Иллюстрации:
Libmonster ID: RU-7099
Автор(ы) публикации: Е. БОР-РАМЕНСКИЙ

9 января 1905 г. началась первая буржуазно-демократическая революция в России. Она открыла собой новую страницу не только в истории борьбы с царизмом и капитализмом в нашей стране: она оказала большое влияние на все международное революционное движение. Рабочий класс России решал основные вопросы революционной борьбы пролетариата в новых условиях эпохи империализма.

Рабочий класс нашей страны стал в авангарде мирового, пролетариата, "На пролетариат всей России смотрит теперь с лихорадочным нетерпением пролетариат всего мира"1 , - писал Ленин 18 (31) января 1905 года.

Вслед за революцией 1905 г. в России произошли революции в Иране, Турции, Китае, большого размаха достигало революционное движение в Индии, Индонезии и других странах. "Пробуждение к политической жизни азиатских народов получило особенный толчок от русско-японской войны и от русской революции"2 , - писал Ленин.

Первым пришел в движение Иран. Иранская революция несмотря на ее поражение дала угнетенному народу некоторые завоевания и преподала ему большой исторический урок. Народы Ирана с оружием в руках завоевали конституцию - первую конституцию в странах Ближнего Востока.

Выдающуюся роль в иранской революции сыграли социал-демократы большевики Кавказа. Они не только оказывали идейную помощь революционерам Ирана, но и помогали им практически. Многие социал-демократы большевики приняли непосредственное участие в революционной борьбе в Иране. Под руководством большевиков и в большевистских организациях Кавказа воспитались десятки и сотни трудящихся Ирана, которые потом, у себя на родине, боролись в первых рядах революции.

В крупнейшем рабочем центре Закавказья - Баку - сосредоточивались в поисках заработка трудящиеся Грузии и Армении, отходники с берегов Волги и выходцы из соседнего Ирана. В этом рабочем многонациональном центре, игравшем крупную роль в жизни всей страны, большевики развернули огромную работу. Их деятельностью руководил товарищ Сталин. Под его руководством бакинская организация РСДРП была превращена в цитадель большевизма.

С целью возможно большего вовлечения в революционную борьбу рабочих-мусульман большевики в конце 1904 г. создали особую социал-демократическую мусульманскую партийную организацию - "Гуммет" ("Энергия"). Связь с большевиками организационно закреплялась тем, что на заседаниях исполнительного бюро "Гуммет" участвовали члены Бакинского комитета, а в заседаниях Бакинского комитета участвовал представитель "Гуммет" как член Бакинского комитета. Среди большевиков-мусульман особенно выделялся Ханлар Гасан Оглы Сафаралиев3 . Он был членом Биби-эйбатского коллектива РСДРП и исполнительного бюро группы "Гуммет". По происхождению крестьянин, Ханлар Сафаралиев работал в Баку токарем. "Он соединил в себе пламя, огонь души пролетария и горе, скорбь крестьянина"4 , - так о нем писала рабочая газета "Гудок" в день похорон.

В своей работе "Гуммет" скоро вышла за пределы Баку, включая в свой состав рабочих-мусульман многих городов Закавказья. Историко-революционный архив Грузинской ССР хранит в своих фондах экземпляр программы "Гуммет", который был напечатан в Баку и имеет в конце печать тифлисского отделения "Гуммет". В свое время он был обнаружен полицией в Елисаветполе. Уже одно это свидетельствует о распространении организации.


1 Ленин. Соч. Т. VII, стр. 81.

2 Ленин. Соч. Т. XII, стр. 357.

3 Сафаралиев пал от руки наемного убийцы, подосланного царскими властями. 2 октября 1907 г. он был смертельно ранен из-за угла. 8 октября тов. Сафаралиев скончался. Его похороны превратились в огромную демонстрацию. За гробом шло больше 20 тыс. рабочих. Павшего революционера провожали товарищи Сталин, Орджоникидзе, Шаумян, Азизбеков, Джапаридзе. На могиле Сафаралиева товарищ Сталин произнес речь. В феврале 1939 г. Бакинский совет установил на могиле и на месте гибели Сафаралиева памятники-обелиски.

4 Газета "Гудок" N 5 за 1907 год.

стр. 89

В докладе шпика "Южного", представленном заведующим полицией на Кавказе генерал - лейтенантом Ширинкиным наместнику Кавказа графу Воронцову-Дашкову, сообщалось о "Гуммет" следующее: "Татарская социал-демократическая организация Гуммет находится под контролем бакинского комитета... масса татарская, персидская и лезгинская прислушивается к голосу организации... Организация издает часто листовки. Она несомненно имеет будущность. Во главе находятся очень энергичные люди, хотя и без эрудиции, но обладающие большим революционным темпераментом"1 .

Большую работу "Гуммет" развернула в промышленно-заводских районах Баку, особенно на нефтяных промыслах, где было много рабочих, пришедших на заработки из Ирана.

Следует иметь в виду, что эмиграция из Ирана с каждым годом возрастала. Ежегодно русско-иранскую границу переходили десятки тысяч человек. Шахский консул Сабоцинский приводил весьма интересные данные об иранской эмиграции за 1911 год. За этот год ушло в Россию по паспортам 84185 человек, а по легимитационным билетам - 108582 человека, т. е. только за 1 год на заработки в Россию отправилось 192767 человек. Это более 2% всего населения Ирана. Эти люди шли и на сезонные и на годовые заработки. В том же 1911 г. вернулось из России в Иран 160211 человек. Остальные 32556 человек остались работать в течение года и больше. Так обстояло дело из года в год, ибо хотя и мизерный заработок в России (12 - 15 руб. в месяц) все же был лучше перспективы мучительного голода в Ираке.

Барси Таубе в своем докладе о поездке в Баку в связи со стачкой моряков в 1907 г. писал: "На парусных судах служат преимущественно мусульмане, в том числе много персидских подданных"2 . Газета "Гудок" в N 2 от 22 августа 1907 г. в передовице дает подробную характеристику пришлых в Баку рабочих: "За последние 15 лет пришлый элемент среди рабочих особенно возрос и составляет в настоящее время очень значительный процент в общем числе бакинских рабочих, достигающем со всеми чернорабочими, вероятно, тысяч до 65". Газета отмечает, что временные рабочие, составляющие 60% общего количества рабочих, - "большею частью персы". Особенно много иранцев было занято на промыслах, в буровых командах и в тартании.

Иранские рабочие наблюдали жизнь и борьбу рабочего класса нашей страны, вовлекались в эту борьбу, развивали свое классовое самосознание. В совместной борьбе рабочих Ирана и Закавказья против предпринимателей и царизма складывались и крепли интернациональные связи.

Эмигранты, возвращаясь на родину, несли передовые идеи русской революции, которые там находили широкий отклик.

*

Большевики внимательно следили за развитием революций на Востоке. Ленин посвятил этим революциям ряд статей. В них он дал оценку революций, показал их всемирно-историческое значение, их силу и слабость, дал анализ поведения внутренней контрреволюции и международного империализма в отношении к революциям на Востоке. В статьях Ленина были намечены перспективы борьбы, дан анализ стратегии и тактики революции.

В газетах, издававшихся большевиками в Баку, в Тифлисе (Тбилиси), части помещались статьи, посвященные борьбе народов Ирана.

В органе тифлисских большевиков "Борьба", в N 2 - 4 за 1908 г., была помещена статья "Революция на Ближнем Востоке". В ней давалась оценка международного значения русской революции 1905 г. и отмечалось ее влияние на революционное движение на Западе и Востоке. Под влиянием того обстоятельства, что вождем Революции в России являлся рабочий класс, - говорилось в статье, - пролетариат Европы вновь воспрянул духом и с большей энергией ринулся на борьбу за дальнейшую демократизацию политического строя. Под влиянием того обстоятельства, что в России велась борьба против крепостнических отношений, ускорилась борьба против феодальных отношений и в Персии. Там теперь, как известно, идет революция... Над страной, дремавшей "у жемчужного фонтана", раздается бодрый и смелый клич "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" В статье отмечалось, что пособником шахской власти, ее защитником является царское самодержавие. Статья призывала к борьбе с объединяющейся контрреволюцией.

Газета "Бакинский рабочий" в N 1 - 2 от 6 сентября 1908 г. поместила обширную статью под названием "События в Персии и бакинский рабочий рынок". В этой статье также отмечалось влияние русской революции 1905 г. на пришедшие в движение народы Ирана. "События 1905 г. в соседней России придали этому движению бодрость, энергию и веру в свои силы и победу", - говорилось в этой статье. В ней указывалось на то, что Тавриз занял передовое место в иранской революции: "Лишь один город Тавриз не пожелал подчиниться ей (шахско-ляховской реакции. - Б. Р.) и объявил войну не на жизнь, а на смерть". Статья давала подробный анализ хода революции, указывала на ее перспективы и оценивала движущие силы революции. Ока заканчивалась словами: "Горячее сочувствие освободительному движению персидского народа - вот чувства, которые должны воодушевлять всех бакинских рабочих".

29 сентября 1908 г. Тифлисский комитет РСДРП выпустил листовку о резолюциях на Востоке3 . Листовка начиналась словами:


1 Документ хранится в тбилисском филиале ИМЭЛ.

2 Центральный архив революции РСФСР, фонд ДП, N 5, ч. 2-я, т. 2, л. 124. 1907.

3 Такого же содержания выпустила листовку и горийская центральная организация РСДРП, датированную тем же 29 сен-

стр. 90

"Настало великое время! Весь Восток объят пламенем революции и, как восходящее солнце, озаряет весь край. Резолюция в Персии, революция в Турции. Трудящиеся обеих стран, веками измученные и истерзанные, организованными рядами выходят на поле брани... Недалеко то время, когда присоединится и Китай со своим 400-милл. населением..."

Листовка, призывая к усилению борьбы с царизмом, ставила конкретные задачи. В ней указывалось, что глазное внимание должно быть направлено на укрепление партии рабочего класса. Наличие такой партии, тесно связанной с массами, может обеспечить победу. "Главное внимание на это, товарищи, дабы более подготовленными, объединенными в одну политическую партию, в социал-демократическую организацию, мы могли бы перейти в последнюю атаку на оплот реакции, разнести его в пух и прах и на развалинах его водрузить красное знамя республики!"1 .

Эта листовка была отпечатана в нелегальной типографии и вышла тиражом в 2 тыс. экземпляров.

В августе 1909 г., после свержения шаха Мухаммед-Али, Тифлисский комитет РСДРП в выпущенной листовке писал: "Борющийся народ в Персии и Турции не ждал милости ни от кого, - поэтому он торжествует победу; они не верили обещаниям кровавых тиранов и поэтому сбросили их иго.

Сбросим же и мы, товарищи, всякие иллюзий; будем опираться лишь на нашу силу, воодушевимся величавой надеждой на будущее и всегда будем способствовать объединению, солидарному действию для осуществления конечной цели человечества - социализма. Да здравствует союз пролетариата. Да здравствует социал-демократия. Да здравствует социализм"2 .

Большевики вели широкую пропагандистскую работу среди трудящихся, разъясняя смысл происходящих событий; наряду с этим они устраивали специальные собрания членов партии, на которых обсуждали вопросы конкретной помощи иранским революционерам. А когда царское правительство приступило к проведению открытой интервенции и войска двинулись в Тавриз, Бакинский комитет РСДРП немедленно реагировал на это выпуском листовки "Новая авантюра правительства". В ней вскрывались тайные пружины англо-русской интервенции в Ираке.

Краткими и ясными словами рассказывалось в этой листовке о положении в Иране: "Персы подняли знамя восстания, и во главе стала наиболее культурная и торговая провинция, соседний с Россией Тавриз. Борьба упорная и тяжелая разгоралась, захватывая все новые провинции, привлекая в ряды повстанцев все новых борцов. Скоро шах оказался сам-друг с полковником Ляховым и его опричниками запертым в своем дворце-крепости. Без денег, без народа, без войск и оружия он представлял жалкое зрелище". Приближалась победа революционеров над шахом. А она сулила европейским капиталистам потерю права эксплоатировать народ Ирана. Дальше в листовке говорилось: "Нужно было изменить ход вещей, и просвещенная английская буржуазия, поборница свободы, действует вкупе с героями виселиц, убийств и погромов, с одной стороны, уговаривая шаха возвратить расстрелянную им конституцию, с другой - позволяя русскому правительству направить свои войска в Тавриз... новый герой генерал Снарский распоряжается в Тавризе, как все они, эти герои последних лет, у себя на родине. Прежде всего он поспешил уничтожить баррикады и обезоружил революционеров, а затем обложил громадным штрафом все обнищавшее население Тавриза, только что выдержавшее продолжительную осаду и голод, за какое-то, быть может, провокационное поранение русского часового"3 .

Рассмотрев обстановку, сложившуюся в Иране в связи с приходом в Тавриз царских войск, листовка указывала на задачи, которые стояли перед иранскими революционерами: "Они никогда не должны забывать, что уступчивость ничего, кроме вреда, не принесет ни делу революции, ни делу освобождения страны от ига иностранец". Не уступать, а драться за торжество своего правого народного дела звали большевики со страниц этого документа: "Мы должны везде и всюду, всякими способами доказывать, что все каши симпатии лежат на стороне восставшего народа, мы должны помогать и содействовать ему и прежде всего мы должны удвоить свои усилия в борьбе с нашим общим врагом - российским самодержавием. Ослабив последнее на родине, мы окажем самую существенную помощь персидским борцам".

Большевики правильно оценивали обстановку, когда звали к усилению борьбы с царским самодержавием, оплотом реакции на Востоке.

Ленин посвятил ходу революции на Ближнем Востоке, в том числе и в Иране, специальную статью - "События да Балканах и в Персии", - опубликованную в "Пролетарии" N 37 от 29 (16) октября 1908 года. "Суть того, что происходит теперь на Балканах, в Турции, в Персии, - писал Ленин, - сводится к контр-революционной коалиции европейских держав против растущего демократизма в Азии. Все усилия наших правительств, вся проповедь "больших" европейских газет сводятся к тому, чтобы замазать этот факт, чтобы сбить с толку общественное мнение, чтобы прикрыть лицемерными речами и дипломатическими фокус-покусами контр-революционную коалицию так называемых цивилизованных наций Европы против на-


тября 1908 года. См. Библиотечный фонд тбилисского филиала ИМЭЛ, инв. N 40, 133.

1 Библиотечный фонд тбилисского филиала ИМЭЛ, инв. N 40, 133.

2 Центральное архивное управление Грузинской и ССР (ЦАУ Груз. ССР), ф. N 3, д. 286, 1909 г., л. 82 об.

3 Архив революции РСФСР, ДП, ОО, д. N 5, ч. 3-я, лл. 44 - 45, 1909.

стр. 91

именее цивилизованых и наиболее рвущихся к демократизму наций Азии. И вся суть политики пролетариата в данный момент состоит в том, чтобы сорвать маску с буржуазных лицемеров, чтобы обнаружить перед глазами самых широких народных масс реакционность европейских правительств, которые из боязни пролетарской борьбы у себя дома играют и помогают играть роль жандарма по отношению к революции в Азии... наша задача, задача международной социал-демократии - разъяснить народу именно общую связь событий, основное направление и подкладку всего происходящего"1 . Разъясняя широким массам смысл происходящих событий, Ленин требовал от партии и ее членов пропаганды и агитация и с думской трибуны, и в листовках, и на собраниях.

Ориентируя рабочий класс, руководя деятельностью партии на международной арене и внутри страны, Ленин отмечал каждый этап борьбы в Иране. Отмечая успешный поход революционеров на Тегеран, приведший к низложению шаха Мухаммед-Али несмотря на начатую открытую интервенцию царизма, Ленин 13 ноября 1909 г. в "Социал-демократе" N 9, в статье "Царь против финского народа", писал: "Свободная Персия собственными усилиями дала опор царизму"2 . Ленин еще раньше предупреждал о возможности оккупации иранского Азербайджана, которая может дать "...повторение в Азии того, что сделала Россия в Европе в 1849 г., когда Николай I посылал войска против венгерской революции"3 .

Большевики не только идейно, печатным словом поддерживали революционеров Ирана, вселяя в них уверенность в борьбе за освобождение своей родины: они оказывали им содействие и тем, что помогали организоваться, создать свои собственные массовые революционные организации муджахидов4 . Муджахидские организации раскинулись также по всему Закавказью, особенно там, где были эмигранты из Ирана.

Организации муджахидов на Кавказе сплачивали иранских революционеров, занимались сбором средств, печатанием литературы, закупкой оружия и отправкой всего этого в Иран. Они производили вербовку и отправку добровольцев для пополнения армии революционеров в Иране.

В марте 1907 г. наместник царя на Кавказе доносил в Петербург5 , что в Баку раскрыта подпольная организация муджахидов. Эта организация имела отделение в рабочем районе - Черном городе. Полицией тогда произведены были аресты, конфисковано было большое количество революционной литературы. Усиленно шли розыски курьера из Ирана.

В декабре того же года наместнику пришлось доносить6 и о другой такой же организации, обнаруженной полицией в Нахичевани. В этом донесении наместник сообщал, что был раскрыт "Комитет муджахидов", имевший связь с "Гуммет". В нахичеванской организации были произведены аресты и конфискована литература.

В июне 1908 г. начальник эриванского губернского жандармского управления сообщал в Тифлис7 о наличии муджахидских организаций в Эривани и Карсе. С каспийского побережья, из города Петровска, сообщали о перехваченных письмах с печатью, "Петровское отделение партии муджахид".

13 марта 1907 г. наместником на Кавказе было получено донесение о результатах обыска на квартире иранского подданного Мамед-Али и указывалось, что найдено 9 квитанционных книжек для сбора денег в пользу муджахидов8 . Донесения об обнаружении при обысках квитанционных книжек по сбору средств и о конфискации оружия были неединичны.


1 Ленин. Соч. Т. XII, стр. 358.

2 Ленин. Соч. Т. XIV, стр. 184.

3 Ленин. Соч. Т. XII, стр. 362.

4 "Муджахид" в дословном переводе - "идущий на священную войну". Организации муджахидов, разбросанные по Ирану, Закавказью и Средней Азии, состояли из сторонников борьбы за буржуазно-демократическое преобразование (конституцию) Ирана и его независимость. Центр муджахидов находился в Закавказье. Социальный состав муджахидов был крайне пестрым. В организации входила купцы, ремесленника, серафы (менялы), крестьяне, рабочие, мелкие помещики, низшее духовенство. Муджахиды в основном были мелкобуржуазными революционерами. Они находились под сильным влиянием революционного движения в России. Наиболее распространенной и характерной для муджахидав была программа, принятая совещанием представителей организаций муджахидов в г. Мешеде в сентябре 1907 года. Программа основной целью ставила демократизацию политического строя страны и осуществление национальной независимости. Программа требовала: созыва национального собрания (меджлиса), избранного на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования; свободы печати, собраний, стачек, обществ; 8-часового рабочего дня; пропорционального поимущественного налога; всеобщего, обязательного и бесплатного обучения и пр. Программа предусматривала безвозмездное отчуждение шахских земель и выкуп через банк земель помещиков (см. Центр. историч. архив Аджарии, ф. 1, д. 223, л. 40 - 41, д. 273, л. 33 - 39), Благодаря преобладанию мелкой буржуазии в организациях муджахидов было распространено сектантство, заговорщичество, индивидуальный террор (убийство муджахидом великого визиря Атабека Азам). Большевики стремились укрепить свое влияние среди муджахидов и превратить их организации в массовые последовательно революционные организации.

5 Соответствующий документ хранится в Архиве внешней политики (Москва).

6 Там же.

7 ЦАУ ГрузССР, ф. N 3, д. 78, стр. 50 и ф. N 2, д. 2909.

8 ЦАУ ГрузССР, ф. N 2, д. 266, стр. 6.

стр. 92

В марте 1908 г, департамент полиции сообщил наместнику о том, что на станции Грозный у одного иранского подданного конфисковано 4 тыс. револьверных патронов1 . В этом же году при помощи другого иранского подданного в Тавриз была вывезена типография2 .

Архивные документы пополняются и рассказами современников. Тов. Юсуф-Акпер-Заде3 в своих воспоминаниях, записанных автором 10 июня 1938 г., рассказал: "В дни революции 1905 г. в России, в Тбилиси организовалась иранская революционная организация Муджахид. В нее я вступил в 1906 году. Члены этой организации... оказали большую помощь иранским революционерам. Мы собирали средства, покупали оружие и отправляли его в Иран. Мне поручалось комитетом Муджахид несколько раз отправлять бомбы, винтовки, револьверы и патроны. Отправлял я и добровольцев. Один раз отправил троих, второй - двенадцать человек. Среди добровольцев были тюрки, армяне и грузины. Были члены социал-демократических организаций, были и беспартийные рабочие.

При отправке оружия нужно было применять большую хитрость, чтобы провести шпиков и жандармов, везде рыскавших и за всеми наблюдавших.

Одну партию бомб и патронов мы отправили таким образом: бомбы нами были получены в ящике пса видом винограда и спрятаны в лавке одного иранского подданного (фамилию его не помню). Лавка эта была расположена около мечети, на правом берегу р. Куры, против Метехского замка. Нашел я верного товарища из нашей организации... с ним перевезли ящик на квартиру, переложили бомбы в хурджины, спрятав их в шерсть. Ночью отправились на вокзал, чтобы отправить товарища поездом на ст. Джульфа, где оружие должны были принять... и переправить через границу. Носильщик на вокзале, который должен был нас встретить, был членом нашей организации. Его я посвятил в дело. Он был готов к встрече. Приехали на вокзал. Внесли вещи в здание. Ждем поезда. В здании вокзала ходит дежурный жандарм и глазами рыщет и по лицам пассажиров и по их вещам. Опасно, может заподозрить, проверить содержимое наших хурджин и обнаружить, что за "шерсть" у нас, с какого она барана. Я решил удалить жандарма. Подхожу к нему и спрашиваю очень вежливо и мягко: "Скажите, пожалуйста, когда идет поезд на Батуми?" "Поезд на Батуми не скоро. Разве вы не знаете?" - последовал его грубый ответ. "Нет, я не знаю, я приезжий из Баку. Ну, если поезд не скоро, придется его ждать... А тут, на вокзале, нет ли где покушать?" - говорю я. "Есть буфеты", - отвечает жандарм. "Мне где бы почище, где бы было поменьше мух".

Раз я заговорил о буфете почище, жандарм стал ко мне внимательнее. Я попросил его, чтобы он мне показал этот чистый буфет. Жандарм пошел и проводил меня. Этого мне и было нужно. Но теперь надо было его держать подальше от хурджин до отхода поезда на Джульфу. И вот, когда мы пришли к буфету, я пригласил его к стойке и предложил вместе со мной выпить. Строгий "царский глаз" от дарового угощения не отказывался. Я попросил для него большой стакан коньяку, а себе заказал маленький.

"Почему себе берете меньше?" - спрашивает не без подозрения мой пленник. "Да поезд мой еще не скоро, наверное, придется не один раз еще выпить, так я лучше поменьше, да почаще".

Выпили. Надо закусить. Жандарм захотел закусывать яйцом. Я ему заказал четыре. Все подольше будет чистить да есть. Четвертое яйцо подходит к концу. Я заказываю еще коньяку. Наливают. Жандарм пробует отказаться, а я и говорю: "Что вы, что вы, один стакан - это одна нога, разве человек может ходить на одной ноге? Надо обязательно пить второй".

В это время раздается звонок на посадку в поезд на Джульфу. Жандарм заволновался. Ему нужно было следить за выходящей на перрон публикой. Он спешит, а я удерживаю. Нельзя же оставить полные стаканы. Не мог, видно, упустить случая бесплатно хорошо выпить и сам верный страж порядка! Пока ан пил да ел, пока из буфета дошел до дверей, где проходили пассажиры, мои товарищи хурджины и весь багаж уже погрузили в вагон. Груз был доставлен благополучно на место назначения и переправлен иранским революционерам...

Вторую партию я отправлял уже иначе. Ее вез товарищ, переодевшийся в форму царского офицера. Жандармы не только не смели осматривать его багаж, но и должны были ему честь отдавать и сами помогать. В партии Муджахид я работал до 1910 года. Проводил среди рабочих революционную агитацию, распространял прокламации, какие выпускал наш комитет.

Проводили мы свои нелегальные собрания в Тбилисском ботаническом саду, на мусульманском кладбище "Ходживанк", в подвалах и домах окраин города. На наших собраниях немало бывало беспартийных рабочих. Беспартийные же часто несли и караул, охраняя собрания от полиции"4 .

Этот рассказ подтверждается воспоминанием другого современника и участника, тов. Мухтар-Азим-Заде5 , работавшего в Тифлисе. Вот что он рассказывает: "Начав свою революционную деятельность в Тбилиси, я принял самое активное участие из персидской революции 1905 - 1911 годов.

Собирая средства и оружие для иранских революционеров, я в 1907 г. в июле месяце и сам выехал в Иран...

В Иран меня отправлял из Тбилиси тов.


1 ЦАУ ГрузССР, ф. N 3, д. 100, стр. 29.

2 ЦАУ ГрузССР, ф. N 2, д. 2309.

3 Тов. Юсуф-Акпер-Заде - участник иранской революции, ныне рабочий-коммунальник в Тбилиси, член ВКП (б).

4 Заверенные воспоминания Юсуф-Акпер-Заде хранятся у автора статьи.

5 Тов. Мухтар-Азим-Заде - ныне член ВКП (б). Рабочий-коммунальник Тбилиси.

стр. 93

Юсуф-Акпер-Заде. С ним я работал здесь вместе. Поехало нас тогда трое. Два члена иракской революционной организаций Муджахид и один товарищ беспартийный. К своему сожалению, я их фамилий не помню. Взяли мы с собой и оружие. Патроны уложили в сундук под второе дно, а винтовки и револьверы запрятали в складную железную кровать, обернутую постелью, так что торчали только ножки да верхние шишки. Взяли и еще один сундучок, но в него наложили только одни носильные веши. Все вещи сдали в багаж. До станции Джульфа доехали благополучно. А вот в Джульфе, она на границе с Ираном, при получении багажа попали под обыск жандарма. Но мы ему открыли сундучок с носильным платьем, он для этого и был у нас приготовлен, для показа в случае обыска. Перед носом жандарма мы медленно вынимали по одному предмету, встряхивали каждый, показывая, что внутри ничего не вложено. Когда жандарм все пересмотрел, он со всех сторон обстукал сундучок и проверил его снаружи и изнутри - искал второго дна или пустых стенок. Но ни того, ни другого он, конечно, не нашел. Это поколебало к нам его недоверие. А мы поспешили заверить, что и в сундуке такие же вещи, а кровать?.. Так вот ее ножки и шишки.

К тому же получающих багаж было много, а осмотрщиков мало, и они торопились. Осматривать остальные вещи не стали. Нам это и было нужно. Багаж мы передали... отправить за Аракс. Ночью перешли и мы границу. В месте, где нам была дана явка, мы уже застали наше оружие"1 .

Революционеры из Ирана держали связи с большевистскими организациями Закавказья и непосредственно, т. е. помимо "Гуммет".

Тов. Купарадзе Семен, член и технический секретарь Батумского комитета РСДРП состава 1905 - 1909 гг., в своих воспоминаниях рассказывает об обращении к нему, как к активному работнику организации, в феврале 1907 г. одного иранского эмиссара с просьбой оказать помощь оружием и добровольцами. Просьбу тов. Купарадзе передал члену организации при Батумском комитете Владимиру Джибладзе. "В Персию, - пишет он в своих воспоминаниях, - отправился отряд боевой дружины из следующих товарищей: Владимира Джибладзе, Александра Дгебуадзе, Силевана Ивянадзе, Вардена Тиканадзе и др... из Батума туда вывезли бомбы македонской системы, изделия военной организации Батумского комитета РСДРПартин"2 .

Отправка оружия шла часто под видом официальных грузов. Жандармские документы этих лет изобилуют сведениями о том, как маскировалось отправляемое оружие. Вот один из таких примеров. Начальник эриванского губернского жандармского управления 2 сентября 1908 г. доносил в Тифлис:

"5 июля с. г. по накладной Баку-Эривань за N 37448/9912 прибыло 4 мешка рису, весом 29 пудов 30 фун. Унтер-офицер эриванского отделения жандармского полицейского управления Закавказских железных дорог Никанор Яценко, находящийся на товарной станции Эривань, заподозрив, что мешки по своей величине не соответствуют весу риса, потребовал их вскрытия в присутствии получателя, комиссионера Мамеда Кязим Ибрагимова, по вскрытии коих обнаружено 2800 боевых патронов, и коих 2200 шт. к револьверу Смитта и Вессона N 42 и 500 шт. N 9 и 100 шт. к револьверу Бульдог. По заявлению Ибрагимова, груз принадлежит проживающему в г. Эривани Кербалаю Насир оглы сознался, что груз принадлежит ему и патроны им куплены в бытность его в г. Баку на базара у неизвестного ему лица для провоза в Персию"3 . Подобных донесений было множество. В мешках риса, в ящиках аптекарской посуды, в цыбиках чая, в кипах ситца, в тюках кож и т. д. транспортировались оружие и боеприпасы. В Иране оно концентрировалось в. определенных пунктах, разобранное собиралось и направлялось в отряды фидаев4 . Иногда собранные крупные транспорты оружия перевозились под специальной охраной и с красными флагами.

Приток оружия сильно встревожил шаха. Он по этому поводу обратился к царскому посланнику в Тегеране Гартвигу. Последним сейчас же была отправлена секретная телеграмма в Петербург. "Шах, - доносил Гартвиг, - обратил мое внимание на то, что с Кавказа продолжается усиленный подвоз снарядов и оружия. Его величество усердно просит о принятии возможно строгих мер к недопущению вывоза помянутых припасов, доставляемых сюда преимущественно из Баку и Ленкорана"5 . Эта "усердная просьба" шаха была министром иностранных дел Извольским направлена председателю Совета министров Столыпину, наместнику царя на Кавказе и министру финансов. Меры были приняты. На таможнях усилили осмотр проходящих товаров. На железнодорожных станциях жандармы прикидывали грузы на весы и вскрывали каждое отправление груза, вызывающее подозрение. Усалены были мероприятия и на границе. Весь аппарат царского насилия пришел в движение: от жандармского унтер-офицера пограничной станция до министра иностранных дел Извольского и председателя Совета министров Петра Столыпина. Однако оружие продолжало поступать в Иран.

*

Товарищи, выезжавшие из Закавказья в Иран, направлялись главным образом в Тавриз. Они размещались в квартале Шингелян,


1 Заверенные воспоминания тов. Мухтар-Азим-Заде находятся у автора статьи.

2 Заверенные воспоминания тов. Купарадзе находятся у автора статьи.

3 ЦАУ ГрузССР, ф. 3, д. N 100, 1908, л. 248 об.

4 Фидаи - члены боевых революционных дружин. Буквальное значение - "жертвующие собой".

5 ЦАУ ГрузССР, ф. 3, д. N 500. лл. 3 - 4.

стр. 94

в русско-иранской школе. Присутствие и активная работа их в городе сказывались во многих мероприятиях местного энджомена1 .

При активном участии кавказских большевиков в Тавризе местным революционным энджоменом была построена и оборудована первая в городе больница. Ее открытие было торжественно проведено 11 декабря 1908 г. при стечении большого количества народа. На открытии присутствовал Саттар-хан2 .

26 марта 1909 г. при участии социал-демократов большевиков был организован на площади Мех-Майдан большой митинг, закончившийся демонстрацией. Во главе демонстрантов шли кавказские революционеры с красным флагом. Митинг и демонстрация проходили под лозунгами: "Да здравствует конституция!", "Да здравствует молодая Персия!"

Прибывшие из Закавказья большевики развернули широкую деятельность в ряде других крупных городов Северного Ирана. В январе 1909 г. они приняли участие в вооруженном восстании в Реште. Восстание закончилось успехом: власть перешла в руки революционеров.

Характерно, что революционные события захватили и многих русских и иностранных подданных, проживавших в то время на севере Ирана. Полковник Ляхов 14 февраля 1908 г. доносил царским властям в Россию:

"Решт спешно вооружается, строятся батареи в самом городе, дорога Решт - Менджиль минируется, у Менджиля выросло укрепление на два орудия, такое же укрепление строится у Рудбара. Всеми этими работами орудует бывший корреспондент газеты "Речь" Панов, пользовавшийся достаточным доверяем нашего посланника Гартвига, хорошо изучивший персидскую обстановку, смелый, энергичный, решительный болгарин, побывавший на службе в македонских четах. Он выполняет обязанности начальника штаба и арсенала национальной армия, которую организует и создает при помощи 500 кавказцев, наводнивших Решт. Смелость рештских революционеров доходит до того, что они даже останавливают нашу почту и осматривают ее"3 .

Если Ляхов, может быть, и преувеличил количество кавказцев в рештской армии, то он был прав в том отношении, что в Реште создавалась большая вооруженная сила, которая в ближайшем будущем должна была сыграть видную роль в деле борьбы с шахской властью.

В составе рештских фидаев действовали кавказцы, направленные главным образом из Баку. Рештские революционеры установили тесную связь с Баку. В дни развернувшейся гражданской войны в Иране эти связи усилились. Секретарь генерального консульства России в Гиляне 29 сентября 1908 г. сообщат генеральному консулу: "Решт вошел в близкое сношение с бакинскими муджахидинами... Что же касается бакинских муджахидов, то они обнаруживают в настоящее время, повидимому, усиленную деятельность. Кроме посылки эмиссара в Решт здесь следует упомянуть еще об отправке в Тавриз отряда в 70 чел. на помощь Саттар-хану. Вместе с отправленными ранее весь отряд, доставленный в Тавриз энджоменом, составит около 800 человек. Одновременно с этим Саттар-хану отправлены в подарок панцырь и два ружья"4 .

Бакинские большевики отправили из своей среды 22 дружинника. Отправленные должны были пройти пешком до места назначения около 300 километров. Преодолевая тяжелые условия гористой незнакомой местности, дружинники прибыли на место и приняли участие в борьбе.

Тифлисские социал-демократы отправляли людей по железной дороге до станции Джульфа, откуда они перебрасывались через границу, за Аракс, при помощи местных жителей. Дальше они следовали по горным тропам, избегая выхода на шоссе, так как по нему часто проходили вооруженные отряды шаха или местных феодалов.

Наряду с посылкой в Иран добровольцев-рабочих были приняты меры к организации отправки и добровольцев из солдат. В январе 1909 г. подготовлялся побег группы "нижних чинов" 1-го и 2-го кавказских саперных батальонов. Но, к сожалению, план


1 Энджомен - буквально значит объединение. Энджомены первоначально возникли как организации, объединявшие местных выборщиков в меджлис от различных курий. В дальнейшем энджомены стали совещательными органами при местных властях. Наряду с этими признанными законом энджоменами существовали многочисленные, стихийно возникшие энджомены различного типа: землячества, профессиональные и сословные организации, политические клубы и т. д. Социальный состав энджоменов определял их роль и значение в революции: наряду с революционными были и контрреволюционные энджомены, например энджомен "Исламие" в Тавризе, энджомен принцев и др. ("Новая история колониальных и зависимых стран". Т. I, стр. 539).

2 Саттар-хан - "вождь революционного войска" (Ленин). Им был создан крупный и боеспособный отряд, действовавший в северозападной части Ирана. В отряде Саттар-хана были кавказские революционные социал-демократы, к советам которых ом внимательно прислушивался. Обладая железной волей и природным умом, он обратил Тавриз в неприступный лагерь и дисциплинировал свои отряды до такого совершенства, которого не могли достигнуть правительственные войска. Саттар-хан обладал и выдающимися административными способностями. Шах обещал 100 тыс. рублей тому, кто доставит ему голову Саттар-хана, но среди лиц, окружающих его, не нашлось ни одного предателя. В годы революции Саттар-хан был самой популярной личностью в Северном Иране.

3 ЦАУ ГрузССР, ф. 2, д. N 899, лл. 48 - 49.

4 ЦАУ ГрузССР, ф. 3, д. N 78, 1908 г., л. 68.

стр. 95

ухода солдат был раскрыт охранкой и предотвращен. Организаторы побега солдаты Сычев и Коваленко были арестованы.

1 октября 1908 г. посол Гартвиг доносил в министерство иностранных дел в своем рапорте N 578 следующее: "Лагерь Саттар-хана давно бы сложил оружие, если бы ему не оказывали помощь наши кавказцы"1 .

А погромщик Ляхов, охваченный страхом перед развертывающимися силами революционеров в Реште, 14 февраля писал: "Дальше идти некуда. В Персию перекочуют все закавказские боевики"2 . Официоз царского правительства "Новое время" на своих страницах, клевеща на революционеров в Тавризе, заявлял, что город этот будто бы "наполовину разрушен и разграблен полудикими революционерами"3 . Саттар-хана, вождя революционного, войска, эта газета называла "адербейджанским Пугачевым". "Татарские полуинтеллигенты в Закавказьи, - писала газета дальше, - забыв, что они русские подданные, отнеслись с горячим участием к тавризским смутам и посылают туда своих добровольцев"4 .

Признания врагов революции весьма красноречивы. Братский союз народов, укреплявший силы революции, вызывал у них страх и злобу. Они торопили царизм с организацией интервенции.

Кавказские революционеры в период развернувшейся гражданской войны участвовали в боях, личным примером воодушевляя бойцов иранской резолюции. Многие из них сложили головы в борьбе за свободу братских народов. Имена многих погибших остались неизвестными.

В боях погибло 22 социал-демократа. Среди них Валико Бакрадзе (партийная кличка - "Железный"). В прошлом Бакрадзе - ученик кутаисской гимназии, активный участник демонстраций учащихся в Кутаисе против русско-японской войны. В начале 1904 г. он за революционную деятельность был исключен из гимназии. В 1904 - 1905 гг. работал в чиатурской организации, созданной товарищем Сталиным, активно участвуя в революционной борьбе. В 1906 г. Бакрадзе переехал на работу в Баку, откуда и был направлен в Иран с группой товарищей. Сохранились имена еще 7 погибших в Тавризе. Это Владимир Думбадзе, Сандро Вешакури, Георгий Эмушвари, Чита, Петр Почува, Нахваладзе, Пульс. Имена остальных 14 не сохранились. 7 человек из них попало в плен в бою у местечка Сафиани; они были замучены и сожжены.

Участник революционных боев тов. Мухтар-Азим-Заде, отправленный в Иран из Тифлиса в июле 1907 г., в своей беседе с автором рассказывал: "Три года я дрался в отрядах революционеров. Только тогда, когда штыки царя Николая Кровавого заполонили мою родину, я опять вернулся в Тбилиси... Отряд революционных войск, в который я вошел, достигал 300 - 350 чел. В нем были представлены и грузины, и персы, и тюрки, и армяне. Все объединились для борьбы с контрреволюцией. Все мы были представители трудящихся и эксплоатируемых, у всех у нас был один общий враг. Иранские реакционеры против нас порою собирали до 3000 бойцов. Один против десяти! Но победа и тогда была за нами. Мы часто разбивались на маленькие группы, незаметно окружали врага и одновременно по сигналу начинали бой. Враг терялся. Он ошибался в нашей численности. А у его солдат, конечно, не было и не могло быть такого упорства и храбрости, какие были у революционеров. И только приход войск из царской России изменил соотношение вооруженных сил"5 . Тов. Мухтар-Азим-Заде действовал с группой отправленных из Тифлиса революционных рабочих в северных районах Ирака.

В конце апреля 1909 г. царский генерал Снарский вступил со своим отрядом в Тавриз. Укрепившись, он приступил к арестам активных революционных деятелей. Кавказские революционеры вынуждены были скрыться. Они ночью собрались на конспиративной квартире, куда прибыл и Саттар-хан. Состоялась беседа, продлившаяся всю ночь. Вождь иранских революционеров от имени своего народа благодарил собравшихся за их помощь. К рассвету всех собравшихся проводили за черту города. Оттуда многие направились в сторону города Хой с тем, чтобы вернуться на родину. При приближении их к городу они были торжественно встречены населением во главе с губернатором, с оркестром. Предоставив прибывшим возможность, отдыха, им затем помогли перейти границу. Эта встреча и прием еще раз подчеркнули, каким огромным авторитетом и уважением пользовались кавказские революционеры в Иране.

С помощью кавказских большевиков иранскими революционерами был издан ряд прокламаций. В листовках, издававшихся в Иране, рассказывалось о задачах резолюции, разоблачались контрреволюционные мероприятия шаха, описывалась помощь, оказываемая ему со стороны царского правительства и капиталистов Англии. Народы Ирана призывались к сплочению, к объединению для вооруженной борьбы с шахским произволом, за торжество конституции.

Печатались листовки и на территории Закавказья. Листовки тифлисского отделения персидской социал-демократической партии печатались в подпольной типографии "Гуммет" в Баку. Жандармы находили эти листовки и в Эриванской губернии. Одна из таких листовок была там изъята в начале 1908 года.

В 1909 г. шах Мухаммед-Али был низложен. Конституция была восстановлена, и в городах северозападных провинций Ирана началась подготовка к выборам во второй меджлис. С победой революции активность масс повысилась, надо было придать этой активности устойчивые формы, с тем чтобы закрепить резолюцию и двигать ее дальше.


1 Документ хранится в Архиве внешней политики (Москва).

2 ЦАУ ГрузССР, ф. 2, д. N 899, л. 48.

3 Цит. по статье Ленина. Соч. Т. XII, стр. 361.

4 Там же, стр. 362.

5 Воспоминания Мухтар-Азим-Заде хранятся у автора статьи.

стр. 96

Это положение требовало от революционеров усиления разъяснительной и организационной работы.

В целях пропаганды революционных идей социал-демократы создавали политические клубы, объединявшие рабочих и ремесленников. Вместе с тем социал-демократы продолжали работу по организации демократических энджоменов в городах Северного Ирана.

В клубах и энджоменах социал-демократы занимались не только пропагандой теории марксизма: они разъясняли и ту конкретную обстановку, какая складывалась внутри страны, указывали на соотношение классовых сил, на контрреволюционную позицию, занимаемую правительствами царской России и Англии по отношению к революции в Иране.

Большевики разоблачали махинации царских и английских дипломатов, направленные к удушению революции и закабалению народов Ирана.

Осенью 1909 г. бакинской организацией большевиков был направлен в Иран Григорий Константинович Орджоникидзе (партийная кличка - "Серго"). Свою деятельность он развернул в Гилянской провинции.

По его инициативе в городах Гиляна, в первую очередь в Энзели и Реште, были созданы интернациональные клубы как политические центры революционной борьбы; рабочих и ремесленников. В этих клубах устраивались встречи, проводились беседы, читались лекции я доклады. В клубах часто выступал и тов. Орджоникидзе, рассказывая о революции 1905 года в России, о задачах рабочего класса в революции и его связи с крестьянством, о братской солидарности народов Закавказья и Ирана. Тесно связанный с демократическими слоями населения, Серго завоевал среди них громадный авторитет. Особое внимание Орджоникидзе обращал на необходимость идейно-политического укрепления местной социал-демократической организации. Он установил тесную связь с Лениным, находившимся в то время во Франции. Связавшись с большевистским центром заграницей, он организовал доставку и распространение большевистской печати в интернациональных клубах, среди социал-демократов и рабочих, прибывших в Иран из России.

Вот что он писал Ленину 4 июня 1910 г. из Решта: "Уважаемый товарищ! Ваше письмо и протоколы получил, за что тов. спасибо Вам. Ц. О. для интернационального клуба не получен. Как только получится, подписные деньга возьму и вышлю. 4 fr. за протоколы тоже вышлю вместе с подписными. Пока все, что выслали, получили. "Via. Berlin, Bacou" лишнее, так как с Франции транспорт для Персии получается в запакованном пакете, который вскрывается только в Энзели... Ц. О. N 13 тоже получили. Тов. энзелинцам написал, чтобы они тоже позаботились о деньгах. Как вышлют, переведу. По поводу просимого мной одного N Ц. О. Я тов., Ц. О. получаю довольно аккуратно. Тот N просил меня один тов. из Энзели, который оказывается не знал, что в Энзели получается литература, а после того, когда он узнал, эта необходимость исчезла, так что "недоразумение" до некоторой степени оказалось к мосту"1 .

Укрепляя ряды борцов за народное дело, Серго Орджоникидзе беспощадно разоблачал тех, кто, пользуясь политической слабостью демократических организаций Ирана, пробирался к руководству движением в личных интересах и ослаблял его дальнейшее развитие.

Серго разоблачил одного из таких "деятелей", всплывшего на революционной волне в дни славного похода на Тегеран. С Северной армией на столицу шел Ефрем (Давидянц), член партии дашнакцутюн. Будучи человеком хорошо грамотным, он скоро сумел выдвинуться, а после свержения шаха получит высокую должность. Ефрем был выходцем из Закавказья, долгое время жил в Иране, работал надсмотрщиком при постройке Энзели-Тегеранской шоссейной дороги. Потом он был управляющим и владельцем кирпичного завода в Реште, занимался подрядами в Энзели. Ефрем стремился к одному - к наживе; однако удачи он не имел. Неудачи толкнули его на поиски "счастья" в делах революционных.

В цитированном уже выше письме Серго Орджоникидзе писал об этом лжереволюционере следующее: "Небезынтересно будет для Вас, если я сообщу кое-что о "тов. Ефреме", о котором пишет тов. Вол. в "Голосе"2 . Я не знаю, откуда Вол. получал сведения, что Ефрем "тов.". Он в настоящее время типичный чиновник и больше ничего. Об этом он сам громко заявляет. Как вам, по всей вероятности, известно, Супехдар закрыл газеты. Со всех сторон были организованы протесты. К сожалению, по моей инициативе, было предложено ему, чтобы и он тоже протестовал, на что он ответил, что "я на правительственной службе и вмешиваться не могу. Супехдар имел право закрыть и т. д. Вот и тов. Вол."3 .

В том же, 1910 г. в газете "Эанг" N 12, издававшейся в Тавризе, Орджоникидзе поместил статью, раскрывающую действительное лицо Ефрема. Кроме факта, изложенного в письме, автор статьи рассказывал и о других фактах, характеризующих Ефрема (Давидянца) как человека, ничего общего с революционерами не имевшего.

Справедливость оценки Орджоникидзе была подтверждена последующей деятельностью Давидянца-Ефрема. В феврале 1912 г. он получил от шаха за свою ревностную службу титул сардара и был назначен главнокомандующим полицией и жандармерией. В мае 1912 г. он был убит во время одной из очередных его карательных экспедиций.

О пребывании и деятельности Орджоникидзе в Иране в эти годы семидесятисемилетний пенсионер Семен Саларядзе4 , проживающий в настоящее время в Тбилиси,


1 Музей революции СССР, фото А-21105.

2 "Голос социал-демократа" - газета ликвидаторов.

3 Музей резолюции СССР, фото А-21105.

4 Саларидзе по своим политическим взгля-

стр. 97

рассказал летом 1938 г. - следующее: "Серго жил в Реште и временами приезжал в Энзели для отправки нелегальной литературы в Россию и Закавказье... Решт - это самый никудышный город во всем Гиляне, со своим гнилым воздухом, с зелеными от мхов домишками, пильными и узенькими улицами, в которых не могут пройти вместе 2 нагруженных осла... Серго жил в домике около Саманной площади. В его комнате в одном углу стояла кушетка, покрытая его одеялом. На столике лежали нарды, бокал, персидская чернильница, перо и открытые книги. С восточной стороны в углу лежали кипы газет... Тут Серго проводил беседы на политические, революционные темы... На долю Серго выпала тяжелая задача: пропаганда марксистских идей, которая пролетарский облик получила лишь благодаря Серго. Извращенный лжесоциализм (местных групп) Серго переварил в большевистском котле и направил его к ленинской "Искре". По инициативе Серго группа перевела два листа "Коммунистического манифеста", но работа прекратилась "после того, как Серго вынужден был покинуть Иран".

"Серго основал эмигрантскую кассу взаимопомощи... Вообще в эмиграции тяжело жить, тем более в Персии, где легче выжать воду из камня, чем прокормить себя. Серго преодолел все трудности нужды и открыл в Реште клуб-очаг, откуда он очень умело... раздувал огонь ленинско-сталинского мировоззрения... Серго в этом клубе беседовал о резолюции 1905 г. в России, о Марксе, Ленине, Сталине, о народном просвещении, о движении среди персидских крестьян, о борьбе за власть, о конфискации земли, о суверенности народа и т. п..."

Серго любил беседовать с этими людьми и практиковаться говорить по-ирански. "Через этих бедных людей, - говорил Серго, - полюбил я красивый иранский язык, остроумие, афоризмы и мудрые сентенции..." Серго внушал этим пасынкам жизни чувство собственного достоинства и говорил им: "Наступит весна и для вас".

Рассказывал тов. Саларидзе и о таком факте из жизни Серго Орджоникидзе в Энзели: "Сижу в читальне. Ко мне прибежал бедняк Лур и на ухо сказал: "Муджахида арестовали". "Какого муджахида?" - спросил я. "Того, который любит с бедняками беседовать". Я быстро направился, чтобы повидаться с Серго, решив высвободить его, если возможно. Длинноусый сторож открыл двери тюрьмы. Серго был помещен в темной, грязной, маленькой камере, полной клопов и всяких насекомых. Серго был возмущен и рвался как лев в клетке. Как только я вошел, Серго сказал: "Сторож обыскал и отобрал секретные документы. Постарайтесь, чтобы меня не передали русскому консулу". Тут же коротко рассказал причину ареста. Он, оказывается, шел к порту, услышал крик человека. Серсо ворвался во двор, откуда был слышен крик, и увидел страшную картину: помещик за какой-то проступок своего крестьянина подвесил на дереве. Крестьянина, у которого руки и ноги были связаны, беспощадно били. Тут же были дети крестьянина, которые в ужасе плакали, помещик же смотрел с балкона и, довольный, давал распоряжения: "Бить, еще больше бить!" Серго при виде этой ужасающей картины вытащил револьвер, разогнал палачей и помещика, снял крестьянина с дерева и освободил его.

Я сейчас же направился во дворец вице-губернатора, двум дочерям которого преподавал русский и французский языки. Вице-губернатор после моего разъяснения отдал распоряжение, и под стражей привели Серго в его кабинет. Серго держался гордо. Разъяренный как Юпитер вицегубернатор - "глаза" шаха в Энзели, одетый в смокинг, в черной фуражке с кокардой, скрипя пером писал о Серго русскому консулу..." (о передаче Серго в руки царского консула. - Б.-Р.).

"Муджахид, - обратился вицегубернатор к Серго, - зачем злоупотребляете нашим гостеприимством? Посмотрите-ка на портрет Шахин-шаха, под ногами которого устлан весь Иран, в лоне которого находитесь и Вы, и в то же время в этой счастливой стране Вы сеете грех и зло".

Серго потряс своей шевелюрой и сдержанно ответил в стихах (иранских. - Б.-Р.):

"Кто же безгрешный на земле, скажите? Как же он может жить без греха - скажите?

Если я совершаю зло, а ты судишь, - Чем отличен ты от меня - скажите?"

Вицегубернатор. Ого! Нашим же оружием нас поражаете? Откуда же ты?

Серго. Один из странников, который ничего не имеет на земле, креме горячей любви к иранскому народу, который заполнил лучшие страницы мировой истории.

Вицегубернатор. В чем выражается Ваша любовь к нашему народу? В том, что Вы роняете и унижаете перед страной власть шаха?

Серго. Иран был знаменит своим мужеством, правдой и гуманизмом. Мною руководит человеколюбие. Глубокая любовь к угнетенным вызвала во мне бесконечную ненависть к незаконно наказывающему. Я решил помочь наказанному, который был одет в изорванную одежду и из его глаз выглядывала бедность, а плач его детей, одетых в одни рубашенки, меня воспламенил, и я готов был подобно пеликану вырвать сердце и дать бедным детям. "Дети ведь - отцы будущего". Я был готов убить насильников, чтобы дать детям радость.

Слова Серго подействовали на сердце вицегубернатора. Он с улыбкой обратился ко мне по-английски: "С таким учением и смелостью твой друг до старости не доживет". Письмо (которое писал русскому консулу. - Б.-Р.) он разорвал и бросил в корзинку. "Получи твои документы и наган и советую как можно скорее оставить Иран".


дом в прошлом был анархист. Из России эмигрировал во Францию в 1892 году. Жил все время заграницей. Многократно подвергался арестам и высылкам из стран Европы. С 1909 по 1902 г. жил в Ираке, где неоднократно встречался с Серго Орджоникидзе.

стр. 98

При выходе из комнаты Серго сказал: "И среди этих собак есть защитники правоты"1 .

Проводя пропагандистскую работу, распространяя и укрепляя революционные идеи среди трудящихся масс и демократических организаций, уча революционеров Ирана использовать открывшиеся легальные возможности, большевики в то же время не забывали о необходимости усиления вооруженной защиты революции, вели в этом духе работу среди фидаев и не прекращали доставку в Иран оружия. Жандармские архивы изобилуют документами, свидетельствующими об этого рода деятельности. Начальник бакинского губернского жандармского управления 11 июня 1910 г. доносил в кавказское районное охранное отделение о том, что "персидские подданые, проживающие в России, являются посредниками между сочувствующими персидской революции русско-подданными и персидскими революционерами в деле сбора и отправки в Персию оружия и боепатрон"2 .

В предписании начальника тифлисского губернского жандармского управления от 30 сентября 1911 г., направленном его помощнику в Елысаветпольской губернии, предлагается принять меры против "тайного комитета", образованного среди тюркского населения и занятого транспортировкой оружия и патрон в Иран"3 . Собираемое оружие переправлялось через границу в различных местах. Особо интенсивно шла отправка его через Джульфу. "В Джульфе, в полуверсте выше парома, по ночам переправляются с русской стороны на персидскую революционеры без паспортов, а также перевозится оружие и патроны. Боеприпасы для переотправки сосредоточиваются в армянском селе Дараши - в монастыре"4 , - доносило кавказское охранное отделение в канцелярию наместника на Кавказе в феврале 1911 года.

Продолжалась также отправка волонтеров в армию конституционалистов. Газета "Голос Кавказа" от 14 декабря 1911 г. писала: "По сообщению официозной газеты; "Терские ведомости" (N 253) в названной области какими-то вербовщиками формируются отряды добровольцев-горцев для отправления в Персию, где они будут использованы для действий против шаха Магомета-Али. Орган Терской администрации обязательно сообщает, что из области уже успели проследовать две партия чеченцев, которых официозная газета игриво называет гастролерами. Нам думается, что вместо едва ли уместных шуток казенной газете следовало бы осведомить публику о тех мерах, какие предприняты администрацией для предупреждения и пресечения такого недопустимого явления, как вербовка русских подданных в состав тегеранского правительства. Самые решительные меры в этом направлении тем более необходимо немедленно осуществить, что, по сведениям той же газеты, вербовка началась и в Ингушетии. Очевидно, непозволительная агитация охватила значительный район".

Через два дня та же самая газета с чувством удовлетворения коротко сообщала: "Задержано около 90 кавказцев-ингушей, направляющихся в Персию для участия в событиях. Задержанные высылаются на родину"5 .

Таким образом, кавказские революционные социал-демократы принимали активное участие и в последнем периоде иранской революции, укрепляя демократические организации страны. Ясно сознавая, что завоеванная народом конституция может быть сохранена при условии наличия вооруженной силы, они не прекращали работы по оказанию военной помощи иранским революционерам.

В конце 1931 г., убедившись, что силами внутренней контрреволюции нельзя полазить резолюцию, царское правительство с согласия и при поддержке английского кабинета предъявило ультиматум Ирану и приступило к вооруженной интервенции. Силами внешней и внутренней контрреволюции иранская буржуазная резолюция была задушена. Деятели II интернационала облизали грязью революцию в Иране. Только большевики в январе 1912 г. на Пражской конференции протестовали против гнусной, контрреволюционной роли русского царизма и английского капитализма в Иране.

"Российская Социал-Демократическая Рабочая Партия, - говорилось в резолюции, - протестует против разбойничьей политики царской шайки, решившей задушить свободу персидского народа и не останавливающейся в этом перед самыми варварскими и гнусными актами.

Конференция констатирует, что всячески рекламируемый и поддерживаемый русскими либералами союз российского правительства с правительством Англии направлен прежде всего против революционного движения азиатской демократии и что этот союз делает английское либеральное правительство соучастником кровавых зверств царизма.

Конференция выражает свое полное сочувствие борьбе персидского народа и, в частности, борьбе персидской с. -д. партии, понесшей столько жертв в борьбе с царскими насильниками"6 .

Партия Ленина - Сталина осталась до конца верной своему интернациональному знамени.


1 Воспоминания тов. Саларидзе хранятся у автора статьи.

2 ЦАУ ГрузССР, ф. 7, д. N 2286, лл. 38, 40, 42.

3 Там же, ф. 3, д. N 317, лл. 68 - 69, 82, 89.

4 Там же, ф. 3, д. N 519, 1911 г., л. 33.

5 ЦАУ ГрузССР, ф. N 3, д. N 519, 1911 г., л. 53.

6 Ленин. Соч. Т. XV, стр. 393 - 394.

 


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-РОЛИ-БОЛЬШЕВИКОВ-ЗАКАВКАЗЬЯ-В-ИРАНСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-1905-1911-ГОДОВ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Svetlana LegostaevaКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Legostaeva

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Е. БОР-РАМЕНСКИЙ, К ВОПРОСУ О РОЛИ БОЛЬШЕВИКОВ ЗАКАВКАЗЬЯ В ИРАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905 - 1911 ГОДОВ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 18.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/К-ВОПРОСУ-О-РОЛИ-БОЛЬШЕВИКОВ-ЗАКАВКАЗЬЯ-В-ИРАНСКОЙ-РЕВОЛЮЦИИ-1905-1911-ГОДОВ (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Е. БОР-РАМЕНСКИЙ:

Е. БОР-РАМЕНСКИЙ → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Svetlana Legostaeva
Yaroslavl, Россия
2348 просмотров рейтинг
18.08.2015 (3145 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
ЛЕТОПИСЬ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
Каталог: Политология 
37 минут назад · от Zakhar Prilepin
Стихи, находки, древние поделки
Каталог: Разное 
ЦИТАТИ З ВОСЬМИКНИЖЖЯ В РАННІХ ДАВНЬОРУСЬКИХ ЛІТОПИСАХ, АБО ЯК ЗМІНЮЄТЬСЯ СМИСЛ ІСТОРИЧНИХ ПОВІДОМЛЕНЬ
Каталог: История 
3 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Туристы едут, жилье дорожает, Солнце - бесплатное
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
ТУРЦИЯ: МАРАФОН НА ПУТИ В ЕВРОПУ
Каталог: Политология 
5 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
7 дней(я) назад · от Zakhar Prilepin
Произведём расчёт виртуального нейтронного астрономического объекта значением размера 〖1m〗^3. Найдём скрытые сущности частиц, энергии и массы. Найдём квантовые значения нейтронного ядра. Найдём энергию удержания нейтрона в этом объекте, которая является энергией удержания нейтронных ядер, астрономических объектов. Рассмотрим физику распада нейтронного ядра. Уточним образование зоны распада ядра и зоны синтеза ядра. Каким образом эти зоны регулируют скорость излучения нейтронов из ядра. Как образуется материя ядра элементов, которая является своеобразной “шубой” любого астрономического объекта. Эта материя является видимой частью Вселенной.
Каталог: Физика 
8 дней(я) назад · от Владимир Груздов
Стихи, находки, артефакты
Каталог: Разное 
8 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ГОД КИНО В РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
Несправедливо! Кощунственно! Мерзко! Тема: Сколько россиян считают себя счастливыми и чего им не хватает? По данным опроса ФОМ РФ, 38% граждан РФ чувствуют себя счастливыми. 5% - не чувствуют себя счастливыми. Статистическая погрешность 3,5 %. (Радио Спутник, 19.03.2024, Встречаем Зарю. 07:04 мск, из 114 мин >31:42-53:40
Каталог: История 
9 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
К ВОПРОСУ О РОЛИ БОЛЬШЕВИКОВ ЗАКАВКАЗЬЯ В ИРАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1905 - 1911 ГОДОВ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android