Illustrations:
Attached Files
1531 days ago
PDF_Координационная парадигма развития и система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего», опубликованная в журнале: И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161



Permanent address of the file on Libmonster server:

Permanent document address (direct link to the file):

https://libmonster.ru/m/articles//download/13420/2972

Upload date:

10.02.2017

Back link to this page for scientific work (for citations):

PDF_Координационная парадигма развития и система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего», опубликованная в журнале: И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161 // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.02.2017 . URL: https://libmonster.ru/m/articles//download/13420/2972 (date of access: 21.04.2021 )

No viruses! Tested by Libmonster.
© http://libmonster.ru
Libmonster ID: RU-13420



И. М. Мирошник

Координационная парадигма развития и система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего 1

(И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

Рассматривается возможная альтернатива трансгуманизму, которая определит новые тенденции и пути эволюции способностей человека будущего. Раскрыты основные теоретические принципы и законы Координационной парадигмы развития, отличающиеся от диалектических законов развития. Представлена инновационная система психологической координации, которая отвечает вызовам времени и позволяет создать оптимальные условия для раскрытия резервных возможностей мозга, эволюции способностей человека при сохранении его видовой идентичности и высокой адаптивной пластичности.

Ключевые слова: трансгуманизм, «H+», Координационная парадигма развития, универсальные координационные способности, нейропластичность, личность, рекреация, будущее.



Самое главное, сильное и всепоглощающее впечатление, полученное при изучении высшей нервной деятельности... это ее невероятная пластичность, ее колоссальные возможности: ничто не остается неизменным, незыблемым; и все всегда достижимо, все может быть изменено к лучшему, были бы только созданы соответствующие условия.

И. П. Павлов

(С. 145 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)



1. Будущее в настоящем

По прогнозам будущего в стремительно изменяющемся мире вероятен чрезвычайно быстрый технологический прогресс (сингулярность), который потребует модернизации не только экономики, политики, образования, но и трансформации самого субъекта эволюции — человека. Технологическая революция ставит перед наукой принципиально новую задачу формирования человека будущего в настоящем. Но многие современные исследователи, проектирующие будущее, видят решение этой задачи не столько в развитии человеческого потенциала тех, кто через 20—30 лет будет определять облик мира, сколько в постепенном выходе человека за пределы его видовой, человеческой сущности. Человек будущего, которого часто называют «постчеловеком», представляется этим исследователям как существо, которое утратит видовую идентичность. Предназначенные для такой модификации технологии «High Hume» или «H+» основываются на теоретической модели «управляемой эволюции» [34] и рассматривают человека в качестве объекта субординирующего воздействия, т. е. суггеренда, носителя психогенетических трансформаций. С позиций популярной идеологии трансгуманизма ближайшая цель развития — «трансчеловек» — переходное звено в эволюционном процессе от человека к постчеловеку, т. е. человеку, модифицированному технологически с целью усиления старых способностей и обретения новых. Для достижения этой цели разрабатывается так называемая «разумная технология» — творческое применение науки и техники для превышения «естественных» пределов, налагаемых нашим биологическим наследием, культурой и окружающей средой. Но и это только начало. С точки зрения инженеров будущего, изменения трансчеловека относительно современного человека будут еще не столь велики, чтобы можно было говорить о новой эволюционной ступени; на последнюю должен взойти венец управляемой эволюции — постчеловек, окончательно утративший свою видовую идентичность, культурно-исторические, этнические, религиозные, нравственные устои. Следует заметить, что программа трансгуманистов в некоторых положениях весьма созвучна идеям гуманистической психологии А. Маслоу (см.: [15. С. 245]), которая в последние 20 лет во многом определяет методологию личностно-ориентированного направления в психологии, образовании и психотерапии на постсоветском пространстве (подробнее см.: [26]). Действительно, в стремлении к трансчеловеку наблюдается выход за пределы выработанных на пути культурно-исторического развития общечеловеческих идеалов, ценностей, смыслов, что влечет за собой неминуемую утрату инвариантной сущности человека как личности в триединстве природного (биологического), социального и духовного бытия. А эта утрата, на наш взгляд, только усугубит тот глобальный кризис, который сейчас переживает человечество. Итак, сегодня перед науками о человеке и обществе стоит сложная задача поиска возможной идеологической альтернативы трансгуманизму, которая определит новые тенденции и пути эволюции, модернизации и потенциации способностей человека, но в то же время укрепит чувство культурно-исторической, этнической и общечеловеческой идентичности, а также будет формировать общественный лад, в котором возможна и достижима гармония человека с самим собой и с миром Природы — Социума — Духа. Без такой идеологии современные подростки уже сегодня под влиянием СМИ начинают делиться на сообщества сингуляристов, экстропианцев и пр., основываясь на некоторых различиях в идеале и образе трансчеловека, сформированном проектировщиками будущего. Но что ждет выходящих за пределы человеческой сущности в таком будущем? Ведь мы до конца не знаем, что станет

(146 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

с личностью человека, если, следуя «разумной технологии», перманентно провоцировать активацию мозга искусственным вмешательством. Широко пропагандируемые трансгуманитарные «High Hume» или «H+» технологии не могут решить задачу гармоничного будущего ввиду отсутствия действительно высокой гуманитарной методологии, включающей философско-психологические, мировоззренческие, культурологические проблемы.

Новый этап эволюции, характеризующийся стремительным изменением образа жизни, возрастанием свободы выбора, трансформациями мира и человека, на наш взгляд, требует создания новой эволюционной методологии: качественного изменения традиционной диалектической (субординационной по сути) парадигмы и перехода к новой Координационной парадигме развития (КПР), с позиций которой личность человека является не объектом, но субъектом гармоничной природной, социальной и духовной коэволюции [25; 26; 28]. Сегодня есть основания полагать, что предлагаемые Личностно-ориентированные высокие гуманитарные технологии (ВГТ), основанные на КПР [28], принципиально отличающиеся от «H+» технологий, смогут обеспечить повышение качества и продолжительности жизни, улучшение состояния здоровья, создать условия для роста физических, эмоциональных, интеллектуальных и креативных возможностей человека при сохранении его видовой идентичности и высокой адаптивной пластичности. При таком решении задачи будущего в возможном гармоничном обществе постиндустриального демократического персонализма личность не будет лишь эпифеноменом экономического и технологического прогресса, но станет воплощением органичного единства необходимости и свободы общественно-исторического развития. Позитивные достижения индустриального общества, в том числе технологические, будут интегрироваться в культуре высшей, личностно-ориентированной общественной системы2.

В современных условиях технологической сингулярности, экспоненциально возрастающего потока общедоступной информации альтернативой трансгуманизму может стать эволюция способностей человека не столько посредством его технологической модификации, сколько путем эволюции и потенциа-ции сущностных способностей, в качестве главной из которых впервые рассматривается универсальная, базовая способность к селективной динамической координации, которая эксплицируется в широком классе общих и специальных координационных способностей и проявляется в природном, социальном и духовном самодвижении [23; 25; 27]. С позиций новой Координационной парадигмы развития универсальная способность к селективной координации — фундаментальное свойство Мира и Человека, определяющее самоорганизацию и движение как гармоничное развитие: начиная от рождения Вселенной и элементарных частиц через физические, химические и биологические формы и способы динамической селективной координации к социальным и духовным. Универсальные координационные способности Человека — это совокупность природных, социальных и духовных координационных способностей, являющихся необходимым условием успешного осуществления различных видов деятельности. Сегодня есть основания полагать, что эволюция базовых координационных способностей, органично связанных с пластичностью мозга, позволит повысить человеческий потенциал, раскрыть незадействованные ресурсы мозга, организма, личности, которые и определят новый путь гармоничной эволюции

(С. 147 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

человека, не разрушающей его инвариантной сущности. С позиций КПР базовые координационные способности человека рассматриваются как особый (ранее не выделявшийся) вид общих способностей, которые определяют формирование в различных видах деятельности всего многообразия специальных и профессиональных координационных способностей (например, художественных, музыкальных, научных, технических и др.), очевидно выходящих далеко за рамки исследованных в психологии и физиологии способностей к координации движений (например, ловкости) [2]. Базовые селективные координационные способности связаны с пластичностью ВНД и определяют психические возможности саморегуляции, обучаемости, интеллекта, креативности и развития личности в различных видах деятельности. Важную роль в развитии универсальных координационных способностей человека играет фундаментальная селективная координационная способность мозга, т. е. его способность к самоизменению и саморазвитию, которая проявляется в межполушарном взаимодействии, нейрональной и синаптической пластичности, нейрогенезе и позволяет посредством пластических перестроек устанавливать новые нейродинамические координационные связи. Динамическая селективная координация, органично связанная с универсальной пластичностью, является фундаментальным механизмом не только мозговой активности, но и психической деятельности. По сути речь идет о селективных координационных основах психических процессов, о координационных законах селективной работы коры больших полушарий головного мозга.

Личностно-ориентированные технологии модернизации и потенцирования способностей человека, основанные на принципах и законах КПР и Системы психологической координации (СПК), стимулируют нейрональную пластичность и нейрогенез без грубого искусственного вмешательства в деятельность мозга и позволяют формировать кадры, которые смогут сами проектировать оптимальное будущее, отвечающее интересам, ценностям, экспектациям и культурно-историческим особенностям нации. Отметим, что принципы, заложенные в методологический базис КПР, могут рассматриваться не только в психологии, но и в философии, образовании, медицине, экономике, политике.

2. Базовое исследование способности к кроссмодальной селективной

координации

Теоретико-экспериментальные исследования, которые легли в основу КПР и СПК с мотивационным эффектом обратной связи, проводились автором статьи начиная с 1983 г. [16; 17]. Интерпретация результатов этих исследований осуществляется с учетом новых тенденций в науках о мозге.

В нашем диссертационном исследовании была впервые выявлена естественная возрастная динамика способности к кроссмодальной координации и доказано, что синестетические способности как личностные образования могут быть развиты в онтогенезе. Автором статьи был разработан ряд экспериментальных и формирующих методик: Звуко-цветовое симультаниро-вание (ЗЦС), Темброво-колористическая инструментовка, Образ движения, Аудио-визуальное симультанирование (АВС), Модифицированная методика личностных конструктов Келли. В дальнейшем на основе этих методик был разработан метод координации, который оказался весьма эффективным для создания психотехнологий развития личности, психокоррекции и психотерапии [18; 20; 21; 22; 23; 24; 28; 29; 30]. В нашем диссертационном исследовании была впервые экспериментально доказана возможность применения цветового ряда (например, цветовых карт Люшера) для оценки характера музыкальной композиции и установления статистически значимого соответствия между психоэмоциональными состояниями человека, цветом, и музыкой. Методика ЗЦС-координации, которая являлась основной экспериментальной методикой, включает амфисенсорное воздействие и согласование музыкального и ряда цветовых стимулов, предъявленных симультанно [16; 17].

(С. 148 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

Как показали наши дальнейшие исследования, кроссмодальная селективная координация комплементарных (взаимодополнительных; от слова комплемент — дополнение, но не комплимент — «дежурная» похвала) ощущений и представлений в процессе сенсорно-перцептивной деятельности развивает творческое воображение, интуицию, эмоциональную отзывчивость, продуктивное мышление, когнитивные и креативные координационные способности, создает условия для потенцирования позитивных психосоматических, психоэмоциональных состояний и психических свойств. Для этого субъект, используя одновременно не менее двух из пяти органов чувств, координирует интермодальные стимулы и приобретает новый сенсорный и эмоционально-когнитивный опыт. Так, по методу Арома-звуко-цветовой визуальной координации (АЗЦК), в соответствии с законом хиазмы и ее обращения (И. М. Мирошник), осуществляется попарная перекрестно-модальная селективная координация комплементарных рядов разнохарактерных эстетических стимулов (ароматических, музыкальных, цветовых, изобразительных, тактильных, вкусовых) между собой и/или с актуальными и потенцируемыми психоэмоциональными состояниями, объективированными с помощью вербальных и невербальных психодиагностических методик с обратной связью, например «Супос-8» О. Микшика, цветового теста Люшера и др. В результате происходит отчетливая стимуляция нейропластичности в ЦНС. Мозг производит нейротрофины (факторы роста нервной ткани) и создает новые нейро-нальные контуры, улучшающие память, когнитивную деятельность и креативное мышление, гармонизирующие психоэмоциональное состояние. Применение методик звукоцветовой, аудиовизуальной симультанной координации (ЗЦС-координации), АЗЦК и др. стимулирует процессы динамической селективной рекомбинации нейронных сетей с целью восстановления утраченных синестетических способностей и первичной креативности [25; 28]. Возникающие в сенсорно-перцептивной деятельности эмоциональное отражение и его обращение (по закону хиазмы и ее революции) порождают синестетические межчувственные явления на уровнях экстеро-, интеро-и проприорецепции. Такое синестетическое эмоциональное обращение экстероцептивных, интероцептивных (органических) и проприоцептивных ощущений открывает новые возможности для немедикаментозных системных психофизиологических воздействий в процессе медико-психологической реабилитации и раскрывает психофизиологические механизмы, обеспечивающие мощный терапевтический эффект описанных выше методик СПК.

Называя способность к ЗЦС-координации имманентной, мы подчеркивали, что она не является результатом какого-либо вида научения [25]. В результате четырех занятий, проведенных по методике ЗЦС (без использования приемов обучения), во всех возрастных группах у детей наблюдалось улучшение показателей по ЗЦС относительно экспертных оценок, о которых участники эксперимента не информировались. Заметим, что испытуемые не имели опыта синестети-ческой цветомузыкальной координации, ибо, в отличие от современного периода, во время постановки эксперимента в теории и практике музыкального воспитания детей не существовало методики использования цветовых карт (например, Люшера) для невербальной оценки эмоционального характера музыкальных произведений [4]. Принципиально важным как с теоретической, так и с практической точки зрения является вывод о том, что, в отличие от условного рефлекса, способность к ЗЦС-координации угасает не в отсутствии подкрепления, а в условиях репродуктивной, стереотипной деятельности, блокирующей творческую активность. Социальное блокирование креативности, жесткая однозначность знаний, получаемых учащимися, усвоение стереотипов, авторитарный (субординационный) стиль межличностных отношений приводят к угасанию творческих способностей личности, что, в свою очередь, в дальнейшем снижает нейрональную пластичность и становится пусковым механизмом формирования аддикций.



3. Координационная парадигма развития

Рассмотрим кратко основные теоретические принципы и законы, формирующие новую научную парадигму развития.

3.1. Закон эволюции способов и форм динамической селективной координации и самокоординации. С позиций новой Координационной парадигмы развитие способов и форм селективной динамической координации и самокоординации определяет возникновение качественных изменений, новых системных свойств и, соответственно, более совершенных способов и форм жизнедеятельности в природной, социальной и духовной сферах. Переход в новое качество возникает в результате количественного накопления скоординированных комплементарных изменений. Чем более совершенны способы и формы селективной динамической самокоординации вида, общества, государства, тем выше скорость их эволюции [24; 25; 28]. В новой парадигме развития координация является динамической, а субординационные механизмы управ-

(С. 149 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

ления гармонично дополняют координационные, выполняя стабилизирующую и консервативную функции. В классической диалектической парадигме, наоборот, развитие выражается в принципе субординации, а координация рассматривается как метафизическая, функциональная, сепаратистская, механистическая. Отметим также, что в истории науки сам термин «координация» традиционно не являлся семантически интегрирующим и динамическим. «Координация» была ограничена метафизическим и механистическим мировоззрением и традиционно противопоставлялась идее развития по диалектическому принципу субординации. А с позиций диалектической теории развития координационный тип связи никогда не являлся детерминантой сущностных изменений, поскольку полагалось, что он ограничен и характерен именно для метафизических, недиалектических систем. В системном анализе координация традиционно рассматривается как свойственная системам с более низким уровнем организации; полагается, что с усложнением организации и самоорганизации, например, в органических системах активность передается от частей к целому, т. е. в развитии возрастает значение и роль субординационных связей в структуре целого. Принцип координации традиционно предполагал не развитие, а лишь механистическое движение, в котором связь и взаимопереходы между элементами не учитывались и представляли собой не более чем процесс комбинирования. Например, основоположник позитивизма Огюст Конт, основываясь на принципе координации, рассматривал узкую специализацию наук с позиций функциональности и сепаратизма и полностью исключил необходимость целостного представления о человеке и мире в системе философских наук. Как мы видим, в традиционной семантике принцип координации в корне противоречит идее развития. Не случайно Конт, Спенсер, неопозитивисты, эмпириокритицисты и др. были сторонниками механистической и антидиалектической теории равновесия, определяющей, в отличие от диалектики, равновесие естественным и «нормальным» состоянием, а движение, развитие — временным и преходящим. Поэтому важно подчеркнуть, что новая Координационная парадигма развития в этом принципиально отлична не только от диалектической (субординационной) парадигмы, но и от попыток ее преодоления: эмпириомонизма А. А. Богданова, отождествляющего «физиологическое» и «психологическое» общественное бытие и сознание (метод подстановки); эмпириокритицизма Р. Авенариуса, Э. Маха, механистической теории А. Ф. Лазурского и др.

Развитие по принципу динамической селективной координации комплементарных противоположностей — путь к гармонии. Мощным фактором этого гармоничного развития выступает мотив координации, т. е. стремление комплементарных противоположностей к согласованному взаимодействию. Этот амфотерный (двуединый) мотив координации, в сущности, есть абсолютный мотив эволюции, определяющий гармонию развития. Мотив субординации как стремление противоречивых, антагонистических противоположностей к подчинению и соподчинению направлен на стабилизацию иерархической структуры. Таким образом, в эволюционных процессах возникает единство двух факторов — единство, характерное для устойчивого развития: координации (фактора изменчивости) и субординации (фактора устойчивости).

Сегодня есть основания полагать, что устойчивое гармоничное развитие, основанное на новом понимании принципов координации и самокоординации как источника развития, есть возможное решение задачи гармоничного будущего, т. е. достижения синергии мира и человека, а так называемая «управляемая эволюция», основанная на субординационном принципе развития, — выход за пределы человека, ведущий к его самоуничтожению.

(С. 150 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)



3.2. Методологический принцип гармонической комплементарности в КПР качественно отличается от общепринятого методологического принципа дополнительности Нильса Бора, в соответствии с которым для воспроизведения целостности явления необходимо применять в познании взаимоисключающие противоположности, т. е. органически несовместимые, диахронные, «дополнительные» классы понятий (например, корпускула или волна). Напротив, методологический принцип гармонической комплементарности отличается тем, что в реальности и ее познании органически совместимые, взаимодополнительные гармонические противоположности соответствуют друг другу, способны синхронизироваться, координироваться, симультанно и согласованно взаимодействовать [23; 24; 25; 26]. На принципе гармонической комплементарности построены не только взаимодействие полушарий головного мозга, структура ДНК, СПК в Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии) [22; 28], синергическая интерактивная музыко-цвето-терапия (СИМ) [22], но и, если смотреть предельно широко, — гармония развития в целом. Различные формы и способы координирующего межличностного взаимодействия по принципу гармонической комплементарности играют существенную роль в когнитивном развитии человека, в усвоении им культурно-исторического опыта. Формирование комплементарной психологии, т. е. способности увидеть в другом не врага своего, а собственное дополнение до целого, — ключ к преодолению конфликтов, в том числе и политических [24; 25; 26], поэтому гармоническая комплементарность может стать универсальным принципом, определяющим синергизм постиндустриальной персоналистической культуры.

3.3. Закон единства и координации комплементарных противоположностей. В отличие от диалектической (субординационной) парадигмы, в соответствии с которой в качестве источника и движущей силы развития определяются единство и борьба антагонистических (взаимоисключающих) противоположностей, в новой парадигме законом развития являются единство и координация комплементарных противоположностей [23; 24; 25; 26], причем координация не просто взаимосвязанных противоположностей, а взаимодополнительных, комплементарных, подходящих друг к другу, как ключ к замку, и порождающих во взаимодействии новые, более совершенные образования на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности. Итак, динамическая селективная координация по принципу гармонической комплементарности рассматривается нами как сущность организации и самоорганизации эволюционирующих систем в условиях возрастания свободы выбора.

3.4. Методологический принцип амфотерной детерминации развития. Для описания продуктивной, гармонической двойственности автором статьи впервые был введен в психологию термин «амфотерность» (от греч. amphoteros — обоюдный, и тот и другой, двусторонний) [23; 24; 25]. Амфотерными свойствами обладают, например, аминокислоты и белки. Психологическая амфотерность — это способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий природной, социальной и духовной среды избирательно проявлять противоположные, комплементарные психические свойства. Методологический принцип амфотерной детерминации развития интегрирует принцип детерминизма С. Л. Рубинштейна («внешнее преломляется через внутреннее») и принцип детерминизма А. Н. Леонтьева («внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет»). Такой амфотерный монизм отличается от материалистического монизма, дуалистического параллелизма и антиномического монодуализма С. Франка. Амфотерность комплементарных

(С. 151 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

противоположностей многогранна: левое и правое полушария головного мозга, анализ — синтез, внешнее — внутреннее, каузальное — телеономическое, психическое — физиологическое, объективное — субъективное и т. д. Координируясь во взаимодействии, комплементарные противоположности воссоздают синергичное целое. Так, в соответствии с принципом амфотерной детерминации развития личность человека как особенное есть субъект координации единичного и всеобщего, свободы и необходимости на природном (биологическом), социальном и духовном онтологических уровнях.

3.5. Методологический принцип координационного триединства. С позиций КПР троичность — одна из высших, наиболее совершенных форм селективной динамической координации. Троичное координационное отношение фундируется на гармонической комплементарности. Составляющие троичного координационного соединения не находятся в иерархическом, субординационном отношении, т. к. они равноправны; при этом ни один компонент этого триединства не является синтезом двух других. Каждая составляющая триединства опосредует координационные отношения двух других противоположностей, которые не антагонистичны и не антиномичны, но комплементарны. Тринитарное координационное мышление как транскультуральный феномен эволюции когнитивных координационных способностей человека, повышающих уровень его самоорганизации и самосознания, имеет предпосылки и воплощения в науке, религии, искусстве.

Ярким примером реализации принципа координационного триединства в искусстве является «Троица» Андрея Рублева — эстетическое воплощение тринитарных координационных отношений, основанных на гармонической комплементарности трех ипостасей. Принцип координационного триединства реализован автором статьи в концепции триединства личности, архитектуре и контенте мультимедийной программы на CD «Интерактивный психологический театр»3, диагностико-коррекционных методиках ЛОК-терапии [19; 21; 24; 25; 26; 28; 30] и других инновационных технологиях СПК, основанных на принципах и законах КПР. В соответствии с КПР сущность личности (природная, социальная, духовная) триедина, а форма существования амфотерна. Амфитринитарное координационное соотношение «2 : 3» является квинтэссенцией гармонии.

3.6. Методологический принцип координации по закону хиазмы и ее обращения (революции). В отличие от дуалистического психофизического параллелизма В. Вундта и др., координирующее взаимодействие комплементарных противоположностей, в соответствии с обсуждаемой парадигмой развития, осуществляется антипараллельно, т. е. в скрещении и обращении [24; 26]. Не случайно в христианстве именно в крещении и обращении происходит преображение личности, объединяющей земное и возвышенное, конечное и бесконечное. С точки зрения КПР пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна, взаимодействуют антипараллельно — по закону хиазмы (перекреста) и ее обращения (переворота) [23; 24; 25; 26; 28]. Развитие осуществляется по двойной спирали. В результате синхронизации и координации комплементарных противоположностей путем скрещения и обращения рождается ковалентная третья субстанция, которая, обладая новыми системными качествами, наследует и сочетает свойства двух порождающих, но не является их синтезом как таковым, образует с ними синергичное гармоническое триединство и может стать источником нового развития (принцип амфотерного «третьего»). По закону хиазмы и ее обращения работают координационные механизмы деятельности амфотерного мозга, перекрестно-



(С. 152 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

-обращенных движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, рефлекторных и обменных процессов, взаимодействия и отражения, целеобразо-вания, обратной связи и др. В продуктивном внешнем и внутреннем диалоге «Я — Ты», формирующем ковалентное «Мы», посредством координационных механизмов транскрипции, трансляции, репликации возникает отраженное «Я» (эффект зеркала — хиазма) и обращенное отображение как революционное (обращенное) «Я», рождающее самосознание и рефлексию личности. Фундаментальный системный механизм селективной динамической координации, позволяющий отобразить «одно через другое» и осуществить обращение отображенного, является источником преобразований — креативным механизмом деятельности мозга, организма, субъекта. Объективируя «внутреннее через внешнее» и субъективируя «внешнее через внутреннее», можно осуществлять качественные преобразования, формируя новые функциональные системы, психические свойства и способности личности [20; 22; 23; 24; 26].

4. Эволюция координационных способностей мозга

Отметим, что традиционно в нейронауках эволюция нервной системы определялась доминирующей ролью субординационных связей. Например, в известной работе «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьев [1] всесторонне рассматривает процесс формирования головного мозга как единой субординационной системы. Как мы неоднократно отмечали, субординационный подход, основанный на выявлении управляющих центров и управляемых исполнительных структур и механизмов, на вертикальной организации и управлении, безусловно, был плодотворным, однако он может быть дополнен комплементарным координационным подходом. Есть основания, в частности, полагать, что сегодня происходит смена парадигмы в науках о мозге — от локализационизма и модулярности к интерактивности и КПР. Вместе с тем надо отметить, что вплоть до последнего времени механизмы координации в мозге человека мало изучались и теоретически не обосновывались. Исключение составляют механизмы сенсомоторной и психомоторной координации движений, которые во многих случаях теоретически обосновывались на уровне рефлексов (например, реципрокная координация движений при ходьбе). В наших работах мы рассматриваем координацию не только как рефлекторную деятельность мозга и организма, но и как творческую селективную деятельность субъекта, его особую координационную способность осуществлять согласование комплементарных явлений. При этом и собственно рефлекторную деятельность (например, условные рефлексы) можно рассматривать как психофизиологическую форму селективной динамической координации по закону хиазмы и ее обращения. С позиций КПР ассоциативные механизмы деятельности мозга, психики впервые рассматривались нами как координационные по своей сути [23; 24; 25; 28], а эволюция координационных («ассоциативных») систем мозга — как показатель филогенетического статуса вида и его адаптивных возможностей, во многом определяющих уровень развития аналитико-синтетических способностей мозга и способности к формированию поведенческих программ.

Напомним, что в системном анализе координация традиционно рассматривается как функциональная, статическая, свойственная системам с более низкими уровнями организации; при этом полагается, что с усложнением организации и самоорганизации возрастает роль субординационных связей. Аналогично базовое положение гештальтпсихологии о том, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей, а имеет качественно более высокий уровень, по сути, также основано на субординационном подходе.

(С. 153 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

Поэтому вызывает удивление тот факт, что «новоявленная» на международном форуме «Dynamic Coordination in the Brain: From Neurons to Mind» [33] идея динамической координации в мозге, которой (так же, как в наших более ранних исследованиях [12; 23; 24; 25]) придавался характер новой научной парадигмы, представляется с позиций гештальттеории, основанной, как показано выше, на субординационном подходе. Это парадоксально потому, что сама идея координации в мозге подрывает и без того слабый, особенно в динамическом аспекте, методологический фундамент гештальтпсихологии, справедливо критикуя которую выдающиеся отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец писали, что структурность восприятия не начальное его качество, а продукт развития (см.: [9. С. 58, С. 101]). Таким образом, на примере авторитетного международного форума [33] мы наблюдаем столь свойственное современной науке необоснованное отождествление и некритическое смешение традиционно противоположных методологических подходов, закономерно порождающее дискоординацию мировоззрения. По-видимому, попытка пересмотреть традиционную точку зрения, т. е. определить координационные связи как ведущие в мозге и психике, не может носить конвенционально-прагматический характер, но требует пересмотра методологического обоснования и изменения парадигм познания эволюции нервной системы и управления деятельностью мозга.



5. Универсальные координационные способности человека и координированность как ловкость

Отметим, что иногда встречающееся понимание координационных способностей человека как исключительно спортивных, двигательных, физических с позиций новой Координационной парадигмы развития является методологической ошибкой. В психологии спорта термин «координационные способности» вплоть до последнего времени не имел существенного значения и даже четкого определения [10; 32]. Однако в последнее время заметен рост интернет-публикаций по спортивной психологии, в которых все чаще используется понятие «координационные способности», не являющееся общепринятым. В связи с этим важно подчеркнуть, что для избегания контаминации понятий следует четко дифференцировать спортивные координационные способности как редко употреблявшийся синоним ловкости [2] или координированности [10] и ранее не выделяемый в психолого-педагогической науке вид базовых (универсальных, общих) координационных способностей, фундирующийся на законах и принципах КПР. Эволюция базовых селективных координационных способностей в сенсорно-перцептивном, когнитивном, коммуникативном, творческом и других видах деятельности рассматривается автором статьи в качестве главного фактора культурно-исторического развития человека, как в онтогенезе, так и в антропогенезе. Поэтому, даже говоря о двигательной координационной способности с позиций новой парадигмы развития, мы выходим далеко за рамки предмета спортивной психологии. Например, в условиях активного действия субъекта координационная способность его реципирующей системы осуществлять двигательную динамическую селективную координацию со свойствами воздействующих предметов и явлений играет ведущую роль в формировании адекватного психического образа и восприятии предметного мира в целом. Поэтому изучение универсальных координационных способностей мозга, организма, психики, личности человека должно стать предметом комплексных междисциплинарных научных исследований.

(С. 154 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

Говоря об изучении координации движений в спортивной психологии, с методологической точки зрения было бы более корректно указывать дескриптор «спортивные» координационные способности или использовать профессиональный термин «координированность» [10].

При этом важно понимать, что новый путь эволюции человека не может проходить только через развитие физических координационных способностей, ставших миллионы лет назад важной предпосылкой для превращения обезьяны в человека (бипедия — прямохождение гоминидов). Дальнейшая эволюция Homo sapiens прошла через развитие социальных форм и способов селективной динамической координации и привела к появлению орудий, знаков и, соответственно, образованию новых социально опосредованных координационных связей, таких, например, как «знак — объект — интерпретанта». На этой основе возникли новые координационные способности, обусловившие появление второй сигнальной системы, мышления, речи и других высших психических функций человека.

Примером формирования новых социально опосредованных координационных связей является появление в истории человеческой цивилизации особого типа селективной координации — товарообмена, денежного обращения, договоров (соглашений) и, соответственно, правовой, экономической и политической системы, основанной на договорных отношениях. Договор по сути есть акт координации (согласования) и результат эволюции социальных форм и способов селективной динамической координации, возникших на уровне новых политических, правовых, социально-экономических координационных связей и соответствующих координационных способностей человека, например дипломатических, юридических, экономических и др., которые составляют психологическую базу современной цивилизации. Поэтому мы полагаем, что будущее человека и сегодня детерминируется развитием в его деятельности новых форм и способов динамической селективной координации и соответствующих координационных способностей, которые позволяют осуществлять селекцию и согласование комплементарных противоположностей на природном, социальном и духовном онтологических уровнях по закону хиазмы и ее обращения (революции) [25; 28]. Создавая в настоящем условия для их формирования, мы фактически детерминируем будущее. Это и есть инновационные технологии формирования будущего, не требующие, в отличие от трансгуманизма, выхода за пределы человеческой сущности к постчеловеку, равно как и возврата к эволюционным механизмам гоминидов.



6. Практика психологического сопровождения по системе психологической

координации в условиях рекреации



6.1. Перспективы рекреации. Санаторно-курортная отрасль становится сегодня одной из ведущих отраслей в новом мире и одновременно отраслью инновационной экономики VI технологического уклада. Поэтому разработка и внедрение высоких личностно-ориентированных технологий рекреации, оздоровления и развития помогает решить задачу модернизации экономики в период становления VI технологического уклада. КПР и СПК с моти-вационным эффектом обратной связи являются методологическим и методическим базисом инновационной Рекреативной психологической помощи, которая позволяет осуществлять оптимизацию психических процессов, состояний и свойств личности, потенцировать базовые координационные способности в целях повышения уровней психофизического, социального и духовного здоровья, гармонизации и развития личности. В свою очередь, развитие в условиях рекреации по законам красоты и гармонии универсальных координационных

(С. 155 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

способностей политиков, менеджеров высшего звена, государственных служащих, бизнес-элиты, медиков, педагогов, работников культуры и др. является важным фактором, определяющим возможность и необходимость установления соответствия между реальным настоящим и идеальным будущим.

6.2. Каузально-телеономическая технология. Существенную роль в СПК играет новая теоретическая модель и технология формирования гармоничного образа будущего, которая базируется на принципе амфотерной, двойственной детерминации развития (каузальной и телеономической) [20; 24; 25; 28; 30; 36].

По этой технологии с помощью психодиагностических методик субъект (клиент) производит самооценки: реального (каузального) «Я»; идеального (телеономического) «Я», которое он желает сформировать; результирующего (действительного) «Я». Степень согласованности (по сходству и различию) каузального, телеономическкого и действительного «Я» оценивается и предъявляется клиенту с помощью психометрической координационной обратной связи в процессе сеансов психологической помощи по СПК. В этом процессе направленной трансформации психических состояний и свойств субъекта в поле напряжения необходимого (каузальной детерминации будущего) и возможного (телеономической детерминации будущего) формируется мотив координации комплементарных противоположностей: актуального и потенциального, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, каузального и телеономического. Для возникновения такой мотивации самодвижения субъект трансформации должен осознать необходимое и возможное, т. е. выразить, объективировать во внешних образах каузальное и телеономическое состояния или свойства личности (образ-проект идеальной цели), например, с помощью художественных мультимедийных (аудиовизуальных) образов, а также художественных образов-персонажей (литературных, кинематографических, изобразительных, драматургических и др.), классифицированных с помощью психодиагностических методик. Опосредствованное объективированными образами психических состояний (свойств) личности действие-осознание рассогласования необходимого и возможного выступает как мотив селективной координации, запускающий процесс направленной трансформации субъекта. В результате такого скоординированного самодвижения формируется амфотерное третье — новое «действительное» состояние, которое является гармоничным координационным соединением «каузального» и «телеономического». Для реализации этой технологии в СПК с мотивационным эффектом обратной связи создаются психометрические пространства типологизированных художественных образов (литературных, поэтических, музыкальных, изобразительных, пластических, графических, драматургических и др.), которые в совокупности задают гетеромодальные психоэстетические координаты развития личности [20; 21; 24; 25; 28].

6.3. Персоналистическая культура и психопрактика будущего. Возникающее в процессе творческого эстетического восприятия самодвижение личности путем селективной динамической координации с шедеврами отечественной и мировой персоналистической культуры, интегрированными в психометрические пространства типологизированных художественных образов, обладает мощными развивающим, терапевтическим и рекреационным эффектом. Психопрактика объективации актуального и потенциального «Я» в комплементарные психометрические и художественные образы создает новые координационные связи, стимулирует нейропластичность, развивает эмоционально-образные и когнитивные координационные способности, повышает творческий потенциал личности и позволяет значительно снизить показатели депрессии, агрессии, тревоги. Таким образом, в отличие от идеологии и технологии трансгуманизма, ведущей к распаду личности и утрате ее самоидентичности, формирование по СПК персоналистической духовной культуры, интегрирующей выдающиеся произведения литературы, поэзии, музыки, живописи, кинематографии и других видов искусства, вызывает общий подъем чувства Личности, ее собственного достоинства.

С помощью таких амфотерных, каузально-телеономических психотехнологий, включенных в СПК, как ЗЦС, АВС, АЗЦК, «Координирующая психологическая картинная галерея», «Цвето-арома-музыкальный психологический портрет», «Темп», «Баланс», «Я и другие», «Тонус», «Цвет сна» и др., а также аудиовизуальных психотренингов осуществляется развитие базовых координационных способностей и соответствующих способов и форм селек-

(С. 156 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

тивной динамической координации: симпатического и парасимпатического отделов ВНС; полушарий головного мозга; произвольного внимания; сенсомоторой; кроссмодальной; мнестической; целеобразующей; поведенческой; коммуникативной; эмоционально-когнитивной; «Я-реального» и «Я-идеального»; актуальных и потенцируемых состояний и свойств; мотивационно-смысловой и др. [5; 6; 12; 14; 24; 25; 28]. В СПК комплементарные стимулы, символы, знаки, образы, понятия используются не для образования ассоциативных связей, психофизиологической основой которых является условный рефлекс, а с целью формирования творческого механизма динамической селективной координации, позволяющего потенцировать базовые координационные способности личности в природной (биологической), социальной и духовной жизнедеятельности. В целом СПК с мотивационным эффектом координационной обратной связи является высокоэффективным немедикаментозным средством, регулирующим состояние стресс-лими-тирующих систем и нейрональную пластичность. Инновационные технологии СПК успешно применяются для улучшения обучаемости, повышения творческого потенциала, модернизации способностей и гармонического развития личности. КПР и СПК И. М. Мирошник являются основополагающими в системе компьютерной музыко-цвето-динамической терапии «Тоника» [18; 21; 29], реализующей «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека» (Патент РФ на изобр. № 2033818), Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии) [21; 29], Рекреативной эстетической психокоррекции [24; 25], аудиовизуальной психотерапии и в других инновационных технологиях, разрабатываемых автором статьи совместно с кандидатом технических наук Е. В. Гаврилиным. ЛОК-терапия по СПК реализована в мультимедийных программах для персонального компьютера (CD «Интерактивный психологический театр»), которые моделируют профессиональные сеансы психологического консультирования и психотерапии в среде мультимедиа. «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека» и программно-методический комплекс ЛОК-терапии были удостоены бронзовой и серебряной медалей на международной выставке инноваций в Брюсселе («BRUSSELS EUREKA», 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology).

Заключение

Эффективность применения СПК с мотивационным эффектом обратной связи для психологического сопровождения в условиях рекреации доказана опытом многолетней работы санаторно-оздоровительных учреждений Украины [3; 5; 6; 7; 8; 11; 14; 25; 27; 29; 35]. Особенно эффективна ЛОК-терапия по СПК для коррекции и профилактики психических нарушений в период кризиса подросткового возраста и поэтому может успешно применяться в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа [12; 13; 14; 31]. Как показали многочисленные практические исследования (И. М. Мирошник, Е. В. Гаврилин,1993—2012; Н. В. Сакун, 2001 (санаторий для детей с родителями «Приморье»); В. А. Журавлев, 2003 (кардиологический санаторий «Роща»); Г. Д. Кулик, 2006 (детский оздоровительный санаторий «Смена»); И. Н. Соболь, 2007—2008 (детский санаторий им. Т. Г. Шевченко); Б. В. Михайлов, А. И. Сердюк, 2008—2012 (санаторий-курорт «Березовские минеральные воды»); А. И. Креслов 2009—2012 (детский клинический санаторий им. Н. К. Крупской); С. П. Запорожану, 2010—2012 (ЧАО «Санаторий "Утес"» и др.), применение СПК существенно, на 25—30 %, повышает эффективность комплексной

(С. 157 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

медико-психологической реабилитации, содействует полноценному оздоровлению и гармоничному развитию личности взрослых и подростков в условиях рекреации. Проведенные многолетние практические исследования убедительно свидетельствуют в пользу того, что личностно-ориентированные ВГТ, включенные в СПК, отвечают вызовам времени, могут обеспечить повышение качества жизни, улучшение состояния здоровья и позволяют создать оптимальные условия для раскрытия резервных возможностей мозга, эволюции способностей человека при сохранении его видовой идентичности и высокой адаптивной пластичности. Многое из того, что определит наше будущее в мировой экономической системе, решается именно сегодня. Дальнейшая разработка и внедрение Личностно-ориентированных высоких гуманитарных технологий, основанных на КПР, могут задать реальную альтернативу трансгуманизму, способствовать модернизации экономики и успешному решению задачи эволюции базовых природных, социальных и духовных координационных способностей человека в период становления VI технологического уклада.



Miroshnik I.M. The Coordinational Paradigm Of Development And The System Of Psychological Coordination: The Pathes Of Evolution Of Abilities Of Future Human /I.M.Miroshnik // World of psychology - 2013. - № 2. - Pp. 145-161).

The possible alternative to transhumanism, which set new trends and ways of the evolution of human abilities is presented. The basic theoretical principles of the Coordinational paradigm of development are opened. Presents innovative System of psychological coordination, which responsible the challenges of time and can provide a higher quality of a life, improved health; creating optimal conditions for the disclosure of reserve capabilities of the brain, the evolution human abilities, while maintaining human identity and high adaptive plasticity.

Keywords: transhumanism, «H+», coordinational paradigm of development, universal coordinati-onal abilities, neuroplasticity, personality, recreation, future.



Литература

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания/Б. Г.Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. Anan'ev, B. G. Chelovek kak predmet poznanija/ B. G. Anan'ev. — SPb. : Piter, 2001. — 288 s.

2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М. : Физкультура и спорт, 1991. —288 с.

Bernshtejn, N.A. O lovkosti i ee razvitii / N. A. Bernshtejn. — M.: Fizkul'tura i sport, 1991. — 288 s.

3. Будаев, Р. В. ЛОК-терапия Мирошник и Гаврилина как инновационный метод психотерапии в санатории «Березовские минеральные воды» / Р. В. Будаев, А. И. Сердюк // Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2009. — № 2.

Budaev, R. V. LOK-terapija Miroshnik i Gavrilina kak innovacionnyj metod psihoterapii v sanatorii «Berezovskie mineral'nye vody» / R. V. Budaev, A. I. Serdjuk // Vestn. Fizioterapii i kurortologii. — 2009. — № 2.

4. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. — М. : Просвещение, 1983. — 255 с.

Vetlugina, N. A. Teorija i metodika muzykal'nogo vospitanija v detskom sadu / N.A. Vetlu-gina, A. V. Keneman. — M. : Prosveshhenie, 1983. — 255 s.

5. Высокие гуманитарные технологии персонализированной медицинской реабилитации по инновационной системе психологической координации И. М. Мирошник в санатории «Утес» : докл. на 12-м конгр. физиотерапевтов и курортологов АРК «Актуальные вопросы организации курортного дела, курортной политики и физиотерапии» / С. П. Запорожану [и др.] // Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2012. — № 2.

Vysokie gumanitarnye tehnologii personalizirovannoj medicinskoj reabilitacii po innovaci-onnoj sisteme psihologicheskoj koordinacii I. M. Miroshnikvsanatorii «Utes» : dokl. na 12-mkongr. fizioterapevtov i kurortologov ARK «Aktual'nye voprosy organozacii kurortnogo dela, kurortnoj politiki i fizioterapii»/ S. P. Zaporozhanu [i dr.] //Vestn. fizioterapii i kurortologii. — 2012. — № 2.

6. Журавлев, В. А. Опыт апробации и внедрения личностно-ориентированной компьютерной психотерапии в кардиологическом санатории «Роща» / В. А. Журавлев, Т. А. Приходько // Актуальные аспекты санаторно-курортной реабилитации : матер. науч.-практ. конф. — Харьков, 2003. —С. 113—114.

Zhuravlev, V. A. Opyt aprobacii i vnedrenija lichnostno-orientirovannoj komp'juternoj psihoterapii v kardiologicheskom sanatorii «Roshha» / V. A. Zhuravlev, T. A. Prihod'ko // Aktual'nye as-pekty sanatorno-kurortnoj reabilitacii : mater. nauch.-prakt. konf. — Har'kov, 2003. — S. 113—114.

7. Запорожану, С. П. Медико-психологическая реабилитация в санаторно-курортных условиях с применением системы психологической координации И. М. Мирошник / С. П. Запорожану, Р. В. Светенко //Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2010. — № 2. — С. 59—61.

(С. 158 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

Zaporozhanu, S. P. Mediko-psihologicheskaja reabilitacija v sanatorno-kurortnyh uslovijah s primeneniem sistemy psihologicheskoj koordinacii I. M. Miroshnik / S. P. Zaporozhanu, R. V. Sveten-ko //Vestn. fizioterapii i kurortologii. — 2010. — № 2. — S. 59—61.

8. Запорожану, С. П. Личностно-ориетированная медицинская реабилитация по системе психологической координации И. М. Мирошник в санатории «Утес» : докл. на 11-й междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы медицинской реабилитации, курортологии и физиотерапии взрослых и детей» /С. П. Запорожану, Р. В. Светенко //Доп. к журн. Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2011. — № 3.

Zaporozhanu, S. P. Lichnostno-orietirovannaja medicinskaja reabilitacija po sisteme psiho-logicheskoj koordinacii I. M. Miroshnik v sanatorii «Utes» : dokl. na 11-j mezhdunar. Nauch.-prakt. konf. «Aktual'nye voprosy medicinskoj reabilitacii, kurortologiii fizioterapii vzroslyhidetej» / S. P. Zaporozhanu, R. V. Svetenko // Dop. k zhurn. Vestn. fizioterapii i kurortologii. — 2011. — № 3.

9. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика. — 1986. — Т. 1.

Zaporozhec, A. V. Izbrannye psihologicheskie trudy : v 2 t. / A. V. Zaporozhec. — M. : Pedagogika. — 1986. — T. 1.

10. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2008. — 352 с. Il'in, E. P. Psihologija sporta / E. P. Il'in. — SPb. : Piter, 2008. — 352 s.

11. Каладзе, Н. Н. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник и Е. Гаврилина — инновационный метод курортной и восстановительной медицины : докл. на 10-й междунар. науч.-практ. конф. «Физиотерапия, курортология, медицинская реабилитация: стратегия и перспективы дальнейшего развития» / Н. Н. Каладзе // Доп. к журн. Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2010. — № 3. — С. 36—38.

Kaladze, N. N. Lichnostno-orientirovannaja komp'juterizirovannaja psihoterapija I. Miroshnik i E. Gavrilina — innovacionnyj metod kurortnoj i vosstanovitel'noj mediciny: dokl. na 10-j mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Fizioterapija, kurortologija, medicinskaja reabilitacija: strategijaiperspektivyrazvitija» / N. N. Kaladze // Dop. kzhurn. Vestn. fizioterapii i kurortologii. — 2010. — № 3. — S. 36—38.

12. Креслов, А. И. Медико-психологическая реабилитация и развитие личности подростков в санаторно-курортных условиях с применением системы психологической координации И. М. Мирошник / А. И. Креслов, И. В. Кольцова // Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2009. — № 4. — С. 54—60.

Kreslov, A. I. Mediko-psihologicheskaja reabilitacija i razvitie lichnosti podrostkov v sana-torno-kurortnyh uslovijah s primeneniem sistemy psihologicheskoj koordinacii I. M. Miroshnik / A. I. Kreslov, I. V. Kol'cova //Vestn. fizioterapii i kurortologii. — 2009. — № 4. — S. 54—60.

13. Креслов, А. И. Психологическая помощь детям с ортопедической патологией по системе психологической координации И. М. Мирошник на санаторно-курортном этапе реабилитации : докл. на 11-й междунар. науч.-практ. конф. ВАФК «Актуальные вопросы медицинской реабилитации, курортологии и физиотерапии взрослых и детей» / А. И. Креслов // Доп. к журн. Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2011. — № 3. — С. 139—140.

Kreslov, A. I. Psihologicheskaja pomoshh' detjam s ortopedicheskoj patologiej po sisteme psihologicheskoj koordinacii I. M. Miroshnik na sanatorno-kurortnom jetape reabilitacii : dokl. na mezhdunar. nauch.-prakt. konf. VAFK «Aktual'nye voprosy medicinskoj reabilitacii, kurortolo-gii i fizioterapii vzroslyh i detej» / A. I. Kreslov // Dop. k zhurn. Vestn. fizioterapii i kurortologii. —2011. —№3. — S. 139—140.

14. Креслов, А. И. Применение системы психологической координации И. М. Мирошник для оптимизации санаторно-курортной реабилитации детей и подростков с ортопедической патологией / А. И. Креслов, И. М. Мирошник, Е. В. Гаврилин // Матер. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием, посвящ. 150-летию курорта «Березовские минеральные воды» и 50-летию каф. психотерапии ХМАПО. — Харьков, 2012. — С. 128—130.

Kreslov, A. I. Primenenie sistemy psihologicheskoj koordinacii I. M. Miroshnik dlja optimi-zacii sanatorno-kurortnoj reabilitacii detej i podrostkov s ortopedicheskoj patologiej / A. I. Kreslov, I. M. Miroshnik, E. V. Gavrilin // Mater. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvjashh. 150-letiju kurorta «Berezovskie mineral'nye vody» i 50-letiju kaf. psihoterapii HMAPO. — Har'kov, 2012. — S. 128—130.

15. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики/А. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1997. Maslou, A. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki / A. Maslou. — SPb. : Evrazija, 1997.

16. Мирошник, И. М. Возрастная динамика феномена звуко-цветового симультанирования / И. М. Мирошник // Новые исследования в психологии. — 1990. — № 2. — С. 29—33.

Miroshnik, I. M. Vozrastnaja dinamika fenomena zvukocvetovogo simul'tanirovanija / I.M.Miroshnik // Novye issledovanija v psihologii. — 1990. — № 2. — S. 29—33.

17. Мирошник, И. М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися: автореф. дис.... канд.психол.наук/И. М. Мирошник. — М., 1990.

Miroshnik, I. M. Lichnost' pedagoga kak faktor razvitija jemocional'no-obraznogo vosprijatija muzyki uchashhimisja : avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk /1. M. Miroshnik. — M., 1990.

(С. 159 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

18. Мирошник, И. М. Опыт клинического применения компьютерной системы «Тоника» в лечебно-диагностической работе / И. М. Мирошник, Е. В. Гаврилин // Психическое здоровье населения России : матер. всерос. науч.-практ. конф. — М. ; Ижевск, 1994. — С. 267—269.

Miroshnik, I. M. Opyt klinicheskogo primenenija komp'juternoj sistemy «Tonika» v lechebno-diagnosticheskoj rabote /1. M. Miroshnik, E. V. Gavrilin // Psihicheskoe zdorov'e naselenija Rossii : mater. vseros. nauch.-prakt. konf. — M. ; Izhevsk, 1994. — S. 267—269.

19. Мирошник, И. М. Индивид, личность, постиндустриальное общество / И. М. Мирошник, Е. В. Гаврилин // Свободная мысль : теоретический и политический журнал. — 1996. — №7.— С. 102—116.

Miroshnik, I. M. Individ, lichnost', postindustrial'noe obshhestvo / I. M. Miroshnik, E. V. Gavrilin//Svobodnajamysl': teoreticheskijipoliticheskij zhurnal. — 1996. — № 7. — S. 102—116.

20. Мирошник, И. М. Метод психологической реабилитации личности в условиях трансформации социальной системы : дис. ... д-ра психол. наук / И. М. Мирошник. — М., 1999.

Miroshnik, I. M. Metod psihologicheskoj reabilitacii lichnosti v uslovijah transformacii social'noj sistemy : dis. ... d-rapsihol. nauk / I. M. Miroshnik. — M., 1999.

21. Мирошник, И. М. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии : монография / И. М. Мирошник, Е. В. Гаврилин. — Харьков : Рубикон,1999. — 240 с.

Miroshnik, I. M. Osnovy lichnostno-orientirovannoj komp'juterizovannoj psihoterapii : monografija /1. M. Miroshnik, E. V. Gavrilin. — Har'kov : Rubikon,1999. — 240 s.

22. Мирошник, И. М. ЛОК-терапия и синергическая музыкоцветотерапия как базовые методы рекреативной психологической помощи / И. М. Мирошник, Е. В. Гаврилин // Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2008. — № 3. — С. 25—32.

Miroshnik, I. M. LOK-terapija i sinergicheskaja muzykocvetoterapija kak bazovye metody rekreativnoj psihologicheskoj pomoshhi /1. M. Miroshnik, E. V. Gavrilin //Vestn. fizioterapii i kurortologii. — 2008. — № 3. — S. 25—32.

23. Мирошник, И. М. Метод психической координации и феномен синестезии / И. М. Мирошник // Синестезия: содружество чувств и синтез искусств : матер. междунар. науч.-практ. конф. — Казань, 2008. — С. 39—44.

Miroshnik, I. M. Metod psihicheskoj koordinacii i fenomen sinestezii / I. M. Miroshnik // Sinestezija: sodruzhestvo chuvstv i sintez iskusstv : mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Kazan', 2008. — S. 39—44.

24. Мирошник, И. М. Рекреативная эстетическая психокоррекция / И. М. Мирошник // Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2009. — № 2. — С. 46—47.

Miroshnik, I. M. Rekreativnaja jesteticheskaja psihokorrekcija / I. M. Miroshnik // Vestn. fizioterapii i kurortologii. — 2009. — № 2. — S. 46—47.

25. Мирошник, И. М. Координационная парадигма развития как методологический базис рекреативной психологической помощи на курортном этапе медицинской реабилитации / И. М. Мирошник // Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2010. — № 4. — С. 63—74.

Miroshnik, I. M. Koordinacionnaja paradigma razvitija kak metodologicheskij bazis rekreativnoj psihologicheskoj pomoshhi na kurortnom jetape medicinskoj reabilitacii / I. M. Miroshnik // Vestn. fizioterapii i kurortologii. — 2010. — № 4. — S. 63—74.

26. Мирошник, И. М. Координационная парадигма развития в аспекте нового мировоззрения и методологии психологической помощи [Электронный ресурс] : (текст докл. на 11-м конгр. физиотерапевтов и курортологов АРК, Евпатория, 5—6 апр. 2011) / И. М. Мирошник. — Режим доступа: http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1315213836&archive=&start_from=&ucat=&

Miroshnik, I. M. Koordinacionnaja paradigma razvitija v aspekte novogo mirovozzrenija i metodologii psihologicheskoj pomoshhi [Jelektronnyj resurs] : (tekst dokl. na 11-m kongr. fizioterapevtov i kurortologov ARK, Evpatorija, 5—6 apr. 2011) / I. M. Miroshnik — Rezhim dostupa: http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1315213836&archive=&start_from=&ucat=&

27. Мирошник, И. М. Методология и практика ЛОК-терапии по системе психологической координации И. М. Мирошник в условиях санатория / И. М. Мирошник, Е. В. Гаврилин // Вестн. физиотерапии и курортологии. — 2011. — № 4. — С. 195—198.

Miroshnik, I. M. Metodologija i praktika LOK-terapii po sisteme psihologicheskoj koordinacii I. M. Miroshnikv uslovijahsanatorija/1. M. Miroshnik, E. V. Gavrilin// Vestn. fizioterapiii ku-rortologii. — 2011. — № 4. — S. 195—198.

28. Мирошник, И. М. Координационная парадигма развития и высокие гуманитарные технологии / И. М. Мирошник // Вестн. физиотерапии и курортологии — 2012. — № 1. — С. 50—62.

Miroshnik, I. M. Koordinacionnaja paradigma razvitija i vysokie gumanitarnye tehnologii / I. M. Miroshnik //Vestn. fizioterapii i kurortologii — 2012. — № 1. — S. 50—62.

29. Михайлов, Б. В. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И. Мирошник, Е. Гаврилина: итоги и перспективы / Б. В. Михайлов // Мир психологии. — 2008. —№ 1. —С. 139—150.

Mihajlov, B. V. Lichnostno-orientirovannaja komp'juterizirovannaja psihoterapija I. Miroshnik, E. Gavrilina: itogi i perspektivy / B. V. Mihajlov // Mir psihologii. — 2008. — № 1. — S. 139—150.

(С. 160 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)



30. Особистiсно-орiєнтована комп'ютеризована психотерапiя: методичнi рекомендацii: установа-розробник/Харькiвська медична академiя пiслядипломної освiти; укладачi I. М. Мiрошник, Е. В. Гаврилiн. -Харькiв, 2001.

31. Соболь, И. Н. ЛОК-терапия И. Мирошник и Е. Гаврилина как метод психокоррекции и развития личности детей и подростков в период санаторно-курортной реабилитации / И. Н. Соболь // Мир психологии. — 2008. — № 3. — С. 186—197.

Sobol', I. N. LOK-terapija I. Miroshnik i E. Gavrilina kak metod psihokorrekcii i razvitija lichnosti detej i podrostkov v period sanatorno-kurortnoj reabilitacii / I.N. Sobol' // Mir psihologii. —

2008. — № 3. — S. 186—197.

32. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общ. ред. И. П. Волкова. — СПб. : Питер, 2002. — 384 с.

Sportivnaja psihologija v trudah otechestvennyh specialistov / sost. i obshh. red. I. P. Volko-va. — SPb. : Piter, 2002. — 384 s.

33. Dynamic Coordination in the Brain : From Neurons to Mind : Strungmann Forum Report. — Cambridge, MA : MIT Press, 2010. — Vol. 5.

34. High Hume (биовласть и биополитика в обществе риска) / В. Ф. Чешко, В. И. Глазко. —

М., 2009.

35. Miroshnik, I. Application of POC-therapy in sanatorium conditions / I. Miroshnik, E. Gavrilin, B. Mykhaylov // 13th AEP Congress, Munich, Germany. Poster session : Interdisciplinary II, P-06-15 //EuropeanPsychiatry. — 2005. — Vol. 20, Sup. 1. — P. 223—229.

36. Miroshnik, I. The Amphoteric psychotechnology in POC-THERAPY/ I. Miroshnik, E.Gavrilin // Psychiatry : Uniqueness and Universality : World Psychiatric Association (WPA) International Congress, July 12—16, 2006. — Istanbul, 2006.

(С. 161 - по изданию И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161)

Координационная парадигма развития и система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего /И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161.

1 Редколлегия приглашает к обсуждению настоящей статьи.

2 В этом плане путь преодоления современного глобального экономического кризиса — целенаправленный перевод антагонистических противоречий между природой, социальной и духовной сущностью человека в синергические отношения, когда социальное есть способ оптимальной организации природного с целью развития духовного начала в человеке [19; 21].

3 Мирошник И. М., Гаврилин Е. В. Интерактивный психологический театр «Тайны души» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. и прогр. — М.: Антистресс : Урал. электротех. з-д, 1996. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. — Систем. требования : Процессор 80486 и выше; 175 Мб ОЗУ; Windows 2000; видеоадаптер SVGA 256 цветов; Sound Card с поддержкой ADPCM. — Лицензионный договор № 8506/70 от 05.02.96.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Координационная-парадигма-развития-и-система-психологической-координации-пути-эволюции-способностей-человека-будущего

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Ирина Макаровна МирошникContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Coordinator

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Ирина Макаровна Мирошник, Координационная парадигма развития и система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 10.02.2017. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Координационная-парадигма-развития-и-система-психологической-координации-пути-эволюции-способностей-человека-будущего (date of access: 21.04.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Ирина Макаровна Мирошник:

Ирина Макаровна Мирошник → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex

Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Publisher
Rating
59 votes
Related Articles
В данной статье рассматриваются структурные составляющие профессионального имиджа современного учителя, способствующие преодолению психологических барьеров. В статье, на основе проведенного автором исследования, выделен ряд обобщённых индивидуально-психологических особенностей учителя: стремление к саморазвитию, развитые организаторские способности, способность к саморегуляции, адаптивность личности, коммуникативные способности, умение преодолевать жизненные трудности, способность к рефлексии, которые обеспечивают успешность преодоления возникающих психологических барьеров педагогической деятельности.
В данной статье рассматриваются проблемы психологических барьеров в профессиональной деятельности личности учителя. В статье, на основе теоретико-методологического анализа, выявлено, что подобные барьеры могут наблюдаться в различных ситуациях, особенно повышенной психофизиологической нагрузки, ответственных ситуациях, общении. Как показывает анализ статьи, психологический барьер в большей степени связан с особенностями личностной сферой педагога, которые проявляются как определенная внутренняя трудность, препятствие эффективной реализации профессиональной деятельности учителя начального образования.
В санаториях Крыма накоплен более чем 20-летний позитивный опыт оказания комплексной медико-психологической помощи с применением инновационных методов и технологий российской научной школы координационной психофизиологии и психологии развития (РНШ КППР) И.М.Мирошник, который может оказаться полезным для повышения эффективности здоровьесбережения населения РФ в изменившихся условиях жизнедеятельности человека, связанных с рядом биологических (природных), социальных и духовных факторов, в том числе, с последствиями пандемии COVID-19. Координационная парадигма развития И.М.Мирошник определяет кардинальное изменение вектора эволюции Человека будущего: от трансгуманизма (выхода «постчеловека» за пределы видовой и культурной идентичности) – к гомопоэзису (человекотворению, от лат. Homo - человек и poiesis - творение), то есть творческому самосозиданию, гармоничному развитию и преображению человека в персоналистической культуре комплементарности.
Раскрытие тайны диалектики идеального и материального в реальном мире и в сознании человека
Catalog: Философия 
231 days ago · From Аркадий Гуртовцев
Открыт закон развития человечества до выхода жизни в космос. Выявлены 5 ступеней развития и 3 варианта траекторий движения по ним: формационный (зигзагообразный) - китайский, узкий прямолинейный - американский, широкий прямолинейный – оптимальный (пока неизвестен). Оптимальный вариант даёт мир и социальное равенство - действительную демократию с планово-рыночной экономикой. Показана особая траектория движения СССР и России по ступеням. Дана суть реформы для перехода на оптимальный вариант.
513 days ago · From Юрий Мягких
В современном нетемперированном общественном строе доминируют отношения субординации и диалектические законы жесткой конкурентной борьбы, истощающие жизненные ресурсы человека. Поэтому большое значение получила задача создания в санаторно-курортных условиях особой территории комплементарности, на которой доминируют не субординационные, а координационные темперированные отношения, оптимальные для восстановления и расширения жизненных ресурсов, развития способностей человека. Для решения этой задачи в РНШ КППР Мирошник была разработана методология комплементарной психологической помощи, которая, начиная с 1998 года, оказывается в специальных инновационных кабинетах психологической помощи в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Крыма.
Кузьмина Зинаида Васильевна, Худобина Екатерина Юрьевна. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв утвержден на кафедре психологии УГПИ им. И.Н.Ульянова и представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
Владимир Федорович Моргун. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации ИРИНЫ МАКАРОВНЫ МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Моргун Владимир Федорович, профессор , кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Полтавского государственного пединститута им. В. Г. Короленко, член Ассоциации психологов Украины , специалист в области психологии личности, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, один из основателей Международной и Украинской макаренковских ассоциаций, автор ряда фундаментальных научных трудов.
Илья (Ислам) Имранович Ильясов. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Илья (Ислам) Имранович Ильясов (род. 7 июня1937, Москва) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, специалист в области психологии образования, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебных пособий по педагогической психологии. В 1995—2004 — заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
А.К. Дусавицкий. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на диссертационную работу Мирошник Ирины Макаровны "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися, представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая и возрастная психология. Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в НИИ ОПП АПН СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Александр Константинович Дусавицкий (5 мая 1928 года — 24 октября 2012 года) — советский и украинский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии личности, теории формирования познавательного интереса, проблем индивидуального развития ребенка.

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
Координационная парадигма развития и система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones