей. "Проповедь мирного сосуществования идеологий есть измена марксизму-ленинизму, предательство дела рабочих и крестьян"17 . Эта четкая формулировка, записанная в Постановлении июньского Пленума ЦК КПСС, с большим удовлетворением встречена советскими историками.

Наша марксистско-ленинская историческая наука всегда открыто заявляла о своей верности классовым интересам пролетариата, его Коммунистической партии. Она ведет свою деятельность с партийных позиций, на основе единственно научной, марксистско-ленинской методологии.

Советские историки призваны вести постоянную борьбу с реакционной буржуазной историографией, отдавая себе отчет в том, что это трудная задача, требующая внимательного и серьезного подхода к ней. Здесь не должно быть промахов, ибо каждый из них немедленно используется нашими идейными противниками. Великое коммунистическое учение развивается и крепнет, в то время как буржуазная идеология все больше теряет почву под ногами. "С тех пор, как существует наша революционная теория, - отмечал в докладе на Пленуме Л. Ф. Ильичев, - идеологи буржуазии лихорадочно ищут аргументы против марксизма. На смену одним теориям приходят другие. Но живут они в общем-то недолго. История реакционной буржуазной идеологии - это своеобразное кладбище разбитых жизнью и забытых гипотез и теорий. Если в капиталистической экономике спады в отдельных странах в отдельные периоды сменяются подъемами, то буржуазная идеология находится в состоянии глубокого, непрерывного кризиса"18 .

Убедительным подтверждением этого является кризис современной реакционной буржуазной историографии. По признанию самих буржуазных историков, подавляющее большинство выходящих в наше время в капиталистическом мире работ по исторической тематике ничего общего с наукой не имеет. Независимо от размеров этих "трудов" они представляют собой, как правило, антикоммунистические памфлеты со сносками и библиографиями, которые должны придать им видимость научных исследований. Отличительная черта этих работ - клевета на социалистические страны, на коммунизм, насилие над элементарной логикой и фактами.

Все силы и средства современной реакционной буржуазной историографии брошены на борьбу против коммунизма. Советская историче-


16 "Правда", 29 июня 1963 года.

17 Постановления Пленума Центрального Комитета КПСС. Июнь 1963 года, стр. 4.

18 Л. Ф. Ильичев. Очередные задачи идеологической работы партии, стр. 18.

стр. 15

екая наука дает достойный отпор фальсификаторам. Но наш натиск должен быть усилен, должен приобрести еще более боевой, наступательный характер.

В борьбе с буржуазной историографией еще не изжита кампанейщина. Порой можно услышать рассуждения о том, что достаточно вести с фальсификаторами борьбу путем монографической разработки исторических проблем. Да, этот путь важен. Но он не исключает и другое: систематическое, а не от случая к случаю разоблачение всех и всяческих фальсификаций истории, быстрый, оперативный ответ на любую вылазку идейных врагов. Не секрет, что наши удары против фальсификаторов зачастую запаздывают.

Нельзя считать нормальным также и то, что мы разоблачаем реакционную сущность буржуазной историографии главным образом только перед советским читателем, так как наши рецензии, обзоры и книги по этой проблематике издаются лишь на русском языке и языках других народов СССР. Необходимо принять меры для того, чтобы наши выступления против буржуазных фальсификаторов всегда были известны зарубежному читателю. Для этого нужно переводить соответствующие материалы на наиболее распространенные иностранные языки.

Одна из слабостей критики буржуазной историографии заключается в том, что нередко удары наносятся по второстепенным и случайным целям, недостаточно критикуются порочные методологические концепции, выдвигаемые реакционными буржуазными историками, их наиболее крупные труды. Критика по частным вопросам, важная сама по себе, не дает желаемых результатов. Образец критики буржуазной идеологии дан в докладе Л. Ф. Ильичева на июньском Пленуме ЦК КПСС. Докладчик взял не отдельные примеры, а дал основные, наиболее характерные для идеологов антикоммунизма концепции. В докладе убедительно показано, что, разрабатывая идеологическую стратегию империализма, его мозговые тресты пускают в оборот ряд "рабочих концепций", которые в различных вариантах кочуют из одного "ученого" труда в другой, звучат с университетских кафедр, пропагандируются печатью, радио, телевидением, кино и т. д. Но все они, по сути, сводятся к нескольким штампам. Охарактеризованные в докладе четыре штампа раскрывают основные направления современной идеологии антикоммунизма.

Ведя наступательную борьбу против империалистической идеологии в области историографии, мы должны подходить конкретно к буржуазным авторам, пишущим на исторические темы. Среди них наряду с заведомыми фальсификаторами, сознательно искажающими историческую правду, которых явное большинство, имеются добросовестные ученые, которые под воздействием успехов социализма, грандиозных достижений нашей Родины и других социалистических стран, под влиянием, марксистской исторической мысли начинают видеть пороки и противоречия буржуазного строя, осуждают его отдельные стороны, стремятся объективно разобраться в историческом процессе, но не могут его понять до конца в силу своих идеалистических воззрений. Долг советских историков- внимательно относиться к таким ученым, Июньский Пленум ЦК КПСС подчеркнул, что необходимо развивать наступление и на пережитки капитализма, очищать сознание советских людей от всех язв старого строя, воспитывать активных и стойких борцов за коммунизм.

Ныне борьба с пережитками прошлого приобретает особенно важное значение. Все отрицательное, что осталось от старого мира, тормозит наше движение вперед, способствует проникновению в наши ряды чуждой идеологии. Советские историки, призванные идти в первых рядах борцов за коммунистическое воспитание народа, должны развер-

стр. 16

нуть активную борьбу против пережитков прошлого. Здесь много еще неиспользованных возможностей. Необходимо более действенно вести борьбу против религиозных пережитков, лучше поставить научно-атеистическую работу. Историки обязаны дать на вооружение нашей атеистической пропаганды новые исследования, научно-популярные работы, которые оказали бы действенную помощь в борьбе с религиозными предрассудками.

Борясь за воспитание советского патриотизма, необходимо активно выступать против рецидивов национализма. Вскрытые июньским Пленумом ЦК КПСС факты проявления националистических настроений должны привлечь самое серьезное внимание научной исторической общественности. Как отметил в выступлении на Пленуме кандидат в члены Президиума ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Узбекистана Ш. Р. Рашидов, в последние годы кое-кто под видом борьбы с последствиями культа личности пытался обелить джадидизм - это реакционное буржуазно-националистическое течение в прошлом - и реабилитировать его идеологов. Факты проявления национализма имели место и среди некоторых башкирских историков. Как рассказал на Пленуме первый секретарь Башкирского обкома КПСС З. Н. Нуриев, в последние два-три года в отдельных научных трудах Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН. СССР под флагом критики культа личности делались попытки реабилитировать буржуазно-националистическое движение в Башкирии периода гражданской войны. Эти ошибочные тенденции возглавлялись руководителем сектора истории упомянутого института, который активно сосредоточивал вокруг себя малоопытную молодежь, не имеющую достаточной научной и партийной закалки.

В какой бы форме ни проявлялись пережитки прошлого, марксистско-ленинская историческая наука должна наносить по ним самые беспощадные удары. Удар по пережиткам прошлого - это удар по буржуазной идеологии, по идеологической диверсии империалистов против социализма.

Задачи, поставленные Коммунистической партией перед советской наукой, требуют дальнейшего совершенствования руководства научной деятельностью, лучшей ее организации.

Незадолго до июньского Пленума ЦК, в апреле 1963 г., ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление по улучшению работы Академии наук СССР и академий наук союзных республик. Деятельность Академии наук СССР и академий наук союзных республик сосредоточивается на развитии исследований по ведущим направлениям науки, в том числе на основных направлениях общественных наук. Признано необходимым сосредоточить в Академии наук СССР общее научное руководство исследованиями по важнейшим проблемам естественных и общественных наук, выполняемыми в институтах Академии наук СССР, в академиях наук союзных республик, а также в различных научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях страны. Тем самым создана единая система руководства исследованиями в области естественных и общественных наук, призванная обеспечить дальнейшее всестороннее развитие науки и наиболее полное использование ее достижений на практике.

Прошедшее 1 - 4 июля 1963 г. Общее собрание Академии наук СССР утвердило новый Устав академии и ее структуру. В составе академии созданы 15 отделений, в том числе Отделение истории19 , которое призвано осуществлять общее научное руководство исследовательской работой историков по всей стране.


19 Информацию об июльском Общем собрании Отделения истории АН СССР см. в настоящем номере, стр. 101 - 102.

стр. 17

Задачи совершенствования научно-исследовательской работы в области истории, ее лучшей организации непосредственно вытекают из решений июньского Пленума ЦК КПСС, который подверг справедливой критике деятельность гуманитарных институтов Академии наук СССР и академий союзных республик. На Пленуме говорилось, что назрела потребность перестроить работу этих научных учреждений, сделать их менее громоздкими, собрав здесь действительно квалифицированных ученых, наука от этого только выиграет.

За последнее время проведено сокращение штатов всех учреждений Академии наук СССР на 5 - 7%. "Некоторые руководители научных учреждений, - говорил на Пленуме президент АН СССР акад. М. В. Келдыш, - выражали сомнения в целесообразности данного мероприятия. Но оно вполне оправдано, так как позволило институтам освободиться от лишних людей и сосредоточить наиболее сильные кадры на решении важнейших проблем"20 . Следует рассчитывать, что и в дальнейшем, когда в этом будет необходимость, исследовательские учреждения будут систематически освобождаться от таких работников, которые в течение многих лет занимают штатные должности, создают видимость занятия наукой, а по существу, ничего науке не дают и лишь занимают место, на котором с успехом могли бы трудиться способные молодые ученые. Задача заключается в том, чтобы обеспечить такое положение, при котором исторические научные учреждения были" бы всегда укомплектованы только действительно квалифицированными кадрами. В этом залог того, что они станут работать еще продуктивнее и их деятельность будет находиться на уровне задач, выдвигаемых партией.

При перестройке работы в свете решений июньского Пленума ЦК КПСС нужно шире развивать общественные начала в научном творчестве историков. Огромные возможности для развития общественных начал дает также работа историка в массах трудящихся, пропаганда им исторических знаний, активное участие в утверждении коммунистического мировоззрения. Необходимо и дальше укреплять творческие связи историков, работающих в научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях. Было бы целесообразно предусмотреть для существующих научно-исследовательских институтов возможности широкого привлечения на договорных началах внештатных сотрудников, работающих на постоянной работе в высшей школе или в других учреждениях. Тем самым удалось бы при минимальной затрате средств привлечь наиболее квалифицированные кадры для участия в коллективных трудах и для подготовки монографий по наиболее актуальным проблемам.

Июньский Пленум ЦК КПСС - важная веха на пути осуществления Программы партии, принятой XXII съездом. И можно не сомневаться, что советские историки вместе со всеми работниками идеологического фронта внесут существенный вклад в дело коренного улучшения идеологической работы и развития творческой активности народа в области строительства коммунизма в нашей стране.


20 "Правда", 21 июня 1963 года.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРЕДОВАЯ-ЗАДАЧИ-ИСТОРИЧЕСКОЙ-НАУКИ-В-СВЕТЕ-РЕШЕНИЙ-ИЮНЬСКОГО-ПЛЕНУМА-ЦК-КПСС

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Eugene SidorofКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Sidorof

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

ПЕРЕДОВАЯ - ЗАДАЧИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ ИЮНЬСКОГО ПЛЕНУМА ЦК КПСС // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 06.05.2016. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ПЕРЕДОВАЯ-ЗАДАЧИ-ИСТОРИЧЕСКОЙ-НАУКИ-В-СВЕТЕ-РЕШЕНИЙ-ИЮНЬСКОГО-ПЛЕНУМА-ЦК-КПСС (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Eugene Sidorof
Кондопога, Россия
1914 просмотров рейтинг
06.05.2016 (2885 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
Вчера · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
4 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
5 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
6 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
8 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
9 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
9 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
9 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
10 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ПЕРЕДОВАЯ - ЗАДАЧИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ В СВЕТЕ РЕШЕНИЙ ИЮНЬСКОГО ПЛЕНУМА ЦК КПСС
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android