Иллюстрации:
Прикреплённые файлы
1738 дней(я) назад
Оригинал: Мухина В.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.М.Мирошник на тему: \"Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися\"



Постоянный адрес файла на сервере Либмонстра:

Постоянный адрес документа (прямая ссылка на файл):

https://libmonster.ru/m/articles/download/15340/3967

Дата загрузки ИЛИ последнего изменения файла:

23.07.2019

Готовая обратная ссылка на данную страницу для научной работы (для цитирования):

Оригинал: Мухина В.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.М.Мирошник на тему: \"Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися\" // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.07.2019 . URL: https://libmonster.ru/m/articles/download/15340/3967 (дата обращения: 25.04.2024 )

Вирусов нет! Проверено Либмонстром
© https://libmonster.ru
Libmonster ID: RU-15340
Автор(ы) публикации: Валерия Сергеевна МУХИНА

ОТЗЫВ

на диссертацию И.Мирошник на тему: "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися", представленую на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Исследование И.Мирошник посвящено анализу одной из актуальных проблем в области возрастной и педагогической психологии - проблеме влияния личности педагога на способности ребёнка.

Новые концепции развития и воспитания ребёнка как уникальной личности требует новых подходов в анализу феноменологии онтогенеза, особенно на ранних его этапах. Методологической основой данного исследования является теория деятельного опосредствования межличностных отношений и концепция персонализации. Отсюда и тезаурус диссертации: работа выполнена в рамках основных идей и понятийных конструктов А.В.Петровского и В.А.Петровского.

Структурно диссертация состоит из введения, из трёх глав (I - личность педагога в системе музыкально-дидактического взаимодействия; II - исследование возрастных закономерностей эмоционально-образного восприятия музыки; Ш - психологические механизмы воздействия личности на активность эмоционально-образного восприятия музыки учащимися), заключения, библиографии (всего 251 наименований) и приложения, отражающего результаты обработки экспериментальных данных на ЭВМ. Без приложения диссертация имеет объём 133 машинописных страницы.

В качестве общей гипотезы исследования выдвигается предположение о том, что личность педагога в процессе музыкально-дидактического взаимодействия может оказывать влияние на естественную возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей. Основными методами исследования были: естественный эксперимент, проводимый в процессе обучения музыки и метод отражённой субъектности.

Исследование показало следующее:

  1. В дошкольном и младшем школьном возрасте проявляется своеобразный феномен зауко-цветового симультанирования - способность осуществлять в процессе музыкального восприятия при одновременном предъявлении звукового и ряда цветовых стимулов согласование элементов цветового ряда с возникающим эмоциональным состоянием.

  2. Звуко-цветовое симультирование в возрасте 4-8 лет последовательно нарастает: количество "правильных" ответов увеличивается (по годам: 68; 70; 74; 78; 82 %). Звуко-цветовое симультанирование в возрасте 9-II лет постепенно снижается: количество "правильных" ответов снижается (по годам: 68; 53; 48%).

  3. Музыкальное обучение в общем случае незначительно изменяет возрастную динамику звуко-цветового симультанирования. В диапазоне возраста от 10-12 лет наблюдается разброс значений показателей по звуко-цветовому симультанированию.

  4. Личность выступает как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки. В зависимости от личности педагога и особенностей его персоналияированного воздействия процесс развития способности звуко-цветового симультанирования оказывает позитивное или негативное влияние, что изменяет возрастную динамику эмоционально-образного восприятия музыки у детей.

В исследовании выявлены типы личностей педагогов, способные "компенсировать" и "блокировать" непосредственно-эмоциональную активность детей. В последнем случае возможно "ухудшение" "естественной" возрастной динамики 3ЦC.

Оценивая диссертационную работу, следует указать на то, что здесь рассматривается динамика "естественного" феномена звуко-цветового симультанирования в его онтогенетическом движении в двух ситуациях: I. в ситуации "спонтанного взаимодействия ребенка" (по Ж.Пиаже)с посредником, обучающим музыке; 2. в ситуации направленного воздействия на процесс развития способности звуко-цветового симультанирования.

Теоретическим достоинством исследования является не сам факт выявления динамики звуко-цветового симультанирования, а стоящая за этим фактом общая тенденция онтогенеза: I. сензитивность в определенный возрастной период; 2. снижение сензитивности на следующем возрастном этапе в условиях спонтанного взаимодействия ребенка со взрослым; 3. поддержание сензитивности на том же возрастном этапе в условиях взаимодействия ребенка с профессионально, а следовательно, и личностно значимым педагогом.

Достоинством диссертации являются также методы исследования способности звуко-цветового симультанирования. Особенно интересна методика цветовой актуализации эмоционально-образных представлений, предполагающая поэтапное развитие способности звуко-цветового стимулирования. Эта методика прекрасно работает как диагностическая и как формирующая. Она является эффективным средством эмоционально-образного восприятия музыки и творческого воображения.

Анализ рецензируемой диссертационной работы вызывает потребность в интерпретации самого феномена звуко-цветового симультанирования. Подтверждения и объяснение этого феномена физиологами и психологами требуют своего толкования и в момент снижения звуко-цветового симуль­танирования.

Что стоит за фактом снижения звуко-цветового скмультанирования? Регресс или освобождение от более примитивных лсихофизиологических связей?

Зрение и слух как дистантные рецепторы начинают взаимодействовать с ориентировочных сосредоточений новорожденного. Возможно в сензитивный период развития ведущих органов чувств возникают психофизиологические связи, формирующие зрительно-слуховой эйдетизм, который и определяет в последующем предпочитания в звуковой и цветовой сферах.

Последующий период развития зрительно-слуховой сферы требует большей свободы от "естественных" для природы человеческой психики связей. Начинается снижение показателей по звукоцветовому симультанированию. Это наше суждение - обращение к глубинным механизмам явления.

Однако, как бы то ни было, организация звуко-цветового симультанирования для детей в том возрасте, когда идет "естественное" его угасание и подтверждение возможности сохранения этого феномена имеет значение не только для подтверждения (роли) личности педагога в развитии эмоционально-образного восприятии музыки. Организация звуко-цветового симультанирования имеет и терапевтическое значение: при регрессе личности в экстремальных ситуациях катастроф или в ситуации длительной депривеции цвет и музыка являются изначальными катализаторами эмоциональных состояний, которые естественно использовать при реабилитации. Хотелось бы, чтобы диссертант со вниманием отнёсся к нашему анализу тех феноменов, которые содержатся в контексте работы, но пропущены при анализе.

Пожелания касаются скорее будущей монографии, опубликование которой представляется целесообразным.

Хорошее исследование обладает свойством провоцировать вопросы и пожелания. Оценивая работу формально, следует указать, что диссертация отвечает всем требованиям, предъявляемым к кандидатским диссертациям ВАК СССР. Автореферат соответствует содержанию диссертации. Автор диссертации "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися", безусловно, заслуживает присуждения учёной степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07. - педагогическая и возрастная психология.

Доктор психологических наук,профессор

Валерия Сергеевна МУХИНА (подпись заверена 15.10.1990)

Вале́рия Серге́евна Му́хина  — советский и российский психолог, педагог и философ, основатель и руководитель научной школы «феноменология развития и бытия личности». Академик РАО (1992) и  РАЕН, доктор психологических наук (1972), профессор (1973), заслуженный деятель науки Российской Федерации (1992).

Заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета (с 1988 года). Главный редактор журнала «Развитие личности», председатель секции «Развитие личности» Российского психологического общества. Член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование». Член Союза писателей России и Московского союза журналистов.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/Мухина-В-С-Отзыв-на-кандидатскую-диссертацию-И-М-Мирошник

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Ирина Макаровна МирошникКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Coordinator

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Валерия Сергеевна МУХИНА, Мухина В.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.М.Мирошник // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 23.07.2019. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/Мухина-В-С-Отзыв-на-кандидатскую-диссертацию-И-М-Мирошник (дата обращения: 25.04.2024).

Автор(ы) публикации - Валерия Сергеевна МУХИНА:

Валерия Сергеевна МУХИНА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Публикатор
1320 просмотров рейтинг
23.07.2019 (1738 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
16 голос(а,ов)
Похожие статьи
В современном нетемперированном общественном строе доминируют отношения субординации и диалектические законы жесткой конкурентной борьбы, истощающие жизненные ресурсы человека. Поэтому большое значение получила задача создания в санаторно-курортных условиях особой территории комплементарности, на которой доминируют не субординационные, а координационные темперированные отношения, оптимальные для восстановления и расширения жизненных ресурсов, развития способностей человека. Для решения этой задачи в РНШ КППР Мирошник была разработана методология комплементарной психологической помощи, которая, начиная с 1998 года, оказывается в специальных инновационных кабинетах психологической помощи в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Крыма.
1642 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Для развития способностей к синестетической селективной координации, на основе результатов, полученных в диссертационном исследовании (1983-1990 г.г.), И.М.Мирошник был создан новый класс развивающих и оздоравливающих эстетических игр -- синестетические игры по Системе психологической координации с обратной связью. Отличительная особенность таких синестетических игр заключается в том, что они создаются на базе координационной теории высшей нервной деятельности (ВНД) и законе селективной кооординации, а не на законе ассоциации и рефлекторной теории ВНД. Давайте сыграем в такую развивающую и оздоравливающую синестетическую игру под названием «Симфония пяти чувств» и создадим произведение нового синестетического искусства. .
1653 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Симультанный синестетический образ "Музыка красоты", созданный Ириной Мирошник для синестетической музыкотерапии, объединяет комплементарные (взаимодополняющие) и скоординированные художественные образы: изобразительный — картина «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и музыкальный — «Музыка Первичного Океана» Ирины Мирошник. Создание симультанных (от франц. simultane — одновременный) художественных образов в синестетических произведениях определяется как синестетический симультанизм -- новая тенденция персоналистической культуры будущего, проявляющаяся в эпоху цивилизационной синестетической революции. Синестетический симультанизм искусств (синестетика) является разделом новой координационной эстетики, основанной на законах и принципах Координационной парадигмы развития как общенаучной теории координации, альтернативной диалектике, метафизике и эклектике.
1691 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Кузьмина Зинаида Васильевна, Худобина Екатерина Юрьевна. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв утвержден на кафедре психологии УГПИ им. И.Н.Ульянова и представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
1716 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Владимир Федорович Моргун. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации ИРИНЫ МАКАРОВНЫ МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Моргун Владимир Федорович, профессор , кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Полтавского государственного пединститута им. В. Г. Короленко, член Ассоциации психологов Украины , специалист в области психологии личности, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, один из основателей Международной и Украинской макаренковских ассоциаций, автор ряда фундаментальных научных трудов.
1718 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Илья (Ислам) Имранович Ильясов. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации Ирины Макаровны Мирошник "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Илья (Ислам) Имранович Ильясов (род. 7 июня1937, Москва) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, специалист в области психологии образования, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебных пособий по педагогической психологии. В 1995—2004 — заведующий кафедрой педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
1729 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
А.К. Дусавицкий. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ ведущей организации на диссертационную работу Мирошник Ирины Макаровны "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися, представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 - Педагогическая и возрастная психология. Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в НИИ ОПП АПН СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Александр Константинович Дусавицкий (5 мая 1928 года — 24 октября 2012 года) — советский и украинский психолог, доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии личности, теории формирования познавательного интереса, проблем индивидуального развития ребенка.
1732 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Юрий Михайлович ЗАБРОДИН. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации ИРИНЫ МАКАРОВНЫ МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Ордена Трудового Красного Знамени Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования). Юрий Михайлович Забродин — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, основоположник отечественной научной школы современной психофизики, проректор по межведомственному взаимодействию Московского государственного психолого-педагогического университета.
1733 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
В.Н.ДРУЖИНИН. ОТЗЫВ на автореферат кандидатской диссертации И.М.МИРОШНИК "Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися". Отзыв представлен в диссертационный Специализированный совет К-018.03.01 при НИИ ОПП АПН СССР. Защита диссертации состоялась 13 ноября 1990 г. на заседании диссертационного Специализированного совета К-018.03.01 в Научно-исследовательском институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне это Психологический Институт Российской Академии Образования).
1735 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник
Многолетние исследования, проведенные в санаториях Крыма и опубликованные в научной литературе, показали, что методы и средства комплементарной психологической помощи, разработанные в научной школе И.М.Мирошник с учетом глубинных культурно-исторических кодов и традиций многонациональной русской цивилизации, соответствуют культуре Крыма и более эффективны для оказания психологической помощи, чем многие, внедренные на постсоветском пространстве методы и психотехники западных психологических школ.
2022 дней(я) назад · от Ирина Макаровна Мирошник

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
Мухина В.С. Отзыв на кандидатскую диссертацию И.М.Мирошник
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android