Libmonster ID: RU-7628

Государственное издательство "Художественная литература". Л. 1936. 622 стр. 8 р. 50 к.

Книга В. Евгеньева-Максимова охватывает наиболее интересный период в истории "Современника" - 1854 - 1862 гг. - и является вторым томам его большой работы об этом журнале1 .

Период 1854 - 1862 гг. в истории "Современника" представляет особенный интерес в двух отношениях: во-первых, в эти годы классовая борьба в России приняла особенно острый характер в связи с обнаружившимся с полной очевидностью крахом крепостнической системы, вынудившим господствующий класс крепостников и самодержавие пойти на реформы, в результате которых русское самодержавие сделало первый шаг по пути превращения в буржуазную монархию, и, во-вторых, в эти годы руководство "Современником" переходит от группы представителей либерального дворянства к вождям крестьянской революционной демократии в лице Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Процесс вытеснения либеральных элементов революционно-демократическими происходил в редакции "Современника" постепенно и обозначался все более ясно по мере того, как увеличивалось расхождение между этими двумя лагерями.

В первые годы своего сотрудничества в "Современнике" Чернышевский хотя и отмежевывался от либералов, но не находил возможным идти на полный разрыв с ними. В то время крепостники и их противодействие реформам были настолько сильны, что Чернышевский считал несвоевременным и опасным окончательно порвать с либералами типа И. С. Тургенева и К. Д. Кавелина, которые выступали в качестве противников крепостнических порядков. Конечно, и тогда уже Чернышевский понимал, что в дальнейшем пути его и либералов разойдутся в различные стороны, однако пока он мог еще смотреть на них как на временных союзников. Чернышевский понимал и то, что если даже Н. А. Некрасов и решится под его влиянием пойти на разрыв с наиболее талантливыми и пользующимися популярностью сотрудниками своего журнала, как Тургенев, Л. Толстой, Григорович Боткин и др., то их уход из "Современника" был бы в то время огромной потерей для этого журнала. Сперва необходимо было создать кадры революционно-демократических писателей, которые могли бы заменить ушедших. Все это заставляло Чернышевского на первых порах крайне осторожно относиться к группировавшимся вокруг "Современника" представителям дворянского либерализма. Тем же самым объясняются и характерные явления в истории "Современника", относящиеся к началу периода, изучению которого посвящена рецензируемая книга В. Евгеньева-Максимова.

Например в то время как в критико-библиографическом отделе Чернышевский мог свободно проводить свои взгляды, сдерживая, правда, себя, чтобы преждевременно не раздразнить либеральную часть сотрудников "Современника", в отделе художественной литературы господство почти безраздельно принадлежало писателям-дворянам, опиравшимся и на громкую известность, которую они имели в то время среди читателей, и на старинные дружеские отношения, связывавшие их с редактором "Современника" Некрасовым. Но этого мало, Чернышевский не всегда имел возможность воспрепятствовать появлению в "Современнике" и литературно-критических статей, проводивших взгляды, шедшие вразрез с высказываниями самого Чернышевского, а иногда даже непосредственно направленных против него и его воззрений на искусство. Такова именно была статья Дружинина о Гончарове, напечатанная в "Современнике" в 1856 г. и содержавшая в себе резкие выпады против "угрюмых умников" и "любителей отрицания", отвергающих "примирительно отрадный колорит" при изображении русской жизни. Такова же была статья В. П. Боткина о Фете, напечатанная в N 1 "Современника" за 1857 г., автор которой решительно становится на сторону "чистого" искусства и нападает на "утилитарную теорию", которая, стремясь связать искусство с "мелкой современностью", противоречит, по мнению Боткина, "самостоятельности" искусства. "Скажем откровенно, - писал Боткин, - мы сильно подозреваем в недостатке поэтического чувства почтенных поклонников современности, без разбора навязывающих ее всякому произведению искусства".

Ясно, что в числе поклонников современности, о которых писал Боткин, первое место принадлежало Чернышевскому.

Таким образом, в "Современнике" 1854 - 1857 гг. отчетливо проявлялись две


1 О первом томе ее - "Современник" в 40 и 50 годы" - нами был уже дан отзыв в "Историке-марксисте" N 2 за 1936 год.

стр. 200

различные тенденции: демократическая и либеральная. Начиная же с 1858 г., демократическая тенденция решительно берет верх над либеральной, даже в беллетристическом отделе журнала, старые писатели-либералы все более вытесняются демократически настроенной молодежью. Вокруг редакции "Современника" создается новый круг сотрудников, которые по мере своих сил и таланта поддерживают линию, намеченную и проводимую Чернышевским, нашедшим в лице Добролюбова энергичного, талантливого и решительного единомышленника и союзника. На страницах "Современника" появляются новые имена, опираясь на которые, вполне можно было бы вести журнал и без поддержки писателей-либералов: Щедрин, Н. Успенский, Помяловский, Елисеев, Антонович, Н. Серно-Соловьевич и др. Благодаря им, не говоря уже о самом Чернышевском и Добролюбове, "Современник" в отношении своей популярности, круга распространения и влияния на читательскую массу ничего не потерял, когда с его страниц исчезли имена Тургенева, Л. Толстого, Боткина, Фета, А. Майкова и др.

Такова была эволюция журнала за годы, которым посвящена рецензируемая книга. В книге В. Евгеньева-Максимова она получила в общем вполне правильное, хотя и недостаточно четкое отображение. Эта недостаточная четкость является результатом системы изложения, принятой автором. Свою книгу он без всякой нужды искусственно разделил на четыре раздела: годы Крымской войны (1854 - 1855), па заре шестидесятых годов (1856 - 1857), годы подготовки крестьянской реформы (1858 - 1860) и годы проведения этой реформы (1861 - 1862). В пределах каждого из этих разделов история "Современника" и его содержание изучаются В. Евгеньевым-Максимовым по годам, а в пределах года - по номерам и по отделам: "словесность", критика и библиография, "смесь", научный раздел. Такое дробное деление и принятая В. Евгеньевым-Максимовьим система пересказывания содержания главнейших произведений, печатавшихся в "Современнике", ведут к тому, что его исследование приобретает сугубо описательный характер, что детали заслоняют общие линии развития и что, вследствие этого, путь, пройденный "Современником" за время с 1854 по 1862 г., не вырисовывается для читателей с достаточной четкостью и рельефностью. Отсутствует в книге и обобщающая глава, которая подводила бы итоги всему исследованию и давала бы читателю ответ на вопрос, какую роль играл "Современник" в русской общественной жизни данного времени и почему так велико было его влияние на современных читателей. При избранной автором дробной системе изложения такая обобщающая глава явилась бы особенно необходимой. В этом главный недостаток интересной и богатой содержанием книга В. Евгеньева-Максимова.

Книга эта выиграла бы по своей ценности и в том случае, если бы автор отвел значительно меньше места пересказу содержания таких общеизвестных произведений, каковы, например, основные статьи Чернышевского и Добролюбова, повести Тургенева, "Севастопольские рассказы" и другие произведения Л. Толстого. И, наоборот, читателям было бы чрезвычайно интересно и полезно ознакомиться подробнее с произведениями тех авторов, сочинения которых известны ему гораздо меньше, чем произведения корифеев литературы и критики. Между тем по отношению к этим писателям автор очень часто ограничивается только упоминанием об их произведениях, воздерживаясь от характеристики их. Поэтому роль, которую играли в "Современнике" такие люди, как Елисеев, Антонович, Сераковский Серно-Соловьевич, остается совершенно неясной для читателей. Благодаря этому процесс образования вокруг "Современника" новых писательских кадров не получает достаточного освещения.

Переходя к частностям, нельзя согласиться с утверждением В. Евгеньева-Максимова, что к 1860 г. во взглядах Григоровича произошел значительный "сдвиг влево", в результате которого этот писатель "довольно близко" подошел к тому мировоззрению, которое было усвоено "Современником" 60-х годов (стр. 441 - 442), т. е. к мировоззрению сторонников "мужицкого демократизма" и крестьянской революции. Непонятно и то, почему В. Евгеньев-Максимов считает "сложным" вопрос, в какой мере портрет Кавура, нарисованный Добролюбовым, соответствовал оригиналу (стр. 560); полагаем, что, изображая Кавура оппортунистом и либералом, страшащимся масс и их движения, Добролюбов ничуть не погрешил против истины.

В заключение хочется выразить надежду, что В. Евгеньев-Максимов, не ограничиваясь двумя выпущенными им книгами о "Современнике", даст и третью, посвященную истории этого журнала в годы, последовавшие за арестом Чернышевского. Этот период в истории "Современника" чрезвычайно интересен во многих отношениях и до сих пор сравнительно недостаточно изучен.


© libmonster.ru

Permanent link to this publication:

https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ЕВГЕНЬЕВ-МАКСИМОВ-СОВРЕМЕННИК-ПРИ-ЧЕРНЫШЕВСКОМ-И-ДОБРОЛЮБОВЕ

Similar publications: LRussia LWorld Y G


Publisher:

Lidia BasmanovaContacts and other materials (articles, photo, files etc)

Author's official page at Libmonster: https://libmonster.ru/Basmanova

Find other author's materials at: Libmonster (all the World)GoogleYandex

Permanent link for scientific papers (for citations):

Б. КОЗЬМИН, В. ЕВГЕНЬЕВ-МАКСИМОВ. "СОВРЕМЕННИК" ПРИ ЧЕРНЫШЕВСКОМ И ДОБРОЛЮБОВЕ // Moscow: Russian Libmonster (LIBMONSTER.RU). Updated: 24.08.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/В-ЕВГЕНЬЕВ-МАКСИМОВ-СОВРЕМЕННИК-ПРИ-ЧЕРНЫШЕВСКОМ-И-ДОБРОЛЮБОВЕ (date of access: 22.09.2021).

Found source (search robot):


Publication author(s) - Б. КОЗЬМИН:

Б. КОЗЬМИН → other publications, search: Libmonster RussiaLibmonster WorldGoogleYandex


Comments:



Reviews of professional authors
Order by: 
Per page: 
 
  • There are no comments yet
Related topics
Publisher
Lidia Basmanova
Vladivostok, Russia
1092 views rating
24.08.2015 (2221 days ago)
0 subscribers
Rating
0 votes
Related Articles
GREAT OAKS FROM LITTLE ACORNS GROW
Catalog: Разное 
21 hours ago · From Россия Онлайн
THE MAIN MOSCOW CATHEDRAI
21 hours ago · From Россия Онлайн
TWO HUMANISTS
Catalog: История 
21 hours ago · From Россия Онлайн
"THE NEST OF THE FIERY EAGLE"
Catalog: Геология 
21 hours ago · From Россия Онлайн
SPACE ATTACK
21 hours ago · From Россия Онлайн
Предлагается гипотеза Нейтронная Вселенная, не как противопоставление чему- то высшему. Эта гипотеза предлагает логику расширяющейся Вселенной. Построение этой логики, надо строить с вопросов, которые окружают наш мир
Catalog: Физика 
THE "MAIN STREET" OF RUSSIA: ECOLOGICAL PORTRAIT
Catalog: Экология 
2 days ago · From Россия Онлайн
MUSEUM-TOWN
2 days ago · From Россия Онлайн
THIS VARIABLE VOLGA DELTA
Catalog: География 
2 days ago · From Россия Онлайн
AT NIKOLA'S OF ZARAISK
2 days ago · From Россия Онлайн

Actual publications:

Latest ARTICLES:

Libmonster is the largest world open library, repository of author's heritage and archive

Register & start to create your original collection of articles, books, research, biographies, photographs, files. It's convenient and free. Click here to register as an author. Share with the world your works!
В. ЕВГЕНЬЕВ-МАКСИМОВ. "СОВРЕМЕННИК" ПРИ ЧЕРНЫШЕВСКОМ И ДОБРОЛЮБОВЕ
 

Contacts
Watch out for new publications: News only: Chat for Authors:

About · News · For Advertisers · Donate to Libmonster

Russian Libmonster ® All rights reserved.
2014-2021, LIBMONSTER.RU is a part of Libmonster, international library network (open map)
Keeping the heritage of Russia


LIBMONSTER NETWORK ONE WORLD - ONE LIBRARY

US-Great Britain Sweden Serbia
Russia Belarus Ukraine Kazakhstan Moldova Tajikistan Estonia Russia-2 Belarus-2

Create and store your author's collection at Libmonster: articles, books, studies. Libmonster will spread your heritage all over the world (through a network of branches, partner libraries, search engines, social networks). You will be able to share a link to your profile with colleagues, students, readers and other interested parties, in order to acquaint them with your copyright heritage. After registration at your disposal - more than 100 tools for creating your own author's collection. It is free: it was, it is and always will be.

Download app for smartphones