Libmonster ID: RU-15902
Автор(ы) публикации: А. Е. Кутейников

Тенденция создания многосторонних международных структур проявляется, по меньшей мере, со времен античности. Уже в VI в. до н. э. действовали постоянные объединения древнегреческих полисов: симмахии и амфиктионии1 - прообразы учреждений, которые сейчас чаще всего называют международными организациями или международными институтами. Представители городов, входивших в Лакедемонский, Делосский и Дельфийский союзы, регулярно собирались при святилищах богов для коллективного обсуждения политических и религиозных вопросов и организации совместных действий. Такие объединения учреждались с религиозными целями, но они решали также и некоторые строго определенные организационные задачи и играли довольно заметную роль в связях между народами. Например, Дельфийская амфиктиония вырабатывала обязательные для ее членов правила ведения войны между ними, несла охрану святилища, организовывала пифийские религиозные празднества и учреждала третейские суды. Возглавлял объединение совет представителей, в котором каждая община имела два голоса2. Тем не менее, лишь в XIX в. в многосторонней дипломатии стали складываться постоянные организационные формы. На первенство по времени возникновения среди стабильных многосторонних международных структур претендуют, по меньшей мере, четыре учреждения: Священный союз, Центральная комиссия судоходства по Рейну3, Маяк на мысе Спартель4 и Международный союз по измерению земли (или Международный геодезический союз)5.

Что же дает основание считать Священный союз первой постоянной многосторонней международной структурой? Для ответа на этот вопрос нужно посмотреть на него как на организацию.

14 (26) сентября 1815 г. в Париже русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III скрепили подписями Акт Священного союза. Это был необычный международный договор. Он состоял из преамбулы и всего лишь трех статей, в которых в туманной форме определялись общие принципы взаимодействия сторон.


Кутейников Александр Евгеньевич - кандидат политических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета.

стр. 116

Цели Священного союза заключались в сохранении европейских границ, установленных Венским конгрессом.

Ничего подобного в мировой политике до тех пор не было. Выдающийся русский юрист-международник Ф. Ф. Мартенс назвал создание Священного союза свидетельством "о свершившемся перевороте во всемирной истории"6. Фактически учреждалась организация, в задачу которой входило поддержание международного порядка совместными действиями нескольких государств.

Как следовало из текста документа, подписанного в Париже, государи, заключившие Священный союз, "отныне пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства". Причем единство между ними предполагалось настолько тесным, что монархи провозгласили себя "как бы единоземцами" и планировали управлять своими странами как частями одного организма. Во всяком случае, правители обязались "подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь"7.

К Священному союзу было предложено присоединиться всем, кто разделяет его идеалы. Франция, а вскоре и большинство государств Европы воспользовались приглашением. Турции явно не было места среди христианских государств. В стороне остался папский престол. Англия, формально не входя в Союз и постоянно интригуя против России, нередко согласовывала свои действия с общей линией альянса.

Предваряя договор, русский император, прусский король и австрийский император, обратились к Всевышнему, перед лицом которого заявили о решимости руководствоваться в международных делах ни чем иным, как заповедями Святыя Веры, любви, правды и мира, которым должна быть подчинена воля царей8. Какая именно вера объединила государей не уточнялось. Союз заключался между православной Россией, католической Австрией и протестантской Пруссией.

После окончательного поражения Наполеона и его ссылки на остров Святой Елены уставшие от кровопролития народы Европы ожидали, что в области международных отношений наконец-то установится прочный мир. Русский император Александр I полагал, что лучшим средством для поддержания мира будет братский союз, заключенный между всеми правительствами Европы. Он считал, что народы и их вожди могут придерживаться различных и даже враждебных между собой христианских учений. Если эти особенности относятся лишь к внешней стороне, то ничто не может помешать им "слиться воедино в духе христианской любви и образовать тот высший союз, ту высшую духовную церковь, которая обнимет собой все человечество". Для Александра I заключение Союза было не просто одним из многих дел. Историк В. К. Надлер, написавший в XIX в. пятитомное исследование "Император Александр I и идея Священного союза" доказывает, что к делу всемирного объединения монархов император шел в течение всей своей жизни, превратив его в смысл своего земного предназначения9.

Мадам де Сталь однажды сделала следующий комплимент Александру: "Ваш характер, государь, - конституция вашей империи, а ваша совесть - ее гарантия". Александра I называли "северным сфинксом". "Александр I - подлинно историческая личность, типичная для своего времени, чутко и нервно отразившая в себе и силу сложившихся традиций, и нараставшую борьбу с ними"10, - отмечает историк А. Е. Пресняков. Взгляды и политика Александра I впитали в себя борьбу двух тенденций в международных отношениях: старой, основанной на балансе сил, и новой - тенденции к взаимодействию в масштабах всей Европы, к поиску выгоды для всех участников международных отношений, тому, что много десятилетий спустя станут

стр. 117

называть "сложением сил, дающим в результате ненулевую сумму". В частности, русского царя следует считать одним из главных авторов такого новшества в международных отношениях, как многосторонняя дипломатия.

Даже по "официальной версии" считается, что окончательно идея Священного союза оформилась у Александра I благодаря баронессе Юлии (Юлиане) Криднер. Дочь очень богатого помещика прибалтийского края, сестра одного из главных деятелей библейского общества после развода жила за границей. Вокруг нее образовался кружок верующих. Александр I часто навещал ее в Париже. Царь-победитель, перед которым не устоял сам Наполеон, попал под сильнейшее влияние баронессы.

Александр набросал карандашом мысли о всемирном братстве народов, об управлении ими по слову Священного писания и о союзе государей в Париже в доме у Криднер. А баронесса приписала по-французски на полях его рукописи "Sainte Alliance", что значит "Священный Союз"11.

Идеи создания организации по поддержанию мира в общественно-политической мысли в конце XVIII и начале XIX в. стали приобретать конкретно-практическую направленность. Они разрабатывались и в государственных учреждениях, и в общественных организациях. Одним из тех, кто наиболее точно и ясно их сформулировал, был В. Ф. Малиновский.

Окончив философский факультет Московского университета в 1781 г., Малиновский поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. В 1789 г. был командирован в Лондон переводчиком русской миссии12. Отслужив некоторое время в министерстве, Василий Федорович занялся делами Библейского общества. Он написал несколько работ, часть которых опубликовал. Многие, в том числе "История России для простых и малых", так и остались в рукописях13.

В 1798 г. Малиновский написал вторую часть своего главного труда "Рассуждение о войне и мире", начатого в Англии14. В работе доказывается вред войны и содержится резкая критика тайной дипломатии как политики, основанной на обмане народа и не считающейся с его интересами. Идеи, высказанные дипломатом, абсолютно противоречили господствовавшим в то время представлениям о государстве и его внешней политике.

В качестве средства для устранения войн автор предлагал создать "общий союз Европы"15. Представителям народов, по мысли Малиновского, следует учредить общий совет, действующий на основе принципа единодушия. Совет должен наблюдать за соблюдением законов, которые придут на смену трактатам, служащим выгодам нескольких народов. Законы же "не будут вредить взаимной пользе всех"16. Совет должен предупреждать столкновения между государствами, выступая не просто в качестве третейского суда. Через него должны проходить все сношения союзных держав между собой. Проект предусматривал применение санкций против нарушителей мира17: в случае неисполнения решений общего совета союзники должны лишить непокорную страну общих выгод и даже могут прибегнуть к воздействию на нее с помощью морских или сухопутных сил.

Малиновский считал, что союз не противоречит принципу суверенитета. В случае его создания, помимо всего прочего, отпадет необходимость содержать посланников, от которых, по мнению автора, в деле сохранения мира бывает иной раз больше вреда, чем пользы18.

Говоря о задачах данного совета, Малиновский употребляет слово, которое войдет в политический лексикон более ста лет спустя: безопасность. Будучи человеком, ненавидящим ложь, он честно говорил о том, что организация будет не только охранять общую безопасность и решать споры, но и защищать собственность19.

стр. 118

Совокупность международных отношений в Европе после 1815 г. получила название Венской системы. Акт Священного союза был не единственным международным договором, на котором покоилось ее устройство. Существовал еще и договор о Четверном союзе - Шомонский трактат, который представлял собой несколько идентичных двусторонних актов20, подписанных Россией, Австрией, Пруссией и Англией в марте 1814 года. Эта четверка государств и довершила разгром наполеоновских войск. В трех секретных статьях договора описывалось послевоенное устройство мира. А полтора года спустя было заключено дополнительное соглашение о том, что для обеспечения и исполнения трактата и для упрочения дружественных отношений, соединяющих четырех суверенов, высокие договаривающиеся стороны время от времени будут проводить собрания для обсуждения общих интересов и для выработки мер, обеспечивающих мир, а также покой и счастье народов.

Шомонский трактат и Акт Священного союза лежали в основе деятельности дипломатических конгрессов в 1818 - 1822 годах. Основанные на разных принципах, эти два договора как будто соперничали между собой.

Если Акт Священного союза был открыт для всех христианских правителей и провозглашал равноправие, то договор о Четверном союзе носил ограниченный характер, и обеспечение мира рассматривалось в нем как дело четырех главных государств. При подготовке конгрессов шла острейшая борьба, в ходе которой русские дипломаты отстаивали принципы Священного союза, а дипломаты других стран - в зависимости от обстановки - склонялись либо к одному, либо к другому договору.

На первом дипломатическом конгрессе Венской системы Россию постигла неудача. Главное предложение русской дипломатии о создании объединения европейских стран при опоре на Священный союз принято не было. Победила линия австрийского канцлера Клеменса Меттерниха, рассчитывавшего провести переговоры только на основе договора о Четверном союзе. Это лишало Россию возможности получить поддержку Испании, Франции и всех второстепенных государств. Фактический руководитель министерства иностранных дел России статс-секретарь И. А. Каподистрия объяснял позицию Англии и Австрии стремлением к ограничению круга держав, имеющих право на исключительное руководство общей политикой и решение всех спорных вопросов. Каподистрия подчеркивал, что в первую очередь это относится к России, которой приписывались планы всеобщего господства.

Иоаннис Каподистрия (Иоанн Антонович) с 1802 по 1807 г. занимал пост статс-секретаря по иностранным делам Республики Семи островов. Республика стала первой после падения Константинополя формой греческой государственности и фактически находилась под протекторатом России. После передачи по Тильзитскому договору Ионических островов Франции Каподистрия поступилт на службу в Коллегию иностранных дел, которая к тому времени стала частью Министерства иностранных дел России. В 1811 г. он добился назначения в Вену сверхштатным секретарем при российском посланнике21. С этого времени началась тайная война, которую вел против Каподистрии австрийский канцлер (министр иностранных дел), а фактически глава правительства Меттерних22. Каподистрия, блестяще образованный, тонкий дипломат, прекрасно разбиравшийся в хитросплетениях европейской дипломатии и твердо отстаивавший интересы России23, на Венском конгрессе стал близким советником Александра I. Не являясь официальным представителем России, он, тем не менее, занимался наиболее сложными и ответственными делами. В 1816 г. в период своеобразного "двоевластия" в этом ведомстве он был назначен статс-секретарем министерства иностранных дел24. Каподистрия выступал за расширенный круг участников в евро-

стр. 119

пейских делах, в частности за то, чтобы Четверной союз стал первоосновой европейского объедения, чему всячески противились Австрия и Англия25. Наибольшим влиянием Каподистрия пользовался в то время, когда Александр I стремился придать Священному союзу умеренно-консервативную и даже в чем-то либеральную окраску26. Тем не менее, уже в 1820 г. царь отклонил предложение Каподистрии о тесном союзе с Францией и Испанией27, а в 1821 г. перед Лайбахским конгрессом полностью отказался от поддержки программы, предложенной министром иностранных дел28.

Священный союз в западной историографии нередко ассоциируется не с именами Александра I, Каподистрии, Малиновского, а с именем австрийского канцлера. Бывает, что Венскую систему именуют миттерниховской системой29, а Меттерниха даже называют "первым европейцем"30. Князь Клеменс Венцеслав Лотарий Непомук Меттерних на Венском конгрессе стал во главе европейской политики. Д. И. Писарев так характеризует этого государственного деятеля. Ему были свойственны лесть, хитрость, выдержка, способность рубить направо и налево. В нем не было любви к человеку. Ум его был мелок. Но его хватало на то, чтобы эксплуатировать живые силы народов31.

Конечно, необходимо принимать во внимание, что такая характеристика была дана революционным демократом душителю революционных настроений. Меттерних был государственным деятелем, стремившимся к упрочению могущества своего государства, и считал, что ради этого можно было пойти на любые меры. Безусловно, он был, говоря современным языком, "политическим ястребом". Что касается ума... Конечно же Писарев не собирался подчеркивать достоинства Меттерниха, в число которых входили и безусловные дипломатические способности, которые он, в частности, проявил, выполняя миссию при английском дворе, и качества выдающегося государственного деятеля, находившегося на посту почти 40 лет. Меттерних учился в Страсбургском университете32 (в одно время с А. Н. Голицыным и А. К. Разумовским), он следил за состоянием науки и возил в своем багаже томик Лапласа.

Целью, которую поставил перед собой Меттерних, было решительное сопротивление всяким политическим нововведениям. Тактика состояла в том, чтобы не плыть против течения, а принимать те меры, которых требует данная минута, даже если в следующую придется действовать прямо противоположным образом33.

Благородные идеи священного союза, братства народов и мира были использованы человеком, считавшим Германию и Италию всего лишь географическими терминами, а требования народов - якобинскими бреднями. В дневнике, обнаруженном после его смерти, Меттерних назвал Священный союз союзом монархов против народов. Впрочем, так оно и было на самом деле.

Организационными структурами Священного союза стали конгрессы. Четкой юридической базы для их созыва и работы не было. Основанием выступали либо Шомонский трактат, либо Акт Священного союза. Аахенский конгресс (20 сентября - 20 ноября 1818 г.) был конгрессом Четверного союза34. К принципам Священного союза правительства западных стран обратились тогда, когда почва под тронами монархов заколебалась. В 1820 г. началась революция в Испании. Вслед за ней революционное пламя охватило Неаполь. Австрийская сторона пыталась добиться двусторонней договоренности о мерах против неаполитанской революции, которая представляла угрозу для австрийского владычества в Ломбардии и Венеции.

Александр I, верный принципам Священного союза, предложил осуществить ответные меры коллективно. Созванный по инициативе Меттерниха

стр. 120

конгресс в Троппау, по своим задачам стал конгрессом Священного союза, хотя первоначально в нем участвовали только представители пяти держав35. В чешский городок (Чехия тогда находилась в составе Австрии), удобно расположенный вблизи русской (Польша была частью России), прусской и австрийской границ, съехались три государя, министры иностранных дел и дипломаты разных рангов пяти стран, а вместе с ними члены семей, свита. Деловые заседания и приемы сочетались с визитами в дома знати и увеселительными поездками по окрестностям, где было множество поместий австрийских аристократов. Конечно же, это была всего лишь яркая декорация для острейшей политической борьбы, в которой решался вопрос о том, кто будет господствовать в Европе. Здесь расшатывались старые и закладывались будущие союзы и, под видом рассуждений о мире, намечались проекты грядущих войн.

На позиции России, и так уже поколебавшиеся под напором Меттерниха, повлияло известие о восстании солдат Семеновского полка в Петербурге, шефом которого был Александр. Русский император уступил требованию Австрии и дал согласие на австрийскую интервенцию и оккупацию Неаполя. В подписанном Австрией, Россией и Пруссией Предварительном протоколе, определявшем принцип интервенции, провозглашалось право вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (без согласия на то их правительств) для подавления там революционных выступлений. Уполномоченные Англии и Франции были посланы на Конгресс без права подписания документов, что давало им возможность не разделять ответственность за принятые решения. Хотя устно они и признали право союзников на военное вмешательство, но отказались официально присоединиться к этим документам36.

Таким образом, союз христианских государей обернулся утверждением в международной практике коллективно санкционированного вмешательства во внутренние дела. По мысли Каподистрии, законность коллективного вмешательства признавалась только при условии согласия пяти ведущих союзных европейских держав37. В дальнейшем вмешательство, в той или иной форме, осуществлялось различными международными организациями. Они руководствовались интересами безопасности, просьбами о проведении миротворческих акций, концепцией гуманитарной интервенции, идеей смены режима. Сейчас необходимость вмешательства пропагандируется под лозунгом "ответственность защищать". Первым же опытом коллективных вооруженных санкций стали действия, разрешенные конгрессом Священного союза.

Для переговоров с итальянскими государями и обсуждения конкретных мер по подавлению революционных выступлений в Неаполитанском королевстве, Испании и Греции участники конгресса переехали в Лайбах (ныне Любляна), где в январе-марте 1821 г. продолжили переговоры. По просьбе неаполитанского короля Фердинанда I (отпущенного революционерами на конгресс под честное слово с обещанием не предпринимать военных мер) участники конгресса приняли решение направить в Неаполь и Пьемонт (Сардинское королевство) австрийские войска38, которые соответственно в марте и апреле 1821 г. восстановили там абсолютистские режимы.

Последним дипломатическим конгрессом Священного союза стал Веронский, проходивший с 20 октября по 14 декабря 1822 года39. На конгрессе обсуждались условия, при которых Австрия, Франция, Пруссия и Россия обязывались выступить против революционного испанского правительства. Меттерних употребил все свои возможности на то, чтобы убедить Францию в необходимости помощи испанским монархистам. Франция была уполно-

стр. 121

мочена осуществить интервенцию от имени Священного союза. Делегацию греков, восставших против турецкого владычества, которым сочувствовал Александр I, на конгресс не допустили, задержав, по распоряжению Меттерниха, в карантине.

Союзники подумывали над тем, как распространить интервенцию на испанские колонии в Латинской Америке. Меттерних на конгрессе заявил, что великие державы никогда не признают существования республик Колумбия, Буэнос-Айрес и Чили, отделившихся от Испании, и в случае надобности пошлют войска в Америку. Но английский министр Каннинг, с именем которого связывают разрыв с линией Священного союза, отстаивая интересы английских купцов, промышленников и финансистов40, твердо заявил, что Англия ни в коем случае не допустит вмешательства европейских держав в дела американских колоний. Меттерних, встретив решительный отпор и не сумев запугать англичан, быстро пошел на попятную.

Конгресс завершился тем, что представители России, Австрии, Пруссии и Франции вынесли решения о совместном дипломатическом выступлении против испанского революционного правительства и продлении австрийской интервенции в Неаполе и Сардинии. В день окончания конгресса Россия, Англия и Пруссия опубликовали циркуляр, подтвердивший право на вмешательство во внутренние дела всякого государства, где революционное движение угрожает монархическому строю41.

Первая попытка организации коллективного управления европейскими делами завершилась крахом. Идеи мира обернулись вооруженными интервенциями и подавлением войсками революций в Италии и Испании. Определенная система принципов поведения государств в международных отношениях, предложенная Россией, была отклонена. Созданный из лучших побуждений Священный союз сделался пугалом просвещенной свободы и вместо наведения порядка и умиротворения народов стал источником революций, брожения умов и тайных обществ.

После Вероны надобности в новых "священных встречах" не возникло. Конгрессы больше не созывались. Идеалам союза оставались верны лишь русские императоры. Когда Австрийская монархия оказалась на грани краха под натиском венгерских повстанцев, только что вступивший на престол Франц-Иосиф обратился к русскому императору с просьбой о помощи. Николай I, считая принципы Священного союза незыблемыми, направил для усмирения Венгрии около 120 тыс. солдат при 450 орудиях. За два месяца восстание было подавлено, причем австрийская армия не двинулась с места42.

В истории многосторонних объединений государств Священный союз занимает важное место. Впервые проект постоянного международного объединения частично был реализован. До этого все планы оставались на бумаге. Фактически Союз стал первой стабильной многосторонней международной структурой. Союз функционировал на основании международных юридических актов, создававших комплекс обязательств и правил поведения государств-членов. Он был основан на "сакральной" идее о братстве государей и освящен заповедями религиозной веры. Органом, принимавшим решения, являлся конгресс - съезд представителей стран-участников. Союз был открыт для новых членов. Он предполагал гласное проведение переговоров, хотя союзники решали наиболее важные вопросы тайно, затем некоторые решения утверждались на заседаниях. Принимаемые конгрессами решения служили руководством к действию для его участников. Альянс санкционировал коллективные международные действия для вмешательства в дела государств, где произошли антимонархические революции.

стр. 122

Примечания

Текст статьи написан в ходе выполнения исследований по гранту РГНФ N 10 - 03 - 93649к/К.

1. Словарь античности. М. 1989, с. 30, 524.

2. ШТЕЙН Л. Идеал вечного мира и социальный вопрос. Великий Устюг. 1899, с. 11 - 12.

3. DOERFLINGER M. La Commission Centrale pour la navigation du Rhin. 170 ans devolution du statut international du Rhin. URL: http://ccr-zkr.org/files/histoireCCNR/07_ccnr-170-ans-evolution-statut-international-du-rhin. pdf.

4. BEDERMAN D.J. The Souls of International Organizations: Legal Personality and the Lighthouse at Cape Spartel. - Virginia Journal of International Law, vol. 36, Winter, 1996.

5.. КАЗАНСКИЙ П. Е. Всеобщие административные союзы государств. Т. 2. Одесса. 1897, с. 8 и далее.

6. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россиею с иностранными державами. Т. IV. Ч. I. 1815 - 1849. СПб. 1878, с. 1.

7. Там же, с. 5.

8. Там же.

9. НАДЛЕР В. К. Император Александр I и идея Священного союза. Т. 3. Рига. 1887, с. 307.

10. История внешней политики России. Первая половина XIX в. М. 1999, с. 182 - 183.

И. АНДРЕЕВ В. В. Представители власти в России после Петра I. (Репринтное воспроизведение издания 1871 г. Петербург. 1871). Минск. 1990, с. 327.

12. МАЛИНОВСКИЙ В. Ф. Избранные общественно-политические сочинения. М. 1958, с. 10.

13. КОБЕКО Д. Ф. Первый директор Царскосельского Лицея. Пг. 1915.

14. РУДЕНСКАЯ С. Д. Царскосельский Александровский лицей. 1811 - 1817. СПб. 1999, с. 50.

15. МАЛИНОВСКИЙ В. Ф. Ук. соч., с. 76.

16. Там же.

17. Там же, с. 15.

18. Там же, с. 77.

19. Там же, с. 76 - 77.

20. Российская дипломатия в портретах. М. 1992, с. 141.

21. Там же, с. 137.

22. Очерки истории Министерства иностранных дел России 1802 - 2002. Т. 3. М. 2002, с. 90 - 91.

23. Там же, с. 92 - 93.

24. Российская дипломатия в портретах, с. 139.

25. Очерки истории Министерства иностранных дел России, с. 95 - 96.

26. Там же, с. 92.

27. Там же, с. 95.

28. Там же, с. 98.

29. См. например: LIANG H. The Rise of Modern Police and the European State System from Metternich to the Second World War. Cambridge. 1992, p. 19.

30. SEWARD D. Metternich: The First European. N. Y. 1991.

31. ПИСАРЕВ Д. И. Меттерних. ПИСАРЕВ Д. И. Собрание сочинений. Т. 1. СПб. 1901, с. 575 - 576, 582.

32. ELVIN R. The Machiavelli of Middle-Europe. Metternich, by Guillaume de Bertier de Sauvigny. - History Today. 1987, June, p. 57.

33. ПИСАРЕВ Д. И. Ук. соч., с. 572.

34. История внешней политики России, с. 151 - 152.

35. Там же, с. 164.

36. Там же, с 165 - 166.

37. Очерки истории Министерства иностранных дел России, с. 98.

38. См.: МОЛОК А. И. Венский конгресс и Священный союз. Франция в период реставрации Бурбонов (1815 - 1830 гг.). М. 1949, с. 10.

39. История внешней политики России, с. 172.

40. МОЛОК А. И. Ук. соч., с. 13.

41. История внешней политики России, с. 174.

42. СТАРИКОВ Н. В. Главный враг России: Все зло приходит с Запада. М. 2008, с. 193 - 194.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Священный-союз-первая-в-истории-стабильная-международная-структура

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Россия ОнлайнКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Libmonster

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

А. Е. Кутейников, Священный союз - первая в истории стабильная международная структура // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 05.03.2020. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Священный-союз-первая-в-истории-стабильная-международная-структура (дата обращения: 19.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - А. Е. Кутейников:

А. Е. Кутейников → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Россия Онлайн
Москва, Россия
1645 просмотров рейтинг
05.03.2020 (1506 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
14 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
20 часов(а) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. ПРОБЛЕМЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ
Каталог: Экономика 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: ПРОБЛЕМА МИРНОГО ВОССОЕДИНЕНИЯ ТАЙВАНЯ
Каталог: Политология 
3 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Стихи, пейзажная лирика, Карелия
Каталог: Разное 
5 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ВЬЕТНАМ И ЗАРУБЕЖНАЯ ДИАСПОРА
Каталог: Социология 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
ВЬЕТНАМ, ОБЩАЯ ПАМЯТЬ
Каталог: Военное дело 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Женщина видит мир по-другому. И чтобы сделать это «по-другому»: образно, эмоционально, причастно лично к себе, на ощущениях – инструментом в социальном мире, ей нужны специальные знания и усилия. Необходимо выделить себя из процесса, описать себя на своем внутреннем языке, сперва этот язык в себе открыв, и создать себе систему перевода со своего языка на язык социума.
Каталог: Информатика 
7 дней(я) назад · от Виталий Петрович Ветров

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Священный союз - первая в истории стабильная международная структура
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android