Libmonster ID: RU-13496

Галиаскар Ильмира Индусовна, начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан

Грустное введение

...Школьные звонки учат, что никакая работа не стоит того, чтобы её завершить, так зачем глубоко переживать из-за чего бы то ни было?

Джон Гатто, "Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя"

Издержки периода промышленной революции в современной школе можно встретить повсюду. Зарплата по человеко-часам, уроки-сорокопятиминутки, перемены не для отдыха, а для перебежек из кабинета в кабинет или в столовую, группы продлённого дня - мучение для школяров. Десять лет, точнее, зим, вёсен, осеней от "звонка" до "звонка". Типовые здания, типовые программы, типовые участники образовательного (читай - производственного) процесса. Красивые слова о том, что школа не для жизни, а сама и есть жизнь, для массовых учреждений образования всего лишь миф.

стр. 51
Чувства детей, их душевные порывы, творческие мысли мешают отлаженному ходу учебного процесса, нарушают отточенные механизмы, выбивают из равновесия руководителей всех рангов, потому что они нарушают отчетность, понижают показатели, требуют индивидуального подхода, неординарных решений, нестандартных приёмов.

Большинство же наших педагогов ждут чётких ориентиров, подробных инструкций того, как надо учить ребёнка.

Отсюда стандарты (новые или старые, неважно), расставленные приоритеты, постановки целей и задач сверху. Массовая школа всегда требует отмашки: Ну что? Начинать? Мы готовы! Мы всегда готовы! Только скажите ТОЧНО, о чём надо будет отчитываться, а мы придумаем, как эффектно изобразить бурную деятельность.

Свободу учителю!

- С чего начать изменения системы образования?

- Давайте начнём с изменения вопроса. Начнём не с чего, начнём с кого...

- С кого начнём изменение системы?

Конечно, школе нужен современный образовательный дизайн: мебель и компьютеры, Интернет, спортивные залы и бассейны, программно-методические комплексы и новые учебники. Но прежде всего школе нужен современный учитель-наставник, творец, профессионал, свободный мастер и благородный автор.

Роль хорошего учителя в образовании больше, чем сумма всех других факторов системы.

Поэтому трудно не согласиться с нашим министром образования и наук Альбертом Харисовым Гильмктдиноавм, который уверен:

Если ростки мотивации учителя не "поливать", то наступит такой момент, когда они "зачахнут". А ведь при этом эмоциональном, профессиональном высыхании надо ещё поддерживать атмосферу творчества, создания нового! Поэтому необходимо, чтобы у учителей появились по-настоящему новые потребности. Конечно, школе нужны материальные возможности, но ей не менее нужны определённая свобода мысли и способность действовать креативно.

Именно единомышленники, соратники, друзья совместно генерируют по-настоящему яркие идеи. Одним словом, добрый коллектив, заряженный корпоративным духом успеха - половина победы. Пока же у нас российский учитель едва ли не самое одинокое существо в школе (да порой и в жизни). Наши педагоги не умеют работать в команде, им не свойственно объединение в крепкие союзы. Они даже против собственных бед и напастей не выступают вместе.

Не менее важно создать для учителя в школе пространство для личного и профессионального роста, чтобы он - свободный и счастливый - помогал стать таковыми своим ученикам. Важно потому, что удовлетворение и радость от выполняемой работы дороже самых высоких зарплат, самого современного оборудования.

стр. 52
Нам нужно постепенно преодолеть и тот сложившийся под влиянием индустриальной эпохи негласный табель о рангах в учительской среде, в которой главными и нужными считают математиков и преподавателей русского языка. Учителей же, к примеру, по ИЗО, музыке, физкультуре, ОБЖ и "за людей-то не считают", так высказалась одна молодая учительница изобразительного искусства на круглом столе, посвящённом проблемам конфликтов в учительской среде.

А теперь перенесёмся в нашу школу, чему мы учим школьников? Сдавать ЕГЭ? Писать сочинения? Решать задачи?

Хороший учитель тот, кто задает себе эти вопросы, сверяясь с потребностями детей, формируя у них необходимые умения для будущего, старается не отрываться от реальной жизни. По опросам в 2011 году, молодые учителя педагогических вузов Республики Татарстан видят ряд сложностей, связанных с предстоящей работой. Назовём некоторые из них:

• Недостаточное техническое оснащение и методическое обеспечение кабинетов.

• Большой объём работы с документацией.

• Низкая заработная плата.

• Неуважение к учительской деятельности.

• Отсутствие интереса к учебе у школьников.

• Большое количество детей в классах.

Что же делать?

Есть ли выход?

Выхода нет... (надпись на вагоне в российском метро).

Выход рядом (надпись на вагоне метро в Европе).

Учителей надо воспитывать со школьной скамьи, когда школьник видит, что эта профессия самая благородная и престижная. Мечта стать педагогом зарождалась бы в детской душе, закреплялась в юности, воплощалась в молодости и не исчезала в зрелости.

Часто ли при виде своего школьного учителя у ребёнка возникает мечта стать учителем? Ответ очевиден, к сожалению. Часто наши дети видят в школе замученных отчётами, несовременных, усталых людей, "комок нервов и стрессов". Из школы уходит наставничество. Учитель с большим стажем всё реже служит примером для молодых коллег. Испытывая дискомфорт в нахлынувшей электронной среде, он зачастую сам нуждается в консультации "продвинутых пользователей".

Расскажу историю одного молодого учителя информатики. Он с воодушевлением поведал

стр. 53
о том, как решил проблему страха перед Интернетом у старших преподавателей.

В Татарстане вот уже год внедряется система электронных журналов в каждой школе, в каждом классе. В первое время на селе единственным решением заполнять их было принять на работу программистов и поручать им ежедневное заполнение виртуальных страниц. Этот информатик не был исключением и несколько месяцев занимался монотонной работой после уроков, пока не придумал импровизированные курсы для "бабушек", так он ласково называл пожилых учительниц.

Проанкетировав "учениц", он узнал их любимые пристрастия, интересы, увлечения. Кто-то любил готовить, кто-то обожал свой предмет, кто-то увлекался психологией, разгадывал сны, выращивал редкие цветы, держал домашних животных. Мой собеседник находил время на поиск и демонстрацию занимательных сайтов по кулинарии и садоводству, интерактивные сонники, онлайн-тесты, все шло в ход для мотивации учителей на работу в Интернете. Сейчас их невозможно оторвать от Всемирной паутины, а заполнять классные журналы они научились за два занятия.

А вот еще одна история: мой двенадцатилетний сын провел месяц в федеральном лагере в Анапе (Сукко) в профильной смене "Ералаш", где их учили снимать короткометражные фильмы. Дети под руководством профессионалов монтировали, сочиняли, играли, рекламировали. Удовольствию от такого трудового отдыха у ребенка не было предела: "Мама, вот бы такими были уроки в школе! Я бы их никогда не забыл! Завтра 1 сентября, опять будут скучные уроки, обязательные домашки, неинтересные и ненужные "знания"".

Человеческий, а в школе учительский ресурс самый главный. И хорошо бы, чтобы этот ресурс были трудоспособен, бодр, полон сил и здоровых амбиций.

Возрастной портрет учительства республики Татарстан

N п/п

Возраст учителя

%

1

Старше 55 лет

10,2

2

От 35 до 55 лет

64,7

3

От 25 до 35 лет

18,5

4

Моложе 25 лет

6,6

5

Мужчины

12,6

Есть твердое предположение, что во всех регионах России собирательные педагогические образы мало отличны друг от друга. Тенденция тревожная - меняем образ!

Незаконченная история одного конкурса

Мы задумали конкурс по привлечению в школы Республики Татарстан молодых выпускников вузов, в том числе и непедагогических, в качестве учителей.

Немного о формате

Конкурс - это президентский грант для молодых людей до 35 лет, которые в момент участия в конкурсе не являются учителями. Они могли уже работать в школе несколько лет назад, но по каким-то причинам покинули образовательное учреждение и хотят вернуться в более благоприятные условиях труда.

стр. 54


Все эти "привилегии" могут получить победители конкурса, условия которого достаточно демократичны. Конкурс проходит в три этапа:

1 этап - подача документов в бумажном или электронном виде.

2 этап - часовое компьютерное тестирование на общую грамотность и эрудицию.

3 этап - собеседование экспертов в области образования с конкурсантами.

Грант стартовал впервые в апреле 2011 года. Заявки подали 628 участников. Наша команда: специалист министерства образования, две студентки третьего курса педагогического вуза и я - начальник управления общего образования по поручению министра взялись за очень хлопотное, но такое, как оказалось, интересное дело.

Нормативная база, регламенты, положения, приказы, сметы проекта, разработка анкет и тестов, работа с экспертами, реклама, телефонные звонки и рассылки по электронной почте, организация тренингов и государственных закупок - мероприятиям нет конца! Но цель одна - поддержать действительно достойных.

У проекта много явных рисков и скрытых угроз, но беспрецедентность материальных условий гранта, повышение престижа учительской профессии, привлечение молодых людей в школу стоит самых серьёзных усилий. Как угадать в них настоящих учителей, творческих и умных, как сделать так, чтобы они задержались в школе? Как создать благоприятный климат там, где они будут высоко оплачиваемыми "новичками". (Здесь, кстати, найден некий компромисс для "старичков" - учителей уже работающих в школах республики - грант "Наш лучший учитель".)

Результаты конкурса

стр. 55


Некоторые выводы

Наши молодые люди не очень-то верят в свои силы или в "открытость" таких грантов. Мы провели активную рекламную кампанию, работали по всем фронтам: в вузах, в школах, в смежных с образованием областях, с аспирантами, с бывшими учителями, с общественностью. Информацию о конкурсе можно было увидеть и услышать везде: на ТВ и радио, в социальных сетях, в метро и автобусах, в образовательных институтах, на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан, на совещаниях, в кадровых агентствах... А появилось чуть более шести сотен желающих!!!

Мы рассчитывали на две тысячи человек, ведь только выпускников вузов этого года около трех тысяч, а грант мог достаться и тем студентам, которые получили образование от одного до десяти лет назад! Вакансий в республике на конец учебного года было около семисот.

Вот что показал опрос участников.

Далеко не все директора воспользовались возможностью "продвинуть" своих учителей. Казалось бы, стимулы очевидны, а многие руководители даже не пошевелились. Хотя есть и такие, кто привлёк двух-трёх и даже девять таких победителей! Один учитель-новобранец может стать фигурой для нападок, зависти, раздражения, а молодёжная группа предметников - содружество, которое имеет реальные шансы перевернуть школьную жизнь. Можно представить такую

стр. 56
команду талантливых новичков в отдельно взятой школе - наверняка у них получится что-то интересное, ведь вместе они серьёзная сила.

Опасения, что среди победителей окажутся "ловцы лёгких денег", не покидает нас и по сей день, хотя с каждым новым этапом отбора нам казалось, что таких предприимчивых молодых людей остаётся всё меньше.

Из импровизированного интервью с участником конкурса:

- Вы здесь потому, что Вас привлекает повышение зарплаты?

- Мне не надо ни хлыста, ни конфеты, даже если я не получу грант, я всё равно поеду в родное село и буду учить детей. Я просто хочу испытать свои силы. Возможность творить - не купить за деньги, а я хочу сотворить что-то новое, как когда-то мой учитель сотворил меня.

Всех 150 победителей мы пригласили принять участие в интерактивном тренинге, так называемом профессиональном стартапе. В течение 8 часов команда высококлассных тренеров возились с молодежью, совместно участники тренинга снимали свои страхи, играли и кричали, рисовали и хохотали. В полдень их навестил министр, который забежал на десять минут ("посмотрю, кого мы поймали на удочку"), а остался на два часа. "Морские котики", так мы назвали наших финалистов, не отпускали его, задавали наболевшие вопросы, демонстрировали свои знания и умения, фотографировались, старались взять ВСЁ из урока, который давал для них главный учитель республики.

Решает ли конкурс ту проблему, которую мы подняли в самом начале? Вопрос непростой, но вот что думают об этом участники.

Заключение



Пессимист жалуется на ветер,
оптимист ожидает от него изменений,
реалист настраивает паруса.
Уильям Артур Уорд


Мотивация молодых учителей - это первостепенный фактор, способствующий развитию российского школьного образования. Создание в школе условий для привлечения талантливых специалистов - задача не из лёгких, но если её не решать сегодня, сейчас, можно потерять школу как государственную систему. Эти проблемы давно беспокоят "продвинутые в вопросах образования" страны. Программы Teachfirst, TeachforAmerica тому прямые доказательства.

Почему то, что возможно в Южной Корее и Финляндии невозможно у нас? К сожалению, пока некорректное сравнение России с этими продвинутыми государствами уже заставляет наших учителей работать "на износ" за смешную зарплату.

Мы начали поднимать паруса, нас ждёт интересное плавание! Вы с нами? Тогда полный вперёд!


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Поиск-пути-мотивации-молодых-учителей

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Марк ШвеинКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Shvein

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Галиаскар Ильмира Индусовна, Поиск пути мотивации молодых учителей // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Поиск-пути-мотивации-молодых-учителей (дата обращения: 24.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Галиаскар Ильмира Индусовна:

Галиаскар Ильмира Индусовна → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Марк Швеин
Кижи, Россия
1268 просмотров рейтинг
23.02.2017 (2617 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
14 часов(а) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
Вчера · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
2 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
6 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Поиск пути мотивации молодых учителей
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android