Libmonster ID: RU-10166
Автор(ы) публикации: Л. ПОПОВА

Л. ПОПОВА, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИЭ РАН

Агропродовольственная и ценовая политика в условиях глобализации

Агропродовольственная политика, от которой во многом зависит продовольственная безопасность страны, в значительной степени определяет ценовую политику в российском агропродовольственном комплексе (АПК). Из-за пренебрежения этим аспектом экономической политики Россия, располагающая 10% всех мировых запасов пахотных земель, а также половиной черноземных почв мира, остается крупным нетто-импортером сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Уровень самообеспечения продовольствием в нашей стране, в отличие от развитых стран, неуклонно снижается.

Динамика импорта и экспорта продовольствия значительно превышает темпы роста производства отечественной сельскохозяйственной продукции. С одной стороны, высокая зависимость России от импорта отдельных видов продовольствия и сырья существенно снижает ее экономическую безопасность, приводя к преобладанию на внутреннем агропродовольственном рынке зарубежных товаров, продуктов и сервисов. С другой стороны, правительство РФ поощряет экспорт сельскохозяйственной продукции, жизненно необходимой отечественным производителям и потребителям. Россия входит в пятерку ведущих стран - экспортеров зерна.

Финансово-экономический кризис 2008 - 2009 гг. еще больше осложнил ситуацию в отечественном АПК на фоне застарелых проблем, в частности диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. В кризисный период государственная политика в сфере продовольственной безопасности свелась к протекционистским мерам, неэффективным и приводящим к "вымыванию" с рынка импортных продуктов питания. В то же время раньше розничной торговле приходилось ограничивать рост цен на отечественные продукты, чтобы конкурировать с импортом. Однако получивший в последнее время распространение способ сдерживать розничные цены путем административно навязанных "ценовых соглашений" в долгосрочном периоде вряд ли выгоден и производителям, и потребителям. Необходима здоровая ценовая конкуренция, но в нашей стране она остается весьма слабой и не играет стимулирующей роли. Протекционистская политика лишь усугубляет это положение, позволяя отечественным производителям необоснованно повышать цены. Тем не менее на федеральном уровне вопросам протекционистской защиты российских товаропроизводителей по-прежнему уделяют первостепенное внимание. Правительство стремится уменьшить мясной импорт (например, с 1 января текущего года

стр. 79

таможенные тарифы на мясо КРС, поступающее сверх установленных квот, повышены на 60%).

Но соответствует ли протекционистская политика статусу сельского хозяйства как приоритетной отрасли, который был ей придан сначала в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК"1, а затем в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) и Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной 1 февраля 2010 г.? Оба документа ориентированы на усиление роли отечественных производителей на рынке. Основные вопросы, которые вызывают эти директивные документы, связаны с проблемами ценовой политики. Она имеет определяющее значение для развития АПК страны и отношений между агропродовольственными рынками и сетевой торговлей (ритейлом). На ценовую политику оказывает огромное влияние Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - закон "О розничных рынках..."), вступивший в силу 1 марта 2007 г., который кардинально изменил экономический механизм агропродовольственного рынка.

Несомненно, к росту цен на продовольствие приводят тенденции в глобальной экономике. Очевидно, процессы глобализации наложили свой отпечаток и на ценообразование в агропродовольственной сфере страны. Как отмечается в работе "Грани глобализации", "в мировой экономике складывается другая система цен, чем на внутренних рынках отдельных стран. Налоги, пошлины, акцизы, местные особенности производства и потребления, влияющие на пропорции цен в национальном хозяйстве, утрачивают ценообразующую роль в мировой экономике. Соотношение и движение цен здесь оказывается под влиянием факторов, имеющих международную природу"2. Новое явление "агфляция"3 (термин введен в 2008 г.) характерно и для России, но рост агфляции в мире начался раньше, чем в нашей стране.

В 2008 г. рост инфляции (глобальный ценовой бум) наблюдался почти во всех странах мира. По данным аналитиков, в еврозоне она


1 Согласно приоритетному национальному проекту, особая роль отводилась кооперативам. Фермерские хозяйства (К(Ф)Х) и ЛПХ создали новые сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СПоК). В Восточной Европе (например, в Румынии) такие объединения называются ассоциациями. СПоК следует отличать от потребительской кооперации (на торговлю приходится 70% ее деятельности). Став объектами прямой поддержки в рамках приоритетного национального проекта, К(Ф)Х, ЛПХ и СПоК получили субсидированные кредиты.

2 Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003. С. 102.

3 Как считают аналитики Merrill Lynch, главный "макросюрприз" 2008 г. - ускорение мировой инфляции, а не замедление роста экономики. Аналитики Goldman Sachs под "агфляцией" понимают рост цен на аграрную продукцию. Используемый ими индекс цен на продовольствие в 2007 г. вырос на 41% (против 28% в 2006 г.). По их мнению, глобальный дисбаланс спроса и предложения - главная причина скачка продовольственных цен. Растущий спрос со стороны развивающихся рынков поддерживает на высоком уровне цены на сырье и продовольствие. Административное подавление инфляции в ряде развивающихся стран - госконтроль за ценами, запрет экспорта, импорта - приводит к нерациональному распределению ресурсов, что негативно сказывается и на развитых странах, а в конечном счете еще больше подстегивает рост цен (см.: Ведомости. 2008. 8 апр.).

стр. 80

приближалась к 3%, в США на фоне финансового кризиса превышала 4%. В странах с формирующимся рынком и развивающихся странах инфляция доходила до 8% и более. Среди стран БРИК отмечался рост инфляции в Китае, в Индии она превысила 5%. В большинстве стран Восточной Европы темпы инфляции были ближе к европейскому уровню, а в странах - членах СНГ и Балтии - к российскому4. В 2008 г. цены в России (по данным Росстата) выросли за год на 13,3%. При этом больше всего подорожало продовольствие - на 16,3% (17,5% без плодоовощной продукции). Цены на непродовольственные товары повысились лишь на 8%. При рекордном урожае зерна (свыше 100 млн. т) резко подорожали макаронные изделия (на 33,8%), хлеб и хлебобулочные изделия (на 25,9), мясо и птица (на 22,2), подсолнечное масло (на 22,1%). По данным социологов, 2/3 жителей России отмечали, что именно хлеб дорожает быстрее всего5. Возросла стоимость минимального набора продуктов питания. Рост цен замедлился только к концу 2008 г., что было связано с сокращением потребительского спроса и денежной массы (сберегательный эффект вследствие "мягкой" девальвации рубля).

По данным Росстата, к началу IV квартала 2008 г. (когда в России наступил финансово-экономический кризис) основные продукты питания (хлеб, мясо, масло, сахар, рыба и овощи) подорожали в России по сравнению с Евросоюзом в четыре раза. Лишь молоко дорожало в Европе быстрее, чем в нашей стране. К IV кварталу 2008 г. овощи в Европе подешевели на 3,7%. Напротив, в России они стали дороже на 19%. В кризисном 2009 г. темпы инфляции и рост цен на агропродовольственную продукцию вместе со спросом несколько снизились, но инфляция зафиксирована на уровне 8,8%. В январе-апреле 2010 г., по данным Росстата, инфляция в России составила 3,5%, а цены на продукты питания выросли на 4,3%, что в 2,9 раза выше, чем в среднем по странам ЕС (где они выросли на 1,5%). Наиболее сильно подорожали овощи - соответственно на 27,6 и 13,5%. Цены на молочные изделия, сыры и яйца выросли в России на 6,9% (в ЕС снизились на 0,3%), на хлебобулочные изделия и крупы - на 0,9% (снизились на 0,1%), на мясо и мясопродукты - на 0,5% (снизились на 0,2%)6.

Эксперты объясняли аномальную продовольственную инфляцию в нашей стране отсутствием конкуренции на рынке, а также протекционистской защитой отечественных производителей, цены на продукцию которых зачастую превышали мировой уровень7. Большинство зарубежных специалистов не прогнозируют существенного снижения цен на продовольствие на мировых рынках. Ввиду бюджетного дефицита относительно высокий уровень инфляции скорее всего сохранится и в России. При этом опережающий рост цен на продовольствие не удастся остановить, даже если внутрироссийские цены выйдут на среднеевропейский уровень. В России - крупном нетто-импортере продовольствия - цены на импортные товары росли пропорционально удорожанию мировых валют к рублю. Как отмечали участники рынка, из-за роста курса евро и доллара на 20% в начале 2009 г. повысились цены на импортную продукцию: фрукты, мясо, сыры.


4 Независимая газета. 2008. 1 апр.

5 Новые Известия. 2008. 24 сент.

6 NEWSru.com. 2010. 27 мая.

7 Независимая газета. 2008. 24 сент.

стр. 81

Покупательский спрос стал постепенно смещаться на конкурентоспособные отечественные товары.

Импорт продовольствия оказывает неоднозначное влияние на отечественный рынок. С одной стороны, он расширяет выбор для потребителей, создает конкуренцию местным производителям и ограничивает их возможности повышать цены. С другой стороны, продовольственный импорт вытесняет с рынка отечественную продукцию, выступает проводником мировых тенденций удорожания продуктов питания. Для снижения агфляции в стране важно найти правильный баланс между импортом продовольствия и его внутренним производством.

Агропродовольственные рынки в России: тенденции и барьеры

К росту цен на продовольственные товары в нашей стране привела и политика государственного регулирования агропродовольственных розничных рынков. Она отвечала интересам структур, тесно связанных с органами федеральной и местной власти, и была направлена как на освобождение городов от рынков для застройки их территории, так и на ликвидацию неугодных конкурентов.

Так, в Москве в 1999 - 2009 гг. закрыто 162 рынка. Их число уменьшилось с 240 до 78, из них 38 - универсальные, 40 - специализированные (в том числе 21 сельскохозяйственный). До конца 2010 г. должны прекратить работу еще 60 рынков8. До кризиса город был намерен сократить до нуля объемы так называемой неорганизованной торговли. В связи с этим в Москве целенаправленно ограничивали мелкорозничную торговлю на нестационарных объектах (лотки, выездные лавки и др.). Например, в 2008 г. в городе было сокращено 30,8% таких объектов, или 2926 точек нестационарной торговли. Основная цель реорганизации рынков, по мнению городских властей, - создание в Москве цивилизованной системы торговли, полностью контролируемой контрагентами мэрии. На месте закрытых рынков к октябрю 2006 г. было построено 70 современных торговых комплексов. Этот процесс продолжался вплоть до кризиса. "Чисто" сельскохозяйственных рынков становилось все меньше, соответственно сократилось число отечественных производителей, продающих на них свою продукцию, что противоречит практике других европейских стран.

В 2009 г. из-за финансового кризиса в Москве был наложен временный мораторий на закрытие объектов нестационарной торговли и ликвидацию рынков. Однако московские власти намерены вернуться к политике монополизации торговли после выхода экономики из кризиса.

Продолжается начавшийся в 1990-е годы процесс вытеснения рынков монопольными сетевыми структурами. Сложившаяся система, создающая искусственные барьеры в торговле, неуклонно "работает" на поддержание завышенных цен и бьет по среднему классу. Цель торговых сетей - расти любой ценой9. Сетевая торговля препятствует развитию отечественного производства агропродовольственной продукции.


8 Данные замруководителя департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы В. Слепака (см.: Газета.Ru. 2010. 26 мая).

9 Одним из самых удачных для развития сетевой торговли стал 2003 г. Затем торговые сети начали постепенно осваивать регионы России.

стр. 82

Этим тенденциям в сфере рыночной торговли продуктами питания может противостоять российский агробизнес. Например, компания "Столичные овощи", которая создает круглогодичное производство овощей при городах с населением более 1 млн. человек, построила на Южном Урале новый тепличный комбинат. Однако масштабы сетевого ритейла и агропродовольственных рынков не сопоставимы. Агробизнес вынужден принимать условия, диктуемые сетями. У него часто возникают серьезные проблемы с энергоснабжением, он обделен вниманием властей и остается локальным явлением на российском рынке.

Доминируя на рынке торговли продовольствием, торговые сети продвигают прежде всего импортные продукты. Но на их цены, как отмечалось выше, влияет ситуация на мировом валютном рынке. Так, в январе 2009 г. импортеры требовали от торговых сетей менять цены каждые десять дней, а не раз в квартал, как раньше. Это коснулось и российских производителей, которые используют импортные ингредиенты10.

Административная поддержка торговых сетей, насильственное вытеснение с рынков отечественных производителей делают большинство из них неконкурентоспособными. "Неорганизованные" торговцы не могут соблюдать нормы торговых сетей из-за отсутствия соответствующих финансовых возможностей. В результате многие российские товары проигрывают конкуренцию с импортной продукцией.

В ходе обсуждения Закона о торговле широко дискутировалась норма о запрете на получение ритейлерами бонусов от поставщиков, кроме премии за объем, ограниченной 10%. Это могло создать еще одно преимущество для импортеров. Иностранные торговые компании, получая большие бонусы от своих поставщиков, имеют возможность значительно снижать цены на товары, реализуемые в России, ограничивая объем торговли отечественных производителей. На следующей фазе цены будут диктовать уже сетевики-импортеры.

Наносит удар по отечественному рынку и гибкая политика импортеров. Например, Республика Молдова - один из основных импортеров свежих овощей и фруктов в Россию - упростила процедуру экспорта, а лаборатории по сертификации были оснащены современной техникой, что позволило повысить конкурентоспособность молдавских фруктов по сравнению с российскими.

Не способствует развитию производства российского продовольствия и действующее законодательство. Так, закон "О розничных рынках..." в течение продолжительного времени не создавал для отечественных фермеров, владельцев ЛПХ и других граждан, занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, должных условий при распределении торговых мест на рынках11. И хотя был принят Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 116-ФЗ "О вне-


10 Новые Известия. 2009. 23 янв.

11 В частности, в соответствии со ст. 15 (п. 2) закона "торговые места предоставляются... в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством". Но в реальности торговые места им не доступны, в том числе по причине очень высокой цены договора на предоставление торгового места, которую устанавливает управляющая рынком компания (ст. 15, п. 6). Стоимость торгового места для российских и иностранных граждан должна различаться хотя бы потому, что последние не платят налоги. Кроме того, согласно ст. 15 (п. 8), "управляющей рынком компании в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации запрещается создавать дискриминационные условия при распределении торговых мест". Но в действительности это положение не соблюдается.

стр. 83

сении изменений в статью 15 Федерального закона "О розничных рынках..."" (о введении упрощенной формы предоставления торговых мест на рынках для сельхозпроизводителей), это мало что изменило: агропродовольственный рынок по-прежнему остается полностью монополизированным. Самая сложная задача для селян сегодня - реализовать собственную продукцию, хотя с 2007 г. для отечественных сельхозпроизводителей правительство РФ установило квоты - не менее 40% мест на розничных рынках. Их основные партнеры на агропродовольственном рынке - частные посредники и торговцы.

В настоящее время на российском розничном рынке доминируют трудовые (иностранные) мигранты из стран ближнего зарубежья. Правда, в 2010 г. их число должно сократиться на 2 млн. человек. С помощью нового закона о патентах на трудовую деятельность иностранных мигрантов, въезжающих в Россию без визы (его стоимость - 1000 руб. ежемесячно), предполагается упорядочить труд иностранцев.

По мнению председателя Совета Архангельского облпотребсоюза Ю. Лебедева, поддержать селян, оказавшихся в трудном положении, может система областной потребкооперации, но при этом ей самой требуется помощь. Многие эксперты считают, что развитие кооперативного сектора позволит преодолеть негативные тенденции на российском продовольственном рынке. Но в настоящее время кооперация на розничных рынках играет незначительную роль. Хотя закон "О розничных рынках..." предусматривает создание сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляет которыми компания, зарегистрированная "в соответствии с законодательством Российской Федерации в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива" (ст. 3, п. 6), ситуация не меняется. После принятия закона прошло три с половиной года, но сельскохозяйственные кооперативные рынки, по сути, так и не созданы, иными словами, ниша потребительской кооперации занята частниками в сотрудничестве с государственными институтами, силовыми структурами и т. д. (своего рода государственно-частное партнерство).

Согласно исследованиям Российского университета кооперации, частные перекупщики - наиболее активные операторы рынка сельскохозяйственной продукции (на их долю в 2000 - 2004 гг. приходилось 44,3% всех продаж). Эти структуры уклоняются от уплаты налогов и создают нечестную конкуренцию для потребительской кооперации12.

В крупных городах России потребительская кооперация не возрождается, но в российских регионах она получила определенное развитие13. В кризисный 2009 г. из-за снижения покупательной способности населения продолжился спад как в розничной кооперативной торговле, так и в заготовительной и производственной сферах, в бытовом обслуживании. В результате за девять месяцев 2009 г. в целом объем деятельности потребительской кооперации системы Центросоюза РФ уменьшился на 7,4%.


12 Информационный бюллетень МСХ РФ. 2006. N 11 - 12. С. 75.

13 Так, высокие темпы развития характерны для Татарстанского потребсоюза, где в январе - сентябре 2009 г. совокупный объем деятельности возрос в сопоставимых ценах на 12%. Увеличились показатели деятельности в Башкирском, Удмуртском, Волгоградском, Калужском, Воронежском, Смоленском, Североосетинском потребсоюзах.

стр. 84

В советское время потребкооперация, несмотря на попытки огосударствления, оставалась "островком рыночных отношений". Сейчас она объединяет более 10 млн. пайщиков. В ответ на поручение президента РФ Д. А. Медведева более полно использовать потенциал потребительской и сельскохозяйственной кооперации Центросоюз РФ готов предложить комплексную программу совершенствования системы заготовок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции14.

По мнению члена-корреспондента РАСХН А. И. Алтухова, "в современных условиях оказался нарушенным баланс экономических интересов производителей, потребителей и торговых организаций. Почти 80% розничного товарооборота приходится на торговые организации, среди которых ежегодно увеличивается удельный вес крупных торговых сетей, контролирующих более 15% внутреннего рынка, а в больших городах их доля в розничном товарообороте достигает 50%"15. Закон о торговле существенно ограничивает права ритейлеров. Он не только запрещает брать с поставщиков бонусы, но и вводит жесткие сроки оплаты поставленного товара. Сети не могут открывать новые магазины в муниципальном образовании, если их доля на рынке превышает 25%16.

При обсуждении этого закона главным камнем преткновения стало установление торговой наценки, которая в настоящее время доходит до 30 - 40% в отличие от развитых стран Европы (Франция, Испания и др.), где она в большинстве случаев не превышает 15%. Минсельхоз РФ настаивал на введении положения о предельных наценках сетевого ритейла на продовольственные товары. Это требование могло привести к вымыванию дешевых товаров и позднее было снято. Но усилился административный контроль над ценами, осуществляемый вне правового поля.

Стране необходима современная сбалансированная, структурированная агропродовольственная политика, которая четко определяла бы стратегию и тактику государства в этой области. Действующая "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг." не решает всех проблем обеспечения продовольственной безопасности страны. Этим задачам отвечает новая Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая предусматривает значительное сокращение доли импорта, приоритет на внутреннем рынке будет отдан продовольствию российского производства (к 2020 г. оно должно составить не менее 80%). Отметим, что ее положения носят рекомендательный характер, но развивают идеи стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.


14 В соответствии с проектом Центросоюза РФ, крестьянские (фермерские) хозяйства, ЛПХ, сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы, а также индивидуальные предприниматели, работающие на селе, смогут получить прямой доступ к объектам переработки и реализации продукции (без посредников).

15 Вопросы экономики. 2008. N 8. С. 153.

16 В ноябре 2009 г. правительство РФ поддержало принятие ст. 14 рассматриваемого законопроекта (запрещает торговым сетям с рыночной долей 25% любое расширение в рамках границ субъектов Федерации, в том числе Москвы и С. -Петербурга, городских округов и муниципалитетов). Эта статья подвергалась жесткой критике со стороны участников рынка. ФАС и Росстату было поручено уточнить долю ритейлеров. В декабре 2009 г. стало известно о критическом отношении к основным положениям закона со стороны администрации президента РФ, усмотревшей в них ряд нарушений принципов права и коммерческого законодательства.

стр. 85

В Доктрине установлены пороговые значения доли российского продовольствия на внутреннем рынке: зерна - не менее 95%, сахара - не менее 80, растительного масла - не менее 80, мяса и мясопродуктов - не менее 85, молока и молокопродуктов - не менее 90, рыбной продукции - не менее 80, картофеля - не менее 95%. Кроме того, с 15 февраля 2010 г. в России отменена обязательная сертификация пищевой продукции: производитель теперь может сертифицировать товары добровольно.

* * *

Сельское хозяйство стало источником хронической инфляции, которая значительно превышает официальную. Сохранение агропродовольственных рынков помогает сдерживать этот процесс. Чтобы сбалансировать интересы всех участников рынка, нужно реализовать на практике положения закона "О розничных рынках...", создавать сельскохозяйственные кооперативные рынки и соблюдать права мелких отечественных производителей. Выступая 12 февраля 2010 г. на XXI съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), первый вице-премьер В. А. Зубков подтвердил, что российское правительство продолжит работу по созданию сельскохозяйственных рынков в каждом городе и муниципальном образовании.

Развитие кооперации (в первую очередь потребительской) позволит оздоровить ситуацию на агропродовольственном рынке страны. Для этого требуются соответствующие условия, в том числе в области налогообложения. Важно не распространять на потребительскую кооперацию установленный порог доминирования для торговых сетей (это закреплено в новом Законе о торговле в ст. 14.1), передать ей контроль над розничными агропродовольственными рынками, в целом повысить статус кооперативного движения и восстановить в конституционных правах кооперативную собственность. (Так, ст. 45 Конституции Италии гласит: "Республика признает социальную функцию потребительской кооперации, имеющей характер взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон способствует ее росту наиболее подходящими средствами и обеспечивает соответствующий контроль за ее характером и целями"17.) Отметим, что с 2009 г. Центросоюз РФ начал создавать свои торговые сети. Но главное: присутствие государства в сфере торговли должно способствовать развитию процессов рыночного саморегулирования.


17 Коробкин А. Д. Предисловие // Международный опыт кооперативного движения и проблемы кооперации в России. Ч. 1. М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1994. С. 5.


© libmonster.ru

Постоянный адрес данной публикации:

https://libmonster.ru/m/articles/view/ГОСУДАРСТВЕННОЕ-РЕГУЛИРОВАНИЕ-И-ЦЕНОВАЯ-ПОЛИТИКА-В-АПК-РОССИИ

Похожие публикации: LРоссия LWorld Y G


Публикатор:

Sergei KozlovskiКонтакты и другие материалы (статьи, фото, файлы и пр.)

Официальная страница автора на Либмонстре: https://libmonster.ru/Kozlovski

Искать материалы публикатора в системах: Либмонстр (весь мир)GoogleYandex

Постоянная ссылка для научных работ (для цитирования):

Л. ПОПОВА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В АПК РОССИИ // Москва: Либмонстр Россия (LIBMONSTER.RU). Дата обновления: 07.10.2015. URL: https://libmonster.ru/m/articles/view/ГОСУДАРСТВЕННОЕ-РЕГУЛИРОВАНИЕ-И-ЦЕНОВАЯ-ПОЛИТИКА-В-АПК-РОССИИ (дата обращения: 27.04.2024).

Найденный поисковым роботом источник:


Автор(ы) публикации - Л. ПОПОВА:

Л. ПОПОВА → другие работы, поиск: Либмонстр - РоссияЛибмонстр - мирGoogleYandex

Комментарии:



Рецензии авторов-профессионалов
Сортировка: 
Показывать по: 
 
  • Комментариев пока нет
Похожие темы
Публикатор
Sergei Kozlovski
Бодайбо, Россия
927 просмотров рейтинг
07.10.2015 (3125 дней(я) назад)
0 подписчиков
Рейтинг
0 голос(а,ов)
Похожие статьи
По теме ВСО "Анадырь" (Карибский кризис 1962г).. Руководителям РО МООСВИК (Межрегиональной общественной организации Содружество воинов-интернационалистов-кубинцев), Правлению МООСВИК, Делегатам и Президиуму конференции МООСВИК 18.04.2024 г. Обращение председателя правления Пензенской РО МООСВИК, бывшего гв. л-та 79 рп. Бутова В.Г. Комментарии рядового 16 зрп 12 дПВО ГСВК Дмитриева А.А.
2 дней(я) назад · от Анатолий Дмитриев
Стихи, пейзажная лирика, дискотека 90х
Каталог: Разное 
2 дней(я) назад · от Денис Николайчиков
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ НЕБО ВЬЕТНАМА
Каталог: Военное дело 
3 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КНР: ВОЗРОЖДЕНИЕ И ПОДЪЕМ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Каталог: Экономика 
4 дней(я) назад · от Россия Онлайн
КИТАЙСКО-САУДОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI вв.)
Каталог: Право 
5 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКО-АФРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: УСКОРЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Каталог: Экономика 
7 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙСКИЙ КАПИТАЛ НА РЫНКАХ АФРИКИ
Каталог: Экономика 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ. РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ И КРИЗИСА
Каталог: Социология 
8 дней(я) назад · от Вадим Казаков
КИТАЙ: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Каталог: Экономика 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков
China. WOMEN'S EQUALITY AND THE ONE-CHILD POLICY
Каталог: Лайфстайл 
10 дней(я) назад · от Вадим Казаков

Новые публикации:

Популярные у читателей:

Новинки из других стран:

LIBMONSTER.RU - Цифровая библиотека России

Создайте свою авторскую коллекцию статей, книг, авторских работ, биографий, фотодокументов, файлов. Сохраните навсегда своё авторское Наследие в цифровом виде. Нажмите сюда, чтобы зарегистрироваться в качестве автора.
Партнёры библиотеки
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В АПК РОССИИ
 

Контакты редакции
Чат авторов: RU LIVE: Мы в соцсетях:

О проекте · Новости · Реклама

Либмонстр Россия ® Все права защищены.
2014-2024, LIBMONSTER.RU - составная часть международной библиотечной сети Либмонстр (открыть карту)
Сохраняя наследие России


LIBMONSTER NETWORK ОДИН МИР - ОДНА БИБЛИОТЕКА

Россия Беларусь Украина Казахстан Молдова Таджикистан Эстония Россия-2 Беларусь-2
США-Великобритания Швеция Сербия

Создавайте и храните на Либмонстре свою авторскую коллекцию: статьи, книги, исследования. Либмонстр распространит Ваши труды по всему миру (через сеть филиалов, библиотеки-партнеры, поисковики, соцсети). Вы сможете делиться ссылкой на свой профиль с коллегами, учениками, читателями и другими заинтересованными лицами, чтобы ознакомить их со своим авторским наследием. После регистрации в Вашем распоряжении - более 100 инструментов для создания собственной авторской коллекции. Это бесплатно: так было, так есть и так будет всегда.

Скачать приложение для Android